известия вгпу
12. Tolstikova O.V., Savel'eva O.V., Ivanova T.V. [i dr.]. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii obra-zovanija detej doshkol'nogo vozrasta: metod. posobie. Ekaterinburg: IRO, 2013.
Modern educational technologies in the activities of a preschool teacher: theoretical framework and practical application
The article deals with the modern educational technologies in the activities of a preschool teacher. Such concepts as "innovative technology", "educational technology" are under consideration. The most relevant modern educational technologies in the work of a preschool teacher are described, the purpose of their use when working with preschool children is defined in the article.
Key words: innovative processes, innovative technology, educational technology, modern educational technology, preschool educational institution.
(Статья поступила в редакцию 11.09.2017)
А.Г. ВЕДЕНЕЕВ (Волгоград)
педагогическая подготовка менеджера социально-культурной сферы
Доказывается необходимость педагогической подготовки менеджера социально-культурной сферы. Представлена система педагогической подготовки менеджера социально-культурной сферы, описаны элементы данной системы, реализованные в Волгоградском государственном институте искусств и культуры при обучении студентов, а также в процессе повышения квалификации работников социально-культурной сферы. Обоснована эффективность разработанной системы педагогической подготовки.
Ключевые слова: менеджер социально-культурной сферы, система педагогической подготовки.
Современное российское общество отличается стремительными изменениями структуры социальных потребностей и его социальных институтов, требующих овладения системой знаний, умений и навыков, необходи-
мых для реализации разных видов профессиональной деятельности; увеличением информационной нагрузки, что актуализирует потребность в саморазвитии, расширении культурного кругозора граждан страны, умении работать в команде, сотрудничать, развивать культуру и преобразовывать мир в соответствии с нравственно-эстетическими ценностями.
По мнению министра культуры В.Р. Мединского, культура - это пространство, в котором задаются и поддерживаются важнейшие для общества нравственные координаты. Квинтэссенцией культуры, безусловно, является сам человек как ее носитель и творец, и наиболее значимым продуктом его культурного генезиса и социализации выступает его способность быть субъектом социокультурного бытия - быть личностью [6, с. 30].
Основополагающее значение в реализации потребностей социума занимает деятельность менеджера социально-культурной сферы. в среде культуры и искусства нравственно-этические нормы менеджера обязаны быть исключительно чисты, ибо его деятельность соприкасается с чрезвычайно сложной, утонченной и ранимой человеческой натурой, присущей творческой личности. Менеджер-профессионал является педагогом и обязан обучать персонал основным элементам своей профессии. Низкий уровень педагогической подготовки руководителей и менеджеров домов культуры приводит к тому, что они оказываются иногда заложниками шоу-программ, круизов, конкурсов, участниками которых являются люди, имеющие возможность заплатить солидный вступительный взнос, оплатить стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ, к сожалению, их воспитательный потенциал оставляет желать лучшего [2, с. 22].
в связи с этим актуализируется необходимость совершенствования профессиональной подготовки менеджера социально-культурной сферы, ориентированная на усиление его педагогической направленности. Повышение качества профессионального образования и лич-ностно-творческий потенциал менеджера социально-культурной сферы в значительной мере определяют тенденции культурного развития общества (в частности, малых городов и сельских поселений), способствуя созданию единого культурного пространства в соответствии с потребностями развивающегося государства. Процесс приобщения к культуре
О Веденеев А.Г., 2017
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
предполагает создание педагогически социальной среды, ведущую роль в которой играет менеджер социально-культурной сферы, являющийся носителем педагогической компетентности, развитой в результате педагогической подготовки.
Педагогическая подготовка менеджера базируется на четком понимании реализации образовательных и воспитательных функций культурно-досугового учреждения. в связи с этим от менеджера требуется владение знаниями, умениями и навыками организаторской, коммуникативной и собственно воспитательной деятельности; критической оценки культурной информации; использования и оценки эффективного опыта педагогов-руководителей культурных студий, способность преобразовывать окружающую среду в соответствии с нравственно-эстетическими ценностями и потребностями развивающейся личности. необходимость совершенствования подготовки менеджеров социально-культурной сферы подчеркивается в исследованиях л.С. Жарковой, г.л. тульчинского, в.М. чижикова, Е.л. шеко-вой. личностный потенциал специалиста в профессиональном образовании, рассмотренный в исследованиях Е.в. Бондаревской, С.в. куль-невича, т.н. Мальковской, Б.М. неменского, в.в. Серикова, А.П. тряпицыной, и.С. Якиманской, позволяет переосмыслить процесс профессиональной подготовки будущего менеджера социально-культурной сферы и наполнить его педагогическим содержанием.
анализ требований Федерального государственного стандарта высшего образования 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» показывает, что выпускник должен быть готов решать такие профессиональные задачи, как проведение массовой просветительной и воспитательной работы; организация социально-культурного творчества и развивающего рекреативно-развлекательного досуга; помощь в семейном воспитании детей; участие в проведении научных исследований социально-культурной деятельности, участие в педагогическом проектировании инновационных систем социально-культурного творчества, рекреации, организации туристического досуга; преподавание теоретических и практических дисциплин социально-культурной деятельности в системе общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования [7]. Это привело нас к необходимости разработать систему педагогической подготовки менеджера социально-культурной сферы. основными компонента-
ми системы стали авторская модель педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы, семинарские и лекционные занятия по педагогике и психологии, методике преподавания специальных дисциплин, выполнение выпускных квалификационных работ педагогической направленности, курсы повышения квалификации для руководителей, работников, методистов учреждений культуры г. волгограда, г. урюпинска, г. камышина, Михайловского, ольховского районов волгоградской области.
Системообразующим компонентом педагогической подготовки менеджера социально-культурной сферы, на наш взгляд, является его педагогическая компетентность как единство духовно-мировоззренческих, ценностно-смысловых, коммуникативных и деятельност-но-технологических компонентов педагогического знания и опыта, объединенных концептуально развитым, гуманистически ориентированным сознанием педагога [2]. в результате проведенного исследования нами были выделены функции педагогической компетентности менеджера в социально-культурной сфере: смыслопоисковая, креативная, воспитательной поддержки. в ходе разработки авторской модели педагогической компетентности мы опирались на результаты научных исследований современных моделей педагогической деятельности и профессиональной компетентности педагога (л.М. Митина, н.к. Сергеев, в.в. Сериков, в.А. Сластенин); положения деятельностного, средового и лич-ностно ориентированного подходов (А.и. Артюхина, Е.в. Бондаревская, И.А. колесникова, Е.М. Сафронова). в процессе исследования функций педагогической компетентности за основу была взята методологическая установка в.С. Ильина о целостности как определенной качественной полноте, внутреннем единстве рассматриваемого явления, которая выражается в его системности, структурности, устойчивости, обособленности, самостоятельности целого, в его способе существования, в его специфическом качестве [4].
Представление о педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы усиливает необходимость его педагогической подготовки в процессе профессионального образования. для методики проведения лекционных и семинарских занятий ориентирами стали научные положения организации процесса обучения в высшей школе, технология контекстного обучения А.А. вербицкого, гуманистические принципы профессио-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
нального образования, выделенные Н.М. Бо-рытко [1, с. 41]. Положения деятельностного подхода позволяют рассматривать включенность менеджера в разные виды организаторской, методической, научной, инновационной, воспитательной деятельности и анализировать особенности педагогического взаимодействия в указанных аспектах социально-культурной сферы. Поэтому в процессе проведения семинарских занятий по педагогике с будущими менеджерами социально-культурной сферы в волгоградском государственном институте искусств и культуры (ВГИИК) основной акцент был сделан на решении ключевых задач в социально-культурной сфере, таких как саморазвитие населения в процессе воспитательно-направленного досуга, в результате которого формируется критическая оценка разных событий и зрелищных мероприятий, не имеющих ничего общего с эталонами культурного развития. Освоение психолого-педагогических знаний также позволяет студентам подготовиться к реализации воспитательной миссии в профессии менеджера культуры, помогающего населению, особенно сельскому, найти личностный смысл опыта, обретаемого в учреждении культуры, в клубе, секции, студии. Для развития навыков и умений по педагогическому проектированию социально-культурного творчества в педагогическом блоке занятий студенты изучали специфику проектной деятельности, разновидности проектов, логику построения проектов в социально-культурной сфере и разрабатывали собственные проекты. такой вид деятельности студентов способствует развитию креативной и смыслопоиско-вой функций педагогической компетентности и позволяет использовать эффективный опыт педагогов, руководителей культурных студий.
Процесс решения педагогических ситуаций, кейсов со студентами на занятиях по педагогике и методике преподавания специальных дисциплин способствует развитию профессиональных качеств будущего менеджера социально-культурной сферы, таких как эрудированность, умение аргументировать свое мнение и работать с аудиторией, оригинальность и нестандартность мышления, умение управлять людьми и работать в команде, умение выстроить отношения с любым человеком на любой психологической дистанции; понимание правил поведения в обществе, стремление повлиять на общий уровень культуры населения. Взаимодействие студентов друг с другом в процессе анализа предлагаемых ситуаций обеспечивает развитие выделенных функ-
ций педагогической компетентности. особенно ярко проявляется в такой деятельности развитие смыслопоисковой функции и функции воспитательной поддержки. для развития функций педагогической компетентности будущих менеджеров мы также использовали в экспериментальной педагогической деятельности различные активные и интерактивные методы обучения - групповые, игровые, контекстные, ориентирование на освоение профессиональной деятельности в социально-культурной сфере. дискуссионная форма проведения занятия способствует развитию организаторских и коммуникативных умений, культуры отстаивания собственной позиции и учета мнения других участников дискуссии. Работа студентов в процессе написания эссе «Педагог и менеджер: кто они» запускает механизмы развития смыслопоисковой, креативной функций педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы. Креативная функция тесно связана с личностными качествами - настойчивостью, открытостью новому опыту, индивидуальностью, склонностью к риску [5, с. 8].
Педагогическая деятельность со студентами заочного отделения - работниками социально-культурной сферы содержала задания, связанные с анализом воспитательного потенциала и определением педагогических целей проводимых мероприятий. Рефлексия собственной профессиональной деятельности студентов-заочников активизирует развитие смыслопоисковой функции педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы как основы педагогической подготовки. в условиях реализации компе-тентностного подхода используемые педагогические технологии ориентированы на «эффективную коммуникацию и самостоятельность обучающихся [3, с. 11]. Существенное значение для будущих менеджеров социально-культурной сферы имеют знания по педагогике и психологии общения, связанные с пониманием сути общения, видов общения, способов восприятия в процессе общения (идентификации, рефлексии, эмпатии, казуальной атрибуции), которые способствуют развитию коммуникативных умений, необходимых в предстоящей профессиональной деятельности. Создаваемые на занятиях ситуации самопроектирования, преодоления конфликтов, личностного роста усиливают педагогическую направленность подготовки менеджера и актуализируют смыслопоисковую функцию педагогиче-
ской компетентности менеджера социально-культурной сферы. Задания для самостоятельного изучения студентами современных концепций воспитания дают возможность будущим менеджерам приобщиться к различным подходам реализации воспитательной деятельности как ориентира воспитательной поддержки социально-культурной сферы.
По окончании изучения психолого-педагогического блока дисциплин была применена методика неоконченных предложений для 56 вовлеченных в эксперимент респондентов, обучающихся на факультете социально-культурной деятельности. Анализ показал, что наиболее важными аспектами педагогической подготовки для выпускников стали проектирование затруднений, побуждающих студентов к активности, самостоятельному принятию решения, личностному росту, к саморазвитию; актуализация стремлений к достижениям, культурному преобразованию окружающей среды; построение учебной деятельности, требующей взаимодействия, коммуникации, сотрудничества, выбора объектов творчества.
Тематика выпускных квалификационных работ, предлагаемая выпускникам факультета социально-культурной деятельности, была разработана через призму развития педагогической компетентности и ее функций. такая логика способствует развитию смысло-поисковой функции менеджеров социально-культурной деятельности и усиливает педагогическую направленность выпускных квалификационных работ в описании практической части дипломов. традиционное представление о деятельности сельских клубов, центров творчества, клубных студий изменилось в сторону рассмотрения воспитательного влияния на посетителей и активных участников учреждений досуга. Студенты в своих работах исследовали в качестве предмета изучения развитие творческого потенциала, коммуникативной культуры, педагогического взаимодействия в организации досуга, личностных аспектов разных групп населения средствами учреждений культуры. Промежуточные результаты дипломных работ были представлены авторами на конференции в рамках недели науки и творчества на базе ВГИИК.
Для слушателей курсов повышения квалификации (различных категорий работников культуры) мы при разработке модулей по психологии и педагогике также учитывали необходимость усиления педагогической направ-
кие науки -
ленности, что позволило нам в качестве выпускных работ провести защиту авторских проектов, ориентированных на рефлексию собственной деятельности, выделение воспитательного потенциала проводимых слушателями мероприятий и построение собственной педагогической концепции. Для построения собственной концепции слушатели выделяли в своей деятельности педагогическую проблему, формулировали цель концепции, определяли средства достижения поставленной цели, условия эффективности педагогической деятельности и результаты, подтверждающие достижение цели. отдельное место в содержании модулей по психологии и педагогике занимают вопросы, связанные с организацией исследовательской деятельности. Поэтому мы на занятиях предлагали задания по определению методологических характеристик исследования, соотношению и их последовательности, разработке замысла исследования по совершенствованию социально-культурной сферы. В 2016/17 учебном году в результате взаимодействия на курсах с 148 слушателями мы обнаружили повышение интереса разных категорий работников (руководителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, заместителей, методистов) социально-культурной сферы к педагогическим и психологическим знаниям как условию их эффективной педагогической деятельности. особый интерес у слушателей вызвали вопросы педагогического взаимодействия, ценностно-смыслового самоопределения, профессионально-личностного саморазвития в сфере культурного досуга.
Система педагогической подготовки менеджеров социально-культурной сферы ре-ализовывалась нами в деятельности кафедр социально-культурной деятельности и общеобразовательных дисциплин вгИИК, учреждений культуры волгоградской области на протяжении пяти лет и показала устойчивую воспроизводимость результатов, что представляет научно-методический интерес для совершенствования процесса педагогической подготовки менеджеров социально-культурной сферы в системе высшего образования.
список литературы
1. Борытко Н.М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога-воспитателя в системе непрерывного образования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2012. № 11. С. 41-45.
известия вгпу
2. Веденеев А.Г. Формирование педагогической компетентности менеджеров социально-культурной сферы: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009.
3. Ибрагимов Г.И. Инновационные технологии обучения в условиях реализации компетент-ностного подхода // Инновации в образовании. 2011. № 4. С. 4-14.
4. Ильин В.С. Целостный процесс формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение // Целостный подход в учебно-воспитательном процессе: сб. науч. тр. Волгоград: ВГПИ, 1984.
5. Рындак В.Г. Креативная личность как ценность: научно-этическое сопровождение развития // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2016. № 4. С. 7-14.
6. Сериков В.В. личностно развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2016. № 2. С. 30-35.
7. ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»: приказ № 995 Минобрнауки от 11.08.2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1920
(дата обращения: 02.09.2017).
* * *
1. Borytko N.M. Gumanitarnye principy profes-sional'nogo obrazovanija pedagoga-vospitatelja v sisteme nepreryvnogo obrazovanija // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2012. № 11. S. 41-45.
2. Vedeneev A.G. Formirovanie pedagogiche-skoj kompetentnosti menedzherov social'no-kul'tur-noj sfery: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2009.
3. Ibragimov G.I. Innovacionnye tehnologii ob-uchenija v uslovijah realizacii kompetentnostnogo pod-hoda // Innovacii v obrazovanii. 2011. № 4. S. 4-14.
4. Il'in V.S. Celostnyj process formirovanija vse-storonne razvitoj garmonichnoj lichnosti, ego stroenie // Celostnyj podhod v uchebno-vospitatel'nom processe: sb. nauch. tr. Volgograd: VGPI, 1984.
5. Ryndak V.G. Kreativnaja lichnost' kak cennost': nauchno-jeticheskoe soprovozhdenie razvitija // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2016. № 4. S. 7-14.
6. Serikov V.V. Lichnostno razvivajushhee obra-zovanie kak odna iz kul'turologicheskih obrazovatel'-nyh modelej // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2016. № 2. S. 30-35.
7. FGOS VO po napravleniju podgotovki 51.03.03 «Social'no-kul'turnaja dejatel'nost'»: prikaz № 995 Minobrnauki ot 11.08.2016 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1920 (data obrashhenija: 02.09.2017).
Pedagogical training of a manager of the socio-cultural sphere
The article deals with the need for pedagogical training of a manager of the socio-cultural sphere. It presents the system of pedagogical training of a manager of the socio-cultural sphere, describes the elements of the system implemented in the Volgograd State Institute of Arts and Culture in training of students and in the process of training the workers of the socio-cultural sphere. The effectiveness of the developed system of teacher training is proved in the article.
Key words: manager of socio-cultural sphere, system of teacher training.
(Статья поступила в редакцию 11.09.2017)
А.Н. СЛАДКОВ (Волгоград)
средства формирования тендерной культуры будущего учителя истории и обществознания
Подробно рассматриваются средства формирования гендерной культуры будущего учителя истории и обществознания - гендерное просвещение, деловые игры, дискуссии, уроки-тренинги и др.
Ключевые слова: гендерная культура, учитель истории и обществознания, средства.
Гендерное равноправие является сегодня цивилизационным вектором в развитии демократических обществ в мире. Оно представляет важную составляющую стратегий развитых государств и предполагает равное включение мужской и женской социальных групп во все сферы общественной жизни. В Конституции РФ (от 12 декабря 1993 г., 30 декабря 2008 г.), а также в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 5 ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г.) отражены положения о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, предоставлении равных возможностей для их реализации независимо от половой при-
О Сладков А.Г., 2017