УДК 37.015
АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (18) 2011. с. 46-52.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Дзятковская Елена Николаевна
Институт содержания и методов обучения РАО, г. Москва [email protected]
Ключевые слова: экологическое воспитание, виды деятельности, источники отбора содержания, содержательные линии.
Выявлены воспитательные возможности содержания экологического образования по достижению требований ФГОС. Описаны виды деятельности учащихся и источники отбора содержания, обеспечивающие интериоризацию, идентификацию и интернализацию экологических ценностей. Определен воспитательный потенциал содержательных линий экологического образования.
ENVIRONMENTAL EDUCATION AS MEANS OF MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF PERSONALITY Dzjatkovskaja Elena Nicolaevna
Institute of content and teaching methods of RAE
Keywords: environmental education, activities, sources of content selection, meaningful lines.
The content of educational opportunities was revealed to achieve environmental education requirements of national curriculums. The types of student activities and sources of content selection to ensure internalization, identification, and internalization of environmental values were described. Educational potential of substantial lines of environmental education was defined.
В новом государственном общеобразовательном стандарте экологическое образование представлено во всех трех группах программ: предметных; формирования универсальных учебных действий; воспитания (духовно-нравственного развития в начальной школе и социализации и воспитания в основной школе).
Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации ФГОС призваны решать задачи, с одной стороны, развития и личностного роста обучающихся, а, с другой стороны, духовнонравственной консолидации российского общества, укрепления социальной солидарности, повышения уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
В этих целях в Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России включена система базовых национальных ценностей; описание национального воспитательного идеала. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий и отношений между ними:
формирование национальной идентичности — формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
многообразие культур и народов — культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом (для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем; культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия);
межэтнический мир и согласие — единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе (межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран);
социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей,
принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных
объединений и общественных организаций;
базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Проявления преемственности поколений чрезвычайно многообразны. В преемственности выше всего ценится духовная общность людей [3].
Согласно Концепции, базовые национальные ценности образуют систему, которая лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи. К базовым национальным ценностям относят патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, искусство и литературу, человечество и природу (ее разнообразие, эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание).
Однако задачи экологического образования не ограничиваются формированием только ценности природы, а группируется вокруг системы взаимосвязанных базовых национальных ценностей, каждая из которых имеет экологическую составляющую. Соответственно, экологическое воспитание не локализовано в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Оно, базирующееся на системе национальных ценностей, пронизывает весь воспитательный процесс школы, все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Речь идет о национальных духовных экологических традициях народов России, в том числе в области рачительного природопользования, охраны природы, заботы об окружающей среде и своем здоровье; бережливости, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности; о формировании умения им противодействовать; воспитании чувства личной экологической ответственности; законопослушности; мотивации к участию в общественной жизни для решения экологических проблем, укрепления национальной безопасности. Тем самым, экологическое воспитание выступает одним из направлений духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Вопросы экологического воспитания занимают особое место в разработанной РАО Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010 г.). Современное общее экологическое образование определяется в Концепции как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности - экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий как деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении обществом его экологических проблем, исполнению своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов. В концепции говорится, что общее экологическое образование для устойчивого развития (ЭОУР) - современный этап развития экологического образования, базирующийся на ценностях устойчивого (сбалансированного, гармоничного) развития природы и общества; философско-политической стратегии образования для устойчивого развития; теоретических основаниях образования постиндустриального общества, заложенных в концепции Федеральных государственных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС) [8].
Согласно Концепции общего экологического образования для устойчивого развития, экологическое воспитание должно быть направлено на формирование экологической ответственности, приверженности общенациональным ценностям; гражданственности; готовности к соблюдению экологической законности, социальному партнерству, социальной толерантности, соблюдению демократических форм принятия согласованных решений и выполнения совместных действий для комплексного решения социальных и экологических проблем; негативного отношения к любым формам неравенства - экономического, расового, гендерного, возрастного, образовательного характера, как предпосылок неустойчивого развития общества.
Определены деятельностные средства достижения этих результатов: умения составлять оценочные суждения о последствиях деятельности человека в окружающей социоприродной среде, исходя из экологических, нравственных и правовых императивов; проводить самоанализ и самооценку своих действий на основе экологической этики; называть основные принципы экологической этики, примеры их действия; анализировать психологические противоречия, возникающие при их применении и др.
На этапе начальной школы, согласно ФГОС, результаты экологического воспитания предусматривают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Согласно стандарту, личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, а том числе, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки... на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях... , формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, ... бережному отношению к материальным и духовным ценностям [15]. В Программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предусмотрено воспитание основ экологической культуры, а в Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей, пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье.
В документах ФГОС основной школы воспитание российской гражданской идентичности предусматривает решение таких задач экологического воспитания, как формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; формирование экологической культуры.
Согласно ФГОС, экологическое образование в основной школе должно обеспечить: участие обучающихся в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города; осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических, готовности активно им противостоять; формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, убеждённости в выборе здорового образа жизни...; осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения [16].
Программа воспитания и социализации основной школы предусматривает разработку школьной подпрограммы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включающей:
модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды,
описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;
критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно -нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);
планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Таким образом, содержащиеся в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России задачи экологического воспитания конкретизированы в требованиях к личностным результатам образования ФГОС начальной и основной школы и могут быть описаны в таком интегрированном, системообразующем качестве личности, как направленность личности. Экологическая направленность личности - это:
экологически ориентированная ценностно-мотивационная сфера (ценностные ориентации, смыслы, убеждения, мотивы нравственного поведения);
отрефлексированный опыт экологически ориентированного нравственного выбора; готовность следовать эколого-этическим нормам поведения.
От направленности личности зависит ее способность и готовность к решению экологических проблем, к действиям в интересах экологической безопасности для человека и природной среды, устойчивого развития территории. Формирование экологической направленности личности -последовательный, целенаправленный, многоэтапный этап, требующий специального педагогического проектирования содержания экологического воспитания. Решение этой задачи имеет деятельностный и предметный аспекты.
С деятельностной точки зрения, интерес могут представлять выделенные и описанные ранее три модели отбора содержания экологического образования (наукоцентрированная, личность-центрированная, культуроцентрированная), приоритетно развивающие разные виды учебной деятельности обучающихся и отличающиеся источниками отбора содержания [6]. Каждая из моделей имеет свои воспитательные возможности и выступает средством приобщения к базовым национальным ценностям, но реализуя разные их аспекты - когнитивный, эмотивный, волютивный.
Наукоцентрированная модель направлена на развитие у обучающихся, прежде всего, представлений о ценностях. Основной источник отбора содержания - экологическая наука. Подобная модель традиционно использовалась для построения курсов физики, химии, биологии. Она дает возможность реализовать когнитивный план экологических ценностей - транслировать социальные знания о ценностях природы, экологической безопасности и т.д., научно обосновать их сущность и необходимость в прошлом, настоящем и будущем. Решаются вопросы когнитивного запечатления ценности, ее интериоризации, адаптации к ней, присвоения социальной установки, которой личности необходимо следовать. В процессе интериоризации происходит присвоение личностью продуктов общественного опыта и культуры, что, однако, не подразумевает самостоятельной выработки собственных внутренних ценностей.
Личностно-центрированная модель делает акцент на освоении экологически направленной ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочной деятельностей обучающихся, умений саморегуляции. Соответственно, в источники отбора содержания включается экологическая тематика в искусстве, художественной литературе, экологической этике, обыденном сознании, религиях и т.д. Подобная модель нередко используется при построении курсов иностранного языка, литературы, ОБЖ. Она позволяет решать задачу самоидентификации личности по отношению к социальной ценности - сравнения индивидуальной системы ценностных ориентаций с предлагаемой обществом. У обучающихся формируется опыт переживаний и личных отношений к социальным экологическим ценностям. Осваивается эмотивный компонент ценностей. Происходит перевод внешних этических норм во внутреннюю систему ценностей, внешние формы поведения трансформируются во внутреннее содержание, личностный смысл и убеждения
[14].
Культуро-центрированная модель содержания экологического образования направлена на освоение коммуникативной деятельности, приобщение к ценностно-смысловым отношениям и способам практической деятельности, характерным для экологической культуры разных времен и народов. Осваиваются социальные практики гармоничного развития общества и природы, социального полипозиционирования в экологопроблемном поле; экологически ориентированного социального партнерства; экологически направленной нормативно-оценочной, просветительской и культурно-массовой деятельности. Эта модель позволяет решать задачу интернализации экологических ценностей, включения их в мотивационно-волевую сферу, экологическое культуротворчество (волютивный компонент ценности). Обучающийся вовлекается в активные действия по сохранению и возрождению экологокультурных традиций народов России и мира, осмысленному противостоянию духовным потерям, деформациям, деградациям экологических ценностей [6].
Не существует «плохих» и «хороших» моделей отбора содержания. Каждая из них решает свои воспитательные задачи. Наукоцентрированная модель необходима для формирования знаний о сущности той или иной ценности. Личностно-центрированная модель эффективна для решения задач индивидуализации воспитания; определения направлений ее саморазвития; формирования опыта решения внутриличностных конфликтов. Культуроцентрированная модель особенно актуальна в полиэтнических классах, а также в территориях, в которых социальная среда отличается слабостью эколого-культурных традиций (это - практически большинство урбанизированных территорий, с интенсивными миграционными процессами). Она стимулирует самоопределение личности в эколого-культурных ценностях, мотивацию к практическому участию в общественно полезной экологически ориентированной деятельности.
Все три модели экологического образования, не дублирующие друг друга по характеру достигаемого воспитательного эффекта, должны быть представлены в школьном образовании параллельно, но в разном соотношении в зависимости от возраста обучающихся, их контингента, решаемых воспитательных задач.
В предметном компоненте содержания экологического образования его воспитательный потенциал может быть раскрыт через следующие подходы к отбору содержания.
1. От ценности природы - к другим базовым национальным ценностям. Правомерность этого принципа подтверждена работами в области экологической психологии, в которых были выявлены и обоснованы значимые положительные корреляционные связи между формированием ценностного отношения личности к миру природы и формированием ценностей межличностных отношений и культуры [12]. В процессе развивающего экологического воспитания отношение ребенка к природным объектам
опосредствуется его отношением к другим людям и самому себе как к субъектам единой социоприродной экосистемы; это соответствует духу и смыслу не только образования для устойчивого развития, но и исторически сложившихся этнокультурных традиций. Через ценностное отношение к природе формируются другие базовые национальные ценности, в которых опосредованно присутствует ценностное отношение к жизни: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, человечество в целом. Тем самым, экологическое образование может выступать средством комплексной реализации всех направлений воспитательной работы, предусмотренных Программой духовно-нравственного развития и воспитания начальной школы, Программой воспитания и социализации основной школы.
2. От изучения всеобщности связей и отношений в окружающем мире - к выявлению взаимосвязей между базовыми национальными ценностями. Центральная идея содержания экологического образования -идея целостности и всеобщей взаимосвязи («всё связано со всем»). Такая направленность экологического образования позволяет подводить обучающихся к установлению взаимосвязи между базовыми национальными ценностями, способствуя формированию их системы, как одного из условий духовнонравственной консолидации общества и российской гражданской идентичности личности. Возможность такого подхода обосновывается в работах Г.С.Батищева и др., в которых экологическое сознание рассматривается как этико-экологическое по своей природе и вводится понятие этико-экологического воспитания. Подчеркивается, что его нельзя понимать как простой синтез традиционного нравственного воспитания и ознакомления детей с окружающей действительностью. Это - специфическая область воспитательно-образовательного взаимодействия детей и взрослых. У школьника складывается глобальный и целостный образ мира, представления о месте человечества, человека, самого себя в мире, о себе, как полноправном члене общечеловеческой семьи и гражданине мира [11].
Тем самым, смысл современной экологии - не в провозглашении принципа взаимосвязи и взаимопроникновения разноплановых миров живой и неживой природы (как это было в 19 столетии), а в определении специфических, качественно новых характеристик проявления этой взаимосвязи в границах человеческого мира, в пространстве (контексте) человеческой культуры, ее ценностей. Благодаря этому экологическое образование выходит на формирование ценностно-смысловых основ мировоззренческой позиции формирующейся личности. Оно протекает на трех уровнях: познания, переживания, действия, в которых преобразуются и интегрируются в различных формах самоотношение, самосознание, самоизменение, саморазвитие ребенка [9].
3. Осознание специфического для экологического образования объекта ценностного отношения. Специфика воспитательного потенциала экологического образования, как мы полагаем, заключается не в выявлении значений окружающего мира природы для человека и отношений человека к нему (практически все учебные предметы решают эту задачу), а в особом объекте ценностного отношения - экологических связях окружающего мира и, соответственно, критериях оценки таких связей:
их характера (биоразнообразие, многообразие культурного опыта рационального природопользования, выживания в экстремальных ситуациях);
направленности (социальное партнерство; гармоничное развитие общества и природы; биосферосовместимость) и т.д.
Тем самым, в качестве специфического объекта ценностного отношения в экологическом образовании выступает не столько природа как таковая (хотя отношению человека к природе, опосредствованному общественно-культурными детерминантами, всегда придавалось особое значение в экологической проблематике), а экологические связи в мире, их качественные и количественные характеристики. Эта ценность имеет не только общественный, но и индивидуальный характер, более того, она является витальной, связанной с базовыми потребностями безопасности и выживания. Раскрытие значений и личностных смыслов этой ценности - задача системная, метапредметная, выходящая за рамки отдельного учебного курса, образовательной области. Ценностное отношение к качественноколичественным характеристикам экологических связей в мире в содержании экологического образования должно формироваться с опорой на понятия экологических, правовых и нравственных императивов. Эта аксиологическая проблематика - фактор консолидации не только на уровне национальных сообществ и стран, но и на международном уровне [4, 17].
4. Идея общего дома и общих, консолидированных, усилий по его сохранению. Формируется ценность социального партнерства по решению экологических проблем на разных уровнях. Учащиеся получают представление о том, что само бытие сегодня выступает не только как объективная реальность, но и как ценность, заставляя личность, народы, государства переоценивать, переосмысливать свое отношение к объективным экологическим законам [14]. Гуманистические, экологические ценности - потенциальная основа для консолидации усилий народов разных стран по решению общих для всех экологических проблем, для широкого социального партнерства [9, 10].
У обучающихся формируется ценность экологических приоритетов в международной политике разных государств и деятельности ООН; ценность экологического образования и просвещения, которые рассматриваются мировым сообществом как общая платформа, на которой выстраивается образование для
устойчивого развития, платформа, опирающаяся на общие для всех живущих на Земле экологические ценности.
5. Включение в содержание экологического образования национального эколого-культурного опыта, как средство укоренения в культуре народов России. Эколого-культурные ценности и смыслы являются аксиологическим стрежнем любой культуры, а отношение людей к окружающей их природе определяет уровень развития культуры в целом. Отношение человека к природе, а через нее к самому себе, всегда выступало доминантой традиционных этнокультур. В специфическом отношении людей данной культуры к природному миру концентрированно представлены их способы мировосприятия, миропонимания, мироотношения [1, 7]. Обращение к этнокультурным традициям способствует «укоренению» личности в культурных традициях народов России, осознанию своей сопричастности с многонациональной культурой цивилизации, формированию этнической идентичности. Использование мифов, легенд, сказок, пословиц и поговорок, одухотворённых и очеловеченных образов природы способствует активному присвоению общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Традиции, идущие из исторических глубин национального самосознания, оказываются фундаментальным капиталом народа, фактором его идентичности и целостности. Традиции влияют на формирование личности в силу преемственности, устойчивости, своего эмоционального характера, фиксируют стереотипные требования к поведению личности в обществе. Привитие детям лучших эколого-культурных традиций не только своего, но и другого народа непременно скажется на восприятии родной культуры, осознанного отношения к своим истокам. Заложенные в экологических традициях этические нормы - бережливость, экономность, заботливость, сочувствие, взаимопомощь и т.д. - призваны обеспечить выживание в сложных, изменчивых условиях. Большинство национальных традиций несут в своей сердцевине идею гармонии человека с природой и неразрывности отношений людей друг с другом внутри социальной общности [3]. Использование традиций в преподавании позволяет устанавливать связи народных экологических традиций с достижениями науки, вскрывать глубинные связи национального и интернационального, связь экологических традиций коренных народов с местными условиями проживания. Учащиеся начинают глубже понимать современные тенденции развития экологической культуры, опасность бездумной трансляции экологических традиций из одной местности в другую; выявляют роль народных экологических традиций в формировании культуры гармоничного развития общества и природы.
6. Поликультурное воспитание. Оно направлено на подготовку к жизни в многокультурном обществе и осуществляется на основе универсальных нравственных ценностей, сложившихся в ходе развития человечества. Это, прежде всего, представления о добре, красоте, истине, любви, имеющие общечеловеческую значимость, т.е. принимаемые и разделяемые большинством людей во все времена.
Формируются ценности культурного многообразия мира, как условия его выживания в условиях глобального экологического кризиса; отношение к процессам глобализации-регионализации с точки зрения выживания человека на Земле и сохранения его культуры. Воспитывается уважительное отношения к разным национально-культурным экологическим традициям, имеющим гуманистическую направленность. Развиваются умения межкультурного, межнационального взаимодействия. При этом поликультурный характер компонентов содержания общего экологического образования достигается на трех уровнях: общем, особенном и единичном, отражая тот факт, что современный школьник является центром пересечения и носителем нескольких культур: собственной этнической, общероссийской и мировой. Это ставит соответствующие уровневые задачи формирования его идентичности [10].
7. Воспитательный потенциал содержательных линий экологического образования. Воспитательный потенциал предметной составляющей общего экологического образования по-разному реализуется в его трех содержательных линиях - экологии природных систем, экологии человека и социальной экологии, делая акценты либо на ценности сохранения качества окружающей среды, необходимого для поддержания жизни; либо на ценности сохранения жизни и здоровья человека; либо на ценности гармоничного развития общества и природы. Содержательные линии экологического образования соотносятся с ключевыми вопросами образования для устойчивого развития: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем рядом я живу" и "когда я живу" (взаимодействие во времени и в пространстве, диалог культур)
Каждая из трех содержательных линий экологического образования вносит вклад в решение задач духовно-нравственной консолидации нашего общества.
Так, в содержательной линии «экология природных систем» формируются ценности жизни во всех ее проявлениях; ценностное отношение к экологическому императиву, как объективному ограничителю деятельности человека; ценность всеобщности экологических связей в их многообразии (биоразнообразие, культурное разнообразие); ценность качества окружающей среды; ценность любых природных ресурсов, даже не являющихся дефицитными.
В содержательной линии «экология человека» формируется ценность нравственного императива взаимоотношения человека с природой; экологической ответственности личности; трудовой активности в интересах повышения качества окружающей среды и качества жизни человека.
В содержательной линии «социальная экология» формируется ценность поликультурного опыта применения экологического, нравственного и правового императивов в области природопользования,
гармонизации экологических, экономических и социальных интересов общества, экологического проектирования и социального партнерства для решения экологических проблем.
Описанные воспитательные возможности предметно-деятельностной конструкции содержания экологического образования позволяют целенаправленно и комплексно решать задачи, сформулированные в воспитательных программах ФГОС и Концепции общего экологического образования для устойчивого развития.
Литература
1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. пособие. - М. : ТК Велби, Проспект, 2004. -
316 с.
2. Ахиезер А.С. Культура и экологическая проблема // Экология и культура: методологические аспекты. - Ставрополь : Ставроп. пед. ин-т., 1982. - С. 93-106.
3. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. М., 2001. 156 с.
4. Глазачев С.Н. Сохраним ценности экологической культуры // Начальная школа. - 1998, №2. - С. 13-17.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Посвещение, 2009. - 90 с.
6. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Модели содержания экологического образования // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 32-40.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология : Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -
476 с.
8. Концепция общего экологического образования для устойчивого развития. - http://raop.ru
9. Мантатов В.В. Особенности экологической этики. - Улан-Удэ : БГУ, 1988. -165 с.
10. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. - М. : Мысль,1997. - 144 с.
11. Отношение школьников к природе / Под ред. И.Д Зверева, И.Т. Суравегиной. М. : Педагогика, 1988. - 171 с.
12. Панов В.И. Введение в экологическую психологию. Часть 1. - М.: МНЭПУ. 2001. - 144 с.
13. Петровский А. В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб. : Питер, 2000. - С.75-83.
14. Cубетто А.И. Введение в неклассическое человековедение. - СПб. - Кострома : КГУ им. Некрасова; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2000. - 370 с.
15. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. -http://standart.edu.ru
16. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. -http://standart.edu.ru
17. Фролова Т.В. Экологическая культура как часть общечеловеческой культуры // Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. - М.: АПН СССР, 1989. - С.68-98.