УДК 658
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected] ) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova [email protected]) Лукина Оксана Алексеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье представлено описание эффективной методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей в разрезе конкретных критериев и показателей. Эффективная методическая деятельность рассмотрена в статье как обязательное условие стратегического развития образовательного учреждения и механизм инновационных преобразований как педагогического, так и организационного характера. Критерии и показатели эффективности методической деятельности представлены и раскрыты с позиций руководства образовательного учреждения, с позиций педагогического коллектива и с позиций обучающихся. Обоснована необходимость инновационного преобразования методической работы в учреждениях дополнительного образования детей.
Ключевые слова: критерий, показатель, эффективность, методическая деятельность, дополнительное образование детей
Введение
В современных условиях значение методической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей возрастает и приобретает новые функции и смыслы в контексте Концепции развития дополнительного образования детей [1, 2]. Методическая деятельность является в настоящее время органичным механизмом поддержки и обновления дополнительного образования, позволяя ему решать поставленные задачи.
При этом методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования по сей день остаётся достаточно инертным видом деятельности в плане использования новых технологий и форм работы. В первую очередь, это связано с хроническим недостатком финансирования, недопониманием многими руководителями роли методической деятельности в развитии образовательной системы, невысокой профессиональной квалификацией методистов [4, 5]. С этим связан тот факт, что зачастую методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей направлена на обеспечение образовательного процесса требуемыми формальными документами и не способствует реальному повышению эффек-
тивности педагогической работы и профессиональному развитию педагогов. Кроме того, многие образовательные учреждения, встав на коммерческие рельсы, не уделяют методической работе должного внимания [1].
Все это свидетельствует об актуальности изучения и систематизации эффективности методической деятельности, конкретных критериев и показателей, которые актуальны в современных условиях.
Методика исследования
Изучение тенденций и технологий корпоративного обучения проведено с использованием общетеоретических методов (систематизации и анализа публикаций по данному вопросу), статических методов (обобщение статических данных, представленных в сети Интернет, о состоянии корпоративного обучения в России).
Результаты и обсуждение
Определяя методическую деятельность как целостную систему действий и мероприятий, направленных на внедрение достижений педагогической науки в практику, ориентированных на развитие творческого потенциала педагогов, и обеспечивающих в результате рост качества и эффективности образовательного процесса, повышение уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся [3, 9].
Видами методической деятельности как комплексного и сложного вида профессиональной деятельности выступают:
— деятельность по самообразованию;
— деятельность по организации и проведению методических исследований;
— деятельность по изучению и систематизации передового опыта обучения и воспитания;
— деятельность по созданию методической продукции;
— деятельность по обучению и развитию педагогических кадров;
— деятельность по методическому руководству и методической помощи;
— методическая коррекция [8].
Методическая деятельность играет важную роль в развитии дополнительного образования за счет того, что именно этот вид деятельности поддерживает внедрение разнообразных педагогических, организационных, содержательных, технологических новшеств в образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей. Для достижения этой цели методическая деятельность, реализуемая в системе дополнительного образования детей, должна быть целенаправленной и эффективной.
Эффективная методическая деятельность учреждения дополнительного образования детей способствует достижению учреждением дополнительного образования детей, позволяет ему непрерывно изменяться и развиваться.
Многогранность и сложность методической деятельности обуславливают отсутствие единого подхода к критериям и показателям оценки её эффективности. Оценка эффективности методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей должна проводится, на наш взгляд, с нескольких позиций:
- с позиций образовательного учреждения и целей его стратегического развития;
- с позиций педагогического коллектива учреждения дополнительного образования, использующего непосредственные результаты методической деятельности в повседневной работе;
- с позиций обучающихся по программам дополнительного образования, которые оценивают качество предоставления образовательной услуги и организации образовательно-воспитательного процесса.
Раскроем эти критерии подробнее.
С позиций учреждения дополнительного образования детей эффективная методическая деятельность предполагает создание определенных условий, поддерживающих как текущую деятельность, так и задачи стратегического характера. Достижение последних связано с обеспеченностью образовательного процесса необходимыми методическими материалами, наличием инновационного задела (осмысленными инновационным педагогическим опытом, который может быть с успехом применен на практике), существованием в учреждении реальных условий для внедрения педагогических и организационных новшеств.
С позиции педагогического коллектива методическая деятельность является эффективной тогда, когда формирует механизмы профессионального развития каждого из её членов. Это выражается в ясности целей профессионального развития, возможности планировать как формальное, так и неформальное обучение, внедрении элементов проектного управления для решения разнообразных задач, активном участии в различных мероприятиях, позволяющих продемонстрировать собственные достижения и обогатиться новым опытом.
С позиций обучающихся по образовательным программам методическая деятельность должна быть также оценена, поскольку именно уровень освоения образовательной программы, прогресс в интеллектуальном, физическом, нравственном, эстетическом и пр. развитии составляет цель дополнительного образования детей. Для обучающихся и их родителей важно иметь представление о том, чему и как они обучаются, какие перспективы открываются перед ними, как можно продолжить обучение, а также важна информационная открытость и доступность образовательных программ.
Критерии оценки эффективности методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Критерии и показатели эффективности методической _деятельности в учреждении дополнительного образования детей_
Критерий эффективности Пример проявления критерия эффективности
Критерии с позиции образовательного учреждения
1. Обеспеченность образовательного процесса методическими материалами, в т.ч. в электронном формате Обеспеченность всех образовательных программ требуемой методической документацией
2. Качество разработки методических материалов, используемых в образовательном процессе Все методические материалы оформлены в соответствии с требованиями образовательных стандартов
3. Организация исследовательской, опытно-экспериментальной, инновационной деятельности Мероприятия исследовательского, опытного, инновационного характера проводятся регулярно
4. Наличие дополнительных программ и проектов, в т.ч. для взрослого населения Действуют и обновляются программы дополнительного образования для взрослых
5. Издание востребованных методических материалов, в т.ч. в электронном формате Все методические разработки представлены в печатном виде / на сайте учреждения
6. Использование технологии электронного документооборота Все методические документы утверждены в соответствии с правилами документооборота
Критерии с позиции педагогического коллектива
1. Разработанный план повышения квалификации и профессионального развития педагогов План повышения квалификации охватывает всех педагогов учреждения
2. Наличие действующей системы методического сопровождения образовательного процесса Разработаны регламенты методического сопровождения
3. Наличие индивидуальных планов профессионального развития у педагогов Все педагоги имеют индивидуальные планы профессионального развития
4. Наличие системы поддержки участия педагогов в конкурсных мероприятиях различного уровня Разработаны регламенты методического сопровождения участия в конкурсных мероприятиях
5. Организация мероприятий по развитию благоприятного психологического климата в педагогиче- Действует план мероприятий по совершенствованию психологического климата
ском коллективе
Критерии с позиции обучающихся
1. Использование диагностических материалов для определения уровня подготовленности поступающих на образовательные программы Разработаны диагностические материалы для оценки уровня подготовленности поступающих на все программы
2. Организация мониторинга достижений обучающихся Мониторинг достижений обучающихся проводится регулярно
3. Информационная открытость и доступность учебно-методических материалов Все методические материалы размещены на официальном сайте учреждения и регулярно обновляются
4. Наличие системы мониторинга образовательных достижений обучающихся Система мониторинга образовательных достижений обучающихся охватывает всех воспитанников и регулярно обновляется
5. Наличие мониторинга удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образовательных услуг Мониторинг удовлетворенности качеством проводится регулярно
Следовательно, оценивая эффективность методической деятельности учреждения дополнительного образования детей необходимо опираться на ряд критериев и показателей, которые определяют:
1. Способность образовательного учреждения аккумулировать и расширять педагогический опыт, осваивать разнообразные инновации и воплощать их в своей деятельности;
2. Условия поддержки педагогического коллектива в профессиональном развитии, позволяет выстраивать индивидуальные траектории профессионального роста;
3. Наличие условий для диагностики обучающихся и поддержки их развития на всех этапах обучения;
4. Возможность формирования целостной системы мониторинга достижений всех участников образовательного процесса;
5. Возможность демонстрировать результаты обучения и выявлять противоречия и трудности образовательного процесса для его дальнейшего совершенствования.
Выводы и заключение
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что оценка эффективности методической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей не может быть осуществлена по нескольким критериям, т.к. обеспе-
чивает итоговую эффективность всех направлений работы таких учреждений.
Совершенствование методической работы в учреждениях дополнительного образования детей должно осуществляться посредством создания универсальных механизмов вовлечения всех участников образовательного процесса в различные виды деятельности, в т.ч. инновационные, обеспечения широких гибких возможностей для поддержки каждого обучающегося и педагога.
Список литературы
1. Борисова Е.В. Современные подходы к научной-методическому обеспечению деятельности педагогов дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. 2010. No 4 (23). С. 168-170.
2. Булганина С.В, Булганина А.Е., Прохорова М.П., Сульдина В Я. Отношение педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности// Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. №7 (33). Т. 1. 2018. С. 63-6
3. Василевская Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005.
4. Железнова, Л.Б. Результативность и качество деятельности в сфере дополнительного образования. Оренбург, 1998.
5. Ильина Т.В. Методическое обеспечение и проблема эффективности системы дополнительного образования детей // Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. Ярославль, 1997.
6. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) // Собрание законодательства РФ. 15.09.2014, № 37, ст. 4983.
7. Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Эффективность управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей// Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. №7 (33). Т.2. 2018. С. 28-34.
8. Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей// Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2.
9. Поволяева М.Н. Научно-методическое и информационное обеспечение системы ДОД // Вестник образования России. 2007. N 20.
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Lukina Oksana Alekseevna, student,
CRITERIA AND INDICATORS OF EFFICIENCY EVALUATION METHODOLOGICAL ACTIVITIES OF THE INSTITUTION ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN
Abstract. The article describes the effective methodological activities in the institution of additional education of children in the context of specific criteria and indicators. Effective methodological activity is considered in the article as a prerequisite for the strategic development of an educational institution and a mechanism for innovative transformations of both a pedagogical and organizational nature. Criteria and indicators of the effectiveness of methodological activity are presented and disclosed from the standpoint of the management of the educational institution, from the standpoint of the teaching staff and from the standpoint of students. The necessity of innovative transformation of methodological work in institutions of additional education for children is substantiated.
Keywords: criterion, indicator, efficiency, methodical activity, additional education for children.