КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
КУЗНЕЦОВА В.Н.
Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение учащейся молодежи относятся к числу «вечных» педагогических проблем, имеющих актуальное значение как для каждого, отдельно взятого человека, так и для общества в целом. Это обусловлено самим назначением школы: дать подростку не только основы знаний наук, но и, что, пожалуй, более важно, помочь ему сориентироваться в мире профессий, сделать осознанный и верный выбор «своей» будущей профессиональной деятельности.
Насколько эффективна работа школы в этом направлении? Как оценить результаты деятельности педагогов по профессиональному самоопределению подростков? Эти и другие подобные им вопросы всегда возникают, как только мы пытаемся проанализировать сделанное, выработать предложения по «реформированию», «активизации», «повышении» и т.п. Нельзя что-либо «реформировать», «активизировать» и «повышать» если нет простых, понятных и объективных критериев оценки педагогического действия в каком-либо направлении, в то числе и в работе по профессиональному самоопределению подростков.
Эффективность любого процесса оценивается с помощью критериев и показателей. Критерий (греч. criterion) - признак, по которому классифицируются, оцениваются педагогические факты, действия и явления. Критерий является качественной характеристикой эффективности. Количественным выражением критерия являются показатели, с помощью которых можно замерить степени сформированности того или иного критерия.
В настоящее время имеются разные подходы к выделению критериев и показателей эффективности формирования профессионального самоопределения школьников. Так, Е.А. Климовым [3, с. 63-64] обоснованы следующие показатели, характеризующие процесс профессионального самоопределения: информированности учащихся о существенных сторонах, обстоятельствах, основаниях выбора профессии; сформированности интересов и склонностей; возникновение специфических взаимоотношений с родителями, товарищами, представителями различных профессий, учителями; образование новых качественных синтезов в самосознании; построение личных профессиональных планов.
Как видим, часть перечисленных показателей характеризует информационно ориентированную сторону деятельности учащегося, часть - практическую.
Некоторые авторы [4,5] динамической характеристикой профессионального самоопределения считают способность к выбору профессии. Основой её оценки является представление о трех компонентах образа «Я»: когнитивном - «Я знаю», эмоционально-оценочном - «Я отношусь», поведенческом - «Я действую». Оценка способности к выбору профессии определяется по следующим показателям: индексу самоанализа; индексу анализа профессии; индексу полноты охвата требований профессии к человеку. При этом общий показатель способности к выбору профессии определяется путем сложения этих индексов и деления суммы на три. Такой подход является модификацией F-теста С. Фукуяны [7, с. 18-20]. Следует, однако, отметить, что способность к выбору профессии не включает в себя готовность школьников к реализации профнамерения, что снижает объективность оценки профориентационного воздействия.
Большинство исследователей считают, что с позиций личностного подхода профессиональным критерием эффективности формирования профессионального самоопределения является готовность к нему.
Конечно, в младшем, среднем и старшем школьном возрасте закладываются лишь основы самоопределения, окончательное его становление происходит в процессе профессионального обучения и трудовой деятельности под влиянием комплекса факторов социальной среды. Однако нельзя не согласиться с мнением тех ученых (А.Я. Журкина, С.Н. Чистякова и др.), которые считают, что «есть ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых оказывается сенситивным определенный этап возрастного развития» [6, с. 181]. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профессионального самоопределения, что приводит к тому, что значительной части школьников так и не удается достичь необходимого уровня готовности к профессиональному выбору. Готовность к профессиональному самоопределению ими определяется как устойчивая целостная система профессионально важных качеств (ПВК) личности.
Авторы исходят из того, что индивидуальная стратегия профессионального самоопределения включает три основных бока: образование и самообразование; самопознание; самореализация школьника как субъекта процесса самоопределения.
Образование и самообразование выступают в качестве накопления знаний, включающих знания о различных профессиях. Самопознание происходит как в широком плане (образ Я), так и целенаправленно (выявление профессионально важных качеств). Самореализация может осуществляться как активное участие в любых видах деятельности, увлеченность творчеством и конкретной предметной деятельностью.
Исходя из этого, ими выделяются следующие критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: когнитивный (знания о профессиях, своих профессиональных качествах, путях профессионального самоопределения); мотивационно-потребностный (положительное отношение к профессиональной карьере, адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, творческое отношение к деятельности, сопутствующей профессиональному самоопределению, оценочные суждения о своих действиях по подготовке к профессиональному самоопределению); деятельностно-практический (способность к самореализации, пробе сил, ориентация на творчество (креативность), умение получить профконсультацию, способность к самосовершенствованию).
По мнению большинства ученых, определяющими этапами профессионального самоопределения в ходе школьного обучения являются 5-7 и 8-9 классы. В 5-7 классах происходит активное формирование профессиональной направленности, в 8-9 классах профессионального самосознания подростков [2,5,6,8]. У подростков (5-7 классов) важно сформировать осознание собственных интересов, способностей и профессионально-ценностных ориентаций. При этом надо иметь в виду, что для подростка будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь самореализации, раскрытия своих возможностей.
Особенности социально-психологического развития подростков проявляются в формировании у них чувства взрослости, в новой позиции по отношению к себе, окружающим и миру в целом. По своему складу подростки - общественники, они стремятся к самоутверждению в коллективе, желают быть признанными, принятыми в своей социальной группе. В силу психологических особенностей этого возраста формирование нравственной основы общения становится предпосылкой самореализации и самоутверждения подростка в коллективе и его профессионального самоопределения. При этом главным становится воспитание общественно ценной мотивации деятельности, потому что именно в этом возрасте наиболее успешно происходит формирование мотивов труда на общую пользу как доминирующих побуждений. Если этот этап упустить, то может появиться опасность несбалансированности между формированием предприимчивости и желанием заниматься общественно полезной деятельностью. Вместе с тем, для профессионального самоопределения подростков принципиальное значение имеют те виды деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, о младших и людях пожилого возраста.
Учащихся 8-9 классов необходимо целенаправленно информировать о различных профессиях, перспективах профессионального роста, знакомить с научными основами выбора профессии, сформировать умения адекватно оценивать себя в соответствии с требованиями избираемой профессии. Все это должно способствовать формированию осознанного профессионального намерения.
Исходя из такого понимания мы предлагаем следующие критерии и показатели работы педагогов по профессиональному самоопределению подростков (см. табл.1).
Таблица 1. Критерии и показатели сформированности профессионального самоопределения у подростков
Критерии Показатели
5 -7 классы
Когнитивный 1. Знание многообразия профессий. 2. Знание о привлекающей профессии (содержание труда, требование к человеку, спрос на рынке труда). 3. Знание о состоянии своего здоровья и отклонении в нем.
Мотивационно- потребностный 1. Осознание необходимости труда для жизни человека и развития общества. 2. Понимание роли правильного выбора профессии в жизни человека. 3. Представление о своих интересах и профессионально важных качеств (трудолюбия, дисциплинированности, исполнительности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели и преодолении трудностей). 4. Представление о профессиональном идеале. 5. Сформированность общественно ценных мотивов труда и профессионального самоопределения.
Деятельностно- практический 1. Проявление профессионально важных качеств: трудолюбия, дисциплинированности, самостоятельности, творческого отношения к делу, настойчивости. 2. Проявление своих интересов и склонностей (факультативы, кружки, занятия по интересам). 3. Предварительный выбор будущей профессии.
8 -9 классы
Когнитивный 1. Знание научных основ профессионального самоопределения. 2. Знания способов классификации профессий. 3. Знание формулы предпочитаемой профессии (предмета, цели, содержания, условий и орудий труда). 4. Знание путей реализации преднамерений и перспектив профессионального роста.
Мотивационно- потребностный 1. Потребность в адекватном профессиональном самоопределении. 2. Осознание своих профинтересов и профессионально важных качеств. 3. Адекватная самооценка своих профессионально важных качеств. 4. Сформированность системы личностно и социально значимых мотивов профессионального самоопределения.
Деятельностно- практический 1. Сформированность обоснованного профнамерения (основного и запасных вариантов), согласованность его с родителями. 2. Проявление волевой активности в профессиональном самоопределении (изучение научных основ профессионального самоопределения, стремление получить консультации, выполнение творческих проектов и профессиональных проб). 3. Умение осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
Данные критерии позволяют определить уровни сформированности профессионального самоопределения
у подростков, осуществлять контроль и коррекцию этой деятельности на всех этапах обучения школьника в
среднем общеобразовательном учебном заведении.
Список литературы
1. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев: Наукова думка, 2001. - 144 с.
2. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов-слушателей
факультетов общественных профессий / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1988. - 272 с.
3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 512 с.
4. Концепция профессионального самоопределения молодежи: Проект (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова и др.) // Педагогика. - 1993. - № 5. - С. 33-37.
5. Кухарчук, А.Н. Профессиональное самоопределение учащихся / А.Н. Кухарчук, А.Б. Ценципер. -Минск: Нар. асвета, 2000. - 128 с.
6. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных
этапах: Книга для учителя / Под ред. А.Я. Журкиной, С.Н. Чистяковой. - Кемерово: Кемеровский обл. ИУУ,
1996. - 149 с.
7. Фукуяма, С. Теоретические основы профессиональной ориентации / С. Фукуяма. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 108 с.
8. Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи (под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной) / С.Н. Чистякова. - М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993. - С. 3-10.