УДК 373.6
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
М.В. Ретивых
В статье на основе развивающей концепции обосновываются процессуальные и результативные компоненты профессионального самоопределения, и раскрывается содержание подготовки к профессиональному самоопределению младших школьников, подростков и старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профессиональная направленность; профессиональное самосознание; профессиональное призвание; профессиональное намерение.
Подготовка человека к профессиональной деятельности всегда являлась важной социально-педагогической проблемой, от решения которой во многом зависит уровень экономического и культурно-технологического развития общества. Кроме того, профессия оказывает большое влияние на образ жизни, тип мышления, нравственные качества и поведение человека.
В условиях создавшегося рынка труда резко обострилась проблема подготовки конкурентоспособных, функционально грамотных, профессионально компетентных и мобильных специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде.
Однако значительная часть современной молодежи оказалась неподготовленной к жизнедеятельности и профессиональному самоопределению в новой социально-экономической ситуации. Утрачивается культ трудолюбия и профессионализма, идеальный образ профессионала зачастую подменяется идеальным образом жизни, произошла переоценка нравственных ценностей. Имеет место тенденция, характеризующаяся потребительством, стремлением «делать деньги» любыми методами и ценой.
Проведенные нами исследования показывают, что 60% старшеклассников имеют неустойчивые профессиональные интересы, около 70% школьников не знают своих профессиональных способностей, 50% выпускников общеобразовательных школ не имеют осознанного профнамерения. Это приводит к тому, что в профессиональные учебные заведения часто попадают случайные молодые люди, у которых нет стремления и возможности овладеть избранной профессией в совершенстве.
Таким образом, возникло противоречие между необходимостью наличия у современной молодежи высокого уровня готовности к адекватному профессиональному самоопределению и реальным состоянием этой готовности.
Подготовка к профессиональному самоопределению должна осуществляться на научной основе. Следует отметить, что длительное время в профессиональной ориентации господствовали две теории: диагностическая и воспитательная. Диагностическая теория (концепция профессионального руководства) была сформулирована в 1908 году Ф. Парсоном. Эта концепция исходила из того, что свойства индивида в течение времени не изменяются и сводила профориентацию к определению пригодности человека к той или иной профессии.
Позже исследователи установили связь между успешностью профессиональной деятельности и мотивами труда и зависимость выбора профессии от особенностей процесса развития индивида. На этой основе появилась воспитательная концепция профориентации, которая была направлена на пропаганду требуемых профессий.
Как видим, диагностическая и воспитательная концепции профориентации во главу угла ставили потребности общества в кадрах, которые удовлетворялись в первом случае с помощью профотбора, во втором случае с помощью агитации на те профессии, в которых остро нуждалось производство конкретного региона.
Во второй половине XX века зарубежные и отечественные ученые (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.Д. Симоненко, С. Фукуяма, С.Н. Чистякова и др.) стали рассматривать профессиональное самоопределение как длительный процесс развития личности в качестве субъекта профессиональной деятельности, как существенную сторону общего процесса развития человека. Так, Е.А. Климов пишет: «Стадия профессионального самоопределения подрастающего поколения - органичное звено целостного процесса его развития» [1, с. 55].
Начала разрабатываться развивающая концепция профессионального самоопределения, которая строится на следующих основных положениях.
Обоснованный выбор профессии должен осуществляться человеком с учетом своих интересов, возможностей и потребностей общества в кадрах. Ситуация этого выбора представлена на нижеследующем рисунке (рис. 1).
Зона совпадения стремлений личности с потребностями общества в кадрах
Зона совпадения возможностей личности с потребностями общества в кадрах
Зона оптимального выбора профессии
Условные обозначения: «Хочу» - профессиональные интересы и склонности «Могу» - профессиональные способности и возможности «Надо» - потребности общества в кадрах
Рис.1. Ситуация выбора профессии
Но профессиональное самоопределение не заканчивается выбором профессии, ибо человек в течение своей жизни может сталкиваться с непрерывной серией профессиональных выборов в процессе профессионального обучения, повышения квалификации, при потере места работы и т.д.
Субъектом профессионального самоопределения является развивающаяся личность молодого человека. Профессиональное самоопределение можно рассматривать, с одной стороны, как внутренний процесс развития личности, а с другой стороны, как результат этого развития. Процессуально-результативный подход позволяет учесть психологические и педагогические аспекты профессионального самоопределения. На основе этого подхода охарактеризуем компоненты и этапы формирования профессионального самоопределения школьников.
На начальном этапе профессионального самоопределения (1-4 классы) у младших школьников должно быть сформировано трудолюбие, так как без наличия трудолюбия нельзя сформировать у человека склонности к любому виду профессиональной деятельности. Здесь же возникает интерес к проблеме выбора профессии и стремление познакомиться с наиболее доступными профессиями.
В результате этого у младших школьников должно сформироваться добросовестное отношение к труду и появиться мечта о профессии.
У младших подростков (5-7 классы) развивается профессиональная направленность (профессиональные интересы, склонности, мотивы), на основе этого осуществляется предварительный выбор одной или нескольких профессий.
Старшие подростки (8-9 классы) способны осознавать себя в качестве субъектов будущей профессиональной деятельности, то есть у них может быть сформировано профессиональное самосознание. Результатом является осознанное профнамерение.
В ранней юности (10-11 классы) происходит формирование потенциального призвания (убежденности в правильности выбора профессии), которое проявляется в осознанном профессиональном стремлении.
Все компоненты профессионального самоопределения взаимосвязаны и реализуются последовательно на основе принципа преемственности.
Этапы Процессуальные компоненты Результативные показатели
Младшие школьники (1-4 классы) Развитие трудолюбия и интереса к проблеме выбора профессии Добросовестное отношение к труду, мечта о профессии
Младшие подростки (5-7 классы) Формирование профессиональной направленности Предварительный выбор профессии
Старшие подростки (8-9 классы) Формирование профессионального самосознания Осознанное профнамерение
Старшеклассники (10-11 классы) Формирование Потенциального призвания Осознанное профстремление
Рис. 2. Этапы формирования профессионального самоопределения школьников
Таким образом, профессиональное самоопределение личности школьников можно определить как процесс и результат его развития в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности.
В процессе подготовки школьников к профессиональному самоопределению можно выделить три этапа. На первом из них (1-7 классы) нужно сформировать у учащихся профессиональную направленность путем ознакомления их с различными типами профессий: природа, техника, знак, человек, художественный образ (классификация Е.А. Климова). Это ознакомление осуществляется в ходе изучения учебных предметов и внеклассной работы. Проведенное нами исследование показало, что в учебном процессе можно познакомить школьников более чем со 180 профессиями, что позволяет удовлетворить профессиональные интересы большинства учащихся.
На втором этапе у старших подростков (8-9 класс) должно быть сформировано профессиональное самосознание и обоснованное профнамерение, связанное с выбором пути дальнейшего продолжения образования. С этой целью в девятых классах введена предпрофильная подготовка, которая включает в себя краткосрочные профориентационные курсы по выбору и профильную ориентацию [2, с. 12]. Курсы предпрофильной подготовки разделяются на предметно ориентированные и межпредметные. Весьма эффективным в данном случае является интегрированный курс «Профессиональное самоопределение». Нами разработано содержание этого курса, включающего в себя такие разделы, как «Основы жизненного и профессионального самоопределения», «Мир труда и профессий», «Человек и профессия», «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении» [3].
Третий этап (10-11 классы) связан с формированием у старшеклассников потенциального призвания и осознанного профессионального стремления. На решение этих задач направлено профильное обучение, которое включает в себя следующие компоненты:
- базовые общеобразовательные предметы, обязательные для учащихся во всех профилях обучения;
- профильные общеобразовательные предметы повышенного уровня, определяющего направленность каждого конкретного профиля обучения (естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, технологического и др.);
- элективные курсы по выбору, обязательные для посещения [4, с. 8-10].
Процесс подготовки школьников к профессиональному самосознанию графически можно представить следующим образом (рис. 3).
1-7 классы 8-9 классы 10-11 классы
Формирование профессиональной направленности путем ознакомления учащихся с различными типами профессий Формирование профессионального самосознания и основанного профессионального намерения Формирование потенциального призвания и осознанного профессионального стремления
Природа Техника Знак Человек Художественный образ Предпрофильная подготовка: - краткосрочные курсы по выбору; - профильная ориентация Профильное обучение: - базовые предметы; - профильные предметы; - элективные курсы по выбору
Рис. 3. Процесс подготовки школьников к профессиональному самоопределению
Результатом такой работы является сформированность готовности выпускников школы к профессиональному самоопределению, под которой мы понимаем интегральное качество личности, включающее в себя когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностно-практический компоненты, и позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию профессионального выбора.
In the given article professional and effective components of professional self-determination of a person on the basis of developing conception are considered. Here is revealed the content of training towards professional self-determination of junior pupils, teenagers and senior pupils.
The key words: professional self-determination; professional trend; professional self-consciousness; professional inclination ( vocation); professional intention.
Список литературы
1.Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. 96 с.
2.Цели, содержание и организация предпрофилъной подготовки в выпускных классах основной школы. М.: Академия, 2003. 26 с.
3.Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 классов. Брянск: РИО БГУ, 2005. 183 с.
4.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М.: Академия, 2003. 22 с.