Научная статья на тему 'Критерии и диагностический инструментарий внутришкольной оценки качества образования'

Критерии и диагностический инструментарий внутришкольной оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4016
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ / ИНДИКАТОРЫ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / IN-SCHOOL EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / CRITERIA / INDICATORS AND DIAGNOSTIC TOOLS OF INTERNAL EVALUATION OF EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буряк Лилиана Георгиевна

В статье представлен перечень критериев, индикаторов и диагностического инструментария внутришкольной оценки качества образования, дифференцированных в ходе экспериментальной работы, проводимой на базе МАОУ «СОШ №43» Петропавловск-Камчатского городского округа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буряк Лилиана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and diagnostic tools for in-school education quality evaluation

The article presents the list of criteria, indicators and diagnostic tools for in-school education quality evaluation, differentiated within the experimental work carried out on the basis of the Secondary School No. 43 in Petropavlovsk-Kamchatsky

Текст научной работы на тему «Критерии и диагностический инструментарий внутришкольной оценки качества образования»

Л. Г. Буряк

(Петропавловск-Камчатский)

Критерии и диагностический инструментарий

ВНУТРИШКОЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен перечень критериев, индикаторов и диагностического инструментария внутришкольной оценки качества образования, дифференцированных в ходе экспериментальной работы, проводимой на базе МАОУ «СОШ №43» Петропавловск-Камчатского городского округа

В настоящее время о качестве образования, его внешней и внутренней оценках достаточно много и глубоко написано в научноисследовательской литературе, посвященной этой проблеме. Вместе с тем существует недостаток эмпирического подтверждения внедрения внутренней оценки качества образования в образовательной процесс, интерпретации и описания результатов, полученных в ходе её внедрения в образовательный процесс и реализации в будничной жизни школы. При этом ученые отмечают, что нередко в исследованиях, научных подходах и разработках понятие системы оценки качества образования подменяется обычным мониторингом, а оценка качества образования словно осуществляется ради самой оценки [7,

8, 9].

Лонгитюд (длительное исследование, в котором изучается одна и та же группа объектов в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки [5]] по разработке и внедрению внутренней оценки качества образования для средней общеобразовательной школы позволит не только осмыслить и дифференцировать накопленный в области оценки качества образовании многоликий материал, быть школе грамотно избирательной во внедрении критериев, индикаторов и диагностического инструментария внутренней оценки качества образования, но и (самое главное] после её внедрения в живую ткань образовательного процесса понять последствия, оценить их с точки зрения стратегии развития школы и судьбы отдельного обучающегося. При такой постановке проблемы особенно ценным становится понимание качества образования как гаранта оптимального раскрытия и развития

потенциала обучающегося: интеллектуального, физического, духовно-нравственного, патриотического, эстетического и др.

В ходе четырехлетнего лонгитюда, проведенного в рамках экспериментальной работы на базе МАОУ «СОШ №43» Петропавловск-Камчатского городского округа, был выделен круг критериев, индикаторов и диагностического инструментария, детерминирующих внутреннюю оценку качества образования в средней общеобразовательной школе.

На аналитическом этапе эксперимента мы исходили из положения о том, что качество образования - это комплекс характеристик образовательного процесса, призванных отражать степень соответствия достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [3, 4]. При этом важно понимать, что в полной мере оценить качество образования в конкретной школе возможно лишь при сопоставлении его внутренней и внешней оценок [6]. Для достижения этого потребовалось остановиться на разработке внутренней оценки качества образования, то есть оценки, осуществляемой субъектами образовательного процесса школы самостоятельно, поэтому в представленной статье понятия «внутренняя оценка» и «внутришкольная оценка» употребляются как термины-дублеты.

Искомый комплекс характеристик качества образования как совокупность показателей (критериев, то есть признаков, на основании которых формируется оценка качества объекта, процесса; мерило такой оценки [10]; индикаторов, то есть конкретных показателей состояния внутришкольного качества образования [1]; данных диагностических методик] оказался многослойным, разнонаправленным и диффузным, что предопределило

проблему их классифицирования. В связи с этим потребовалось выделить три составляющих (три стороны] внутренней оценки качества образования: качество основных условий, качество реализации образовательного процесса и качество результатов образования. Следует отметить, что данная дифференциация условна и выполнена для удобства дальнейшего осмысления критериев, индикаторов и диагностического инструментария внутришкольной оценки качества образования.

Все критерии, индикаторы и диагностические методики были отнесены к трем сторонам качества образования:

- качество основных условий: управление, кадровое обеспечение, учебно- и научно-методическая работа, финансово-экономическое обеспечение, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;

- качество реализации образовательного процесса: соответствие содержания образования ФГОС, профильность школы, педагогические и информационные технологии, профессиональный рост педагогов школы, результативность профессиональной деятельности педагога, интеграция с сообществом;

- качество результатов: обученность и интеллектуальная развитость обучающихся, сформированность основных нравственных качеств личности, творческое развитие личности, сохранение здоровья, коммуникативность и социализированность личности, наличие положительной самооценки и защищенность личности учащегося, удовлетворенность педагогов процессом и результатами деятельности учащихся, удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка.

В свою очередь, каждый критерий включает в себя группу соответствующих индикаторов, позволяющих определить наличие-отсутствие, развитие-стагнацию каждого из показателей (табл. 1, с. 168-170].

После определения критериев качества основных условий и качества реализации образовательного процесса, внутришкольной оценки качества образования был осуществлен подбор методик, необходимых для измерения наличия/отсутствия или степени развития такого критериального показателя, как качество результатов. Следует отметить, что этот критерий отличается от двух выше

описанных тем, что требует иного подхода в отборе индикаторов. В качестве таковых выступают результаты (данные], полученные в ходе психолого-педагогической диагностики. Таким образом, был составлен минимальный диагностический инструментарий внутри-школьной оценки качества результатов образования [11], другими словами, минимальный комплект психолого-педагогических методик, позволяющих осуществить мониторинг качества результатов образовательного процесса (табл. 2, с. 171-172].

Алгоритм действий по внедрению внутри-школьной оценки качества образования в образовательный процесс предполагает следующие шаги:

- мониторинг данных, собранных по заданным показателям (критериям, индикаторам и диагностическим методикам],

- анализ, интерпретация и описание данных, полученных по результатам сбора информации на основании выделенных показателей,

- дифференциация тех показателей, уровень которых не отвечает нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям,

- внесение изменений в обучение и воспитание обучающихся с целью корректировки неудовлетворительных показателей,

- вторичный мониторинг по тем показателям, которые не отвечали нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям,

- вторичный анализ, интерпретация и описание полученных данных,

- з акрепление в образовательной деятельности школы тех вариантов методик обучения и воспитания обучающихся, которые были отобраны для корректировки неудовлетворительных показателей и по которым в результате вторичной диагностики были получены данные, отвечающие запланированным нормативным требованиям и ожиданиям (в ситуации, когда они не достигнуты, вновь повторяются шаги, начиная с шага «внесение изменений в обучение и воспитание обучающихся» до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое].

Далее, для получения полной оценки качества образования в конкретной школе необходимо: а] провести внешнюю оценку качества образования, то есть оценку, осуществляе-

Таблица 1

Критерии и индикаторы внутришкольной оценки качества образования

Критерии Индикаторы

1 2

Качество основных условий Управление Наличие / отсутствие электронного варианта документооборота. Степень использования локальной сети школы. Удовлетворенность психолого-педагогического состава школы управленческим процессом. Частота оказываемых администрацией школы индивидуальных консультаций педагогическому составу, учащимся и их родителям. Систематическое консультирование педагогов по актуальным проблемам воспитания и обучения. Организация оперативного обмена информацией, необходимой для качественной деятельности педагогов школы (раздел плана работы школы «Работа с педкадрами», протоколы заседаний Методического совета) Наличие оценки управленческого процесса и педагогами школы, и общественностью Учет администрацией школы мнения педагогов, родителей и учащихся. Создание условий для творческой деятельности педагогов и распространения передового педагогического опыта. Наличие у педагогов необходимой степени самостоятельности, инициативности и креативности в их работе. Объективность внутришкольного контроля. Степень информированности о деятельности школы родителей учащихся.

Кадровое обеспечение Укомплектованность работниками согласно штатному расписанию образовательного учреждения. Процент педагогов, имеющих высшую или первую категорию.

Учебно-и научнометодическая работа Наличие научно-методических публикаций. Наличие авторских программ кружков, секций, элективных курсов. Организация и проведение научно-практических конференций для учащихся и учителей. Наличие методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом. Подготовка различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т. п.). Подготовка учебных аудио- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий. Систематизация и обобщение материалов творчески работающего педагога на методических объединениях, кафедрах, педсоветах, методических семинарах. Представление результатов педагогической деятельности в виде наглядных материалов, электронных презентаций.

Таблица 1 (продолжение)

1 2

Распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс (мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, выездные семинары, педагогические лектории, встречи с творчески работающими учителями, создание информационной базы о передовом инновационном опыте). Рецензирование научно-исследовательских работ учеников. Обоснование и утверждение экзаменационных материалов.

Финансово- экономическое обеспечение Привлечение внебюджетных средств. Комплектование библиотечного фонда школы. Процент педагогов, повысивших квалификацию за текущий год.

Профильность школы Наличие / отсутствие профилей обучения. Степень соответствия выбора профиля и его дальнейшей реализации (9, 11 кл.). Процент обучавшихся на профильном уровне и сдавших ЕГЭ по этому предмету.

Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение Процент обеспеченности учителей учебно-методической литературой. Обеспеченность учебного процесса наглядными пособиями, лабораторным оборудованием. Оснащенность учебных кабинетов школы техническими средствами обучения. Компьютеризация всех подразделений образовательного учреждения: бухгалтерии, библиотеки, столовой, АХЧ, медицинского кабинета, учительской, учебной части. Оснащенность современными средствами охранной и пожарной защиты школы. Оснащенность всех подразделений образовательного учреждения современным оборудованием и мебелью. Соответствие всех помещений школы современным требованиям СанПин и принципам эстетического воспитания. Оснащенность образовательного учреждения необходимой школьной мебелью (учебные парты, стулья). Наличие медиатеки школы. Процент обеспеченности учащихся учебной литературой.

Качество реализации образова- тельного процесса Содержание образования Наличие сравнительного анализа степени соответствия заявленного (учебные планы и образовательные программы) результатам их реализации. Соотношение победителей олимпиад (школьного, муниципального, краевого, всероссийского, международного уровней), участников НПК и различных конкурсов к общему числу участвующих от школы. Доля выпускников школы, поступивших в вузы, за текущий период Рейтинг уровня сдачи ЕГЭ и ГИА.

Таблица 1 (продолжение)

1 2

Рейтинг учеников школы, складывающийся из следующих показателей: а) успеваемость по предметам, б) участие в олимпиадах разного уровня; в) участие в научно-практических конференциях, конкурсах, проектах, выставках разного уровня; г) участие в спортивных соревнованиях разного уровня; д) выполнение социально-психологических норм поведения в школьной жизни (20 баллов) - изначально 20 имеет каждый ученик, но баллы отнимаются. Процент неуспевающих учащихся от общего числа обучающихся (с дифференциацией по программам обучения). Наличие разных форм образования, программ обучения.

Пед. и информац. технологии Процент использования здоровьесберегающих технологий. Процент использования инновационных образовательных технологий. Степень применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Наличие авторских электронных программно-методических материалов

Проф. рост педагогов школы Процент педагогов, повысивших квалификацию за текущий год. Процент участия в муниципальных, краевых, всероссийских, международных профессиональных конкурсах. Наличие условий для проявления творческих возможностей учащихся (в том числе результаты выступлений учащихся на предметных, творческих конкурсах, соревнованиях, турнирах) за последний год. Наличие / отсутствие опубликованных работ (сводные данные). Наличие авторских программ (сводные данные). Наличие тренингов личностного роста. Степень достижения цели обучения (успеваемость): процент учащихся, сдавших ЕГЭ выше проходного балла, в сравнении скраем(регионом страной)

Интеграция с образовательн. сообществом Взаимодействие с другими учреждениями города с целью расширения диапазона образовательных услуг, предлагаемых школой своим ученикам (карта взаимодействия с другими учреждениями). Взаимодействие педагогов школы с коллегами из других образовательных учреждений для обмена опытом

Результативность проф. деятельности педагога Рейтинг учителя: - результативность учебной деятельности учащихся учителя, качество результатов учебной деятельности учащихся учителя (в зависимости от сложности предмета внесена различная процентная градация учета качества результатов учебной деятельности учителя), - результативность внеурочной деятельности учителя, профессиональные достижения учителя.

Таблица 2

Диагностический инструментарий внутришкольной оценки качества результатов образования

Критерий:качество результатов Методика, её цель

1 2

Обученность и интеллектуальная развитость учащихся Рейтинг ученика (разработка школы). Тест Векслера (другие названия: шкала Векслера, тест интеллекта. Векслера, WAIS, WISC). Цель: определить уровень развития интеллекта.

Сформированность основных нравственных качеств личности Методика «Пословицы», разработана С. М. Петровой. Цель: определить уровень нравственной воспитанности и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Тест «Размышляем о жизненном опыте», составлен Н. Е. Щурковой. Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.

Творческое развитие личности Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (блоки «Чувство новизны», «Направленность на творчество», «Самооценка»), подготовлена М. И. Рожковым и др. Цель: выполнить анализ сформированности у учащихся творческой активности.

Состояние здоровья Карта самооценки уровня воспитанности учащегося 1-4, 5-8, 9-11 классов (блок «Я и здоровье»). Цель: определить уровень воспитанности учащихся с позиции их отношения к здоровью.

Диагностическая карта оценки уровня воспитанности учащегося 1-2, 3-4, 5-8, 9-11 классов (блок «Я и здоровье»). Цель: определить уровень воспитанности учащихся с позиции отношения родителей и классного руководителя.

Наличие положительной самооценки Статистические данные: Карта самооценки уровня воспитанности учащегося 1-4, 5-8, 9-11 классов (блок «Я и Я», «Я и семья»). Цель: определить уровень воспитанности учащихся с позиции их отношения к себе и своей семье.

Диагностическая карта оценки уровня воспитанности учащегося 1-2, 3-4, 5-8, 9-11 классов (блок «Я и Я», «Я и семья»). Цель: определить уровень воспитанности учащихся с позиции отношения родителей и классного руководителя.

Коммуникативность и социализированность личности Методика изучения социализированности личности учащегося, разработана М. И. Рожковым. Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

Карта самооценки уровня воспитанности учащегося 1-4, 5-8, 9-11 классов (блок «Я и общество»). Цель: определить уровень воспитанности учащихся с позиции их отношения к социальному окружению.

Диагностическая карта оценки уровня воспитанности учащегося 1-2, 3-4, 5-8, 9-11 классов (блок «Я и общество»). Цель: определить уровень воспитанности учащихся с позиции отношения родителей и классного руководителя.

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся, модификация Р. А. Романовой (на основе методики, разработанной В. Синявским, Б. Федоришиным). Цель: определить уровень коммуникативных склонностей учащихся.

Комфортность и защищенность личности учащегося Анкета первоклассника, разработана М. Битяновой. Цель: определить школьную мотивацию и удовлетворенность обучением и воспитанием учащихся первых классов.

Анкета для родителей, разработана М. Битяновой. Цель: определить адаптированность ребенка к школе с позиции родителя.

Таблица 2 (продолжение)

1 2

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью, разработана А. А. Андреевым. Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Анкета для старшеклассников, подготовлена Л. В. Байбородовой. Цель: определить состояние взаимодействия педагогов и учащихся в школьном коллективе, а также динамику его развития.

Удовлетворенность педагогов процессом и результатами деятельности учащихся Тест «Психологический портрет учителя», разработан З. Резапкиной, Г. Резапкиной. Цель: диагностировать личность педагога с позиции приоритетных ценностей, психоэмоционального состояния, самооценки и стиля преподавания для выявления причин существующих профессиональных проблем с последующей организацией помощи учителю.

Анкета «Ваше мнение», составлена И. А. Забуслаевой. Цель: выявить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в учебном заведении.

Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения, разработана А. А. Андреевым. Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей жизненной компетентности, положительных поведенческих и моральных качеств и способности к решению основных жизненных проблем.

Анкета для родителей первоклассников. Цель: адаптация к школе.

мую органами власти, работодателями или образовательными организациями (профессиональными или высшими), личностью и её родителями, общественностью; б) выполнить сопоставление внутренней и внешней оце-

нок; в) разработать план корректировки системы обучения и воспитания школы в случае получения неудовлетворительных данных при сопоставлении внутренней и внешней оценок.

Литература

1. Агранович М. Л., Кондратов П. Е. Индикаторы оценки качества образования // Директор школы. - 2007. - №5.

[Электронный ресурс]. - URL: http://www.slideshare.net/OPENCU/ ss-5676984 (дата обращения: 29.05.2014).

2. Буряк Л. Г. Показатели внутренней оценки качества образования в средней общеобразовательной школе // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2014 г. : в 12 частях. Ч. 12 / Мин-во обр. и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО, 2014. - С. 28-36.

3. Всероссийские исследования в области оценки качества образования. Оценка качества начального образования в соответствии с ФГОС НОО // Московский центр качества образования : [сайт]. URL: http://mcko.ru/rmoko/projects_oko/ (дата обращения:

29.05.2014).

4. Гусенков С. В. Управление качеством образования // Соц.

сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. -URL: http://nsportal.ru/shkola/ekonomika/library/upravleme-ka-

chestvom-obrazovaniyа (дата обращения: 29.05.2014).

5. Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Лонгитюдное исследование // Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика : энциклопедический словарь. 3-е изд. - М.: Академический проект, 2005. - 848 с.

6. Обеспечение реализации программы внутреннего мониторинга по результатам независимой оценки качества образования в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Комитет по надзору и контролю в сфере образования министерства образования и науки Ульяновской области : сайт. - URL: http://comnic.ulgov.ru/actions/text/1430.html (дата обращения: 29.05.2014 г.)

7. Панасюк В. П. Оценка качества образования в 2000-е годы в России: потерянное время или период больших достижений? // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2013. - № 2. - С. 69-79.

8. Панасюк В. П. Системы обеспечения и оценки качества общего и непрерывного педагогического образования : учебно-методическое пособие для слушателей программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников системы дополнительного профессионального образования. - СПб. : ФГНУ ИПООВ РАО ; М.: Московский институт стали и сплавов, 2013. -223 с.

9. Панасюк В. П., Ковальчук О. В. О политике качества общего образования // Стандарты и качество. - 2014. - № 7. - С. 76-79.

10. Экономика и право : сл.-справ. / Л. П. Кураков, В. Л. Кура-ков, А. Л. Кураков. - М.: Вуз и школа. 2004. - То же: Энциклопедический словарь экономики и права // Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic. ru/dic.nsf/dic_economic_law/7103/КРИТЕРИИ (дата обращения:

29.05.2014).

11. Разработка системы внутренней оценки качества образования для средней общеобразовательной школы : отчет об экспериментальной работе / МАОУ Петропавловска-Камчат. город. округа «Сред. общеобразоват. шк. № 43» ; науч. рук. к.п.н., доц. Л. Г. Буряк. - Петропавловск-Камчатский, 2012.

---------^------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.