психологические науки
Лейсле Татьяна Викторовна, Ануфриева Ирина Юрьевна ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ И ГЕНДЕРНЫХ ФАКТОРОВ ...
УДК 159.942: 316.46.058
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ И ГЕНДЕРНЫХ ФАКТОРОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЛИДЕРСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ
© 2016
Лейсле Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Ануфриева Ирина Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, социологии труда и управления персоналом Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия)
Аннотация. В профессиональной компетентности руководителя можно выделить социально-психологическую компетентность. В широком смысле социально-психологическая компетентность представляет собой компетентность в сфере взаимоотношений с людьми. Социально-психологическая компетентность в общем, и эмоциональная компетентность в частности, во многом определяют успешность лидерства любого руководителя. Эмоциональная компетентность - это приобретенная способность, реализуемая в деятельности, составляющая систему знаний, умений, опыта в области понимания и управления эмоциями, позволяющая человеку успешно разрешать эмоциональные проблемы, а также быть эффективным в ситуациях социальных контактов. Уровень эмоциональной компетентности руководителя определяет особенности и качество взаимодействия людей в группе. Лидер должен уметь направлять эмоции людей в нужное направление: создавать благоприятный психологический климат, бороться с негативными настроениями и установками, а также контролировать собственные эмоции. Успешность лидера также зависит от его поведенческой гибкости, то есть способности менять свое поведение в зависимости от ситуации. Все это отдельные стороны эмоциональной компетентности. Уровень развития эмоциональной компетентности личности зависит от различных факторов. В статье излагаются результаты психологического исследования руководителей, в частности рассматривается влияние таких факторов как пол и возраст на отдельные аспекты эмоциональной компетентности и показатели лидерства руководителей.
Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, эмоциональная компетентность руководителя, эмоциональный интеллект, лидерство, развитие эмоциональной компетентности, взаимодействие в группе, эффективность лидерства.
IMPACT OF AGE AND GENGER FACTORS ON MANAGER'S EMOTIONAL COMPETENCE AND LEADERSHIP SKILLS
© 2016
Leisle Tatiana Viktorovna, candidate of economical science, associate professor of the chair of management Anufrieva Irina Yuryevna, candidate of economical science, associate professor of the chair of economy, sociology of labor and human resource management Altai State University, Barnaul (Russia)
Abstract. Social psychologic competence is a part of manager's professional competence. Broadly speaking, social psychologic competence is a competence in the field of personal interaction. Social psychologic competence in general, and emotional competence in particular in many ways define manager's effective leadership skills. Emotional competence is a learned skill performed practically; a set of skills, knowledge and experience in comprehension and emotion management used in effective emotional problem-solving and social interaction. Specification and quality of personal interaction in group is defined by level of manager's emotional competence. A leader must know how to direct people's emotions, create friendly environment, combat with negative emotions and affirmations, and control his / her own emotions. Leader's success also depends on his / her behavioral flexibility, i.e. ability to change behavior depending on the situation. All of these are different aspects of emotional competence. Level of personal emotional competence depends on various factors. The article views the results of psychological research among managers. In particular, the impact of age and gender factors on specific features of emotional competence and managers' leadership indexes is illustrated.
Keywords: social psychologic competence, manager's emotional competence, emotional intelligence, leadership, emotional competence development, group interaction, leadership effectiveness.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Профессиональная компетентность руководителя - многогранное образование. Оно включает самые различные компоненты: когнитивный, регулятивный, инструментальный, мотивационный и др. Помимо прочих аспектов компетентности руководителя можно выделить социально-психологический. Социально-психологическая компетентность определяет возможности руководителя по эффективному взаимодействию с людьми. Основой социально-психологической компетентности является эмоциональная компетентность.
Мы понимаем эмоциональную компетентность как приобретенную способность, реализуемую в деятельности, составляющую систему знаний, умений, опыта в области понимания и управления эмоциями, позволяющую человеку успешно разрешать эмоциональные проблемы, а также быть эффективным в ситуациях социальных контактов [1].
На качество деятельности, индивидуальную и групповую результативность влияет, прежде всего, умение руководителя управлять своим поведение и поведением других людей. Эту мысль подтверждают различные исследования в области психологии управления (Деркач
A.А.[2], Дурманова И.В.[3], Жариков Е.С.[4], Зазыкин
B.Г[5] и др.), что свидетельствует о научной и практи-
ческой значимости изучения проблем эмоциональной компетентности руководителя.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Исследование эмоциональной компетентности основано, прежде всего, на концепции эмоционального интеллекта. Основные зарубежные исследователи эмоционального интеллекта - Дж. Майер, П. Сэловей [6] и др. Исследованиями эмоциональной компетентности занимались Д. Гоулман [7,8] и др. Современные российские исследователи в области эмоционального интеллекта -Люсин Д.В. [9], Белоконь О.В. [10]. Изучает роль эмоционального интеллекта в деятельности руководителя Петровская А.С. [11]. Исследованиями эмоциональной компетентности и ее оценки занимается Юсупова Г.В. [12]. Вместе с тем, российский опыт изучения эмоциональной компетентности руководителя достаточно ограничен, в связи с этим определяется актуальность и новизна нашего исследования.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Нами ранее уже рассматривались различные аспекты эмоциональной компетентности и их взаимосвязь с показателями лидерства, типами организаций в которых работают руководители и т.д. [13, 14, 15, 16].
Лейсле Татьяна Викторовна, Ануфриева Ирина Юрьевна!! психологшесше
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ И ГЕНДЕРНЫХ ФАКТОРОВ ... науки
Цель данного исследования - определить взаимосвязь возрастных и тендерных факторов с эмоциональной компетентностью и лидерством руководителей. Достижение поставленной цели поможет в определенной мере прогнозировать успешность социально-психологической составляющей деятельности руководителя, выявить особенности его мотивационной сферы, определить аспекты, которые могут вносить проблемы в коммуникации.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Выборку опрашиваемых составили перспективные руководители среднего звена различных сфер деятельности г. Барнаула, ориентированные на продвижение по службе.
Основные характеристики выборки:
- численность - 54 человека;
- особенности деятельности респондентов - руководители среднего звена;
- пол: мужчины (59,3%), женщины (40,7%);
- возраст - от 28 до 60 лет (средний возраст составил 36,1±2,15 лет).
В процессе психологического исследования мы использовали следующие методики:
- опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» (Люсин Д.В.);
- методику оценки эмоционального интеллекта (Н. Холл);
- методику «Помехи в установлении контакта с партнером при помощи эмоций» (Бойко В.В.);
- методику «Диагностика уровня эмпатии» (Юсупов И.М.);
- опросник для измерения эмоциональной компетентности (Юсупова Г.В.);
- методику «Самооценка стиля управления» (Аграшенков А.В.);
- методику «Кто Вы: ведущий или ведомый» (на склонность к лидерству) (Щекин Г.В.);
- методику «Эффективность лидерства» (Немов Р.С.).
В результате проведенного исследования были получены следующие данные:
1. Взаимосвязь между показателями эмоциональной компетентности и возрастом.
Возраст руководителя отрицательно взаимосвязан с выраженностью такой помехи в установлении контакта, как доминирование негативных эмоций (r=-0,313, p=0,021) и положительно - с нежеланием сближаться с людьми на эмоциональной основе (r=0,283, p=0,038). Таким образом, чем старше руководитель, тем менее для него свойственно доминирование негативных эмоций при контактах с другими людьми, то есть человек приходит к пониманию того, что негативные эмоции осложняют процесс общения с другими людьми. Чем старше руководитель, тем более для него характерно нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе как эмоциональная помеха при установлении контактов. Возможно, с возрастом человек в большей степени погружается в собственные проблемы, с трудом заводит новые знакомства. Степень эмоциональной близости с людьми при установлении контактов является достаточно низкой.
2. Проверка различий в показателях эмоциональной компетентности у мужчин и женщин.
Достоверные различия между мужчинами и женщинами обнаружены по шкале «Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе» (U=200,5, p=0,005). Данные говорят о том, что женщины в большей степени, чем мужчины, склонны сближаться с людьми на эмоциональной основе, и что этот фактор в меньшей степени для них является помехой в установлении контактов. В основном это связано с тем, что женщины более эмоциональны, чем мужчины. Вместе с тем в обществе считается, что мужчины должны быть эмоционально более сдержаны. Возможно, вследствие этого получились вы-280
явленные нами различия.
Различия на уровне статистической тенденции выявлены для шкал «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (и=250,5, р=0,074) и «Умение управлять эмоциями» (и=256, р=0,091). У мужчин больше, чем у женщин, развиты компоненты внутриличностного эмоционального интеллекта (понимание и управление своими эмоциями). Как уже было сказано, женщины являясь более эмоциональными, в большей степени ориентированы на внешние аспекты эмоционального интеллекта, тогда как мужчины, как более сдержанные в эмоциональном плане, ориентированы на внутриличностные аспекты эмоционального интеллекта. Выявленная тенденция подтверждает выдвинутую нами гипотезу о наличии таких различий между полами.
Средние значения для данных шкал для мужчин и женщин приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Средние значения показателей эмоциональной компетентности, статистически значимо различающиеся у мужчин и женщин
Пол Среднее значение солижаться с людьми на эмоциональной .эмоциональный интеллект Управление эмоциями
Мужчины Среднее 1 ЕЕ 47,41 47.91
Стд. Отклонение 0.98 11.54 S.30
Женщины Среднее 1.18 44,45 44.18
Стд. Отклонение 0,91 8.88 7.13
3. Проверка различий в показателях лидерства в зависимости от возраста.
Из всех рассматриваемых шкал, связанных с лидерством (авторитарный стиль управления, демократический стиль управления, либеральный стиль управления, склонность к лидерству, эффективность лидерства), в результате корреляционного анализа была выявлена одна взаимосвязь с возрастом опрашиваемых. Возраст руководителя отрицательно взаимосвязан со склонностью к лидерству (г= -0,383; р= 0.004). Это говорит о том, что чем выше возраст руководителя, тем в меньшей степени у него проявляется такое качество как склонность к лидерству.
4. Проверка различий в показателях лидерства и руководства у мужчин и женщин.
Различия на уровне статистической тенденции выявлены для шкалы «Склонность к лидерству» (и=247, р=0,062).
Для мужчин более чем для женщин характерна склонность к лидерству. Гендерные стереотипы в большей степени связывают лидерство с проявлением мужских черт характера. В обществе от мужчин более, чем от женщин, ожидается проявление склонности к лидерству.
Средние значения данной шкалы для мужчин и женщин приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Средние значения показателей лидерства и руководства, статистически значимо различающиеся у мужчин и женщин
Пол Показатель Склонность к лидерству
Мужчины Среднее 36,25
Стд.Отклонение 11,50
Женщины Среднее 30,00
Стд.Отклонение 12,54
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Следует иметь в виду, что доминирование негативных эмоций в общении, как помеха в установлении контактов, с возрастом несколько уменьшается. Поэтому в организационной ситуации, когда требуется решить вопрос без использования негативного эмоционального настроя, с большей вероятностью с этим справится бо-
психологические науки
Лейсле Татьяна Викторовна, Ануфриева Ирина Юрьевна ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ И ГЕНДЕРНЫХ ФАКТОРОВ ...
лее зрелый руководитель.
2. С возрастом в большей степени проявляется такая помеха в общении как нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. Следовательно, если организационная ситуация требует установить более близкий эмоциональный контакт, то скорее всего с этим лучше справится более молодой руководитель.
3. Учитывая гендерный аспект, с той же ситуацией, которая названа в предыдущем пункте, лучше справится женщина, так как мужчины в меньшей степени склонны сближаться с людьми на эмоциональной основе.
4. Вместе с тем, если организационная ситуация требует консолидации власти и управления эмоциями, как своими, так и подчиненных, то с этой задачей скорее всего лучше справятся мужчины, так как показатели «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Управление эмоциями» по результатам данного исследования у мужчин оказались несколько выше.
5. С возрастом у руководителей меньше проявляется склонность к лидерству. Следовательно, если организационная ситуация требует проявления амбициозности, стремления проявить себя как лидера, то с этим лучше справится более молодой руководитель. Рассматривая этот вопрос в гендерном аспекте, следует отметить, что стремление к лидерству будет больше проявляться у мужчин, нежели у женщин.
Полученные данные достаточно интересны с научной и практической точки зрения. Зная статистически значимые половозрастные особенности эмоциональной компетентности работников, руководителям можно принимать более обоснованные решения, учитывающие специфику организационной ситуации и приносящие в итоге лучшие результаты. Вместе с тем, конечно же, следует учитывать, что в каждом отдельном случае могут встретиться лица с совершенно иными показателями эмоциональной компетентности и лидерства, нежели выявленные в результате нашего исследования, которое имеет статистическую значимость, но не стопроцентную вероятность. Следовательно, использовать результаты исследования, оправдывая возрастную или половую дискриминацию не допустимо.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении связаны с проведением более широких исследований лидеров при продвижении по служебной лестнице и эффективности их деятельности [17], охватом большего количества опрошенных с целью дополнительной верификации полученных результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лейсле Т.В. Эмоциональная компетентность руководителя как фактор успешного лидерства. Барнаул: Изд-во алт. ун-та, 2014. 108 с.
2. Деркач Л.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000. 148 с.
3. Дурманова И.В. Развитие социально-психологической профессиональной компетентности руководителей среднего звена на основе формирования образа успешного руководителя: Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. Тюмень, 2006. 22 с.
4. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. М.: МЦФЭР, 2002. 512 с.
5. Зазыкин В.Г., Карпенко А.С. Психологическая компетентность руководителя. М.: Дело, 2006. 287 с.
6. Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence: Intelligence, Vol. 17, 1993
7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 560 с.
8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе / Пер. с англ. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир ВТК, 2010. 476 с.
9. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный ин-
теллект ЭмИн: новые психометрические данные [Электронный ресурс] http://creativity.ipras.ru/texts/ books/social_IQ_2009/lusin_social_IQ_2009.pdf
10. Белоконь О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук [Электронный ресурс], 2008, Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat Мф:// www.dissercatcom/content/vzaimosvyaz-emotsюnalmgo-i-sotsialmgo-mtellekta-s-liderstvom#ixzz2JjffieERa
11. Петровская А.С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: Рукопись диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, 2007. 185 с.
12. Юсупова Г.В. Состав и измерение эмоциональной компетентности: Рукопись диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Казань, 2009. 190 с.
13. Лейсле Т.В. Исследование эмоциональной компетентности руководителей и особенностей их лидерского поведения // Человек и управление: материалы XVII региональной научно-практической конференции / под ред. А.Н. Мельникова. Барнаул: АЗБУКА, 2013. С. 236243
14. Лейсле Т.В. Развитие эмоциональной компетентности руководителя как фактор успешного лидерства // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции, июнь 2014 г. / по ред. О.В. Кожевиной. Барнаул: АЗБУКА, 2014. С. 350-356
15. Ананьев И.И., Лейсле Т.В. Исследование различий руководителей по показателям лидерства и эмоциональной компетентности // Человек и государство: материалы XVIII международной научно-практической конференции / под ред. А.Н. Мельникова. Барнаул: ИП Колмогоров И.А. (изд-во Концепт»), 2014. С. 215-222
16. Высоцкая О.А., Лейсле Т.В. Развитие лидерских качеств руководителя как фактор повышения эффективности организации // Вестник алтайской науки. 2015. №2 3-4. С.175-179
17. Ануфриева И.Ю. Самомаркетинг личности как основа управления карьерными ресурсами молодых специалистов: Будущее управление персоналом: позиция молодых: сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции / под ред. Т.Г. Строителевой. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015. С. 62-66.