Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА'

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЛИНГВАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УРОВНИ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ / MULTILINGUAL PERSONALITY / FORMATION OF A MULTILINGUAL PERSONALITY / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / CRITERIA FOR THE FORMATION OF A MULTILINGUAL PERSONALITY OF A FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабушкина Лариса Евгеньевна, Шукшина Татьяна Ивановна

В статье представлен диагностический аппарат формирования полилингвальной личности на основе практико-ориентированного подхода. Целью исследования является выявление уровней, критериев и показателей формирования полилингвальной личности будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода. В исследовании использовались теоретические и эмпирические методы: анализ теоретических источников, анализ и обобщение научно-методических разработок, подготовки будущих педагогов, педагогический эксперимент. Анализ педагогической теории и вузовской образовательной практики показал, что практико-ориентированный подход широко используется в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева (МГПИ). Обобщение полученных результатов свидетельствует о том, что практико-ориентированный подход положительно влияет на формирование полилингвальной личности будущего педагога. Проблема формирования полилингвальной личности на основе практико-ориентированного подхода является актуальной и значимой. Использование практико-ориентированного подхода направлено на развитие у будущих педагогов творческих индивидуальных способностей, удовлетворение их потребностей в интеллектуальном совершенствовании, нравственном и физическом, на организацию их свободного времени; оно обеспечивает в социуме их адаптацию к жизни. В статье представлены уровни, критерии и показатели формирования полилингвальной личности у будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабушкина Лариса Евгеньевна, Шукшина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY CRITERIA FOR THE MULTILINGUAL PERSONALITY FORMATION OF A FUTURE TEACHER BASED ON A PRACTICE-ORIENTED APPROACH

The article presents a theoretical analysis of the literature on the formation of a multilingual personality based on a practice-oriented approach. The aim of the study is to study the criteria for the effective formation of a multilingual personality based on a practice-oriented approach. The research used theoretical and empirical methods: analysis of theoretical sources, analysis and generalization of the experience of scientific and methodological developments, training of future teachers. An analysis of pedagogical theory and university educational practice has shown that a practice-oriented approach is widely used at MSPI. A generalization of the results indicates that the practice-oriented approach has a positive effect on the formation of the multilingual personality of the future teacher. The problem of forming a multilingual personality based on a practice-oriented approach is relevant and significant. The use of a practice-oriented approach aims to develop the individual creative capacities of the pupils, to meet their needs for moral, physical and intellectual improvement and to organize their free time; it ensures their adaptation to life in society. The article presents the criteria aimed at the effective training of the multilingual personality of the future teacher.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА»

EFFICIENCY CRITERIA FOR THE MULTILINGUAL PERSONALITY FORMATION OF A FUTURE TEACHER BASED ON A PRA CTICE'ORIENTED APPROA CH

Babushkina Larisa Evgenievna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of foreign Languages and Teaching Methods

Shukshina Tatiana Ivanovna, DSc of Pedagogical science, Professor, Vice-rector of Scientific Work Mordovian State Pedagogical institute, Saransk

The article presents a theoretical analysis of the literature on the formation of a multilingual personality based on a practice-oriented approach, The aim of the study is to study the criteria for the effective formation of a multilingual personality based on a practice-oriented approach. The research used theoretical and empirical methods; analysis of theoretical sources, analysis and generalization of the experience of scientific and methodological developments, training of future teachers. An analysis of pedagogical theory and university educational practice has shown that a practice-oriented approach is widely used at MSPI. A generalization of the results indicates that the practice-oriented approach has a positive effect on the formation of the multilingual personality of the future teacher. The problem of forming a multilingual personality based on a practice-oriented approach is relevant and significant. The use of a practice-oriented approach aims to develop the individual creative capacities of the pupils, to meet their needs for moral, physical and intellectual improvement and to organize their free time; it ensures their adaptation to life in society. The article presents the criteria aimed at the effective training of the multilingual personality of the future teacher.

Keywords: multilingual personality; formation of a multilingual personality; practice-oriented approach; criteria for the formation of a multilingual personality of a future teacher.,

DO! 10.24923/2222-243X.2020-35.37 г

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ удк 37.016:811.11 (045) ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ВАК РФ 13.00.08 НА ОСНОВЕПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГОПОДХОДА *

В статье представлен диагностический аппарат формирования полилингваль ной личности на основе практико-ориентированного подхода. Целью исследования является выявление уровней, критериев и показателей формирования лолилингвалЩШ личности будущего педагога на основе практико-ориенти-рованного подхода. В исследовании использовались теоретические и эмпирические методы; анализ теоретических источников, анализ и обобщение научно-методических разработок, подготовки будущих педагогов, педагогический эксперимент. Анализ педагогической теории и вузовской образовательной практики показал, что практике ориентированный подход широко используется в Мордовском государственном педагогическом институте им, М.Е. Евсевьева (МГПИ). Обобщение полученных результатов свидетельствует о том, что практи-ко-ориентированный подход положительно влияет на формирование поли лингвальной личности будущего педагога. Проблема формирования поли-лингвальной личности на основе практике -ориен тир о за много подхода является актуальной и значимой. Использование практико-ориенгированно-го подхода направлено на развитие у будущих педагогов творческих индивидуальных способностей, удовлетворение их потребностей в интеллектуальном совершенствовании, нравственном и физическом, на организацию их свободного времени; оно обеспечивает в социуме их адаптацию к жизни, в ста тье представлены уровни, критерии и показатели формирования полилин-гвальной личности у будущего педагога на основе практико-ориентирован-ного подхода.

Ключевые слова: полилингвальнаяличность; будущие педагоги; пракгико-ори-ентированный подход; уровни; критерии; показатели; диагностика сформи-рованности.

Современные тенденции многонационального мира отражаются в растущих миграционных процессах, удалении границ и эгноде-мографической трансформации. Эти процессы способствуют более интенсивному межкультурному и межэтническому сотрудничеству. Мнтеграция личности в национальную и мировую культуру обус-

& Бабушкина Л, £. 2020 О Шукшина Т.И., 2020

БАБУШКИНА Лариса Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Иностранных языковых методик обучения Researched: О-1832-2015, Scopus A uthor/D: 57195363357

ШУКШИНА Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор Seo pus A uthor/D: 55856711600,

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, Саранск

О CU

о

OJ Á

LO

ст

cu

«

S

181

* Статьи подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований {проект №18-013-01084).

лавливает необходимость формирования полилингвальной личности будущего педагога.

Проблема изучения формирования поли-лингвальной личности будущего педагога затрагивается в грудах и исследованиях многих исследователей {A.Yu. Aïipichev, I.P. Gotovtseva, O.V.Takanova [1], Г.В. Елизарова [5], L. Mosienko, L llyina & Y, Kharlamova ['S], B.M, Пронькина, O.E. Тукаева, О.В.Федорина [9], E.A.Samorodova, M.K. Ogorodov, i.G. Belyaeva, E.8, Savelyeva [10] и др.}. Идеи практико-ориентированного подхода отражены в работах (И.Б. Буянова, СИ, Горшенина [4], П.В. Замкин [6], Л.А, Лазуто-ва, А.П. Стешина [7], O.E. Янкина [11] и др.) и представляются актуальными во все времена. Ранее нами рассмотрено формирование полилингвальной личности будущего педагога посредством интерактивных познавательных стратегий [2]. В данной статье приведем уровни, критерии и показатели формирования полилингвальной личности будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода.

При решении поставленных задач данного исследования использовались теоретические и эмпирические методы: анализ теоретических источников, анализ и обобщение опыта науч-но-методических разработок, подготовки будущего педагога.

На основе современных исследований (Н.В. Баграмова, Г.В. Елизарова и др.) мы рассматриваем полилингвальную личность как человека с развитым языковым сознанием, способного полноценно жить в культурном контексте, достигать интеллектуального и творческого потенциала в социально значимой и конструктивной деятельности, с критическим мышлением, чувством перспективы. В этом случае полилингвальная личность может быть структурно представлена как комплекс компонентов: мотивационный (мотивация и личная заинтересованность к изучению иностранного языка); когнитивный (лингвистические, лингвострановедческие и технологические знания); деятельностный (умения и навыки накопления знаний при изучении иностранных языков); творческий (индивидуальная система возможностей, поиск новых путей решения поставленной задачи при изучении иностранных языков).

Формирование полилингвальной личности - одно из основных направлений развития пол и культурно го образовательного пространства. Формирование полилингвальной личности осуществляется не только через приобщение к иной культуре, истории, географии,

литературе, искусству, науке, но и через осознание родного языка и культуры как составляющих единой мировой культуры. Значимыми и актуальными в современном меняющемся социуме являются потребности общества в подготовке полилингвальной личности, что требует также и диагностики ее сформирован-ности. Практико-ориентированный является одним из эффективных подходов к формированию полилингвальной личности будущего педагога, что предполагает проведение обучения иностранному языку на основе активной профессиональной деятельности обучающихся и их личной заинтересованности в приобретении знаний.

Основной формой организации процесса формирования полилингвальной личности будущего педагога в рамках практико-ориен-тированного подхода является образовательная ситуация. Этот вывод определяется тем, что будущий педагог рассматривается как субъект процесса формирования полилингвальной личности, который можно представить в виде взаимосвязанных компонентов: формирование мотивационного компонента (положительной мотивации будущего педагога к изучению иностранных языков и личной заинтересованности); формирование когнитивного компонента (лингвистических знаний (о способах изучения иностранных языков) лингвострановедческих знаний (о ценностях иноязычной культуры и культуры родной страны, о способах их проявления в институтах общества, моделях поведения людей, языковой картине мира, о приемлемых речевых практиках) и технологических знаний (по осуществлению изучения иностранных языков)); формирование деятельностного компонента (умений и навыков накопления знаний по иностранному языку (наблюдение за носителями других культур и взаимодействие с ними без обращения к ним с прямыми вопросами); формирование творческого компонента (творческой активности будущих педагогов в процессе изучения иностранных языков), относительно которых должны быть найдены способы и средства организации диагностики сформированности полилингвальной личности будущего педагога.

Каждый из компонентов дает основания для создания образовательной ситуации как формы представления практико-ориентированной реальности. Основным методом формирования полилингвальной личности будущего педагога в рамках практико-ориентированного подхода является выбор профессиональной позиции

как определенной реакции на образовательную ситуацию. Профессиональная позиция -это способ реализации базовых целей и ценностей обучающихся в их взаимоотношениях с другими субъектами деятельности [3].

Конкретизация указанных компонентов формирования полилингвальной личности будущего педагога в рамках практико-ориенти-

рованного подхода с учетом образовательной ситуации и профессиональной позиции будущего педагога позволяет нам представить следующую характеристику уровней, критериев и показателей сформированное™ полилингвальной личности будущего педагога в условиях практико-ориентированного подхода (табл. 1).

Таблица 1 - Характеристика уровней и критериев сформированное™ полилингвальной личности будущего педагога в рамках практико-ориентированного подхода

Критерии Уровни Ценностные ориентации Мотивы Характер выполнения деятельности Творческая активность

Элементарный Овладение элементарным уровнем языка Мотив избегания ошибок Интуитивный, обучающиеся решают профессиональные задачи на интуитивном уровне, владея некоторой совокупностью предпрофес-сиональных знаний и умений Творческая активность связана с собиранием, классификацией, рубрикацией, ранжированием уже известных разрозненных знаний и фактов

Репродуктивный Общей и о с другими обу-чающимися, специалистами, изучение опыта Мотив выражения способностей Алгоритмический, обучающиеся решают профессиональные задачи в пределах инструкций и правил Творческая активность проявляется в способности анализа образовательной ситуации с целью ее преобразования

Продуктивный Основы профессиональной культуры Мотив достижения Типовой, обучающиеся успешно решают типовые задачи; в сложных и неожиданных ситуация* ориентируются, но с трудом Творческая активность личности проявляется в размышлении о том, что «я моту» и что «я хочу», в понимании детерминант своего собственного развития, в способности ставить цепи и задачи для себя - трансформация и самосовершенствование.

Инновационно-1ворческий Достижение максимальной эффективности, профессиональное совершенен, авторитет среди коллег Широкие социальные мотивы Инструмента ль ный, обучающиеся предлагают способы решения оригинальных задач; они характеризуются поиском новых техник, инструментов, техник Творческая активность позволяет эффективно влиять на других людей, не будучи замеченным. Этот уровень проявляется в способности проецировать личность другого человека и прогнозировать свои действия

О Ш

0

си -О

1

т си

сл 2:

кдч; Г

Ё

183

В качестве критериев оценивания уровня сформированности полилингвальной личности будущего педагога нами используются ценностные ориентации, мотивы, характер выполнения деятельности и творческую активность. Показателями каждого критерия могут быть;

1) фонд знаний: лингвистических знаний (знания о способах изучения иностранных языков) лингвострановедческих(знания о ценностях иноязычной культуры и культуры родной страны,знания о способах их проявления в институтах общества, моделях поведения людей, языковой картине мира, о приемлемых речевых практиках) и технологических (знания по осуществлению изучения иностранныхязы-ков);

2} характер работы с иноязычным источником информации, инновационные способы в обучении иностранному языку, анализ, оценка и теоретическое обобщение передового профессионального опыта;

3) степень самоанализа и самооценки своей деятельности при обучении иностранному языку;

4) степень использования результатов всех видов деятельности при обучении иностранному языку;

5) сформированного профессиональной позиции при обучении иностранному языку;

6) степень владения профессионально-творческими умениями и методами индивидуального и коллективного творчества;

7) степень интереса к профессиональной деятельности при обучении иностранному языку.

Достижение окончательного уровня подготовки полилингвальной личности будущего педагога во многом определяется уровнем его подготовки по всем выбранным критериям. По нашему мнению, будущий педагог должен не только знать, ценить и полагаться на свою культуру происхождения, но также изучать и понимать, распознавать и познавать уникальность других культур в процессе контактов,

Практико-ориентированных подход находит свое отражение в преподавании иностранного языка в педагогическом вузе, где формируется полилингвальная личность будущего

педагога, так как в последние годы в Мордовском государственном педагогическом институте (МГПИ) активно внедряются инновационные процессы. С учетом этого считаем целесообразным отметить, что распространение и обобщение опыта работы преподавателей образовательных организаций является важным компонентом методики формирования лолилингвальной личности будущего педагога с учетом комплекса организационно-педагогических условий:

1) разработка и внедрение системы мотивации и стимулирования всех видов деятельности будущего педагога на основе набора ценностных ориентации, с целью формирования лолилингвальной личности будущего педагога и его стремления к профессиональной самореализации;

2} реализация форм дополнительного образования с целью формирования лолилингвальной личности будущего педагога и его стремления к профессиональной самореализации;

3) реализация системы оценки качества всех видов деятельности будущего педагога как фактор формирования во взаимосвязи общих (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Рамки данной статьи позволяют показать проведенный нами формирующий эксперимент, который обеспечил повышение уровня сформированности полилингвальной личности будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода. Более подробно рассмотрим каждое условие в дальнейшем исследовании. Опытно-экспериментальная работа подтвердила динамику уровня сформированности полилингвальной личности будущего педагога на основе практико-ориен-тированного подхода (табл. 2}.

Таблица 2 - Динамика уровня сформированности полилингвальной личности будущего педагогав на основе практико-ориентирова иного подхода

Уровень полилингвальной Распределение будущих педагогов (% от общего числа)

личности В начале В ходе В конце

эксперимента эксперимента эксперимента

Интуитивно- 2,1 14,8 23,0

творческий

Продуктивный 17,4 23,6 24,2

Репродуктивный 35,1 27,6 26

Элементарный 45,4 34 26,8

Таким образом, в ходе исследования мы провели теоретическую и экспериментальную работу по определению путей формирования полилингвальной личности будущего педагога на основе практико-ориентированного

подхода; доказали, что создание комплексного достаточного педагогического обеспечения процесса формирования полилингвальной личности будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода является основным путем решения проблемы.

В аспекте поставленной цели нам удалось рассмотреть диагностический аппарат формирования полилингвальной личности будущего педагога на основе прзктико-ориентиро-ванного подхода. Однако выполненную нами научно-исследовательскую работу считаем не исчерпывающей всех аспектов решения проблемы формирования полилингвальной личности будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода. В частности, достаточно актуальными представляются выявление и апробация условий, которые обеспечивают эффективное формирование полилингвальной личности будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода. Перспективными также остаются вопросы ин-формационно-технологического обеспечения процесса формирования полилингвальной личности будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода.

Литература:

1. Alipichev A.Yu., Takanova O.V. Independent research activity of MSc and PhD students: case-study of the development of academic skills in FFl classes. X Ling use. 2020. T. 13. № 1. DOl: 10.18355/ XL.2020,13.01.18 pp. 237 252. - URL: http:// www.xlinguae.eu/2020_13_01_18.html (In English) (дата обращения 23.03,2020).

2. Babushkina, L.E., Bagramova, N.V., Shukshina,T.I, The Multilingual Personality Formation of a Future leacher through the interactive Cognitive Strategies //InternationaUournal of Educational Methodology, 2020.6(1), 147-152. DOl:10.12973/ijem.6.1.147-URL: https://www.ijem.com/the-multilingual-personality-fot ma ti о n-of-a -future-tea с he r-th tough-the interactive-cognitive-strategies (дата обращения 23.032020).

3. Великое 8.А. Дидактика пракТико-ориентированного образования : монография / 6,А. Бели

кое, П.Ю. Романов, А.С.. Валеее, A.M. Филиппов. 2-е изд., испр. идоп.-М.: ИНфРА-М, 2020. - 323 с. 4. Буянова И.Б., (оршснина C.H. Практико-ориентированная под-готовка будущих педагогов к оцениванию образовательных результатов обучающихся // Гуманитарные науки и образование. - 2019. -Т. 10.- №4(40). - С. 13-19. - UR!.: https://eiibrafy.ru/item.asp7id =42318493 (дата обращения 25.05.2020).

5. Елизарова Г,В. Культура повседневности: обще ние // Вестник Сер цен о в с кого университета. -2011. - № 7 (93). - С 53-59. - U RL: https ://el ¡bra ry.ru/ item.asp?id=16689216 (дата обращения 25.05.2020).

6. Замкин П.В., Паршина Л.Г., Мирошкин В.В. Орга низационно-педагогические условия развитая научно-исследовательской деятельности студентов в процессе прзктико-ориентированной под готовки в вузе // Гуманитарные науки и образование. - ЙОТ»; ■■■ Т. 9. ■■ № 4 (36). - С. 31-40. - URL; https://eiibrary.rU/i tem.asp?id =36651151 (дата обращения 25.05.2020).

У. Лазутова Л. А., Стёшина А.П. П ракт и ко-ор иен тированные задания как основа организации проектной деятельности обучающихся на уроке иностранного языка // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - № 5. - С. 24. - URL: https://eiibrary.ru/item.aspFid =41827494 (дата обращения 25.05.2020).

8. Mosienko, L, liyina, L. & Kharlamova, Y. Student's Polylingual Personality Formation in a Multiethnic Region // Journal for the Education of Gifted Young Scientists.- 2019. - №7(2). - Pp. 177 198. - URL: httpsi/ /dergipark.org.tr/tr/pub/jegys/issue/457l7/528205 (In English) (дата обращения 23.03.2020).

9. Пронькина 8.M., Тукаева О.Е., Федорина 0.0. Совершенствование навыков чтения студентов неязыковых факультетов с помощью текстов СМИ // Гуманитарные науки и образование. 2019. - Т.

10. - № 4 (40). - С. 83-87. -■ URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=42318506 (дата обращения 25.05.2020).

10. Samorodova Е.А., Ogorodov М.К., Selyaeva I.G., Saveiyeva E.B. The study of practical legal cases as an effective method of acquiring the discursive communicative skills of international jurists when learning the professions I foreign language (professional french) // X Linguae. - 2020,- T. 13.- №1,- Pp. 121-138. -URL: http://www.xlinguae.eu/2020J3_01 .10. html (In French) (дата обращения 23.03.2020).

11. Янкина O.E, Исследование проблемы формирования готовности будущего педагога к проектированию воспитательных программ // Известия Волгоградского государственного педагогическо-гоуниверситета.-2020.-ЫВ1 (144).-С. 22-28.-URL https://elibrary. ru/item.asp?id=42348857(flara обращения 25.05.2020).

CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE MOBILIZATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF CADETS IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL WORK

Balbakov Vladimir Vfadimirovich, Associate Professor, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar

The article considers the problems of mobilizing the personal and professional qualities of students of the educational organization of the MiA of Russia on the basis of pedagogical support focused on targeted management trainees with the use of resource capacity that allows to design the desired outcome in the educational process of the University; examines pedagogical support contributing to the utilization of the educational organization of resources (personal, financial, informational, technological, institutional, subject subject, etc.).

Keywords: mobilization; educational organization; cadets; resources; pedagogical support; potential.

D01 10.24923/2222-243X.2020-3S.38

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ удк 378 МОБИЛИЗАЦИИЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВАК РФ 13.00.08 КА ЧЕСТВ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕВОСПИТА ТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ

В статье рассма триваю тся а к туальные проблемы мобилизации личное тно-про- ф рУЛ цба кое В. В., 2020 фессиональных качеств курсантов образовательной организации МВД России на основе педагогического обеспечения, ориентированного на целенаправленное управление обучаемыми с использованием ресурсного потенциала, позволяющего проектировать желаемый результат в учебно-воспитательном процессе вуза;рассматривается педагогическое обеспечение с использованием имеющихся в образовательной организации ресурсов (личностные, материальные, информационные, технологические, институциональные, субъект-су б ъек гные и пр.).

Ключевые слова: мобилизация; образовательная организация; курсанты; ресурсы; педагогическое обеспечение; потенциал.

Система подготовки кадров в образовательных организациях МВД России ориентирована на повышение профессиональной подготовки за счет поиска и внедрения качественных методов и технологий, способствующих формированию личностно-профессиональ-ных качеств курсантов. Активные поиски ведутся в направлении обоснования педагогического обеспечения образовательной деятельности как последовательности действий, способствующих ис-

БАЙБАКОВ Владимир Владимирович, адъюнкт, Краснодарского университета МВД России, Краснодар

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.