Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА У УЧАЩИХСЯ В ПРЕПУБЕРТАТНОМ ПЕРИОДЕ РОСТА'

КРИТЕРИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА У УЧАЩИХСЯ В ПРЕПУБЕРТАТНОМ ПЕРИОДЕ РОСТА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
291
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА У УЧАЩИХСЯ В ПРЕПУБЕРТАТНОМ ПЕРИОДЕ РОСТА»

УДК 612.65:572.51-053.5

Доктор мед. наук Г. П. Сальникова, В. Г. Ужей

КРИТЕРИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА У УЧАЩИХСЯ В ПРЕПУБЕРТАТНОМ ПЕРИОДЕ РОСТА

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

В настоящее время определение физического развития учащихся включает не только оценку морфофункционального состояния организма, но и уровень биологического развития. Определенные соотношения в степени морфологического и функционального созревания отдельных органов и систем, свойственные каждой возрастно-половой группе детей и подростков, были установлены рядом специалистов (В. В. Бунак; В. Н. Кардашенко и соавт.; В. С. Соловьева; Г. П. Сальникова; Е. П. Стромская и соавт.; Ц. М. Хорош и соавт., и др.). Критерии, по которым можно судить о биологическом возрасте детей и подростков, многочисленны, из них выбирают наиболее информативные, простые и доступные.

В качестве показателя биологического возраста в период роста организма детей и подростков можно использовать степень окостенения скелета. Рентгенологическое определение костного возраста наиболее точно отражает степень биологической зрелости организма, однако этот метод имеет недостаток — недоступность и неприемлемость для массовых регулярно повторяющихся осмотров.

Не менее достоверным и информативным показателем биологического возраста подростков является степень полового созревания. Прямая и тесная связь ее с другими данными физического развития (коэффициент множественной корреляции 0,811—0,905) позволяет рекомендовать этот показатель в качестве критерия биологической зрелости организма в пубертатном периоде. Определить степень выраженности вторичных половых признаков у подростков просто и доступно. Возможность выразить эти показатели количественно (по числу баллов) и качественно (по половой формуле) послужили основанием для использования их в оценочных таблицах наряду с другими основными признаками физического развития (Л. Г. Тумилович и соавт.; Г. П. Сальникова и соавт.).

Уровень морфологического развития организма также характеризуют разные скорости роста ног и туловища в препубертатном и пубертатном периодах (Г. П. Сальникова и соавт.).

С. М. Тромбах и соавт. предложили при определении биологического возраста использовать также следующие соотношения:

Физиологическая высота лица

Длина тела х •

Длина туловища Длина ноги х 100;

Длина верхнего отрезка (спереди)

Длина тела х 100'

Указанные выше авторы отмечают, что «эти пропорции подвержены четким возрастным изменениям». Однако отсутствие антропометров в школах, поликлиниках, физкультурных диспансерах затрудняет получение необходимых данных.

Для учащихся препубертатного периода критерии биологического возраста еще недостаточно разработаны. Задачей данной работы являлась конкретизация показателей биологического созревания организма применительно к каждой возрастно-половой группе детей в этом периоде роста с тем, чтобы можно было определить соответствие или несоответствие паспортного и биологического возраста школьников во время массовых осмотров.

Показатели уро»ня биологического развития учащихся препубертатного периода роста

Возраст, годы Длина тела, см Прирост в длину за год, см Число постоянных зубов

Мальчики

8 123—132 5—6 12—11

9 123—139 4—3 14—13

10 133—143 4—3 17—16

11 139—150 4—5 20—19

Девочки

8 123—134 3—4 13—12

9 125—139 4—5 16—15

10 131 — 144 5—6 18—19

Примечание, пределах ±1а.

Использованы показатели в

Данные о биологическом возрасте учащихся в препубертатном периоде мы получили, изучая индивидуализирующим методом в течение 5 лет, начиная с 8-летнего возраста, рост и физическое развитие 183 мальчиков и 205 девочек. Кроме того, была прослежена динамика длины тела школьников 8—17 лет. У учащихся препубертатного возраста легко и доступно определение количества постоянных зубов. По данным ряда авторов (Garn и Lewis; Tanner, и др.), процессы окостенения скелета и прорезывания постоянных зубов взаимосвязаны: более зрелому костному возрасту соответствует большее число постоянных зубов. Следовательно, этот показатель может быть использован как один из критериев при установлении биологического возраста учащихся.

Далее мы попытались выяснить возможность использования длины тела для характеристики степени созревания организма, для чего с этим показателем были сопоставлены те, которые свидетельствовали о степени созревания организма. Взаимосвязь показателей устанавливали путем вычисления коэффициента согласия (Я.2). У учащихся в возрасте от 8 до 15 лет выявлена высокая степень соответствия между длиной тела, оссификаци-ей кисти, числом постоянных зубов, величиной тестикул и степенью выраженности вторичных половых признаков (Р=0,02—0,001). Таким образом, длина тела у школьников 8—15 лет является одним из критериев созревания организма. Однако не следует забывать о генетических факторах, которые могут в известной мере затушевывать, скрадывать возрастные особенности. Например, известны наследственное раннее прорезывание зубов и высоко- либо низкорослость. Это наследственное предрасположение регулируется в полной или неполной мере в зависимости от влияния экзогенных и эндогенных факторов (питание, режим, заболеваемость и др.).

Процентное распределение учащихся внутри каждой возрастно-поло-вой группы показало, что у 75—82% паспортный возраст соответствует биологическому. Наибольшее совпадение (90%) отмечено у школьников со средним темпом роста (1-я группа). Биологический возраст в среднем оказался выше паспортного примерно на 2 года у учащихся относительно ускоренного роста (2-я группа). У школьников относительно замедленного роста (3-я группа) биологический возраст чаще отставал от паспортного.

Очень характерным был прирост у мальчиков 8—13 лет, принадлежащих к разным по темпам роста группам. Так, при средней скорости роста за этот период они вырастали на 26 см, при относительно ускоренном росте — на 33,2 см, а при относительно замедленном — всего на 20,9 см. Если темп роста школьников 1-й группы принять за 100%,то во 2-й группе он был выше на 27,7%, а в 3-й — ниже на 19,6%.

Школьники, у которых паспортный возраст был выше биологического, имели малое увеличение роста за период от 8 до 13 лет, и наоборот, для учащихся, у которых биологический возраст превышал паспортный, характерен больший прирост в длину с пиком в 11—13 лет. Следовательно, дети и подростки одного паспортного, но разного биологического возраста имеют свои особенности повышения роста, поэтому годичный прирост

длины тела может служить одним из информативных показателей биологического возраста.

Приведенные выше данные послужили основанием для составления таблицы, в которой представлены критерии биологического возраста для мальчиков и девочек препубертатного периода. У обследуемых учащихся совпадение 3 или 2 показателей с данными таблицы подтверждает соответствие паспортного и биологического возраста. Данные выше или ниже указанных будут свидетельствовать о несоответствии паспортного и биологического возраста (опережение или отставание).

Для иллюстрации приведем несколько примеров. Мальчик 9 лет: длина тела 135 см, годичный прирост в длину 5 см, постоянных зубов 13. Паспортный и биологический возраст совпадают. Мальчик 10 лет: длина тела 124 см, годичный прирост в длину 5 см, постоянных зубов 7. Показатели ниже указанных в таблице, рост замедлен — биологический возраст ниже паспортного на 2 года.

Мальчик 8 лет: длина тела 142 см, годичный прирост в длину 4 см, постоянных зубов 17. Показатели выше указанных в таблице, рост ускорен, биологический возраст выше паспортного на 2 года.

Таким образом, предлагаемые критерии уровня морфологической зрелости организма в препубертатном периоде могут быть использованы в практике педиатрии и гигиены детства для характеристики биологического возраста школьников.

ЛИТЕРАТУРА. Бунак В. В. — «Бюлл. Московск. о-ва испытателей природы», 1946, № 51, вып. 4—5, с. 13—43. — Громбах С. М. и др. — «Вопр. антропол.», 1974, вып. 47, с. 98—107. — Кардашенко В. Н. и др. — Там же, 1968, вып. 28, с. 116—132. — Сальникова Г. П. и др. — «Новые исследования по возрастной физиологии», 1974, № 2, с. 57—58. — Сальникова Г. П. — «Вопр. антропол.», 1972, вып. 42, с. 95—105. — Соловьева В. С. — Там же, 1964, вып. 17, с. 35—61. — С т р о м с к а я Е. П. и др. — «Гиг. и сан.», 1974, № 4, с. 91—95. — Т у м и л о -вич Л. Г. и др. — «Новые исследования по возрастной физиологии», 1976, № 2, с. 103— 106. — Хорош Ц. М. и др. — «Стоматология», 1972, № 5, с. 51—53. — G а г n S., Lewis А. В. — «J. dent. Res.», 1957, v. 36, p. 992—995. —Tanner J. Growth at Adolescence. Oxford, 1962.

Поступила 8/11 1977 г .

CRITERIA OF THE BIOLOGICAL AGE OF SCHOOLCHILDREN IN THE PREPUBERTAL GROWTH PERIOD

G. P. Salnikova, V. G. Uzhvi

The paper deals with indices of the biological maturity of schoolchildren's body in the prepubertal period. The authors have drawn up a table, by means of which the medical personnel may determine the conformity and the nonconformity of passport age with the biological age among boys aged 8 to 11 years and girls aged 8—10 years.

УДК 614.73:[б21.311*25:621.0391-07

Кандидаты мед. наук А. С. Зыкова и Ю. А. Жаков, Я■ М. Ямбровский

ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМА ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В РАЙОНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

Согласно литературным данным, строительство атомных электростанций (АЭС) принимает такие размеры, что через 30—50 лет они станут основным источником электроэнергии (А. М. Петросьянц, 1974), в связи с чем вопросы радиационной безопасности АЭС приобретают все большее значение. Одним из разделов радиационной безопасности АЭС является охрана внешней среды от загрязнения радиоактивными веществами и исключение влияния отходов АЭС на здоровье населения, проживающего в районе их размещения. Для обеспечения радиационной безопасности населения необходимо обоснование характера и объема дозиметрического контроля в районе расположения АЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.