Научная статья на тему 'КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
142
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
оценивание / критерий / критериальное оценивание.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Ташкенбаева Салтанат Жумажановна, Нуризинова Макпалманарбековна, Абиева Асель Кадырбековна

В статье рассматривается вопросы применения критериального оценивания для развития познавательной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Б01 10.24412/2709-1201-2024-17-22 УДК 373 ББК74.204

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

ТАШКЕНБАЕВА САЛТАНАТ ЖУМАЖАНОВНА

ассоциированный профессор кафедры физики и технологий, Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова

НУРИЗИНОВА МАКПАЛМАНАРБЕКОВНА

докторант,преподаватель кафедры физики и технологий, Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова

АБИЕВА АСЕЛЬ КАДЫРБЕКОВНА

инженер кафедры физики и технологий, Восточно-Казахстанский университет имени

Сарсена Аманжолова

Аннотация. В статье рассматривается вопросы применения критериального оценивания для развития познавательной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: оценивание, критерий,критериальное оценивание.

Задача современного образования - формирование личности, способной саморазвиваться, самостоятельно получая знания, реально воспринимать окружающий мир, являться конкурентоспособной и открытой в современном обществе. И здесь важно умение обучающихся проводить контроль и оценку своей деятельности, понимать причины возникающих затруднений и уметь их устранять. Все это называется контрольно-оценочной деятельностью. Умение оценивать себя и других - это одно из основных условий успешной социализации в обществе. Тем не менее, проблема оценивания результатов обучения в новой образовательной парадигме освещается активно, но в педагогической литературе достаточно фрагментарно.

Преподавание, обучение и оценивание взаимосвязаны и это составляет неотъемлемую часть своременного образовательного процесса. Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандарта. Система оценивания выполняет функции одного из компонентов ее регулятора. Она обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе образования.

На современном этапе, когда в мире все очень быстро меняется, знания, полученные по традиционной образовательной системе, зачастую могут не приносить желаемого результата. Случается и так, что обладая отличными академическими знаниями, молодые люди не могут или, скорее, не умеют применять их в повседневной жизни. Все это послужило причиной для того, чтобы разработать новые подходы для формирования учебно-познавательных компетенций, разработать новую, современную систему для оценивания знаний и умений учащихся.

Чтобы соответствовать современным требованиям в образовании, в настоящее время все чаще начали использовать метод формативного оценивания, который относится к критериальному оцениванию, являясь его составной частью.

Благодаря данной системе оценивания можно определить успешность усвоения учебного материала, сформированность практических навыков. В данной системе существует минимум знаний, которыми должны обладать все учащиеся, он будет являться точкой отсчета.

Оценивание с использованием критериальной системы позволяет учащемуся понять, за что он получает текущую отметку и как будет выставлена итоговая отметка. Между

учителем и учеником устанавливается обратная связь, они находятся в постоянном контакте, стараясь выявить проблемы в обучении. К этому взаимодействию привлекаются и родители. Любое задание имеет четкие критерии оценивания и, выполняя его, ученик сам понимает до какого уровня он дошел, что ему необходимо, чтобы подняться выше и получить желаемый результат. Критериальное оценивание предусматривает оценку каждого задания.

Теоретические и практические вопросы реализации стратегий формирующего оценивания обучающихся освещены в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов Е.Г. Бойцовой, А.Б. Воронцова, Г. Б. Голуб, Е.Н. Землянской, Е.Б. Каныгина, Н.Н. Кохаевой, О.Н. Крыловой, М.А. Пинской, И. С. Фишман, P. Black, K. Cauley, I. Clark,M. Heritage, R. Marzano, J. McMillan, C. Ozan, D. R. Sadler, D. William и др.

Новизна предлагаемой педагогической идеи заключается в уходе от типизированных методов оценивания и предложении педагогической общественности новых форм, параметров и критериев оценивания. Поскольку система образования страны находится на этапе перехода от знаниевой парадигмы к компетентностной, новые методы и формы оценивания могут сыграть огромную роль в процессе организации деятельности как учителя (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.), так и ученика (умение видеть свои ошибки и свои достижения, знание требований к работам разного вида и др.).

Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия. Оценивание -категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении.

Не случайно категория «оценивание» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания: от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз в день. Несмотря на это форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, в то время, как другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процессы: наблюдения; интерпретации полученных данных; заключения для определения дальнейших действий.

Целью оценивания обучения, напротив, является суммирование того, что изучил ученик на данный конкретный момент. По существу, оно не направлено напрямую на вклад в будущее обучение, хотя тестирование, имеющее важнейшее значение, может оказать и негативное влияние на процесс обучения. При оценивании обучения заключение делается после соотношения достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми группой учеников, например, одного возраста. В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения школьников. Вводится критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

Оценки и отметки - это та тема, которую учителя готовы обсуждать бесконечно. Потому что школьная отметка - это не только результат работы ученика. В ней соединяются характер, настроение, личные качества педагога, его отношение к ученику, стиль работы учителя. Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся

предъявляются достаточно серьезные требования. Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность.

Критериальное оценивание - процесс, основанный на сравнении академических достижений обучающихся с четко определенными, коллективно разработанными критериями, ранее известными всем участникам образовательного процесса и соответствующими целям и содержанию обучения, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учеников8-8.

Современная система оценивания, основанная на новых программах, предусматривает оценку знаний в результате формирующего, суммарного критериального оценивания обучения в классе в соответствии с типами задач преподавания и его результатами. Новая система оценивания пришла к выводу, что можно улучшить образовательные дискурсы преподавания, создать моральные и духовные качества ученика по заданным критериальным стандартам.

Современное образование определяется новыми тенденциями и инициативами, научными открытиями. Роль и важность современного оценивания, которое имеет большое значение в организации и развитии академической работы учеников, совместной работы в классе, должны быть полностью преобразованы, чтобы обеспечить новую роль учителя как воспитателя, разработчика, руководителя и администратора.

Оценка на основе компетенций - это форма оценки, которая выводится из спецификаций образовательных результатов. В ней четко указаны ожидаемые результаты, так что оценщики, учащиеся и заинтересованные третьи стороны могут сделать разумно объективные суждения в отношении достижений или отставаний учеников. Она удостоверяет успеваемость учеников на основании продемонстрированного достижения этих результатов. Оценки не привязаны ко времени, проведенному в образовательных учреждениях.

Оценка направлена на охват диапазона навыков и знаний, достаточных для демонстрации компетентности обучающегося. Оценка компетенций должна быть процессом, объединяющим знания и навыки с их практическим применением.

Суждения для определения компетенций учащегося должны, насколько это возможно, выноситься на основании доказательств, собранных в ряде случаев и в различных контекстах или ситуациях. Следует контролировать и анализировать методы оценки, чтобы обеспечить последовательность в сборе и интерпретации доказательств. Оценка должна охватывать как компоненты обучения на рабочем месте, так и вне его. Процедуры оценки должны предусматривать признание компетенций независимо от того, где и когда они были приобретены. Процедуры оценки должны быть доступны для учащихся, чтобы учащиеся могли легко переходить от одной учебной единицы к другой. Практика и методы оценки должны быть одинаковыми для всех групп учащихся.

Процедуры оценки и критерии оценки успеваемости должны быть понятны всем учащимся, желающим получить оценку. К оценке должен применяться подход, основанный на широком участии. Процесс оценки должен быть разработан / согласован между оценщиком и оцениваемым.

Должны быть предоставлены возможности, позволяющие учащимся оспаривать оценки, и необходимо предусмотреть возможность повторной оценки.

Хотя термины «критерий» и «стандарт» иногда используются как синонимы, они имеют разные значения. Стандарты определяются как уровни определенных достижений и набор качеств, установленных официально, и по которым оценивается успеваемость учащегося, тогда как критерии являются важными атрибутами или правилами, используемыми для оценки полноты и качества стандартов.

Оценка на основе компетентности важна для того, чтобы четко обозначить образовательные цели в дискурсах, основанных на критериях. Такой подход считается

эффективным способом формирования политики оценки образования. Но, несмотря на годы перехода к учебным программам, основанным на компетенциях, немногие исследователи или практики разработали системы оценивания в системе образования, которые специально оценивают подходы, основанные на компетенциях. Подход, основанный на компетенциях, понимается как ориентированный на ученика способ обучения «действию», который обеспечивает качественных выпускников, с оценками, подтверждающими обучение.

Критериальная система удобна в плане прозрачности оценки. Например, если преподаватель ставит 4 балла из 5 за задание без дополнительных комментариев, обучающимся остается только гадать, где был потерян этот один балл. Когда преподаватель определяет основные стандарты или результаты обучения для курса, сообщает об основах обучения, связывает обучение со стандартами и обеспечивает обратную связь, тогда действует оценка на основе стандартов. Прозрачность является основой критериального оценивания, когда используется система выставления оценок на основе стандартов, а результаты обучения объективны и измеримы.

Чтобы обучающиеся ощущали справедливость оценивания, они должны знать, по каким критериям будет оцениваться качество их работы. Преимущество оценивания на основе стандартов состоит в том, что оно обеспечивает своевременную обратную связь, которая может информировать о том, насколько учащийся освоил содержание и представление уроков.

Критерийное оценивание показывает, что обучающиеся могут или не могут делать по отношению к определенному списку задач или навыков. Суждения учителей касаются того, достиг ли обучающийся каждого отдельного навыка или задания. Например, при письме обучающийся может преуспеть в выполнении каждой задачи или навыка, но все же не сможет написать убедительное произведение, отвечающее потребностям аудитории.

Концептуализация оценки как объединение заявленных критериев, так и отражения глобального суждения для рассмотрения латентных влияний на суждение определяет то, что указанные критерии могут быть единственным источником суждения. Тем не менее, другие факторы действительно иногда влияют на решения. Цикличность опыта суждения означает, что со временем сочетание явных и скрытых критериев дает более реалистичное представление о том, что на самом деле происходит в процессе оценки. Взаимодействие явных и скрытых критериев, однако, до настоящего времени не являлось предметом постоянных исследований, а суждения учителей представляют собой недавнюю и развивающуюся область исследований. Неудивительно, что эта область исследований все еще находится в зачаточном состоянии, учитывая сложность исследования глубинных структур принятия суждений.

Предлагаются четыре благоприятных условия для поддержки внедрения критериев в педагогическую практику. Эти условия связывают идентичность оценивания учителя и обучающегося, охватывающую их знания, навыки, убеждения и чувства с их методами работы в практике оценки учебных программ, и, следовательно, возможности для школьников развивать оценочный опыт как основу их обучения в рамках учебной программы. Условия включают в себя то, как определенные артефакты (например, образцы и комментарии) и практики как было установлено, поддерживают и распространяют понимание критериев среди учителей и учеников, когда они используют доказательства для исследования процесса обучения.

В рамках системы оценивания на базе школы и стандартов существуют определенные знания, навыки, убеждения и ценности в отношении оценивания, которые влияют на то, как оценивается и проводится оценка, например, с точки зрения роли учителей и учащихся, и стандартов. Это, в свою очередь, влияет на формирование идентичности или, в частности, идентичности оценки в рамках этой практики. Признано, что учителя и обучающиеся могут проявлять разные идентичности в разных сферах, но нас беспокоит конкретный

социокультурный контекст школьного и ориентированного на стандарты оценивания, из которого мы черпаем иллюстративные примеры.

Идентичность оценивания учителей включает в себя их учебную программу и педагогические знания, а также их убеждения, чувства и восприятие самих себя и их роль в качестве оценщика, а также их убеждения о взаимосвязи между учениками, обучением и оцениванием. Идентичность оценки влияет на то, как учителя понимают критерии и связанные с ними практики, такие как владение, переговоры и стабильность. Учителя могут воспринимать оценивание как изолированное занятие с самими собой в качестве владельцев критериев, где обмен критериями с учениками сродни предоставлению ответов учеников в тесте. Мы предлагаем учителям, которые подходят к оцениванию как к исследованию, включать педагогические практики, которые содержат обмен знаниями о критериях с учащимися, чтобы учащиеся в полной мере участвовали и понимали себя как учащихся в рамках учебной программы.

Критериальная система оценивания дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения. На уроке учащиеся включены в творческий процесс, в коллективную работу. Каждый урок - это живой диалог, обсуждение. Учащиеся приучаются вырабатывать совместно с учителем критерии оценки той или иной работы. Все это формирует положительную мотивацию учения.

В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентноспособной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно-оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются рубрикаторы. Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль «судьи» при выставлении оценок.

Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык.

ли учитель представляет ошибки как возможность для обучения, это поможет каждому ученику полностью раскрыть свой потенциал. Ученики начнут понимать, что, извлекая уроки из неудач, они могут улучшить результаты в будущем. Критериальное оценивание делает упор на создании класса, ориентированного на учащихся, с благоприятной атмосферой, где учащиеся не боятся делать ошибки и учиться на них.

При организации процесса критериального оценивания учебных достижений обучающихся должны учитываться ряд психолого-педагогических особенностей учебно-познавательной деятельности учащегося: самостоятельность, проявляющаяся в собственном желании быть готовым и способным расширять свои знания, умения, находить пути решения личностно-значимых учебных задач, адекватно оценить свои учебные достижения. Также стремление учащегося к выбору индивидуальной образовательной траектории и поиску способов ее построения; развитие учебно-познавательной активности в процессе учебной деятельности и самостоятельных занятий; стремление к общению с одноклассниками, его заинтересованность в оценке сверстников, т.е. осуществление взаимооценивания; формирование теоретического и критического мышления; избирательность, становление устойчивого внимания - повышение концентрации внимания, целенаправленность восприятия.

Системы контроля и оценки знаний ставят перед собой важную социальную задачу: развить у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения т.е. развить навыки самоконтроля.

Важными видом критериального оценивания является формативное оценивание, когда оцениваются знания учащихся, прогресс этих знаний, на основе которого вносятся в учебный процесс изменения, соотносящиеся с учебными компетенциями школьника. Цель формативного оценивания заключается в корректировке деятельности учеников и учителя в процессе обучения, чтобы в текущем моменте выявлять существующие недочеты и предупреждать их повторение.

Оценочные шкалы всегда разные, что подразумевает, что система оценок не привязана к традиционной пяти- или десятибалльной шкале. Изменение оценочных критериев необходимо, чтобы учитель и ученики могли моментально реагировать на прогресс или регресс в школьной успеваемости.

Текущий контроль за умениями и знаниями учащихся составляет важную часть учебного процессе. От того, насколько он грамотно организован, зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом, качество подготовки взрослеющего школьника к дальнейшей жизни вне стен учебного заведения. В отличие от привычной, традиционной системы контроля, когда знания ученика оценивались лишь по итогу (в конце урока, на контрольной работе, и т.д.) формативный метод позволяет видеть, насколько успешно ученики усваивают материал, как умеют применять полученные знания для решения задач.

Главный момент в формативном оценивании - взаимосвязь ученика и учителя, которая дает возможность обеим сторонам наблюдать за усвоением материала, избегать ошибок и вносить коррективы в организацию учебного процесса.

На уроках технологии можно использовать разные формы оценивания, что помогает разнообразить занятия (а это всегда положительно сказывается на настроении учеников и быстром запоминании материала). Важно вовлекать обучающихся в самооценку и оценивание одноклассников, что обеспечивает качественное понимание хода учебного процесса. Методик формативного оценивания - множество, и их легко адаптировать под урочную деятельность по предмету «Технология», поскольку все они нацелены на одно -выявление знаний и умений школьника.

1. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Уч.мет. пос./Под ред О.И.Можаевой, A.C. Шилибековой, Д.З.Зиеденовой, -Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. С. 34.

2. Аскарова М. А. О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) // Молодой ученый. - 2014. - № 20.1 (79.1). - С. 34-36.

3. Аужанова Г. Г. Значимость формативного оценивания в школе // Образование и воспитание. - 2016. - № 2 (7). - С. 32-34.

4. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе / Е. Г. Бойцова // Человек и образование. - 2014. - № 1. - С. 171-175.

5. Вилкова Л.В. Цикл формирующего оценивания учебных достижений школьников //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1-5. - С. 56-61.

6. Воронина М. А. Методики формирующего оценивания как инструмент развития поведенческо-рефлексивного компонента профессиональной культуры будущего педагога // Самарский научный вестник. - 2019. - Том 8. - №1 (26). - С. 243-248.

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.