EFFICIENCY OF APPLICATION OF THE KNOWLEDGE CRITERIAL EVALUATION METHOD Kokimbekova B.K. (Republic of Kazakhstan) Email: [email protected]
Kokimbekova Balzhan Kairatkyzy - Master's Student, DEPARTMENT OF BIOLOGY, FACULTY OF NATURAL SCIENCES AND TECHNOLOGY, EAST-KAZAKHSTAN UNIVERSITY NAMED AFTER S. AMANZHOLOV, UST-KAMENOGORSK, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the article discusses the increase in the effectiveness of the educational process and the receipt by the teacher of objective information about the course of educational and cognitive activities of students. The teacher receives this information in the process of control in the educational and cognitive activities of students. In this case, it is necessary to strengthen the teaching function of testing knowledge and educational skills, as an important element of the educational process. One of the reasons that creates difficulties in testing the knowledge and skills of students is the incomplete implementation by teachers of one of the test conditions - the condition of objectivity.
Keywords: criteria-based assessment, educational process, information, verification, objectivity, knowledge, efficiency, current control, result.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ Кокимбекова Б.К. (Республика Казахстан)
Кокимбекова Балжан Кайраткызы - магистрант, кафедра биологии, факультет естественных наук и технологии, Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматривается повышение эффективности учебного процесса и получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля в учебно-познавательной деятельности учащихся. В данном случае необходимо усилить обучающую функцию проверки знаний и учебных умений как важного элемента учебно-воспитательного процесса. Одной из причин, создающей трудности в проверке знаний и умений учащихся, является неполная реализация учителями одного из условий проверки - условия объективности. Ключевые слова: критериальное оценивание, учебный процесс, информация, проверка, объективность, знание, эффективность, текущий контроль, результат.
Современный этап общественного развития характеризуется постоянной изменяемостью, динамизмом. Меняются знания, технологии, информация, что обусловливает быстрое устаревание полученных знаний. В связи с этим возникает потребность по-новому определить цель обучения и его функции. Сегодня в процессе ежедневного обучения нам необходимо выработать у учащегося умения, навыки и желание учиться в течение жизни, чтобы всегда быть конкурентоспособным. Мы должны также научить его учиться, тем самым обеспечивая индивидуальную и самостоятельную работу ученика (согласно требованиям Болонского процесса), ориентировать содержание и методы обучения на компетентность. Развитие человечества приобрело глобальный характер, и это делает конкурентоспособным только человека, способного жить и действовать в таком пространстве. Требуются изменения системы ценностей, которые мы хотим видеть у наших детей. Это должно
стать главным стимулом к качественному обучению вместо мотивации методами авторитарной педагогики, и к тому же ориентирует человека на максимальную самореализацию. В частности, уже в школе надо ориентировать учащихся на желание быть успешными в жизни.
С этой целью в Казахстане в течение последних пяти лет были разработаны программы на основе обновленного стандарта содержания образования. С сентября 2015 года Программа обновления содержания начального образования успешно прошла апробацию в 30 пилотных школах, в число которых входят городские, сельские и малокомплектные. Апробация образовательных программ принесла положительные результаты обучения, и с сентября 2016 года во всех общеобразовательных школах Казахстана в первых классах осуществлен переход на обновленный стандарт содержания образования.
Какие же изменения наблюдаются в новых учебных программах? Следует отметить, что академическое содержание сохранено, а изменились ожидаемые результаты, представленные через систему целей обучения. Отличительная особенность обновления содержания в том, что образование будет строиться не от содержания к обучению, когда учащийся должен обязательно усвоить то предметное содержание, которое заложено в стандарте и программах, а от ожидаемых результатов обучения. В данном подходе главным становится не количество знаний учащихся по отдельным темам, а реальные результаты обучения, а также умения и навыки учащихся применять полученные знания в реальных ситуациях. При этом главной задачей учителя становится организация такого образовательного пространства, в котором учащиеся переходят на саморегулируемое обучение. В рамках обновленного образовательного стандарта широко применяется интегративный подход, который способствует становлению целостной картины мира за счет взаимосвязи содержания различных учебных предметов. Преемственность содержания образования в учебных программах по предметам обеспечивает принцип «спиральности». Данный принцип устанавливает следующую возможность: каждая цель и тема обучения по истечении определенных академических периодов рассматриваются повторно с постепенным углублением или усложнением объема знаний и навыков по ним
Итак, что представляют собой критериальное оценивание и его виды в рамках обновления содержания образования в казахстанских школах? Рассмотрим следующее определение: «Критериальное оценивание - процессуально-действенная метатехнология, обеспечивающая систему взаимосвязанных контрольно-оценочных действий всех участников образовательного процесса для достижения поставленных целей и задач обучения. Отличается от «нормативно-ориентированного», при котором работа/люди оцениваются относительно того, насколько хорошо работа выполнена другими людьми» [1, 196]. Читаем далее: «Формативное оценивание - оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс обучения. Формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Ф. оценивание проводится по определенным схемам и обеспечивает правильную направленность и эффективность процесса обучения, создает возможность для изучения учебных нужд учеников, обеспечивает прослеживание продвижения учеников в области обучения. Ф. оценивание имеет следующие способы:
- наблюдение;
- устные ответы учеников;
- письменные работы учеников;
- тестовые задания» [2, 200].
С целью исследования эффективности применения методики критериального оценивания знаний были поставлены следующие задачи:
1. Сравнить познавательную активность учащихся в контрольном классе и экспериментальном классе.
2. Провести контроль знаний учащихся по окончании эксперимента с помощью тестовых заданий и контрольной работы.
3. Обработать полученные данные в ходе эксперимента.
Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что на первом этапе урока в экспериментальном классе применение критериального оценивания, способствует повышению коэффициента познавательной активности до 63%, когда в контрольном классе коэффициент активности на данном этапе составил 33%. На втором этапе урока, при организации стадии осмысления, учащиеся получали необходимую информацию на основе демонстрационного эксперимента. Коэффициент познавательной активности в экспериментальном классе составил 82%. В контрольном классе коэффициент активности составил 62%. На третьем этапе урока показатель активности составил 86% в экспериментальном классе и 63 % в контрольном.
Результаты проведенного исследования представлены в диаграммах 1 и 2.
Рис. 1. Диаграмма. Познавательная активность учащихся контрольного класса
Рис. 2. Диаграмма. Познавательная активность учащихся экспериментального класса
Следует отметить психологический климат на уроке в контрольном и экспериментальном классе. В контрольном классе он был спокойным, ровным, иногда учащиеся проявляли активность и задавали вопросы, когда сталкивались с непонятными для них моментами. На протяжении всего урока в контрольном классе
учитель являлся источником информации, объясняя новый материал. В то время как в экспериментальном классе наблюдалась рабочая «живая обстановка». Учащиеся, постоянно общаясь в парах, совещались между собой, делали предположения, оспаривали идеи и сравнивали, анализировали, делали выводы. Учитель в экспериментальном классе выступал в роли тьютора, с его стороны было задано большое количество вопросов, позволяющих ученикам в ходе логических операций самостоятельно находить ответ.
Таким образом, применение критериального оценивания позволяет создать рабочую атмосферу, в ходе которой учащиеся не были пассивными слушателями, а являлись активными участниками при получении новой информации.
Результаты проведенного педагогического исследования позволяют сделать вывод о том, что применение критериального оценивания положительно влияет на развитие познавательной активности учащихся и эффективность усвоения изучаемого материала.
Применение системы критериального оценивания на уроках химии имеет большое практическое значение и определяется следующими преимуществами:
- оценивается только работа учащегося, а не его личность;
- работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны ему заранее;
- оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;
- учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;
- повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.
Из опроса учащихся, после проведения серии уроков с применением новых подходов в обучении и критериев оценивания, можно сделать выводы, что учащиеся, приходя домой, могут объяснить полученную на уроке оценку, по критериям, зависящим от выполненной работы, знают, какие пробелы в знаниях не позволили получить отметку выше, что нужно сделать, чтобы повысить уровень своих достижений.
Результаты анкетирования учащихся (после внесения изменений)
В Часто и Редко и Никогда
Я умею оценивать свою Я знаю критерии, по Оценка учителя
работу и работу которым учитель включает комментарии
одноклассника оценивает мою работу и рекомендации о том,
как дальше улучшить мою работу
Рис. 3. Результаты анкетирования учащихся
Список литературы /References
1. Абдильдина Ж. Обновление - для эффективного и качественного образования. // Бiлiмдi ел. Образованная страна. № 15 (52)16 августа 2016 г. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bilimdinews.kz/ (дата обращения: 20.04.2021).
2. Руководство для учителя. «Эффективное обучение». ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Астана, 2016.