Научная статья на тему 'Критериально-ориентированное тестирование как форма контроля самостоятельной работы студентов'

Критериально-ориентированное тестирование как форма контроля самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная культура / информационная компетенция / компетентностный подход / Критическое мышление / модульно-рейтинговая система обучения / оптимизация / организационно-педагогические условия / Педагогическое сопровождение / самостоятельная работа студентов / силлабус / тьютор / учебно-методические условия

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Л. И.

Раскрывается значение самостоятельной работы студентов в контексте реализации образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения и модульно-рейтинговой системы обучения. Определяется содержание общей информационной компетенции как основы формирования критического мышления личности. Рассматриваются организационно-педагогические и учебно-методические условия оптимизации самостоятельной работы студентов в учебно-воспитательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критериально-ориентированное тестирование как форма контроля самостоятельной работы студентов»

Примечания

1. Фирсов В. В. Многоуровневый стандарт. Каким должен быть образовательный стандарт. -М.: Когито Центр, 2001.

2. Воронова Е. Н. Самостоятельная учебная деятельность студентов как средство их личност-но-профессионального саморазвития // Сборник материалов IX Международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании». - Пенза, 2002. - С. 34-36.

3. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: книга для учителя / под общ. ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. - СПб., 2002.

4. Ковалева Г. и др. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной программы PISA. Общие подходы. - М.: РАО, 1999.

Л. И. Лазарева

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Раскрывается значение самостоятельной работы студентов в контексте реализации образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения и мо-дульно-рейтинговой системы обучения. Определяется содержание общей информационной компетенции как основы формирования критического мышления личности. Рассматриваются организационно-педагогические и учебно-методические условия оптимизации самостоятельной работы студентов в учебно-воспитательном процессе вуза.

Ключевые слова: информационная культура, информационная компетенция, компетент-ностный подход, критическое мышление, модульно-рейтинговая система обучения, оптимизация, организационно-педагогические условия, педагогическое сопровождение, самостоятельная работа студентов, силлабус, тьютор, учебно-методические условия.

L. I. Lazareva

A CRITERION ALIGNED TESTING AS A FORM OF CONTROL OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK

Value of independent work of students in a context of realisation of educational standards of higher professional training of the third generation and modular rating system of training are revealed. The content of the general information competence as basis of a person's critical thinking formation is defined. Organizational pedagogical and training methodical conditions of optimisation of students' independent work in teaching and educational process of higher education are considered.

Keywords: information culture, information competence, competency approach, critical thinking, modular rating system of training, optimisation, organizational pedagogical conditions, pedagogical support, students' independent work, syllabus, tutor, training methodical conditions.

Задачи высшего образования в ходе подготовки специалистов усложняются год от года, и ни одна из них не может быть решена без развития способностей и качеств личности студента. В этом контексте очевидно особое значение организации самостоятельной познавательной деятельности будущих специалистов - как аудиторной, так и внеаудиторной. Известно, что самостоятельная работа, ее планирование, формы и методы, система отслеживания результатов является одним из слабых мест в системе высшего образования. К тому же, это одна из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации, связанной с изменением образовательной парадигмы, введением образовательных стандартов, ориентированных на формирование компетентно стей, переход к кредитной системе обучения, внедрение системы педагогического мониторинга и т. п.

Понятие «самостоятельная работа» многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе. Изучением различных сторон самостоятельной работы студентов и учащихся занимались С. И. Архангельский, В. И. Богданов, М. Г. Гарунов, С. И. Зиновьев, И. И. Ильясов, П. И. Пидка-систый и др. Наиболее точным и соответствующим современным тенденциям развития образования мы считаем определение данного понятия, предложенное М. Г. Гаруновым. По его мнению, самостоятельная работа студента - это выполнение им различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа студентов рассматривается при этом, как:

• вид деятельности, стимулирующий познавательную активность;

• основа самообразования;

• система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов;

• форма учебно-научного познания и организации обучения.

Самостоятельная работа становится основой самообразования студентов, которое, в свою очередь, способствует развитию хорошей привычки - непрерывно самообразовываться, повышать свою квалификацию. Кроме того, самостоятельная работа рассматривается как система мер или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов, к которым можно отнести формулирование дидактических требований, например, умение формулировать частно-дидактические цели самостоятельной работы, знание путей их достижения, своевременное и последовательное включение самостоятельной работы в процесс усвоения знаний, учет внешних параметров системы: организационно-методического и научно-методического обеспечения. К организационно-методическому обеспечению можно отнести планирование самостоятельной работы студентов, обеспечение учебной литературой, осуществление контроля за данным видом деятельности. К научно-методическому обеспечению относится обучение студентов методам самостоятельной работы с информацией и методическое руководство ею. Научно-методическое обеспечение тесно связано с пониманием самостоятельной работы студентов как формы учебно-научного познания и организации обучения.

Как подчеркивается в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., образование должно превратиться в процесс непрерывного формирования личности, приобретения новых знаний, умений и навыков, а также развития способности человека выносить суждения, принимать необходимые и верные решения, выполнять различные действия для их воплощения.

Самостоятельная работа в свете современных тенденций развития образования становится механизмом образования личности, направленным на ее непрерывное развитие, самосовершенствование. Не накопление знаний, а умелое их применение на практике становится главной целью образования, что составляет основу компетентностного подхода. Компентентностный подход в образовании - это такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций.

Компетентностный подход пришел на смену знаниево-центристскому и направлен на подготовку специалиста, который будет владеть необходимым набором компетенций, уметь использовать свои знания в незнакомой ситуации, находя нестандартные решения, и оценивать свои действия для простраивания дальнейшей профессиональной траектории. Как считает И. А. Зимняя, компетентность - это готовность и способность человека совершать культуросообразную деятельность.

Таким образом, понятие компетентности состоит из трех ключевых элементов: готовность, способность и культуросообразная деятельность. Иначе говоря, механизм компетентности основан на когнитивном, операциональном и рефлексивном компонентах. Содержание компетентностной модели обучения включает требования к уровню компетентности, описание технологического процесса обучения, создание инструментария оценки уровня сформированности компетентности

Построение компетентностной модели обучения связано с такими ее структурными частями, как требования к уровню компетентности, описание технологического процесса обучения и создание инструментария оценки уровня сформированности компетентности. При этом диагностика результатов обучения в компетентностной модели предполагает четкую постановку целей обучения, выраженных в таких действиях ученика, которые можно реально опознать на когнитивном, операциональном и рефлексивном уровнях. Известно, что наиболее распространенным методом оценивания является тестирование. Его можно назвать и формой самостоятельной работы студента. Однако, если нормативно-ориентированное тестирование не способствовало развитию познавательной активности студентов в режиме он-лайн, то такой вид тестирования, как критериально-ориентированное, способен выполнять обучающую и развивающую функции. Критериально-ориентированные тесты - класс тестов достижений, направленных на выявление степени овладения индивидом той или иной учебной или профессиональной деятельностью.

Компоненты критериально-ориентированного тестирования соответствуют понятию компетентности по параметрам оценки личностных качеств студентов. К ним относятся когнитивный, операциональный и рефлексивный компоненты.

Когнитивный компонент связан со знанием определений основных понятий конкретной предметной области. Тестовые задания в этом случае носят закрытый характер. Операциональный компонент направлен на выявление умений и навыков, в этом случае

задания носят открытый характер и связаны с проверкой таких интеллектуальных операций, как понимание, применение, анализ и синтез. Рефлексивный компонент связан с определением студентами возможных критериев оценки, экспертизы, ранговости, значимости тех или иных процессов, явлений. Кроме того, необходимо включать в тесты задания на самооценку, позволяющие студентам осознавать уровень своей компетентности в определенной предметной области. Критериально-ориентированное тестирование можно назвать компетентностно направленным, поскольку оно связано не только с усвоением определенного количества информации, знаний, но и с возможностью пользоваться ими в незнакомых ситуациях, искать решения в нетрадиционных условиях.

Таким образом, критериально-ориентированное тестирование как форма самостоятельной работы студентов выполняет не только контрольную, но и развивающую, и контролирующую функции. Это способствует развитию критического мышления, побуждает студентов к активной мыслительной деятельности на основе проблемных ситуаций-задач.

Примечания

1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

2. Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции // Эйдос: Интернет-журнал. - 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm.

3. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

4. Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников // Народное образование. - 2003. - № 3. - С. 42-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.