Научная статья на тему 'Профессиональный патриотизм как компетенция педагога'

Профессиональный патриотизм как компетенция педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1200
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА / КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович, Савзиханова Марьям Абдулахадовна

В статье представлены некоторые результаты исследования проблемы формирования профессионального патриотизма педагога как сущностной профессиональной компетентности специалиста. Раскрыта актуальность проблемы, дана примерная характеристика понятия «профессиональный патриотизм педагога» и предложены эффективные условия его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович, Савзиханова Марьям Абдулахадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональный патриотизм как компетенция педагога»

Психолого-педагогические науки

65

Учебник для 7-9 кл. СШ. М. : Просвещение. 1956. 4. Мирзаев С. М. Методика формирования исследовательских умений у учащихся 7-9 классов на основе применения приемов ограничения и обобщения (в процессе обучения математике). Дисс...канд. пед. наук. Махачкала. 2004. 162 с. 5. Челябов И. М. Разработка системы организации исследовательской работы учащихся в процессе изучения факультатива 7-11 классов. Дисс.канд. пед. наук. Махачкала. 1999. 178 с. 6. Челябов И. М., Мутова С. Н. Ограничение как принцип методики математики / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика применения математического моделирования и информационных технологий в науке, технике и образовании». М. : МГОУ. 2010.

References

1. Magomedbekov P. K. Essays on teaching the Geometry at school. Makhachkala: Daguchpedgiz. 1970. 195 p. 2. Magomedbekov P. K., Mirzaev S. M., Chelyabov I. M. Principles and tools for the development of creativity of pupils in Mathematics. Makhachkala: DIPQPS Publishing. 66 p. 3. Kisilev A. P. Geometry. Textbook for 7-9 grades of the secondary school. M. : Prosveshchenie. 1956. 4. Mirzaev S. M. Methods of developing the research skills of pupils in 7-9 grades by applying the techniques of limitation and generalization (in learning mathematics). Diss...Cand. Pedagogy. Makhachkala. 2004. 162 p. 5. Chelyabov I. M. The development of the organization system of research work of pupils in the learning process of facultative of 7-11 grades. Diss...Cand. Pedagogy. Makhachkala. 1999. 178 p. 6. Chelyabov I. M., Mutova S. N. The limitation as a principle of mathematical methodology / The materials of the all-Russian scientific and practical conference "Theory and practice of mathematical modeling and information technologies in science, engineering and education". M. : MSOU. 2010.

Literatura

1. Magomedbekov P. K.Ocherki prepodavanija geometrii v shkole. Mahachkala: Daguchpedgiz. 1970. 195 s. 2. Magomedbekov P. K., Mirzaev S. M., Cheljabov I. M. Principy i sredstva razvitija tvorchestva uchashhihsja po matematike. Mahachkala: Izd-vo DIPKPK.2001. 66 s. 3. Kisilev A. P. Geometrija. Ucheb-nik dlja 7-9 kl. SSh. M. : Prosveshhenie. 1956. 4. Mirzaev S. M. Metodika formirovanija issledovatel'skih umenij u uchashhihsja 7-9 klassov na osnove primenenija priemov ogranichenija i obobshhenija (v pro-cesse obuchenija matematike). Diss.kand. ped. nauk. Mahachkala. 2004. 162 s. 5. Cheljabov I. M. Ra-zrabotka sistemy organizacii issledovatel'skoj raboty uchashhihsja v processe izuchenija fakul'tativa 7-11 klassov. Diss.kand. ped. nauk. Mahachkala. 1999. 178 s. 6. Cheljabov I. M., Mutova S. N. Ogranichenie kak princip metodiki matematiki / Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Teorija i prak-tika primenenija matematicheskogo modelirovanija i informacionnyh tehnologij v nauke, tehnike i obrazo-vanii». M. : MGOU. 2010.

Статья поступила в редакцию 16.05.2014 г.

УДК 37.01

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА

THE PROFESSIONAL PATRIOTISM AS A TEACHER’S COMPETENCE

© 2014 Нюдюрмагомедов А. Н., Савзиханова М. А. Дагестанский государственный педагогический университет © 2014 Nyudyurmagomedov A. N., Savzikhanova M. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье представлены некоторые результаты исследования проблемы формирования профессионального патриотизма педагога как сущностной профессиональной компетентности специалиста. Раскрыта актуальность проблемы, дана примерная характеристика понятия «профессиональный патриотизм педагога» и предложены, эффективные условия его формирования.

Abstract. The authors of the article represent some results of the research of the problems of developing the teacher’s professional patriotism as the specialist’s essential professional competence. They disclose the urgency of the problem, give the approximate characteristics of the "teacher’s professional patriotism" concept and propose effective conditions for its developing.

66

Известия ДГПУ, №3, 2014

Rezjume. V stat'e predstavleny nekotorye rezul'taty issledovanija problemy formirovanija profession-al'nogo patriotizma pedagoga kak sushhnostnoj professional'noj kompetentnosti specialista. Raskryta aktual'nost' problemy, dana primernaja harakteristika ponjatija «professional'nyj patriotizm pedagoga» i predlozheny jeffektivnye uslovija ego formirovanija.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональный патриотизм, патриотическая позиция педагога, компетенция специальности.

Keywords: professionalism, professional patriotism, teacher’s patriotic position, competence of speciality.

Kljuchevye slova: professionalizm, professional'nyj patriotizm, patrioticheskaja pozicija pedagoga, kompetencija special'nosti.

Компетентностный подход к профессиональной подготовке педагога требует ориентации на социокультурный характер педагогической деятельности, цели которой формируются не внутри самой деятельности, а определяются, исходя из общественных потребностей и требований к образованию. Такая специфика педагогической деятельности требует от педагога осознанной и устойчивой позиции понимания социальной значимости и ответственности результатов своего труда, которые выражаются в гражданах, владеющих ценностями современного уровня развития науки и культуры и готовых занимать в обществе свое достойное и ответственное место. Осознанность социальной ответственности педагога объективно зависит от того, что именно от него, его профессиональной деятельности зависит, может ли представитель молодого поколения стать достойным гражданином страны, своего народа и его традиционного уклада жизни. Такую ответственность и оптимизм по отношению к реализации устремлений молодежи к процветанию своей страны можно считать патриотической компетенцией педагога. Она может выступать как требования к цели и процессу подготовки педагогов, к готовности выпускников к предстоящей педагогической деятельности, а также к качеству и ответственному отношению педагогов к своей работе.

Известно, что важной частью патриотизма является идентификация человека с образами страны, государства, народа, культуры. Соответственно, если мы говорим о профессиональном патриотизме педагога, то желательно, чтобы у его учеников в перечень названных образов попал и образ учителя, как патриота своей профессии, своего корпоративного сообщества, своей страны и народа. А для этого требуется, чтобы педагог сам своей твердой патриотической позицией старался попасть в систему общественных целей и требований к результатам образования [2].

Анализ педагогических источников показал, что такое понятие как педагогический патриотизм или патриотическая позиция, компетентность педагога пока не нашла должного к себе внимания ученых-педагогов или методистов. В педагогической литературе патриотизм проходит как качество учащихся, студентов, необходимое для воспитания усилиями педагогов. А их собственная базовая культура, мировоззренческая позиция, патриотический потенциал пока не стали предметом специальных научных исследований.

Целью нашего исследования и настоящей статьи является обоснование системообразующей функции патриотической позиции педагога в реализации качественных результатов образования, от которых зависит качество духовно-нравственного и социально-экономического развития страны. Действительно педагогическое образование занимает в экономке и духовной сфере общества ключевую позицию, поскольку специалист в любой области профессий базовое образование получает в общеобразовательной школе. Его базовая культура и степень развития способностей зависит от компетентности педагога. В профессиональном образовании специалистов опять готовят преподаватели, от компетентности которых зависит готовность реализации профессиональных функций любого специалиста.

Методологической основой нашей позиции является теория целостной личности, в которой патриотизм рассматривается как сущностный элемент социализации. Соответственно для личности педагога профессиональный патриотизм необходимо рассматривать как сущностную компетенцию его профессионализма. При этом мы опираемся на известный в теории интегративный подход к педагогическому образованию и образу педагога в нем. Так в самом общем виде профессионализм педагога представлен через четыре интегративно взаимосвязанных компонента: профессиональная на-

правленность, профессиональное мировоззрение, педагогическое мастерство и профессиональное поведение педагога [1. С. 43-58]. Пытаясь характеризовать патриотизм педагога, мы сравнили такой образ педагога с понятием патриотизма. Так, слово "патриотизм" по этимологии означает родину, отечество, а в научной интерпретации определяется как социальнополитический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите в случае необходимости, уважения к ее прошлому и гордости за ее достижения [3].

Сравнение этих подходов к патриотизму как научной категории и патриотизму как позиции педагога позволяет выделить идентичные характеристики. Так «забота об интересах, чувство гордости за ее успехи и уважение к ценностям ее культуры» как характеристики научной категории патриотизма идентичны параметрам профессионального мировоззрения и педагогического поведения в модели компетенций педагога. А потенциальные энер-

Психолого-педагогические науки •••

гетические ресурсы, инициативу, эмоциональную и волевую силу их проявления обеспечивает профессиональная направленность и понимание значимости педагогической деятельности и образования в обществе. Таким образом, можно сказать, что патриотизм педагога пропитывает все компоненты его образа профессионализма. Соответственно профессиональным патриотизмом педагога можно назвать устойчивую позицию педагога, выражающую понимание высокой значимости педагогической деятельности в обществе, ответственность за обучение и воспитание молодежи, знание и уважение педагогического наследия и готовность мобилизовать свои способности в совершенствовании педагогического процесса.

Определение сущности и примерного компонентного состава педагогического патриотизма позволили раскрыть содержание, формы и методы его воспитания в профессиональной подготовке педагогов и самоорганизации работающих педагогов. В начале исследования мы поставили задачу выявления исходного состояния отношения студентов к патриотической позиции педагога. Для этого был разработан тест с шестью параметрами проявления педагогами патриотизма: понимание самого понятия «педагогический патриотизм», отношение к своей социальной ответственности, понимание значимости педагогического труда, возможности проявления патриотизма, социальные факторы, вызывающие патриотические чувства, личная инициатива к проявлению патриотизма. Такое тестирование было проведено среди 126 студентов 4-5 курса факультета иностранных языков и математического факультета университета.

Таблица

Параметры проявления В начале В конце Динамика изменений,

кол % кол % % '

Понимание понятий 43 34,1 95 75,4 41,3

Соц. ответственность 33 26,2 85 67,5 41,3

Значимость 50 39,7 95 75,4 35,7

Возможности 38 30,1 76 60,3 30,2

Соц. факторы 43 34,1 63 50,0 16,9

Личная инициатива 38 30,2 73 57,9 27,7

Средний показатель 41 32,5 81 64,4 31,9

Анализ результатов показывает, что патриотическая позиция педагога не находит не только внимания в научных изысканиях, но и в отношениях самих педагогов. Так, средний показатель патриотической позиции педагога, который определялся как среднее арифметическое всех выборов, позволяет сказать, что на понимание и проявление патриотической позиции настроены около трети студентов-практикантов. При такой ответственности и инициативе действительно даже при высоких показателях фундаментальной подготовки многие выпускники не связывали свое будущее с образованием и воспитанием молодежи. Анализ трудоустройства выпускников указанных факультетов показывает, что действительно по

67

специальности устраивается на работу около трети выпускников. Такое совпадение подтверждает достоверность результатов нашего тестирования и методики его проведения.

На следующем этапе исследования были проанализированы образовательные стандарты и образовательные программы математического и факультета иностранных языков. Такой анализ показал, что в большом разнообразии требований к профессиональной подготовке (компетенций) обнаружились некоторые фрагменты требований к профессиональному патриотизму преподавателя. Нужно отметить, что в общекультурном и общепрофессиональном аспекте эти требования на разных факультетах аналогичны. В их числе можно назвать:

- понимание социальной значимости будущей профессии;

- способность нести ответственность за результаты своего труда;

- углубленное знание правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности;

- умение публично представлять собственные научные результаты [4; 5].

Среди компетенций магистров по специальности «Теория и методика преподавания иностранного языка и культуры» было и требование, совершенно противоречащее профессиональному патриотизму. В нем от магистра требуется «руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважения своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума» [5]. Целесообразнее было бы считать патриотизм как чувство, стремление достойно представлять и защищать ценности своей культуры, а изучение иного языка и культур - как возможность и необходимость реализации межкультурных контактов, а не отказ от ценностей своей культуры. В противном случае получится так, что нам нужно отказаться от своих национальных духовнонравственных ценностей, уважать и принять «культурную легимизацию порока «бородатой женщины» в Европе.

Анализ теории, практики и характера реальных отношений студентов к профессиональному патриотизму показывает, что эта проблема пока не находит целенаправленного поиска путей ее решения. В связи с этим при изучении курса педагогики была организована работа по выявлению и анализу значимости образования в обществе и ответственности педагогов за качество подготовки специалистов. Для этого были определены основные критерии оценки профессионального патриотизма и содержание работы по следующим направлениям:

- показ значимости и ценности педагогической науки и образования в нашей стране;

- оценка значения образования в раскрытии и развитии человеческого капитала, от которого зависит благополучное развитие страны, республики;

68

Известия ДГПУ, №3, 2014

- анализ степени влияния образования на собственное умственное и духовно-нравственное развитие;

- показ роли патриотической и гражданской позиции в приобретении человеком своего достоинства и уверенности в будущем;

- формирование чувства ответственности за качество педагогического труда и его последствий для развития страны;

- проведение тренингов по достойному представлению и защите своей профессии, специальности;

- развитие способности аргументировано представлять и отстаивать свою гражданскую позицию и реальные достижения в области профессии.

Все эти критерии непосредственно связаны с содержанием и технологиями педагогики как общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной дисциплины в зависимости от целей и учебных планов разных факультетов. Работа, проводимая в рамках обозначенных направлений, позволила резко изменить патриотическую позицию студентов, а параллельно и преподавателей. Позитивные изменения в студенческой среде приведены в таблице. Анализ табличных данных показывает, что отношение к значимости педагогической профессии и своей ответственности за последствия благополучного развития страны повысилось на 31, 9%. По отдельным признакам этот показатель значительно выше, например, по пониманию категорий профессионального патриотизма и социальной ответственности - более

40%, по пониманию значимости труда педагога - на 35,7%. Низкий показатель по признаку «социальные факторы влияния» (16,9%) можно объяснить условиями нестабильности и слабой поддержки государством труда педагогов. Не очень высокий показатель личной инициативы (27,7%) связан с объективно присущей образованию консервативностью, а также связан с низким престижем педагогической профессии в обществе в последние годы.

Обобщение результатов исследования позволяет определить следующие направления работы по формированию профессионального патриотизма педагогов:

1. Признать профессиональный патриотизм одним из существенных компетенций педагогов и ввести в образовательные программы факультетов.

2. Определить основными критериями оценки компетентности профессионального патриотизма: глубокие знания в области профессии, понимание значимости профессии в обществе, ответственность за результаты своего труда, способность достойно представлять и защищать свою профессию и позицию.

3. В каждой учебной дисциплине рассматривать аспекты формирования профессионального патриотизма студентов.

4. Организовать конкурсы и олимпиады, позволяющие выявлять высокий уровень проявления профессионального патриотизма и стимулировать всех студентов к достижению высокого уровня профессионализма.

Литература

1. Омаров О. А., Гасанов М. М., Нюдюрмагомедов А. Н. Методологическая культура преподавателя высшей школы. Махачкала: Лотос, 2008. 192 с. 2. Плеханова Е. С. Личность педагога как основа патриотического воспитания // Духовно-нравственные основы патриотического воспитания: Материалы конференции. Абакан, 2010 //rudox.exdat.com/docs/2010/index-21178 3. Российская педагогическая энциклопедия // www.gumer.info/bibliotek_buks/pedagog/russpens 4. УМК магистратуры. Математический анализ //umk.dgu.ru/pdfdoc/18300.pdf 5. УМК магистратуры «Теория и методика преподавания иностранного языка и культуры» //fia.dgu/ru/content/files/УМК/Методика % 20преподавания References

1. Omarov O. A., Gasanov M. M., Nyudyurmagomedov A. N. Methodological culture of higher school lecturer. Makhachkala: Lotos , 2008. 192 p. 2. Plekhanova E. S. Personality of the teacher as a patriotic education base // Spiritual and moral foundations of the patriotic education: Proceedings of the conference. Abakan, 2010 // rudox.exdat.com/docs/2010/index-21178 3. Russian Pedagogical Encyclopedia // www.gumer.info / bibliotek_buks / pedagog / russpens 4. DEC MA course Mathematical analysis // umk.dgu.ru/pdfdoc/18300.pdf 5. DEC MA cource Theory and methods of teaching a foreign language and culture »//fia.dgu/ru/content/files/CMD/Procedure % 20prepodavaniya Literatura

1. Omarov O. A., Gasanov M. M., Njudjurmagomedov A. N. Metodologicheskaja kul'tura prepodavatelja vys-shej shkoly. Mahachkala: Lotos, 2008. 192 s. 2. Plehanova E. S. Lichnost' pedagoga kak osnova patrioti-cheskogo vospitanija // Duhovno-nravstvennye osnovy patrioticheskogo vospitanija: Materialy konferencii. Abakan, 2010 //rudox.exdat.com/docs/2010/index-21178 3. Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedi-ja // www.gumer.info/bibliotek_buks/pedagog/russpens 4. UMK magi-stratury. Matematicheskij analiz //umk.dgu.ru/pdfdoc/18300.pdf 5. UMK magistratury «Teorija i metodika prepodavanija inostrannogo jazyka i kul'tury» //fia.dgu/ru/content/files/UMK/Metodika%20prepodavanija

Статья поступила в редакцию 18.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.