Научная статья на тему 'Криптовалюта как объект правовой политики:современное состояние правового регулирования'

Криптовалюта как объект правовой политики:современное состояние правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
391
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / CRYPTO CURRENCY / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN EXCHANGE POLICY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грандонян Карапет Андраникович

Актуальность статьи состоит в том, что развитие цифровой экономики порождает потребность поступательного и своевременного правового регулирования новых объектов правовой политики. Цель исследования выражается в анализе современного состояния правового регулирования криптовалюты в законодательстве России. Применяются диалектический метод, инструментальный и функциональный подходы. Автором делается вывод, согласно которому в России правовая регламентация криптовалюты только зарождается и законодательство в этой области характеризуется пробельностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRYPTO-CURRENCY AS AN OBJECT OF LEGAL POLICY: THE PRESENT STATE OF LEGAL REGULATION

The relevance of the scientific article is that the development of the digital economy generates the need for progressive and timely legal regulation of new objects of legal policy. The purpose of the research is expressed in the analysis of the current state of legal regulation of the crypto currency in the legislation of Russia. The dialectical method, instrumental and functional approaches are applied. The author draws a conclusion that in Russia the legal regulation of the crypto currency is only emerging and the legislation in this area is characterized by bleakness.

Текст научной работы на тему «Криптовалюта как объект правовой политики:современное состояние правового регулирования»



РИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342:338

КРИПТОВАЛЮТА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

CRYPTO-CURRENCY AS AN OBJECT OF LEGAL POLICY: THE PRESENT STATE OF LEGAL REGULATION

© Грандонян Карапет Андраникович

Karapet A. Grandonyan кандидат юридических наук, декан факультета экономической безопасности и таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова.

PhD (Law), Dean of the Faculty of Economic Security and Customs, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics.

И [email protected]

Аннотация. Актуальность статьи состоит в том, что развитие цифровой экономики порождает потребность поступательного и своевременного правового регулирования новых объектов правовой политики. Цель исследования выражается в анализе современного состояния правового регулирования криптовалюты в законодательстве России. Применяются диалектический метод, инструментальный и функциональный подходы. Автором делается вывод, согласно которому в России правовая регламентация криптовалюты только зарождается и законодательство в этой области характеризуется пробельностью.

Ключевые слова: криптовалюта, правовая политика, валютная политика, правовое регулирование.

Abstract. The relevance of the scientific article is that the development of the digital economy generates the need for progressive and timely legal regulation of new objects of legal policy. The purpose of the research is expressed in the analysis of the current state of legal regulation of the crypto currency in the legislation of Russia. The dialectical method, instrumental and functional approaches are applied. The author draws a conclusion that in Russia the legal regulation of the crypto currency is only emerging and the legislation in this area is characterized by bleakness.

Key words: crypto currency, legal policy, foreign exchange policy, legal regulation.

Современные международные и российские экономические реалии обусловливают потребность правовой регламентации различных сфер жизни общества. Сказанное в немалой степени относится и к финансово-правовой политике. Общеизвестно, что финансово-правовая политика включает в себя бюджетно-правовую, налогово-правовую, государственно-долговую, кредитно-правовую, бан-ковско-правовую и, конечно же, валютно-пра-вовую. В контексте цифровизации экономики в рамках настоящего исследования хотелось бы уделить особое внимание валютно-правовой

политике. На наш взгляд, именно она сегодня наиболее подвержена влиянию объективных тенденций цифровизации экономический отношений.

Справедливости ради следует отметить, что, несмотря на насыщенность научной литературы трудами, в которых раскрываются различные аспекты финансово-правовой политики [3, 7, 9], всё же тему валютно-правовой политики назвать всесторонне и окончательно исследованной достаточно сложно. Причины этого кроются, в первую очередь, в объективных параметрах. Дело в том, что глобализация в эко-

Н

гаучно-практический журнал. ISSN 2587-8042

19

■ *

номике неумолимо трансформирует и формат экономических отношений. На передний план выходят информационные технологии, которые сегодня если не вытесняют классические формы экономического взаимодействия, то, по крайней мере, насыщают экономику цифровыми оттенками.

Речь идёт о таком объекте валют-но-правовой политики, как криптова-люта. Правотворческая форма валют-но-правовой политики России в этом направлении отличается максимальной степенью динамизма. Прежде чем раскрыть специфику валютно-пра-вовой политики современной России в контексте правового регулирования криптовалют представляется целесообразным обратить внимание читателя на правовую регламентацию криптова-люты как объекта валютно-правовой политики в зарубежных странах.

Например, в Японии криптова-люта признается ценностью, подобной активам. При этом цифровая валюта не считается законным платёжным средством, а рассматривается как средство обмена, с помощью которого можно приобрести товары, услуги или законные платёжные средства[8].

Общественные отношения, связанные с криптовалютой, в США регулируются не только федеральным правом, но и правом штатов. Криптовалютная деятельность подлежит лицензированию, если такое требование установлено правом штатов. Штат Калифорния первым из всех штатов США на законодательном уровне разрешил использовать криптовалюту. Закон, позволяющий любой корпорации, ассоциации или частному лицу в Калифорнии участвовать в обороте денег, отличных от законных платёжных средств США, вступил в силу ещё в начале 2015 года [11].

В Европе вместо термина «крип-товалюта» используется термин «виртуальная валюта». При этом она рассматривается как средство обмена, а не платежа и не является ни деньгами, ни валютой [12]. Вместе с тем предусматривается обязательная регистрация или лицензирование деятельности криптовалютных бирж, осуществляющих обмен криптовалюты.

Понимая очевидную неоднозначность и неоднородность правового регулирования криптовалют в зарубежных странах, попытаемся определить сущность и особенности валютно-пра-вовой политики России в отмеченном направлении. Прежде всего, отметим,

что сам термин «криптовалюта» представляется спорным, поскольку степень его соответствия ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» [10] требует дополнительного обоснования, ибо в настоящее время в России «криптовалюта» находится в правовом вакууме.

Да, сегодня предпринимаются попытки заполнить названный правовой вакуум в сфере криптовалюты как объекта валют-но-правовой политики. Однако порой эти попытки неоднозначны, если не противоречивы. Так, Д. А. Медведев на Гайдаровском форуме, прошедшем в январе 2018 года, заявил, что: «Криптовалютная гонка может стать тупиковой ветвью кибернетической революции, и нельзя исключать повторения сценария начала 90-х гг., когда, благодаря интернету, возникло множество 1Т-компаний в 2000-х гг. прекративших существование ... точно так же через несколько лет могут исчезнуть и криптовалюты, а технология, на базе которой эти криптовалюты развиваются, я имею в виду блокчейн, - она станет частью повседневной реальности» [4]. Чуть ранее Президент России В. В. Путин поставил задачу перед Правительством РФ подготовить законодательную базу, определяющую статус криптовалют к 1 июля 2018 года.

Несмотря на наличие посвящённых проблематике криптовалют отечественных экономических исследований [2], юридическая сторона вопроса остаётся более чем дискуссионной, учитывая практически полное отсутствие внятной позиции законодателя. В данном аспекте важнейшей и требующей осмысления и решения является проблема определения правовой природы криптовалюты.

В наиболее общем виде здесь можно сформулировать, как минимум, три подхода.

Во-первых, криптовалюту принципиально возможно рассматривать в качестве платёжного средства. В этом случае, однако, потребуется вносить кардинальные изменения в законодательство, например, в ст. 317 ГК РФ, согласно которой денежные обязательства по общему правилу должны быть выражены в рублях. Примечательно в связи с этим, что сегодня предпринимаются «частные» попытки придания «электронным деньгам» статуса средства платежа. Так, депутат Госдумы Ризван Курбанов внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий введение в Гражданский кодекс России понятия «крипторубль» и закрепляющий этот цифровой финансовый актив в качестве законного средства платежа. Согласно законопроекту, крипторубль - это цифровой финансовый актив (криптовалюта) - аналог рубля, имеющий хождение на территории России, который за-щищён с помощью криптографических методов и используется участниками распределённого реестра цифровых транзакций [5].

С учётом неподконтрольности государству эмиссии и обращения криптовалют, последние,

рассматриваемые в аспекте средства платежа, должны квалифицироваться как денежные суррогаты. К сожалению, легальная дефиниция последних отсутствует. Обычно их определяют как заменители официальных форм денег, введённые в обращение хозяйствующими субъектами для осуществления платежей произвольно [1].

Несмотря на то, что юридическая ответственность за введение в оборот денежных суррогатов в настоящее время не предусмотрена (хотя Министерство финансов РФ и выступило с предложением о её введении), их оборот на территории РФ запрещён ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Министерство финансов РФ представило законопроект «О цифровых финансовых активах», в рамках которого предложило разрешить физлицам совершать сделки с криптовалютами только на биржах. Вместе с тем в настоящее время ведомство завершает разработку законопроекта, который определит в законодательстве понятие «денежные суррогаты» и установит ответственность за их использование в качестве средства платежа. В Минфине уверены, что такие меры защитят рубль в качестве единого законного средства платежа в России.

Вряд ли можно найти достаточную аргументацию и для придания криптовалютам статуса платёжного средства de lege ferenda. Анонимность и неподконтрольность государству подобных расчётов, возможность проведения платежей с противоправными целями, лёгкость ухода от налогообложения - уже этих факторов, на наш взгляд, вполне достаточно для того, чтобы отказать криптовалютам в их современном понимании в статусе платёжного средства в РФ. Таким образом, следует констатировать, что юридически противоправное фактическое использование криптовалют в качестве средства платежа на территории РФ является вызовом, на который ни законодатель, ни правоохранительные органы, ни правоприменитель достойного ответа пока не нашли.

Второй подход - рассмотрение крипто-валюты в качестве собственно валюты sui generis либо валютной ценности. Данный подход, как уже отмечалось, не соответствует ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно указанной норме, иностранная валюта - это средства в денежных единицах иностранных государств

и международных денежных или расчётных единицах. Криптовалюта не обладает таким статусом, поскольку её эмиссия - результат волеизъявления отдельного физического или юридического лица либо группы таких лиц.

Третий подход предполагает рассмотрение криптовалют как имущества особого рода, способного к участию в гражданском обороте и имеющего определённую ценность. Заслуживает безусловной поддержки предлагаемое в подготовленном Министерством финансов РФ законопроекте, регламентирующем выпуск и обращение криптовалют, отнесение последних к «иному имуществу» [6] в рамках ст. 128 ГК РФ.

Статья 2 проекта федерального закона «О цифровых финансовых активах» рассматривает цифровой финансовый актив как имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. В этой же статье определяется дефиниция криптовалюты - вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределённом реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Практическая реализация данного подхода не требует немедленного внесения изменений в законодательства, но вместе с тем позволяет приступить к разработке нормативно-правовой основы эмиссии и обращения криптовалют как имущественной ценности особого рода.

Таким образом, правовая политика современной России в области цифровой экономики имеет множество направлений. Одной из таких сфер по праву можно считать правотворческую форму валютной политики в области регламентации криптовалюты как объекта исследуемого вида правовой политики. В этом смысле законодателю и правоприменителю необходимо пройти сложный, порой противоречивый, путь до состояния относительно устойчивого согласованного правового регулирования и чёткой правовой регламентации изучаемых общественных отношений. Одно лишь остаётся бесспорным - эффективное регулирование криптова-лют возможно лишь за счёт международного сотрудничества, поскольку власть отдельных государств в этом вопросе явно ограничена, и эта проблема выходит далеко за рамки отдельно взятого государства.

Материалы поступили в редакцию 28.01.2018 г.

Библиографический список (References)

1. Денежные суррогаты [Электронный ресурс] //banki.ru : сайт. URL: http://www.banki. ru/wikibank/denejnyie_surrogatyi (дата обращения: 28.01.2018).

2. Зеленюк, А. Н. Новые криптовалюты в мировой экономике / А. Н. Зеленюк, Г. А. Орлова, Е. В. Тарановская // Российский внешнеэконо-

1. Denezhnye surrogaty [Cash equivalents]. URL: http://www.banki.ru/wikibank/denejnyie_ surrogatyi (accessed 28 January, 2018).

2. Zelenjuk, A. N. Orlova, G. A., Taranovskaja, E. V. (2017). Novye kriptovaljuty v mirovojjekonomike. [New cryptocurrency in the

аучно-практический журнал. ISSN 2587-8042

21

мический вестник. 2017. № 8. С. 65-79. ISSN 2072-8042.

3. Лайченкова, Н. Н. Категория «эффективность» в современном финансовом законодательстве / Н. Н. Лайченкова // Наука и общество. 2015. № 1 (20). С. 79-82. ISSN 2223-9774.

4. Медведев: через несколько лет криптовалюты могут исчезнуть [Электронный ресурс] / / Газета.ш. : сайт URL: https://www.gazeta.ru/busi-ness/news/20i8/0i/i6/n_ii054i86. shtml (дата обращения: 28.01.2018).

5. Никитина, О. В Госдуму внесли законопроект о крипторубле [Электронный ресурс] / О. В. Никитина // Взгляд : сайт. URL: https://vz.ru/ news/2018/1/26/905308.html (дата обращения: 27.01.2018).

6. О цифровых финансовых активах [Электронный ресурс] : проект фе-дер. закона // Министерство финансов Российской Федерации : официальный сайт. URL: https://www.minfin.ru/ru/ document/?id_4=121810 (дата обращения: 28.01.2018).

7. Пшеничников, А. Г. Финансово-правовые аспекты государственной политики в сфере банковской деятельности в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2010. 197 с.

8. Лихута, В. Правовое регулирование криптовалютного бизнеса [Электронный ресурс] : отчёт / В. Лихута [и др.]. URL: http://axon.partners/wp-content/uploads/2017/02/Global-Issues-of-Bitcoin-Businesses-Regulation.pdf (дата обращения: 09.01.2018).

9. Устьянцев, А. И. Совершенствование финансово-правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 190 с.

10. О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон (в ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859. ISSN 1560-0580.

11. California Governor Grants Bitcoin 'Legal Money' Status. URL: https://www. coindesk.com/california-governor-grants-bitcoin-legal-money-status (дата обращения: 09.01.2018).

12. Opinion of the European Central Bank CON/2016/49. URL: https:// www.ecb.europa.eu/ecb/legal/pdf/en_ con_2016_49_f_sign.pdf (дата обращения: 15.01.2018).

world economy]. Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. No 8. P. 65-79. ISSN 2072-8042.

3. Lajchenkova, N. N. (2015). Kategorija «jeffektivnost'» v sovremennom finansovom zakonodatel'stve. [The category of «efficiency» in the modern financial legislation]. Nauka i obshhestvo. No 1 (20). P. 79-82. ISSN 2223-9774.

4. Medvedev: cherez neskol'ko let kriptovaljuty mogut ischeznut' [Medvedev: a few years cryptocurrencies can disappear]. URL: https://www. gazeta.ru/business/news/2018/01/16/n_11054186. shtml (accessed 28 January, 2018).

5. Nikitina, O. V Gosdumu vnesli zakonoproekt o kriptoruble [The State Duma was introduced a bill on cryptorubless]. URL: https://vz.ru/ news/2018/1/26/905308.html (accessed 28 January, 2018).

6. O cifrovyh finansovyh aktivah [On digital of financial assets]. Proektfeder. zakona. URL: https:/ / www.minfin.ru/ru/document/?id_4=121810 (accessed 28 January, 2018).

7. Pshenichnikov, A. G. (2010). Finansovo-pravovye aspekty gosudarstvennoj politiki v sfere bankovskoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii [Financial and legal aspects of the state policy in the sphere of banking activities in the Russian Federation]. Dis.... kand. jurid. nauk. Tjumen'. 197 p.

8. Lihuta, V. [et al.] Pravovoe regulirovanie kriptovaljutnogo biznesa [Legal regulation of the cryptocurrency business]. URL: http://axon. partners/wp-content/uploads/2017/02/Global-Issues-of-Bitcoin-Businesses-Regulation.pdf (accessed 28 January, 2018).

9. Ust'jancev, A. I. (2010). Sovershenstvovanie finansovo-pravovogo regulirovanija bankovskoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii [Improvement of financial-legal regulation of banking activities in the Russian Federation]. Dis.... kand. jurid. nauk. Moscow. 190 p.

10. (2003). O valjutnom regulirovanii i valjutnom kontrole. Feder. zakon [On Currency Regulation and Currency Control]. SZ RF. No 50. Art. 4859. ISSN 1560-0580.

11. California Governor Grants Bitcoin 'Legal Money' Status. URL: https://www.coindesk.com/ california-governor-grants-bitcoin-legal-money-status (accessed 28 January, 2018).

12. Opinion of the European Central Bank CON/2016/49. URL: https://www.ecb.europa. eu/ecb/legal/pdf/en_con_2016_49_f_sign.pdf (accessed 28 January, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.