УДК 004 : 340 ББК 67.0
© 2018 г. А. И. Овчинников,
исполняющий обязанности заведующего кафедрой теории и истории государства и права Южного федерального университета, профессор кафедры теории и истории права и государства Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры теории и истории права и государства Южно-Российского института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации доктор юридических наук, профессор. E-mail: k_fp3@mail.ru
В. И. Фатхи,
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: v.i.fatkhi@gmail.com
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Научная статья посвящена исследованию современного состояния и перспектив правового регулирования виртуальных валют (криптовалют) в России. В статье обосновывается необходимость правового регулирования отношений, связанных с использованием криптовалют. Показано, что на сегодняшний день в мире нет единого понимания правового статуса криптовалюты - в одних государствах они трактуются как валюта, в других - как имущество.
Ключевые слова: виртуальная валюта, критовалюта, виртуальная собственность, цифровая экономика, цифровой актив, имущество.
A. I. Ovchinnikov - Acting as the head at the Department of the Theory and History of State and Law of the Southern Federal University, professor at the Department of the Theory and History of Law and State of the Rostov branch of the Russian State University of Justice, professor at the Department of the Theory and History of Law and State of the Southern Russian Institute of Management branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Doctor of Law, professor.
V. I. Fatkhi - Associate professor at the Department of Civil Disciplines of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia PhD in Law.
LEGAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCIES IN RUSSIA: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
The scientific article is devoted to the study of the current state and prospects of legal regulation of virtual currencies (cryptocurrencies) in Russia. The article substantiates the need for legal regulation of relations associated with the use of cryptocurrencies. It is shown that today there is no common understanding of the legal status of cryptocurrency in the world in some states they are treated as currency, in others as property. Keywords: virtual currency, currency, virtual property, digital economy, digital asset, property.
Долгое время вопросы правового регулирования оборота виртуальных валют или, как их еще называют, криптовалют (Cryptocurrency) не были предметом пристального анализа и исследования в юридической литературе. Впервые о возможности создания виртуальной денежной единицы стало известно в 2008 году после публикации статьи «Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System», опубликованной автором или группой авторов под псевдонимом Сатоши Накомото. Следует отметить, что сама технология блокчейна и его производные зародились в технической среде без участия экономистов и юристов. В
настоящее время в мире насчитывается 2 479 различных криптовалют [1], что уже не может не привлекать внимание как экономистов, так и юристов. При этом количество криптовалют ежедневно увеличивается, так, в марте 2018 года насчитывалось 1 649 наименований криптовалют. В Российской Федерации, согласно данным Федеральной налоговой службы, сегодня зарегистрировано более 100 юридических лиц, в наименовании которых фигурирует «блокчейн» [11]. Однако до сих пор не существует не только единого мнения относительно правовой природы то-кенов и криптовалюты - различные юрис-
дикции рассматривают цифровую валюту либо как средство платежа, либо как объект вещных прав и средство обмена - но и легитимного закрепления ее статуса. Таким образом, сегодня можно говорить об ушедшем далеко вперед от законодательства техническом развитии мировой экономики, основанной на цифровых технологиях и новациях, об отставании правового регулирования взаимоотношений субъектов в сфере расчетов и платежей цифровыми активами от потребностей практики.
Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения в начале 2018 года, только 13 % россиян интересуются криптовалютами, лишь 9 % предполагают возможным приобрети их в будущем. Более половины россиян (56 %) знакомы с термином «биткоин» (однако в подробностях - только 13 %), еще 14 % слышали только такой термин. 44 % соотечественников считают, что обналичивание бит-коинов - незаконно в России, а степень их защиты, по сравнению с обычными деньгами, оценивается неоднозначно: 36 % полагают, что цифровую валюту украсть тяжелее, 33 % - проще [12].
В России впервые о необходимости правового регулирования криптовалют официально заговорили в 2014 году. В январе 2014 года была опубликована информация Банка России «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн», в соответствии с которой крипто-валюта была приравнена к денежным суррогатам, а использование криптовалют при совершении сделок стало основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к числу направленных на финансирование терроризма [4]. Однако сделки с криптовалютой на территории нашего государства совершались и ранее. Так, например, столичная сеть баров КГКЬЕВН еще с 11 декабря 2013 предлагала своим посетителям расплатиться с помощью киберденег, пополнив баланс карты биткионами через личный кабинет [3]. Позицию Банка России по отнесению криптовалют к денежному суррогату в 2014 году поддержали и Генеральная прокуратура Российской Федерации [13], и Рос-финмониторинг [10].
В 2014 году на портале общественных обсуждений Министерством финансов РФ был размещен проект ГО 00/03-17205/08-14/21-14-4 «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проектом предлагалось «Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления запрета в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на выпуск денежных суррогатов, в том числе в электронном виде, а также на уточнение действующей редакции указанной статьи, распространив установленный в ней запрет не только на выпуск денежных суррогатов, но и на осуществление операций с ними, включая их использование в качестве средства платежа, а также в целях обмена на рубли или иностранную валюту; введение административной и (или) уголовной ответственности за выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с их использованием; ограничение доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с их использованием, а также на установление соответствующей административной ответственности» [14]. Данный проект был отрицательно оценен Минэкономразвития России в рамках процедуры по оценке регулирующего воздействия, но после внесения соответствующих правок законопроект так и не был направлен на рассмотрение в Государственную Думу.
Три года назад - 18 декабря 2015 - в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 957581-6, представляющий собой модель нового Кодекса об административных правонарушениях. Законопроект содержал легальное определение денежного суррогата, как выпускаемого (эмитируемого) на территории Российской Федерации объекта имущественных прав, в том числе в электронном виде, предназначенного для использования в качестве средства платежа и (или) обмена и непосредственно не предусмотренного в качестве официального средства платежа законодательством Российской Федерации. Также он предусматривал административную ответственность за выпуск и оборот денежных суррогатов в России [15].
В 2016 году продолжился поиск новых возможностей и инструментов регулирования криптовалют. В марте 2016 года была создана межведомственная рабочая группа Государственной Думы РФ по оценкам риска оборота криптовалют, в состав группы во-
шли не только представители Госдумы, но и ключевых ведомств финансового и правоохранительного направлений. Целью создания и работы данной группы стала выработка единой согласованной позиции ведомств относительно юридической природы криптова-люты и криминологических рисков ее оборота, стратегия регулирования обращения, статус и идентификация участников такого оборота, а также различные аспекты таможенного и налогового регулирования.
В конце 2016 года Федеральной налоговой службой было подготовлено письмо «О контроле за обращением криптовалют, в том числе биткойнов, на территории Российской Федерации», в котором поддерживалась позиция признания криптовалют денежным суррогатом, а использование криптовалют при совершении сделок оценивалась как «основание для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма» [16].
В июле 2017 года распоряжением Правительства была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Ключевой пункт программы - развитие «сквозных технологий», среди которых упоминается блокчейн. 15 декабря 2017 года был издан Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 2831 «О создании технического комитета по стандартизации "Программно-аппаратные средства технологий распределенного реестра и блокчейн"». 28 декабря 2017 года при комитете Госдумы по экономическому развитию, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству был создан экспертный совет по цифровой экономике и блокчейн-технологиям, целью деятельности которого, по словам координатора экспертного совета Д. Сазонова, является необходимость на законодательном уровне обеспечить необходимые условия для развития цифровой экономики [17].
Важной вехой в процессе развития правового регулирования криптовалют в России можно считать состоявшееся 10 октября 2017 года совещание по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере, проведенное Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. По итогам совещания Президент поручил Пра-
вительству Российской Федерации совместно с Банком России обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих определение статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий, исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства в Российской Федерации; становление требований к организации и осуществлению производства, основанного на принципах криптографии в среде распределенных реестров («майнинг»), включая регистрацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих такую деятельность, а также определение порядка ее налогообложения; регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг. Поручения необходимо было исполнить до 1 июля 2018 года [18]. В результате в 2018 году можно наблюдать «законодательный» всплеск в области нормативного регулирования оборота виртуальных валют.
Единого подхода к определению правового статуса криптовалют в настоящее время не сложилось и в мировой практике. В 2012 году Европейский центральный банк в своем докладе виртуальной валютой назвал «нерегулируемые денежные средства, которые выпускаются и контролируются их разработчиками, используются и принимаются членами определенного виртуального сообщества» [2]. В соответствии с законодательством Японии, с 1 апреля 2017 года криптовалюта является легитимным средством платежа. В Израиле биткоины и иные виртуальные валюты для целей налогообложения признаются имуществом. В Швейцарии - активами, использование которых для покупки товаров или оплаты услуг не требует специального разрешения. В Китае оборот криптовалют запрещен. Даже в одном государстве к правовому статусу виртуальной валюты могут быть одновременно сформулированы два подхода. Так, в США для целей налогообложения крипто-валюты определяются как имущество, в финансовой сфере ее определяют как децентрализованную виртуальную валюту.
Несмотря на отсутствие правового регулирования оборота криптовалют, в 2017 году в России было возбуждено первое уголовное дело по статье 172 Уголовного кодекса РФ
«Незаконная банковская деятельность». Согласно официальным данным, сотрудники МВД и ФСБ задержали троих человек в Костромской области за «обмен и переводы» виртуальных монет, которые, по версии следствия, «заработали» на обналичивании и продаже криптова-люты незаконно заработали более 500 млн руб.
Роскомнадзор регулярно вносит сайты о криптовалюте bitcoin в «Единый реестр запрещенной информации», опираясь на вынесенные судебные решения о признании сведений о возможности использования в качестве средства платежа «электронной валюты Bitcoin (биткоин)» информацией, распространение которой на территории РФ запрещено [19].
В результате отсутствия нормативно закрепленного регулирования криптовалют в России отсутствует и достаточная судебная практика по решению имущественных споров с использованием критовалют, которые не признаются объектом «права собственности» [5], не включаются в конкурсную массу должника и не подлежат взысканию при проведении процедуры банкротства [6]. Этот подход приводил к невозможности осуществления судебной защиты владельцев криптовалют и создавал возможность для недобросовестных лиц безнаказанно злоупотреблять их правами. В частности, в соответствии с материалами судебной практики, «нахождение крип-товалют вне правового поля не предоставляет возможности реализации истцом ***** правовых механизмов возложения на ответчика ответственности в виде уплаты последним неустойки, возмещения морального вреда и штрафа, предусмотренных Законом РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» [7].
Сегодня внимание уделяется также вопросам налогообложения при осуществлении сделок с криптовалютами. Несмотря на то, что юридического статуса у криптовалют в России до сих пор нет, налоги платить все равно необходимо. В 2016-2018 годах Министерством финансов РФ был подготовлен ряд писем, разъяняющих вопросы обложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных при продаже биткойнов. В частности, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций купли-продажи криптовалют, налогоплательщикам следует исходить из нормы абзаца первого подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ. Налого-
вая база по операциям купли-продажи крип-товалют определяется в рублях, как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение [20].
25 января 2018 года Минфин РФ на официальном сайте представил законопроект «О цифровых финансовых активах», в котором легитимное определение получают такие термины, как: валидатор, криптовалюта, то-кен, майнинг, смарт-контракт и другие понятия. Криптовалюта и токен не признаются законным средством платежа, но получают законодательное закрепление в качестве имущества, а именно цифровых финансовых активов, свидетельством права собственности на которые является регистрация в реестре цифровых транзакций. В соответствии с законопроектом владельцы цифровых финансовых активов будут вправе совершать сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида, рубли, иностранную валюту, имущество - только через оператора обмена указанных активов. Таким образом, криптовалюту и токен, как имущество, можно будет легально приобретать и обменивать, но не расплачиваться ими по денежным обязательствам. Однако легитимное закрепление виртуальной валюты в качестве имущества порождает еще больше вопросов, как минимум, с какого момента запись, внесенная в распределенный реестр, становится имуществом? Кроме того, указанный законопроект не содержит положений, регулирующих непосредственно оборот криптова-лют. 20 марта 2018 года депутатами Государственной Думы А. Г. Аксаковым, И. Б. Ди-винским, О. А. Николаевым, членом Совета Федерации Н. А. Журавлевым был внесен законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах».
В январе 2018 года в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона № 373645-7 «О системе распределенного национального майнинга», целью которого является «регулирование процесса использования вычислительных мощностей, принадлежащих физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для осуществления производства национального цифрового финансового актива, ос-
нованного на принципах криптографии в среде распределенных реестров цифровых транзакций (майнинг), включая регистрацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих такую деятельность на основе возмездности, а также определение порядка ее налогообложения» [21].
На рассмотрении в Государственной Думе в 2018 году находится еще один проект Федерального закона, связанный с криптовалю-той: проект № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (крауд-фандинге)» [22]. Проект регулирует отношения по привлечению инвестиций с использованием цифровых технологий и определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ. Токены инвестиционного проекта являются цифровыми активами, удостоверяющими такие имущественные права, как права (требования) из договора займа, предоставленного лицу, привлекающему инвестиции, права требовать размещения ценных бумаг по определенной цене, права требовать передачи веши (вещей), права требовать передачи исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности или прав использования результата интеллектуальной деятельности, а также права требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
26 марта 2018 года депутатами Государственной Думы ФС РФ членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ на обсуждение был представлен проект Федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)», в котором цифровое право понимается как право на объекты гражданских прав, удостоверенное совокупностью электронных данных. Как справедливо отметил автор законопроекта П. Крашенни-ников, «без закрепления базовых понятий в Гражданском кодексе РФ будет невозможно регулировать рынок цифровых объектов и принимать специальные законы в сфере "цифровой экономики", развитие которой происходит очень быстрыми темпами». Цифровые права становятся объектами гражданских прав, являясь имущественными правами. Цифровые деньги, как совокупность электронных данных, можно будет использовать только в определенных законом случаях, как средство платежа физическими и юридическими
лицами. Термины «цифровое право» и «цифровые деньги», по мнению авторов законопроекта, заменят собой понятия токенов и криптовалюты.
Однако данный законопроект вызывает ряд вопросов. В частности, определяя криптова-люту, как «цифровые права», возникает аналогия с субъективным имущественным правом, в то время как законопроектом цифровые права названы совокупностью электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на объекты гражданских прав, что противоречит самому определению «право». Мы считаем, что крип-товалюту можно сегодня назвать только иным, особым видом имущества, а именно -«объектом виртуальной собственности», «цифровой вещью» или «виртуальным имуществом», в которое помимо криптовалют, должны войти и права на приобретенное за реальные денежные средства виртуальное имущество в играх.
Включение криптовалюты в состав имущества позволяет включать ее в наследственную массу. Однако наследникам перед предъявлением своих прав на криптоактивы необходимо будет как-то добыть информацию об их принадлежности, что весьма затруднительно в связи с тем, что в наиболее популярных криптовалютных системах собственник обезличен и подтверждения собственности нельзя получить ни в каком виде. Соответственно, не получив подтверждения о принадлежности имущества конкретному наследодателю, невозможно включить это имущество в состав наследственной массы, да и найти его, вследствие анонимности владельца виртуального кошелька, невозможно. Аналогичные сложности возникают и с наложением ареста на такое имущество. Следовательно, государственные органы должны обладать технической возможность осуществления механизма принудительной передачи такого имущества.
Нормативное закрепление правового статуса криптовалюты, несмотря на существующие риски из-за анонимности, отсутствия контроля и обеспечения, в условиях цифро-визации экономики имеет ряд преимуществ для государства. Во-первых, виртуальные валюты могут рассматриваться, как источник дохода в национальный бюджет от предпринимательской деятельности, связанной с оборотом криптовалют, что требует строгого за-
конодательного закрепления возможности осуществления контроля за использованием криптовалют для целей налогообложения, взимания иных сборов и платежей. Во-вторых, легальное определение криптовалюты, возможностей проведения операций с ней повлечет снижение доли теневой экономики, противодействие отмыванию и легализации доходов, неконтролируемому выводу капитала за пределы Российской Федерации. В частности, согласно отчету Росфинмонито-ринга о национальной оценке рисков легализации преступных доходов (2017-2018 годы) в 2017 году установлены факты использования криптовалюты «биткойн» в финансовой структуре незаконного оборота наркотиков на территории 23 субъектов РФ [23]. В-третьих, несомненным достоинством использования виртуальных валют являются ускорение расчетов и платежей, что влечет возможность минимизации временных и стоимостных препятствий на пути к экономическому росту субъектов предпринимательской деятельности. Заметим, что ранее в средствах массовой информации поднимался вопрос о возможности создания в России собственной национальной криптовалюты - крипторубля. Аналогичная национальная криптовалюта была создана в Беларуси под названием «талер», в Венесуэле под названием «el Petro».
TJ ________________U
В научной литературе вопросы дальнейшего развития правового регулирования криптова-лют сегодня исследуются учеными - юристами и экономистами. Так, по мнению Е. В. Куд-ряшовой, возможны прогрессивный и консервативный подходы к правовому регулированию криптовалют. Согласно первому возможно нейтрально-положительное отношение законодателя к развитию институтов криптовалютного рынка, в том числе и к его законному налогообложению. Консервативный подход предполагает, что «возможно
Литература
1. URL: https://ru.mvesting.com/crypto/curren-cies.
2. URL: http://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/oth-er/virtualcurrencyschemes201210en.pdf.
3. URL: https://killfish.ru/news/616.html.
4. Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн». URL: http: //www.consultant.ru.
"точечное" правовое регулирование с максимально нейтральным подходом к явлению» [25, с. 11]. Н. А. Рыжов считает необходимым создать международную правовую базу регулирования криптовалют, поскольку «вопрос регулирования криптовалют только на национальном уровне не сможет обеспечить достижения поставленных государством целей по защите национальных интересов» [26, с. 65].
Таким образом, в настоящее время виртуальная валюта в Российской Федерации находится вне правового поля, ввиду отсутствия не только норм права, регулирующих механизм ее оборота, но и терминологического вакуума. Существующие на сегодняшний день заявления Центрального банка, Генеральной прокуратуры, Росфинмониторинга и т.д. носят сугубо информационный характер, констатируя сложившую ситуацию и отражая позицию соответствующей государственной структуры о предлагаемых направлениях развития законодательства в данной сфере. Процесс правового регулирования криптовалют должен идти по пути четкого законодательного определения понятия криптовалюты, нормативного регулирования «обмена» крип-товалюты на национальную валюту Российской Федерации и иностранную валюту, осуществления контроля за деятельностью «май-неров» и поставщиков услуг по обмену виртуальных валют, регулирования расчетных операций, определения особенностей налогообложения.
Как уже отмечалось, возникновение крип-товалюты происходило в условиях технического прогресса, поэтому к формированию законодательной базы, создающей основы регулирования правового статуса и оборота криптовалют, необходимо подходить комплексно, посредством синтеза знаний и практических навыков в области финансов, права и информационных технологий.
Bibliography
1. URL: https://ru.investing.com/crypto/curren-cies.
2. URL: http://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/oth-er/virtualcurrencyschemes201210en.pdf.
3. URL: https://killfish.ru/news/616.html.
4. Information of the Bank of Russia dated January 27, 2014 «On the use of» virtual currencies in making transactions, in particular, Bitcoin» // URL: http://www.consultant.ru.
5. Апелляционное определение Белгородского областного суда от 07.08.2012 по делу № 33-2273.
6. Определение Арбитражного суда г. Москвы от 05 марта 2018 г. по делу № А40-124668/ 17-71-160 Ф.
7. Решение Ряжского районного суда (Рязанская область) № 2-160/2017 2-160/2017~М-129/2017 М-129/2017 от 26 апреля 2017 г. по делу № 2-160/2017.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ (ред. от 29.12.2017). URL: http://www.consultant.ru.
9. Решение Заводоуковского районного суда (Тюменская область) № 2-776/2017 2-776/ 2017~М-723/2017 М-723/2017 от 11 октября 2017 г. по делу № 2-776.
10. Информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу от 6 февраля 2014 г. «Об использовании криптовалют». URL: http: //www.consultant.ru.
11. Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации. URL: //https:ser-vice.nalog.ru/uwsfind.do.
12. Биткойны: Купить? Продать? Забыть?! // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid= 116642.
13. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось совещание по вопросу правомерности использования анонимных платежных систем и криптовалют // URL: http:// genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-86432.
14. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa= 18934.
15. Проект № 957 581-6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // URL: http://www.consultant.ru.
16. О контроле за обращением криптовалют (виртуальных валют). (Письмо ФНС России от 03.10.2016 № 0А-18-17/1027) // URL: http://www.consultant.ru.
5. Appeal definition of the Belgorod Regional Court of 07.08.2012 in case № 33-2273.
6. Determination of the Moscow Arbitration Court of March 5, 2018 in case number A40-124668 / 17-71-160 F.
7. Decision No. 2-160/2017 2-160/2017~M-129/2017 M-129/2017 dated April 26, 2017 on case No. 2-160 / 2017 Ryazhskiy District Court (Ryazan Region).
8. The Civil Code of the Russian Federation (Part One) dated November 30, 1994 №. 51-FL (as amended on December 29, 2017) // URL: http:// www.consultant.ru.
9. Decision № 2-776/2017 2-776/2017~M-723/2017 M-723/2017 dated October 11, 2017 on the case № 2-776. Zavodoukovsky District Court (Tyumen region).
10. Information message of the Federal Financial Monitoring Service dated February 6, 2014 «On the use of cryptocurrency» // URL: http://www. consultant.ru.
11. Information about legal entities and individual entrepreneurs in respect of which documents are submitted for state registration // https://service. nalog.ru/uwsfind.do.
12. Bitcoins: Buy? Sell? Forget?! // URL: https: // wciom.ru/index.php?Id=236&uid=116642.
13. The General Prosecutor's Office of the Russian Federation held a meeting on the issue of the legality of the use of anonymous payment systems and cryptocurrencies // URL: http://genproc.gov.ru/ smi/news/genproc/news-86432.
14. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa= 18934.
15. Project № 957581-6 Code of the Russian Federation on Administrative Offenses (ed., Submitted to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of12/18/2015) // URL: http://www.consultant.ru.
16. On control over the circulation of cryptocurrency (virtual currencies). (Letter of the Federal Tax Service of Russia of 03.10.2016 № OA-18-17/ 1027) // URL: http://www.consultant.ru.
17. Подробнее на РБК. URL: https://www.rbc.ru/ 17. Read more at RBC: https://www.rbc.ru/rb-
rbcfreenews/59cd3e7d9a79479a85ebe93c.
18. Совещание по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере. http: //kremlin.ru/events/president/news/55813.
19. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.02.2017 № 33-2537/2017 по делу N 2-10119/2016 // URL: http://www.consultant.ru.
20. Письмо ФНС России от 04.06.2018 № БС-4-11/10685 «О порядке налогообложе-
cfreenews/59cd3e7d9a79479a85ebe93c.
18. Meeting on the use of digital technology in the financial sector. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/55813.
19. Appeal definition of the St. Petersburg City Court of 13.02.2017 № 33-2537/2017 in case № 2-10119/2016 // URL: http://www.consultant.ru.
20. Letter of the Federal Tax Service of Russia of 04.06.2018 № BS-4-11/ 10685 «On the Procedure for Taxation of Personal Income» (together
ния доходов физических лиц» (вместе с Письмом Минфина России от 17.05.2018 № 03-0407/33234). URL: http://www.consultant.ru.
21. Проект Федерального закона № 373645-7 «О системе распределенного национального майнинга». URL: http://www.consultant.ru.
22. Проект Федерального закона № 4190907 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». // URL: http:// www.consultant.ru.
23. Информационное письмо Банка России от 14.08.2018 № ИН-014-12/54. URL: http:// www.consultant.ru.
24. «О национальной оценке рисков ОД/ФТ» (вместе с «Публичным отчетом. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов. Основные выводы 20172018», «Национальной оценкой рисков финансирования терроризма. Публичный отчет 2017-2018») // «Вестник Банка России». № 64.
25. Кудряшова Е. В. Правовое регулирование криптовалют: выбор вектора развития // Финансовое право. 2018. № 6.
26. Рыжов Н. А. Анализ перспектив правового регулирования криптовалют в рамках обеспечения национальной и международной безопасности // Юрист. 2018. № 5.
with the Letter of the Ministry of Finance of Russia of 05/17/2018 № 03-04-07/33234) // URL: http:// www.consultant.ru.
21. Draft Federal Law № 373645-7 «On the system of distributed national mining» (ed., Submitted to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of 01/25/2018) // URL: http://www.consultant.ru.
22. Draft Federal Law № 419090-7 «On alternative ways to attract investment (crowdfunding)» / / URL: http://www.consultant.ru.
23. Informational letter of the Bank of Russia of August 14, 2018 №. IN-014-12/54 // URL: http:// www.consultant.ru.
24. «On the National ML / FT Risk Assessment» (together with the «Public Report. National risk assessment of money laundering (laundering) of criminal proceeds. Main findings 2017-2018», «National Terrorist Financing Risk Assessment. Public Report 2017-2018») // «Vestnik of the Bank of Russia», № 64.
25. Kudryashova E. V. Legal regulation of cryp-tocurrency: the choice of the vector of development // Financial law. 2018. № 6.
26. Ryzhov N. A. Analysis of the prospects for the legal regulation of cryptocurrencies in the framework of national and international security // Lawyer. 2018. № 5.