Паршина Ирина Алексеевна
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России (e-mail: parshina_i@rambler.ru)
Чуб Инна Сергеевна
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России (e-mail: innulya31@yandex.ru)
Криминологический анализ эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел по противодействию преступлениям и правонарушениям экстремистской
направленности
В настоящей статье выделены основные источники информации об экстремистских проявлениях, определены меры по ее проверке и установлению фактов, подтверждающих отклоняющееся поведение лиц. С целью эффективной борьбы с экстремистскими преступлениями и правонарушениями предупредительная работа подразделений ОВД разделена на два направления, предусматривающих проведение мероприятий, обеспечивающих действенное предупреждение преступлений.
Ключевые слова: экстремистские преступления, источники информации, меры предотвращения, предупредительная работа ОВД.
I.A. Parshina, Master of Law, Assistant Professor, Deputy Head of a Chair of Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: parshina_i@rambler.ru;
I.S. Chub, Master of Law, Teacher of a Chair of Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: innulya31@yandex.ru
Criminological analysis of the effectiveness of activity of departments of Internal Affairs to fight against crimes and offenses of extremist orientation
The main sources of information about extremist manifestations are discussed in this article, it identifies measures to check and establish facts supporting the deflection behavior of individuals. In order to fight against extremist crimes and offenses effectively preventive work of DIA units is divided into two areas that provide effective prevention of crimes.
Key words: extremist crimes, sources of information, prevention measures, preventive work of DIA.
В российском обществе в настоящее время существует реальная угроза безопасности жизни и здоровью граждан, исходящая от экстремистских и террористических организаций. Действительным подтверждением этому являются непрекращающиеся террористические акты на территории нашей страны. Так, за 2013 г. на территории Российской Федерации были зарегистрированы 661 акт терроризма и 896 преступлений экстре-
мистской направленности [1], что вызывает особую обеспокоенность государства и общества. Несмотря на неоспоримость наличия сдерживающего эффекта уголовного наказания, наиболее перспективным способом противодействия экстремизму следует признать предупреждение совершения новых преступлений. Сложная обстановка в обществе вынуждает государство и силовые структуры принимать практические меры по нейтрализации потенциальных угроз.
139
Первым серьезным рывком в сфере борьбы с экстремистскими проявлениями в нашей стране стало принятие Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В нем определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, а также устанавливается ответственность за ее осуществление [2]. Однако принятие данного нормативно-правового акта не смогло серьезно повлиять на снижение экстремистских преступлений. Так, в период с 2003 г. по 2013 г. количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности возросло на 570,70% (с 157 преступлений до 896) [1]. Но не стоит забывать, что имеющиеся данные не отражают объективную картину распространения экстремистских проявлений в стране, поскольку они характеризуются достаточно высокой латентностью.
Далее, в 2009 г. была принята Стратегия национальной безопасности до 2020 г., в которой определено, что «Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма наряду с другими преступными посягательствами» [3].
В ст. 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» определен круг субъектов противодействия экстремистской деятельности (Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции). Однако главная роль в решении задач по борьбе с экстремистскими проявлениями на территории России принадлежит Министерству внутренних дел РФ. Так, в 2008 г. Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» были созданы службы по противодействию экстремизму системы МВД России [4]. Новое наименование данное подразделение получило во время реформы МВД России, и в соответствии с Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [5] было сформировано Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел РФ (ГУПЭ МВД России), которое является самостоя-
тельным структурным подразделением полиции, входящим в центральный аппарат Министерства внутренних дел РФ. Главное управление является головным оперативным подразделением Министерства в сфере противодействия экстремистской деятельности и терроризму.
В структуре МВД России созданы и действуют центры (группы) по противодействию экстремизму министерств внутренних дел [6], которые являются самостоятельными оперативными подразделениями в области предупреждения экстремизма. Однако при наличии специализированных подразделений, главной задачей которых является борьба с преступлениями экстремистской направленности, имеет место нарастающая угроза распространения экстремизма в Российской Федерации.
В территориальных органах МВД России (отделах полиции) решением задач по противодействию рассматриваемому виду преступлений, как правило, занимаются 1 или 2 сотрудника оперативного подразделения [7, с. 88], поэтому эффективно и рационально осуществлять мероприятия, направленные на борьбу с данным явлением, не представляется возможным. Отсюда вывод, что работа правоохранительных органов по выявлению и пресечению экстремистских проявлений в обществе и деятельности экстремистских объединений в настоящее время неадекватна сложившейся в стране криминогенной обстановке.
Условием эффективности предупреждения преступлений экстремистской направленности является комплексный подход к выбору и дальнейшему осуществлению мероприятий профилактического воздействия и предупредительного характера во взаимодействии с органами, подразделениями и учреждениями системы МВД России, территориальными органами ФМС России, а также в установленном порядке с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями и объединениями.
Рассмотрим наиболее характерные способы и методы предупреждения экстремистских проявлений в деятельности подразделений органов внутренних дел по противодействию преступлениям и правонарушениям экстремистской направленности. Прежде всего, следует отметить, что необходимым условием эффективной работы правоохранительных органов является достоверная информация. Основными ее источниками являются:
ведомственный обмен информацией между подразделениями органов внутренних дел;
оперативная информация оперативных подразделений (ОУР, ЦПЭ);
140
средства массовой информации, в частности сведения, размещенные в сети Интернет (интернет-ресурсы, интернет страницы);
информационные материалы (печатные издания, листовки, видеофайлы, видеодиски, журналы и т.д.);
информация, поступающая от других ведомств (Департамент образования, Министерство здравоохранения и т.д.);
индивидуальная работа с уже выявленными лицами, причастными к экстремистской деятельности;
иные правоохранительные органы: суд, прокуратура, ФМС, ФСИН и др.;
общественные, религиозные организации, объединения, отдельные граждане.
В случае получения подобной информации сотрудники подразделений ОВД по противодействию преступлениям и правонарушениям экстремистской направленности ЦПЭ, ОУР (УУП и ПДН - в части, их касающейся) обязаны проверить ее достоверность и полноту. Изучается источник первичной информации, обстоятельства, при которых был выявлен факт совершения экстремистских преступлений, наличие очевидцев. Только при условии установления достоверности полученные сведения могут быть эффективно реализованы.
Исходя из ст. 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности должно осуществляться по следующим основным направлениям:
1. Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
2. Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
В дальнейшей деятельности уполномоченных лиц, направленной на предупреждение преступлений экстремистской направленности, следует придерживаться данного алгоритма.
На наш взгляд, подобная схема является весьма упрощенной и требует конкретизации. Следует отметить, что в практике профилактической и предупредительной работы с лицами, подготавливающими, непосредственно осуществляющими, совершившими или готовящимися совершить экстремистские преступления, не существует идентичных случаев, характеризующихся идеально совпадающими
обстоятельствами и факторами, влияющими на девиантное поведение. Тем не менее, современные социально-экономические, политические, правовые и иные условия развития нашего общества формируют некий поведенческий стереотип лиц, склонных к рассматриваемому виду антисоциального поведения. В связи с этим мы имеем возможность сформировать определенный алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел в случае обнаружения фактов совершения экстремистских преступлений.
При поступлении информации, свидетельствующей о необходимости принятия мер предупредительного воздействия, сотрудники ЦПЭ, ОУР, УУП обязаны принять меры к ее проверке и установлению фактов, подтверждающих отклоняющееся поведение лица. С этой целью должно осуществляться следующее:
1. Изучение обстоятельств, при которых было выявлено совершение преступления экстремистского характера: время, место, ситуация совершения, очевидцы произошедшего.
2. Регистрация факта совершения лицом противоправных действий экстремистского характера.
3. Организация сбора информации, необходимой для осуществления предупредительного воздействия:
мировоззрение лица: отношение к политике, религии - сочувствие или поддержка общественных движений; приверженность к определенному виду конфессиональных идей (классическая религия, секта, атеизм);
принадлежность лица к общественным, религиозным объединениям, иным организациям либо группировкам, занимающимся пропагандой радикальных идей;
досуг и интересы (спорт, литература, музыка, кино, мода, техника и т.д.), возможность удовлетворения возникающих в связи с этим потребностей;
наличие судимости выявленного лица, а также его близких родственников, могущих оказать воздействие на него и в дальнейшем вовлечь в преступную экстремистскую деятельность;
профессиональная ориентация лица: желание либо нежелание трудиться, представления о трудовой деятельности и желание заниматься общественно полезным трудом для достижения своих интересов и потребностей;
окружение, знакомые - выявление лиц, вовлекающих их в совершение антиобщественных действий;
источники, из которых лицо черпает информацию об экстремистских проявлениях;
141
источники финансирования и материально-технического обеспечения экстремистов;
причины и условия, а также иные обстоятельства, способствующие совершению экстремистских проявлений в обществе.
В случае выявления факта, подтверждающего отклоняющееся поведение несовершеннолетнего, связанного с экстремистской преступностью, необходимо принять меры к его проверке и установлению. С этой целью сотрудниками ПДН, помимо вышеупомянутого, должна собираться следующая информация:
осведомленность родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, отношение к происшествию и меры, принятые ими по данному поводу;
условия проживания несовершеннолетнего - домашняя обстановка, взаимоотношения с родителями, опекунами или лицами, их заменяющими; материальный достаток семьи; образ жизни родителей, род занятий, круг их интересов, влияние, оказываемое ими на несовершеннолетнего, наличие или отсутствие вредных привычек, судимости их и близких родственников, могущих оказать воздействие на несовершеннолетнего;
информация о процессе получения несовершеннолетним среднего, специального образования: отношение к учебе, посещаемость занятий, перечень предметов, наиболее интересующих несовершеннолетнего, состояние его успеваемости и взаимоотношения с другими учащимися класса, группы, школы, профессионального учебного заведения;
причины и условия совершения экстремистских преступлений: жизненные обстоятельства, оказывающие негативное воздействие на настроение несовершеннолетнего и восприятие им окружающей действительности; нежелание выделяться из микросреды несовершеннолетних, в которой он находится; прямое давление со стороны друзей, взрослых правонарушителей, распространяющих среди несовершеннолетних экстремистские идеи.
При выявлении фактов совершения лицами преступлений экстремистской направленности необходимо решить вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. Однако при совершении таких преступлений несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в силу недостижения возраста уголовной ответственности, данных лиц необходимо поставить на учет с целью дальнейшей профилактической работы с ними.
4. Разработка и планирование на основе собранной информации комплекса профилактических и предупредительных мероприятий, направленных на устранение и нейтрализацию
факторов, оказывающих прямое или опосредованное влияние на совершение преступлений или административных правонарушений. Указанная работа должна проводиться в тесном взаимодействии с представителями других подразделений органов внутренних дел, а также с учреждениями и организациями иных ведомств - департаментами образования, здравоохранения, органами государственной власти и местного самоуправления.
С целью эффективной борьбы с экстремистскими проявлениями в обществе следует разделить предупредительную работу на два направления, в связи с чем необходимо:
осуществлять постоянный контроль за поведением лиц с целью исключения возможности совершения ими экстремистских преступлений, а также за деятельностью общественных, религиозных организаций и иных объединений;
проводить разъяснительную работу с целью информирования причастных лиц о степени общественной опасности совершаемых ими действий и тяжести наступивших последствий.
В рамках реализации первого направления необходимо осуществлять следующие мероприятия для эффективного и действенного предупреждения:
проведение рейдов и операций по выявлению лиц, подготавливающих, непосредственно осуществляющих, совершивших или готовящихся совершить экстремистские преступления, а также лиц, которые оказывают содействие им в их преступной деятельности, либо лиц, распространяющих экстремистские идеи в обществе или вовлекающих в преступную экстремистскую деятельность (сотрудники ЦПЭ, УУП, ОУР и ПДН совместно с представителями других служб, подразделений и общественности);
выявление мест концентрации лиц, придерживающихся и распространяющих экстремистскую идеологию (сотрудники ЦПЭ, ОУР);
осуществление мер по выявлению и пресечению деятельности организованных групп и преступных сообществ экстремистской направленности (сотрудники ЦПЭ, ОУР);
установление лиц, которые подвержены влиянию со стороны членов экстремистских организаций (как запрещенных, так и нелегально действующих на территории нашей страны) и способны в дальнейшем совершать данные преступления, судя по их антиобщественному образу жизни (сотрудники ЦПЭ, ОУР);
проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление общественных, религиозных объединений либо иных организаций, деятельность которых направлена
142
на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, мечетей и иных возможных мест сбора радикально направленных группировок, занимающихся пропагандой псевдоисламских радикальных идей, т.к. наибольшая часть участников таких экстремистских организаций не подозревают об экстремистском характере их деятельности (сотрудники ЦПЭ, ОУР);
выполнение оперативно-розыскных мероприятий по перекрытию источников финансирования и материально-технического обеспечения экстремистов, общественных и религиозных объединений, пресечению попыток использования ими денежных средств, полученных преступным путем (сотрудники ЦПЭ, ОУР);
осуществление мероприятий по выявлению нелегальных мигрантов с целью выявления лиц, занимающихся продвижением радикальных идей, либо лиц, принадлежащих к экстремистским организациям, в местах возможных скоплений мигрантов, таких как рынки, стройки, кафе и т.д. (сотрудники ЦПЭ, УУП, ОУР совместно с Федеральной миграционной службой);
анализ сведений, размещенных в сети Интернет, с целью выявления распространения запрещенных экстремистских материалов и радикальных идей на сайтах сети, установление лиц, причастных к их распространению, для решения вопроса о привлечении их к ответственности (сотрудники ЦПЭ, ОУР);
обмен информацией с другими подразделениями ОВД, а также ФСИН по фактам и обстоятельствам, связанным с совершением экстремистских преступлений или распространением экстремистских идей (сотрудники ЦПЭ, ОУР, УУП и ПДН).
В рамках реализации второго направления необходимо проводить следующие мероприятия:
проведение индивидуальных бесед с лицами, ранее судимыми или причастными к совершению экстремистских преступлений или к деятельности экстремистских организаций или сообществ, с целью недопущения их вовлечения в преступную деятельность (сотрудники УУП);
осуществление разъяснительной, воспитательной и профилактической работы с привлечением педагогов и представителей власти органов местного самоуправления с лицами, которые находятся на стадии становления личности - несовершеннолетними и молодежью, т.к. они наиболее подвержены воздействию со стороны радикально настроенных лиц, с целью
дальнейшего недопущения вовлечения их в свою преступную экстремистскую деятельность (сотрудники ПДН);
организация и осуществление программ по профилактике экстремизма среди несовершеннолетних и молодежи: проведение встреч, семинаров и иных мероприятий в образовательных и социальных учреждениях с участием представителей различных религиозных и молодежных организаций (сотрудники ПДН);
инструктирование и информирование населения через СМИ об опасности бесед и контактов с лицами, пропагандирующими ислам вне мечетей или мусульманских учебных заведений; при установлении таких фактов лицам, обладающим какой-либо информацией, необходимо сообщать в правоохранительные органы (сотрудники пресс-службы);
информирование населения сотрудниками пресс-службы о современном состоянии экстремистской преступности, положениях действу-щего законодательства Российской Федерации, в частности об административной и уголовной ответственности за их нарушения.
Для грамотного и действенного предупреждения преступлений экстремистской направленности необходимо всем сотрудникам структурных подразделений в правоохранительной системе изучать и уметь определять принадлежность различных печатных изданий, видеоматериалов и листовок к экстремистским с целью дальнейшего запрета и распространения таких материалов на территории Российской Федерации.
Результаты работы по предупреждению и профилактике экстремизма необходимо анализировать, выявляя проблемные направления, и принимать меры к повышению эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел по выявлению и нейтрализации причин и условий, способствующих совершению указанных проявлений. Важно и необходимо при осуществлении предупредительной деятельности в области борьбы с преступлениями экстремистской направленности выбирать и использовать те приемы и методы, которые дают наиболее высокую отдачу по противодействию экстремизму. Также не стоит забывать о комплексности выбора и дальнейшего осуществления мероприятий, направленных на предупреждение преступлений экстремистской направленности. Достижение высокого уровня эффективности правоприменительной деятельности невозможно без высокой эффективности правовых норм.
143
1. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. URL: www.mvd.ru/presscenter/ statistics/reports/
2. О противодействии экстремисткой деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Рос. газ. 2002. 30 июля.
3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газ. 2009. 19 мая.
4. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 6 сент. 2008 г. № 1316 // Рос. газ. 2008. 10 сент.
5. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // Рос. газ. 2011. 2 марта.
6. Об утверждении типового положения о центрах (группах) по противодействию экстремизму МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и примерной модели организационного построения центров по противодействию экстремизму МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации: приказ МВД России от 31 окт. 2008 г. № 942. URL: http://www.consultant.ru
7. Лукашин М.В., Огурцов А.Е. Проблемы правового регулирования и осуществление безопасности общества и государства от угрозы экстремизма // Право и безопасность. 2012. № 2(42).
1. The official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: www.mvd.ru/presscenter/ statistics/reports/
2. On countering extremist activities: fed. law of July 25, 2002 № 114-FL // Rus. newsp. 2002. July 30.
3. On the Strategy of national security of the Russian Federation until 2020: decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 № 537//Rus. newsp. 2009. May 19.
4. On some issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of Sept. 6, 2008 № 1316 // Rus. newsp. 2008. Sept. 10.
5. Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of March 1, 2011 № 248 // Rus. newsp. 2011. March 2.
6. On approval of model regulations for centers (groups) to combat extremism of Interior Ministry, police, police department on the subjects of the Russian Federation and an organizational model building centers to combat extremism of Interior Ministry, police, police department on the subjects of the Russian Federation: order of the Ministry of the Interior of Russia of Oct. 31, 2008 № 942. URL: http://www.consultant.ru
7. Lukashin M.V., Ogurtsov A.E. Problems of legal regulation and implementation of social and state security from the threat of extremism // Law and security. 2012. № 2(42).
144