Научная статья на тему 'Основные направления деятельности органов внутренних дел по противодействию молодежному экстремизму'

Основные направления деятельности органов внутренних дел по противодействию молодежному экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2324
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE PREVENTION OF EXTREMISM / A CRIME OF AN EXTREMIST ORIENTATION / PREVENTIVE ACTIONS OF LAWENFORCEMENT BODIES / ACTIVITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN AREA OF THE PREVENTION OF YOUTH EXTREMISM / PUBLIC DANGER OF EXTREMIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пухно Петр Сергеевич

В настоящей статье анализируются обстоятельства, способствующие совершению преступлений экстремистского характера в молодежной среде. Вносятся предложения по решению ряда правовых и организационных вопросов по взаимодействию органов внутренних дел с иными государственными органами и общественными организациями в целях оперативного реагирования на экстремистские проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности органов внутренних дел по противодействию молодежному экстремизму»

Пухно Петр Сергеевич

кандидат социологических наук преподаватель кафедры боевой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях

Краснодарского университета МВД России

(тел .:8612583934)

Основные направления деятельности органов внутренних дел по противодействию молодежному экстремизму

Аннотация

В настоящей статье анализируются обстоятельства, способствующие совершению преступлений экстремистского характера в молодежной среде. Вносятся предложения по решению ряда правовых и организационных вопросов по взаимодействию органов внутренних дел с иными государственными органами и общественными организациями в целях оперативного реагирования на экстремистские проявления.

Annotation

In persisting article are analyzed circumstances, promoting completion of the crimes of the extremist nature in youth ambience. The offers are сontributed on decision of the row legal and organizing questions on interaction organ internal deals with other state organ and public bodies in purpose of the operative reaction on extremist manifestations.

Ключевые слова: предупреждение экстремизма, преступления экстремистской направленности, профилактические мероприятия органов внутренних дел, деятельность органов внутренних дел в сфере предупреждения молодежного экстремизма, общественная опасность экстремистской деятельности.

Key words: the prevention of extremism, a crime of an extremist orientation, preventive actions of law-enforcement bodies, activity of law-enforcement bodies in area of the prevention of youth extremism, public danger of extremist activity.

пецифика государственно-

С правового регулирования деятельности общественных объединений заключается в том, что она ориентирована именно на иерархически построенные и организационно оформленные структуры.

Осуществлять предупреждение экстремизма и, соответственно, преступлений экстремистской направленности, в первую очередь в молодежной среде, необходимо именно на уровне первичных групп, не дожидаясь, когда они "дозреют" до создания иерархических структур.

Вместе с тем, объективно отмечается стремление некоторых экстремистских группировок присоединиться к участникам легальных проте-стных акций, инспирированных частью населения, вовлеченного в социально-экономические конфликты.

Наиболее характерными признаками, свидетельствующими о подготовке к массовым противоправным акциям экстремистской направленности, в этом случае являются:

распространение листовок с призывами к участию в выступлениях (нередко с указанием конкретного срока и места);

65

нанесение лозунгов и призывов на здания и иные объекты;

размещение соответствующей информации на Интернет - сайтах;

заготовка предметов, пригодных для нанесения телесных повреждений;

создание запасов продовольствия и иных материальных ценностей, призванных обеспечить пребывание значительного числа людей вне пределов населенных пунктов;

избыточная концентрация на обслуживаемой территории большегрузных автотранспортных средств и автобусов, пребывание которых не подтверждается хозяйственной необходимостью;

факты бесплатной раздачи продовольственных и потребительских товаров;

повышенный спрос на услуги гостиничного хозяйства и несвойственное текущему сезону заполнение иных мест временного пребывания граждан (пансионаты, базы отдыха и т.д.);

выявление в жилом секторе большого числа иногородних граждан, прибывших из районов, где ранее отмечались социально-экономические конфликты;

свертывание работы некоторой части торговых точек и точек общественного питания (как правило, прилегающих к административным зданиям либо производственным площадям).

Значительный объем информации о предстоящих противоправных действиях должен поступать от сотрудников подразделений по противодействию экстремизму, патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных милиции и сотрудников уголовного розыска, которые в процессе своей повседневной деятельности непосредственно взаимодействуют с населением, а также от оперативных источников.

Получив такую информацию, руководитель МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, УВДТ создает оперативный штаб, руководитель которого должен организовать проверку достоверности полученной информации и добывание сведений об организаторах и подстрекателях противоправных действий, о причинах, побудивших отдельные группы (слои) населения к участию в них, возможной численности участников, месте сбора и месте проведения. Для выполнения этих мероприятий руководитель оперативного штаба создает специальную оперативную группу.

При получении информации от специальной оперативной группы о выполнении поставленных задач, руководитель оперативного штаба обязан довести полученную информацию до членов оперативною штаба и дать поручения о подготовке предложений по разделам:

общие профилактические мероприятия органов внутренних дел среди населения;

индивидуальные профилактические мероприятия органов внутренних дел среди организаторов и подстрекателей противоправных действий;

профилактические мероприятия органов внутренних дел с отдельными группами (слоями) населения, настроенными на участие в противоправных действиях.

Кроме того, необходимо подготовить предложения в докладную записку главе администрации региона о привлечении к проведению профилактических мероприятий те ведомства, от которых зависит устранение причин, побудивших группы (слои) населения к участию в противоправных действиях, СМИ и сроках их проведения.

Обсуждение предложений членов оперативного штаба производится на оперативном совещании. По результатам обсуждения руководитель оперативного штаба дает распоряжение организационно-аналитической группе о составлении плана профилактических мероприятий органов внутренних дел и докладной записки главе администрации республики (края, области).

При разработке плана профилактических мероприятий органов внутренних дел с учетом профилактических мероприятий других ведомств (организаций) по устранению причин, побудивших молодежные группировки к массовым акциям протеста и другим действиям, предусматривается:

в разделе "Общие профилактические мероприятия": выступления в средствах массовой информации с разъяснением причин создавшегося положения и сообщения о мерах по устранению этих причин; разъяснения об отрицательных последствиях противоправных действий различных молодежных групп; сообщения об ответственности за участие в противоправных действиях;

в разделе "Профилактические мероприятия с организаторами и подстрекателями к противоправным действиям": проведение в помещениях органов внутренних дел индивидуальных бесед об их ответственности за организацию противоправных действий; разъяснение принимаемых мер по устранению причин и в связи с этим убеждение в бесперспективности затеваемой ими акции; при наличии оснований -привлечение организаторов и подстрекателей к административной ответственности за ранее совершенные правонарушения;

в разделе "Профилактические мероприятия с отдельными группами молодежи, настроенными на участие в противоправных действиях": инфор-

мация о принимаемых конкретных мерах по устранению причин осложнившейся ситуации и сроках осуществления, бесперспективности их намерений; разъяснение (при наличии оснований) корыстных, политических и иных целей организаторов и подстрекателей к совершению противоправных действий; объяснения, что организаторы и подстрекатели призывают их к совершению административно и уголовно наказуемого деяния, за которые они будут нести установленную законом ответственность, и поэтому следует отказаться от проведения подобных акций, тем более, что меры по удовлетворению их требований уже осуществляются.

В зависимости от конкретной обстановки могут проводиться и другие мероприятия, направленные на предотвращение противоправных действий.

Если проведение профилактических мероприятий дало положительные результаты, руководитель оперативного штаба обязан:

продолжать оперативное наблюдение за организатором и подстрекателями;

изучать изменения в настроениях и поведении отдельных групп молодежи, согласившихся участвовать в акциях;

продолжать обеспечение охраны общественного порядка по усиленному варианту;

проводить мероприятия по непосредственной подготовке сил и средств к проведению операции по предупреждению и пресечению противоправных действий.

Эти мероприятия должны проводиться до устранения всех причин обострения конфликта.

Как уже говорилось, особая роль органов внутренних дел в механизме противодействия экстремизму определена функциями по профилактике преступлений и иных антиобщественных проявлений, которые могут привести к зарождению экстремизма. Профилактика является основой деятельности милиции общественной безопасности, оперативных и следственных подразделений. Положительный результат профилактики зависит от многих факторов, в том числе и от профессиональной грамотности, компетенции сотрудников, четкого определения объема их функциональных обязанностей.

Высокий потенциал в предупреждении правонарушений экстремистской направленности имеют подразделения по делам несовершеннолетних, в чьи обязанности входит проведение общей и индивидуальной профилактической работы с подростками, их правовое воспитание. Под общей профилактикой понимается выявление и устранение причин противоправного поведения и условий, способствующих их совершению. Она

должна быть комплексной, взаимосвязанной и проводиться в семье, по месту учебы, работы. Индивидуальная профилактика с несовершеннолетними, входящими в состав трупп экстремистской направленности, заключается в своевременном выявлении указанных групп, осуществлении предупредительных мер и отношении групп в целом и отдельных ее членов в частности.

Работа подразделений по делам несовершеннолетних должна быть направлена на недопущение вовлечения подростков в экстремистские молодежные организации и объединения. Регулярное проведение в школах и других учебных заведениях тематических лекций-бесед сформируют в подростковой среде атмосферу нетерпимости к экстремистским проявлениям, уважительное отношение к гражданам других национальностей.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних в целях предупреждения преступлений экстремистской направленности в молодежной среде в соответствии с приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел" обязаны:

выявлять во время проведения профилактических мероприятий

принадлежность подростков-правонарушите-лей к группам антиобщественного и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации;

разъяснять несовершеннолетним, входящим в антиобщественные группы, их родителям или законным представителям требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих ответственность за противоправные деяния, в том числе экстремистской направленности;

организовывать в целях предупреждения конфликтов между различными группировками подростков личные встречи и беседы руководителей правоохранительных органов с несовершеннолетними, использовать возможности воздействия на несовершеннолетних с помощью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

принимать меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на подростков со стороны их лидеров;

участвовать в подготовке материалов для направления активных участников антиобщественных групп, совершивших преступления, в спе-

67

циальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

незамедлительно докладывать начальнику ОВД о выявлении лиц и сведений, представляющих оперативный интерес, для принятия к правонарушителям мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и использования этой информации при организации работы по предупреждению, раскрытию преступлений и пресечению случаев отрицательного влияния на несовершеннолетних;

вносить руководству ОВД предложения, вытекающие из анализа оперативной обстановки, об изменении планов комплексного использования сил и средств по охране общественного порядка,

проведения рейдов и других мероприятий с участием сотрудников подразделений ОВД, иных государственных органов, общественных объединений, в том числе в местах концентрации групп несовершеннолетних.

Кроме того, определенные права и обязанности в сфере предупреждения преступлений экстремистской направленности предоставлены участковым уполномоченным милиции, закрепленным за конкретными административными участками.

Деятельность участкового уполномоченного милиции в сфере предупреждения молодежного экстремизма носит многоплановый характер. Важным общепрофилактическим мероприятием по устранению причин и условий экстремизма является работа с лицами и общественными объединениями религиозного и иного характера, пропагандирующими идеи национальной, конфессиональной, политической нетерпимости, а также насилия, деятельность которых влечет ответственность согласно российскому законодательству.

Практика показывает, что наиболее действенной формой привнесения идей о недопустимости участия в противоправных действиях является именно проведение профилактических бесед участковым уполномоченным милиции. В ходе такой беседы проводящее ее лицо должно в максимально доступной форме донести значимую информацию до собеседника, что невозможно без оценки его личности. В свою очередь глубокое знание о личности вытекает из фактов неоднократного общения в прошлом. В тех случаях, когда непосредственное общение с потенциальным участником противоправных действий представляется бесперспективным (например, в случаях, когда побудительной причиной участия является чувство корпоративности), профилактическое воздействие следует оказывать через

членов семьи или иных лиц из числа ближайшего окружения. Участковый уполномоченный милиции обязан знать население административного участка, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру проживающего населения, характер его занятости. Он обязан выявлять на административном участке общественные и религиозные объединения либо иные организации, деятельность которых может быть сопряжена с совершением противоправных действий экстремистской направленности либо побуждением к их совершению.

Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" утвердил Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции,в которой в числе прочих на участкового уполномоченного милиции возлагаются обязанности:

знать места концентрации лиц с противоправным поведением, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления; выявлять на административном участке общественные и религиозные объединения либо иные организации, деятельность которых сопряжена с совершением противоправных действий либо с побуждением к их совершению;

принимать к ним в установленном порядке в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством;

устанавливать лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством;

оказывать содействие сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в выявлении родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и по принятию к ним мер и соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несо-

вершеннолетних.

Основной акцент работы сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел (в первую очередь подразделений по противодействию экстремизму и уголовного розыска) при профилактике преступлений делается на прогнозирование развития ситуации, а также на проработку возможных вариантов предупреждающих действий. В решении этих задач необходимо установление прямых оперативных контактов с лидерами неформальных молодежных организаций, с представителями диаспор и групп иностранцев, могущих служить объектом нападения.

Чтобы противостоять экстремистским проявлениям, оперативным подразделениям необходимо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, включающую в себя оперативно-профилактическую работу одновременно в двух направлениях - в молодежных формированиях и в среде потенциальных потерпевших, например иностранцев, особенно из числа незаконных мигрантов, представляющих собой типичный объект преступных посягательств молодежных экстремистов.

В системе специальных предупредительных мер органов внутренних дел решающее значение приобретает сбор и анализ оперативной информации, касающейся молодежных экстремистских объединений. Экстремистские действия данных групп хотя и могут проявляться спонтанно, однако чаще всего "назревают" внутри групп под влиянием лидеров, "питающихся" в свою очередь от источников экстремистских идей. В этой связи оперативно-профилактическая работа проводится непосредственно в неформальных объединениях, со всеми ее членами.

Практика оперативно-розыскной работы подразделений криминальной милиции накопила определенный опыт предупреждения преступлений экстремистской направленности.

Так, одним из эффективных методов является компрометация лидера экстремистской группы, ее активных членов путем создания неприязненных отношений между ними и группой. Неприязненные отношения создаются путем моделирования конфликтной ситуации между членами группы и лидером, когда оглашаются сведения, порочащие лидера в глазах его окружения. Разобщение группы снижает активность ее членов, снижает авторитет лидера, тем самым, уменьшая вероятность групповых противоправных действий. В ряде случаев для ускорения этого процесса имеет смысл прибегнуть к полной изоляции бывшего лидера. Однако в данном случае недопустимо провоцировать совершение преступлений членами экстремистских группировок,

в том числе и в отношении друг друга.

В случаях упорного продолжения отрицательного влияния лидера и наиболее активных членов на группу требуется активизировать меры по документированию их противоправных действий. Эффективным средством документирования готовящихся экстремистских акций является правильное применение специальных технических средств по видео и аудио фиксации происходящих событий. Даже ее демонстративное использование обладает определенным сдерживающим действием.

Реализовывать планируемые в отношении лидера и наиболее активных членов группы действия желательно в тесном контакте с сотрудниками иных служб и подразделений ОВД.

При организации оперативно-профилактической работы по фактам проявления экстремизма следует также иметь в виду, что на лидеров и активных членов экстремистских формирований по решению суда могут быть наложены ограничения в гражданских правах, которые сами по себе являются важным профилактическим средством. Они включают ограничение доступа к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также работе в образовательных учреждениях и занятиях частной детективной и охранной деятельностью.

В случаях обострения обстановки и имеющейся информации о возможных массовых беспорядках и иных масштабных протестных акциях в районах массового проживания иностранцев (общежития, мотели, гостиницы) рекомендуется в очаг возможных экстремистских конфликтов направлять наиболее опытных сотрудников оперативных подразделений. Основной акцент работы в этой связи должен делаться на прогнозирование развития ситуации, а также на проработку возможных вариантов предупреждающих действий.

Представляется, что сотрудникам оперативных по д раз д ел е ний в с л уч ае обнаружения на территории обслуживания зарегистрированных политических либо общественных федеральных (региональных) молодежных движений (партий, объединений), чья деятельность явно не совпадает с закрепленными уставом задачами, необходимо в профилактических целях использовать и возможности иных правоохранительных структур. Например, при наличии достаточных и подтвержденных сведений о готовящихся противоправных экстремистских действиях прокурор (или его заместитель) имеет право выносить письменное предостережение руководителям (или иным соответствующим лицам) общественных (в

69

том числе религиозных) объединений и организаций о недопустимости такой деятельности.

Оперативные подразделения, выявляя факты совершенных экстремистских действий со стороны конкретных организаций и формирований, должны информировать соответствующий орган прокуратуры или ставить вопрос о целесообразности вынесения предостережения в адрес конкретного руководителя формирования (организации, группы, объединения, СМИ).

Профилактическая работа следователя органов внутренних дел при расследовании преступлений экстремистской направленности, отнесенных ст. 151 УПК РФ к его подследственности, основана на положениях ч. 2 ст. 73 УПК РФ, в соответствии с которой при производстве по уголовному делу подлежат выявлению обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Общественная опасность экстремистской деятельности, привлечение к ее осуществлению различных слоев населения страны требуют постоянного внимания и тщательной работы следственных органов по установлению обстоятельств, способствующих совершению этих преступлений. При этом надо учитывать, что нередко призывы к осуществлению экстремистской деятельности сопряжены с введением населения в заблуждение относительно исторических и социальных фактов жизни нашего государства и общества. Разоблачение подобного рода манипуляций общественным сознанием должно быть одним из главных направлений предупреждения экстремистских проявлений.

Обстоятельства, способствующие совершению преступлений экстремистской направленности, могут относиться к различным сферам общественной, государственной жизни и личного жизненного пути виновных. Их установление в ходе следствия - обязанность следователя. Необходимо с достаточной полнотой выяснить обстоятельства, способствовавшие формированию негативных качеств личности обвиняемого (в частности, таких, как эгоизм, жестокость, агрессивность, неуважение к правилам общественного порядка, нормам морали и нравственности, достоинству человека); выявить обстоятельства внешнего характера, способствовавшие совершению преступления.

Так, например, если будет установлено, что поводом к обращению с призывами к осуществлению экстремистской деятельности или массовых беспорядков явилось нарушение конституционных прав и свобод личности, отдельных социальных групп, по выявленным фактам необходимо внести представление в соответствующие

органы, допустившие указанные нарушения. Непринятие подобных профилактических мер может привести к усугублению личностных, групповых и социальных конфликтов, повлечь совершение новых тяжких преступлений.

Во всех случаях использования СМИ и Интернета для распространения экстремистских материалов органам внутренних дел следует инициировать вопрос о вынесении предупреждения, отзыве лицензии, закрытии издания (сайта) и т.д.

Нарушение различными органами и должностными лицами прав и свобод человека и гражданина, установленное в ходе предварительного следствия, является обязательным основанием для соответствующего профилактического реагирования со стороны следователя. Если в ходе следствия будут установлены факты деятельности экстремистских организаций, организаций террористического характера, необходимо принять установленные законом меры по прекращению их деятельности.

В ходе следственной работы значительное внимание должно быть уделено профилактике молодежного экстремизма. В таких случаях особенно тщательно следует проверить, кто вовлек несовершеннолетних или лиц молодого возраста в экстремистскую деятельность, членами каких молодежных организаций они являлись, и не носит ли деятельность этих организаций экстремистский характер. В случае установления таких фактов следует немедленно принять предусмотренные законом меры к их руководителям, спонсорам и идеологам.

Необходимо вводить в практику обобщение и анализ материалов уголовных дел по следующим направлениям:

распространенность преступлений, рассматриваемой категории в административно-территориальных образованиях различного уровня с разбивкой по учебным заведениям, организациям, предприятиям и т.д.;

распространенность экстремистских настроений среди отдельных групп несовершеннолетних;

систематичность выявления определенных пробелов в осуществлении профилактической работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данную аналитическую информацию следует направлять в соответствующие подразделения органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную и профилактическую работу, а также в государственные органы, общественные объединения и учебные заведения с целью устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Расследование фактов молодежного экстремизма требует внимания к семейному воспита-

нию, полученному подозреваемым (обвиняемым). Нередко именно в сфере семейного воспитания закладывается нетерпимость, формируются экстремистские настроения, приводящие подростка к совершению экстремистских посягательств. В таких случаях можно рекомендовать беседы следователя с родителями экстремистски настроенного подростка, предупреждение их о недопустимости нарушения требований закона. В тех случаях, когда в ходе следствия устанавливаются факты совершения родителями подростка уголовно наказуемого деяния, необходимо решать вопрос о привлечении их к уголовной ответственности, а в предусмотренных законом случаях - о лишении их родительских нрав.

Кроме перечисленных мер реагирования на экстремистские проявления со стороны молодежи, необходимо наладить действенное взаимодействие органов внутренних дел с иными государственными органами и общественными организациями.

Важную организационную функцию но координации деятельности правоохранительных органов в субъектах Российской Федерации по борьбе с молодежным экстремизмом должны выполнять Региональные антитеррористические комиссии (далее - РАК).

Тему противодействия молодежному экстремизму необходимо регулярно рассматривать на заседаниях РАК как по линии органов внутренних дел так и по линии иных правоохранительных органов по каждому субъекту РФ. При этом больше внимания уделять вопросам взаимодействия между подразделениями МВД и ФСБ России при организации и проведении антиэкстре-мистских мероприятий.

На уровне местных органов власти и управления инициировать создание механизмов включения молодежи в социальные, политические и экономические структуры общества.

Используя возможности средств массовой информации, систематически освещать проблемы, связанные с ростом молодежного экстремизма, его профилактикой и предупреждением.

В целях формирования активной гражданской позиции и уважительного отношения к правопорядку в рядах молодежи обратить внимание на: недопустимость появления публикаций, передач, содержащих некомпетентные сведения о совершенных преступлениях, событиях, порождающих у молодежи агрессивность или чувство безысходности и бессилия перед преступностью;

создание для журналистов, работающих по правовой тематике, пакета нормативных актов и консультационных материалов в виде юридического справочника или в иной форме;

проведение семинаров и рабочих встреч для журналистов с обсуждением актуальности тематики и качества публикаций на правовые темы.

Взаимодействуя с политическими движениями и партиями осуществлять жесткий контроль за деятельностью праворадикальных политических группировок, которые могут стать катализатором молодежного экстремизма.

Защита прав и свобод российских граждан, в т.ч. представителей национальных меньшинств, иностранных граждан, находящихся на территории России является одной из основных задач правоохранительных органов. Рост уровня ксенофобских настроений, числа межконфессио-нальных конфликтов, широкое распространение деструктивных экстремистских идей только усугубляет ситуацию, делает представителей различных категорий граждан, проживающих, либо временно находящихся в России, беспомощными перед агрессивной, противоправной деятельностью различных молодежных группировок. И именно экстремистские корни лежат в основе ущемления прав и свобод.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.