Коваленко Вера Ивановна
кандидат юридических наук, доцент, докторант ВНИИ МВД России (e-mail: verafem@yandex.ru)
Серый Федор Георгиевич
кандидат экономических наук, доцент, ученый секретарь ВНИИ МВД России (e-mail: seryifg@yandex.ru)
Криминологические и уголовно-правовые проблемы современной трансплантации органов и тканей человека
В статье исследованы актуальные вопросы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в России, криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия незаконному обороту органов и тканей человека.
Ключевые слова: трансплантация органов и тканей человека, нелегальный оборот органов и тканей человека.
V.I. Kovalenko, Master of Law, Assistant Professor, Doctoral Candidate of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: verafem@yandex.ru;
F.G. Seryi, Master of Economics, Assistant Professor, Scientific Secretary of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: seryifg@yandex.ru
Criminological and criminal legal problems of modern transplantation of human organs and tissues
The article deals with topical issues of legal regulation of transplantation of organs and tissues of human in Russia, criminology and criminal problems of combating illicit trafficking of human organs and tissues.
Key words: transplantation of human organs and tissues, illegal trafficking of human organs and tissues.
Представленный для обсуждения в текущем году Минздравом РФ законопроект «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)» вызвал широкий общественный резонанс как среди специалистов (юристов, медиков-трансплантологов), так и среди населения, особенно той его части, для которой разрешение коллизионных вопросов и устранение правовых пробелов в области трансплантологии в связи с возможным принятием нового закона буквально является «вопросом жизни или смерти».
По данным экспертов, в нашей стране «смертность среди трудоспособного населения в 7-8 раз выше аналогичного показателя экономически развитых стран, а число преждевременно умирающих в трудоспособном возрасте в результате только предотвратимой части преждевременной смертности оценивается в 400-500 тысяч мужчин и 55-60 тысяч женщин ежегодно» [1, с. 19].
До настоящего времени вопросы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека, запрет на их торговлю и меры ответственности в случае его нарушения регулируются основными международными и российскими нормативно-правовыми документами, в числе которых: Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов 1991 г. (в редакции 2008 г.), Стамбульская декларация о трансплантационном туризме и торговле органами 2008 г., Документ Всемирной ассамблеи здравоохранения «О трансплантации органов и тканей человека» 2009 г., Дополнительный протокол к Конвенции по правам человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человека (Страсбург, 24 января 2002 г.), Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» 1992 г. (в редакции 2014 г.).
9 июля 2014 г. Комитетом министров Совета Европы была обсуждена и принята Конвенция
108
Совета Европы по борьбе с торговлей человеческими органами (Council of Europe Convention against Trafficking in Human Organs).
В соответствии с положениями этого документа «страны, ратифицировавшие его, будут обязаны ввести жесткий запрет на торговлю и незаконное изъятие человеческих органов, предназначенных для трансплантации. При малейших нарушениях установленного порядка против участников процедуры должно быть возбуждено уголовное дело. По мнению экспертов, Конвенция поможет правоохранителям пресечь деятельность преступных группировок, занимающихся трансплантационным бизнесом. Согласно статистике ВОЗ, ежегодно в мире выполняется около 120 тысяч операций по трансплантации человеческих органов, при этом, по данным экспертов неправительственной организации Organs Watch, количество «нелегальных» операций по трансплантации достигает 15 до 20 тысяч ежегодно» [2].
По словам помощника министра здравоохранения Л. Габбасовой, на протяжении нескольких лет рабочая группа российских экспертов, куда вошли представители Минздрава, МИД, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и некоторых подведомственных организаций, принимала самое активное участие в разработке документа [2].
Параллельно с обсуждением европейского документа российские специалисты занимались разработкой нового российского законопроекта «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)», который был подготовлен с учетом базовых принципов и положений Конвенции и вынесен для всенародного обсуждения. Предварительно введение нового закона планируется в 2015-2016 гг., а до настоящего времени действует Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» 1992 г., который в большей степени регулирует вопросы прижизненного донорства, т.е. передачи тяжелобольному родственнику одного из своего парного органа (например, почки) или части органа (например, печени).
Вместе с тем, надо признать, что в большинстве стран, в том числе и в России, удельный вес трансплантации органов реципиенту от живого родственника незначителен. В России он составляет всего 8% [3, с. 13].
Как можно наблюдать, полученные от живого донора органы не могут восполнить масштабный дефицит органов, необходимых для спасения жизни и здоровья значительной части граждан. В связи с этим актуальным остается вопрос об использовании органов донора, полученных
после его смерти. Однако именно правовые и медицинские вопросы посмертного донорства вызывают неоднозначные оценки специалистов, прежде всего позиции по двум основным моделям: 1) «презумпции согласия» на забор органа (органов) умершего, полученного «автоматически», «по умолчанию», и 2) «испрошенное», «презюмированное» согласие» родственников умершего или юридически оформленное согласие умершего, данное им при жизни.
Как известно, Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» 1996 г. (в редакции 2014 г.) предусмотрено право на согласие или несогласие на изъятие органов умершего (ст. 5).
По мнению специалистов, замена модели «презумпции согласия» на модель «испрошенного согласия» приведет к резкому (по некоторым данным, в пять раз) уменьшению количества донорских органов и будет являться причиной смерти многих больных, которых можно было бы спасти путем трансплантации [4, с. 12, 17-18]. Очевидно, что в создавшихся условиях рост дефицита столь востребованных органов и тканей человека может иметь криминологические последствия, в частности способствовать увеличению объема «теневого рынка» трансплантационных органов.
Новый законопроект может устранить существующие правовые проблемы и фактически предлагает вместо «презумпции согласия» ввести «презумпцию волеизъявления», т.е. юридически оформленное согласие (или несогласие) гражданина на трансплантацию его органов после смерти. Учитывая безусловную актуальность, своевременность и положительную оценку основных новелл рассматриваемого законопроекта и в целях недопущения (минимизации) криминологических и уголовно-правовых последствий (коллизий), считаем необходимым акцентировать внимание на некоторых проблемных вопросах правового регулирования и состояния в сфере трансплантации органов и тканей, требующих своего научного и практического разрешения.
В соответствии с новым законопроектом предполагается введение такой категории медицинского работника, как трансплантолог-координатор. В условиях масштабного дефицита донорских органов и высокой цены операции -жизнь и здоровье человека - возникает вопрос изначально высокой степени коррупциогенности данной должности. В правоприменительной практике даже высокоразвитых стран (в частности, Германии) зафиксированы случаи нарушения очередности при проведении трансплантационных операций, полагаем, актуальной эта
109
проблема будет и для российской медицинской практики. Поэтому необходима разработка максимально прозрачной процедуры очередности лиц, нуждающихся в операции, и предоставления им необходимых донорских органов.
В новом законопроекте представлен перечень объектов для трансплантации: при прижизненном донорстве - почка, часть печени, часть тонкой кишки, доля легкого, часть поджелудочной железы; при посмертном донорстве - сердце, легкие, доля легкого, трахея, комплекс сердце -легкое, почка, печень (ее часть), поджелудочная железа (ее часть), поджелудочная железа с 12-перстной кишкой, кишечник и его фрагменты.
Однако, наряду с развитием медицинской отрасли и репродуктивных технологий, в последние годы возрос и уровень теневой сферы ее проявления. Так, по некоторым данным, зафиксированы факты проведения абортов на поздних сроках в целях получения плацентарных материалов, стволовых клеток и тканей для их последующего использования в коммерческих косметических операциях, осуществления экспериментов и др.
Кроме того, в настоящее время на фоне ухудшения репродуктивного здоровья не только женщин, но и мужчин все более актуальными становятся вопросы суррогатного материнства, использования в сфере репродуктивных технологий донорских органов и клеток (сперматозоидов, яйцеклеток), в медицинской сфере и косметологии - стволовых клеток и иных фрагментов плода (так называемых биоматериалов: материалов аборта, недоношенных детей, эмбрионов). Дефицит необходимых «биоматериалов», необходимое качество донорских клеток и органов, трудоемкость и высокая цена репродуктивных процедур, отсутствие гарантии эффективности проведенных операций - все это в создавшихся условиях «провоцирует» участников схемы на более легкие, простые, дешевые, как правило, внеправовые способы «решения» вопроса (например, принуждения к беременности, деторождению, к аборту), в результате чего одна сторона (например, заказчик) достигает долгожданного материнства, другая удовлетворяет свои корыстные мотивы и материальные амбиции, третья зачастую становится жертвой этого преступного механизма (без денежной компенсации и с ухудшением состояния здоровья).
В соответствии с международно-правовыми документами и ст. 2 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» действие указанных законов «не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение
к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички и эмбрионы), а также кровь и ее компоненты».
Таким образом, в связи с тем, что органы, ткани и клетки, связанные с репродуктивной функцией человека, и так называемые «биоматериалы» (родившихся мертвых младенцев, эмбрионов, материалов аборта) остались вне правового поля и не регулируются законодательством о трансплантации органов и тканей человека, представляется необходимым поставить вопрос о правовом режиме вышеуказанных органов, тканей и клеток человека или расширении представленного (в законах о трансплантации) перечня и установить правовой режим иных фрагментов организма человека (репродуктивные ткани и клетки, эмбрионы, материалы эмбриона, абортов, стволовые клетки), которые в последние годы все чаще выступают предметом незаконного оборота в механизме индустрии пластической хирургии, репродуктивных технологий (ЭКО, ИКСИ, суррогатного материнства). В условиях обсуждения и принятия нового закона о трансплантации органов и частей органов человека возникает необходимость уточнить, к какой категории органов, частей органов, тканей человека могут быть отнесены вышеперечисленные фрагменты репродуктивной системы, а также правовой режим их использования и оборота, правомерность их использования в коммерческой медицине.
Кроме того, в целях усиления уголовно-правовой защиты лиц, подвергающихся принудительной беременности и родам, и в целях более эффективного применения ст. 1271 УК РФ предлагается дополнить п. 2 примечания к ст. 1271 УК РФ такими формами эксплуатации, как «принуждение потерпевшей к деторождению, а равно изъятию органов или тканей».
До настоящего время не в полном объеме решена проблема уголовно-правового обеспечения правомерности трансплантации органов и тканей человека, в частности отсутствует уголовная ответственность за ряд общественно опасных деяний в сфере трансплантации (торговля органами и тканями человека, контрабанда органов и тканей человека, забор и пересадка органов и тканей человека, осуществляемые в медицинском учреждении, не имеющем на то разрешения).
В соответствии с международно-правовыми документами, в частности Стамбульской декларацией о трансплантационном туризме и торговле органами 2008 г., торговля органами - это наем, вербовка, транспортировка и
110
перемещение живых и умерших людей или их органов, их укрывательство и подделка документов, с применением угроз, силы, служебного положения или других форм принуждения, похищения, мошенничества и обмана; с передачей или получением третьей стороной оплаты или других выгод, для приобретения контроля над потенциальным донором, - для использования в целях получения органов для трансплантации. Трансплантационный коммерциализм - это такая практика и образ действий, при которых орган рассматривается как товар и продукт потребления, который может быть продан, куплен или использован для получения материальной выгоды [5].
В связи с этим представляется целесообразным внести в уголовное законодательство России норму об ответственности за незаконный оборот - куплю-продажу и иные незаконные сделки с органами и тканями человека, любыми иными фрагментами организма человека (эмбрионами, стволовыми клетками, кровью).
В ходе исследования проблемы несовершенства правового регулирования лечебной трансплантации необходимо уточнить, что запрет купли-продажи органов и тканей и получение прибыли от трансплантационной деятельности не исключает возможность оплаты расходов по перевозке и хранению органов и тканей человека, т.к. основные принципы и положения, закрепленные в различных международно-правовых нормах, предусматривают в первую очередь запрет купли-продажи органов и тканей человека.
В то же время, поднимая вопрос о безвозмездности пожертвования потенциального донора, надо понимать, что при модели прижизненного донорства вопрос денежной или иной компенсации, например предоставление льгот за утраченный орган, является одним из наиболее актуальных и обсуждаемых, если не сказать «краеугольных», ведь «моральное удовлетворение» и получение компенсаторных медицинских «льгот» - отдельная проблема с учетом российской действительности, в успешное решение которой мало кто верит.
В связи с тем, что незаконное изъятие органов и тканей человека в ряде случаев может осуществляться не только в целях трансплантации, но и в иных целях (проведения научных экспериментов, медицинских опытов, изготовления лекарственных или косметических препаратов, ритуальных обрядов), на наш взгляд, необходимо установление нормы, предусматривающей ответственность за совершение деяний в указанных целях.
До настоящего времени не урегулированы основные направления предупредительной деятельности в сфере незаконной трансплантации органов и тканей человека. Как мы отмечали ранее, рассматриваемый вид преступной деятельности в принципе стал возможен благодаря сочетанию трех основных факторов: потребность достаточно массовой в количественном отношении социальной группы людей, больных, нуждающихся в органах и тканях, невозможность легально удовлетворить в полном объеме этот спрос и научно-технический прогресс в области трансплантационной медицины, представляющий возможность, а иногда и единственный шанс больному выжить или выздороветь в результате пересадки ему здорового органа. Прогнозируемый рост фактов незаконной трансплантации органов и тканей является криминальным ответом на растущую неудовлетворенную объективную потребность (которую смело можно назвать и социальной потребностью) в обеспечении больных людей материалом, необходимым для трансплантации.
В этой связи на примере зарубежного опыта представляются обоснованными разработка и принятие федеральной программы развития донорства в России, в рамках которой должны быть предусмотрены различные направления деятельности, в том числе предупредительно-профилактического характера, направленные на поощрение и развитие легального донорского движения, с одной стороны, и предупреждение, пресечение его теневой, нелегальной составляющей - с другой. Такая деятельность может осуществляться как сотрудниками федеральных и региональных органов исполнительной власти, так и представителями профессиональных сообществ (медицинских работников, юристов), общественных организаций (правозащитниками), волонтерами.
Параллельно с обсуждением нового законопроекта «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)» через средства массовой информации, социальную рекламу, с помощью общественных и религиозных организаций необходима активизация просветительской деятельности как среди потенциальных доноров, так и среди лиц, нуждающихся в трансплантации, в том числе с целью снижения риска возможной виктимизации потенциальных жертв нелегальной трансплантационной деятельности.
Кроме того, следуя руководящим принципам международного права и зарубежному опыту, представляется оправданным комплексное
111
поощрение добровольного посмертного донорства, в том числе оказание правовой, организационной, финансовой и иной помощи государства, например бесплатное погребение потенциального донора.
Жизнь и здоровье человека - высшая ценность, и никто не может быть абсолютно уверен в том, что эти наиважнейшие ценности никогда не подвергнутся угрозе, а человек или его родственник не будут нуждаться в донорском органе. Считаем, что признание приоритета нравственно-
гуманитарных ценностей человека, позиционирование гуманного и благородного характера дачи добровольного согласия на безвозмездное использование органов и тканей человека после его смерти в целях спасения жизни другого человека, разрешение правовых, медицинских, этических проблем позволят сдвинуть решение данного вопроса с «мертвой» точки и в конечном счете приведут к цивилизованным формам лечения остро нуждающихся больных граждан нашей страны.
1. Тищук Е.А. Состояние и динамика потребления медицинских услуг населением Российской Федерации // Здравоохранение. 2002. № 9.
2. Невинная И. Россия поддержала ЕС в вопросе запрета «серой» трансплантологии // Рос. газ. 2014. 18 июля. URL: www.rg.ru
3. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Трансплантация органов и тканей человека: проблемы правового регулирования. СПб., 2000.
4. Степанова Е.Н. Трансплантация органов человека: мировой опыт и Россия (гражданско-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
5. URL: http://www.uncjin.org/Documents/ Conventions/dcatoc/final documents 2/conven-tion/ 20 traff eng.pdf. (дата обращения: 03.10.2011).
1. Tischuk E.A. State and dynamics of consumption of health services by the population of the Russian Federation // Health care. 2002. № 9.
2. Nevinnaya I. Russia supported the EC ban on the issue of «gray» transplantation // Rus. newsp. 2014. July 18. URL: www.rg.ru
3. Salnikov V.P., Stetsenko S.G. Transplantation of human organs and tissues: problems of legal regulation. St. Petersburg, 2000.
4. Stepanova E.N. Transplantation of human organs: world experience and Russia (civil and legal aspect): auth. abstr. ... Master of Law. Moscow, 2004.
5. URL: http://www.uncjin.org/Documents/ Conventions/dcatoc/final documents 2/conven-tion/ 20 traff eng.pdf. (date of access: 03.10.2011).
112