УДК 343.9:343.346 В.В. Глухов,
ББК 67.51 кандидат экономических наук, доцент
Дальневосточный федеральный университет
М.В. Жерновой,
кандидат юридических наук, доцент Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Артеме
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВВОЗА ПОДЕРЖАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (на примере Приморского края)
В статье проанализированы криминологические аспекты и социально-экономические предпосылки ограничения ввоза подержанных автомобилей иностранного производства на территорию Приморского края, рассмотрен механизм их нелегального ввоза, его влияние на состояние региональной преступности, представлены предложения по преодолению негативных последствий.
Ключевые слова: подержанные автомобили; автобизнес; таможенные пошлины; налоги; незаконная регистрация автомобилей; преступность.
V.V. Glukhhov, Ph.D. in Economics, Ass. Professor Far Eastern Federal University M.V. Zhernovoy Ph.D. in Law, Ass. Professor Far Eastern Federal University, Affiliate in Artyom
CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF LIMITING THE IMPORT OF SECOND-HAND AUTOMOBILES (using the example of Primorsky region)
The paper analyzes the criminological aspects and socio-economic reasons of limiting the import of second-hand foreign automobiles in Primorsky region. It also studies the mechanism of their illegal import, its influence of regional criminality and offers ideas for overcoming negative consequences.
Key words: second-hand automobiles; auto-business; customs duties; taxes; illegal registration of automobiles; criminality.
В последние годы в различных информационных источниках активно обсуждаются вопросы, связанные с запретом продажи и эксплуатации подержанных автомобилей, как с «правым», так и с «левым» рулем, ввозимые на территорию России из других стран.
Кроме того, продолжается обсуждение проекта общего технического регламента стран Россия - Казахстан - Белоруссия в Минпромторге России, связанного с тем, что в Казахстане и Белоруссии уже запрещен ввоз подержанных автомобилей с «правым» рулем.
Позиция государства вполне понятна -стабилизация социально-экономической обстановки в стране, защита интересов отечественных автопроизводителей и запрещение эксплуатации отслуживших свой ресурс иностранных средств передвижения.
В этих целях Правительством Российской
Федерации были приняты меры законодательного характера, направленные на ограничение ввоза подержанных автомобилей на территорию России. В целом можно отметить, что указанные меры в какой-то степени способствовали снижению влияния ввозимых автомобилей иностранного производства на состояние автомобильного рынка в России.
В то же время принятие в целом экономически обоснованных действий имело не только положительный, но и отрицательный эффект.
1. Большинство подержанных иномарок ввозилось и ввозится через порты Дальневосточного региона, и участие в этом виде бизнеса обеспечивало работой значительную часть населения Приморского края, как непосредственно занимавшихся им, так и связанных различными видами предпродажной подготовки автомобилей и сопутствующей
40
© Глухов В.В., Жерновой М.В., 2012
„ £пт'то1оду
В.В. ГЛУхОВ, М.В. ЖЕРНОВОЙ. Криминологические аспекты ограничения ввоза подержанных автомобилей 2ч"та1<*
0ШЕI
деятельности (ремонт, продажа запчастей, перевозка, сфера обслуживания и т. д.)
В результате ограничений часть населения, ранее занимавшаяся продажей и обслуживанием подержанных автомобилей, осталась без работы, и по данным экспертов, число таких граждан колеблется от 100 000 до 500 000. При этом определённая часть граждан продолжила заниматься тем же бизнесом, но уже на не вполне законных основаниях.
2. Введенные ограничения способствовали появлению новых организованных форм «криминального бизнеса» («распилы», «конструкторы»), нелегальных «схем» и способов по ввозу на территорию России иностранных подержанных автомобилей.
3. Сложившаяся ситуация привела к формированию общественного мнения у части населения России о лоббировании интересов крупных иностранных автопроизводителей в условиях отсутствия конкуренции со стороны отечественного автопрома и стимулирования потребительского спроса на новые иностранные автомобили.
Географическое расположение Приморского края предопределяет специфику и региональные особенности профессиональной занятости определенной части населения, которая проявляется в том, что ввоз иностранных подержанных автомобилей в Приморье является важной составной частью экономики региона, влияет на степень занятости населения и оказывает косвенное воздействие на состояние региональной преступности.
По информации Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), в 2009 г. импортеры ввезли 55 849 легковых автомобилей, в 2010 г. - 122 400, а в 2011 г. - 151 000 иномарок. Еще более резкий скачок наблюдался на ввоз автобусов и грузовиков. Так, автобусов было ввезено: в 2009 г. - 1 200, в 2010 г. - 6 000, в 2011 г. - 12 600; грузовых автомобилей: в 2009 г. - 3 600, в 2010 г. - 10 300, а в 2011 г. -27 400 единиц.
Всего, по итогам 2011 г., импортеры ввезли через ДВТУ 191 000 автомобилей. Для сравнения, до резкого повышения таможенных пошлин на иномарки в 2008 г. через пограничные пункты ДВТУ было ввезено около 250 000 автомобилей*.
4. Введенные ограничения спровоцировали рост протестных настроений части граждан Приморского края, не желающих, но вынужденных участвовать в нелегальном бизнесе.
По мнению участников протестных акций, проведенных после введения ограничения ввоза подержанных автомобилей, было продемонстрировано пренебрежение положений статьи 8 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует поддержку конкуренции, а также специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров и др.
Результаты опроса независимых экспертов исследовательского центра портала <^ирег)'оЬ» показали, что из 1 800 опрошенных пользователей сайта повышение таможенных пошлин на ввоз иномарок одобряет лишь 8% российских автомобилистов, считая такое решение эффективной мерой поддержки отечественного автопрома.
Крайне отрицательно к инициативе Правительства РФ отнеслись 53% участников опроса. По их мнению, повышение пошлин на иномарки - это «незаконное ограничение права российских граждан на свободный выбор, принудительное навязывание товара более низкого качества - автомобилей российского производства».
Большая часть автовладельцев, выступающих против нововведения, проживает на Дальнем Востоке и в Сибири (93% и 64% соответственно), где существует наибольший спрос на иномарки японского производства.
Принятые меры были законодательно закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации № 903 от 5 декабря 2008 года «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств» с целью защиты интересов отечественных автопроизводителей от конкуренции со стороны иностранных автодилеров [4].
Данным Постановлением были установлены «запретительные» ставки ввозных таможенных пошлин на автомобили старше пяти лет, что послужило причиной сокращения объемов их ввоза.
Вопросы ввоза подержанных автомобилей на территорию России, их влияние на состояние отечественного авторынка, анализ
показателей ввоза и продажи иномарок и их доли в общей структуре ввозимых и продаваемых автомобилей иностранного производства активно исследовались различными экспертами и освещались в СМИ.
Кроме того, по оценкам экспертов, общее количество подержанных автомобилей старше пяти лет в 2008 г. не превышало 150 000 автомашин, и их доля на отечественном рынке продаж импортируемых подержанных автомобилей составляла менее половины - 47%.
Если в 2008 г. иностранные автомобили занимали 19% отечественного авторынка, то в 2009-м - уже 25%. Однако импорт подержанных автомобилей резко уменьшился, и если в 2008 г. в Россию было ввезено 395 000 машин, то в 2009-м - всего лишь 13 000.
По данным Дальневосточного банка, за 10 месяцев 2011 г. общее число выданных автокредитов, по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., выросло в три раза. По оценкам банка, наблюдался повышенный интерес населения Дальнего Востока к предлагаемым кредитным программам на приобретение новых автомобилей.
За 10 месяцев 2011 г. было выдано 264 кредита на общую сумму 258 млн рублей. Наибольшей популярностью у клиентов банка пользовались кредиты на приобретение новых автомобилей у официальных автодилеров [1].
Приведенные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на прогнозы, ограничение ввоза поддержанных иномарок не достигло главной цели, ради которой они были приняты, - предотвратить конкуренцию со стороны иностранных автопроизводителей, но они ощутимо отразились на социально-экономической ситуации в Приморском крае.
Вместе с тем неоднозначно оценивается и роль отечественных автопроизводителей, активно участвующих в продажах автомобилей иностранного производства - своих основных конкурентов.
По данным различных информационных источников, большинство российских автоконцернов в течение последних лет являются активными продавцами иностранных автомобилей, производимых автоконцернами «Форд», «Рено», «Киа», «Чери», «Шевроле», «Кадиллак», «Хундай», «Ссанг Йонг», «Фиат», «БМВ», «Тойота», «Фольксваген» и др. как за рубежом, так и в самой России.
Следовательно, импорт подержанных иномарок постоянно теряет свою долю рынка, в связи с чем не представляет угрозы для отечественного автопрома, и нет никаких объективных причин для введения в отношении них заградительных пошлин.
Можно сделать вывод, что до введения в действие указанного постановления Правительства РФ сложившаяся экономическая ситуация в этой отрасли экономики в целом была сбалансирована и незначительное по объему количество ввозимых и продаваемых иностранных автомобилей не могло существенно влиять на уровень цен отечественного авторынка, и потребительский спрос на подержанные иномарки в течение нескольких лет был стабилен.
Статические показатели Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю демонстрируют в целом благополучную картину региона, которая складывалась на протяжении последних лет: подъем индекса промышленного производства (в 2010 г. + 119,6%), рост численности экономически активного населения составил (+4,7%), рост зарплат (+12,3%), снижение уровня безработицы (общей до 8,9%, а зарегистрированной до 2,3%).
В то же время на основании исследований, проведенных Центром стратегических исследований Росгосстраха, Владивосток признан самым депрессивным городом России: только 67% жителей краевого центра в последние два года были довольны уровнем благосостояния.
Анализ основных абсолютных показателей зарегистрированной преступности в Приморском крае показал их снижение в течение последних лет, но при сравнении рассматриваемых данных с уровнем раскрываемости преступлений, который несколько снизился в 2010 г., можно предположить, что определенная часть преступлений, особенно новых их разновидностей, связанных с продажей и обслуживанием подержанных автомобилей, осталась вне поля зрения правоохранительных органов и не вошла в официальную статистику преступности (рис.).
В какой-то степени это обусловлено появлением новых высокотехнологичных и хорошо организованных видов преступлений, эффективно противостоять которым правоохранительные органы пока не готовы в пол-
„ Criminology
В.В. ГЛУхОВ, М.В. ЖЕРНОВОЙ. Криминологические аспекты ограничения ввоза подержанных автомобилей pwmaiof
QNUEL
1=1 зарегистрировано □ в т. ч. тяжких и особо тяжких
82461
46717 47142
37638
о окончено а приостановлено
28419 27662
2006
2007
2008
2009
2010
46,5
% раскрываемости
2006
2007
2008
2009
2010
Рис. Динамика преступности на территории Приморского края
ном объеме (правовые пробелы, небольшой объем правоприменительной практики, коррупционная составляющая и др.),
В таких условиях можно утверждать, что наблюдаемый уровень преступности обусловлен ее высокой латентностью.
Структура преступности в Приморском крае также отражает отрицательную динамику тяжких видов преступлений, в том числе насильственных и корыстно-насильственных (табл.).
Представленные данные свидетельствуют о том, что динамика снижения краж автотранспорта и его угоны в рассматриваемом периоде (соответственно -7,2% и -2,2%) зна-
чительно отличается от динамики снижения других более тяжких преступлений.
Это позволяет сделать вывод о продолжающихся неблагоприятных тенденциях роста преступности в обороте автотранспортных средств.
Несмотря на внешне благополучную ситуацию, которая сложилась после введения ограничений на ввоз подержанных иномарок, указанная мера оказала значительное влияние на «качественное содержание» преступности в регионе и способствовала увеличению коррупционной составляющей в механизме преступлений в сфере незаконного оборота подержанных автомобилей.
Таблица
Регистрация отдельных видов преступлений
Виц преступлений 2009 2010 Прирост, %
Тяжкие и особо тяжкие 15 312 13 136 -14,2
Ст. 111 УК РФ 851 845 -0,7
Ч. 4 ст. 111 УК РФ 211 207 -1,9
Изнасилования 71 54 -23,9
Убийства 411 334 -18,7
Кражи чужого имущества 25 133 22 538 -10,3
Квартирные кражи 3 579 2 786 -22,2
Кражи автотранспорта 1 701 1 578 -7,2
Карманные кражи 1 986 1 530 -23,0
Угоны автотранспорта 1 068 1 045 -2,2
Грабежи 42 03 3 322 -21,0
Реакцией на ограничение ввоза подержанных иномарок в Приморье, по данным сотрудников МВД Приморского края, стали быстро возникшие новые виды криминальных «технологий и схем», позволяющие ввозить подержанные иномарки.
К примеру, пошлину на автомобили старше пяти лет (вместо семи лет) с января 2009 г. определяют, исходя из объема двигателя (она составляет от 2 500 до 5 800 евро за 1 куб. см).
В свою очередь, таможенная пошлина на ввоз целого кузова составляет 5 000 евро, и для того чтобы преодолеть «заградительный барьер», в Японии автомобиль аккуратно разрезается по заводским швам на две половины, а по прибытии в Россию восстанавливается.
В этой связи органы ГИБДД были вынуждены приостановить выдачу документов, по которым физические лица могли регистрировать так называемые «распилы» (автомобили с разрезанным пополам кузовом, которые ввозились из Японии в качестве запчастей, а впоследствии восстанавливались на территории России) на документы других транспортных средств, уже стоящих на учете.
Схема по ввозу автомобилей-«распилов» стала весьма популярным способом доставки подержанных автомобилей на Дальний Восток России после введения заградительных таможенных пошлин на подержанные иномарки [3].
Летом 2010 г. Приморская транспортная прокуратура начала борьбу против «распилов», посчитав данную практику незаконной. С юридической точки зрения у данной схемы доставки подержанных иномарок есть «узкое место» - для оформления ввезенной автомашины в ГИБДД зачастую предъявляется поддельная грузовая таможенная декларация (ГТД) - на ввоз кузова (в случае, если автомашина ввозится по частям, то ГТД на ввоз кузова таможня не выдает).
По итогам проведенных проверок прокуратурой было выявлено более 200 фактов регистрации в МРЭО ГИБДД при УВД по Приморскому краю под видом номерных агрегатов кузова и двигателя «распилов», которые были ввезены по поддельным ГТД.
В октябре 2010 г. прокуратура обратилась в суд с требованием признать незаконным решение о регистрации автомоби-
лей-«распилов», но ввиду большого объема работы в судах в настоящее время закончено рассмотрение только одного дела. Суд признал первичную регистрацию автомобиля незаконной и вынес постановление о снятии с него номерных знаков [2].
Следует отметить, что действующее законодательство не запрещает ввоз на территорию России запасных частей для автомобилей, и этим пользуются недобросовестные предприниматели, предлагающие к продаже автомобили-«конструкторы».
Для того чтобы выявить поддельные таможенные декларации, осенью 2011 г. Дальневосточное таможенное управление передало в МРЭО ГИБДД Приморского края 60 000 товарных позиций базы данных.
За 2010 г. дальневосточными таможнями было возбуждено 75 уголовных дел по фактам ввоза контрабанды автомашин и запчастей на общую сумму 16,5 млн рублей*.
Растет количество преступлений в данной сфере бизнеса, к примеру, в сентябре 2011 г. таможня г. Магадана возбудила два уголовных дела в отношении одного из участников Особой экономической зоны по факту контрабандного перемещения через таможенную границу РФ легковых автомобилей.
Данное юридическое лицо в июне 2010 г. ввезло из Японии в порт Магадан 11 подержанных автомобилей, общей стоимостью 7,7 млн рублей, а в декабре того же года - еще 14 автомобилей стоимостью 7,8 млн рублей. В обоих случаях владелец товара ввозил транспортные средства с обманным использованием документов.
В октябре 2011 г. таможней г. Ванино было возбуждено 3 уголовных дела по факту незаконного ввоза из Японии 49 подержанных автомобилей под видом товара, предназначенного для личных нужд, на общую сумму более 8 млн рублей.
В то же время деятельность по «распилам» и сбору «конструкторов» является хотя и многоэтапным видом деятельности, но все же достаточно простым по мотиву и содержанию преступлением.
В последнее время в Приморском крае, через который осуществляется основной ввоз подержанных иномарок, отмечается появление новых видов общественно опас-
„ Спт'то1оду
В.В. ГЛУхОВ, М.В. ЖЕРНОВОЙ. Криминологические аспекты ограничения ввоза подержанных автомобилей 2ч"та1<*
0ШЕI
ных деяний, специфика которых проявляется в том, что ответственность за совершение отдельных эпизодов в механизме преступной деятельности не предусмотрена (разбор автомобиля, транзит «запчастей», сборка, продажа и т. д.), а выявить, расследовать преступление и доказать виновность всех участников преступной цепочки - трудноосуществимая задача.
В настоящее время, по данным Федеральной таможенной службы, в товарной структуре импорта на долю машин и оборудования в январе-сентябре 2011 г. приходилось 49,8% (для сравнения в январе-сентябре 2010 г. - 45,3%).
Объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. увеличился на 52,3%, в том числе средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) - на 79,7%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 53,1%, грузовых - в 2,0 раза [5].
За 2010 г. дальневосточными таможнями было оформлено почти 164 000 транспортных средств. Для сравнения: за 2009 г. оформлено 82 245 транспортных средств, а в 2008-м - 534 600 транспортных средств*.
По оценкам экспертов, через Дальний Восток в среднем ввозится не меньше 6 000 машин в год. При средней пошлине на целый автомобиль в 470 000 рублей, получается, что государство недополучает таможенных платежей на сумму в 2,8 млрд рублей в год [2].
С 6 марта 2011 г. ФТС Российской Федерации ввела новые правила для декларирования ввозимых иномарок, которые вносят формальные изменения в процедуры таможенного оформления автомобилей. К примеру, расширилось поле графы «таможенная стоимость», которая предусматривает, что гражданин теперь должен полностью перечислить в декларации все имеющиеся у него документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость автомашины. Указание в декларации более полных сведений об автомобиле поможет таможенным органам лучше отслеживать его дальнейшую «чистую» историю после процедуры раста-моживания, вычислять уменьшение пошлин и сборов при ввозе иномарок, особенно подержанных, выявлять подделку документов,
замену идентификационных номеров автомобилей.
В последние годы в российском обществе активно обсуждается проблема эксплуатации «праворульных» иностранных автомобилей, а также необходимость их запрета в целях повышения безопасности дорожного движения.
Вместе с тем непродуманные, преждевременные меры по их запрету могут привести к таким же последствиям, как ограничение ввоза подержанных иномарок.
Наибольшее число ввезенных в 20092010 гг. на территорию России «праворуль-ных» иностранных автомобилей было зарегистрировано на Дальнем Востоке, где доля таких автомашин составляет почти 90% от общего числа зарегистрированных транспортных средств.
Кроме того, у поддержанных японских автомобилей есть еще один существенный недостаток. В 2011 г. после аварии на АЭС Фукусима-1 через таможни региона - Владивостокскую, Находкинскую, Хасанскую, Амурскую, Камчатскую, Сахалинскую и Магаданскую - из Японии было ввезено 488 радиационно-опасных автомобилей и запчастей.
В январе 2012 г. ввезено еще 47 таких объектов. При этом до июля прошлого года загрязненные машины после их дезактивации разрешалось передавать покупателям. Сейчас, согласно распоряжению Роспотреб-надзора, опасные грузы отправляют обратно. При этом в сопроводительных документах ставится отметка «ввоз запрещен»*.
Переход нашей страны к рыночным отношениям, значительное увеличение числа приобретаемых автомобилей отечественного и иностранного производства, рост дорожно-транспортных происшествий предопределяет необходимость дальнейшего изучения проблем уголовно-правового предупреждения преступных нарушений правил эксплуатации и ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости активизации мероприятий по преодолению негативных процессов, обусловленных мерами по огра-
* Статистические данные отдела таможенного контроля за делящимися и радиационными материалами ДВТУ.
ничению ввоза подержанных автомобилей на территорию Приморского края, по следующим основным направлениям, а именно:
- осуществление экономической экспертизы «теневого» оборота неучтенных денежных средств, связанных с незаконной продажей и обслуживанием подержанных автомобилей и недополучением налоговых платежей и таможенных сборов в бюджеты различных уровней;
- проведение оценки изменения масштабов преступной деятельности, связанной с организацией рынков сбыта подержанных автомобилей;
- ужесточение требований и ответствен-
ности лиц, регистрирующих незаконный ввоз подержанных автомобилей на территорию Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что криминологические аспекты ограничения ввоза подержанных автомобилей не являются односторонними, они затрагивают интересы не только Российской Федерации, но и государств, осуществляющих импорт иномарок на территорию России.
Представляется, что перечисленные меры приведут к стабилизации криминальной ситуации, сложившейся в сфере оборота автотранспорта и не будут нивелированы правоприменительной практикой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дальневосточный банк: автокредиты выросли в три раза. - URL: http://primamedia.ru/
2. Жунусов О. Власти пошли в атаку на «распилы» // Золотой Рог. - 2011. - 11 янв.
3. Лобачев М.Приморские гаишники обнаружили массовые «распилы». - URL: http://www.gazeta.ru/ auto/2011/08/17_a_3735397. shtml/
4. О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств : постановление Правительства РФ № 903 от 5 декабря 2008 г. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
5. Таможенная статистика внешней торговли : пояснения к таблицам (экспорт/импорт России важнейших товаров за январь-сентябрь 2011 г.) // Сайт Федеральной таможенной службы. - URL: http://www.сustoms.ru/
REFERENCES
1. http://primamedia.ru/
2. Zhunusov O. ZolotojRog [Zolotoj Rog]. Jan. 11, 2011.
3. http://www.gazeta.ru/auto/2011/08/17_a_3735397.shtml/
4. Postanovlenie Pravitel 'stva RPh № 903 ot 5 dekabrya 2008 g. [Decree of the Government of the Russian Federation of Dec. 5, 2008]
5. http://www.customs.ru
Информация об авторах
Глухов Владимир Владимирович (Владивосток) - кандидат экономических наук, доцент, директор департамента контроля за учебной работой. ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» (690048, Владивосток, ул. Овчинникова, 8, e-mail: [email protected])
Жерновой Михаил Васильевич (г. Артем) - кандидат юридических наук, доцент. Филиал ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» в г. Артем (692760, г. Артем, ул. Космонавтов, 3/1, e-mail: artemdvgu@ yandex.ru)
Information about the authors
Glukhov, Vladimir Vladimirovich (Vladivostok) - Ph.D. in Economics, Ass. Professor, Head, Study Work Control Department. Far Eastern Federal University (Ovchinnikova st., 8, Vladivostok, 690048, e-mail: [email protected])
Zhernovoy, Mikhail Vasilyevich (Artyom) - Ph.D. in Law, Ass. Professor. Far Eastern Federal University, Affiliate in Artyom (Kosmonavtov st., 3/1, Artyom, 692760, e-mail: [email protected])