Научная статья на тему 'Экономическое обоснование оптимального размера утилизационного сбора с легковых автомобилей в России'

Экономическое обоснование оптимального размера утилизационного сбора с легковых автомобилей в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМПОРТ / АВТОМОБИЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин Д. В.

Экономическая обоснованность размера утилизационного сбора, введенного в России с 1 сентября 2012 г. на ввозимые импортные автомобили, вызывает сомнение. В статье произведен расчет оптимального размера утилизационного сбора, а также предложены меры по налоговому стимулированию обеспечения экологической безопасности при утилизации легковых автомобилей и обновлению автопарка страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое обоснование оптимального размера утилизационного сбора с легковых автомобилей в России»

5(143) - 2013

Вопросы экономики

УДК 336.232.2

экономическое обоснование оптимального размера утилизационного сбора с легковых автомобилей в россии

Д. В. КУЗЬМИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: d229@mail. ru Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Экономическая обоснованность размера утилизационного сбора, введенного в России с 1 сентября 2012 г. на ввозимые импортные автомобили, вызывает сомнение. В статье произведен расчет оптимального размера утилизационного сбора, а также предложены меры по налоговому стимулированию обеспечения экологической безопасности при утилизации легковых автомобилей и обновлению автопарка страны.

Ключевые слова: транспортный налог, утилизационный сбор, экологическая безопасность, импорт, автомобиль.

Взимание сбора для обеспечения безопасного обращения с отходами, образующимися в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств, не ново для зарубежных стран. США, Великобритания, Япония и европейские страны ввели обязанность сдавать в утилизацию изношенные автомобили более десяти лет назад.

В России первый опыт стимулирования утилизации старых автомобилей был предпринят Правительством РФ на протяжении 2010 г. в виде эксперимента по приобретению новых автотранспортных средств

взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию. Владелец, сдавший в утилизацию автомобиль, возраст которого составил более 10 лет, а масса не превышала 3,5 т и срок владения которым -не менее одного года, получал сертификат номиналом 50 тыс. руб. на приобретение нового автомобиля российского производства в автосалоне.

Для финансового обеспечения эксперимента из федерального бюджета было выделено 10 млрд руб. на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства, а также субсидии в 1 млрд руб. на возмещение затрат, возникших при перевозке на пункты утилизации отслуживших свое автомобилей. В результате было положено начало созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств. Однако эксперимент действовал только один год.

С 1 сентября 2012 г. введена обязанность обеспечения утилизации автомобилей. Нормативной базой является глава V Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которая была дополнена статьей 24.1 «Утилизационный сбор» [5].

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Вопросы экономики

5(143) - 2013

Согласно закону, за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор для обеспечения экологической безопасности. В этих целях импортеры зарубежных автомобилей уплачивают утилизационный сбор при прохождении таможенных процедур. По тем автомобилям, которые произведены или собраны на территории РФ, организация-изготовитель в качестве альтернативы уплаты утилизационного сбора может принять на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты производимыми ею транспортными средствами потребительских свойств [3, 4].

Министерство промышленности и торговли РФ до 31 октября 2012 г. принимало письменные заявки от автопроизводителей на территории России, принявших обязательство обеспечить в будущем безопасное обращение с такими отходами. Остальные должны будут уплачивать утилизационный сбор с изготовляемых автомобилей.

Размер утилизационного сбора рассчитывается по формуле

Утилизационный сбор = = Базовая ставка х Коэффициент.

Базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 тыс. руб. Размеры коэффициента расчета утилизационного сбора приведены в табл. 1.

При подробном рассмотрении целевого назначения утилизационного сбора и способа подсчета его суммы возникают вопросы.

Во-первых, почему на размер утилизационного сбора так критично влияет объем двигателя? Ведь

Таблица 1

Коэффициент расчета утилизационного сбора для легковых автомобилей

Легковые автомобили для перевозки не более 8 пассажиров Новые транспортные Транспортные средства, с момента производства которых прошло более трех лет

полной массой до 3,5 т средства

С электродвигателем 1,34 1,34

С рабочим объемом

двигателя:

- не более 2 000 см3 1,34 8,26

- от 2 000 до 3 000 см3 2,66 16,12

- от 3 000 до 3 500 см3 3,47 28,50

- более 3 500 см3 5,50 35,01

Ввозимые физическими 0,15 0,25

лицами для личного

пользования

Источник: [6].

сбор по своей сути взимается для утилизации автомобиля, а не для установления своего рода налога на роскошь. Очевидно, что ставка утилизационного сбора не должна быть привязана к объему двигателя, гораздо справедливее будет привязать ее к весу автомобиля, потому что этот критерий позволяет судить о количестве отходов, требующих утилизации.

Во-вторых, на взгляд автора, очень мало внимания уделено возрасту импортируемого автомобиля. Ведь это главный критерий, по которому можно рассчитать, через сколько лет предполагается утилизация авто. К этому году должно быть построено достаточное количество перерабатывающих заводов, чтобы обеспечить утилизацию всех автомобилей, за которые уплачен утилизационный взнос.

Согласно статистике, почти 70 % рынка импортных машин занимают авто с объемом двигателя до 2 л [1]. Таким образом, с 1 сентября 2012 г. при прохождении таможенных процедур за эти автомобили дилерам придется уплатить 20 000 руб. х х 1,34 = 26 800 руб. Однако в случае импорта нового автомобиля объемом от 2 000 до 3 000 см3 размер утилизационного сбора составит 53 200 руб. И самый большой размер утилизационного сбора для новых легковых автомобилей объемом двигателя более 3,5 л составляет 110 тыс. руб.

Несложно посчитать, что импортировать автомобили, с момента производства которых прошло более трех лет, стало совершенно невыгодно, так как утилизационный сбор составит 165 200 руб. для машин с объемом двигателя до 2 л; 322 400 руб. -от 2 до 3 л; 570 000 руб. - от 3 до 3,5 л и 700 200 руб. - более 3,5 л. Однако следует отметить, что законодатели оставили возможность физическим лицам лично приобрести импортный автомобиль, уплатив утилизационный сбор в размере 3 000 руб. за новый автомобиль и 5 000 руб. за автомобиль старше трех лет, причем объем двигателя на размер утилизационного сбора не влияет.

Чтобы попытаться оценить справедливость установления таких размеров утилизационного сбора, обратимся к опыту зарубежных стран. Например, в Европе он составляет в среднем 100 евро, а самый высокий коэффициент утилизации автомобилей установлен в Голландии при размере утилизационного сбора 45 евро.

Российские чиновники объясняют высокий размер утилизационного сбора необходимостью сразу после его введения обеспечить массовый порядок

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

5(143) - 2013

Вопросы экономики

утилизации автомобилей, на что необходимо около 60-70 млрд руб. Эти средства будут направлены на создание инфраструктуры для утилизации автомобилей, которая включает в себя:

1) пункты приема отслуживших автомобилей;

2) предприятия по разборке и монтажу вышедших из эксплуатации авто;

3) шредерные заводы.

Предполагается организовать на территории каждого субъекта Российской Федерации и в каждом поселении, городском округе с численностью населения 500 тыс. человек и более (или на расстоянии не более 50 км от границ поселения, городского округа) пункты приема автомобилей для утилизации. Для этого требуется привлечение в этот бизнес лиц, имеющих лицензии на обезвреживание и размещение отходов 1-^ классов опасности.

В дополнение к этому необходимо строительство шредерных заводов. С учетом темпов роста автомобильного рынка в России, по прогнозам PricewaterhouseCoopers, России каждый год нужно будет утилизировать по 2 млн машин, а через 10 лет -уже по 3 млн [7]. Для этого нашей стране нужно будет примерно 30 производств, каждое из которых способно утилизировать ежегодно по 100 тыс. автомобилей. Пока таковых, по официальным данным, в России всего шесть, соответственно, они могут справиться с утилизацией не более 600тыс. машин в год.

Попробуем рассчитать, сколько необходимо построить шредерных заводов для переработки импортных легковых иномарок, ввезенных с 1 сентября 2012 г. с учетом того, что утилизировать их нужно будет по истечении срока службы. Сразу оговоримся, что в расчет не будут входить затраты на строительство дополнительных заводов по утилизации, которая будет проводиться за счет владельцев авто, купленных до указанной даты, и тех автомобилей, утилизация которых будет гарантирована заводом-изготовителем на территории РФ.

Предположим, что необходимо обеспечить переработку всех автомобилей старше 10 лет, за которые уплачен утилизационный взнос начиная с 1 сентября 2012 г. Такой возраст взят из условий эксперимента по стимулированию приобретения

прогноз количества ввозимых на те]

до 2020 г.

новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, который проводился Правительством РФ в 2010 г.

Произведем расчет количества ввозимых на территорию России автомобилей иностранного производства, которые нужно будет утилизировать. В среднесрочной перспективе эксперты PricewaterhouseCoopers прогнозируют увеличение объема продаж автомобилей до 2020 г. в среднем на 5 % в год. Всего в 2011 г. было импортировано 1 020,8 тыс. легковых автомобилей, в том числе новых - 898,1 тыс. и бывших в употреблении -122,7 тыс. [2]. Эти данные будут полезны для вычисления доли новых и подержанных автомобилей в общем объеме импортируемых в Россию авто, которая равняется 88 % новых и 12 % подержанных. Допустим: если бы величина коэффициента утилизационного сбора с импортируемых автомобилей старше трех лет не носила протекционистского характера, соотношение новых и подержанных авто в доле импорта в России осталось бы примерно одинаковым ближайшие 10 лет.

Таким образом, можно спрогнозировать количество новых и подержанных иномарок, которые были бы ввезены в Российскую Федерацию до 2020 г. и за которые будет уплачен утилизационный сбор. Будем использовать статистические данные 2011 г. как базовые (табл. 2).

Установим в дальнейших расчетах два допущения. Во-первых, учитывая повышенные ставки импортных таможенных пошлин на легковые автомобили, с момента производства которых прошло более семи лет, допустим, что средний возраст подержанных ввозимых иномарок составит три года. Во-вторых, допустим, что возраст, с которого необходимо обеспечить техническую возможность утилизации автомобиля, составляет 10 лет. В таком случае можно рассчитать по годам количество импортных легковых автомобилей, ввезенных в РФ после 1 сентября 2012 г. и требующих утилизации.

Так как обязанность взимания утилизационного сбора возникает не с начала 2012 г., а с 1 сентября, предположим, что за этот год количество ввезенных на территорию РФ легковых автомобилей, за

Таблица 2

риторию рФ легковых автомобилей , тыс. шт.

машины 2011 (база) 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Новые 898 943 990 1 039 1 091 1 146 1 203 1 263 1 326 1 393

Подержанные 123 129 135 142 149 157 164 173 181 190

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Вопросы экономики

5(143) - 2013

которые уплачен утилизационный взнос, составит 1/3 от их общего числа. Расчет предположительного количества требующих утилизации легковых автомобилей, ввезенных в Россию с 01.09.2012, приведен в табл. 3.

Исходя из того, что средняя производительность одного шредерного завода составляет 100 тыс. автомобилей в год и его строительство вместе с инфраструктурой по доставке и разборке автомобилей стоит 2 млрд руб., рассчитаем затраты на строительство заводов, которые необходимо произвести с 2018 г. для обеспечения утилизации легковых автомобилей, ввезенных в Россию с 01.09.2012. Так как обязательной утилизации подлежат все транспортные средства, в данном случае рассчитывается та часть расходов в общем объеме финансирования инфраструктуры утилизации автомобилей, которая приходится на строительство производственных мощностей, необходимых для утилизации легковых автомобилей, ввезенных в РФ с 01.09.2012 (табл. 4).

Таким образом, для обеспечения утилизации импортных легковых автомобилей, ввезенных в РФ с декабря 2012 г. по декабрь 2020 г., необходимо будет потратить 78 320 млн руб. При этом суммарный объем импортированных машин составит 7 320 тыс. шт. Итого получается, что утилизационный взнос должен составить 10 700 руб. с одной единицы транспортного средства. Причем разделять машины по годам выпуска не имеет смысла, потому что в общей доле импортируемых легковых автомобилей новые составляют 88 %, а оставшиеся 12 % подержанных импортируются для эксплуатации, а не сдачи в утилизацию сразу после ввоза (иначе незачем платить

таможенные пошлины и сам утилизационный сбор). Поэтому к моменту, когда наступит необходимость инвестирования в создание инфраструктуры утилизации (а это приблизительно за два года до начала утилизации, т. е. в 2016 г.), уже будет накоплено достаточное количество денежных средств.

Таким образом, произведен расчет суммы, которую импортеру требуется оплатить с каждой иномарки, ввезенной в Россию с 1 сентября 2012 г., для обеспечения государства финансовыми ресурсами на строительство производственных мощностей, достаточных, чтобы утилизировать ввезенные машины к моменту потери ими эксплуатационных качеств.

Нет смысла прогнозировать возможную стоимость сдачи автомобиля в утилизацию, которая включает в себя стоимость доставки на эвакуаторе до места утилизации, а также операционные затраты предприятий-утилизаторов. Возможно, автовладельцу это обойдется бесплатно, потому что доход от продажи бывших в эксплуатации запчастей и металлолома может покрыть указанные затраты. Если такую плату все же необходимо будет ввести, то взимать ее логичнее в момент сдачи автомобиля на утилизацию. Спрогнозировать размер инфляции в России, а также изменение цен на услуги по доставке автомобиля на эвакуаторе в связи с ростом популярности этой услуги на десять лет вперед с высокой степенью точности не представляется возможным.

Выводы. Установление размера утилизационного взноса с легковых импортных автомобилей значительно выше экономически обоснованного размера позволяет сделать вывод о том, что Правительство РФ намерено за счет этих средств

Таблица 3

Прогноз количества требующих утилизации легковых автомобилей, ввезенных на территорию РФ с 01.09.2012, тыс. шт.

Машины 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027

Новые - - - - 314 990 1 040 1 092 1 146 1 204

Подержанные 43 135 142 149 157 164 173 181 190 200

Всего... 43 135 142 149 471 1154 1213 1 273 1336 1 404

Таблица 4

Затраты на строительство инфраструктуры по утилизации легковых автомобилей,

ввезенных в РФ с 01.09.2012, млн руб.

Параметр 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027

Рост количества утилизируемых 43 92 7 14 322 761 452 821 515 889

машин

Затраты на строительство заводов 860 1 840 140 280 6 440 15 220 9 040 16 420 10 300 17 780

Итого затраты с момента ввода 860 2 700 2 840 3 120 9 560 24 780 33 820 50 240 60 540 78 320

утилизационного сбора

ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА

проблемы и решения

5(143) - 2013

Вопросы экономики

обеспечить финансирование инфраструктуры, достаточной для обеспечения безопасного обращения с отходами, возникающими при переработке всех вышедших из эксплуатации легковых автомобилей, находившихся в России до 1 сентября 2012 г.

Становится понятно, как сформировалась потребность в 60-70 млрд руб. на инфраструктуру утилизации, которые необходимо инвестировать в ближайшие 1,5 года. Но почему владельцы импортируемых автомобилей должны оплачивать строительство заводов по утилизации не только их автомобилей, но и всех остальных? Это несправедливо. Ведь отечественные автопроизводители принимают на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами потребительских свойств только в отношении тех машин, которые были произведены ими именно с 1 сентября 2012 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, размер утилизационного сбора должен составлять ровно ту сумму, сколько требуется на утилизацию автомобиля, за который сбор уплачивается, т. е. 10 700 руб. А позаботиться об утилизации остальных автомобилей должны их владельцы. Действующий коэффициент расчета утилизационного сбора для легковых автомобилей, рассчитываемый в зависимости от возраста автомобиля и объема двигателя, не оказывает значительного влияния на объем инвестиций, необходимых для переработки ввезенных с сентября 2012 г. иномарок. Эффективнее установить коэффициент в зависимости от веса автомобиля.

Государство должно контролировать утилизацию машин за счет средств их владельцев, взимая с последних транспортный налог до тех пор, пока автомобиль не будет продан или пока владелец автомобиля не предоставит в налоговую инспекцию документы, подтверждающие оплату утилизации автомобиля. В настоящее время владелец автомобиля может просто снять машину с регистрации в ГИБДД и избавиться тем самым от обязанности уплаты транспортного налога и утилизационного взноса. Поэтому требуется внести изменения в законодательство для значительного увеличения штрафа за непостановку автомобиля на учет в ГИБДД в установленный законом срок.

В целях стимулирования обновления автопарка в России единовременное взимание утилизационного сбора с новых автомобилей можно заменить на ежегодную плату, равную 1/10 размера утилизационного сбора, включаемую в течение первых 10 лет в транспортный налог на данную машину. Владельцу может быть предложено выплатить полностью размер утилизационного сбора единовременно либо оплачивать его частями в течение 10 лет, но ежегодный платеж может быть проиндексирован в соответствии с инфляцией.

Действующий в настоящее время порядок освобождает от уплаты утилизационного сбора с транспортных средств, которые ввозятся через государственную границу Российской Федерации с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС при условии, что эти машины были растаможены в Белоруссии или Казахстане и имеют статус товаров союза. Это положение открывает канал для импорта новых и подержанных легковых автомобилей в Россию в обход уплаты утилизационного сбора.

Список литературы

1. Кривошапко Ю. Инфраструктуру для утилизации автомобилей придется создавать практически с нуля // Российская бизнес-газета. 04.09.2012. № 862 (33).

2. Минпромторг России. Машиностроительное производство. URL: http://www. minpromtorg. gov. ru/stats/industry/12-2011/1.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ с изм., вст. в силу с 29.10.2012.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012).

5. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

6. Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств: постановление Правительства РФ от 30.08.2012 № 870.

7. Рут С. Устойчивое развитие российского автомобильного рынка. URL: http://www. pwc. ru/ ru/automotive/publications/sustainable-development. jhtml.

14 ^ проблемы и решения

ХЧ^ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.