Раздел 6. Правоохранительная политика
БРАЖНИКОВ Д.А., кандидат юридических наук, доцент,
[email protected] Всероссийский научно-исследовательский
институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации, 123995, г. Москва, ул. Поварская, 25
BRAZHNIKOV D.A., Candidate of Legal Sciences, associate professor, [email protected]
All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Povarskaya St. 25, Moscow, 123995, Russian Federation
КИЙКО А.Ю., кандидат юридических наук, [email protected] Научно-исследовательский центр N 1; Всероссийский научно-исследовательский
институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации, 123995, г. Москва, ул. Поварская, 25
кандидат юридических наук, [email protected] Научно-исследовательский центр N 1; Всероссийский научно-исследовательский
институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации, 123995, г. Москва, ул. Поварская, 25
KIYKO A.Yu.,
Candidate of Legal Sciences, [email protected]
Scientific research center number 1; All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Povarskaya St. 25, Moscow, 123995, Russian Federation
MALIKOV S.V.,
Candidate of Legal Sciences,
Scientific research center number 1;
All-Russian Scientific Research Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Povarskaya St. 25, Moscow, 123995,
Russian Federation
МАЛИКОВ С.В.,
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАРКОСИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена анализу ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков за период с 2010 по 2017 год. Доля указанных преступлений в общей структуре преступности занимает значительное место (10 %) и составляет одну из главных угроз государственной и общественной безопасности. Основные изменения на протяжении последних лет связаны со структурой изымаемых наркотиков, стремительным ростом незаконного оборота синтетических наркотиков, масштабным использованием современных информационных технологий и появлением новых способов оплаты. Авторами анализируются основные направления (маршруты) распространения наркотиков, факторы, определяющие состояние наркоситуации в Российской Федерации, приводится прогноз ее развития и предлагаются меры, направленные на снижение (минимизацию) рисков, исходящих от наркоугрозы.
Ключевые слова: наркотики; наркопреступность; тенденции наркопреступности; факторы наркопреступности.
CRIMINOLOGICAL ASSESSMENT OF THE DRUG SITUATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article is devoted to the analysis of the situation in the sphere of illicit drug trafficking during the period from 2010 to 2017. The proportion of these crimes in the general structure of crime is significant (10%), and it is one of the main threats to state and public security. The main changes over recent years are connected with the structure of the seized drugs, the rapid increase in illegal trafficking of synthetic drugs, the use of modern information technology and the emergence
of new ways of payment. The authors of the article analyze the main directions (routes) of drugs distribution and the factors determining the drug situation in the Russian Federation. The forecast of the drug situation development is provided. The measures aimed at reducing (minimizing) the risks arising from the drug threat are proposed.
Keywords: drugs; drug crime; trends in drug-related crime; factors of drug crime.
Незаконный оборот наркотиков является одной из мировых проблем, требующих консолидации усилий всех государств. По данным экспертов ООН, в настоящее время около 230 млн человек (5 %) взрослого населения планеты употребляют наркотики [1]. В Российской Федерации этот показатель, по оценке экспертов, составляет около 8,5 млн человек, или 6 % [2].
Масштабы незаконной наркоторговли влекут существенные негативные последствия, затрагивающие социально-экономическую, демографическую, духовно-нравственную, правовую и иные сферы жизни общества. Именно поэтому незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ относится к числу основных угроз государственной и общественной безопасности*.
В России по состоянию на 1 января 2017 г. зарегистрировано 581,6 тыс. потребителей наркотических средств и психотропных веществ. В 2016 г. произошло 5766 случаев смертельных отравлений наркотиками. Практически каждый пятый (в среднем 19,4 %) наркопотребитель приобщается к наркотикам в возрасте до 15 лет; 72,3 % -в возрасте 16-25 лет.
Незаконное потребление наркотиков подрывает обороноспособность страны. Так, в 2016 г. 1230 человек освобождено от призыва на военную службу в связи с немедицинским потреблением наркотиков. В 2016 г. выявлено 4097 военнослужащих, имевших опыт потребления наркотиков [3].
Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в общей структуре преступности составляют в
* Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. указом Президента РФ от 31 дек. 2015 г. N 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.
имя
гзомз
1WV
]«юч
iccoa
среднем 10 %**. В 2016 г. выявлено 201 165 таких преступлений [5]***, что тем не менее на 15,1 % меньше аналогичного показателя 2015 г. (см. рис. 1). Свыше 70 % регистрируемых наркопреступлений относится к категории тяжких и особо тяжких (в 2017 г. - 100,7 тыс., +3 %). Снижение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, с 2015 по 2016 г., на наш взгляд, обусловлено снижением уровня наркотизации населения Российской Федерации, что косвенно подтверждается наблюдаемым с 2015 г. сокращением преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения (в 2015 г. - на 0,2 %, в 2016 году - на 14,9 %). Кроме того, по данным Минздрава России, количество пациентов, обратившихся за наркологической помощью, в течение последних пяти лет уменьшилось на 16 %, снизился и синдром зависимости от наркотических веществ в расчете на 100 тыс. человек.
Уровень наркопреступности в 2016 г. составил 137 преступлений на 100 тыс. населения.
23)51t
JhMi
ran
ми
го:.]
МЫ
MhS
jcj.fi
Рис. 1. Динамика количества зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации в 2010-2016 гг.
** Здесь и далее использованы статистические данные ГИАЦ МВД России. Статистические формы Ф171 и Ф173.
*** Статистические данные приведены с учетом сведений по Республике Крым и г. Севастополю.
Вместе с тем тенденция снижения количества выявляемых преступлений в данной сфере, наблюдавшаяся в 2015-2016 гг., сменилась в 2017 г. ростом (+3,5 %, 140,8 тыс. преступлений) (см. рис. 2).
з-чнта
11НШ
11.1 Гй: ^ Ьлр:
! 1-1»]
1.1Я91
средств, 276,6 кг психотропных веществ, 2,3 т сильнодействующих веществ и 64 кг прекурсоров. В структуре наркотических средств свыше 5,4 т изъятых наркотиков относится к каннабисной группе, 2,3 т - к синтетическим наркотическим средствам, 499 кг - к наркотикам опийной группы.
Рис. 2. Динамика количества зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации за 8 месяцев в 2016 и 2017 гг.
Одним из основных факторов, объясняющих данную динамику, являются принятые МВД России организационные меры, позволившие в переходный период обеспечить непрерывность осуществления передаваемых органам внутренних дел полномочий в сфере контроля за оборотом наркотиков*. Реализован комплекс мероприятий, направленных на выявление преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, и преступлений, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ.
Обеспечено эффективное и качественное расследование уголовных дел о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, в том числе принятых к производству органами предварительного следствия в связи с упразднением ФСКН России.
За первое полугодие 2017 г. правоохранительными органами Российской Федерации на момент возбуждения уголовного дела из незаконного оборота изъято около 11 т запрещенных и подконтрольных веществ, в том числе 8,3 т наркотических
* О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: указ Президента РФ от 5 апр. 2016 г. N 156 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 15. Ст. 2071.
Рис. 3. Структура изъятых из незаконного оборота наркотиков за первое полугодие 2017 г.
Важной составляющей противодействия незаконному обороту наркотиков является подрыв экономических основ наркобизнеса. В частности, пресечено 77 преступлений, связанных с легализацией наркодоходов. Всего в отчетном периоде правоохранительными органами расследовано 7225 преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, организованной группой и преступным сообществом. За совершение наркопреступлений к уголовной ответственности привлечено 55 548 человек.
кардинальным образом переломить наркоситуацию возможно только в случае выработки единой антинаркотической политики, выстраивания сбалансированной системы противодействия наркоугрозе, сочетающей правоохранительные, контрольные, профилактические, медицинские и реабилитационные меры, а также единые подходы в организации международного сотрудничества по противодействию наркоэкспансии, налаживания тесного взаимодействия компетентных органов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время сохраняются негативные тенденции, свойственные незаконному обороту наркотиков на протяжении последних лет.
1. Доминирование в общем объеме изымаемых наркотических средств наркотиков каннабисной группы (марихуана, гашиш, масло каннабиса). В основном они производятся на территории Российской Федерации, располагающей значительной
собственной сырьевой базой, а также имеют зарубежное происхождение и поступают контрабандным путем из Афганистана, стран Центрально-Азиатского региона, Северной Африки (Марокко) и Европейского союза.
2. Существенная доля наркотиков опийной группы, которые стабильно занимают второе по распространенности место. В соответствии с докладом Национального института статистики и географии Мексики и Управления ООН по наркотикам и преступности о «Дорожной карте передвижения наркотиков» за последние три года Российская Федерация на международном уровне рассматривается как страна-потребитель и страна транзита*. Абсолютное большинство наркотиков опийной группы имеет афганское происхождение и поступает на территорию России по «Северному маршруту» через Таджикистан, Киргизию, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.
Кроме того, значимую роль в контрабанде наркотиков опийной группы играют:
- «Балканский маршрут» - через Иран, страны Закавказья (Азербайджан, Грузия) и акваторию Каспийского моря;
- «Восточный маршрут» - через Китай и Монголию.
3. Продолжение стремительного роста незаконного оборота синтетических наркотиков, в том числе новых психоактивных веществ, которые в большинстве случаев поступают из Юго-Восточной Азии (Китай, Мьянма, Таиланд, Лаос), Нидерландов, Германии, Польши, стран Прибалтики.
Активизация производства синтетических наркотиков на территории России определяется их доступностью по цене и способу приобретения (в основном в местах массового досуга и через сеть Интернет).
Российский наркорынок регулярно пополняется новыми психоактивными веществами (в их числе: синтетические кан-набиноиды ряда JWH, мефедрон, метилон, MDPV и др.), схожими по своему воздействию на организм человека с такими наркотическими средствами, как амфетамин, марихуана и ЛСД. Рост незаконного оборота данных веществ обусловлен практически неограниченными возможностями
* Документ E/CN.3/2017/ Статистическая комиссия. Сорок восьмая сессия. 7-10 марта 2017 г. Экономический и Социальный Совет ООН. URL: unstats.un.org>
их синтеза, производства и внедрения на рынки, а также низкой стоимостью.
Данное обстоятельство подтверждается изменениями в структуре больных наркоманией, за период с 2015 по 2016 г. динамика показателей общей заболеваемости различными формами наркомании носила разнонаправленный характер. Так, заболеваемость опиоидной наркоманией уменьшилась со 157,5 на 100 тыс. населения до 138,9, или на 12 %. Заболеваемость каннабиноидной наркоманией осталась на прежнем уровне (2015 г. - 19,3, 2016 г.
- 19,2 на 100 тыс. населения). Наблюдался значительный рост показателя общей заболеваемости у пациентов с зависимостью от других наркотиков и полинаркоманией
- с 27,5 до 31,5 на 100 тыс. населения, или на 14,5 %; а также с зависимостью от психостимуляторов - с 8,6 до 9,8 на 100 тыс. населения, или на 13,7 % [4, с. 20].
4. Масштабное использование при распространении наркотиков современных информационных технологий: систем виртуальной автоматической телефонной связи, интернет-мессенджеров, а также встроенных в мессенджеры функций самоуничтожения в чатах, затрудняющих документирование противоправной деятельности; что существенно осложняет проведение мероприятий, направленных на выявление и пресечение вскрываемых каналов поставки наркотиков, доказывание сбыта наркотических средств и вины наркоторговцев.
5. Появились новые способы оплаты наркотиков. В частности, с 2014 г. все большую популярность стала приобретать новая система оплаты за наркотики «битко-инами». Данная система оплаты полностью анонимна (у каждого участника есть только адрес кошелька в виде случайно подобранной комбинации цифр и букв). «Биткоины» не имеют привязки к какой-либо стране и единого информационного центра (руководства, офисов, серверов и т.д.), в связи с чем платежи идут от адресата к адресату, минуя банки и платежные системы. Чтобы «обезопасить» свою противоправную деятельность, продавцы и покупатели наркотиков используют Тог-браузер, шифрующий 1Р- и Ю-адрес электронного устройства, с которого осуществляется выход в сеть Интернет, а также пользуются фиктивными данными. При переводе «биткоины» попадают в «сервис-миксеры» («ВИтпРод»,
«InstaWallet»), где смешиваются с остальными средствами, и сумма перевода составляется методом случайного выбора из имеющихся средств, что практически не позволяет задокументировать противоправную деятельность объектов, связанную со сбытом наркотиков.
Прогноз развития ситуации, связанной с распространением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, с их незаконным оборотом на территории Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что интенсивность наркоэкспансии не уменьшится, будут расти объемы поставок наркотиков опийного ряда из регионов, расположенных на границе со странами Центральной и Средней Азии, Украины.
География трафика героина будет расширяться, в то же время доминирующее положение на наркорынке традиционно будут занимать наркотики каннабисного ряда.
Ожидается дальнейшее расп ростра -нение новых видов психоактивных веществ, как включенных, так и не включенных в списки перечня наркотических средств, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Одним из определяющих факторов, оказывающих негативное влияние на наркоситуацию в стране, становится активное распространение на международном рынке синтетических наркотиков, а также рост объемов их производства. В числе основных поставщиков синтетических наркотиков (прежде всего синтетические каннаби-оиды и стимуляторы амфетаминного ряда) останутся регионы Юго-Восточной Азии, а также Украина, страны Балтии и Евросоюза (Польша, Голландия и Бельгия). Есть все основания ожидать продолжения роста уровня наркопреступности и наркомании.
Сложившаяся наркоситуация диктует необходимость совершенствования нормативного правового регулирования в сфере государственной антинаркотической политики. Основное внимание при подготовке
законодательных инициатив следует уделить установлению и усилению ответственности за пропаганду и рекламу наркотиков, использование современных средств массовой коммуникации в распространении наркотиков, других информационно-коммуникационных технологий (включая «крипторынки») и электронных платежных систем в незаконном обороте наркотиков.
Приоритетными задачами МВД России в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков являются:
- выявление и пресечение преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами, изъятие крупных партий наркотиков, подрыв экономических основ наркобизеса и противодействие легализации наркодоходов;
- дальнейшее повышение качества проводимых мероприятий по выявлению и пресечению каналов контрабанды наркотиков;
- совершенствование научно-технического обеспечения, разработки и внедрения новейших образцов оперативно-технических средств и передовых технологий, способствующих выявлению и пресечению наркопреступлений.
Особое внимание необходимо уделять совершенствованию форм и методов оперативно-профилактической работы и решению задач в сфере снижения спроса на наркотики. В частности, предлагается обеспечить постоянный мониторинг мобильных приложений, в том числе мессенджеров, в целях выявления и пресечения фактов распространения наркотиков, активизировать деятельность в сфере антинаркотической пропаганды с использованием средств массовой информации, современных информационных технологий и программных платформ.
Комплексный подход к борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ позволит минимизировать ее негативное влияние на состояние правопорядка в стране.
Список литературы
1. Всемирный доклад о наркотиках. URL: http:/www.unodoc.org/ documents/data-and-analysis\ WDR2016WDR_Russian_web.pdf (дата обращения: 20 окт. 2017 г.).
2. URL: http:/www.fskn.gov.ru/ (дата обращения: 20 окт. 2017 г.).
3. Доклад Государственного антинаркотического комитета о наркоситуации в Российской Федерации в 2016 году. Документ официально опубликован не был.
4. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2015-2016 годах: статистический сб. / В.В. Киржанова [и др.]. М.: ФМИЦПН им. В.П. Сербского Минздрава России, 2017.