DOI: 10.17689/psy-2017.1.6 УДК 159.9
Криминализация образа мигранта в современной культуре:
психологический анализ © 2017 Осин Роман Викторович*
*кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» [email protected]
Аннотация: Статья посвящена анализу отношения общества к приезжим мигрантам, а также их образу, который создается отечественными СМИ. Средства массовой информации важны в построении субъективной картины окружающего мира, в частности социальной действительности в различных сферах.
Ключевые слова: стереотипы, мигранты, СМИ, мигрантофобия, образ.
Criminalization of the Image of a Migrant in Modern Culture:
Psychological Analysis © 2017 Osin Roman Viktorovich, Candidate of psychological sciences, Associate Professor of the Department "General psychology" Penza State University
[email protected] Annotation: This article analyzes the attitudes towards migrants visitors, as well as their image, which is created by domestic media. The media are important in
the construction of a subjective picture of the world, in particular the social reality in different areas.
Keywords: stereotypes, migrants, media, against immigrants, image.
В настоящее время тема, связанная с миграцией и ее составляющими, очень актуальна и имеет распространенный характер как в России, так и в зарубежных странах. В 2016 году в страну въехало 16 290 031 мигрантов. Средствами массовой информации создается определенный образ мигранта в глазах коренного населения страны. Этот образ в большинстве случаев является негативным, усложняя, таким образом, не только жизнь мигрантов, но и представления о них местного населения. Часто население России воспринимает мигранта двояко — с одной стороны, это приезжий человек, который имеет свою отличительную культуру, манеру поведения, чуждую для принимающего общества, и возникает проблема взаимоотношений и восприятия иностранцев, с другой стороны, ему приписываются криминальный и маргинальный образы («мигрант — нарушитель закона и общественного порядка»).
Рост потока миграции привел к появлению большого количества иноэтничных диаспор, представители которых, в особенности молодежь, воспитанные в ином культурном обществе, могут проявлять агрессивное и даже криминальное поведение в других странах. Преступность молодых мигрантов — это следствие и их культурных отличий от населения принимающих стран, и результат маргинальной социальной принадлежности, и некий вызов (ответ) на возможную дискриминацию со стороны местного населения [3]. По мнению Роберта Парка, миграция входит в число важнейших факторов социальных и культурных изменений в обществе, поэтому требует серьезных исследований и разработки мер государственной социальной политики [4].
Мигранты — очень податливый для идеологического воздействия социальный материал, как со стороны средств массовой коммуникации, так и со стороны преступных организаций или представителей нелегального бизнеса. Вследствие этого можно сказать, что роль печатных изданий (статьи в газетах, журналах, научно-популярной литературе) и телекоммуникационных каналов (телепередачи, радионовости, Интернет-блоги, социальные сети и пр.) в формировании адекватного отношения к мигрантам значительна. Именно СМИ как неотъемлемая и основная часть современной культуры во всем этом является социальным институтом, который несет знания, информацию, идеи, распространяя их в обществе и создавая определенную массовую культуру, оказывающую влияние на ее аудиторию.
Актуальность темы криминализации образа мигранта связана с тем, что XXI век ознаменовывается веком проблемной молодежной этнической преступности, с которой столкнулись не только США, но и страны Западной Европы, а в дальнейшем и Россия. Именно сейчас в условиях эскалации военных конфликтов, гуманитарных катастроф и сепаратистских настроений, а также развития процесса глобализации поток мигрантов в развитые страны все больше увеличивается, а вместе с ними приходит новый образ мигранта.
Одной из наиболее интересных теорий, связанных с криминализацией образа мигранта, является теория социальной стигматизации, о которых писали Питер Бергер и Эрвинг Гоффман. Стигматизация — это процесс выделения или «клеймения» индивидов, навешивание социальных «ярлыков» в виде определений на основании некоторых обозначенных внешних символически выраженных признаков. В качестве таких признаков могут выступать как приемлемые, выдающиеся природные или социальные качества, так и неприемлемые обществом отклонения от нормы, маргинальность в том или ином ее многообразном аспекте [3]. Примером стигматизации может являться
предвзятое мнение, стереотипы, слухи, сплетни, давление на собственное мнение. «Спортсмены — глупые», «женщины плохо водят машину», в том числе «мигрант — чужак или преступник». Питер Бергер непосредственно связывает теорию стигматизации с ее конструированием, то есть СМИ могут формировать образ мигранта и определенное отношение коренного населения к приезжим.
В эмпирическом исследовании приняло участие 447 человек с различным уровнем образования и местом проживания в возрасте от 14 до 74 лет. В методике Э. Богардуса (адаптация Абакумова И.В., Гришина А.В.) [1], предлагалось отметить расстояния, на которые тестируемые смогли бы пустить представителей разных групп. Результаты исследования по данному тесту предположительно должны отражать влияние масс-медийных образов мигрантов на отношение людей к трудовым мигрантам в реальной жизни. В итоге были получены следующие результаты. Образы высококвалифицированных и публичных трудовых мигрантов, т.е. спортсменов и тренеров, а также образы квалифицированных, но не знакомых мигрантов (научных работников, гувернанток и т.д.) были поставлены людьми на среднюю социальную дистанцию, предполагающую «принадлежность к моей профессиональной группе или соседство» (рис. 1).
Рис. 1. Образы квалифицированных, высококвалифицированных и известных трудовых мигрантов
Наибольшая социальная дистанция была выявлена с образами неработающих и антисоциальных мигрантов. Респонденты считают, что такие лица не должны пускаться в РФ (рис. 2).
Рис. 2. Образы неработающих и антисоциальных мигрантов
Анкета «Отношение к трудовой миграции и трансляция образа трудовых мигрантов в СМИ (Абакумова И.В., Гришина А.В.) дала более обширное представление об образе мигрантов среди населения. Ответы респондентов на вопросы анкеты позволили выяснить, не только какой именно образ мигранта благодаря СМИ сформирован у людей на данный момент, но и отношение к этому образу. Все испытуемые показали следующее отношение к трудовой миграции в целом (рис. 3).
Рис. 3. Отношение общества к трудовым мигрантам
Большинство респондентов (59,5%) считает, что в целом СМИ изображает трудовых мигрантов в негативном свете (преступниками, необразованными людьми, «чужаками» приехавшими отнимать исконно русские земли) (рис. 4).
Рис. 4. Роль СМИ в формировании образа мигранта
Из всех СМИ на отношение к мигрантам больше всего оказывает влияние телевидение (так ответили 56,4% респондентов), на втором месте - интернет (24,4%). Частое обсуждение проблемы мигрантов в СМИ развивает в обществе интолерантность (нетерпимость) и вызывает агрессию к приезжим (так считают 30,5% и 34,3% опрошенных соответственно). По результатам исследования можно говорить о существовании у людей выработанного мнения, отношения к мигрантам и определенного образа мигрантов из СМИ. Всё это говорит о клишировании оценочных выборов.
Таким образом, нужно обратить внимание на тот факт, если отношение принимающего населения к мигрантам не будет изменено, то существующие на сегодняшний день негативные этностереотипы, могут стать официальной государственной и национальной точкой зрения в отношении приезжих, а это приведет к социальному разрушению, экстремистским выражениям и межэтническим конфликтам. Под влиянием клише, создаваемых СМИ, в обществе формируются образы, которые порождают различные установки негативного ожидания по отношению к различным социальным группам. Некомпетентность, отсутствие какого-либо образования, неразвитость и абсолютная дезинтеграция в принимающем обществе - именно такие образы создаются для мигрантов. При этом негативная информация зачастую связывается в СМИ с определенными этническими группами, в результате чего у аудитории формируются этностереотипы и недоверие. Тенденция в искажении образа трудового мигранта значительно является социально-психологическим риском.
Литература:
1. Гришина А.В. Особенности восприятия образа трудового мигранта в СМИ студентами различной профессиональной направленности: дис. ... канд. псих. наук, Ростов-на-Дону, 2011
2. Липай, Т.П., Мамедов А.К. Социальная стигматизация как социальный феномен (методология исследования) / Т.П. Липай, А.К. Мамедов // Актуальные инновационные исследования: наука и практика.- 2011. - № 1. -С.14-26.
3. Полонский И. Криминализация России. В чем суть влияния на общество криминальной контркультуры // Военное обозрение. Режим доступа: https://topwar.ru/78555-kriminalizaciya-rossii-v-chem-sut-vliyaniya-na-obschestvo-kriminalnoy-kontrkultury.html (Дата обращения: 14.06.2017)
4. Park R. E. Human Migration and the Marginal Man. American Journal of Sociology, 1928, vol. 33, №6, p. 881-893
References:
1. Grishina A.V. Osobennosti vospriyatiya obraza trudovogo migranta v SMI studentami razlichnoy professionalnoy napravlennosti: dis. ... kand. psih. nauk, Rostov-na-Donu, 2011
2. Lipay, T.P., Mamedov A.K. Sotsialnaya stigmatizatsiya kak sotsialnyiy fenomen (metodologiya issledovaniya) / T.P. Lipay, A.K. Mamedov // Aktualnyie innovatsionnyie issledovaniya: nauka i praktika.- 2011. - # 1. - S.14-26.
3. Polonskiy I. Kriminalizatsiya Rossii. V chem sut vliyaniya na obschestvo kriminalnoy kontrkulturyi // Voennoe obozrenie. Rezhim dostupa: https://topwar.ru/78555-kriminalizaciya-rossii-v-chem-sut-vliyaniya-na-obschestvo-kriminalnoy-kontrkultury.html (Data obrascheniya: 14.06.2017)
4. Park R. E. Human Migration and the Marginal Man. American Journal of Sociology, 1928, vol. 33, №6, p. 881-893.