ИНТЕГРЯЦИЯ Правовой НЯЧКИ И вЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРЯЗОвЯНИЯ
(ДИДЯКТИЧЕСКИй ЯСПЕКТ)
УДК 37:34
Журавлев Сергей Юрьевич Zhuravlev Sergey Yur'evich
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), associate professor, assistant professor of criminalistic chair Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Криминалистические и междисциплинарные инновационные технологии совершенствования учебного процесса
Criminalistic and interdisciplinary innovative technologies to improve
the educational process
В статье рассматриваются дидактические и организационные проблемы формирования профессиональных компетенций в сфере расследования преступлений экономической и коррупционной направленности, формулируются предложения по оптимизации используемых в вузе комплексных междисциплинарных педагогических технологий.
Ключевые слова: криминалистическая подготовка, расширение рамок преподавания криминалистики, применение криминалистики в юридической деятельности, специальная криминалистическая дидактика, оптимизация дидактических подходов, конструктивные дидактические идеи, формирование общего криминалистического кругозора, информационно-репродуктивный и деятель-ностный подход в обучении, деятельностный подход и имитационное обучение, профессиональная направленность и индивидуальность образовательного процесса, комплексность и межпредметность обучения, междисциплинарные технологии.
The article deals didactic and organizational problems of formation of professional competence in the field of pre-crimes investigation of economic and corruption-formulated suggestions for optimization of complex used in high school interdisciplinary teaching technologies.
Keywords: forensic training, expand the scope of teaching criminology, forensics application in legal activities, special forensic didactics, optimization of didactic approaches, constructive didactic ideas, creation of a common forensic outlook, information and reproductive activity approach in teaching, activity approach and simulation training, professional orientation and identity education enforcement process, complexity and interdisciplinary studies, interdisciplinary technology.
Существующая проблема качества криминалистического образования имеет определенные предпосылки и продолжает сохраняться. Ее обсуждение достаточно типично для конференций [1] и отдельных публикаций [2, с. 19—27]. В данном вопросе выделяются и специализированные аспекты. Это относится к вопросу расширения рамок преподавания криминалистики при обучении по линии гражданско-правовой специализации [3, с. 12—16]. Также различными авторами аргументируется более широкая направленность применения криминалистики в юридической деятельности [4, с. 16—25]. Вопросы специализированной криминалистической дидактики в сфере подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений рассмотрены лишь в работах нашей кафедры [5], в том числе путем проектирования соответствующих дисциплин специализации [6].
Стандарт типовой программы учебной дисциплины «Криминалистика» и недостаток реального аудиторного времени для общения с обучаемыми не соответствуют практическим требованиям к выпускнику в части криминалистического образования. При этом предложения по совершенствованию, оптимизации педагогических технологий вызывает много научно-методических споров [7; 8].
Для нас проблема очевидна и даже привычна. С ней мы сталкиваемся постоянно в рамках подготовки криминалистических частных методик [9], а также авторских [10] и примерных программ по соответствующим дисциплинам специализации [11; 12]. В процессе разработки данных документов, даже с учетом имеющихся публикаций [13; 14], прослеживался явный дефицит конструктивных идей других авторов.
Анализ дидактических источников и имеющийся научно-педагогический опыт позволяют
интЕГРация правовой начли и высшего юридического ОБРазования
(ДидактичЕСкий аспЕкт)
определить два уровня проблем формирования криминалистических компетенций: а) общие проблемы криминалистической подготовки; б) проблемы специализированной криминалистической подготовки.
Первая группа проблем разрешается педагогом-криминалистом в ходе формирования у обучаемых предметного криминалистического кругозора в рамках базового учебного курса. Вторая группа проблем проявляется в работе тех криминалистов, которые разрабатывают и реализуют учебно-методические комплексы по дисциплинам специализации.
Проведенное исследование показывает (80%), что в организации учебного процесса на юридических факультетах вузов преобладает информационно-репродуктивный подход. При этом роль студента ограничивается усвоением и воспроизведением определенной суммы знаний по изучаемому предмету. Деятельностный подход характерен (9%) в меньшей степени и используется весьма ограниченно.
При этом передовая педагогическая практика показывает, что именно при соединении деятель-ностного подхода и имитационного обучения активные и самостоятельные студенты включаются преподавателем в «играемые» ситуации, так или иначе связанные с характером их будущей профессиональной деятельности [15, с. 205—206].
С точки зрения комплексности и межпредметности обучения, его развивающего характера [16, с. 58—95] в учебном процессе преобладают узкие, изолированные друг от друга предметные технологии [17—19]. При этом наши исследования показывают, что за счет применения монодисциплинарных технологий можно обеспечить лишь начальный уровень профессиональной готовности. Достичь цели формирования специализированного умения и устойчивого навыка принятия соответствующего решения и его исполнения можно только за счет комплексно-комиссионного междисциплинарного общения обучаемых и педагогов. Как показывает наша педагогическая практика, это достигается за счет участия в одном занятии нескольких преподавателей различных специальностей. Условием эффективности является специально разработанная педагогическая технология взаимодействия педагогов в ходе учебного занятия.
В вузах МВД России делаются лишь первые попытки внедрения в учебный процесс междисциплинарных технологий. В Нижегородской академии МВД России к числу комплексных дисциплин, которые обеспечиваются участием в занятиях двух и более преподавателей, относятся следующие: а) «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование алгоритма антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел»; б) «Антикоррупционная подготовка и преодоление противодействия расследованию»; в) «Учения» [20]. Определенную комплексность также имеют отдельные виды занятий
на факультете дополнительного профессионального образования.
Потенциальный междисциплинарный резерв имеет дисциплина «Практикум по документированию действий лиц, совершающих преступления». В ней имеет смысл предусмотреть практические занятия, которые будут комплексно проводиться представителями нескольких кафедр. Это будет способствовать развитию междисциплинарного мышления обучаемых. Данный подход к организации и осуществлению образовательного процесса позволит более эффективно проводить комплексные учения на четвертом курсе.
Указанная выше работа характерна и для других вузов. Но даже с учетом некоторой положительной динамики внедрения в образовательную деятельность вузов МВД России междисциплинарных технологий реализация достижений педагогики в практике обучения и воспитания в значительной мере определяется личностью каждого педагога, его взглядами, стремлениями, профессионализмом [15, с. 9—10; 21].
В учебном процессе сохраняются тенденции те-оретизации обучения, незначительно формируется навык практической деятельности. Высок уровень дисциплинарной разобщенности учебного процесса. Интеграция работы преподавателей является в большей степени исключением из общего правила. «Растаскивание» внимания обучаемых между учебными дисциплинами подменяет концентрацию их внимания на технологиях практической деятельности. Данные размышления наводят на мысль о необходимости экспертного дидактического анализа имеющихся в вузах учебных планов.
Не менее важным наблюдением по результатам многолетней педагогической практики являются мысли о путях формирования качества самостоятельности и ответственности у будущих следователей и оперативных работников. Здесь необходима особая идеология организации учебной работы и внеаудиторного существования обучаемых в вузах МВД России. В этом вопросе методологически обосновано разумное сочетание свободы функционального существования обучаемых и контроля развития их профессионально-личностных качеств. Применяемые технологии контроля остаточных знаний с использованием тестов не дают ответов на многие вопросы (как думает, как принимает решение, почему ошибся, из чего исходил, какие были акценты при принятии решения и совершении определенных тактических действий? и т. п.).
Самое главное состоит в том, что человек постоянно организационно не свободный и не имеющий функциональной зоны полной свободы не может в один момент стать самостоятельно мыслящим и ответственным, например, за принимаемые оперативно-служебные и процессуальные решения. Тот, кого постоянно контролировали и держали на «коротком поводке» вряд ли сможет научиться свободному оперативному поиску информации, действиям в условиях тактического риска, принятию
интЕГРация правовой начли и высшего юридического ОБРазования
(ДидактичЕСкий аспЕкт)
творческих служебных решений. В специальной педагогике есть весьма «тонкие» особенности. Их непонимание и игнорирование приводит к печальным результатам: потере времени, бюджетных средств, ресурса педагогического коллектива, неэффективной работе выпускника в должности [22, с. 348—349].
Острейшей проблемой является все усиливающаяся тенденция формального отношения обучаемых к качеству своего знания (76%). Преобладает установка на формальную сдачу экзаменов и зачетов (84%). Овладение навыками практической деятельности второстепенно в текущем планировании и организации работы. Вспоминают об этом лишь в процессе анализа отчетов по стажировке и после получения информации из практических органов о невысоком уровне подготовки выпускников к практической деятельности.
Результатом минимальной мотивации к обучению является деформация сознания обучаемых в части неспособности воспринимать преподавателя в качестве справочно-экспертной системы по вопросам будущей практической деятельности. В определенной степени этому способствует непрофессионализм отдельных педагогов.
Преодоление указанных негативных тенденций требует оптимизации на всех уровнях организации учебного процесса. Необходим такой дидактический стиль и организация работы, которые создают условия для формирования позитивного настроя самого обучаемого. Не следует забывать о психологическом состоянии и настроении педагога. В соединении с умными дидактическими идеями, например, о необходимости включения «методологических иллюстраций» и «методологических фрагментов» в содержание учебного материала [23, с. 18—26], это позволит изменить принципиальную организационно-дидактическую парадигму подготовки выпускников.
Мировой опыт свидетельствует, что на первом месте должно стоять обучение «вкусу профессии», обучение принципам работы, обучение нахождению в состоянии «профессионального полета». Важны и навыки ремесла, но они, как правило, не появляются вне поля общей криминалистической и междисциплинарной грамотности. Полагаем, что о «криминалистическом факторе» уже пора говорить как о важнейшем элементе прогрессивной, реально развивающейся юридической педагогики. Важна и общая концепция обучения и учительства, которая может быть выражена формулой: «Мы вас учим вкусу, ремеслу вас научит время».
Обучение вкусу в своем ремесле с криминалистических позиций — это привитие умения во всем видеть главное, ключевое. Информационная «фактура» практической деятельности может содержать неясные и противоречивые элементы. Задача состоит в том, чтобы выделить имеющиеся «непонят-ки» и сформулировать вопросы, ответы на которые помогут в них разобраться. Лишь после этого необходимо сформировать тактико-методический алго-
ритм получения ответов на поставленные вопросы и учесть возможные ошибки и трудности (противодействие расследованию) на этом пути.
Этому, в соответствии с нашей кафедральной концепцией, мы и обучаем. Одной из проблем обучения являются «ножницы» между обучением подходам к работе и обучением отдельным навыкам профессии. Сложная альтернатива была разрешена в пользу формирования у обучаемых криминалистического стиля мышления, обучения криминалистическому анализу исходной информации, привития навыка составления криминалистических обоснований принимаемых методических и тактических решений. Данный подход позволил объединить конкретные методические разработки «сквозной» учебной задачей и развивать педагогическую технологию с ориентацией на последующую практическую деятельность обучаемого [24, с. 52—61].
В соответствии с научно-педагогической концепцией кафедры методика расследования существует как «зеркальное» отражение криминалистической характеристики преступной деятельности. Обнаружение признаков известной преступной деятельности обусловливает типичные действия субъекта расследования. Многократное повторение в процессе расследования схожих ситуаций, повторяющихся целей, задач и процедур действия закономерно формирует поэтапную, устойчивую программу (технологию) расследования. В нашем понимании это структурированная криминалистическая методика применительно к расследованию отдельных видов преступлений.
Специализированная криминалистическая подготовка, например, применительно к вопросам расследования экономических преступлений обусловлена не только проблемами базового уровня криминалистической обученности, но и проблемами организации и проведения занятий в рамках дисциплин специализации. Рассмотрим наиболее важные.
Анализ занятий по криминалистике и смежных с ней дисциплин завершающего этапа обучения показывают, что лишь их незначительная часть носит комплексный характер по обучению профессии. В большинстве своем происходит изучение содержания конкретного предмета, конкретной учебной дисциплины. Обусловленность изучаемого материала будущими профессиональными полномочиями весьма относительна. Вероятнее всего, это связано с невысокой способностью, особенно молодых преподавателей, к межпредметному мышлению и квалифицированному представлению учебного материала с позиции практической направленности обучения.
В организационно-дидактическом процессе существует и такая проблема, как отсутствие у значительной части преподавателей психологической готовности и мотивации к участию в комплексном обучении и междисциплинарных формах учебных занятий. Отсутствие поощрительных организационно-управленческих мер за разработку и внедре-
интЕГРация правовой начли и высшего юридического ОБРазования
(ДидактичЕСкий аспЕкт)
ние в учебный процесс комплексно-комиссионных междисциплинарных подходов в дидактической работе еще более усугубляют ситуацию и обостряют проблему практической направленности обучения.
В зависимости от сложности решаемых дидактических задач и конечных реальных, а не декларируемых целей обучения можно выделить два уровня педагогической работы.
Применительно к первому уровню можно говорить о минимальных стандартных квалификационных способностях выпускника по результатам обучения. При этом формируемые профессиональные навыки и умения минимальны. Для их более глубокого формирования и закрепления требуется значительный адаптационный период и профессиональная специализация в течение приблизительно двух-трех месяцев. В этот период выпускник вуза пока еще не может работать самостоятельно. После назначения на должность ему необходима консультационная поддержка наставника и особый статус стажера в должности.
Второй уровень — это уровень формирования устойчивой специализированной профессиональной компетентности. Его достижение возможно при условии интегрированной подготовки в течение последнего года обучения. В этот период необходим более «плотный» с точки зрения количественного соотношения обучающих и обучаемых лиц педагогический контакт. Кафедральный дидактический опыт показывает, что обученные на этом уровне лица способны решать профессиональные задачи в условиях высокого тактического риска и даже жесткой конкурентной борьбы, например, применительно к соревновательному режиму в рамках межвузовского оперативно-тактического учения. Применительно к сказанному достаточно показательно то, что за все годы руководства кафедрой криминалистики процессом подготовки команды Нижегородской академии МВД России к участию в межвузовских оперативно-тактических учениях, начиная с межвузовского конкурса профессионального мастерства «Профи-02» (Краснодар, 1999 г.), команда академии по сумме занятых мест не «опускалась» ниже 4-го места (участвовал 21 вуз МВД России), а дважды команда занимала высокие призовые места: 2-е место в 2006 году и 3-е место в 2011 году.
Подобный уровень подготовки выпускника обеспечивает его способность не просто работать самостоятельно, но и принимать самостоятельные оперативно-служебные решения без предварительных консультаций с наставником. При этом для решения задач второго уровня нужны особые дидактические технологии, которые связаны и предопределяются характером управления процессом усвоения знаний [25; 26].
Важнейшей составляющей данного уровня педагогической деятельности, которая, безусловно, должна быть обеспечена соответствующими дидактическими идеями и методическими разработками, являются творчески ориентированные и нестан-
дартно мыслящие педагоги [27], которые способны работать по указанной технологии с обучаемыми, в том числе специально отобранными для этого процесса [28—30]. Поэтому, моделируя различные инновационные педагогические методики, автору следует определить все то, что должно быть в наличии у преподающих и обучающихся к моменту начала внедрения методики в учебный процесс.
При этом даже самые прогрессивные предложения по совершенствованию образовательной деятельности могут не получить своего развития. Одна из причин — ретроградный стиль мышления среднего звена управления образовательным процессом. Например, в структуре образовательного процесса на факультете дополнительного профессионального образования, в группах оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК была утрачена инновационная педагогическая технология междисциплинарного тренинга, которая способствовала повышению уровня аналитического мышления обучаемых, способствовала развитию педагогического мастерства участвующих в тренинге преподавателей а также эквивалентно увеличивала объем аудиторной нагрузки задействованных в тренинге кафедр.
Схожая ситуация произошла с идеей создания компьютерного методического фонда положительного и отрицательного опыта работы оперативных и следственных подразделений. Его было предложено создать на базе рефератов слушателей факультета дополнительного профессионального образования [29; 30]. Свое развитие и практическое завершение идея не получила по причине непонимания как самого процесса формирования методико-дидактического опыта, так и его связи с проводимыми в академии научно-методическими исследованиями. Сработал и еще один фактор, который в этико-методологической традиции формулируется правилом: «Не ищите злого умысла и здравого смысла в том, что легко объясняется глупостью».
Как показывает наш опыт внедрения инновационных педагогических технологий, в практике учебной работы необходимо планировать и формировать не только оптимальный алгоритм для исполнительного уровня образовательного процесса, но и учитывать понимание и готовность к изменениям со стороны управляющих звеньев. Если этого не сделать, то не произойдет позитивное изменение структуры и содержания образовательного процесса, не изменится отношение управляющего уровня к исполнительным звеньям и обучаемым, отношение исполнительного звена к управляющим звеньям, обучаемым и коллегам по педагогическому ремеслу. В конечном счете, всегда нужно понять, что следует предпринять для того, чтобы довести до нужного качества состояние структурных связок «педагог — педагог», «педагог — обучаемый», «обучаемый — учебный материал», «обучаемый — обучаемый», какие адаптационные и подводящие методики следует использовать [31].
интегрйция правовой начни и высшего юридического ОБРазования
(ДидантичЕСний аСПЕКТ)
Примечание
1. Проблемы преподавания криминалистики в вузах России: материалы Всероссийской конференции. М., 2000.
2. Бахин В.П., Карпов Н.С. Современные проблемы криминалистической подготовки // Вестник криминалистики / отв. ред. А.Г. Филиппов. М., 2003. Вып. 2 (6).
3. Россинская Е.Р. О необходимости изучения криминалистики студентами гражданско-правовой и государственно-правовой специализаций // Вестник криминалистики / отв. ред. А.Г. Филиппов. М., 2008. Вып. 4 (28).
4. Яблоков Н.П. Теоретические и практические аспекты применения данных криминалистики в правоприменительной и иной юридической деятельности // Вестник криминалистики / отв. ред. А.Г. Филиппов. М., 2009. Вып. 3 (31).
5. Журавлев С.Ю. Расследование экономических преступлений: учебно-методическое пособие. М., 2003.
6. Криминалистическое обеспечение экономической безопасности и борьбы с коррупцией: учебно-практическое пособие / под ред. С.Ю. Журавлева и А.Ф. Лубина. Н. Новгород, 2012.
7. Проблемы юридического образования в вузах МВД России: сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции / отв. ред. Д.Д. Невирко. Красноярск, 1996.
8. Научно-методологические проблемы высшего образования на рубеже третьего тысячелетия: сборник научных трудов / под ред. В.Е. Павлова. СПб., 1995.
9. Лубин А.Ф., Журавлев С.Ю., Глухова A.A. Профессиональная подготовка юристов по курсу криминалистики (частная методика преподавания дисциплины по оперативно-экономической специализации). Н. Новгород, 2002.
10. Журавлев С.Ю., Дегтярев С.В. Криминалистика: расследование преступлений в сфере экономики: Авторская программа для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России. М., 2001.
11. Журавлев С.Ю., Лубин А.Ф., Крепышева С.К. Расследование преступлений в сфере экономики: Примерная программа дисциплины для образовательных учреждений высшего профессионального образования. М., 2009.
12. Журавлев С.Ю., Берзинь O.A. Расследование экономических и налоговых преступлений: примерная программа для образовательных учреждений МВД России. М., 2004.
13. Расследование преступлений в сфере экономической деятельности: рабочая учебная программа дисциплины по специальности 030501.65 — юриспруденция / сост. Р.М. Аминов. Екатеринбург, 2008.
14. Частная методика преподавания дисциплины специализации «Расследование преступлений, совершаемых в сфере экономики»: учебно-методическое пособие / О.А. Берзинь [и др.]. М., 2004.
15. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2008.
16. О технологиях развивающего обучения см.: Гус-лова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие. 3-е изд., испр. М., 2012.
17. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. М., 1997.
18. Мещерякова Е.И. Оптимизация обучения юридическим дисциплинам в образовательных учреждениях МВД России. Воронеж, 2002.
19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
20. Междисциплинарный тренинг как форма проведения учений в специализированном вузе МВД России: учебно-методическое пособие / под ред. С.Ю. Журавлева, С.А. Кузьменко. Н. Новгород, 2009.
21. НовиковА.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1996.
22. Журавлев С.Ю. Типология механизма преступной деятельности экономической направленности и базовая методика расследования преступлений: монография / под науч. ред. А.Ф. Лубина. Н. Новгород, 2013.
23. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования. М., 2010.
24. Журавлев С.Ю. О дидактических подходах к формированию аналитического мышления в ходе проведения практических занятий по криминалистике // Криминалистика: проблемы методологии и практики расследования отдельных видов преступлений: сборник научных статей / под ред. А.Ф. Лубина. Н. Новгород, 2003.
25. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
26. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
27. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
28. Например, ни в какой педагогической теории не отражено положение, согласно которому тот или иной вид обучения может быть приемлем для учащихся (студентов) только с определенным уровнем интеллекта и качествами личности. См. более подр.: Коршунова Н.Л. Нужна ли педагогике новая парадигма? // Педагогика. 2002. № 7.
29. Журавлев С.Ю., Головко С.Н. Методические рекомендации по подготовке рефератов для сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, проходящих повышение квалификации в Нижегородской академии МВД России: учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2011.
30. Журавлев С.Ю., Терехин В.В. Методические рекомендации по подготовке рефератов для сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел, проходящих повышение квалификации в Нижегородской академии МВД России. Н. Новгород, 2011.
31. О методологии творчества как ориентира для разработки методик развивающего и эвристического обучения см.: Дмитриенко В.А., Кочетков М.В. Методология творчества: постановка проблемы, направления разработки и внедрения // Известия РАО. 2004. № 4.
Note
1. Problems of teaching criminology in the universities of Russia: materials All-Russian conference. Moscow, 2000.
2. Bakhin V.P., Karpov N.S. Modern problems of forensic training // Herald of criminology / holes. ed. A.G. Filippov. Moscow, 2003. Vol. 2 (6).
3. Rossinskaya E.R. On the need to study criminology students citizens SKO-legal and state legal specializations // Bul-
интегрйция правовой начни и высшего юридического ОБРазования
(ДидантичЕСний аСПЕКТ)
letin of criminology / holes. ed. A.G. Filippov. Moscow, 2008. Vol. 4 (28).
4. Yablokov N.P. Theoretical and practical aspects of criminalistics enforcement and other legal activities // Bulletin of criminalistics / holes. ed. A.G. Filippov. Moscow, 2009. Vol. 3 (31).
5. Zhuravlev S.Y. The investigation of economic crime: a teaching aid. Moscow, 2003.
6. Forensic economic security and the fight against corruption: hands-on training manual / ed. S.Y Zhuravlev and A.F. Lubin. Nizhny Novgorod, 2012.
7. Problems of legal education in the universities of the Russian Interior Ministry: proceedings of the Inter-University Scientific and Practical Conference / holes. ed. D.D. Nevirko. Krasnoyarsk, 1996.
8. Scientific and methodological problems of higher education at the turn of the third Millennium: collection of scientific papers / ed. V.E. Pavlova. St. Petersburg, 1995.
9. Lubin A.F., Zhuravlev S.Y., Glukhova A.A. Professional training of lawyers at the rate of Criminology (private teaching methodology courses on operational and economic specialization). Nizhny Novgorod, 2002.
10. Zhuravlev S.Y., Degtyarev S.V. Forensics: investigation of crimes in the economic sphere: authoring program for educational institutions of higher and professional education Ministry of internal affairs of Russia. Moscow, 2001.
11.ZhuravlevS.Y., LubinA.F., Krepysheva S.K. Investigation of crimes in the economic sphere: Example program for discipline educational institution of higher professional education. Moscow, 2009.
12. Zhuravlev S.Y., Berzin O.A. Investigation of economic and tax crimes: a model program for education governmental agencies MVD of Russia. Moscow, 2004.
13. Investigation of crimes in the sphere of economic activity: working curriculum discipline, specialty 030501.65 — law / comp. R.M. Aminov. Ekaterinburg, 2008.
14. Private methodology of teaching specialization «Crimes committed in the economic sphere»: a teaching aid / O.A. Berzin [et al.]. Moscow, 2004.
15. PopkovV.A., KorzhuevA.V. Didactics of high school: a tutorial. 3rd ed., rev. and add. Moscow, 2008.
16. On the technologies of developing training see: Gus-lova M.N. Innovative pedagogical technology: a tutorial. 3rd ed., rev. Moscow, 2012.
17. Gorlinsky I.V. Technology of pedagogical process in educational institutions of the Russian Interior Ministry. Moscow, 1997.
18. Meshcheriakova E.I. Optimization of teaching legal disciplines in educational institutions of the Russian Interior Ministry. Voronezh, 2002.
19. Bespal'ko V.P. Terms of educational technology. Moscow, 1989.
20. Interdisciplinary training as a form of exercise in a specialized institution Russian Interior Ministry: a teaching aid / ed. S.Y Zhuravlev, S.A. Kuzmenko. Nizhny Novgorod, 2009.
21. NovikovA.M. Scientific and experimental work in the educational institution. Moscow, 1996.
22. Zhuravlev S.Y. Typology of economic mechanism of criminal activity directedraising and basic methodology of investigation of crimes: monograph / under scientific. ed. A.F. Lubin. Nizhny Novgorod, 2013.
23. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Theory and practice of higher professional education: a manual for additional system of teacher education. Moscow, 2010.
24. Zhuravlev S.Y. About didactic approaches to the formation of analytical thinking in the course of practical training in criminology // Forensics: problems of methodology and practice investigation of certain types of crime: a collection of scientific articles / edited. A.F. Lubin. Nizhny Novgorod, 2003.
25. Talyzina N.F. Managing the process of learning. Moscow, 1975.
26. Gershunsky B.S. Philosophy of Education for the XXI century. Moscow, 1998.
27. Serikov V.V. Education and personality: Theory and Practice of projection education system. Moscow, 1999.
28. For example, in any educational theory does not reflect the position, according to which a particular type of training may be acceptable for students (students) only with a certain level of intelligence and personality traits. See: Korshunova N.L. Do I need a new paradigm of pedagogy? // Pedagogy. 2002. № 7.
29.ZhuravlevS.Yu., Golovko S.N. Guidelines for the preparation of abstracts for employees of operational units of the Interior, undergoing training in the following urban Russian Police Academy: training toolkit. Nizhny Novgorod, 2011.
30. Zhuravlev S.Yu., Terehin V.V. Methodical guidelines for preparing papers for the employees of the investigative section of the Interior, passing training in the Nizhny Novgorod Academy of the Russian Interior Ministry. Nizhny Novgorod, 2011.
31. On the methodology of creativity as a guide for the development of techniques to develop training see: Dmit-rienko V.A., KochetkovM.V. Methodology creativity: problem definition, direction of development and implementation // Proceedings of radioactive waste. 2004. № 4.