Научная статья на тему 'Криминалистическая превенция телефонного мошенничества'

Криминалистическая превенция телефонного мошенничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
мошенничество / телефонное мошенничество / преступления в сфере информационных технологий / предупреждение / меры профилактики / fraud / telephone fraud / information technology crimes / prevention / preventive measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Милованова Марина М.

Криминалистика играет важную роль не только в раскрытии и расследовании преступлений, но и в предупреждении противоправных деяний. В настоящее время в силу массовости обращений в правоохранительные органы лиц, которые стали жертвами телефонного мошенничества вопросы предупреждения и профилактики преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий приобрели ещё большую актуальность. Данные официальной статистики ГИАЦ МВД РФ свидетельствуют о росте количества рассматриваемого вида мошенничества, значительности ущерба от противоправной деятельности. Отмечается, что телефонные мошенники постоянно совершенствуют методы обмана или злоупотребления доверием, используют современные технологии.В статье рассматриваются вопросы криминалистической профилактики телефонного мошенничества, имеющиеся проблемы, связанные с пресечением преступной деятельности мошенников. На основе проведённого анализа преступной деятельности лиц, совершающих обозначенные преступления, а также деятельности правоохранительных органов, участвующих в раскрытии и расследовании мошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий предложены меры профилактического характера для нейтрализации преступных деяний. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к решению проблем профилактики телефонного мошенничества, требующего государственной поддержки и взаимодействия правоохранительных органов, кредитных организаций, операторов сотовой связи при координации и поддержке органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalistic prevention of telephone fraud

Criminalistic plays an important role not only in the detection and investigation of crimes, but also in the prevention of illegal acts. Currently, due to the mass appeals to law enforcement agencies of persons who have become victims of telephone fraud, the issues of prevention and prevention of crimes in the field of information and telecommunication technologies have become even more relevant. The data of the official statistics of the GIAC of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation indicate an increase in the number of the type of fraud in question, the significance of damage from illegal activities. It is noted that telephone scammers are constantly improving their methods of deception or abuse of trust, using modern technologies. The article discusses the issues of criminalistic prevention of telephone fraud, the existing problems associated with the suppression of criminal activities of fraudsters. Based on the analysis of the criminal activities of persons who commit these crimes, as well as the activities of law enforcement agencies involved in the detection and investigation of fraud using information and telecommunication technologies, preventive measures are proposed to neutralize them. It is concluded that there is a need for an integrated approach to solving the problems of preventing telephone fraud, which requires government support and interaction between law enforcement agencies, credit institutions, and mobile operators with the coordination and support of government authorities.

Текст научной работы на тему «Криминалистическая превенция телефонного мошенничества»

УДК 343.98 ББК 67.52

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕВЕНЦИЯ ТЕЛЕФОННОГО МОШЕННИЧЕСТВА

Аннотация. Криминалистика играет важную роль не только в раскрытии и расследовании преступлений, но и в предупреждении противоправных деяний. В настоящее время в силу массовости обращений в правоохранительные органы лиц, которые стали жертвами телефонного мошенничества вопросы предупреждения и профилактики преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий приобрели ещё большую актуальность. Данные официальной статистики ГИАЦ МВД РФ свидетельствуют о росте количества рассматриваемого вида

мошенничества, значительности ущерба от противоправной деятельности. Отмечается, что телефонные мошенники постоянно совершенствуют методы обмана или злоупотребления доверием, используют современные технологии.

В статье рассматриваются вопросы криминалистической профилактики телефонного мошенничества, имеющиеся проблемы, связанные с пресечением преступной деятельности мошенников.

На основе проведённого анализа преступной деятельности лиц, совершающих обозначенные преступления, а также деятельности правоохранительных органов, участвующих в раскрытии и расследовании мошенничества с использованием информационно-

телекоммуникационных технологий предложены меры профилактического характера для нейтрализации преступных деяний. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к решению проблем профилактики телефонного мошенничества, требующего государственной поддержки и взаимодействия правоохранительных органов, кредитных организаций, операторов сотовой связи при координации и поддержке органов государственной власти.

Ключевые слова: мошенничество, телефонное мошенничество, преступления в сфере информационных технологий, предупреждение, меры профилактики.

Марина Михайловна МИЛОВАНОВА

доцент кафедры криминалистики Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент

главный редактор научного периодического электронного журнала «Правовой альманах»,

[email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

M.M. MILOVANOVA, Associate Professor of Criminalistics Department, of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Candidate of Law, Associate Professor, editor-in-chief of the Scientific electronic periodical «Legislative Almanac»,

mmmilovanova@msal. ru 9, Sadovaya-Kudrinskaya str., Moscow, 125993, Russia

CRIMINALISTIC PREVENTION OF TELEPHONE FRAUD

Annotation. Criminalistic plays an important role not only in the detection and investigation of crimes, but also in the prevention of illegal acts. Currently, due to the mass appeals to law enforcement agencies of persons who have become victims of telephone fraud, the issues of prevention and prevention of crimes in the field of information and telecommunication technologies have become even more relevant. The data of the official statistics of the GIAC of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation indicate an increase in the number of the type of fraud in question, the significance of damage from illegal activities. It is noted that telephone scammers are constantly improving their methods of deception or abuse of trust, using modern technologies. The article discusses the issues of criminalistic prevention of telephone fraud, the existing problems associated with the suppression of criminal activities of fraudsters. Based on the analysis of the criminal activities of persons who commit these crimes, as well as the activities of law enforcement agencies involved in the detection and investigation of fraud using information and telecommunication technologies, preventive measures are proposed to neutralize them. It is concluded that there is a need for an integrated approach to solving the problems of preventing telephone fraud, which requires government support and interaction between law enforcement agencies, credit institutions, and mobile operators with the coordination and support of government authorities.

Key words: fraud, telephone fraud, information technology crimes, prevention, preventive measures.

Сегодня мобильные телефоны стали обыденной вещью в нашей повседневной жизни, которые используют подавляющее большинство граждан вне зависимости от возрастной категории, будь то дети школьного (и даже дошкольного) возраста либо же люди среднего или пожилого возраста. Причём заметим, что это не просто кнопочные телефоны, а различные высокотехнологичные устройства — смартфоны, позволяющие осуществлять голосовые звонки, а при наличии интернет-соединения, совершать видеозвонки, отправлять и принимать текстовые сообщения. Для общения активно используются различные мессенджеры и социальные сети. Современные смартфоны поддерживают технологии бесконтактных платежей, безопасность пользователя обеспечивается биометрической аутентификацией (сенсорами отпечатков пальцев, распознаванием лица, сканерами сетчатки глаза). Следует отметить, что телефонное соединение возможно осуществить и посредством сети Интернет на такое технически сложное устройство как планшет, ноутбук, персональный компьютер с установленным на них программным обеспечением. С одной стороны, такой технологический прогресс делает нашу жизнь удобнее, но

одновременно и уязвимее, поскольку все указанные высокотехнологичные устройства дают возможность субъектам преступной деятельности дистанционно вступать в контакт с потенциальной жертвой, злоупотребляя доверием или путем обмана психологически воздействовать на неё, реализуя в конечном счете поставленную перед собой цель — завладеть денежными средствами или имуществом жертвы либо приобрести на них право. Вместе с тем говорить о мошенничестве только лишь с использованием высокотехнологичных устройств в корне не верно, поскольку абоненты стационарных телефонов также подвергаются обману со стороны мошенников, тем более телефонное мошенничество известно давно и возникло оно вскоре после массового подключения домашних телефонов.

Однако, именно в настоящее время, начиная с 2020 года наблюдается рост числа мошенничества в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. В 2024 году из 765 365 таких зарегистрированных преступлений, 649 064 совершены с использованием сети «Интернет», в том числе 346 035 — с использованием средств мобильной связи. При этом раскрываемость последних составила лишь 12,8 %1.

Активизация такого вида мошенничества, как представляется, в первую очередь вызвана стремительным развитием информационных технологий, во-вторых, их доступностью, в-третьих, анонимностью при использовании средств телефонной связи, что способствует доведению мошенниками преступного умысла до конца.

В связи с изложенным и с учетом постоянно совершенствуемых преступниками схем телефонного мошенничества в зависимости от потребностей общества и граждан, возможностей использования современных технологий, законодательных изменений, борьба с рассматриваемыми противоправными деяниями требует от правоохранителей не только оперативного раскрытия и расследования, но и предупреждения данных преступных деяний. Об этом также отмечается многими учёными и практиками 2 . Следовательно, выработка мер противодействия и совершенствование мер профилактики должно вестись комплексно, систематически, с учетом мониторинга ситуации, без возможности со стороны субъектов преступной деятельности адаптироваться к применяемым технологиям борьбы с мошенничеством. Недаром в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 в числе приоритетных направлений обозначены: развитие безопасного информационного пространства; защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия; предупреждение и пресечение правонарушений и

1 Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2024 года. — Москва: ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД РФ», 2025. — С. 28-29. — URL: file:///C:/Users/milov/Downloads/Sbomik_U0S_2024.pdf (дата обращения 28.01.2025).

2 Антонов, И.А. Начальный этап раскрытия и расследования мошенничества, совершенного с использованием средств сотовой связи, и развитие технико-криминалистического обеспечения деятельности органов предварительного расследования // Государственная научно-техническая политика в сфере криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. — Академия управления МВД России: Москва, 2023. — С. 13-22; Валюлин, Р.Р., Козлов, В.В. Расследование телефонных мошенничеств. — Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2023. — 56 с.; Галяшина, Е.И., Богатырев, К.М., Антонян, Е.А., Кокурин, А.В. Медиабезопасность в цифровой среде: роль сведущих лиц: монография. — Москва: Проспект, 2024. — 288 с.

преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий1.

Пристальное внимание к исследуемой проблеме обусловлено повышенными рисками криминального характера, а также возникновением угроз безопасности граждан, общества и государства, что требует от органов государственной власти создания безопасного информационного пространства, мер защиты от деструктивного информационно-психологического воздействия, развития единой государственной системы профилактики правонарушений.

В ходе расследования любого преступления, при рассмотрении материалов уголовного дела органы дознания, предварительного следствия обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений и принимать соответствующие меры по их устранению. Соответственно, выявление обстоятельств, способствовавших совершению рассматриваемого вида противоправного деяния — телефонного мошенничества, и принятие мер к их устранению призвано создать условия для предупреждения новых подобных преступлений и последствий от мошеннических операций в виде материального ущерба от незаконного перевода денежных средств или передачи имущества (прав на него) субъектам преступной деятельности.

В настоящее время большинство учёных-криминалистов считают, что профилактика преступлений, являясь синонимом терминам «предупреждение», «превенция» — это одно из основополагающих направлений криминалистической деятельности наряду с их раскрытием и расследованием.

По мнению И.А. Наумова, предупреждение преступлений является частью профилактики правонарушений. При этом сравнивая понятия «профилактика правонарушений» и «предупреждение преступлений» автор отмечает, что они отражают одну и ту же деятельность2. Если исходить из деятельностного подхода, предупреждение носит более общий характер, тогда как профилактика — индивидуализированный.

А.А. Савченко, рассматривая в современной юридической доктрине соотношение понятий профилактики и предупреждения преступлений делает вывод, что «профилактика преступлений по своей сущности более близка к предупреждению преступлений, нежели к их пресечению»3. В обосновании выдвинутой позиции автор акцентирует внимание на совпадающей в этих двух понятиях цели, которая заключается в недопущении совершения противоправных поступков до приготовления к ним. Действительно, если речь идет о пресечении преступления, то в понятийном отношении следует говорить о воздействии на лицо, которое уже в процессе реализации своего преступного умысла либо осуществляет действия по подготовке к совершению противоправного деяния (на стадии приготовления), либо

1 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 05.07.2021. — № 27 (часть II). — ст. 5351.

2 Наумов, И.А. Соотношение понятий «профилактика правонарушений» и «предупреждение преступлений» в российском праве // Трибуна молодого ученого. — №1. (15). — март 2020. — С. 76.

3 Савченко, А.А. Соотношение понятий профилактики преступлений и предупреждения преступлений в современной юридической доктрине / А.А. Савченко // Современное право. — 2010. — № 3. — С. 113.

уже совершает преступление. Следовательно, различие данных понятий кроется в их цели.

Вместе с тем, как представляется, сущность криминалистической превенции (лат. praeventio — опережаю, предупреждаю) заключается в разработке научных положений и практических рекомендаций, во-первых, по использованию технических средств и тактических приемов в целях предотвращения противоправных деяний; во-вторых, по выявлению, раскрытию, расследованию, пресечению конкретной преступной деятельности; в-третьих, по нейтрализации противодействия расследованию; в-четвертых, по ликвидации последствий совершенного противоправного деяния; в-пятых по выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Таким образом, криминалистическая превенция рассматривается в более широком аспекте, поскольку она охватывает не только этапы расследования, но и моделирует ситуации правомерного поведения.

Следует согласиться с мнением С.С. Симоновой, что «в современной российской действительности профилактика преступности не имеет ярко выраженных перегибов, но, вместе с тем, развивается недостаточно активно»1.

Результативность криминалистической деятельности в борьбе с мошенничеством с использованием информационно-коммуникационных технологий зависит от чётко продуманной системы средств профилактического характера. Безусловно, что касается телефонного мошенничества, реализация мер профилактики исключительно криминалистическими средствами будет явно недостаточным. Для борьбы с данными преступлениями нужен комплексный подход, активизация общественных институтов, граждан, и обязательно при поддержке государства. Тем не менее, превенция телефонного мошенничества в первую очередь должна включать правовое просвещение — повышение правовой культуры и правосознания граждан, а также правовое информирование — доведение до сознания граждан содержания действующих нормативно-правовых актов. С этой целью до сведения граждан необходимо доводить информацию о полномочиях правоохранительных органов, органов государственной и исполнительной власти, кредитных и иных организаций в части контактирования с гражданами, законности получения ими конфиденциальной, личной информации. Так, например, когда мошенники связываются с жертвой по телефону, представляясь сотрудниками Банка России, сообщая о том, что денежные средства жертвы в опасности и их надо перевести на безопасные счета, гражданин должен быть «подкован» в правовом ключе и знать, что сотрудники Банка России не работают с физическими лицами, поэтому никакие сотрудники звонить на личный номер гражданина не уполномочены, а сообщение о финансовых проблемах гражданина по его счетам, и их решение не входит в функции Центрального Банка РФ. Так же как, например, сотрудники правоохранительных органов (ФСБ, МВД) не отправляют гражданам фотографии своих удостоверений, а также процессуальных документов через мессенджеры и смс-сообщения. В этом отношении очень важным элементом является правовое

1 Симонова, С.С. Теория и практика профилактики преступлений: учебное пособие / С.С. Симонова; Волгоградский институт управления — филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы». — Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2022. — С. 8.

просвещение граждан, которое по справедливому утверждению О.Ю. Рыбакова служит «одной из значимых форм реализации правовой политики, посредством которой осуществляется воздействие на сознание, направленное на формирование определенного образа мыслей и правовой культуры»1.

О правовом просвещении и правовом информировании на законодательном уровне указано в Федеральном законе от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».2 В статье 18 Закона закреплено, что в этих целях «субъекты профилактики правонарушений или лица, участвующие в профилактике правонарушений, доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств». Законодатель определил, что «указанная информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера».

Кроме того, значимость проблемы телефонного мошенничества, которое приобрело массовый характер, по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 10 декабря 2024 г. предопределило включение в перечень поручений, утвержденных Президентом РФ В.В. Путиным Правительству Российской Федерации совместно с ФСБ России и МВД России вопросов, связанных с разработкой дополнительных мер по блокировке телефонных вызовов, осуществляемых с территорий Украины и других недружественных иностранных государств в преступных целях, а также иных необходимых мер по защите прав и законных интересов граждан Российской Федерации от преступных посягательств, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Также к 1 июля 2025 г. поручено представить предложения о повышении уровня идентификации абонентских номеров, используемых органами публичной власти и организациями при взаимодействии с гражданами Российской Федерации. Должен быть также рассмотрен вопрос о целесообразности отображения на пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) абонентов сведений о принадлежности телефонных номеров органам публичной власти и организациям3.

В целях профилактики телефонного мошенничества Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе»» 4 ,

1 Рыбаков, О.Ю. Формы реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь.

— 2003. — № 2. — С. 14.

2 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». — 27.06.2016. — № 26 (часть I). — ст. 3851.

3 Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека (утв. Президентом РФ) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_498186/?ysclid=m6xwffsygy569382654 (дата обращения 20.01.2025).

4 Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 369-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе»» // «Собрание законодательства РФ». — 31.07.2023.

— № 31 (Часть III). — ст. 5795.

направленный защиту жертв телефонных мошенников. Законодатель регламентировал ряд дополнительных требований к проверкам переводов, которые направлены на удостоверение безопасности платежа, а также закрепил обязанность кредитных учреждений возместить клиенту средства, если они были переведены без его добровольного согласия.

Профилактическое воздействие в рамках криминалистической превенции может также осуществляться в форме профилактической беседы. Здесь целесообразно проинформировать лиц о видах мошенничества и схемах обмана потенциальных жертв; рассказать о том, как распознать, что звонок или сообщение поступили от мошенника; дать совет, как обезопасить себя и родственников от мошенников и т.п. Так, в профилактической беседе, разъясняя гражданам, о том, как не стать жертвой телефонного мошенничества следует объяснить схемы обмана по телефону и через интернет, рекомендовать не сообщать код с обратной стороны карты, коды для входа в интернет-банк или из СМС; не перезванивать по незнакомым номерам; не отвечать на звонки и сообщения через мессенджеры неизвестных номеров либо в случае ответа при условии диалога о проблемах с картой, со счетами, с просьбой пройти по ссылкам, с предложением выплат, либо просьбой подтвердить кредит и проч. прекратить общение, заблокировать контакт; при необходимости лично перезвонить в кредитную организацию, используя только официальные номера.

На встречах и беседах с гражданами положительным является наглядная демонстрация видеосюжетов, подготовленных совместно сотрудниками группы информации и общественных связей МВД, журналистами при участии граждан, пострадавших от мошеннических действий.

Своевременным представляется создание 11 октября 2022 г. в структуре МВД России Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (УБК МВД России), приоритетной задачей которого является предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений в сфере 1Т-технологий, координация этой деятельности в МВД России, анализ и выявление размещенных в интернете данных (запрещенного контента), противодействие преступности. В этой связи, своевременное обращение граждан в правоохранительные органы с сообщением о готовящемся или совершенном преступлении способствует оперативному получению криминалистически значимой информации, возбуждению уголовного дела, установлению виновных.

Вместе с тем, вопросы борьбы с телефонным мошенничеством требуют использования технологий и алгоритмов для выявления мошеннических звонков. В первую очередь программного обеспечения для анализа входящих звонков, выявления подозрительной активности с целью блокировки подозрительных номеров и предотвращения мошеннических действий. Кроме того, необходимо внедрение системы мониторинга для отслеживания активности звонков и создания отчётов о подозрительных действиях. Немаловажным является разработка и внедрение технологии коллтрекинга, позволяющей отслеживать источники звонков и то, откуда они поступают. На наш взгляд, такие вопросы должны решаться специалистами в области 1Т-технологий при поддержке государства. В подтверждение своих слов следует привести проект, который в декабре 2022 г. запустил Роскомнадзор. Это

платформа верификации телефонных вызовов «Антифрод», которая блокирует фальшивые телефонные звонки и сообщения, не позволяя субъектам преступной деятельности выйти на связь с жертвами.

Развивая тему профилактики телефонного мошенничества, можно отметить, что присоединение к указанной платформе всех российских федеральных и региональных операторов связи позволит полностью решить проблему рассматриваемого мошенничества, поскольку исключит технологическую возможность подмены номера. Кроме того, эффективной мерой вполне даже может стать создание фиксированного списка номеров всех государственных и негосударственных организаций с запретом для них осуществлять звонки гражданам с номеров, которых не прописаны в реестрах.

Таким образом, отмечая важность борьбы с мошенничеством в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, раскрываемость которых остается крайне низкой на протяжении ряда лет, а рост данных деяний постоянно увеличивается, разработке и внедрению мер профилактики следует уделять повышенное внимание, используя комплексный подход в их реализации. Своевременная реализация мер по предупреждению данных деяний позволит гражданам не стать жертвой телефонных мошенников, а правоохранительным органам оперативно получать криминалистически значимую информацию, устанавливать виновных, привлекать их к уголовной ответственности.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Антонов, И.А. Начальный этап раскрытия и расследования мошенничества, совершенного с использованием средств сотовой связи, и развитие технико-криминалистического обеспечения деятельности органов предварительного расследования // Государственная научно-техническая политика в сфере криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции.

— Академия управления МВД России: Москва, 2023. — С. 13-22.

2. Валюлин, Р.Р., Козлов, В.В. Расследование телефонных мошенничеств.

— Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2023. — 56 с.

3. Галяшина, Е.И., Богатырев, К.М., Антонян, Е.А., Кокурин, А.В. Медиабезопасность в цифровой среде: роль сведущих лиц: монография.

— Москва: Проспект, 2024. — 288 с.

4. Наумов, И.А. Соотношение понятий «профилактика правонарушений» и «предупреждение преступлений» в российском праве // Трибуна молодого ученого.

— №1. (15). — март 2020. — С. 72-77

5. Рыбаков, О.Ю. Формы реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. — 2003. — № 2. — С. 5-14.

6. Савченко, А.А. Соотношение понятий профилактики преступлений и предупреждения преступлений в современной юридической доктрине / А.А. Савченко // Современное право. — 2010. — № 3. — С. 112-114.

7. Симонова, С.С. Теория и практика профилактики преступлений: учебное пособие / С.С. Симонова; Волгоградский институт управления — филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы».

— Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2022. — 76 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.