Научная статья на тему 'Кредит без права на посадку'

Кредит без права на посадку Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредит без права на посадку»

68 | ВАШ БАНК

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №06 (74) 2008 ■

ГОСКОРПОРАЦИИ

Авиастроительная отрасль развивается в Иркутской области более 70 лет. Ее флагман и одно из головных предприятий Объединенной авиастроительной корпорации - Иркутский авиастроительный завод. Председатель Байкальского банка Сбербанка РФ Максим Полетаев рассказывает о тонкостях работы с госкорпорациями.

Александр АНДРИАНОВ

— Максим Владимирович, в чем заключается специфика работы Байкальского банка с корпорацией «Иркут»?

— Кредитование авиационной и оборонной отраслей в целом предполагает наличие очень большого экспорта, который идет через корпорации «Ростехнологии» или «Рособоронэкспорт». Кредитные продукты структурируются по технологии экспортного финансирования, происходит, как правило, контрактное кредитование. В связи с этим обязательно детальное изучение контракта, структурирование финансовых потоков. Серьезное внимание уделяется залогам, обеспечительным мерам. По контрактам «Иркута» мы работаем в тесной связи с центральным

на поса

аппаратом Сбербанка, и большая часть соглашений кредитуется именно там, а мы здесь, что называется, на подхвате.

— Есть ли трудности в работе с авиапредприятиями?

— «Иркут» — традиционный клиент Байкальского банка Сбербанка РФ. Это уникальное предприятие, которое сейчас находится на подъеме. Мы обслуживаем их экспортные контракты, кредитуем текущую деятельность на несколько сот миллионов рублей ежегодно. Кроме того, совместно с Иркутским авиазаводом (ИАЗ) реализовали зарплатный проект, который стал одной из первых программ банка с таким крупным предприятием. В городском микрорайоне «Второй Иркутск» по согласованию с заводом и теми рекомендациями, которые нам дало руководство предприятия, мы развиваем свою филиальную сеть.

Квинтэссенцией нашего взаимодействия стало приглашение бывших собственников корпорации «Иркут», в частности экс-гендиректора «Иркута», а ныне президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексея Федорова, в состав Совета директоров предприятия. В 2004—2006 годах я в качестве незави-

симого директора, был членом Совета директоров «Иркута». С того момента, как завод вошел в ОАК и сменил иркутскую прописку на московскую, работа руководителя Байкальского банка в составе Совета стала неактуальной.

— Если исходить из логики «крупные структуры обслуживаются только в крупных банках», то наверняка и Улан-Удэнский авиазавод — ваш клиент?

— Ранее этот авиазавод (У-УАЗ выпускает тяжелые транспортные вертолеты МИ-8, Ми-17 — «ВЕСТИ») обслуживался не у нас. Мы долго общались с руководством предприятия, убеждали, демонстрировали возможности, и с прошлого года стартовало наше сотрудничество. Началось все с краткосрочного кредитования и зарплатного проекта. Рядом с предприятием был открыт дополнительный офис банка, что стало своего рода социальной мерой. Важно было, чтобы сотрудники завода после работы не ходили за зарплатой или, наоборот, не передвигались с наличными по городу, а могли в одном месте оплатить все коммунальные платежи, получить консультацию по вопросам кредитования. Далее мы пошли

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №06 (74) 2008

ваш банк/госкорпорации | 69

До 95% продукции корпорации «Иркут» идет на экспорт. Корпорация поставляет авиатехнику ВВС Индии, Малайзии, Алжира

на обслуживание текущих оборотов У-УАЗ и размещение в нашем банке временных свободных средств.

На сегодня у завода нет крупных кредитов в Сбербанке, но когда начнется реализация масштабных контрактов предприятия, например между У-УАЗ и «ЮТэйр», то мы с удовольствием пообщаемся на тему их финансирования.

— С какими еще государственными корпорациями сотрудничает Байкальский банк?

— Еще одна госкорпорация, подразделения которой находятся в зоне влияния банка, — «Росатом». В городе Ангарске находится Ангарский электролизный химкомбинат (АЭХК), в Краснокаменске (Забайкальский край) — Приаргунское производственное горно-химическое объединение (ППГХО).

ППГХО — это градообразующее предприятие. Уникальность его в том, что здесь

добывается практически 90% российского урана, который в дальнейшем идет как на разработки ТВЭЛа, так и на производство оружейного плутония. ППГХО — наш постоянный клиент. Байкальский банк Сбербанка РФ не только кредитует текущую деятельность предприятия и его сотрудников,

но и финансирует его инвестпроекты. В основном, они касаются новых разработок и улучшения технологических процессов.

И

тРШ

ППГХО и Сбербанк реализуют совместный зарплатный проект.

АЭХК ранее не был нашим клиентом. Последние три — четыре года шли активные переговоры, комбинат выступил с просьбой организовать на предприятии филиал банка. И впервые на территории режимного

Иркутский авиазавод постепенно будет переходить на выпуск гражданской авиатехники

объекта был открыт универсальный допо-фис, позволяющий работникам решать свои финансовые проблемы, что называется, «не отходя от станка». Затем последовало обслуживание оборотных средств предприятия, размещение «свободных» денег. Нам удалось структурировать для этой компании несколько кредитных продуктов по уникальным схемам.

— Есть ли у Байкальского банка любимый клиент?

— Трудно сказать, нам дорог каждый. Однако есть несколько интересных совместных инвестпроектов, которые я не могу не выделить. ОАО «Саянскхимпласт» был первым клиентом Байкальского банка Сбербанка РФ, с которым было структурировано проектное финансирование еще

Максим Полетаев:

«Любимый клиент? Трудно сказать, нам дорог каждый»

Центр корпоративного строительства

В 1990-х годах Иркутский авиазавод (ИАЗ) был известен своими поставками истребителей Су-30 на экспорт, сборкой самолетов-амфибий Бе-200. По заказу Airbus изготавливались компоненты для лайнера А-320, выпускался легкий автожир А-002М. Ныне на предприятии разворачивается производство нового учебно-боевого истребителя Як-130; первая боевая машина будет построена до конца 2008 года. ИАЗ стал базой для создания Научно-производственной корпорации «Иркут», в которую также вошли КБ им. Яковлева, КБ им. Бериева, «Русская авионика» и «Бета-Ир». Портфель заказов «Иркута» сегодня — более $4 миллиардов. В 2006 году российским правительством было принято решение об учреждении ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), в которую вошло НПК «Иркут» и ряд дру-

гих крупнейших российских авиаконструкторских предприятий. Доля государства в ОАК составляет 90,1%. По мнению президента ОАК Алексея Федорова, на ИАЗ постепенно будет происходить перепрофилирование с военной авиатехники на гражданскую, поскольку в российском авиапроме явный недостаток производственных мощностей для строительства гражданских самолетов.

Перед ОАК поставлена задача по возрождению всего авиа-прома, резкому увеличению производства. На ИАЗ началась проработка документации для выпуска пассажирского самолета МС-21 (семейства ближне-среднемагистральных самолетов на 130—170 мест), который в перспективе заменит парк Ту-154. Предполагается, что выпуск первого МС-21 произойдет в 2015 году.

70

ваш банк/госкорпорации

в 2003—2004 годах на сумму 45 млн. евро. Эта программа уникальна по многим показателям: впервые в России химическое предприятие, которое в отличие от большинства действующих не стало «объектом с накопленным экологическим ущербом», отказалось от ртутного электролиза. По сути, была создана новая структура, использующая мембранные технологии для производства хлора и каустика. Проект сложно структурировался, тяжело шел, однако на сегодня он полностью себя оправдал: с августа 2006 года продукция «Саянскхимпласта» производится посредством мембранного электролиза.

У проекта был длинный инвестиционный цикл. Часть кредита выдана консорциумом немецких банков AusfuhrkreditGesellschaft mbH (AKA) под гарантии страхового агентства Hermes. Это как раз тот вариант, когда мы «попали в десятку».

Бизнес «Саянскхимпласта» расширяется, конъюнктура рынка благоприятна, и думаю, что предприятие рассчитается по займу раньше, чем в оговоренные контрактом семь лет.

Второй клиент, к которому отношение не менее трепетное, — это ОАО «Иркутский масложиркомбинат». Особенность его в том, что крупное сельхозпредприятие было построено семьей Баймашевых, основа которой — Тамара Баймашева. Эти люди получили образование в советское время, у них нет престижных западных дипломов, тем не менее, самостоятельно отстроили вертикально-интегрированный агропромышленный холдинг. В нем есть все: от выращивания зерновых и скота, до реализации готовой продукции через собственную сбытовую сеть. Предприятие производит мясо-молочную и жировую продукцию, растит рапс и сою. «Иркутский

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №06 (74) 2008И

масложиркомбинат» под брэндом «Янта — натуральные продукты» создал эффективную сбытовую сеть на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Наше сотрудничество началось с того, что несколько лет назад в сезон закупок сои предприятию понадобились финансовые ресурсы, и мы предоставили им краткосрочный кредит. Впоследствии стали финансировать инвестпроекты, которых на сегодня накопилось уже более десятка. У менеджмента масложиркомбината нет глобальных революционных идей. Тамара Баймашева ведет бизнес с позиции житейской логики «курочка по зернышку» — улучшает один, второй, третий цикл, затем запускает четвертый, пятый. Была отстроена грамотная система мотивации и социального обеспечения работников. Не в ущерб компании и бизнесу решаются личные материальные проблемы людей. Ш

Сбербанк на проводе

О тесном сотрудничестве завода со Сбербанком, которое началось в достаточно сложное для предприятия время — в середине 90-х годов прошлого века— рассказывает директор по экономике и финансам ИАЗ Сергей Поляков:

«Сотрудничество ИАЗ со Сбербанком начиналось с получения краткосрочных кредитов для обеспечения производственной деятельности. Начиная с конца 1990-х годов, когда заводом были подписаны первые крупные контракты, партнерство со Сбербанком приняло другие формы, с ориентацией на обеспечение выпуска новых видов авиационной техники — истребителей Су-30 (с модификацией КН, МКИ, МКМ) под подписанные контракты с китайскими, индийскими и малайзийскими ВВС. Это уже было кредитование не только производственной деятельности в чистом виде. Дополнительные финансовые средства нужны были, в том числе, для обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Кроме того, в начале 2000-х годов ИАЗ приступил к реализации программы реконструкции и развития производственных мощностей. Устаревшее оборудование заменяется новым, более технологичным, разворачивается производство новых видов техники.

Сегодня при участии Сбербанка, нашего основного финансового партнера, осуществляется реализация текущих и перспективных проектов ОАО «Корпорация «Иркут»: банком открыты кредитные линии на длительный срок. До 95% нашей производственной деятельности — это экспортные контракты, некоторые из которых имеют долгосрочный характер: от трех до восьми лет. По заказу военно-воздушных сил Индии нами был разработан самолет Су-30 МКИ, первый серийно выпускаемый самолет в истории мировой авиации, на котором используется система управления вектором тяги, позволяющая достичь сверхманевренности. Поставки в Индию уже завершены, сейчас мы производим Су-30 МКМ для Малайзии и Су-30 МКА для Алжира. Чтобы реализовать эти контракты, у нас выстроены тесные взаимоотношения со Сбербанком. Финансирование приобретения оборудования в лизинг для нужд авиазавода происходит

в основном через центральный аппарат Сбербанка. Общая инвест-программа ИАЗ в течение ближайших пяти лет составляет ежегодно десятки миллионов долларов. Для развития и реконструкции мощностей будет закупаться новое импортное оборудование и технологии.

Из общего лимита кредитования в Сбербанке непосредственно в Иркутске мы получаем финансовые ресурсы для поддержания производственной деятельности. Также с Байкальским банком был реализован зарплатный проект, который имеет для нас очень большое значение: коллектив завода многочисленный, и вопрос выдачи зарплаты—это вопрос большого объема наличных средств. Сегодня практически 100% сотрудников ИАЗ получают деньги перечислением на пластиковые карты Сбербанка. Кроме того, два года назад мы заключили соглашение с Байкальским банком по ипотечному кредитованию наших сотрудников. Работники завода могут оформить кредит на строительство жилья под поручительство предприятия — до момента завершения строительства и передачи объекта в собственность. Авиазавод реализует программу социального развития и поддержки сотрудников, в рамках которой мы осуществляем строительство жилья на льготных условиях. Эта схема имеет большое достоинство: на начальном этапе нашим сотрудникам сложно было бы привлечь поручителей для получения в банке довольно крупной суммы. Сбербанк же целевым образом выделяет кредитные ресурсы, при этом получая гарантии авиапредприятия. Передача прав собственности на построенное жилье происходит в случае отсутствия задолженности у сотрудников завода перед банком. Объем кредитования по данной программе уже составил более 60 млн. руб., более 60 человек получили кредиты для строительства жилья, программа продолжает работать. Еще один плюс в нашем сотрудничестве — наличие нового до-пофиса банка, который располагается рядом с проходной завода, соответственно, и большая часть его клиентов — сотрудники авиазавода. Допофис имеет удобный режим работы, адаптированный к производственному графику на ИАЗ. Сотрудники предприятия имеют возможность воспользоваться услугами банка во время обеденного перерыва или после работы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.