Научная статья на тему 'Креативный подход в решении профориентационных задач'

Креативный подход в решении профориентационных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСУРС / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ламанова Лидия Анатольевна, Куценко Елена Борисовна

В статье раскрываются возможности решения профориентационных задач на основе креативного подхода и инновационной деятельности в Череповецком технологическом техникуме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативный подход в решении профориентационных задач»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Креативный подход в решении профориентационных задач

ЛАМАНОВА Лидия Анатольевна,

кандидат педагогических наук, методист Череповецкого технологического техникума, г. Череповец (Вологодская область)

Аннотация

В статье раскрываются возможности решения профориентационных задач на основе креативного подхода и инновационной деятельности в Череповецком технологическом техникуме

Ключевые слова:

креативный подход, инновационная деятельность, ресурс, ресурсный центр, сетевое взаимодействие, профориентация, самоопределение молодежи

КУЦЕНКО Елена Борисовна,

заведующая ресурсным центром Череповецкого технологического техникума, г. Череповец (Вологодская область)

нальногс

елью деятельности ресурсного центра на базе техникума является обеспечение , качественно нового уровня профессио-гс образования за счет организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений и предоставления модернизированных образовательных ресурсов для освоения современных производственных технологий на условиях открытого доступа для населения области.

Данная цель достигается посредством разработки учебных программ производственного обучения (части основных профессиональных образовательных программ профессионального образования), программ профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации безработных граждан и взрослого населения и др.

Причины, искажающие выбор профессии

Выбор профессионального пути определяет будущее молодого человека. Среди причин, искажающих этот выбор, можно выделить внутренние и внешние. Внутренние причины — нереалистичная самооценка, эгоистическая направленность личности, несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы, несформированность или отсутствие навыков самопознания. Внешние причины: слабое знание профессий и специальностей, отсутствие навыков принятия решения и прогнозирования последствий, разнонаправленное влияние семьи, школы и окружающей среды в вопросах профессионального самоопределения [6, 7, 8].

В рамках проведения профориентационных мероприятий созданы условия для снятия (корректировки) как внешних, так и внутренних причин, искажающих профессиональный выбор школьников. Данная работа нацелена:

Система работы по профориентации школьников в Череповецком технологическом техникуме строится на основе креативного подхода и носит непрерывный характер. Она реализуется в условиях сетевого взаимодействия между ресурсным центром профессиональной образовательной организации и общеобразовательной школой.

- на формирование личностных и общественно значимых мотивов в выборе профессии;

- на учет интересов и способностей школьников к конкретному виду деятельности и возможность их реализации;

- на развитие значимых для профессиональной деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих и специальных способностей;

- на создание условий для общекультурной и допрофессиональной подготовки;

- на ознакомление с профессиограммами, информацией о ситуации на рынке труда, учебных заведениях города;

- на пропаганду востребованных профессий в городе, области, регионе;

- на организацию совместной деятельности общего, дополнительного и профессионального образования.

Ступенчатый процесс

Поэтапная система работы в условиях сетевого взаимодействия позволяет избежать фрагментарности, противоречивости, непоследовательности при решении профориентационных задач. Рассмотрим каждый из этапов.

1-4 класс

Задачи: расширение знаний школьников об интересующих их профессиях, знакомство с новыми профессиями, доступными для понимания в этом возрасте.

Мероприятия: обучающая развивающая игра «Калейдоскоп профессий», нацеленная на обобщение знаний о профессиях, наиболее востребованных на предприятиях города, включающая в себя интерактивную экскурсию по учебным мастерским техникума.

5-6 класс

Задачи: формирование у подростков профессиональных предпочтений, оказание помощи в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Мероприятия: нетрадиционные профессиональные пробы — комплекс естественно-научных опытов, моделирующих процессы профессиональной направленности.

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Диагностические методики: направлены на выявление у подростков профессиональных предпочтений.

7-9 класс

Задачи: помощь в определении школьниками личностного смысла в выборе направления профессионального образования.

Мероприятия: вводный урок «Мир профессий» — занятие, формирующее у школьников потребность в профессиональном самоопределении и дающее представление о мире профессий.

Дополнительные общеразвивающие программы:

- «Металл раскрывает секреты». Результатом освоения программы является проявление интереса к профессии слесаря, станочника (металлообработка), сварщика и других специальностей для промышленных предприятий города, сформированного посредством выполнения практических работ.

- «Начальное техническое моделирование». Результатом освоения программы является формирование у школьников представлений о техническом моделировании и его значении в профессиональной деятельности технической направленности.

- «Чертилка. Ру» — программа, реализуемая в очно-заочной форме с использованием дистанционного обучения в области занимательного черчения, создающая условия для творческой самореализации и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Кроме того, проводятся следующие мероприятия:

- презентации профессий и специальностей по отдельным отраслям с привлечением работодателей, где происходит знакомство школьников с особенностями профессий и специальностей в интегрирующем аспекте (станочник — технолог машиностроения, портной — конструктор, технолог швейного производства и т.п.). Мероприятия проходят в активной форме с участием школьников в мастер-классах;

- интеллектуальное шоу «Битва умов» — игра, создающая единое пространство для виртуального общения студентов техникума и учащихся школ в процессе интеллектуального состязания;

- конкурс профессионального мастерства среди школьников города по профессии «Слесарь», выявляющий их способности и интересы, необходимые для обучения высококвалифицированным рабочим специальностям;

- конкурс профессионального мастерства среди школьников города по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», выявляющий их способности и интересы в сфере услуг;

- городская олимпиада «Занимательное черчение», содействующая выявлению талантливой, творческой, инициативной молодежи, создающая условия для реализации и развития интеллектуальных способностей, необходимых при выборе инженерно-технических специальностей.

Диагностические методики: способствуют определению личностного смысла в выборе школьником направления профессионального образования.

9-11 класс

Задачи: формирование значимых и ключевых для профессионального самоопределения компетентностей.

Мероприятия:

- творческий заочный конкурс «Выпускное платье — 201...», выявляющий и поддерживающий одаренных и мотивированных на занятия искусством моделирования подростков, создающий условия для их творческой реализации и профессионального самоопределения;

- конкурс виртуальных экскурсионных маршрутов «Мой Череповец», создающий условия для развития и реализации творческих способностей обучающихся, навыков исследовательской работы, систематизации и структурирования информации, совершенствования информационно-коммуникационных навыков в туристско-краеведческой деятельности.

Диагностические методики: направлены на формирование значимых и ключевых ком-петентностей подростков для их профессионального самоопределения.

Литература

1. Батаршев А. В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: Учеб. пособие для студентов ВПО. — М.: Академия. — 2008. — 195 с.

2. Горина Е. Е. Рынок труда в России: вопросы теории и практики // Современные научные исследования и инновации. — 2013. — №8 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://web.snauka.ru.

3. Малин С.В., Поляруш А. А. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе // Теория и практика общественного развития. — 2010. — № 4 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// cyberleninka.ru.

4. Попов Л. Н. Систематизация методологических принципов (подходов) педагогики // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 1. — с. 15-21.

5. Профессиональная самореализация личности в современном обществе: Монография / под науч. ред. Федосенко Е.В. — СПб.: Речь. — 2009. — 112 с.

6. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — М.: Изд. центр «Академия». — 2006. — 496 с.

7. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии / Г. В. Резапкина. — М.: Генезис. — 2002. — 80 с.

8. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии. — М.: Генезис. — 2010. — 48 с.

9. Резапкина Г. В. Самоопределение учащихся 5-9 классов: психологическая подготовка педагогов и родителей: Метод. пособие / Г. В. Резапкина, В. А. Родионов, А. Н. Соболева, М. А. Ступницкая. — М.: ОИЦ Академия. — 2012. — 176 с.

Поэтапная система работы в условиях сетевого взаимодействия позволяет избежать фрагментарности и противоречивости при решении профори-ентационных задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.