РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
REGIONAL AND SECTORAL ECONOMY
Оригинальная статья / Original article
УДК 332.1
http://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-12-1455-1473
Креативные индустрии как фактор социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа в условиях цифровой трансформации
Павел Андреевич Булочников1Н, Александр Дмитриевич Евменов2
1 Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург, Россия
1 2 Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия
2 Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, Россия
1 [email protected]м, https://orcid.org/0000-0002-0729-6698
Аннотация
Цель. Выявить перспективы и основные направления раскрытия потенциала сектора креативных индустрий как современного фактора комплексного регионального социально-экономического развития в условиях цифровой трансформации экономики и общества.
Задачи. Обосновать значимость влияния фактора креативной экономики на социально-экономическое развитие регионов; на примере Северо-Западного федерального округа (СЗФО) проанализировать действующие региональные стратегии социально-экономического развития (ССЭР) с точки зрения учета и планирования использования потенциала креативной экономики, а также раскрыть сущность законотворческих инициатив, применяемых форм и используемых методов поддержки организаций сектора креативных индустрий; выявить успешные практики стимулирования регионального развития креативных индустрий, а также организационно-методологические проблемы реализации существующих мер поддержки креативных индустрий в регионах; исследовать влияние уровня достигнутых социально-экономических условий регионов СЗФО, в частности степени цифровизации, развития культурной среды, применения мер поддержки креативных индустрий, на оценку развития креативной экономики; сформулировать задачи, которые целесообразно ставить при формировании ССЭР с точки зрения поддержки креативной экономики на уровне регионов, и рациональные принципы имплементации ССЭР в условиях цифровой трансформации.
Методология. Исследование построено на использовании общенаучных методов познания, включая системный, структурный, семантический и сравнительный анализ, научный синтез; методов индукции и дедукции, детализации и обобщения, моделирования.
Результаты. Показано, что, с одной стороны, креативные индустрии являются перспективным фактором регионального социально-экономического развития. С другой — достигнутый уровень социально-экономического развития, в том числе степень региональной цифровизации, существенно влияет на динамику креативной экономики. Для каждого субъекта РФ, входящего в СЗФО, формализованы сводные региональные показатели поддержки креативных индустрий (карточки «КИ-поддержки»), отражающие текущую ситуацию, при которой не все регионы имеют в дополнение к базовой ССЭР отдельную концепцию по развитию креативных индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки; выделены наиболее распространенные недостатки применяемых мер поддержки. Сформулирована типовая тематика подразделов ССЭР, связанных с креативными индустриями, определены разнонаправленные практики поддержки регионального развития креативных индустрий, реализующих организационную, финансовую, инфраструктурную, информационную, маркетинговую функ-
© Булочников П. А., Евменов А. Д., 2024
2 ции. Подробно проанализирован процесс влияния достигнутых социально-экономических
^ условий, включающих в себя параметры цифровизации, на креативные индустрии в регионах
о СЗФО. Дана оценка уровня развития креативных индустрий в регионах СЗФО, которая по-
о казала ее зависимость от степени региональной цифровизации. С учетом требований цифро-
^ вой трансформации предложены рациональные принципы, задачи и функции, которые це-
^ лесообразно реализовывать в процессе формирования ССЭР и региональных концепций
т развития креативных индустрий.
5 Выводы. В условиях цифровой трансформации и перехода к шестому технологическому укла-
£ ду возрастает значимость учета влияния креативной экономики и на уровень развития реги-
о ональных социально-экономических систем субъектов РФ, и на достижение целей идеологи-
ческого, духовно-нравственного и социально-экономического развития в национальном мас-« штабе России. Повышается актуальность учета требований цифровизации в ходе
5 имплементации ССЭР регионов с точки зрения развития креативных индустрий. У региональ-
< ных органов власти формируется понимание необходимости внедрения принципов цифровой
ф трансформации: инновационности, цифровизации, интеллектуального труда, общественной
^ транспарентности, кластеризации, имиджевой поддержки. Пока еще региональная поддержка
£ развития креативных индустрий характеризуется значительной неоднородностью подходов
регионов к решению данной задачи. При этом наблюдаются положительная динамика происходящего процесса и рост степени соответствия региональных векторов направленности ССЭР современным национальным целям и приоритетам развития. Актуальной задачей создания современных конкурентных преимуществ для руководства субъектов РФ должно стать системное внедрение на основе разработки стратегий регионального социально-экономического развития, включающих в себя разделы, регламентирующие процессы стимулирования креативной экономики, комплексных региональных механизмов поддержки сектора креативных индустрий. На уровне регионов следует уделить особое внимание внедрению взаимосвязанных информационных систем в сфере креативной экономики, выполняющих маркетинговую, информационную, обучающую интегрирующую, архивную, мониторинговую функции.
Ключевые слова: креативные (творческие) индустрии, креативная экономика, Северо-Западный федеральный округ, стратегия социально-экономического развития региона, концепция развития креативных индустрий, цифровая трансформация, цифровизация, блогерство, автоматизированная система
Для цитирования: Булочников П. А., Евменов А. Д. Креативные индустрии как фактор социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа в условиях цифровой трансформации // Экономика и управление. 2024. Т. 30. № 12. С. 1455-1473. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-12-1455-1473
Благодарности: статья подготовлена в Институте проблем региональной экономики РАН в рамках научно-исследовательской работы по государственному заданию «Новые условия и факторы социально-экологического развития регионов России в условиях цифровой трансформации экономики и общества» FMGS-2024-0002 № 124012000100-7.
Creative industries as a factor in the socio-economic development
of the Northwestern Federal District in the context of digital transformation
Pavel A. Bulochnikov1^, Alexander D. Evmenov2
1 The Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications, St Petersburg, Russia
1 2 Institute for Regional Economic Studies of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia
2 Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0729-6698
Abstract
Aim. The work aims to identify the prospects and main fields for unlocking the potential of the creative industries sector as a modern factor in comprehensive regional socio-economic development in the context of the digital transformation of the economy and society.
Objectives. The work seeks to substantiate the significance of the creative economy factor impact on the socio-economic development across regions; analyze the current regional strategies for socio-economic development (SSED) from the standpoint of accounting for and planning the
use of the creative economy potential using the Northwestern Federal District (NWFD) as a case study; reveal the essence of legislative initiatives, the forms and methods applied to sup- ^ port organizations in the creative industries sector; identify successful practices for stimulating J regional development of creative industries, as well as organizational and methodological problems in the implementation of existing measures to support creative industries in the regions; £ study the influence of the level of achieved socio-economic conditions of the NWFD regions, in * particular the degree of digitalization, development of the cultural environment, the use of £ support measures for creative industries, on the assessment of the creative economy develop- « ment; and formulate tasks that should be set when forming the SSED from the standpoint of 5 supporting the creative economy at the regional level, and rational principles for implementing 0 the SSED in the context of digital transformation. o
X
Methods. The study is based on general scientific methods of cognition, including systems, U
structural, semantic and comparative analysis, scientific synthesis, as well as methods of induc- *
tion and deduction, detailing, generalization, and simulation. ¿
a
Results. Creative industries are shown to be a promising factor in regional socio-economic de- £
velopment on the one hand. On the other hand, the achieved level of socio-economic development, ¿j
including the degree of regional digitalization, affects significantly the creative economy dy- *
namics. For each entity of the Russian Federation included in the NWFD, "CI support" cards £
have been formalized, presenting the current situation in the entities of the Russian Federation £
related to the NWFD, while not all regions have a separate concept, in addition to the basic ü
SSED, for the development of creative industries and mechanisms for implementing their state °
support. Moreover, the most common shortcomings of the support measures applied have been £
identified. The standard topics of the SSED subsections related to creative industries are for- <u
mulated, multidirectional practices of supporting regional development of creative industries |
implementing organizational, financial, infrastructural, informational, and marketing functions o
are defined. The process of influence of the achieved socio-economic conditions, including digi- °
talization parameters, on the development of creative industries in the NWFD regions is analyzed ?
in detail. The work presents an assessment of the level of development of creative industries x
in the NWFD regions, which demonstrated its dependence on the degree of regional digitaliza- ^
tion. Taking into account the requirements of digital transformation, rational principles, tasks, =
and functions are proposed, that should be implemented in the process of forming the SSED ¡5
and regional concepts for the development of creative industries. a.
o
Conclusions. In the context of digital transformation and the transition to the sixth technol- * ogy revolution, the importance of taking into account the influence of the creative economy on
the level of development of regional socio-economic systems of the constituent entities of the *
Russian Federation and on the achievement of the goals of ideological, spiritual, moral, and s
socio-economic development on a national scale in Russia is increasing. The relevance of con- S.
sidering the digitalization requirements during the regional SSED implementation is increasing ¡3
from the standpoint of the creative industries development. Regional authorities are developing «
an understanding of the need to implement the principles of digital transformation, namely s
innovation, digitalization, intellectual labor, public transparency, clustering, and image support. z
So far, regional support for the development of creative industries is characterized by significant m
heterogeneity of regional approaches to solving this problem. At the same time, there is an £
improvement of the ongoing process and an increase in the degree of compliance of regional ^
vectors of the SSED direction with current national goals and development priorities. An urgent ^
task of creating modern competitive advantages for the leadership of the constituent entities ^
of the Russian Federation should be the systematic implementation of comprehensive regional <
mechanisms for supporting the creative industries sector based on the development of creative- o
oriented strategies for regional socio-economic development. At the regional level, special at- í
tention should be paid to the implementation of interrelated information systems in the creative ^
economy, that perform marketing, information, educational, integrating, archival, and monitor- LJU
ing functions. «
o
Keywords: creative industries, creative economy, Northwestern Federal District, strategy for regional socio- ^ economic development, creative industries development concept, digital transformation, digitalization,
blogging, automated system o
For citation: Bulochnikov P.A., Evmenov A.D. Creative industries as a factor in the socio-economic development of the Northwestern Federal District in the context of digital transformation. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2024;30(12):1455-1473. (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-12-1455-1473
Acknowledgments: The article was prepared at the Institute of Regional Economic Problems of the Russian Academy of Sciences within the research work on the state assignment "New conditions and factors of socio-ecological development of Russian regions in the context of digital transformation of the economy and society" FMGS-2024-0002 No. 124012000100-7.
Учет требований цифровой трансформации в региональных ССЭР с точки зрения КИ
и <
Принципы цифровой трансформации при создании подраздела развития креативных индустрий в региональной ССЭР / региональной концепции развития КИ
Инновационное™
Интеллектуального труда
Имиджевой поддержки
Кластеризации
Общественной транспарентности
Цифровивации
Реализуемые функции
Маркетинговая Информационная
Обучающая Интегрирующая
Архивная Мониторинговая
<
Типовые задачи, решаемые в рамках развития КИ в региональных ССЭР, находящиеся в плоскости информационно-коммуникационных технологий
Создать условия для продвижения исконных духовно-нравственных ценностей
Распространить достоверную информацию об историческом и культурном наследии
Г Достичь доминирования на существующих ^информационных платформах и в социальных сетях РФ
( Насытить рынок отечественной медиапродукцией I и медиасервисами
Создать информационную базу ресурсов культуры
Внедрить механизмы обмена знаниями
Создать библиотеку культурного наследия региона
Создать единый портал креативной событийности
Рис. 1. Учет требований цифровой трансформации в процессе формирования региональных ССЭР с точки зрения развития креативных индустрий (КИ) Fig. 1. Considering the requirements of digital transformation during the generation of strategies for socio-economic development and regional concepts for the development of creative industries (CI)
Источник: составлено авторами.
Креативная экономика, имеющая в своей основе нематериальные активы, в том числе интеллектуальную собственность, информационные технологии, в условиях перехода к шестому технологическому укладу, наряду с высокой степенью циф-ровизации, инновационностью и качеством управления, становится одним из приоритетных комплексных факторов, способных стимулировать социально-экономическое развитие региональных экономических систем. Это следует учитывать в процессе формирования стратегий социально-экономического развития (ССЭР) субъектами Российской Федерации (РФ) [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. Традиционные факторы, в том числе уровень развития промышленной и транспортной инфраструктуры, наличие природных ресурсов, диверсификация экономики, плотность человеческих ресурсов, внешнеторговое (по отношению к региону) взаимодействие, связанные с исторически сложившимися предпосылками развития региона и его физико-географическим положением, характеризуются высокой степенью освоенности и постепенно снижают свой вклад в динамику регионального социально-экономического роста.
Развитие креативной экономики как перспективного фактора социально-экономического развития [7] существенно ускоряется при условии особого внимания к учету современных требований цифровой трансформации при создании как региональных ССЭР, имеющих разделы, посвященные развитию элементов креативной экономики, так и специализированных региональных программных нормативно-правовых актов (концепций), регулирующих развитие креативных индустрий [8; 9; 10; 11].
В процессе постановки задач при формировании региональных ССЭР в целях поддержки креативной экономики как фактора социально-экономического развития целесообразно придерживаться соответствия идеологическим национальным ориентирам, задаваемым основами государственной культурной политики, политикой по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [12; 13]. Необходимо учитывать и рациональные принципы, связанные с объективными реалиями цифровой трансформации экономики и общества, отраженные на рисунке 1.
Рассматривая сущностное содержание ряда принципов цифровой трансформации,
которые следует учитывать при разработке ССЭР, обратим внимание, во-первых, на принцип инновационности, подразумевающий использование современных программных и аппаратных (в том числе облачных) решений, основанных на использовании мониторинговых преимуществ автоматизированных систем сбора, агрегирования и обработки массивов независимых переменных, динамически влияющих на соответствующую целевую функцию (например, интегральный уровень социально-экономического развития региона), информационно-телекоммуникационных сетей, внутренних и внешних, для обеспечения доступа различных категорий авторизованных пользователей к такой информации.
Во-вторых, укажем принцип имиджевой поддержки предусмотренных ССЭР задач по развитию креативных индустрий региона. Цифровыми инструментами такой поддержки в современном мире в первую очередь служат методы создания соответствующего «контента» и информационного продвижения той или иной «повестки» в сети Интернет, на различных социально значимых платформах (социальных сетях, видеохостингах, тематических порталах и официальных сайтах органов власти).
В-третьих, стоит учитывать принцип общественной транспарентности, реализующий право общества на обладание информацией о стратегических планах и действиях властей по развитию социально-экономической среды, в частности креативной экономики, функционирование которой прямо или косвенно влияет на население. В соответствии с этим принципом ключевая, значимая нормативно-правовая информация, например ССЭР, концепции в сфере креативных индустрий, сведения об исполнении стратегических планов, должны быть транспарентны и легкодоступны для ознакомления заинтересованной общественности посредством применения цифровых технологий.
В-четвертых, находит отражение доминирование при переходе к шестому технологическому укладу принципа интеллектуального труда, находящего свой результат в формировании результата интеллектуальной деятельности (РИД), который может иметь как формализованные признаки, так и быть таковым «по существу». Речь идет о создании креативного контента.
В-пятых, нельзя не упомянуть о принципе кластеризации. Его суть заключает-
ся в целенаправленном стимулировании на
уровне регионов процессов создания креа- >.
тивных кластеров как по территориальному £
типу моно- или полисекторальных, так и в 2
территориально распределенном формате, *
имеющих видимую связь в виртуальном, |
цифровом пространстве посредством уча- £
си
стия включенных организаций креативных
„ о
индустрий в качестве резидентов на специ- £
ализированных, курируемых профильными |
региональными комитетами (комиссиями) £
со
по креативным индустриям межотраслевым ¿>
а
многофункциональным площадкам в сфере £
креативных индустрий. и
В-шестых, укажем принцип цифровиза- =
ции, интегрирующий все вышеизложенные * принципы, постулирующий целесообразность
перевода как можно большего количества биз- 2
о
нес-процессов организаций креативных инду- 5
стрий, процессов регионального и федераль- ^
ного управления социально-экономической I
X
жизнью в цифровой режим. Региональные ° ССЭР должны учитывать не только локаль- £ ные социально-экономические интересы, Ц но и выступать проводником национальной * политики в сфере культуры, национальных ° приоритетов и проектов. Так, креативная £ экономика, поддержку которой оказывает * федеральный и региональный уровни, может и должна служить цели продвижения £ исконных духовно-нравственных ценностей и | ориентиров России в информационном поле. 5 Для реализации этой цели в ССЭР регионов 5 целесообразно в разделе поддержки креатив- * ных индустрий планировать комплексное ре- х шение задач насыщения информационного * пространства в сети Интернет достоверной £ информацией историко-культурного и миро- * воззренческого характера, транслирующей ^ исконные духовно-нравственные ценности ^ русского народа, как видно на рисунке 1. ^ Данные задачи должны усиливать пред- I ставленность отечественной культурной по- г вестки в информационном пространстве. ^ Они могут быть решены различными спо- ш собами, в том числе посредством косвенной * поддержки или прямого финансирования проектов создания информационных пор- § талов и платформ, интегрирующих инфор- ^ мацию об исторических вехах развития как России в целом, так и определенного региона, разрабатывающего ССЭР; о культурно-досуговой событийности, об организациях сферы креативных индустрий и кластерных объединениях, арт-резиденциях, креативных пространствах.
2 Целесообразно внедрять механизмы ре-| гулирования блогерства (индивидуальное I создание интернет-контента) как составляю° щей сектора креативных индустрий, в знак чительной степени связанной с процессами ™ цифровизации, но наименее исследованной 5 и практически не представленной в офици-5 альных нормативно-правовых документах, ° в том числе ССЭР регионов. Вместе с тем
ос объем рынка этого сектора креативных ин-
<
^ дустрий в России составил около 50 млрд 5 руб. в 2023 г. [14]. Лидирующие блогеры-
0 инфлюенсеры (от англ. influence, что оз-
1 начает «влияние, воздействие»), которые сравнялись по охватам аудитории с федеральными СМИ, успешно создают и реализуют контент, услуги и товары, участвуют в формировании общественного мнения и общественных ценностей. Такое явление вышло за рамки функции классической индустрии развлечений и маркетинга товаров, поскольку сформировалась ниша социально ориентированного блогерства, имеющего в качестве главной цели просвещение и развитие общества в контексте ряда социально значимых вопросов.
Каждый субъект СЗФО обладает индивидуальными культурно-историческими особенностями (аутентикой) со значительным экономическим потенциалом, раскрытие которого целесообразно реализовывать на базе внедрения системного организационно-экономического механизма развития региональной креативной экономики, включающего в себя формирование, регулярное обновление соответствующего раздела в ССЭР и/или создание нормативно-правового акта, в частности региональной концепции и плана развития креативных индустрий в субъекте РФ [15].
С 2010 г. тенденция увеличения степени использования креативного потенциала регионов РФ планомерно нарастает. Сформирована и дополняется нормативно-правовая база регулирования социально-экономических процессов в сфере креативных индустрий, включающая в себя как федеральную [12; 13; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27], так и региональную составляющую. Например, в СЗФО сегодня все 11 субъектов в процессе формирования ССЭР в той или иной форме ставят задачи по поддержке креативных индустрий [28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41]. Типовая тематика поставленных на этом уровне задач, связанных с креатив-
ными индустриями, показана на рисунке 2. Преимущественно она отражает целевую ориентацию повышения уровня социально-экономического развития регионов. Между тем степень имплементации социально ориентированных положений системообразующих концептуальных идеологических документов национального уровня, таких как «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [12], «Основы государственной культурной политики» [13], «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [16], проявляется не в полной мере. Вместе с тем федеральная нормативно-правовая регламентация прикладного уровня, в том числе распоряжения Правительства РФ «О Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» [17], «План мероприятий по реализации Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» [18], Перечень поручений по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» [19], Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 330-ФЭ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» [21], в целом в ССЭР субъектов РФ исполнена. С разной степенью имплементации исполняют и другие сопутствующие федеральные стратегии и концепции [21; 22; 23; 24; 25; 26; 27].
Рассматривая современные тенденции региональной поддержки креативных ин-дустрий, связанные с активизацией региональных законодательных инициатив, как показано на рисунке 3, можно обнаружить их преимущественную направленность на поддержку отраслей, обслуживающих туристические потоки и характеризующихся использованием потенциала исторически сложившейся аутентики региона. На разных стадиях готовности происходит формирование инфраструктуры развития креативных индустрий, в частности региональных координационных центров поддержки развития креативных индустрий, функционирующих в тесной связи с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Тематика подразделов КИ в ССЭР / региональных концепциях по развитию КИ
Цели:
- развитие креативной экономики региона;
- развитие предпринимательского, социокультурного, туристического потенциала;
- сохранение и популяризация региональной историко-культурной аутентики;
- координация деятельности органов власти и корпоративного сектора
Общеорганизационные задачи:
- создание механизма координации и мониторинга КИ;
- определение приоритетных региональных подотраслей КИ и ключевых параметров их развития;
- корректировка региональных проектов КИ для соответствия национальным проектам РФ;
- создание условий для производства и продвижения продукта региональных КИ
В сфере развития креативных индустрий ставят задачи:
- создание свободной творческой среды;
- создание организационной инфраструктуры взаимодействия креативных индустрий;
- создание и развитие креативных пространств;
- создание креативного кластера;
- создание профильной системы образования кадров для КИ
В сфере культурной политики ставят задачи:
- сохранение объектов культурно-исторического наследия;
- повышение культурного потенциала;
- развитие театрального, музыкального и аудиовизуального искусства;
- развитие современного искусства;
- повышение образовательной роли культуры;
- повышение вовлеченности населения в сферу культуры;
- развитие инфраструктуры сферы культуры;
- внедрение современных информационных технологий
В сфере туризма ставят задачи:
- развитие туристской инфраструктуры;
- развитие морского и речного круизного туризма;
- расширение предложений видов туризма;
- повышение качества туристских услуг;
- продвижение регионального туристского продукта, бренда;
- создание туристского кластера;
- поддержка при строительстве гостиниц
В сфере пространственного развития ставят задачи:
- повышение комфортности городской среды;
- сбалансированное развитие административно-территориальных образований;
- развитие общественных пространств;
- внедрение программ локальной событийности
В социальной сфере ставят задачи:
- развитие научно-образовательного комплекса;
- развитие системы дополнительного и профессионального образования в сфере КИ;
- повышение доступности социальных услуг;
- развитие физической культуры и спорта;
- вовлечение молодежи в социально-экономическое развитие региона
Рис. 2. Тематика подразделов КИ в ССЭР / региональных концепциях по развитию КИ, 2024 г. Fig. 2. Topics of creative industries subsections in the strategies for socio-economic development / regional concepts
for the development of creative industries, 2024
Источник: составлено авторами на основе [28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41].
о >
Анализируя в целом позитивные тенденции региональной поддержки креативных индустрий, обратим внимание на организационно-методологические проблемы в аспекте применения ряда инструментов: формальную декларативность, но некон-
кретность мер поддержки креативных инду-стрий; реактивный, основанный на использовании исходных культурно-исторических территориальных преимуществ регионов характер применяемых усилий в области поддержки креативных индустрий; отсутствие
о
и <
<
Активизация регионального нормотворчества в сфере КИ ► Узкоспецифическая региональная направленность поддержки КИ ► Реактивность региональных действий
Развитие региональных институтов поддержки КИ ► Тенденции региональной поддержки КИ < Отсутствие единообразия подходов к регулированию КИ
Активная эксплуатация культурно-исторического наследия < Приоритет туристического и культурно-исторического сегментов КИ <— Тяготение мер поддержки КИ к крупным городам
Рис. 3. Тенденции региональной поддержки КИ Fig. 3. Trends in regional support for creative industries
Источник: составлено авторами на основе [28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41].
унификации подходов к формулированию целей, задач и мер поддержки организаций креативных индустрий в региональных нормативно-правовых актах; нетранспарентную практику оказания адресной помощи креативным организациям и проектам.
Изучение региональных ССЭР в СЗФО, как следует из таблицы 1, с точки зрения приоритетности развития креативных ин-дустрий, в том числе с использованием преимуществ цифровизации, показало, что потенциал повышения уровня социально-экономического развития входящих в федеральный округ субъектов РФ за счет развития региональной креативной экономики остается в настоящее время раскрытым не в полной мере: лишь отдельные регионы разработали специализированные программы развития креативных индустрий, планомерно занимаются развитием творческих кластеров [28; 31; 33; 35; 37].
Данные анализа, представленные нами в таблице 1 (карточка «КИ-поддержки» субъекта СЗФО), свидетельствуют о том, что только пять из 11 регионов СЗФО (Республика Карелия, Калининградская, Вологодская, Новгородская и Мурманская области) имеют в качестве дополнения к общей ССЭР, являющейся обязательной для субъектов РФ, отдельную региональную концепцию по развитию креативных индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки либо обширный специализированный раздел в ССЭР. Это отражено в таблице 1.
Из позитивных примеров можно выделить Республику Карелия (утвержден
документ, в соответствии с которым создан территориальный кластер в сфере креативных индустрий [37]); Новгородскую область, у которой предусмотрен в ССЭР раздел, посвященный развитию креативных индустрий [35]; Мурманскую область (утверждена региональная Концепция развития креативных индустрий до 2030 года [33]). Даже при отсутствии отдельной региональной концепции поддержки креативных индустрий во всех ССЭР рассматриваемых субъектов РФ существуют разделы, связанные с поддержкой и развитием либо ряда составляющих креативных индустрий и региональной сферы культуры, при этом термин «креативные индустрии» не упоминается формально, либо они дополнительно имеют, как, например, в ССЭР Санкт-Петербурга [27], специализированные целевые блоки по развитию креативных индустрий. Все регионы СЭФО реализуют государственные программы по разделам ССЭР, фактически предусматривающим вопросы развития тех или иных сегментов креативных индустрий: речь идет об экономике инноваций, культуре, туризме, городской среде. Изложенное отражено в таблице 1.
К действенным применяемым практикам и мерам регионального развития креативных индустрий, упоминаемым в ССЭР, следует отнести такие, которые представлены на рисунке 4.
Отраженные на рисунке 4 практики являются активными мерами прямого воздействия на креативные индустрии региона. Но, по нашему мнению, огромное влияние оказывает и общий фон, отражающий
Таблица 1
Стратегии социально-экономического развития регионов СЗФО с точки зрения поддержки креативных индустрий
Table 1. Strategies for socio-economic development of the regions of the Northwestern Federal District
in terms of supporting creative industries
№ Карточка «КИ-поддержки» субъекта СЗФО Применяемые в ССЭР термины, связанные с КИ (1), косвенная связь с КИ в следующих разделах ССЭР (2), планы и достижения (3), меры поддержки (4) КИ
Ц1 Республика Карелия (РКр) ССЭР — до 2030 г., раздел КИ — нет, концепция развития КИ — есть (План развития КИ 2022-2024; Стратегия территориального кластера в сфере КИ). Участие в госпрограммах (ГП): «Развитие туризма»; Федеральных программах (ФП): Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура» 1. Креативные (индустрии, среда), творческие индустрии. 2. Туризм; пространственное развитие, культура; человеческий капитал; комфортная среда. 3. Кластеры в секторах: КИ, туризма; член стандарта АСИ; перечень организаций КИ; сеть арт-резиденций. 4. Налоговый режим; финансовая поддержка проектов в области культуры и искусства по итогам конкурсного отбора
22 Санкт-Петербург (СПб) ССЭР — до 2035 г., раздел КИ — есть. Участие в ГП: «Развитие сферы культуры в СПб», «Развитие сферы туризма в СПб» 1. Креативные (индустрии, среда, пространства, проекты). 2. Культурная политика; развитие сферы туризма; человеческий капитал; качество городской среды; устойчивый экономический рост. 3. Развитые креативные пространства
33 Ленинградская область (ЛО) ССЭР — до 2035 г., раздел КИ — нет, концепция развития КИ — нет. Участие в ГП «Развитие культуры»; «Развитие внутреннего и въездного туризма»; «Стимулирование экономической активности» 1. Туристско-рекреационный кластер. 2. Туризм; культура; социальное развитие; комфортная среда
44 Новгородская область (НО) ССЭР — до 2026 г., раздел КИ — есть, концепция развития КИ — нет. Участие в ГП: «Развитие культуры и архивного дела»; «Развитие креативной экономики»; «Комплексное развитие туризма»; «Творческая молодежь»; «Единый событийный календарь»; «Национальное кино»; «Культура в цифре»; ФП: «Культурная среда»; «Творческие люди»; «Цифровая культура» 1. Креативные (индустрии, экономика, отрасли, бизнес-проекты, развитие, продукт, пространство, экосистема, потенциал), точки притяжения. 2. Экономический рост; развитие туристского потенциала; культура; пространственное развитие. 3. Фонд развития креативной экономики; креативный кластер «Трест» (в том числе технопарк и инкубатор); реестр организаций КИ; акселератор в КИ «12 шагов в креативной экономике»; член стандарта АСИ. 4. Снижение налоговых ставок на УСН для КИ из реестра; грантовая поддержка (Фонд развития креативной экономики)
55 Псковская область (ПО) ССЭР — до 2030 г., раздел КИ — нет, концепция развития КИ — нет. Участие в ГП: «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма»; «Формирование современной городской среды»; «Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности» 1. Культура (среда, жизнь, практики, потенциал, наследие, сфера, потенциал, пространства, активность, сотрудничество, акции, услуги)
66 Мурманская область (МО) ССЭР — до 2030 г., раздел КИ — нет, концепция развития КИ — есть (Концепция развития творческих (креативных) индустрий до 2030 г.). Участие в ГП: «Культура»; «Комфортное жилье и городская среда»; «Экономический потенциал»; «Информационное общество» 1. Творческий (потенциал, развитие, самореализация), культурный (облик, жизнь, ценности, пространство, традиции, наследие, взаимодействие, этно-, процессы, адаптация, воспитание), кластеры (туристский, дизайна). 2. Формирование и развитие кластеров; обеспечение творческого и культурного развития личности, участия населения в культурной жизни региона; повышение роли туризма в экономическом и социокультурном развитии региона; формирование инновационного предпринимательства. 3. Создание туристско-рекреационного кластера.
77 Вологодская область (ВО) ССЭР — до 2030 г., раздел КИ — есть, концепция развития КИ — нет. Участие в ГП: «Городская среда»; «Наследие»; «Культура и туризм»; «Экономическое развитие»; «Информационное общество» 1. Креативная индустрия, творчество (потенциал, наследие, продукт, коллектив, проект). 2. Туризм; культура; социальное развитие; комплексное пространственное развитие. 3. Кластеры в области туризма (всего их -шесть)
88 Республика Коми (РКо) ССЭР — до 2030 г., раздел КИ — нет, концепция развития КИ — нет. Участие в ГП: «Развитие культуры и туризма»; «Развитие экономики»; «Информационное общество»; ФП: «Культурная среда»; «Творческие люди»; «Цифровая культура» 1. Творческий потенциал, духовный кластер, культурный (потенциал, индустрия, наследие). 2. Развитие культуры и искусства; конкурентоспособная туристская индустрия; сильная экономика с привлекательным инвестиционным климатом
Окончание табл. 1
№ Карточка «КИ-поддержки» субъекта СЗФО Применяемые в ССЭР термины, связанные с КИ (1), косвенная связь с КИ в следующих разделах ССЭР (2), планы и достижения (3), меры поддержки (4) КИ
99 Архангельская область (АО) ССЭР — до 2035 г., раздел КИ — нет, концепция развития КИ — нет. Участие в ГП: «Культура Русского Севера»; «Формирование современной городской среды»; «Молодежь Поморья»; «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность»; «Цифровое развитие» 1. Креативные (индустрии, кластер, рынок), культура, социальные пространства. 2. Сохранение культурного наследия; культурный регион; культурный код; компактное развитие среды; ревитализация пространств; эффективная система поддержки малого бизнеса; культурный досуг для молодого поколения. 3. Формирование и развитие духовного кластера; девять туристско-рекреационных кластеров. 4. Проект креативного кластера народного искусства и творчества
110 Калининградская область (КО) ССЭР — до 2026 г., раздел КИ — нет, концепция развития КИ — есть. Участие в ГП: «Культура»; «Туризм» 1. Креативность, креативные граждане, культура (жизнь, наследие, проекты, деятельность, пространство, ценности), творческие инициативы. 2. Культура; туристско-рекреационный комплекс; цифровая экономика. 3. Кинокластер, создание ИТ-кластера. 4. Система рибейтов
111 Ненецкий АО (НАО) ССЭР — до 2030 г., раздел КИ — нет, концепция развития КИ — нет. Участие в ГП: «Культура»; «Создание условий для экономического развития»; «Сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера»; «Молодежь»; ФП: «Культурная среда»; «Творческие люди»; «Цифровая культура» 1. Креативный (кластер); творчество (потенциал, коллективы, проекты). 2. Туристская деятельность; молодежная политика; развитие культурной сферы; культура
о
и «
«
Источник: составлено авторами на основе [28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41].
Практики региональной поддержки креативных индустрий
Прямого действия Непрямого действия
Инфраструктурная поддержка Присоединение к креативному стандарту Агентства стратегических инициатив
Льготная аренда Создание регионального реестра организаций креативных индустрий
Прямое финансирование Создание креативных кластеров
Применение налоговых льгот Развитие креативных пространств, создание арт-резиденций
Рис. 4. Результативные практики поддержки КИ на региональном уровне Fig. 4. Effective practices of supporting creative industries at the regional level
Источник: составлено авторами на основе [28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41].
достигнутый уровень социально-экономического развития региона, особенно в аспектах экономики креативных индустрий, культурной среды, цифровизации и интеллектуальной собственности.
На основе анализа комплексного рейтинга креативных регионов России в 2023 г. [42] изучена степень влияния общего фона параметров региональной среды, способствующих развитию креативных индустрий [7; 15]. Из рейтинга выделены данные о субъектах РФ, входящих в СЭФО. Эатем графически представленные в нем факторные
показатели влияния на развитие региональных креативных индустрий пропорционально преобразованы в цифровые. В результате получено распределение баллов, отраженное на рисунке 5.
По интегральному общему баллу с большим отрывом лидирует г. Санкт-Петербург, как видно на рисунке 5, набирая по совокупности 750 баллов. Далее при существенном отрыве располагаются шесть регионов с общим уровнем баллов (450-500): Калининградская, Вологодская и Новгородская области, Республика Карелия, Архангельская
50
175
250
150
50 100
200
150
75
~5Ö~
200
150
50 75
200
150
50 75
200
125
50
125
175
150
50 75
175
125
50 75
150
100
75
75
125
100 Z25Z 100
150
150
1251 50
100
СПб КО НО ВО РКр АО МО РКо ПО НАО ЛО
□ Поддержка КИ □ Экономика КИ □ Культурная среда ■ Социально-экономические условия
Рис. 5. Структура распределения баллов* по группам влияния интегрального показателя на КИ субъектов СЗФО Fig. 5. Structure of point distribution* by groups for integrated index impact on the creative industries of the Russian regions included in the Northwestern Federal District
»Максимально возможный балл по каждой частной подгруппе факторов — 100.
Источник: составлено авторами на основе [42].
и Мурманская области. В третью группу субъектов СЗФО, с наименьшими значениями интегрального показателя (325-400) вошли Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Псковская и Ленинградская области. При этом внутри групповых агрегированных показателей (социально-экономические условия, культурная среда, экономика КИ, поддержка КИ) распределение между субъектами РФ, входящими в СЗФО, существенно отличается.
В связи с переходом к шестому технологическому укладу и возрастанием значимости процессов цифровой трансформации нас особенно интересовал вклад группового фактора «Социально-экономические условия», включающего в себя параметры цифровиза-ции, в развитие креативных индустрий по регионам СЗФО. Это показано на рисунке 6.
По этому групповому показателю рейтинга лидером остается г. Санкт-Петербург. Однако Ленинградская область, получая преимущество от территориальной близости к Санкт-Петербургу, а значит, и инфраструктурной, с позиции связанности телекоммуникаций перестает быть аутсайдером и перемещается на седьмое место, опережая Архангельскую и Псковскую области, Республику Коми, Ненецкий автономный округ. Только у последнего — нулевой балл по показателям цифровизации и интеллектуальной собственности.
Проведенный анализ подтвердил наше предположение о том, что фактор циф-ровизации является высокозначимым в процессе имплементации ССЭР с точки зрения развития креативных индустрий региона. По нашему мнению, уровень и динамику цифровой трансформации в субъектах СЗФО, можно косвенно определить по валовой добавленной стоимости (ВДС) раздела «Деятельность в области информации и связи» валового регионального продукта (ВРП) в системе национальных счетов по регионам РФ, как видно на рисунке 7. Так, в СЗФО определяющий вклад в ВДС по этому направлению вносит г. Санкт-Петербург. На относительно высоком уровне, демонстрируя впечатляющую положительную динамику прироста, находятся Вологодская, Калининградская и Ленинградская области. Мурманская область, находясь на сопоставимом уровне по ВДС на протяжении рассматриваемого семилетнего периода, сохраняет стабильную динамику.
Таким образом, в условиях цифровой трансформации возрастает значимость влияния креативной экономики как на уровень и динамику социально-экономического развития регионов, так и на достижение целей идеологического, духовно-нравственного и социально-экономического развития в национальном масштабе РФ.
о >
о
и «
«
75
50 25 25 25 50 50
75 50 50 50 25 25
25 25 25 25 25 25 25
25 25 25 25 25 25 25 25 25
75 50 50 50 50 50 50 50 50 25 75
25
СПб КО НО ВО РКр МО ЛО АО РКо ПО НАО
□ Благосостояние и экономика □ Образование □ Интеллектуальная собственность Н Цифровизация
Рис. б. Структура распределения баллов влияния группового фактора «Социально-экономические условия»
на КИ регионов СЗФО
Fig. б. Structure of point distribution for impact of the "Socio-economic conditions" group factor on the creative industries of the Northwestern Federal District regions
Источник: составлено авторами на основе [42].
Сравнительный анализ ССЭР субъектов СЭФО, с точки зрения степени региональной поддержки развития креативных индустрий показал существенную неоднородность подходов различных регионов к решению данной задачи. Однако выявлены положительная динамика исследуемого процесса и рост степени соответствия региональных векторов направленности ССЭР современным национальным целям и приоритетам развития.
В процессе изучения влияния совокупности достигнутых параметров, характеризующих сложившееся протекание социально-экономических процессов каждого субъекта СЭФО, на развитие сектора региональных креативных индустрий выявлено, что уровень цифровизации является важнейшим из них. Раскрыты причины и сформулирована типовая тематика подразделов ССЭР регионов СЭФО, которые связаны с креативными индустриями при выделении успешных практик регионального развития креативных индустрий, реализующих организационные, финансовые (в том числе налоговые), инфраструктурные, информационные и маркетинговые меры поддержки. Современной тенденцией в сфере креативных индустрий видится возрастание значимости учета объективных требований процессов цифровиза-ции в ходе имплементации ССЭР регионов с точки зрения развития креативных ин-дустрий. При этом у региональных органов власти наблюдается понимание необ-
ходимости внедрения принципов цифровой трансформации: инновационности, цифро-визации, интеллектуального труда, общественной транспарентности, кластеризации, имиджевой поддержки. Растет влияние цифровизации на человеческий капитал, резидентов креативной экономики, которые представлены совокупностью людей, вовлеченных в креативную деятельность, как в формализованном, так и неформализованном виде. На них прямо влияют цифровые методы оценки эффективности их работы, а также мониторинга эффективности организаций креативных индустрий и в целом комплексного регионального уровня социально-экономического развития.
В современных условиях концепция развития креативных индустрий и на национальном уровне, и на подчиненных ему региональных уровнях должна подразумевать под собой использование автоматизированной программно-аппаратной информационно-телекоммуникационной среды. Такая среда должна быть построена на математически обоснованных алгоритмах и моделях, динамически отслеживающих состояние совокупности значимых переменных, являющихся индикаторами функционирования креативной экономики (организации, региона, государства) и модели, которая способна через преобразование исходных переменных предоставлять органам исполнительной и законодательной власти соответствующих уровней, населению и бизнес-сообществу
vo >>
о. d a
с; 2
16 14 12 10 8 б 4
и Республика Карелия Республика Коми Ненецкий автономный округ Архангельская область Вологодская область Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Новгородская область Псковская область
■ 2016 5,8 7,9 2,1 7,1 9,7 7,3 5,4 5,5 3,5 3,6
■ 2017 3,2 8 2,4 6,2 7,9 7,2 5,5 6,1 4,7 3,8
2018 3,2 7,1 1,3 6,4 9,1 8 6 6,2 3,6 4,1
■ 2019 4,7 6,8 0,6 6,7 10,3 10,7 7,5 6,3 3,6 4,3
■ 2020 4,7 6,4 0,6 6,5 10,8 11,9 8,3 6,2 3,6 3,6
2021 5 6,5 0,6 8,2 12,1 12,8 8,8 6,7 3,6 4
2022 4,9 6,4 0,6 8,1 13,7 14,3 9,3 6,3 3,2 3,9
297,7
304,2
321,8
342,8
263,2
2016
2017 2018
■ г. Санкт-Петербург
2019 2020 2021
Северо-Западный федеральный округ
2022
Рис. 7. ВДС по разделу ВРП «Деятельность в области информации и связи» в ценах 2016 г., млрд руб. Fig. 7. Gross added value in the section of gross regional product "Activities in the field of information and communication" in 2016 prices, billion rubles
Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики.
информацию для оценки уровня развития как отдельных организаций, так и в целом
«
сектора креативных индустрии страны, в том числе каждого региона.
о >
Список источников
1. Булочников П. А. Развитие сферы культуры как комплексный фактор конкурентоспособности регионов // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 17-28. DOI: 25631/PEJ.2019.2.17.28
2. Креативные индустрии в условиях цифровой экономики: монография / под общ. ред. А. Д. Евменова. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2020. 180 с.
2 3. Меленкин В. Л., Чешева К. К. Креативный капитал как важнейший элемент формирования
;Е инновационной экономики // Экономика и экология территориальных образований. 2020.
о Т. 4. № 4. С. 20-25. DOI: 10.23947/2413-1474-2020-4-4-20-25
о 4. Недосвитий Н. В. Творческие индустрии как инструмент наращивания конкурентного
m потенциала территории // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014.
* № 1. С. 87-90.
2 5. Окрепилов В. В., Шматко А. Д. Актуальные вопросы и перспективы развития
5 инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований //
£ Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2021. № 3. С. 3-7. DOI:
о 10.52897/2411-4588-2021-3-3-7
6. Булочников П. А. Стратегическое управление развитием регионов: монография. СПб.: « Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2021. 242 с.
5 7. Булочников П. А. Креативная экономика как центр экономического роста регионов //
« Петербургский экономический журнал. 2024. № 3. С. 89-108.
о 8. Рейтинг креативных регионов России. 2023. Спецвыпуск № 3 // Национальный
5 исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/
ï data/2023/11/14/2106798958/Human_Capital_NCMU_Digest_Special_Issue_3_Creative_
Regions_11-2023.pdf (дата обращения: 26.11.2024). 9. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства РФ от 28 июня 2017 г. № 1632-р // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=m5xw8sz3n2574792770 (дата обращения: 26.11.2024).
10. Новый нацпроект «Экономика данных» будет реализован в рамках 8 федеральных проектов // Аналитический центр при Правительстве РФ. 2024. 4 сентября. URL: https:// ac.gov.ru/news/page/novyj-nacproekt-ekonomika-dannyh-budet-realizovan-v-ramkah-8-fede-ralnyh-proektov-27883 (дата обращения: 26.11.2024).
11. Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по национальным проектам «Эффективная и конкурентная экономика», «Туризм и гостеприимство» и «Экономика данных и цифровая трансформация государства» // Правительство РФ: офиц. сайт. URL: http://government. ru/news/51934/ (дата обращения: 26.11.2024).
12. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/405579061/ (дата обращения: 26.11.2024).
13. Об утверждении Основ государственной культурной политики: указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 (в ред. от 25.01.2023) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ 794f61e017718ffdc01e7af2e023edc189680f5f/?ysclid=m5xwiwy0h5786208204 (дата обращения: 26.11.2024).
14. Новости // Ассоциация блогеров и агентств. URL: https://aba-media.ru/ (дата обращения: 26.11.2024).
15. Формирование инфраструктуры креативных (творческих) индустрий регионов: перспективные направления развития в условиях цифровизации: монография / А. Д. Евменов, Л. А. Еникеева, Т. А. Сорвина, П. А. Булочников. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2024. 160 с.
16. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.: указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/?ysclid=m5xwu33 zb6998357709 (дата обращения: 26.11.2024).
17. Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/402745784/?ysclid=m5xwv8s256443074679 (дата обращения: 26.11.2024).
18. План мероприятий по реализации в 2022-2025 годах Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2022 г. № 2290-р // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_424778/f62ee45faefd8e2a11d 6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=m5xx0idncx360867874 (дата обращения: 26.11.2024).
19. Перечень поручений по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России»: утв. Президентом РФ 15 августа 2023 г. № Пр-1593 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/72053 (дата обращения: 26.11.2024).
20
21
22.
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_194820/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=m5xx3psd66597473059 (дата обращения: 26.11.2024).
О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации: федер. закон от 8 августа 2024 г. № 330-ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_482580/?ysclid=m5xx5qmamt930983486 (дата обращения: 26.11.2024).
О Федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)»: постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186 // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/70149760/?ysclid=m5xx8557jl723323469 (дата обращения: 26.11.2024). Паспорт Национального проекта «Культура»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319207/?ysclid=m5xxb0p2p9422754504 (дата обращения: 26.11.2024).
Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации: указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47244 (дата обращения: 26.11.2024).
Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р // Правительство России: офиц. сайт. URL: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60Rkto0 Xl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 26.11.2024).
Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р (в ред. от 30.03.2018) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d93 8761ccffdd288bd/?ysclid=m5xxga92mx116526298 (дата обращения: 26.11.2024). Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г.: указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_210967/?ysclid=m5xxilz4zq880662901 (дата обращения: 26.11.2024). О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 г.: закон г. Санкт-Петербурга принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 19 декабря 2018 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/551979680 (дата обращения: 26.11.2024). Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 г.: областной закон (принят Архангельским областным Собранием депутатов, постановление от 13 февраля 2019 г. № 168) // Правительство Архангельской области. URL: https://portal.dvinaland.ru/upload/iblock/f91 /Стратегия%20развития%20 Архангельской%20области%20до%202035%20года.pdf (дата обращения: 26.11.2024). О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу: постановление Правительства Калининградской области от 2 августа 2012 г. № 583 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https:// docs.cntd.ru/document/469728648 (дата обращения: 26.11.2024).
Стратегия социально-экономического развития Вологодской области до 2030 г.: утв. постановлением Правительства Вологодской области от 17 октября 2016 г. № 920 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs. cntd.ru/document/444743929 (дата обращения: 26.11.2024).
Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 г.: утв. Законом Ленинградской области от 8 августа 2016 г. № 76-оз // Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. URL: https://econ. lenobl.ru/media/content/docs/4419 (дата обращения: 26.11.2024).
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 г. и на период до 2025 г.: утв. постановлением Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. № 768-ПП/20 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/465602093 (дата обращения: 26.11.2024). Стратегия социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 г.: утв. постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 7 ноября
2019 г. № 256-сд // Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа. URL: https://dfei.adm-nao.ru/strategicheskoe-planirovanie/proekt-strategii-socialno-ekono-micheskogo razvitiyaneneckogoavtonomn/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google. com%2F (дата обращения: 26.11.2024).
и «
35. Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2026 г.: утв. Областным законом «О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года» от 4 апреля 2019 г. № 394-03 // Правительство Новгородской области. URL: https://www.novreg.ru/documentation/detail.php? ID=86161 (дата обращения: 26.11.2024).
36. Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2035 года: утв. распоряжением Администрации области от 10 декабря 2020 г. № 670-р // Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области. URL: https://economics.pskov.ru/sites/default/files/strategiya_v_gasu_tolko_tekst.pdf (дата
о обращения: 26.11.2024).
37. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2030 г.: утв. « распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 г. № 899р-П // 5 Министерство экономического развития Республики Карелия. URL: https://economy.gov. « karelia.ru/upload/iblock/9c0/strategiya-v-red-ot-20.08.2021.docx (дата обращения: о 26.11.2024).
5 38. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 г.:
Ï утв. постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. № 185 //
Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/48688678/#friends (дата обращения: 26.11.2024).
39. Одобрена Концепция развития сферы культуры Санкт-Петербурга до 2035 г. // Администрация Санкт-Петербурга: офиц. сайт. 2023. 13 апреля. URL: https://www.gov. spb.ru/press/governor/258116/ (дата обращения: 26.11.2024).
40. Региональный комплекс мер по развитию творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в Республике Карелия на 2022-2024 годы: утв. 1 июня 2022 г. // Центр «Мой бизнес» Республики Карелия. URL: https://mb10.ru/do wnload/27/?ysclid=m64xz2zhkp18837349 (дата обращения: 26.11.2024).
41. О государственной поддержке творческих (креативных) индустрий в Мурманской области: постановление Правительства Мурманской области // Правительство Мурманской области. 2024. 1 апреля. URL: https://openregion.gov-murman.ru/acts/519129/ (дата обращения: 26.11.2024).
42. Региональный стандарт развития креативных индустрий // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/creative/standart/?ysclid=m5xyfy65v7816665025 (дата обращения: 26.11.2024).
References
1. Bulochnikov P.A. Culture sphere development as a complex factor of regions competitiveness. Peterburgskii ekonomicheskii zhurnal = Saint-Petersburg Economic Journal. 2019;(2):17-28. (In Russ.). DOI: 25631/PEJ.2019.2.17.28
2. Evmenov A.D., ed. Creative industries in the digital economy. St. Petersburg: St. Petersburg State Institute of Cinema and Television; 2020. 180 p. (In Russ.).
3. Melenkin V.L., Chesheva K.K. Creative capital as the most important element of innovative economy formation. Ekonomika i ekologiya territorial'nykh obrazovanii = Economy and Ecology of Territorial Formations. 2020;4(4):20-25. (In Russ.). DOI: 10.23947/24131474-2020-4-4-20-25
4. Nedosvitiy N.V. Creative industries as a tool to enhance competitive potential areas. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = ASR: Economics and Management (Azimuth of Scientific Research). 2014;(1):87-90. (In Russ.).
5. Okrepilov V.V., Shmatko A.D. Outlook on infrastructure development of the subjects of the Russian Federation and municipalities. Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitiya = Economy of the North-West: Issues and Prospects of Development. 2021;(3):3-7. (In Russ.). DOI: 10.52897/2411-4588-2021-3-3-7
6. Bulochnikov P.A. Strategic management of regional development. St. Petersburg: St. Petersburg State Institute of Cinema and Television; 2021. 242 p. (In Russ.).
7. Bulochnikov P.A. Creative economy as the center of economic growth of regions. Peterburgskii ekonomicheskii zhurnal = Saint-Petersburg Economic Journal. 2024;(3):89-108. (In Russ.).
8. Rating of creative regions of Russia. Nauchnyi daidzhest. 2023;(3):1-34. URL: https:// www.hse.ru/data/2023/11/14/2106798958/Human_Capital_NCMU_Digest_Special_Issue_3_ Creative_Regions_11-2023.pdf (In Russ.).
9. On approval of the program "Digital Economy of the Russian Federation". Order of the Government of the Russian Federation of June 28, 2017 No. 1632-r. Konsul'tantPlyus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/f62ee45faefd8e2a11d6d88941 ac66824f848bc2/?ysclid=m5xw8sz3n2574792770 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
10. The new national project "Data Economy" will be implemented within the framework of 8 federal projects. Analytical Center under the Government of the Russian Federation.
11
12
13
14
15.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Sep. 04, 2024. URL: https://ac.gov.ru/news/page/novyj-nacproekt-ekonomika-dannyh-budet-realizovan-v-ramkah-8-federalnyh-proektov-27883 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.). Mikhail Mishustin held a strategic session on the national projects "Efficient and Competitive Economy", "Tourism and Hospitality" and "Data Economy and Digital Transformation of the State". Official website of the Government of the Russian Federation. URL: http:// government.ru/news/51934/ (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
On approval of the Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values. Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022 No. 809. Garant.ru. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/405579061/ (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
On approval of the Fundamentals of state cultural policy. Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 No. 808 (as amended on 25.01.2023). Konsul'tantPlyus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/79 4f61e017718ffdc01e7af2e023edc189680f5f/?ysclid=m5xwiwy0h5786208204 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
News. Association of Bloggers and Agencies. URL: https://aba-media.ru/ (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
Evmenov A.D., Enikeeva L.A., Sorvina T.A., Bulochnikov P.A. Formation of the infrastructure of creative (creative) industries of the regions: Promising directions of development in the context of digitalization. St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics; 2024. 160 p. (In Russ.).
On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474. Konsul'tantPlyus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/?ysclid=m5xwu33 zb6998357709 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
On approval of the Concept for the development of creative industries and mechanisms for implementing their state support in large and largest urban agglomerations until 2030. Order of the Government of the Russian Federation of September 20, 2021 No. 2613-r. Garant.ru. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402745784/?ysclid=m5x wv8s256443074679 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
Action plan for the implementation in 2022-2025 of the Concept for the development of creative industries and mechanisms for implementing their state support in large and largest urban agglomerations until 2030. Order of the Government of the Russian Federation of August 17, 2022 No. 2290-r. Konsul'tantPlyus. URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_424778/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=m5xx 0idncx360867874 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
List of instructions following the visit to the exhibition "Development of the Creative Economy in Russia". Approved by the President of the Russian Federation on August 15, 2023 No. Pr-1593. Official website of the President of Russia. URL: http://www.kremlin. ru/acts/assignments/orders/72053 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.). On approval of the Strategy of state cultural policy for the period up to 2030. Order of the Government of the Russian Federation of February 29, 2016 No. 326-r. Konsul'tantPlyus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/f62ee45faefd8e2a11d 6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=m5xx3psd66597473059 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
On the development of creative industries in the Russian Federation. Federal Law of August 8, 2024 No. 330-FZ. Konsul'tantPlyus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_482580/?ysclid=m5xx5qmamt930983486 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.). On the Federal target program "Culture of Russia (2012-2018)". Resolution of the Government of the Russian Federation of March 3, 2012 No. 186. Garant.ru. URL: https://base.garant. ru/70149760/?ysclid=m5xx8557jl723323469 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.). Passport of the National project "Culture". Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (minutes of December 24, 2018, No. 16). Konsul'tantPlyus. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_319207/?ysclid=m5xxb0p2p9422754504 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
On approval of the Fundamentals of state policy in the sphere of strategic planning in the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation of November 8, 2021 No. 633. Official website of the President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/47244 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
On approval of the Strategy for spatial development of the Russian Federation for the period up to 2025. Order of the Government of the Russian Federation of February 13, 2019 No. 207-r. Official website of the Government of the Russian Federation. URL: http:// static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
2 26. On approval of the Strategy for the Development of small and medium-sized entrepreneurship
;E in the Russian Federation for the period up to 2030. Order of the Government of the Russian
o Federation of June 2, 2016 No. 1083-r (as amended on March 30, 2018). Konsul'tantPlyus.
o URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9
m e0d938761ccffdd288bd/?ysclid=m5xxga92mx116526298 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
5 27. On approval of the Fundamentals of the state policy of regional development of the Russian
2 Federation for the period up to 2025. Decree of the President of the Russian Federation
5 of January 16, 2017 No. 13. Konsul'tantPlyus. URL: https://www.consultant.ru/document/
£ cons_doc_LAW_210967/?ysclid=m5xxilz4zq880662901 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
o 28. On the Strategy for the socio-economic development of St. Petersburg for the period up
to 2035. The law of St. Petersburg was adopted by the Legislative Assembly of St. Petersburg « on December 19, 2018. Electronic Fund of Legal and Regulatory Documents. URL: https://
5 docs.cntd.ru/document/551979680 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
« 29. On approval of the Strategy for the socio-economic development of the Arkhangelsk region
o until 2035. Regional law (adopted by the Arkhangelsk Regional Assembly of Deputies,
if resolution of February 13, 2019 No. 168). Government of the Arkhangelsk Region. URL:
https://portal.dvinaland.ru/upload/iblock/f91/0rpaTerHH%20pa3BHTHH%20ApxaHre.nfcCK0H %20o6^acTH%20flo%202035%20rofla.pdf (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
30. On the Strategy for the long-term socio-economic development of the Kaliningrad region. Resolution of the Government of the Kaliningrad region dated August 2, 2012 No. 583. Electronic Fund of Legal and Regulatory Documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 469728648 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
31. Strategy for the socio-economic development of the Vologda region until 2030. Approved by the Decree of the Government of the Vologda region dated October 17, 2016 No. 920. Electronic Fund of Legal and Regulatory Documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 444743929 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
32. Strategy for the socio-economic development of the Leningrad Region until 2030. Approved by the Law of the Leningrad Region dated August 8, 2016 No. 76-oz. Committee for Economic Development and Investment Activities of the Leningrad Region. URL: https://econ.lenobl. ru/media/content/docs/4419 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
33. Strategy for the socio-economic development of the Murmansk region until 2020 and for the period until 2025. Approved by the Decree of the Government of the Murmansk region dated December 25, 2013 No. 768-PP/20. Electronic Fund of Legal and Regulatory Documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/465602093 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
34. Strategy for the socio-economic development of the Nenets Autonomous Okrug until 2030. Approved by the Resolution of the Assembly of Deputies of the Nenets Autonomous Okrug dated November 7, 2019 No. 256-sd. Department of Finance and Economy of the Nenets Autonomous Okrug. URL: https://dfei.adm-nao.ru/strategicheskoe-planirovanie/proekt-strategii-socialno-ekonomicheskogo razvitiyaneneckogoavtonomn/?utm_referrer=https% 3A%2F%2Fwww.google.com%2F (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
35. Strategy for the socio-economic development of the Novgorod region until 2026. Approved by the Regional Law "On the Strategy for the socio-economic development of the Novgorod region until 2026" dated April 4, 2019 No. 394-OZ. Government of the Novgorod region. URL: https://www.novreg.ru/documentation/detail.php? ID=86161 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
36. Strategy for the socio-economic development of the Pskov region until 2035: approved by the order of the Administration of the region dated December 10, 2020 No. 670-r. Committee for Economic Development and Investment Policy of the Pskov Region. URL: https://economics.pskov.ru/sites/default/files/strategiya_v_gasu_tolko_tekst.pdf (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
37. Strategy for the socio-economic development of the Republic of Karelia until 2030. Approved by the order of the Government of the Republic of Karelia dated December 29, 2018 No. 899r-P. Ministry of Economic Development of the Republic of Karelia. URL: https:// economy.gov.karelia.ru/upload/iblock/9c0/strategiya-v-red-ot-20.08.2021.docx (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
38. Strategy for the socio-economic development of the Komi Republic for the period up to 2035. Approved by the Decree of the Government of the Komi Republic dated April 11, 2019 No. 185. Garant.ru. URL: https://base.garant.ru/48688678/#friends (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
39. The Concept for the development of the cultural sphere of St. Petersburg until 2035 has been approved. Official website of the Administration of St. Petersburg. Apr. 13, 2023. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/258116/ (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
40. Regional set of measures for the development of creative industries and mechanisms for the implementation of their state support in the Republic of Karelia for 2022-2024. Approved
on June 1, 2022. "My Business" Center of the Republic of Karelia. URL: https://mb10.ru/ download/27/?ysclid=m64xz2zhkp18837349 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
41. On state support for creative industries in the Murmansk region. Resolution of the Government of the Murmansk region. Government of the Murmansk region. Apr. 01, 2024. URL: https:// openregion.gov-murman.ru/acts/519129/ (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
42. Regional standard for the development of creative industries. Agency for Strategic Initiatives. URL: https://asi.ru/creative/standart/?ysclid=m5xyfy65v7816665025 (accessed on 26.11.2024). (In Russ.).
Сведения об авторах
Павел Андреевич Булочников
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики данных1, старший научный сотрудник2
1 Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича
193232, Санкт-Петербург, Большевиков пр., д. 22, корп. 1
2 Институт проблем региональной экономики Российской академии наук
190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38
Александр Дмитриевич Евменов
доктор экономических наук, профессор, директор центра креативных индустрий1, главный научный сотрудник2, заслуженный деятель науки РФ
1 Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
191186, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 18
2 Институт проблем региональной экономики Российской академии наук
190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38
Поступила в редакцию 03.12.2024 Прошла рецензирование 20.12.2024 Подписана в печать 23.01.2025
Information about the authors
Pavel A. Bulochnikov
PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Data Economics1, senior researcher2
1 The Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications
22, Bolshevikov Ave., St Petersburg 193232, Russia
2 Institute for Regional Economic Studies of the Russian Academy of Sciences
38 Serpukhovskaya st., St. Petersburg 190013, Russia
Alexander D. Evmenov
D.Sc. in Economics, Professor, Director of the Center for Creative Industries1, chief researcher2, Honored Scientist of the Russian Federation
1 Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design
18 Bolshaya Morskaya st., St. Petersburg 191186, Russia
2 Institute for Regional Economic Studies of the Russian Academy of Sciences
38 Serpukhovskaya st., St. Petersburg 190013, Russia
Received 03.12.2024 Revised 20.12.2024 Accepted 23.01.2025
Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest related to the publication of this article.
о >