DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2023.4(49).38-46 УДК 332.1:374.73(571.16) JEL R10, R11, R12, Z1
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ШКОЛА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
И.С. Антонова, Бизнес-школа, Томский политехнический университет, Томск, Россия; Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия; Томский государственный университет, Томск, Россия
А.Н. Шмакова, Школа креативных индустрий, Томск, Россия; Бизнес-школа, Томский политехнический университет, Томск, Россия; Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Россия
Аннотация. Развитие креативных индустрий в современных условиях выступает фактором оживления региональной экономики во всем мире. В России актуальным инструментом развития креативных индустрий стало создание Школ креативных индустрий на базе образовательных учреждений, подведомственных региональным Департаментам и Министерствам культуры. Созданные школы не просто готовят кадры для формирования человеческого потенциала в креативных индустриях, но и выступают важным инструментом экономического и пространственного развития региона. В данной статье на основе собранных и систематизированных данных о коммерческой активности предприятий креативных индустрий в Томской области по городам, а также анализа опыта создания одной из школ в Томске, разрабатываются модели «полупрозрачного ящика», отражающие воздействие Школы креативных индустрий в целом, а также ее отдельных проектов - «Сибирская Не_провинция» и «Креативный десант» - на экономику региона. Результаты исследования показывают, что с позиции развития экономического пространства креативных индустрий региона выделяется центр, город «второго эшелона» и прочие города. Креативные индустрии создаются преимущественно в форме индивидуальных предприятий, формируя креативный продукт в области программного обеспечения и компьютерных игр, киноиндустрии, моды, дизайна, ювелирного дела, а также образования. Проекты Школы креативных индустрий положительно влияют на пространственное развитие региона через реализацию креативных и социальных проектов. Данная статья будет полезна представителям сообщества креативных индустрий, включая проектные офисы, Школы креативных индустрий, образовательные организации, Администрации городов и регионов, а также креативные кластеры с целью разработки системы сотрудничества и взаимодействия. Результаты представлены на Петербуржском международном экономическом форуме 2023 и на Фестивале-форуме «Российская креативная неделя 2023». Ключевые слова: город «второго эшелона», креативные индустрии, модель полупрозрачного ящика, региональная экономика, ресурсы, школа креативных индустрий
Благодарность. Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект № 22-18-00679 «Креативная реиндустриализация городов «второго эшелона» в условиях цифровой трансформации).
Для цитирования: Антонова И.С., Шмакова А.Н. Школа креативных индустрий в региональной экономике Томской области // ВЕЫЕРТСШМ. 2023. № 4(49). С. 38-46. 001: 10.34680/ВЕЫЕР1СШМ.2023.4(49).38-46
ORIGINAL PAPER
SCHOOL OF CREATIVE INDUSTRIES IN THE REGIONAL ECONOMY OF TOMSK REGION
I.S. Antonova, Business School, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia; Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia;
Tomsk State University, Tomsk, Russia
A.N. Smakova, School of Creative Industries, Tomsk; Business School, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia; Tomsk
State University of Control Sistems and Radioelectronics, Tomsk, Russia
Abstract. The development of creative industries in modern conditions is a factor in revitalizing regional economies around the world. In Russia, the creation of Creative Industries Schools based on educational institutions subordinated to regional departments and Ministries of Culture has become an important tool for the development of creative industries. These schools not only train personnel for the formation of human potential in creative industries, but also act as an important tool for economic and spatial development of the region. In this article, on the basis of collected and systematized data on commercial activity of creative industries enterprises in Tomsk region by cities, as well as analysis of the experience of creating one of the schools in Tomsk, we develop models of "translucent box", reflecting the impact of the School of Creative Industries as a whole, as well as its individual projects - "Sibirskaya Ne_provincia" and "Creative Landing" - on the economy of the region. The results of the study show that from the position of the development of the economic space of creative industries in the region the center, the city of the "second echelon" and other cities are distinguished. Creative industries are created mainly in the form of individual enterprises, the key types of creative industries, which create new business production of software and computer games, film industry, fashion, design, jewelry, as well as education. The projects of the School of Creative
Industries have a positive impact on the spatial development of the region through the realization of creative and social projects. This article will be useful for representatives of the creative industries community, including project offices, Creative Industries Schools, educational organizations, city, and regional administrations, as well as creative clusters to develop a system of cooperation and collaboration. The results will be presented at the St. Petersburg International Economic Forum 2023 and at the Festival-Forum "Russian Creative Week 2023".
Keywords: second-tiered city, creative industries, translucent box model, regional economy, resources, school of creative industries
Acknowledgement. The study was funded by the grant of the Russian Science Foundation (Project No. 22-18-00679 "Creative reindustrialization of the "second echelon" cities in the conditions of digital transformation).
For citation: Antonova I.S., Smakova A.N. School of Creative Industries in the Regional Economy of Tomsk Region // Beneficium. 2023. Vol. 4(49). Pp. 38-46. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2023.4(49).38-46
Введение
В эпоху больших политических и социально-экономических вызовов, стоящих перед нашей страной, все большее внимание уделяется развитию креативных индустрий. Сегодня на креативные отрасли возлагаются надежды по развитию, оживлению экономической активности в городах и регионах Российской Федерации, а вместе с тем главным ресурсом экономики по праву становится человек - деятельный, творческий, интеллектуальный. Видя активное развитие творческих видов деятельности за рубежом последнее десятилетие, в России с 2014 года начинается активное обсуждение вопросов необходимости развития креативных индустрий: законодательно закрепляется понятие «творческие (креативные) индустрии». В 2014 году Постановлением правительства [1] утверждена государственная программа «Развитие культуры», в которой закреплено создание в регионах школ креативных ин-дустрий (ШКИ). Данная идея возникла в процессе реализации федеральной социально-экономической инициативы «Придумано в России» [2], в рамках которой до 2030 года запланировано открытие 228 школ креативных индустрий, на 01.09.2023 года функционируют уже 60 школ. В сентябре 2021 года в России принята Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [3], что в целом соответствует международной повестке в связи с тем, что 2021 год был объявлен Международным годом кредитивной экономики в целях устойчивого развития [4]. В ряде регионов РФ сформированы команды по развитию креативных индустрий (проектные офисы, агентства, фонды и т.п.), приняты концепции развития креативных индустрий, которые, отражая специфику субъекта РФ, встраивают свою стратегию в федеральный вектор социально-экономического развития. Данные тенденции делают изучение развития креативных индустрий на региональном и местном уровне крайне актуальным.
Вклад креативных индустрий в валовой внутренний продукт (ВВП) развитых стран 8-12% при уровне капитализации 2.3 трлн. долларов. В
России вклад креативных индустрий в ВВП страны находится на уровне 4.98% (5 трлн. руб.), что в разрезе хозяйственной деятельности креативных организаций составляет 4.21% выручки организаций страны, генерируемой 9.68% организациями креативных индустрий за счет 4.98% численности сотрудников, занятых в творческом бизнесе. В региональном разрезе 4.5% выручки креативных индустрий приходится на региональные центры, тогда как вклад региональных центров в ВВП страны оценивается на уровне 4.37% [5-7]. Последнее подчеркивает высокую степень пространственной дифференциации развития креативных индустрий в социально-экономическом пространстве страны.
Творческие (креативные) индустрии (КИ), в соответствии с российским законодательством, -«сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества» [3]. Агентство стратегических инициатив предлагает выделять следующие виды креативных индустрий: рекламу, архитектуру, дизайн, телевидение, издательскую деятельность, компьютерные игры и программное обеспечение (ИКТ), моду, исполнительское искусство, художественное искусство, изобразительное искусство, кино, телевидение (ТВ), печатное дело, музеи, образование и др. [5]. Однако отмечается, что концепция креативных индустрий имеет тенденцию к эволюции, оставляя во внимании такие элементы понятия, как творческая составляющая, результаты креативного труда в виде интеллектуальной собственности, знаний и технологий [7]. На практике аккумуляция творческих индустрий в промышленных городах осуществляется через креативные кластеры, созданные в результате ревитализации промышленных зданий и сооружений [8]. Креативные кластеры дают возможность творческим индустриям реализовать свой коммерческий потенциал в новых
пространствах на основе разнообразия направлений креативной деятельности: продажа результатов творческого труда, дополняемых арендой ко-воркинговых и ко-ливинговых пространств, а также сферой питания и обслуживания.
Ключевыми факторами формирования креативных кластеров выступает численность населения в возрасте до 30 лет без семьи. Однако перспективы развития креативных индустрий связывают с формированием креативного человеческого капитала в более раннем, школьном возрасте. Именно для этого в 2022 г. в рамках изменений в государственную программу «Развитие культуры» была выделена федеральная субсидия бюджетам субъектов РФ на создание школ креативных индустрий при подведомственных региональным Министерствам культуры образовательных учреждениях [9]. Региональной инфраструктурой развития креативных индустрий в регионах выступили проектные офисы, подведомственные Департаменту по культуре в соответствующем регионе, который выполняет консультативные и организационные функции, а также разрабатывает стратегические документы. Элементом инфраструктуры поддержки развития креативных инду-стрий может выступать Фонд развития креативных индустрий. На федеральном уровне ведущие профессиональные организации, творческие союзы и креативные организации объединяются в Федерацию креативах индустрий, тесно сотрудничающую с проектными офисами.
При наличии созданной системы региональной поддержки креативных индустрий следует отметить ее недостаточную проработанность в вопросах количественной и качественной оценки результатов реализации программ. Данное заключение может быть обосновано совокупностью проблем в теории и методологии анализа и оценки эффектов и результатов деятельности креативных индустрий на экономику региона. Так, разработанные подходы к выделению креативных индустрий по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) (Агентство стратегический инициатив [5] и Высшая школа экономики [6]) имеют ряд недостатков. С одной стороны, они не учитывают значительное количество творческой активности вне коммерческого поля (самозанятые и индивидуальные предприятия) по основным финансовым показателям, с другой стороны, ОКВЭД не способны идентифицировать прочие творческие процессы, присущие другим видам деятельности. Настойчиво звучат предложения о формировании отдельного ОКВЭД для креативных инду-стрий, разработан проект приказа о «собирательной группировке» креативных индустрий [10].
Таким образом, несмотря на недостатки сбора данных по креативным индустриям по ОКВЭД, такой подход остается доминирующим в науке и на практике.
Целью данного исследования является выявление эффекта от создания школы креативных индустрий на развитие региона. Задачами исследования являются:
• анализ уровня и динамики развития креативных индустрий в Томской области;
• анализ современного опыта создания ШКИ на примере Томска;
• выделение и систематизация эффектов влияния ШКИ на регион;
• кейс-стади передового опыта формирования креативных проектов.
Объект исследования - школа креативных индустрий в региональной экономике Томской области.
Эмпирической базой исследования послужили данные финансовой отчетности предприятий креативных индустрий, зарегистрированных на территории Томской области. Данные о финансовой отчетности получены из информационно-аналитической базы СПАРК-Интерфакс, обработаны и визуализированы в специально разработанном веб-приложении. Анализ собранных данных позволит оценить динамику и уровень развития креативных индустрий в региональном и локальном разрезе. На основе опыта создания Школы креативных индустрий при Областном государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Томский Губернаторский колледж культуры и искусств» (ОГАПОУ «ТГККИ») предлагается систематизировать ресурсы и эффекты воздействия создания школы на развитие экономики региона и города.
В данном исследовании предлагается применить системный подход к выявлению эффекта от создания Школы креативных индустрий в регионе. Систематизируя ресурсы развития ШКИ на входе и результаты на выходе, применяется модель «прозрачного ящика», в которой частично определены внутренние факторы формирования и развития непосредственно школы. Далее модель переносится на уровень региона и представляется в виде «прозрачного ящика», где на входе представлены ресурсы ШКИ, а на выходе -их влияние на развитие региона.
Результаты и их обсуждение
На рис. 1 представлены данные о количестве зарегистрированных предприятий креативных индустрий в разрезе городов Томской области.
Анализ уровня и динамики развития креативных индустрий в Томской области позволяет сделать следующие выводы. Наблюдается резкая пространственная дифференциация активности креативных индустрий в экономическом пространстве Томской области с центром в Томске. Северск, следуя за Томском, занимает положение города «второго эшелона» по креативным индустриям, повторяя пространственно-экономические особенности экономики региона.
Количество компаний
300
200
100
Асино
Колпашево
Северск
Томск
Рис. 1. Число зарегистрированных предприятий креативных индустрий в разрезе городов Томской области / Fig. 1. Number of Registered Creative Industries Enterprises by Cities of Tomsk Region
Источник: составлено авторами на основе данных информационно-аналитической системы «СПАРК» / Source: compiled by the authors based on the data from information and analytical system "SPARK"
Данные зарегистрированных предприятий в разрезе видов креативных индустрий и организационно-правовых форм деятельности (организации или индивидуальные предприниматели (ИП), с одной стороны, подтверждают пространственную асимметрию развития креативных индустрий, с
другой - позволяют сделать вывод о том, что креативные индустрии выбирают форму ИП в качестве ведения креативного бизнеса, реже создавая ООО и другие формы организаций. Данная закономерность представлена в табл. 1.
Таблица 1 / ТаЫв 1
Число созданных индивидуальных предприятий (ИП) и организаций (О) по видам креативных индустрий, 2021 г. / Number of Established Individual Enterprises and Organizations by Type of Creative Industries, 2021
Вид креативных индустрий / Type of Creative Industries Форма Город / City
деятельности / Form of Activity Томск/ Tomsk Северск/ Seversk Колпашево / Kolpashevo Асино / Asino
Реклама ИП 35 11 1
О 6
Архитектура ИП 8 2
О 6
Дизайн ИП 20 4
О
ТВ ИП 1
О 3
Издательская деятельность ИП 29 4 2
О 5
ИКТ ИП 125 22
О 21
Мода ИП 45 10 1 2
О 7
Исполнительское искусство ИП 8 1
О
Художественное искусство ИП 9 1 1
О 1
Театр ИП 6 4 1
О
Ювелирное дело ИП 24 5
О
Музы ка ИП 5
О
Фотография ИП 4 2
О
Кино ИП 9 3
О
Музеи ИП
О 1
Источник: составлено авторами на основе данных информационно-аналитической системы «СПАРК» / Source: compiled by the authors based on the data from information and analytical system "SPARK"
Ключевым видом творческой деятельности для Томской области являются компьютерные игры и программное обеспечение, которые активно создаются в Томске и Северске, кроме того - мода, ювелирная и рекламная деятельность. Интересной закономерностью является развитие киноиндустрии. Так, в 2023 г. в прокат вышел сериал «Соцсети», полностью снятый в Томске. Данный сериал в 2022 году был номинирован в шести категориях («Самая оригинальная идея», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура») в рамках фестиваля «Realist Web Series Weekend» [11]. Киноиндустрии Томска выступают инициаторами разработки стратегии и институциализации региональной киноиндустрии с привлечением федеральных экспертов и органов исполнительной власти, отвечающих за развитие креативных индустрий в Томской области.
Из полученных данных исключено количество созданных ИП в образовании, поскольку коммерческие данные не являются репрезентативными, не учитывая государственный характер большинства образовательных учреждений образования. Томск является известным студенческим городом за Уралом, в котором сосредоточены шесть университетов, включая Томский политехнический университет, Томский государственный университет (ТПУ), Сибирский государственный медицинский университет (СибГМУ), Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ), Томский государственный педагогический университет (ТГПУ), что формирует особый образовательный потенциал региона.
Первая школа креативных индустрий Томска открыта на базе ОГАПОУ «ТГККИ» в 2022 году. Ее главная задача заключается в профориентирова-нии молодежи в возрасте от 12-17 лет в области креативных индустрий через полное погружение в проектную деятельность и креативную событийность, через знакомство школьников с креативными профессиями. Креативные компетенции учащиеся получают в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Креативные технологии», рассчитанной на 2 года. На данный момент 120 учеников успешно завершили свой первый год обучения, ими создано более 60 творческих проектов в области:
• графического дизайна;
• фото- и видеопроизводства;
• анимации;
• современной электронной музыки;
• звукорежиссуры и звукового дизайна;
• виртуальной и дополненной реальности.
Практико-ориентированный подход в обучении включает четыре составляющие:
1) образовательный процесс, который выстроен вокруг запроса креативного рынка,
ведь именно рынком задаются стандарты качества для образовательных организаций, уточняются необходимые знания и практические навыки, обязательные для будущего креативщика и необходимые здесь и сейчас для креативных индустрий. Например, уже сегодня от представителей индустрии анимации поступил запрос на отработку компетенций у обучающихся ШКИ скелетной анимации, создание банка шумов и актёрское мастерство;
2) выстраивание дальнейшей образовательной траектории обучающихся после обучения в ШКИ - идеальным продолжением видится развитие компетенций в области креативных индустрий как профессионалов, а именно поступление учащихся на творческие специальности. Школьники в процессе обучения создают портфолио, необходимое для прохождения отборочных этапов для поступления в высшие и средне-специальные учреждения;
3) участие в профессиональных конкурсах - в рамках образовательного процесса педагоги готовят учеников к конкурсам (АртМа-стерс), создают проекты, отрабатывают определённые навыки;
4) помощь в реализации творческих идей: запись собственной песни, графического портрета и др.
По итогам 2022-2023 учебного года создано более 60 проектов, имеющих заказчиков, исполнителей, потребителей, коммерческий потенциал.
Результаты выделения и систематизации эффектов влияния ШКИ на регион позволили сформировать модель «полупрозрачного ящика», представленную на рис. 2.
В целом, группировка и систематизация выделенных ресурсов на входе и эффектов на выходе позволяет выделить следующие направления воздействия ШКИ на экономику региона:
1) Создание образовательных программ подготовки специалистов креативных индустрий.
2) Создание и развитие креативного сообщества.
3) Разработка и реализация практического механизма привлечения дополнительных ресурсов в ШКИ и экономику региона.
4) Формирование методологической базы создания и продвижения креативных и социальных стартапов.
5) Создание материально-технической базы по подготовке кадров для креативных индустрий.
6) Пространственное выравнивание возможностей обучения креативным индустриям на периферии (сельской местности Томской области).
7) Содействие цифровой трансформации региона.
Ресурсы
Эффекты 2022/23 учебный год
Рост человеческого капитала:
Бюджетное финансирование проекта «Придумано в России»: всего 110 млн. рублей;
Средства, привлеченные ШКИ на коммерческой
и грантовой основе: 4,39 члн. рублей,
Команда ШКИ - 16 человек;
6 студий;
120 обучающихся;
Материально-техническая
база.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
Входы
313 человек обучающихся; 20% (из 120) выпускников остаются в КИ;
16 человек трудоустроено (ФОТ:-9,3 млн руб. в год); Развитие сильной проектной команды
региона в области КИ; Содействие формирование кадрового потенциала в области КИ.
= Содействие развитию КИ
Выходы
Рис. 2. Модель «полупрозрачного ящика» влияния ШКИ на Томскую область / Fig. 2. Model of the "Translucent Box" of SHKI
Impact on the Tomsk Region
Источник: составлено авторами по данным, представленным Школой креативных индустрий ОГАПОУ «ТГККИ» / Source: compiled by the authors based on the data provided by the School of Creative Industries OGAPOU "TGKKI" (Regional state autonomous professional educational institution "Governor's College of Socio-Cultural Technologies and Innovations")
Кейс-стади передового опыта формирования креативных проектов позволил выявить проект, ведущий к пространственному выравниванию
территории региона: «Сибирская Не_провинция» [12]. На рис. Зпредставлена модель «полупрозрачного ящика» для данного проекта.
Ресурсы
0,4 млн. рублей
— ПРЕЗИДЕНТСКИЙ
ФОНД КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ
OCffObAHO В ^
Из 46 млн. рублей
Региональное со финансирование: приобретён «автобус»
Входы
Проектная профориентационная
деятельность на территории области:
Бакчарский, Асиновекий, Тегульдетский, Первомайский, Зырянский,
Парабельский, Верхнекетский,
Колпашевский, Каргасокский районы Томской области.
2023 г. -12 выездов, 2024 г. - 12 выездов.
200 ребят от 12 до 17 .лет;
Компетенции: дизайн, веб-дизайн, звент-менеджмент, туризм,
экстремальный туризм, продюсирование продвижение проектов (5ММ), тележурналистика, фотография, УИ/АЯ.
Ожидаемые эффекты (2024 год)
развитие территорий Томской области (реализуется 6 креативных стартэпов (интерес Администрации Томской
Области);
кадровый резерв в области КИ; привлечены средства в регион (оплата услуг, налоги и другие сборы).
Выходы
Рис.3. Модель «полупрозрачного ящика» влияния проекта «Сибирская Не_провинция» и «Креативный десант» на экономику Томской области / Fig. 3. A "Semi-Transparent Box" Model of the Impact of the "Siberian not_Province" Project and the
"Creative landing Party" on the Economy of the Tomsk Region
Источник: составлено авторами по данным, представленным Школой креативных индустрий ОГАПОУ «ТГККИ» / Source: compiled by the authors based on the data provided by the School of Creative Industries OGAPOU "TGKKI"
Данные проекты через прямую проектную деятельность со школьниками, проживающими на периферийных территориях области, позволяют сформировать потенциал развития креативных индустрий в провинции, что в сегодняшних условиях крайне актуально ввиду ее неразвитости. Выдвинутое утверждение подтверждают данные,
собранные по городам Томской области (табл. 1). Таким образом, ШКИ становятся инструментом выравнивания образовательных возможностей и формирования человеческого потенциала креативных индустрий на периферии, развивая творческие способности у детей школьного возраста.
Заключение
В статье представлены основные социально-экономические эффекты от создания школы креативных индустрий. За один год своего функционирования Школа креативных индустрий Областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Томский губернаторский колледж культуры и искусств» оказала содействие в формировании современной образовательной среды в области креативных индустрий как в городе, так и на периферии Томской области, создавая при этом высокий потенциал для развития креативных профессиональных сообществ. При этом профессиональные сообщества объединяются путем привлечения к совместной проектной деятельности, направленной на развитие своих территорий. В свою очередь, данные эффекты непосредственно влияют и на цифровую трансформацию региона, в том числе в сельской местности Томской области.
Вместе с тем, в процессе исследования выявлено, что с позиции развития экономического пространства креативных индустрий региона выделяется центр, город «второго эшелона» и прочие города. Наиболее динамично развивающимися ин-дустриями в Томской области являются: информационно-телекоммуникационная, кино, дизайн, мода и ювелирная деятельность преимущественно в форме индивидуального предпринимательства. Образование в сфере креативных индустрий, учитывая специфику Томской области, также следует назвать одним из самых сильных секторов региональной креативной экономики. Отмечено, что проектная и образовательная деятельность Школы креативных индустрий г. Томска содействует социально-экономическому развитию территории, в том числе на периферии, что оказывает влияние на сбалансированное пространственное развитие региона.
Данная статья становится теоретической и практической базой развития креативных индустрий через создание Школ креативных индустрий, открывая перспективы сотрудничества школы с непосредственными акторами креативной экономики:
• проектными офисами/агентствами креативных индустрий, являющимися точкой притяжения креативных индустрий города, где обсуждаются идеи и предложения по развитию креативных индустрий, оказывается экспертная и информационная поддержка. Для школ креативных индустрий площадки проектных офисов/агентства креативных индустрий рассматриваются как точки роста и возможность включения обучающихся в профессиональную среду;
• администрациями регионов, заинтересованными в развитии своих территорий. Администрации могут использовать результаты данного исследования в целях разработки Концепции развития креативных
индустрий региона;
• креативными кластерами, содействующими развитию креативной экономики за счёт создания необходимой благоприятной среды для реализации творческого потенциала взаимодополняющих друг друга резидентов. Креативные кластеры как пространства, наполненные смыслами, являются потенциально привлекательными для обучающихся школы креативных индустрий в качестве будущих креаторов. Для вновь создаваемых креативных кластеров проведённое исследование будет полезно при разработке концепции;
• профессиональными сообществами, имеющими принадлежность к той или иной отрасли креативной экономики. Результаты исследования, представленные в данной статье, позволяют креативному профессиональному сообществу сделать заключение о степени развития Томской области в разрезе видов креативных индустрий, что может посодействовать осмыслению места каждого из представителей данного сообщества в креативной экономике региона, а также созданию успешных коллабораций.
Вклад авторов
Вклад Антоновой И.С. заключается в разработке структуры и методологии исследования, сборе и обработке данных по предприятиям креативных индустрий Томской области, анализе и систематизации результатов, построении моделей, подготовке и оформлении текста публикации. Вклад Шмаковой А.Н. заключается в генерации идеи исследования, постановке задачи исследования, сборе и обработке данных по деятельности школы креативных индустрий ОГАПОУ «ТГККИ», анализе и систематизации результатов.
Библиография
[1] Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 (ред. от 26.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» (2022). Гарант. URL: https://base.gar-ant.ru/70644226/ (дата обращения: 06.10.2023).
[2] Проект «Придумано в России» (2023). Национальные проекты России. URL: https://национальныепроекты.рф/news/proekt-pridumano-v-rossii-iLi-kak-stat-kinorezhisserom-eshche-v-shkoLe (дата обращения: 06.10.2023).
[3] Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2021 № 2613-р «Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» (2021). КонсультантПлюс. URL: http://static.gov-ernment.ru/media/fiLes/HEXNAom6EJun-VIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 06.10.2023).
[4] 4th Trade PoLicy Dialogue: WeLcoming the International Year on Creative Economy for SustainabLe Development (2021). UNCTAD. (На англ.). URL: https://unctad.org/conference/ntfc-gLobaL-forum-2022/meeting/4th-trade-poLicy-diaLogue-weLcoming-internationaL-year-creative-economy-sustainabLe (дата обращения: 06.10.2023).
[5] Журавлева Т., Токарев И., Гай О. Атлас креативных индустрий Российской Федерации. М.: Агентство стратегических инициатив, 2021. 558 с.
[6] Власова В.В., Гершман М.А., Гохберг Л.М. [и др.] Креативная экономика Москвы в цифрах. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 108 с.
[7] Перспективы креативной экономики в 2022 году (2022). UNCTAD. URL: https://unctad.org/sys-tem/files/official-document/ditctsce2022d1_over-view_ru.pdf (дата обращения: 06.10.2023).
[8] Токаев И. Атлас Креативных кластеров Российской Федерации. М.: ООО «Институт развития городов ПОЛИС», 2023. 614 с.
[9] Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2441 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры» (2021). КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_405529/92d969e26a4326c5d02f a79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 06.10.2023).
[10] Проект Приказа Министерства культуры РФ "Об утверждении собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности в области творческих (креативных) индустрий на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (2023). Гарант. URL: https://www.garant.ru/prod-
ucts/ipo/prime/doc/56868173/ (дата обращения: 06.10.2023).
[11] Премьера сериала о соцсетях с участием Аксеновой и Кяро пройдет 7 января (2022). Тасс. URL: https://tass.ru/kultura/16648761 (дата обращения: 06.10.2023).
[12] Сибирская не провинция (2023). Непровинция. URL: http://neprovinciya.rgot-
omsk.com/#:~:text=«Сибирская Не_провинция» (дата обращения: 06.10.2023).
References
[1] Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 317 (ed. of 26.12.2022) "Ob utver-zhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Feder-acii «Razvitie kuL'tury" ["On Approval of the State Program of the Russian Federation "Development of Culture"] (2022). Garant. (In Russ.). URL: https://base.gar-ant.ru/70644226/ (accessed on 06.10.2023).
[2] Proekt "Pridumano v Rossii" [Project "Invented in Russia"] (2023). National projects of Russia. (In Russ.). URL: https://национальныепроекты.рф/news/proekt-pridumano-v-rossii-ili-kak-stat-kinorezhisserom-eshche-v-shkole (accessed on 06.10.2023).
[3] Order of the Government of the Russian Federation of September 20, 2021 No. 2613-r "Ob utverzhdenii Kon-cepcii razvitiya tvorcheskih (kreativnyh) industrij i mekhanizmov osushchestvleniya ih gosudarstvennoj podderzhki v krupnyh i krupnejshih gorodskih aglom-eraciyah do 2030 goda" ["On approval of the Concept of development of creative (creative) industries and mechanisms for their state support in large and major
urban agglomerations until 2030"] (2021). Consultant-Plus. (In Russ.). URL: http://static.government.ru/me dia/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (accessed on 06.10.2023).
[4] 4th Trade Policy Dialogue: Welcoming the International Year on Creative Economy for Sustainable Development (2021). UNCTAD. URL: https://unctad.org/conference/ntfc-global-forum-2022/meeting/4th-trade-policy-dialogue-welcoming-international-year-creative-economy-sustainable (accessed on 06.10.2023).
[5] Zhuravleva T., Tokarev I., Gai O. Atlas kreativnyh industrij Rossijskoj Federacii [Atlas of Creative Industries of the Russian Federation]. M.: Agency for Strategic Initiatives, 2021. 558 p. (In Russ.).
[6] Vlasova V.V., Gershman M.A., Gokhberg L.M. [et al.]. Moscow's Creative Economy in Figures. M.: HSE, 2021. 108 p. (In Russ.).
[7] Perspektivy kreativnoj ekonomiki v 2022 godu [Prospects for the creative economy in 2022] (2022). UNCTAD. (In Russ.). URL: https://unctad.org/sys-tem/files/official-document/ditctsce2022d1_over-view_ru.pdf (accessed on 06.10.2023).
[8] Tokaev I. Atlas Kreativnyh klasterov Rossijskoj Federacii [Atlas of Creative Clusters of the Russian Federation]. M.: POLIS Urban Development Institute LLC, 2023. 614 p. (In Russ.).
[9] Decree of the Government of the Russian Federation of December 24, 2021 No. 2441 "O vnesenii izmenenij v gosudarstvennuyu programmu Rossijskoj Federacii "Razvitie kul'tury" ["On Amending the State Program of the Russian Federation "Development of Culture"] (2021). ConsultantPlus. (In Russ.). URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_405529/92d969e26a4326c5d02f a79b8f9cf4994ee5633b/ (accessed on 06.10.2023).
[10] Proekt Prikaza Ministerstva kul'tury RF "Ob utverzhdenii sobiratel'noj klassifikacionnoj gruppirovki vidov ekonomicheskoj deyatel'nosti v oblasti tvorcheskih (kreativnyh) industrij na osnove Obshcherossijskogo klassifikatora vidov ekonomicheskoj deyatel'nosti [Draft Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation "On Approval of the Collective Classification Grouping of Types of Economic Activities in the Field of Creative (Creative) Industries on the Basis of the All-Russian Classifier of Types of Economic Activities"] (2023). Garant. (In Russ.). URL: https://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/56868173/ (accessed on 06.10.2023).
[11] Prem'era seriala o socsetyah s uchastiem Aksenovoj i Kyaro projdet 7 yanvarya [The premiere of the series about social networks with the participation of Ak-sonova and Kyaro will be held on January 7] (2022). Tass. (In Russ.). URL: https://tass.ru/kultura/16648761 (accessed on 06.10.2023).
[12] Sibirskaya ne provinciya [Siberia is not a province] (2023). Neprovinciya. (In Russ.). URL: http://neprovin-ciya.rgotomsk.com/#:~:text=«Cu6upcKafl He_npoBUH-u,ufl» (accessed on 06.10.2023).
Информация об авторах / About the Authors
Ирина Сергеевна Антонова - канд. экон. наук, доцент; доцент, Бизнес-школа, Томский политехнический университет, Томск, Россия; Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия; Томский государственный университет, Томск, Россия / Irina S. Antonova - Cand. Sci. (Economics), Docent; Associate Professor, Business School, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia; Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia; Tomsk State University, Tomsk, Russia E-mail: antonova_is@maiL.ru SPIN РИНЦ 3124-0232
ORCID 0000-0002-4993-2904 ResearcherID 0-4782-2016 Scopus Author ID 57190000309
Александра Николаевна Шмакова - руководитель Школы креативных индустрий, Томск, Россия; Бизнес-школа, Томский политехнический университет, Томск, Россия; Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Россия / Aleksandra N. Smakova - Director of the School of Creative Industries, Tomsk, Russia; Business School, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia; Tomsk State University of Control Sistems and Radioelec-tronics, Tomsk, Russia E-mail: dir@shki70.ru
Дата поступления статьи: 05 октября 2023 Принято решение о публикации: 25 ноября 2023
Received: October 05, 2023 Accepted: November 25, 2023