УДК 008:1
КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
© 2008 г. М.П. Челомбицкая
Филиал Донского государственного технического университета, З57600, г. Ессентуки, ул. Советская, 7/9
The branch of the Don State Technical University, 357600, Essentuky, Sovetskaya St., 7/9
Рассматриваются философские аспекты проблемы самореализации личности как концепции развития человека в современных условиях общества, предполагающей максимально эффективное использование индивидом креативных возможностей его личностного потенциала.
Ключевые слова: креативность, творчество, самоактуализация, самореализация, глобализация.
The article is devoted to the philosophical aspects of the self-actualization problem as conceptions of human development in the conditions of modern society which assumes the most effective application of individual creative resources.
Keywords: creativity, creation, self-realization, self-actualization, globalization.
Философия с глубокой древности была обращена к идее самосовершенствования человека, поэтому философской антропологией накоплен обширный материал по проблеме самореализации человека.
При всех различиях философских подходов к проблеме самоактуализации человека практически во всех концептах утверждается мысль о необходимости перехода к самореферентной модели жизнедеятельности, личностно ориентированным аспектам социально-философской теории общения, которой является самореализация. Данная проблема рассматривается как базисная характеристика самореализации человека как субъекта креативности. Человек - это многоуровневая система единичного (креативность), особенного и общего (самоактуализация). В своей целостности индивидуум становится субъектом труда, общения, познания и созидания среды окружения. Интерес к теории самоактуализации в современной социальной философии основан на осознании необходимости переосмысления понятия креативности в контексте современных высоких технологий, глобализации общества.
Пришло время предоставить человеку возможность свободного выбора индивидуальных стратегий самореализации. Общество нуждается в самостоятельной, ответственной, креативной, профессионально подготовленной личности. А самоактуализация оказывается главным фактором процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой потенциал, самоактуализировавшаяся личность.
В условиях глобализации общества процесс становления и развития личности осложняется ускоренным развитием техники и информационных технологий. Решающее значение имеет творческий потенциал личности, ибо ее самореализация прежде всего зависит от креативных возможностей человека, его способности нестандартно, на основании своего мировоззрения, ориентироваться в окружающем мире и принятии (или непринятии) его ценностей [1].
Креативность представляет собой интегральную совокупность фантазии, предвидения, интуиции, тру-
долюбия, умения преодолевать условности, инновационно мыслить и создавать, «строить» обновленную реальность. В жизни креативного человека происходит «смычка» его собственного пути и других жизней, их взаимодействия. Человек отрекается от узко ситуативных интересов и ценностей. Собственную жизнь любой может превратить в творчество, стать ее творцом. Движущей силой креативности является сильнейшая человеческая потребность, получившая отражение в соответствующих общественных идеалах, называемая самореализацией личности, существование которой доказано эмпирически.
Социально-философский анализ проблемы самореализации личности имеет, несомненно, мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Особую актуальность данная проблема приобретает в современную эпоху, когда демонстрируются самые противоречивые тенденции, реализуемые в деятельности отдельных личностей и больших социальных групп. Жизнедеятельность человека, его самореализация осуществляются в рамках определенной социальной среды, он испытывает воздействие от социальных организаций различного уровня и от своих собственных мотивов, потребностей и интересов. В зависимости от доминирования в определенные моменты жизнедеятельности тех или других детерминант человек в своем отношении к обществу может стать конформистом, девиантом либо целостной созидающей личностью.
Таким образом, в социальных условиях обнаруживается два полюса самореализации: 1) творчество, самосозидание; 2) разрушение как структурных основ общества, так и собственное. Негативная форма самореализации начинает доминировать над позитивной в тех случаях, когда у индивида затруднены возможности реализовать себя в позитивных формах [2]. В человеке одинаково представлены тенденции к созиданию и разрушению. Какая из них выйдет на передний план, зависит от условий, в которых он находится, а также от особенностей его личности, степени развитости или неразвитости ее потенциала.
Самореализация - это постоянная внутренняя работа над собой. Развитие способностей и потенциала на основе идентификации человека предполагает выбор достойных и достаточно трудных интеллектуальных, творческих и нравственных задач, на которые есть запрос общества.
Синергетическое понятие «самоактуализация» в философии рассматривается как стремление личности к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций. Тенденция к самоактуализации составляет сущность личности и рассматривается как стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность [3]. Качественным измерением самореализации личности является удовлетворенность жизнью, отражающая результат достижения значимых для личности ценностей и целей.
По мнению Е.Н. Кубарева [4], самореализацию нельзя считать ценностью или потребностью, она пронизывает все уровни потребностей иерархии и присутствует на всех этапах личностного развития, а кризисы этого развития можно рассматривать как стадии самореализации. Поэтому самореализация - это скорее общий принцип и в то же время процесс реализации потенциальных возможностей, заложенных в каждой личности.
Самоактуализация состоит из самости, которая нуждается в актуализации. Понятие «самость» было введено философами и применялось ими при описании бытия того вида живых существ, которые способны выделять себя из реальности с помощью рефлексивного мышления. Первым ввел в научный оборот термины «самоактуализация» и «самореализация» нейрофизиолог К. Гольдштейн. Самоактуализация, по его мнению, это основной и по существу единственный мотив в человеческой жизни. Самоактуализация - это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Любая потребность - это состояние дефицита, мотивирующее человека на его восполнение [5].
Каждый отдельный человек (как и все человечество в целом) живет в поисках таких способов реализации данных ему природой способностей и возможностей, которые обеспечивали бы наилучшее, более благополучное обустройство его социального бытия. В основании системы ценностей самоактуализированного человека лежит его философское отношение к жизни, согласие с собой, со своей биологической природой, приятие социальной жизни и физической реальности. Это отношение к жизни тотально и повседневно, его следы можно отметить в каждой оценке и в каждом суждении.
Универсальной характеристикой всех самоактуализированных людей, которую можно назвать оригинальностью, изобретательностью или творческой жилкой, является креативность (лат. сгеайо - созидание) - латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В постсоветской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку
это совсем новое и еще не совсем понятное явление. Поэтому чаще всего креативностью называют способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению, имеющим созидательный, конструктивный характер. Сегодня существует множество определений креативности. Рассмотрим некоторые из них, по нашему мнению, наиболее адекватные:
- Креативность - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегла-ментированных условиях деятельности. Это - способность привносить нечто новое в опыт, осознавать пробелы и противоречия, отказываться от стереотипных способов мышления. Это скорость порождения новых идей в единицу времени, способность производить «редкие» идеи, умение в простом видеть сложное, и наоборот [6].
- Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению Е. Торренса [7], креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Креативность проявляется при дефиците знаний, в процессе включения информации в новые структуры и связи, идентификации недостающей информации, поиска новых решений и их проверки, сообщения результатов. Она является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности [8].
- Креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Характеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем [9].
Как отмечают исследователи, «процесс понимания того, что такое креативность», сам требует креативного действия. Начиная с определения креативности, мы тем самым обрекаем себя на неудачу, поскольку креативность еще концептуализирована и эмпирически не определена. Её называют достижением чего-либо значимого и нового для того, чтобы изменить мир.
Креативность можно определить как специфическую форму активности, выражающуюся в акте, процессе наделения идей, действия, объекта, феномена энер-гийной (смысловой) насыщенностью, новой по сравнению с ранее присущей им содержательностью, которая до того пребывала в латентном состоянии. Возможность проявления подобного рода активности обусловлена потенциями, изначально присущими объекту творчества. Их взаимодействие приводит индивида в состояние эвристического напряжения, что само по себе уже является творческим актом, поскольку творчество начинается с самораскрытия, самосозидания и достижения индивидом особого состояния, которое характеризует исключи-
тельно личностное отношение к любым осуществляемым им действиям и предельную настроенность на генерирование новых идей, понятий и образов [10].
Если раньше креативность рассматривалась как один из компонентов одаренности, то сегодня она понимается не как особенность избранных, а как форма самореализации личности, как феномен, присущий практически каждому, либо в виде потенциальной возможности актуализированной способности [11]. Стимулирование креативности позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое и как следствие приводит к большей продуктивности и успешности.
Многие думают, что «творчество» и «креативность» - синонимы. Это ошибочное мнение. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, т.е. изначальное понимание, зачем, для кого, как нужно что-то создавать и что именно нужно создавать.
Креативный акт есть создание нового. Оно в данном контексте понимается субъективно. Новое есть впервые мыслимое или делаемое данным субъектом, ранее неизвестное ему (фиксируемое таковым с разрешающей способностью индивидуального восприятия и на основании накопленного содержимого индивидуальной памяти со всеми ее текущими несовершенствами). Иными словами, креативный акт квалифицируется как таковой по внутренним критериям новизны самого субъекта.
Креативность самоактуализированных людей имеет ряд специфических особенностей в способах мировосприятия и взаимодействия с реальностью. Креативность помогает здоровой личности выразить себя вовне, ее следы можно обнаружить в любой деятельности самоактуализированного человека, даже в самой обыденной, в самой далекой от творчества в обычном понимании этого слова. Чем бы ни занимался творческий человек, что бы он ни делал, во все он привносит присущее только ему отношение к происходящему, каждый его акт становится актом творчества. А. Маслоу справедливо выделяет креативность в отдельную характеристику только в демонстрационных целях, понимая, что она неотделима от прочих характеристик самоактуализированного человека [12]. Мы вправе сказать, что самоактуализированные люди отличаются более точным и правдивым видением мира, и именно потому они креативны. Кроме того, эти люди в гораздо меньшей степени подвержены влиянию культуры, ее запреты не становятся для них абсолютными, не переходят в разряд внутренних запретов и ограничений. Самоактуализированный человек искренен и естествен, и, возможно, отчасти в этом причина того, что обычные люди часто склонны счесть его одаренным, талантливым.
Способность к креативности как индивидуальное качество базируется на «особым образом развитом профиле личности» [13], т.е. на общих и особенных субъективных предпосылках, которые развиты в осо-
бом соотношении между собой и на особом качественном уровне активности. Эти предпосылки обусловливают или обеспечивают характерное, а именно творческое отношение личности в ее взаимоотношениях с окружающей ее природой и общественной средой. Это характерное отношение в мышлении и действии типично для любой креативной личности независимо от того, в какой сфере инноваций и на каком уровне требований (индивидуальных или общественных) эта творческая деятельность протекает. Такое особое отношение личность воспринимает не только в рамках требований к творческой ситуации. Его следует рассматривать как основное отношение ко всему окружающему миру и самому себе. Креативность личности позволяет не только реализовать свой жизненный потенциал, но и найти свое место в жизни.
Проблему самоактуализации личности, акцентируя внимание на «творческом» антропоцентризме, выдвигает глобализация общества. Главная жизненная стратегия - полная реализация «Я», постоянный процесс становления неповторимого и целостного человека, развитие его креативности. Социальная ориентация глобализации зависит от нравственно-мировоззренческой позиции, системы духовных ценностей, которые определяют ее политику. Глобализация по способу проведения, по своим последствиям может быть гуманной и антигуманной, служить интересам всего человечества или удовлетворять субъективные потребности. Развитие способностей и потенций на основе глобализации предполагает выбор достойных и достаточно напряженных творческих и нравственных задач, на которые есть запрос общества. В реальной системе общественных отношений нашего времени уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей несостоятельности, личностной ущербности.
Самореализация имеет свои пределы и свои стадии развития. Это выражается в понятии развития креативности, в большей мере, чем другие факторы, определяющей содержание субъективной способности к самореализации личности. Самореализация -результат проявления интеллекта и творческих способностей.
На основе теоретического осмысления и обобщения, сделанного в этой статье, а также в работах отечественных и зарубежных авторов по проблеме креативности, можно сказать, что самоактуализация является центральной задачей и основой жизни каждой творческой личности. Но для этого необходимо самосовершенствоваться, чтобы созидать себя и окружающий мир.
Повышение уровня креативности - успешный залог плодотворного долгосрочного развития в контексте глобализации. Как это ни парадоксально, глобализация основных сфер жизненного мира усиливает процессы стремления человека к своей самореализации, которая невозможна без определенного уровня развития способности индивида к абстрактному, теоретическому мышлению, без достаточного уровня его общей культуры и способности к творчеству.
Литература
1. Чечет Б.Ф. Потребность в самореализации как элемент смысложизненных ориентаций индивида // Совр. об-во: Материалы науч. конф. Вып. 1. Омск, 1999. С. 35-37.
2. Мартынов Б.В. Самоактуализация человека: обновляющееся понимание в изменяющихся условиях: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2003.
3. Дмитриев Н.А. Влияние синергетики на процесс обучения иностранному языку // Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Вып. 35. Воронеж, 2006. С. 240-248.
4. Кубарев Е.Н. Модель профессионального развития личности // Проблемы и перспективы развития образования взрослых: Материалы науч.-практ. конф. 13-15 июня 2001 г. Ч. 1. Новокузнецк, 2001. С. 92-96.
5. Goldstein K., Scheerer A. Abstract and Concrete Behavior: an Experimental Study // Psychological Monographs. N.Y., 1941. Vol. 53.
Поступила в редакцию
6. ХолоднаяМ.А. Психология интеллекта. СПб., 2002. С. 9.
7. Torrance E. Guiding creative talent - Englewood Cliffs. N.Y., 1981.
8. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М., 1983. С. 182-195.
9. Подопригора С.Я. Культура индивидуальной стратегии. Ростов н/Д, 2005.
10. Линник Е.В., Подопригора А.С., Подопригора С.Я. Модернизация общества и личности в контексте глобализации. Ростов н/Д, 2006.
11. Капиренкова О.Н. Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
12. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыдаевой. СПб., 1999.
13. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, 1988.
10 апреля 2008 г