Научная статья на тему 'Культурно-образовательные аспекты общественного развития России: социально-философский анализ'

Культурно-образовательные аспекты общественного развития России: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / ЗНАНИЕ КАК КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ И КРЕАТИВНОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIAL INSTITUTION / CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECTS / KNOWLEDGE AS CULTURE / EDUCATIONAL ACTIVITY AS A SOCIOCULTURAL SYSTEM / SOCIOCULTURAL NEEDS / MOTIVATION / INNOVATIVE AND CREATIVE HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитов Сергей Борисович

Данная статья посвящена культурно-образовательным тенденциям, происходящим в современном российском обществе: социальнофилософскому анализу проблем и перспектив развития инновационного и креативного высшего профессионального образования в современных социокультурных реалиях. Сегодня главная задача российской образовательной политики создать основу для устойчивого социально-экономического и духовного развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECTS OF SOCIAL DEVELOPMENT OF RUSSIA: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

This article is concerned with cultural and educational tendencies of the current Russian society. The author carries out a social and philosophic analysis of challenges and prospects of the innovative and creative higher professional education development in the contemporary sociocultural reality. Nowadays the main task of the Russian educational policy is to create a basis for sustainable socioeconomic and spiritual development of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательные аспекты общественного развития России: социально-философский анализ»

УДК 101.1 Шитов Сергей Борисович

доктор философских наук, доцент,

доцент кафедры философии

Московского государственного технологического

университета «СТАНКИН»

[email protected]

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Shitov Sergey Borisovich D. Phil.,

Associate Professor of the Philosophy Department, Moscow State Technological University “STANKIN” [email protected]

CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECTS OF SOCIAL DEVELOPMENT OF RUSSIA: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Аннотация:

Данная статья посвящена культурнообразовательным тенденциям, происходящим в современном российском обществе: социальнофилософскому анализу проблем и перспектив развития инновационного и креативного высшего профессионального образования в современных социокультурных реалиях. Сегодня главная задача российской образовательной политики - создать основу для устойчивого социально-экономического и духовного развития российского общества.

Ключевые слова:

общественное развитие, социальный институт, культурно-образовательные аспекты, знание как культура, образовательная деятельность как социокультурная система, социокультурные потребности, мотивация, инновационное и креативное высшее профессиональное образование.

Summary:

This article is concerned with cultural and educational tendencies of the current Russian society. The author carries out a social and philosophic analysis of challenges and prospects of the innovative and creative higher professional education development in the contemporary sociocultural reality. Nowadays the main task of the Russian educational policy is to create a basis for sustainable socioeconomic and spiritual development of the Russian society.

Keywords:

social development, social institution, cultural and educational aspects, knowledge as culture, educational activity as a sociocultural system, sociocultural needs, motivation, innovative and creative higher education.

Сегодня главным фактором социально-исторического развития общества все в большей степени становятся не любые, в том числе бытовые, повседневные знания, а знания и информация, требующие особой, прежде всего, университетской подготовки.

Университет - это уникальный социальный институт, в котором формируются два типа знаний: знание как наука и знание как культура, то есть он способствует, социокультурному развитию общества и выступает проводником инновационных технологий, а также призван обеспечить стабильное, устойчивое развитие общества. Университетское образование как система формирования интеллектуального капитала нации и одна из основных сфер производства инноваций создает базовые условия для роста рынков на основе обновления технологий и продуктов.

Инновационное развитие университетов предполагает развитие системы инновационного образования, которое представляет собой образовательный процесс, дающий возможность развития творческих способностей обучаемого и создающий условия мотивации его к саморазвитию в области профессиональной деятельности. При этом инновационное образование предполагает качественное изменение форм и методов организации учебного процесса на основе интеграции образования, научных исследований и производства и комплексное применение инновационных технологий. Результатом инновационного образования является опережающая подготовка специалистов мирового уровня.

В связи с этим университеты призваны сыграть ключевую роль в обеспечении образования населения в обществе XXI в. Необходимо, чтобы университеты в своем развитии учитывали мировые тенденции развития высшего профессионального образования, которые сориентированы на создание открытого мирового образовательного пространства и вузов исследовательского инновационного типа. Международное взаимодействие в области высшего профессионального образования обеспечит привнесение в университеты международного опыта, теорий, доктрин, принципов, методов обучения и воспитания, направленных на становление и развитие человека XXI в.

Под влиянием процессов и тенденций, характерных для мирового развития, находится и российское высшее профессиональное образование: динамичное развитие экономики, посто-

янная потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников; возрастание роли человеческого капитала обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Согласно А.В. Кирьяковой, можно выделить отличительные особенности инновационных тенденций, определяющих успешность развития университетов в мире [1, с. 18-19]:

- ориентация на создание эффективно функционирующих научно-инновационного и учебно-инновационного комплексов с высокотехнологичной информационной средой, позволяющих рассматривать университет как крупнейший научно-образовательный центр подготовки специалистов нового поколения;

- развитие сетевого принципа и механизмов участия стратегических партнеров и бизнес-сообществ в реализации исследовательских и учебных проектов;

- единство образовательной, научной и инновационной деятельности;

- ориентация на создание новых видов образовательных практик и технологий.

Таким образом, развитие университетов исследовательского инновационного типа в рамках создания открытого мирового образовательного пространства является актуальным направлением развития сферы высшего образования и в целом образовательной деятельности.

В связи с этим следует отметить, что образовательная деятельность играет особую роль в жизни общества и отдельной личности и является социокультурным явлением, так как направлена на воспроизводство всех видов социальной деятельности. Образование является основным каналом приобщения личности к ценностям культуры, образования и профессии. Образовательная деятельность призвана ретранслировать информацию, социальный опыт, культуру, ценности и менять их, причем менять, исходя из определенных оснований вызовов времени.

Как отмечает И.И. Буева, само понятие «образование» изначально несло однозначную нагрузку - «формирование образа» (духовного или телесного), являясь точным переводом немецкого “bildung”: именно в этом значении еще в конце XVIII в. ввел его в научный оборот великий швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, а в русскую литературу - просветитель Н.И. Новиков. Образование, являясь, с одной стороны, социальной системой, а с другой - институтом культуры, выполняет две генеральные функции: социализацию личности и производство культуры. В современном обществе прорастает новое понимание миссии образовательных учреждений, заключающейся в создании условий для «образовывания» личности (то есть формирования «Образа себя») и ее самореализации в социокультурном пространстве. Развитие личности как процесс усвоения культуры обусловлен ее собственной активной творчески преобразующей деятельностью [2, с. 136-137].

Следовательно, с точки зрения социально-философского подхода, образовательную деятельность как социокультурную систему, исходя из ее субстанциональной природы, можно определить как деятельность по формированию социального субъекта, его отдельных свойств и качеств, реализующуюся через специальные (искусственно созданные) механизмы трансляции. При этом образовательная деятельность выполняет функции социального наследования, социализации - процесса становления и развития личности, то есть образовательную деятельность можно представить как приобщение саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности к культуре человечества, что обусловливает ее особую социокультурную ценность. В рамках образовательной деятельности осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, его идентификация человека в мире культуры, обуславливающей формирование у него мировоззренческой культуры, то есть синтеза интеллекта, креативности и социального опыта.

Как отмечает С.Я. Подопригора, мировоззренческая культура - это [3, с. 129]:

- интеллект - мировоззренческий кругозор («картина мира») как комплекс знаний о человеке (происхождение, механизмы познавательной, преобразовательной деятельности, его место в естественной и искусственной природе, социальной организации; смысл жизни и тому подобное);

- креативность как способность к новому, система стилей мышления и действий, с помощью которых осмысливаются явления действительности, формируются знания о ней и обосновываются мировоззренческие, ценностные ориентации;

- социальный опыт как мировоззренческая практика («концепция жизни») - умения, навыки, процесс выработки, трансляции и применения мировоззренческих ценностей (убеждений); последнее включает в себя также осознание связи собственных мировоззренческих ценностей с ценностями организации, социальной группы, общества и интерактивное общение между людьми.

Мировоззренческая культура является предпосылкой формирования ценностных ориентаций индивида, процесс вырабатывания которых представляет собой интериоризацию, то есть формирование личностных социокультурных потребностей индивида посредством усвоения внешнего для него социального бытия и привнесение им во внешнее бытие нового значения и смысла - духовно-практического компонента в мир как идентификации самого человека.

Социокультурные потребности, становясь ядром самосознания человека, детерминируют его самореализацию, формируют ее программу и план действий индивида по самосовершенствованию. Поэтому, самосовершенствование - это процесс, отражающий всеобщее выражение сущности человека, его идентификацию с самим собой, культурой, социальной организацией, этносом, природой, обществом и так далее. Для этого необходимы мотивация как внутреннее побуждение к действию, определяющее заинтересованность человека в реализации своей индивидуальной стратегии; нравственная воля, сила духа, преодоление самого себя, интеллект и креативность, то есть внутренняя культура самовосприятия и самовыражения.

Таким образом, с точки зрения социально-философских представлений образование XXI в. не может ограничиваться усвоением личностью только научных знаний, его функция заключается в обеспечении жизнедеятельности человека в обществе XXI в. и продолжается в течение всей его жизни. Это отвечает необходимости формирования у людей мотивации и способности адаптироваться к быстро изменяющимся социально-культурным условиям в обыденной жизни и в профессиональной сфере, сохранять стремление к знанию, независимо от возраста, то есть образование XXI в. представляется инновационным и креативным. Креативность субъекта образования означает всесторонность и глубину, гибкость мышления (скорость переключения с одной задачи на другую); оригинальность и любознательность.

Образование сегодня рассматривается как многомерное пространство социокультурного творчества всех субъектов, вовлеченных в образовательный процесс и образующих образовательное сообщество, которое играет роль коллективного субъекта образовательной среды Расширение образовательного пространства - современная мировая тенденция [4, с. 131, 141].

Участие индивида в образовательной деятельности приводит к формированию у него социокультурных знаний и навыков, развитию умений использовать имеющиеся знания, концентрироваться на стратегии образовательной деятельности, соотнося свои социокультурные потребности с ценностными ориентациями. В целом, самосозидание человека происходит как становление и развитие знаний, умений и социокультурного опыта, перевод социокультурных ценностей в личностные и выработка на этой основе собственной системы ценностей, убеждений, в которых фиксируется активность и избирательность отношений человека, готовность заявить и подтвердить свои позиции.

Вследствие этого, сегодня главная задача российской образовательной политики обеспечить современное качество и креативность высшего профессионального образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, создать основу для устойчивого социальноэкономического и духовного развития России.

Такие задачи актуальны для всего мирового сообщества, как отмечают американские эксперты: в 2015 г. образование будет определяющим фактором достижения успеха, как индивидуального, так и национального [5, с. 239].

Движущей силой креативного высшего профессионального образования являются разнородность, сложность и разнообразие качества получаемого образования. Креативное высшее профессиональное образование ориентируется на качественные изменения субъектов, осуществляет их потребности в самореализации и творчестве, служит источником дальнейшего развития и самосовершенствования общества.

Таким образом, переориентация современного высшего профессионального образования на креативность позволит учесть запросы современной цивилизации и требования будущего. Ориентация на креативность обусловлена возможностями, изначально присущими человеку как субъекту творчества, в той или иной мере развитыми им и существующими в формах общих интеллектуальных способностей, духовной неудовлетворенности и трансцендентной устремленности. Раскрытие своего творческого потенциала приводит индивида в состояние эвристического напряжения, что само по себе уже является творческим актом, так как творчество начинается с идентификации, самосозидания и достижения индивидом особого состояния, которое характеризует исключительно личностное отношение к любым осуществляемым им действиям и предельную настроенность на генерирование новых идей, понятий и образов.

Ссылки:

1. Кирьякова А.В. Аксиология и инноватика университетского образования: монография / А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховая. М., 2010.

2. Буева И.И. Формирование корпоративной культуры образовательных сообществ: теория и методология: монография / И.И. Буева, А.В. Кирьякова. М., 2009.

3. Подопригора С.Я. Культура индивидуальной стратегии. Социокультурные аспекты. Ростов н/Д, 2005.

4. Буева И.И. Указ. соч.

5. Барлыбаев Х.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие: монография. М., 2007.

References (transliterated):

1. Kir'yakova A.V. Aksiologiya i innovatika universitetskogo obrazovaniya: monograph / A.V. Kir'yakova, T.A. Ol'khovaya. M., 2010.

2. Bueva I.I. Formirovanie korporativnoy kul'tury obrazovatel'nykh soobshchestv: teoriya i metodologiya: monograph /

I.I. Bueva, A.V. Kir'yakova. M., 2009.

3. Podoprigora S.Y. Kul'tura individual'noy strategii. Sotsiokul'turnie aspekty. Rostov n/D, 2005.

4. Bueva I.I. Op. cit.

5. Barlybaev K.A. Chelovek. Globalizatsiya. Ustoychivoe razvitie: monograph. M., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.