DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-28-35 УДК 159.922.7
Ожиганова Галина Валентиновна
Институт психологии Российской академии наук
КРЕАТИВНОСТЬ И МОРАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Исследование выполнено по госзаданию № 0159-2019-0008, Институт психологии РАН
В статье рассматривается возможность установления связи между творческой и нравственной сферами личности. Анализируются результаты зарубежных и отечественных исследований, посвященных изучению отношений креативности и нравственности. Предлагается понятие «моральные способности», дается его определение и выделяются три ракурса его изучения. Приводятся результаты исследования взаимосвязи креативности и когнитивного аспекта моральных способностей у детей младшего школьного возраста. В проведенном эмпирическом исследовании принимали участие 130 человек; возраст - 7-9 лет; учащиеся общеобразовательной школы г. Москвы; мальчики - 71 человек и девочки - 59 человек. Были использованы следующие методики: тест креативности (фигурная форма) Э.П. Торренса (изучение творческой сферы) и две методики, оценивающие представления детей о нравственном поведении (изучение нравственной сферы). Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии связи между показателями креативности и моральных способностей у детей 7-9 лет, что объясняется, по мнению автора, их возрастными особенностями. При интерпретации результатов рассматривается специфика младшего школьного возраста, связанная с переломным этапом в жизнедеятельности ребенка.
Ключевые слова: моральное развитие, моральные способности, креативность, связь креативности и нравственности, младший школьный возраст.
Сведения об авторе: Ожиганова Галина Валентиновна, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6339-8640, кандидат психологических наук, Институт психологии Российской академии наук, г Москва, Россия.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 18.07.2020.
Для цитирования: Ожиганова Г.В. Креативность и моральные способности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 28-35. DOI https://doi. org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-28-35.
Galina V. Ozhiganova
Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences
CREATIVITY AND MORAL CAPACITIES
The study was carried out according to state order No. 0159-2019-0008, Institute of Psychology RAS
In the article the possibility ofestablishing a connection between the creative and moral spheres of the person is discussed. The author analyzes the results of foreign and domestic researches devoted to the study of the relationship between creativity and morality. The concept of «moral capacities» is proposed, its definition is given and three aspects of its study are identified. The results of a study of the relationship between creativity and the cognitive aspect ofmoral capacities in children ofprimary school age are presented. The empirical study involved 130 people; age - 7-9 years; boys - 71 people and girls - 59 people. The following methods were used: Torrance Test of Creative Thinking - figural form (study of the creative sphere) and two methods that assess children's ideas about moral behavior (study of the moral sphere). The results obtained show that there is no connection between the indicators of creativity and moral capacities in children of 7-9 years old, which is explained, according to the author, by their age characteristics. When interpreting the results, the specificity of primary school age is considered, associated with a turning point in the child's life.
Keywords: moral development, moral capacities, creativity, connection between creativity and morality, primary school age.
Information about the author: Galina V. Ozhiganova, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6339-8640, Candidate of Psychological Sciences, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
Article received: July 18, 2020.
For citation: Ozhiganova G.V. Creativity and moral capacities. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 3, pp. 28-35 (In Russ.). DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-28-35.
28
Вестник КГУ .4 2020
© Ожиганова Г.В., 2020
В настоящее время в психологической науке существует большой интерес к изучению креативности и ее связи с разными психологическими проявлениями. Распространение получили исследования отношения креативности к нравственной сфере личности. Оказалось, что связь креативности с нравственностью неоднозначна. Некоторые исследователи отмечают позитивные аспекты этой связи, ассоциируя креативность с юмором и альтруизмом [Vaillant G.E., Vaillant C.O.], в других исследованиях выявлены ее негативные стороны. Показано, что креативность коррелирует с недоброжелательностью [Burch, Pavelis, Hemsley et al.] и высокомерием [Silvia, Kaufman, Reiter-Palmon et al.], тенденцией к проявлению безответственности, склонностью к риску и импульсивностью [Lynam, Leukefeld, Clayton]. В большом обзоре исследований, посвященном изучению взаимосвязи креативности и нравственности, с помощью метаанализа установлено, что креативность значимо коррелирует с неэтичностью [Storme, Celik, Myszkowski].
Интересные данные получены в исследовании К. Моргана. Изучалось, как влияет на креативность моральная ясность и моральная двусмысленность. Было установлено, что моральная определенность и ясность способствует креативности (дивергентному мышлению), а двусмысленность - нет [Morgan]. Вышеприведенные исследования проведены с привлечением взрослых участников. Рассмотрим изучение выборки школьного возраста.
О взаимосвязи креативности и нравственных качеств у детей также существуют противоречивые данные. В экспериментальном исследовании Г.Р. Шафиковой выявлено, что целенаправленное развитие креативности у подростков способствовало становлению их нравственных качеств [Ша-фикова].
В другом исследовании [Andreani, Pagnin] установлено, что при решении моральных дилемм подростки со средним и низким уровнем интеллекта и креативности чаще демонстрировали ориентацию на альтруистические и гуманистические ценности по сравнению с одаренными и талантливыми детьми, которые показывали более высокое стремление к достижениям и успеху.
При изучении связи креативности с личностными особенностями у старших школьников (учащиеся 10-11-х классов общеобразовательных школ) показано, что высокий уровень креативности соотносится по методике исследования самоотношения с конфликтностью и неуверенностью в себе, недооценкой своего Я (самооценность), неудовлетворенностью собой (самопривязанность) [Шербакова], исходя из чего можно говорить о том, что такие свойства слабо ассоциируются с нравственными характеристиками личности и возможностью совершения морального поступка, требующего уверенности в себе.
В исследовании влияния личностных черт на развитие креативности у старшеклассников установлено, что значимыми для креативной личности факторами являются «интерес», «творчество», «внимание», а также такой мотивационный фактор, как «признание», а факторами, значимость которых невысока - «деньги», «помощь людям», «включенность» [Бобров]. Это говорит о слабом стремлении к заботе о других, тогда как «забота о других» является основой нравственного поведения.
Таким образом, исследования показывают, что у школьников не наблюдается однозначная положительная связь между креативностью и нравственностью. При определенных условиях, например целенаправленном формировании, возможно достижение сформированности этой связи, что показано в работе Г.Р. Шафиковой [Шафикова]. Исследование соотношения креативности и нравственности касается в основном подросткового возраста, в котором нравственные представления уже достаточно развиты, поэтому важным представляется уделить внимание изучению возрастной группы младших школьников, когда осознанное моральное поведение и понятие нравственности только начинает формироваться.
В данном исследовании будут рассмотрены творческая и нравственная сферы личности у детей младшего школьного возраста.
В нашей работе творческая сфера исследуется в связи с креативностью - дивергентным мышлением, описываемым с помощью показателей оригинальности, беглости, разработанности, гибкости. Понятие «креативность», ассоциируемое с концепциями Дж. Гилфорда и Э. Торренса, подробно представлено в психологической литературе. Нравственная сфера раскрывается с помощью понятия «моральные способности», которое является новым и требует описания.
Моральные способности определяются нами как способности, обеспечивающие реализацию моральных качеств, отношений и чувств в жизнедеятельности субъекта в соответствии с моральными принципами, убеждениями, ценностями, объединяемыми и направляемыми общим смыслом бытия.
В современной психологии благодаря новым подходам, концепциям, теориям открываются возможности разработки понятия моральных способностей. Новые походы к изучению моральной сферы личности позволяют рассматривать личностные и когнитивные аспекты субъекта в единстве. Например, для определения содержания понятия «моральные способности», их структуры и механизмов функционирования полезными, на наш взгляд, являются идеи, связанные с социально-когнитивным подходом. В рамках этого подхода при изучении моральной личности учитывается более широкий набор ментальных репрезентаций, процессов и механизмов, чем это было постулировано
Колбергианской традицией нравственного развития: включаются аффективность, неявное знание, динамическая модель, позволяющая объяснять изменения в поведении и ситуативную изменчивость проявления морального поведения [Lapsley, Narvaez]. Социально-когнитивный подход к изучению моральной личности позволяет выделить такие ракурсы изучения моральных способностей, как: когнитивный, аффективный, поведенческий.
Могут ли моральные способности быть связаны с творчеством? На этот вопрос можно ответить утвердительно, если обратиться к понятию «моральное воображение», предлагаемому Д. Нар-ваэс. Она считает, что моральное воображение включает в себя не только способность генерировать полезные идеи, но также и способность формировать идеи о том, что хорошо и правильно, и воплощать лучшие идеи в жизнь для служения другим [Narvaez, Mrkva]. Интересным и важным представляется рассмотреть возможность связи моральных способностей и креативности. Этот вопрос отчасти затрагивался нами в предыдущих публикациях, но речь там шла о высших моральных и творческих способностях [Ожиганова].
В данном исследование будет рассматриваться наличие/отсутствие связи креативности и моральных способностей у детей младшего школьного возраста (7-9 лет).
Изучение морального развития в психологии берет свое начало в трудах Ж. Пиаже, Л. Колберга и продолжается в работах Дж. Флэйвела, П. Миллера, А. Блази, Д. Лэпслэй, Д. Нарваэс и др. В классических работах (Ж. Пиаже, Л. Колберг) проводится идея возрастной детерминации моральных суждений, моральное развитие у детей связывается с уровнем их когнитивного развития. Важной вехой в моральном развитии считаются сдвиги, ведущие к избавлению от эгоцентрической позиции, что сопряжено с возрастом 7-8 лет. Обзор же последних исследований показывает, что различение хорошего и плохого поведения обнаруживается уже у младенцев в течение первого года жизни, выявлено, что им присуща способность идентифицировать и оценивать других исходя из просоциальных или антиобщественных действий других [Hamlin].
Некоторые современные исследователи подчеркивают приоритетную роль социального фактора в моральном развитии ребенка, считают, что моральное «я» проявляется в динамическом взаимодействии способностей к индукции и личностных качеств ребенка с семейными отношениями, а также другими социальными взаимодействиями, которые обеспечивают благоприятную среду для развития [Narvaez, Lapsley]. Другие настаивают на том, что важнейшую роль играют внутренние модели психического, позволяющие ребенку понимать как «свое» психическое, так и психическое другого человека, и эти внутренние модели психи-
ческого опосредуют процесс социализации [Сер-гиенко].
Таким образом, исходя из вышеизложенных концепций можно говорить о наличии у детей способностей к познанию (когнитивных способностей) и способностей к моральной оценке (моральных способностей), которые проявляются различным образом на разных возрастных этапах.
По нашему мнению, при изучении моральных способностей могут рассматриваться их когнитивные, аффективные, поведенческие аспекты.
Когнитивный аспект: представления о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо.
Аффективный аспект: моральные чувства -сочувствие, переживание, сострадание к тем, кто испытывает боль.
Поведенческий аспект: совершение моральных поступков, добродетельное поведение в повседневной жизни - забота о других, оказание помощи окружающим.
В младшем школьном возрасте можно говорить лишь о складывающихся представлениях о морали и начальном этапе формирования моральных способностей.
В данном исследовании будет рассматриваться когнитивный аспект моральных способностей, касающийся представлений детей о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мы исходили из того, что представление составляет основу всякого знания, что представления являются промежуточной ступенью познания, звеном диалектического перехода от чувственного уровня на рациональный и обратно [Ша-дриков, Ансимова, Корнеева]. Описывая уровень развития субъекта в возрасте 7-11 лет, В.Д. Шад-риков приводит такие характеристики: «развитие навыков различных мыслительных операций по отношению к конкретным явлениям, появление предпосылок абстрактного мышления, формирование нравственной ответственности (избегание наказания и стремление к получению награды - уровень 1 и 2, по Колбергу)» [Шадриков: 194]. Таким образом, можно говорить о том, что в младшем школьном возрасте у детей уже существует определенные представления о моральном поведении, и их когнитивное развитие позволяет оценивать нравственные и безнравственные поступки.
Цель исследования - выяснить, связана ли у детей младшего школьного возраста креативность с когнитивным аспектом моральных способностей, ассоциируемым с представлениями о нравственном поведении.
Была выдвинута гипотеза - у детей младшего школьного возраста будут установлены связи показателей креативности и показателей когнитивного аспекта моральных способностей.
Методы исследования
Выборка: 130 человека; мальчики - 71 и девочки - 59; дети младшего школьного возрас-
та (7-9 лет), учащиеся общеобразовательной школы г. Москвы. Методики
Изучение творческой сферы: Тест креативности (фигурная форма) Э.П. Торренса: субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Линии».
Изучение нравственной сферы: Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой.
Цель методики - выявить нравственные представления детей младшего школьного возраста. Данный инструмент направлен на то, чтобы оценить такие универсальные учебные действия, как выделение морального содержания поступков и ситуаций, что отражено в системе универсальных учебных действий, описанной в «Фундаментальном ядре содержания общего образования» [Фундаментальное ядро]. В нем представлены личностные универсальные учебные действия, которые
разделены на три группы: «1) действия самоопределения (в том числе связанные с выбором ценностных ориентиров); 2) действия смыслообразования, связанные с ответом на вопрос о смысле и значении учения; 3) действия, связанные с нравственной оценкой, предполагающие знание моральных норм и умение соотносить с ними свои собственные поступки» [Фундаментальное ядро: 6]. Именно действия третьей группы отражены в этой методике.
Методика включает восемь вопросов и три варианта ответа: (А) - 2 балла; (Б) - 1 балл; (В) -0 баллов. Пример вопроса и ответа: «Как ты поступишь, если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее? (А) Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке; (Б) Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам; (В) Сделаю вид, что не заметил».
Для данной методики нами была посчитана а-Кронбаха (а = 0,825), которая свидетельствует
Таблица 1
Показатели дискриминативности вопросов по методике «Что такое хорошо и что такое плохо»
Показатель Номера пунктов методики «Что такое хорошо и что такое плохо»
1 2 3 4 5 6 7 8
Дискриминативность 0, 000 0,857 0,784 0,808 0,848 0,863 0,836 0,853
Номера пунктов методики «Настоящий друг» Дискриминативность
Пункт 1 0,685
Пункт 2 0,793
Пункт 3 0,831
Пункт 4 0,845
Пункт 5 0,769
Пункт 6 0,829
Пункт 7 0,812
Пункт 8 0,842
Пункт 9 0,745
Пункт 10 0,818
Пункт 11 0,827
Пункт 12 0,794
Пункт 13 0,836
Пункт 14 0,836
Пункт 15 0,835
Пункт 16. 0,845
Пункт 17 0,834
Пункт 18 0,845
Пункт 19 0,828
Пункт 20 0,777
Пункт 21 0,831
Пункт 22 0,828
Пункт 23 0,850
Пункт 24 0,838
Пункт 25 0,794
Таблица 2
Показатели дискриминативности пунктов по методике «Настоящий друг»
о достаточно высокой надежности-согласованности. Мы также провели анализ дискриминатив-ности пунктов методики, который показал, что вопрос 1 не является дискриминативным, по нему все респонденты ответили одинаково. Остальные вопросы показывают достаточно высокую дискри-минативность (табл. 1).
Методика «Настоящий друг» А.С. Прутчен-кова [Прутченков: 154].
Моральные представления младшего школьника отличаются конкретностью и связаны с привычным для него кругом ситуаций: поступки по отношению к другим людям в семье, школе, во дворе. Поэтому была выбрана методика «Настоящий друг», позволяющая изучать типичные для этого возраста отношения к другу как показатель отношения «я - другой». Методика отражает такие моральные качества, как доверие, искренность, дружелюбие, уважение к личности другого, преданность, способность прощать, заботу о другом, добровольное оказание помощи и поддержки и др.
Методика содержит 25 утверждений/пунктов. Количество альтернатив ответов - три: «да» -2 балла; «не знаю» - 1 балл; «нет» - 0 баллов. Ребенок должен выразить свое согласие/несогласие со списком утверждений, относящихся к описанию «настоящего друга». Примеры утверждений: настоящий друг - «искренен в общении»; «первым прощает ошибки друга»; «добровольно помогает в случае необходимости»; «не завидует другу»; «защищает друга в его отсутствие» и др.
Для этой методики мы посчитали а-Кронбаха (а = 0,933), она свидетельствует о высокой надежности-согласованности. Был также проведен анализ дискриминативности пунктов методики,
который показал, что все вопросы обладают достаточно высокой дискриминативностью (табл. 2).
Результаты и их обсуждение
Был проведен анализ нормальности распределения. Выявлено, что распределение достоверно отличается от нормального (табл. 3).
Корреляционный анализ
Использовался непараметрический критерий -коэффициент корреляции Спирмана. Результаты корреляционного анализа показали отсутствие связи между показателями креативности и когнитивного аспекта моральных способностей, ассоциируемого с представлениями о нравственном поведении у детей младшего школьного возраста (табл. 4).
Был проведен анализ соотношения отдельных параметров креативности с показателями методик, отражающих представления детей о нравственном поведении, который также показал отсутствие связи между креативностью и показателями когнитивного аспекта моральных способностей у детей младшего школьного возраста (табл. 5).
Был проведен анализ половых различий, который показал, что различий между мальчиками и девочками по показателям креативности и моральных способностей (когнитивный аспект) у детей младшего школьного возраста нет (табл. 6).
Полученные в нашем исследовании результаты свидетельствуют о том, что показатели креативности и моральных способностей (когнитивный аспект) у младших школьников не связаны. Эти данные не согласуются с исследованиями, в которых выявлена взаимосвязь креативности и нравственного развития у детей [Шафикова; Алфее-ва]. Отметим важные отличия этих исследований
Таблица 3
Нормальность распределения (критерий Колмогорова - Смирнова)
Показатели Тест Э. Торренса Методика «Что такое хорошо» Методика «Настоящий друг»
Параметры нормального распределения Среднее значение 47,315 9,785 29,792
Среднеквадратичная отклонения 7,958 3,488 10,766
Наибольшие экстремальные расхождения Абсолютная 0,094 0,099 0,095
Положительные 0,060 0,089 0,082
Отрицательные -0,094 -0,099 -0,095
Статистика критерия 0,094 0,099 0,095
Асимптотическая значимость 0,007 0,003 0,006
N 130 130 130
Корреляционный анализ показателей по тесту Э. Торренса и методикам, оценивающим представления детей о нравственном поведении
Показатели Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Методика «Настоящий друг»
Тест Э. Торренса rСпирмана 0,081 0,037
p-значение* 0,361 0,675
N 130 130
Примечание: * -p < 0,05.
Таблица 4
Таблица 5
Корреляционный анализ показателей отдельных параметров теста Э. Торренса и методик, оценивающих представления детей о нравственном поведении
Показатели Оригинальность Разработанность Замыкание Методика «Что такое хорошо» Методика «Настоящий друг»
Беглость гСпирмана 0,759** 0,557** 0,538** 0,088 0,007
р-значение* 0,000 0,000 0,000 0,318 0,934
N 130 130 130 130 130
Оригинальность гСпирмана 0,633** 0,589** 0,135 -0,013
р-значение -0,000 0,000 0,127 0,879
N 130 130 130 130
Разработанность гСпирмана 0,453** -0,015 0,100
р-значение 0,000 0,868 0,259
N 130 130 130
Замыкание гСпирмана 0,106 0,049
р-значение 0,232 0,580
N 130 130
Примечание: * - корреляция значима на уровне р < 0,01.
Таблица 6
Различия между мальчиками и девочками по показателям креативности и нравственных качеств
Показатели Средние значения и-критерий Манна — Уитни р-значения*
Мальчики 71 чел. Девочки 59 чел.
1. Методика Э. Торренса 47,27 47,37 2045 0,817
2. Методика «Что такое хорошо» 9,55 10,07 1912,5 0,393
3. Методика «Настоящий друг» 30,41 29,05 1939 0,467
Примечание: * - р < 0,05.
от нашего: 1) их участники относились к другим возрастным категориями - подростки [Шафикова] и дошкольники [Алфеева]; 2) установление связи креативности и нравственного развития у детей стало возможным благодаря целенаправленному формирующему воздействию со стороны взрослых. Так, в исследовании Е.В. Алфеевой изучалась связь креативности и особенностей личностного развития детей дошкольного возраста 4-7 лет (Я-концепция, самооценка, эмпатия и личностная рефлексия, понимание других и прогнозирование отношения к себе и др.). Эти личностные особенности имеют отношение и к нравственной сфере. В результате проведенного ею экспериментального исследования с использованием специальной развивающей программы было установлено, что у детей из экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой уровень личностного развития значительно возрос; в экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем творческого мышления, а в контрольной группе процент детей, демонстрирующих высокую креативность, не изменился. Автор приходит к выводу, что проведенная развивающая программа, направленная на формирование Я-концепции ребенка дошкольного возраста, влияет и на развитие креативности: «развитие "Я-концепции" ребенка
дошкольного возраста ведет к общему развитию творческого потенциала в целом. Причем наибольший эффект от обучения по программе проявляется в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)» [Алфеева: 19].
Полученные нами результаты - отсутствие связи показателей креативности и моральных способностей, сопряженных с нравственными представлениями у детей младшего школьного возраста, можно попытаться объяснить особенностями этого возрастного периода.
Именно специфика возраста 7-9 лет может стать объяснением того, что креативность и моральные способности (когнитивный аспект) как представления о нравственном поведении у детей выделились в отдельные, не связанные конструкты. Указанный возраст сопряжен с важным жизненным рубежом: расставание детей со свободой дошкольного существования и столкновение с новой ситуацией - строгой системой норм и правил социального взаимодействия. Младший школьный возраст, связанный со сменой социальной позиции ребенка, обусловливает разделение его бытия на две сферы: 1) дошкольная и отчасти внешкольная, видимо, бессознательно ассоциируемая им со свободой и возможностью творчества (показатели креативности) и 2) школьная, сопряженная со
строгими правилами поведения, включая и нравственные нормы (показатели когнитивного аспекта моральных способностей).
Возраст 7-8 лет является переломным, он связан с переходом от эгоцентрической позиции к объективной (Ж. Пиаже) и с процессом социализации, которая, согласно Пиаже, ориентирована на адаптацию к социальной среде благодаря разделению и координации собственной точки зрения и точки зрения других людей, что возникает на определенном уровне развития ребенка [Пиаже]. В этом же возрасте исследователи констатируют опосредующее процесс социализации наличие достаточно сформированных внутренних структур, внутренних моделей психического, «когда возможность понимать не только «свое» психическое, но и психическое «другого», возможность сопоставлять модели принципиально изменяют способность ребенка понимать и принимать порядок социального устройства, отвечать иным, отличным от своих требованиям» [Сергиенко].
Заключение
Моральные способности охватывают не только представления о нравственном поведении, которые рассматривались в данном исследовании, но и убеждения, связанные с мировоззрением, нравственные чувства, касающиеся действенной продуктивной эмпатии; а также реальное нравственное поведение, в основе которого лежат моральные принципы, ценности и жизненные смыслы.
Моральные способности включают способность выразить свою нравственную позицию в словах и действии. Все эти компоненты моральных способностей во многом обусловлены опытом социального взаимодействия, когнитивным и личностным развитием, зависимым от возраста.
В младшем школьном возрасте активное формирование моральных способностей только начинается. Полученные нами результаты - отсутствие связи между показателями моральных представлений у детей, ассоциируемых с моральными способностями, и показателями креативности - можно объяснить тем, что, видимо, у детей этого возраста процесс формирования моральных способностей, сопряженный с усвоением строгих норм социального взаимодействия, приводит к тому, что представления о нравственном поведении соотносятся с нормативными действиями по правилам. Творчество же имеет отношение к действиям не по правилам, к изобретению собственных правил, созданию нового, необычного, ненормативного, нестандартного, что и может приводить ребенка к разделению творческой и моральной сфер. Объяснение этому разделению можно также найти в исследованиях Ж. Пиаже, который пишет о том, что дети 7-8 лет живут в двух разнородных действительностях: 1) мир игры; 2) мир наблюдения. Ребенок этого возраста «знает
две плоскости, или две действительности: реальность игры и реальность наблюдения, но они стоят рядом, соположены, а не подчинены друг другу, так что, когда он находится перед одной, она ему представляется единственно верной, а о другой он забывает» [Пиаже: 383].
Таким образом, полученные нами результаты - отсутствие связи показателей креативности и моральных способностей, имеющих отношение к нравственным представлениям у младших школьников, могут объясняться возрастными особенностями.
Можно предположить, что дети 7-9 лет вследствие возрастных ограничений (еще не достаточного уровня развития когнитивной и личностной сфер) не имеют возможности самостоятельно, без специальной помощи взрослого ассоциировать моральные способности с творческим мышлением, но это уже гипотеза следующего исследования.
Благодарности
Автор выражает благодарность М.В. Цкипу-ришвили за оказанную помощь в сборе данных.
Список литературы
Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): автореф. дис. ... канд. псхол. наук. М., 2000. 24 с.
Бобров А.Н. Влияние личностных черт на развитие креативности старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 222 с.
Ожиганова Г.В. Высшие моральные и творческие способности и продуктивная жизнедеятельность в процессе обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 3. С. 44-48.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 528 с.
Прутченков А.С. Наедине с собой. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 174 с.
Сергиенко Е.А. Модель психического и теория Ж. Пиаже // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3). URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 10.06.2020).
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова. А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 71 с.
Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. 274 с.
Шадриков В.Д., Анисимова Н.П., Корнеева Е.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. М.: Просвещение, 1990. 142 с.
Шафикова Г.Р. Взаимосвязь креативного и нравственного становления личности подростка: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2000. 208 с.
Щербакова Е.В. Соотношение креативности с интеллектом и личностными особенностями //
Психология XXI века: материалы науч.-практ. конф., 22-24 апреля 2005 г. / под ред. В.Б. Чесноко-ва. СПб., 2005. С. 76-78.
Andreani O.D., Pagnin A. Moral judgment in creative and talented adolescents. Journal of Creativity Research, 1993, vol. 6, № 1-2: Creativity in the Moral Domain, pp. 45-63. URL: https://doi. org/10.1080/10400419309534465
Burch G. S. J., Pavelis C., Hemsley D. R. [et al.]. Schizotypy and creativity in visual artists. British Journal of Psychology, 2006, vol. 97, pp. 177-190.
Hamlin J.K. The Origins of Human Morality: Complex Socio-moral Evaluations by Preverbal Infants. Research and Perspectives in Neurosciences, 2014, vol. 21, pp. 165-188. URL: https:// doi10.1007/978-3-319-02904-7_10
Lapsley D.K. Narvaez D. The Having, Doing and Being of Moral Personality [Published 2016]. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Having-%2C-Doing-and-Being-of-Moral-Personality-Lapsley-Narvaez/0f130e337412b098d19df8230a6821 4a1419bee2
Lynam D.R., Leukefeld C., Clayton R.R. The contribution of personality to the overlap between antisocial behavior and substance use/misuse. Aggressive Behavior, 2003, vol. 29, pp. 316-331.
Morgan C.G. Morality and Creativity. The University of Texas at Austin. 2016. URL: https:// repositories.lib.utexas.edu/handle/2152/39039 (дата обращения: 10.06.2020).
Narvaez D., Mrkva K. The Development of Moral Imagination. In: Moran S., Cropley D., Kaufman J.C. (eds). The Ethics of Creativity. Palgrave Macmillan. London, 2014. URL: https://doi. org/10.1057/9781137333544_2
Narvaez D., Lapsley D.K. Moral identity, moral functioning, and the development of moral character. In: D.M. Bartels, C.W. Bauman, L.J. Skitka et al. (Eds.), The psychology of learning and motivation: Moral judgment and decision making. Elsevier Academic Press, 2009, vol. 50, pp. 237-274. URL: https://doi.org/10.1016/S0079-7421(08)00408-8
Silvia P. J., Kaufman J. C., Reiter-Palmon R. et al. Cantankerous creativity: Honesty, humility, agreeableness, and the HEXACO structure of creative achievement. Personality and Individual Differences, 2011, vol. 51, pp. 687-689.
Storme M., CelikP., Myszkowski N. Creativity and unethicality: A systematic review and meta-analysis. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2020. Advance online publication. URL: https://doi. org/10.1037/aca0000332
Vaillant G.E., Vaillant C.O. Determinants and consequences of creativity in a cohort of gifted women. Psychology of Women Quarterly, 1990, vol. 14, pp. 607-616.
References
Alfeyeva Ye.V. Kreativnost' i lichnostnyye osobennosti detey doshkol'nogo vozrasta (4-7 let): avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. [Creativity and personal characteristics of preschool children (4-7 years old)]. Moscow, 2000, 24 p. (In Russ.)
Bobrov A.N. Vliyaniye lichnostnykh chert na razvitiye kreativnosti starsheklassnikov: dis. ... kand. psikhol. nauk. [Influence of personality traits on the development of creativity in high school students]. Stavropol, 2004, 222 p. (In Russ.)
Ozhiganova G.V. Vysshiye moral'nyye i tvorcheskiye sposobnosti i produktivnaya zhiznedeyatel'nost' v protsesse obucheniya [Higher moral and creative capacities and productive life activity in the learning process]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2018, № 3, pp. 44-48. (In Russ.)
Piazhe ZH. Rech' i myshleniye rebenka. [Speech and thinking of a child]. Moscow, Pedagogika-Press, 1994, 528 p. (In Russ.)
Prutchenkov A.S. Nayedine s soboy [Alone with myself]. Moscow, Russian Pedagogical Agency, 1996, 174 p. (In Russ.)
Sergiyenko Ye.A. Model' psikhicheskogo i teo-riya ZH. Piazhe [The model of the psychic and the theory of J. Piaget. Psikhologicheskiye issledovani-ya: elektron. nauch. zhurn. [Psychological research], 2009, № 1 (3). URL: http://psystudy.ru (access date: 10.06.2020). (In Russ.)
Fundamental'noye yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya [Fundamental core of the content of general education], ed. by V.V. Kozlov. A.M. Konda-kov. Moscow, Education, 2011, 71 p. (In Russ.)
Shadrikov V.D. Sposobnosti i odarennost' chelove-ka. [Human abilities and giftedness]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2019, 274 p. (In Russ.)
Shadrikov VD., Anisimova N.P., Korneyeva Ye.N. Poznavatel'nyye protsessy i sposobnosti v obuchenii [Cognitive processes and learning abilities]. Moscow, Education Publ., 1990, 142 p. (In Russ.)
Shafikova G.R. Vzaimosvyaz' kreativnogo i nravstvennogo stanovleniya lichnosti podrostka: dis. . kand. psikhol. nauk. [The relationship of creative and moral formation of the personality of a teenager]. Kazan, 2000, 208 p. (In Russ.)
Shcherbakova Ye.V. Sootnosheniye kreativnosti s intellektom i lichnostnymi osobennostyami. [Connection of creativity with intelligence and personality traits]. Psikhologiya XXI veka: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 22-24 aprelya 2005 g. [Scientific and practical conference "Psychology of the XXI century". Conference proceedings April 22-24, 2005], ed. by VB. Chesnokov. St. Petersburg, 2005, pp. 76-78. (In Russ.)