РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-103-106 УДК 159.922.7
Ожиганова Галина Валентиновна
кандидат психологических наук Институт психологии Российской академии наук, г. Москва
Цкипуришвили Мариам Вахтанговна
Государственный академический университет гуманитарных наук, г. Москва
ПРОЯВЛЕНИЕ ВЫСШИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ ПСИХОДИАГНОСТИКА (на примере детей младшего школьного возраста)
В статье представлены результаты исследования проявления высших творческих способностей, связанных с созданием реальных творческих продуктов в свободной ситуации психодиагностики у детей 8-9 лет, в сопоставлении с методиками диагностики креативности и интеллекта, требующими строгой регламентации деятельности респондентов. Полученные данные свидетельствуют об отсутствии связи между экспертными оценками реальных творческих достижений детей и показателями психометрической креативности и психометрического интеллекта.
Ключевые слова: высшие творческие способности, психометрический интеллект, психометрическая креативность, реальные творческие продукты.
Изучение высших творческих способностей, относимых к категории духовных, представляет собой важную и актуальную научную проблему. Предложенное нами понятие «высшие творческие способности» [5; 6] отличается от понятия «психометрическая креативность». Это отличие связано как с процессом их проявления (спонтанностью, временной непредсказуемостью (определяемой инкубационным периодом - бессознательный фактор), так и результатом - создание реального творческого продукта, имеющего общественную ценность. Основными характеристиками высших творческих способностей, рассматриваемых нами в данном исследовании, ориентированном на определенную возрастную группу (дети младшего школьного возраста), являются: бескорыстие (отсутствие вознаграждения) - создание ребенком реального творческого продукта, за который ему не ставится оценка. Творческие проявления детей обусловлены лучшими и высшими качествами их личности: мотивация творческого самовыражения, самостоятельный интерес в выдвижении творческой идеи и ее реализации; духовно-нравственная направленность -стремление сделать мир лучше, прекраснее.
Психодиагностика высших творческих способностей, как и других духовных способностей, представляет собой важную научную проблему, нуждающуюся в серьезных исследованиях.
Очевидно, что феномен проявления высших творческих способностей, связанный с созданием реальных творческих продуктов, порождаемых творческой личностью в естественных условиях жизнедеятельности и несущих печать ее неповторимости, невозможно исследовать в рамках психометрического подхода и что в этом случае требуются другие подходы и методы. Мы считаем, что подходом, соответствующим специфике объекта исследования (высшие творческие способности), может стать ситуационный подход и реализуемая
в его рамках свободная ситуация обследования. Возможности ситуационного подхода в психодиагностике рассматривались в работах В.Н. Дружинина [2; 3].
Свободная ситуация психодиагностики создает условия для естественного проявления творческих возможностей человека, ведущих к созданию реальных творческих продуктов, позволяет отразить специфику высших творческих способностей, связанных с манифестацией уникальных особенностей личности, интуицией, спонтанностью творческих проявлений их временной непредсказуемостью (определяемой инкубационным периодом).
Цель исследования: сопоставить и проанализировать результаты психометрической креативности и интеллекта (строгая регламентация деятельности респондентов) и оценки проявления высших творческих способностей у детей младшего школьного возраста, связанных с созданием реальных творческих продуктов (свободная ситуация психодиагностики).
Гипотеза - психометрическая креативность, психометрический интеллект и высшие творческие способности, связанные с реальными творческими проявлениями детей младшего школьного возраста, могут представлять собой разные психологические феномены и могут быть не связаны друг с другом.
Методики. Для диагностики высших творческих способностей детей были использованы:
- Метод пролонгированной диагностики и формирования высших творческих способностей, разработанный Г.В. Ожигановой [4] (свободная ситуации психодиагностики);
- Метод экспертных оценок реальных творческих достижений детей - их творческих продуктов.
Для диагностики психометрической креативности (регламентированная процедура психодиагностики) применялся Тест креативности Э.П. Торренса (фигурная форма) [8].
© Ожиганова Г.В., Цкипуришвили М.В., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
103
Для диагностики психометрического интеллекта (регламентированная процедура психодиагностики) - Шкала «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена [7].
Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (компьютерная программа SPSS Statistics, версия 22).
Выборка: 75 человек, из них девочек - 36; мальчиков - 39; дети младшего школьного возраста -8-9 лет, учащиеся гимназии г. Москва.
Процедура исследования. Рассматривались два типа психодиагностических ситуаций:
1. Регламентированная ситуация, связанная с психометрической креативностью и психометрическим интеллектом;
2. Свободная ситуация, имеющая отношение к проявлению высших творческих способностей в условиях, приближенных к естественным (создание реальных творческих продуктов).
Параметры регламентированной ситуации. Строгое соблюдение правил процедуры психодиагностики, ограничивающих деятельность как экспериментатора, так и испытуемых (тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже самые небольшие «импровизации» в инструкциях требуют повторной стандартизации и валидизации теста):
1) экспериментатор сохраняет отстраненность от процесса проявления креативности/интеллектуальных способностей детей;
2) устанавливается строгий лимит времени;
3) испытуемые выполняют задания, предложенные экспериментатором;
4) сохраняется нейтральное отношение экспериментатора к испытуемым, уход от помощи;
5) полностью отсутствует эмоциональный контакт экспериментатора с испытуемыми (детьми).
Параметры свободной ситуации. Свободная ситуация предполагает создание экспериментатором творческой атмосферы, способствующей естественному проявлению творческих способностей испытуемых:
1) экспериментатор активно влияет на процесс проявления творческих способностей детей, стимулируя его, он демонстрирует испытуемым образец творческого поведения (создание интересных творческих продуктов, привлекательных для испытуемых (детей младшего школьного возраста);
2) отсутствуют ограничения во времени;
3) испытуемые (дети) сами придумывают себе творческое задание, вид и форму его выполнения;
4) присутствует творческое взаимодействие взрослого (экспериментатора) и детей (испытуемых), поддержка, одобрение творческих действий испытуемых;
5) важным становится эмоциональный контакт экспериментатора с испытуемыми (детьми).
Результаты и их обсуждение
I. Проверялась согласованность экспертных оценок. В качестве экспертов выступили три человека с психологическим образованием, специалисты в области: психологии развития (кандидат психол. наук) - эксперт 1; психологии творчества (кандидат психол. наук) - эксперт 2; психологии творчества (магистр) - эксперт 3.
Три шкалы экспертных оценок были приведены к единой шкале - преобразованы в Z-координаты-показатели. На основе всех Z-оценок экспертов методом усреднения была получена обобщенная шкала, которая явилась показателем экспертной оценки реальных творческих продуктов.
II. После преобразования сырых оценок в Z-показатели был проведен корреляционный анализ экспертных оценок, который показал высокие достоверные корреляции результатов всех трех экспертов, что говорит о надежности этих оценок и о том, что эти результаты можно интерпретировать как подтверждение того, что все эксперты измеряли один и тот же конструкт (табл. 1).
III. Была также посчитана альфа Кронба-ха (а=0,822), она свидетельствует о высокой психометрической надежности-согласованности экспертных оценок.
IV Сопоставлялись показатели интеллекта (тест Равена), показатели психометрической креативности (тест Торренса), полученные в регламентированной ситуации психодиагностики, и экспертные оценки реальных творческих продуктов, созданных в свободной ситуации психодиагностики на основе положений Метода пролонгированной диагностики и формирования высших творческих способностей.
Результаты показали отсутствие достоверных корреляций между экспертными оценками реальных творческих достижений и оценками по психодиагностическим методикам Торренса (r = 0,006; p = 0,962) и Равена (r = 0,164; p = 0,161) (табл. 2).
Таблица 1
Корреляционный анализ экспертных оценок реальных творческих продуктов детей с помощью коэффициента корреляции Спирмена
Номер эксперта Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3
Эксперт 1 0,572** 0,535**
Эксперт 2 0,572** 0,579**
Эксперт 3 0,535** 0,579**
Примечание: ** - р < 0,001.
104
Вестник КГУ 2019
Таблица 2
Корреляционный анализ показателей по тестам Торренса, Равена и результатов реальных творческих достижений с помощью коэффициента корреляции Спирмена
Коррелируемые показатели Тест Торренса Тест Равена Реальные творческие достижения
Тест Торренса Коэффициент корреляции -0,149 0,006
Уровень значимости 0,201 0,962
Тест Равена Коэффициент корреляции -0,149 0,164
Уровень значимости 0,201 0,161
Реальные творческие достижения Коэффициент корреляции 0,006 0,164
Уровень значимости 0,962 0,161
О Û
О о
О О ОООФ о
no d о
Реал.творч.достиж
Рис. 1. Отражение отсутствия взаимосвязи экспертных оценок реальных творческих достижений
и показателей по методике Равена
о о о
5 о о :
о о
о о о о о 0 0 О О О 00
о о
О ООО®
0Е5 О О
ОЙ
о о цю о
Реал.творч.достиж
Рис. 2. Отражение отсутствия взаимосвязи экспертных оценок реальных творческих достижений
и показателей по методике Торренса
Диаграммы также показывают, что взаимосвязи экспертных оценок и показателей по методикам Торренса и Равена не наблюдаются ни на каком интервале шкалы экспертных оценок реальных творческих достижений (рис. 1) и (рис. 2).
В настоящей работе было установлено, что проявление высших творческих способностей,
связанных с созданием реальных творческих продуктов, в свободной ситуации - условиях, приближенных к естественным, и психометрическая креативность, диагностируемая в ситуации строгой регламентации деятельности не связаны, что свидетельствует о подтверждении выдвинутой гипотезы.
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
105
Полученные результаты соотносимы с данными других исследований. Например, в исследовании Д.Б. Богоявленской также выявлено отсутствие связи между показателями креативности по двум разным методикам, отличающимся уровнем регламентированности деятельности испытуемых. Исследование Богоявленской проводилось на выборке 700 чел. (430 детей (5-9 лет) и 270 взрослых). Испытуемые обследовались по методике Торренса (регламентированная процедура психодиагностики) и по методике «Креативное поле» (в ней учитываются такие параметры свободной ситуации, как «отсутствие потолка» в экспериментальном материале, предоставляющем возможность неограниченного движения в процессе поиска решения, творческая мотивация). При сопоставлении результатов установлено, что коэффициент корреляции по тесту Торренса и методике «Креативное поле» не значим для обеих выборок (детей и взрослых) [1].
По нашему мнению, полученный в нашем исследовании результат: отсутствие связи психометрической креативности, психометрического интеллекта и проявления высших творческих способностей, имеющих отношение к созданию реальных творческих продуктов, объясняется тем, что понятия «психометрическая креативность», «психометрический интеллект», «высшие творческие способности» представляют собой разные психологические феномены. Креативность в рамках концепции Дж.П. Гилфорда и Э.П. Торренса имеет отношение к дивергентному мышлению, которое, видимо, не эквивалентно реальному творческому мышлению и проявлению высших творческих способностей, ведущих к созданию реальных уникальных творческих продуктов.
Библиографический список
1. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-дея-тельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / ред. Д.Б. Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1997. -С. 328-348.
2. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Ч. 1. - Саратов, 1990. - 137 с.
3. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия, 1996. - 216 с.
4. Ожиганова Г.В. Метод пролонгированной
диагностики и формирования креативности у детей младшего школьного возраста. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 135 с.
5. Ожиганова Г.В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 282 с.
6. Ожиганова Г.В. Высшие моральные и творческие способности и продуктивная жизнедеятельность в процессе обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. -№ 4. - C. 44-48.
7. Прогрессивные матрицы Равена // Сборник психологических тестов. Часть II / сост. Е.Е. Миронова - Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - C. 60-96.
8. Фигурная форма теста творческого мышления Э.П. Торренса. - М.: Ин-т развития одаренности, 1993.
References
1. Bogoiavlenskaia D.B. Issledovanie tvorchestva i odarennosti v traditsiiakh protsessual'no-deiatel'nostnoi paradigmy // Osnovnye sovremennye kontseptsii tvorchestva i odarennosti / red.
D.B. Bogoiavlenskaia. - M.: Molodaia gvardiia, 1997. - S. 328-348.
2. Druzhinin V.N. Psikhologicheskaia diagnostika sposobnostei: teoreticheskie osnovy. Ch. 1. - Saratov, 1990. - 137 s.
3. Druzhinin V.N. Psikhodiagnostika obshchikh sposobnostei. - M.: Akademiia, 1996. - 216 s.
4. Ozhiganova G.V. Metod prolongirovannoi diagnostiki i formirovaniia kreativnosti u detei mladshego shkol'nogo vozrasta. - M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2005. - 135 s.
5. Ozhiganova G.V. Dukhovnye sposobnosti kak resurs zhiznedeiatel'nosti. - M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2016. - 282 s.
6. Ozhiganova G.V Vysshie moral'nye i tvorcheskie sposobnosti i produktivnaia zhiznedeiatel'nost' v protsesse obucheniia // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika. - 2018. - № 4. - C. 44-48.
7. Progressivnye matritsy Ravena // Sbornik psikhologicheskikh testov. Chast' II / sost.
E.E. Mironova - Minsk: Zhenskii institut ENVILA, 2006. - C. 60-96.
8. Figurnaia forma testa tvorcheskogo myshleniia E.P. Torrensa. - M.: In-t razvitiia odarennosti, 1993.
106
Вестник КГУ 2019