УДК 378.14 ББК 74.584(2)7-252
КРЕАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОТ ЗНАНИЙ К КОМПЕТЕНЦИЯМ ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1
72
М.А. Аксенова, М.А. Гурина,
Н.А. Дронова, В.В. Швайдак, А.С. Шурупова
Аннотация. Одним из основных направлений модернизации содержания профессионального образования является изменение вектора направленности учебных планов в новых Федеральных государственных образовательных стандартах на профессиональную компетентность и повышение качества обучения. В настоящее время большая роль отводится инновационной деятельности научно-педагогических работников вузов, которая заключается не только в разработке трудоемких программных документов, рабочих программ дисциплин (модулей), практик, учебно-методических комплексов, контрольно-измерительных материалов, но в активном внедрении образовательных технологий, способствующих формированию компетенций.
Реализация современных требований к подготовке компетентного специалиста возможна за счет применения эмпирического подхода к обучению, основанного на интерактивных технологиях, в рамках которого каждый участник будет активно вовлечен в процесс обучения и получит возможность раскрыть свой потенциал. Различные формы и методы интерактивного обучения в рамках эмпирического подхода позволяют преодолевать недостатки традиционных концепций обучения благодаря принципиальному изменению подачи материала и ролевых позиций участников процесса обучения.
В статье раскрывается практический опыт в организации образовательной деятельности Липецкого филиала РАНХиГС на основе реализации двух инновационных проектов: «Smart-чиновник» и «Smart-менеджер», представляющих собой обобщение результатов социального эксперимента в области обучения студентов с применением активных и интерактивных методов преподавания. Проведенное исследование показало наличие устойчивого интереса у большинства студентов к формам проведения занятий с использование интерактивных методов обучения, применение которых в будущем позволит снизить адаптационные риски в начале профессиональной трудовой деятельности. Как показывает практика, применение активных методов обучения позволяет не только повысить уровень профессиональной подготовки обучаемых, представляющий собой конечный результат об-
разовательного процесса, но и сделать этот процесс более интересным и продуктивным.
Ключевые слова: креативное обучение, знания, компетентностная концепция, традиционная методика преподавания, интерактивное обучение.
CREATIVE TRAINING: FROM KNOWLEDGE TO COMPETENCES THROUGH THE INTERACTIVE TECHNOLOGIES
I
M.A. Aksenova, M.A. Gurina,
N.A. Dronova, V.V. Shvaidak, A.S. Shurupova
Abstract. One of the main directions of modernization of the content of vocational education is to change the direction vector of curricula in the new federal state educational standards of professional competence and quality of learning. Currently innovation research and teaching staff of universities play a big role not only in development of labor-consuming program documents, programs of disciplines (modules), practices, teaching materials, test materials, but in the active implementation of educational technologies, contributing to the formation of competencies. Implementation of advanced training requirements for a competent expert is possible through the application of an empirical approach to training based on interactive technologies, in which each participant will be actively involved in the learning process and have an opportunity to reach their full potential. Various forms and methods of interactive training within the empirical approach allow to overcome the shortcomings of traditional concepts of learning due to fundamental change in presentation and role positions of participants of the learning process.
The article deals with the practical experience in organizing educational activities in the Lipetsk branch of RANEPA through the implementation of two innovative projects: "Smart-official" and "Smart-manager", representing a synthesis of the results of a social experiment in teaching students with active and interactive teaching methods. The study showed that the majority of students have a sustained interest to the forms of conducting classes with the use of interactive teaching methods, the use of which in the future will reduce the risks at the beginning of the adaptation of professional work. As practice shows, the use of active learning methods not only increase the level of training of students, which is the final result of the educational process, but also make the process more interesting and productive.
Keywords: creative training, knowledge, competence-based concept, traditional training methods, interactive training.
73
Знания во все времена играли заметную роль в жизни человечества, всегда были основой и двигателем социально-экономического развития, хозяйственного успеха. В современной ситуации знания не только играют первостепенную роль в формировании общества, но являются одним из основных условий развития производства, обеспечивая фундаментальные конкурентные преимущества тем, кто умеет использовать их быстро и эффективно [1; 2]. В то же время на смену знаниевой концепции обучения сегодня приходит компетентностная: на рынке труда в большей степени востребованы не столько знающие, сколько конкурентоспособные специалисты.
В этих условиях перед современным российским вузом стоит непростая задача формирования и воспитания личности студента, способного не просто усваивать знания, но креативно мыслить, генерировать новые идеи, быстро адаптироваться к изменению окружающей среды и быть эффективным в современном социу-74 ме. По мнению Е.С. Яхонтовой, структура компетенций современного работника включает в себя: знания, данные, информацию, навыки, ноу-хау, технологии, отношение, ценностные ориентации, интерес [3, с. 66]. В связи с этим одним из основных направлений модернизации содержания профессионального образования является изменение вектора направленности учебных планов в новых федеральных государственных образовательных стандартах на профессиональную компетентность и повышение качества обучения.
Особая роль отводится инновационной деятельности научно-педаго-
гических работников вузов, которая заключается не только в разработке трудоемких программных документов, рабочих программ дисциплин (модулей), практик, учебно-методических комплексов, контрольно-измерительных материалов, но в активном внедрении образовательных технологий, способствующих формированию компетенций. Однако, используя инновационные технологии, не следует забывать, что сами по себе они не подменяют педагога в процессе обучения, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень весомую роль.
В традиционной методике преподавания обычно отсутствуют стадии переживания и осмысления конкретного опыта, а применение его на практике заменяется закреплением теоретического материала. Обучаемые выполняют роль пассивных слушателей, получают готовый, уже обобщенный опыт, зачастую в абстрактной форме. Традиционный образовательный процесс в вузе дает студентам учебные знания, но применение этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит дискретно: во время подбора и анализа аналитических материалов для выполнения курсовой работы, исследовательских проектов, прохождении ознакомительной или преддипломной практик. Очевидно, что сформировать у студента профессиональные знания и качества в этих условиях довольно сложно.
Традиционное образование использует два основных подхода к обучению: поведенческий (бихевиори-стический) и познавательный (когнитивный).
Поведенческий подход ориентирован на изменение не столько со-
знания людей, сколько их поведения, он в своей основе является экспериментаторским и использует цепочку «стимул-реакция» для развития конкретных моделей поведения в определенных условиях. При этом подходе преподаватель наблюдает за обучаемыми с целью предсказания их поведения, использует поощрение и наказание для стимулирования развития навыков выполнения определенных действий. Функции обучаемых сводятся к четкому следованию инструкциям преподавателя и тренировке в выполнении конкретных поведенческих операций. Примерами может служить: обучение вождению автомобиля, навыкам малярных работ, плавания и т.п. Этот подход распространен в средних профессиональных учебных заведениях.
Познавательный подход к обучению ориентирован на развитие сознания учащихся с целью формирования у них устойчивого образа явления, процесса или отношения, который в нужный момент будет использован как модель действия. Он основывается на обучении посредством системного информирования («читай, слушай и наблюдай, как надо, осмысливай и повторяй»). Данный подход до сих пор доминирует при подготовке специалистов в высших учебных заведениях.
Современные требования к подготовке компетентного специалиста заключаются в том, что в условиях ограниченности времени обучения нужно достичь двойного результата: расширить и систематизировать сознание в контексте тех видов деятельности, которым обучают, и развить функциональные навыки. Ре-
шение этих задач возможно при эмпирическом подходе к обучению (обучению через опыт), оптимизирующем обучение за счет объединения сильных сторон поведенческого и когнитивного подходов [4]. Эмпирический подход к обучению обеспечивает эффективное достижение целей, ориентированных на бизнес-результаты и предъявляет строгие требования к программам, которые должны быть нацелены на создание таких условий, при которых каждый участник обучения будет активно вовлечен в процесс обучения и получит возможность раскрыть свой потенциал. Эмпирический подход основывается на использовании интерактивных технологий.
Интерактивное обучение ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы, духовные, интеллектуальные, культурные, служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого обучения. Антропоцентризм как свойство инновационного образования предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоуправлению, а от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотности. Осознание студентом себя как профессионала влияет на исход образовательного процесса, поскольку активизирует мотивацию саморазвития, что, в свою очередь, превращает процесс обучения в источник удовлетворения потребностей развивающейся личности. Данный подход к обучению основан на циклическом
75
76
процессе, который отталкивается от конкретного опыта участников обучения и ориентирован на практический эффект. Процесс обучения состоит из взаимосвязанных элементов: осмысления своего опыта; анализа проблем и вытекающих из них потребностей в обучении; усвоение определенных теоретических положений и принципов; тестирование нового опыта на практике.
Таким образом, различные формы и методы интерактивного обучения в рамках эмпирического подхода позволяют преодолевать недостатки традиционных концепций обучения благодаря принципиальному изменению подачи материала и ролевых позиций участников процесса обучения.
Интерактивное обучение основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя главное место занимает группа взаимодействующих обучающихся, которые, обсуждая вопросы и участвуя в дискуссиях, соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга в высказываниях. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Действует и такой психологический феномен, как заражение, и высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.
Во время таких занятий от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества. Формы
участия преподавателя в дискуссии могут быть самыми разнообразными, но она ни в коем случае не должна стать навязыванием своего мнения студентам. Лучше всего это делать путем тонко рассчитанного управления ходом дискуссий, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины.
При этом следует обращать внимание и на то, что различные методы обучения эффективны для решения только определенных учебных задач, например игры и симуляции — для приобретения и развития навыков межличностных отношений. Игры, как форма учебного занятия, представляют собой специфические приемы, или техники, позволяющие выдвигать самые разные идеи: большие и маленькие, помогающие делать деньги и карьеру, решать проблемы, побеждать конкурентов, создавать новые изделия и более совершенные технологии. Игровые техники охватывают широкий спектр — от классических до самых современных. Все они делятся на линейные, позволяющие манипулировать информацией для выработки новых идей, и интуитивные, демонстрирующие, как находить новые идеи с помощью интуиции и воображения.
С целью внесения изменений в рабочие программы учебных дисциплин, увеличения доли интерактивных форм работы в учебном плане, распространения положительных результатов опыта на другие образовательные программы, повышения мотивации и вовлеченности студентов в 2013 г. в Липецком филиале РАН-ХиГС была начата реализация двух инновационных проектов: <^тай;-
чиновник» и «йтаг^менеджер», представляющих собой обобщение результатов социального эксперимента в области обучения студентов с применением активных и интерактивных методов преподавания. Подробная информация как о самих проектах, так и результатах размещена на сайте вуза http://lip.ranepa.ru/.
Для участия в проекте были отобраны 6 дисциплин направления подготовки «Государственное и муниципальное управление»: «Философия», «Политическое управление», «Корпоративная социальная ответственность», «Теория менеджмента», «Управление человеческими ресурсами», «Статистика» и 5 дисциплин направления подготовки «Менеджмент»: «История государственного управления», «Социология управления», «Теория управления», «Теория организации», «Статистика».
В отобранных для участия в проектах дисциплинах доля таких интерактивных форм работы, как деловые и ролевые игры, проекты, дебаты, экскурсии, сase-study, приглашение специалиста, олимпиады, проблемные семинары, эвристические беседы, мозговые штурмы, дискуссии; арт-терапия, применение ментальных карт и проведение круглых столов составила более 80%. Так, в рамках курса «Социология управления» используется деловая игра «Разработка социального прогноза». Студентам предлагается разработать поисковый и нормативный прогноз будущего России. Целью игры является осмысление студентами современных социальных проблем, источников их возникновения и перспектив решения. В процессе разработки прогноза они учат-
ся работать в команде, понимать взаимосвязи социальных процессов с политической, экономической и духовной сферами общества, начинают осознавать и свою личную ответственность за будущее страны, понимать, в чем может проявляться их конкретный вклад в решение социальных проблем [5].
В ходе игры «Манипулирование в социальном управлении» студентам предлагается просмотреть несколько видеосюжетов, иллюстрирующих историю развития технологий и конечных целей манипулирования общественным сознанием, обсуждаются методы реагирования на манипулирование в управленческих ситуациях; выясняется мнение студентов относительно допустимости манипулирования человеком; осуществляется совместный поиск нравственно приемлемых способов воздействия и взаимодействия между людьми на разных уровнях социальной иерархии.
Другой метод, часто используемый в процессе обучения по «Социологии управления» — разработка проекта некоммерческой организации. Его применение на занятиях позволяет студентам приобрести навыки анализа социальных проблем современной России, научиться выбирать критерии градации социальных проблем, соответственно, оценивать их масштаб и возможные последствия. Кроме того, это способствует и лучшему самопознанию, выработке моральных ценностей.
Особый интерес у студентов вызывают круглые столы по обсуждению актуальных социальных проблем, истории развития управления в России, например: «Русские меце-
77
78
наты и школа человеческих отношений: сравнительный анализ успеха», «Кому Япония обязана своим «экономическим чудом», «Немного неизвестного о русских предпринимателях». Для многих открывается совершенно неожиданная сторона исторических основ русского государственного управления. Это дает еще один повод гордиться и любить свою страну.
Интересным эффективным с позиции приобретаемых компетенций заданием для студентов является также конкурс социальной рекламы. Студентам предлагается самим выбрать актуальную проблему и отразить пути ее решения на плакате, или в видеосюжете. Это помогает обучающимся лучше осмыслить проблемы общества, задуматься над вариантами их решения.
В рамках изучения дисциплины «Политическое управление» по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» наиболее продуктивным методом обучения с точки зрения компе-тентностного подхода является ролевая игра «Политические выборы в Государственную Думу». Студенты, используя базовые теоретические знания по дисциплине, разрабатывают программу создаваемой ими партии, осваивая все этапы предвыборной борьбы. Целью работы перестает быть оценка по изучаемой дисциплине, на первое место выдвигается понимание реальной политической ситуации, анализ возможных альтернатив развития своей партии и выработка политических решений, которые дают возможность победить. Во время игры студенты учатся политической кор-
ректности, уважению к другому мнению, ораторскому искусству.
В качестве подтверждения интереса студентов к подобным формам работы на занятиях, можно привести следующие отзывы студентов:
«Политическая игра дала возможность каждому из студентов выразить свои политические интересы, рассказывать о том, что он хотел бы изменить во внутриполитическом и внешнеполитическом курсе нашей страны. Я думаю, что в результате все учащиеся нашей группы приобрели бесценный опыт ведения политической борьбы и смогли почувствовать себя по «ту сторону» избирательного процесса»;
«Политическая игра, на мой взгляд, дала стимул к дальнейшему развитию, помогла поверить нам в свои собственные силы, а уверенность в себе — залог достижения любой цели»;
«Было интересно искать материал, вживаться в свою роль. Благодаря этой игре, я сдружилась с ребятами. Наша партия свободной молодежи стала моей маленькой семьей»;
«Эта игра позволила нам на какое-то время войти в образ политического деятеля, лидера»;
«Подобного рода игры создают рабочую, но непринужденную атмосферу, кроме того, эта игра разбавляет и разнообразит обыденные лекционные и семинарские занятия. Интересен и сам процесс подготовки к игре: создание партии, выбор лидера и политического курса партии. Очень эмоционально и, в то же время, обстоятельно проходили собрания нашей партии».
Важной задачей реализуемых проектов было также выявление отношения самих студентов к измене-
нию своей роли и статуса в процессе получения новых знаний, поэтому составной частью проектов было проведение социологического опроса. Для выявления степени удовлетворенности студентов работой на занятиях с использованием интерактивных методов обучения было опрошено 25 студентов Липецкого филиал, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент».
Для выявления общей картины частоты использования преподавателями активных и интерактивных методов обучения на «подконтрольных» учебных дисциплинах студентам был предложен соответствую -щий вопрос, положительные ответы на который дали 88% опрошенных, что обеспечило репрезентативность выборки, конкретизировало объект и предмет исследования. 71% опрошенных отметили, что интерактивные методы обучения (ИМО) применяются преподавателями часто, практически каждое занятие. 18% опрошенных отмечают их периодичность, вместе это составило 89% (71% + 18%), что в целом показывает смещение вектора в работе ППС от традиционных к инновационным методам обучения. Из общего количества анкетируемых студентов только 11% отметили их редкое применение. Есть основание полагать, что в это количество попали ответы студентов, допускающих пропуски занятий, так как в ответах на вопрос о пропусках занятий отмечено, что только 6% студентов никогда не пропускают занятия и такое же количество (6%) пропускают занятия несколько дней в неделю.
Удовлетворенность студентов обучением на основе применения ин-
терактивных методов демонстрируют 76% опрошенных, 12% высказали свое несогласие, в то же время 12% считают, что личность преподавателя более важна в организации учебной деятельности и является более важным при оценке формы проведения занятий.
Представляют интерес ответы студентов о сопоставлении затрат времени и усилий для подготовки к занятиям традиционного типа и интерактивным: 59% считают, что гораздо легче готовиться к инновационным типам занятий, почти треть (29%) затруднилась ответить, и только 12% отмечают, что легче готовиться к занятиям традиционного типа. Оценка студентов данного типа занятий, и в частности чтение докладов на семинарах, по 5-тибалльной системе, дана невысокая: на 5 баллов оценили только 6% опрошенных, на 4 балла — 24%, подавляющее большинство — 47% выставили оценку «3». Это свидетельствует о необходимости активизации усилий ППС по применению интерактивных форм проведения учебных занятий.
Данное предложение находит подтверждение в ответах студентов на вопрос об их желании по увеличению доли инновационных методов занятий: 71% отдали бы предпочтение участию в именно в таких формах и 76% считают их полезными для формирования профессиональных навыков в будущей практической деятельности. 24% опрошенных не подтвердили их полезность для будущей работы. Вероятно, прогнозы будущего трудоустройства не совпадают с получаемым профилем подготовки и некоторым студентам просто нужен диплом о высшем образовании.
Мнение студентов о применении интерактивных методов обучения по учебным дисциплинам, включенных в программу Проектов, распределяются по-разному. Так, по дисциплине «Политическое управление» интересными и полезными в большей степени были названы деловые игры, мозговой штурм, дискуссии, а наиболее запоминаемыми оказались занятия по методу проектов — 79%. Дисциплина «Философия» наибольший интерес вызывала при дискуссионном подходе к изучению, а также на деловой игре и методе проектов. По запоминаемости наибольший удельный вес по этой же дисциплине занимают методы с использованием компьютерных технологий — 77%, а наименьший — 9% Case-stady.
По «Теории менеджмента» на первое место по запоминаемости ИМО выдвинулись практические занятия — 91%, на второе — деловая игра — 77%, на третье — методы с использованием ИКТ. Наименее запоминаемые — это дебаты (23%).
Практические занятия сохрани-80 ли первенство (77%) по запоминаемости и на дисциплине «Управление человеческими ресурсами», а второе место здесь поделили между собой ментальные карты и арт-терапия (59%), третье место также оставили за собой методы с использованием ИКТ. Интересными и полезными для себя по данной дисциплине студенты отметили Case-stady, мозговой штурм и арт-терапию.
По дисциплине «Корпоративная социальная ответственность» интерес вызвали Case-stady, деловые игры, исследовательский метод, по полезности студенты также отдали предпочтение указанным методам,
добавив только метод проектов и методы с использованием ИКТ.
Таким образом, проведенное исследование показало наличие устойчивого интереса у большинства студентов к формам проведения занятий с использование ИМО, применение которых в будущем позволит снизить адаптационные риски в начале профессиональной трудовой деятельности. В связи с этим необходимость внедрения в учебный процесс современных технологий обучения, развивающих творческие способности обучаемых и повышающих их заинтересованность в усвоении материала, не вызывает сомнения [6]. Как показывает практика, применение активных методов обучения позволяет не только повысить уровень профессиональной подготовки обучаемых, представляющий собой конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс более интересным и продуктивным.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шурупова, А.С. Зарубежный опыт формирования экономики, основанной на знаниях, и его адаптация к российским условиям [Текст] / А.С. Шурупова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 7. - С. 14-18.
2. Шурупова, А.С. Роль вузов в процессе формирования экономики, основанной на знаниях, в регионе [Текст] / А.С. Шурупова // Регион: системы, экономика, управление. - 2011. - № 2. - С. 185-189.
3. Яхонтова, Е.С. Стратегическое управление персоналом: учеб. пособие [Текст] / Е.С. Яхонтова. - М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
4. Kolb, D. Experiential Learning. Experience as the Source of Learning and Development [Текст] / D. Kolb. - New Jersey : Prentice-Hall, 1984.
5. Моисеев, А.Д. Социальные, культурные и духовные аспекты модернизации: отечественный и зарубежный опыт [Текст] / А.Д. Моисеев, М.А. Аксенова, М.А. Турина // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №1. - С. 53-62.
6. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению : учеб.-метод. пособие [Текст] / Е.В. Зарукина. - СПб. : СПбГИЭУ, 2010.
7. Аксенова, М.А. Инновационные подходы в экономике образования: региональный аспект [Текст] / М.А. Аксенова // XIII международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии обучения в условиях глобализации рынка образовательных услуг» : Сб. статей и докл. - М. : МГУТУ, 2007. - С. 296-303.
8. Стрельникова, Т.Д. Социально-экономические дисциплины и современные пед-технологии в высшей школе [Текст] / Т.Д. Стрельникова, Е.А. Некрасова // Вести высших учебных заведений Черноземья. - 2014. - № 4.
1.
REFERENCES
Shurupova A.S. Zarabezhnyj opyt formiro-vanija jekonomiki, osnovannoj na znanijah, i ego adaptacija k rossijskim uslovijam [Foreign experience in the formation of the economy of knowledge and its adaptation to Russian conditions], Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2009, No. 7, pp. 14-18.
2. Shurupova A.S. Rol' vuzov v processe formirovanija jekonomiki, osnovannoj na znanijah, v regione [The role of universities
in formation of the economy of knowledge], Region: sistemy, jekonomika, upravlenie, 2011, No. 2, pp. 185-189.
3. Jahontova E.S. Strategicheskoe upravlenie personalom [Strategic human resource management], M., Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS, 2013.
4. Kolb D. Experiential Learning. Experience as the Source of Learning and Development, New Jersey, Prentice-Hall, 1984.
5. Moiseev A.D., Aksenova M.A., Gurina M.A. Social'nye, kul'turnye i duhovnye aspekty modernizacii: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt [Social, cultural and moral aspects of modernization: national and foreign experience], Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy, 2014, No. 1, pp. 53-62.
6. Zarukina E.V. Aktivnye metody obuchenija: rekomendacii po razrabotke i primeneniju [Active training methods: recommendations for the development and application], SPb., SPbGIJeU, 2010, 59 p.
7. Aksenova M.A. Innovacionnye podhody v jekonomike obrazovanija: regional'nyj aspect [Innovative approaches in the economics of organization: regional aspect], XIII mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Innovacionnye tehnologii obuchenija v uslovijah globalizacii rynka obrazovatel'nyh uslug»: Sb. statej i dokl, M., MGUTU, 2007, pp. 296-303.
8. Strel'nikova T.D., Nekrasova E.A. Social'no-jekonomicheskie discipliny i sovremennye pedtehnologii v vysshej shkole [Social and economic disciplines and modern pedagogical technologies in higher education]? Vesti vysshih uchebnyh zavedenij Chernozem'ja, 2014, No. 4, pp. 15-19.
81
Аксенова Маргарита Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, [email protected]
Aksyenova M.A., PhD in Economics, Associate Professor, State and Municipal Management Department, Lipetsk branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, [email protected]
Гурина Мария Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, [email protected]
Gurina M.A., PhD in Economics, Associate Professor, State and Municipal Management Department, Lipetsk branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, [email protected]
Швайдак Валентина Владимировна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, [email protected]
Shvaydak V.V., PhD in Philosophy, Associate Professor, Humanities and Natural Sciences Department, Lipetsk branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, [email protected]
Шурупова Анна Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, [email protected]
Shurupova A.S., PhD in Economics, Associate Professor, State and Municipal Management Department, Lipetsk branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, [email protected]
Дронова Наталия Александровна, ст. преподаватель кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, dronova.na@ yandex.ru
Dronova N.A., Senior Lecturer, State and Municipal Management Department, Lipetsk branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, dronova.na@ yandex.ru
82