6. EHkonomika Bashkortostana / Pod obshch.red. H.A.Barlybaeva. - Ufa, 2007. - 542 s.
7. Topilin A.V., Vorob'eva O.D. Opyt gosudarstvennogo regulirovaniya v razmeshchenii proizvoditel'nyh sil v Rossii v period 19701990 godov // Nauchnye trudy: Institut narodnohozyajstvennogo prognozirovaniya RAN. - 2015. - №13. - S. 500-524.
8. Vorob'yova O.D., Grebenyuk A.A., Topilin A.V. Problemy informacionnogo obespecheniya prognozirovaniya trudovoj migracii v Rossii // Problemy prognozirovaniya. - 2014. - №4. - S. 47-62.
ИШНАЗАРОВ ДИЯЗ УРАЛОВИЧ - кандидат экономических наук, и.о. заведующего кафедрой уголовного права и процесса юридического факультета Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета. ISHNAZAROV, DIYAZ U. - Ph.D. in Economics, acting. Head of the Department of Criminal Law and the Process of the Faculty of Law, Sibai Institute (Branch) of the Bashkir State University (DiyazUI@yandex.ru)
УДК 366.63:659
АБДУЕВ М.Х. КРЕАТИВНАЯ РЕКЛАМА И МАРКЕТИНГ
Ключевые слова: креатив, реклама, маркетинг, потребитель, мотивация, аудитория, эффективность, продукт, выстраивание коммуникаций, товар.
Статья посвящена креативной рекламе и успешным маркетинговым решениям различных компаний. Реклама является одной инструментом мотивации покупки потребителя. Особое внимание уделяется рекламным акциям с суперидеей, которая стала символом данного бренда. В настоящее время, все компании пытаются создавать креативную рекламу, для большей эффективности продвижения своего продукта. Маркетологи ищут образ для своего товара, который стал бы близок и понятен потребителям. Показана роль креативного маркетинга, выводящего компанию на новый уровень, благодаря чему продукт продвигается в более широкие массы. Развитый рынок рекламной индустрии требует креативных решений от маркетологов, реклама - не просто инструмент для демонстрации продукта, но и главная движущаяся сила мотивации к покупке.
ABDUEV, M.H.
CREATIVE ADVERTISING AND MARKETING
Keywords: creative, advertising, marketing, consumer, motivation, audience, efficiency, product, building communications, good.
The article is devoted to creative advertising and successful marketing solutions of various companies. Advertising is one of tools of motivating consumer purchases. Particular attention is paid to advertising campaigns with a superidea, which became a symbol of this brand. Currently, all companies are trying to create creative advertising, for more effective of promotion of its product. Marketers are looking for an image for its product, which would become close and understandable to consumers. It shows the role of creative marketing, which brought the company to a new level, so that its product moved to the broader masses. The developed market of the advertising industry requires the creative solutions from marketers, advertising is not just a tool for demonstration of the product, but also the main moving force of motivation to buy.
Многие бренды, будь то большие компании или пытающиеся выйти на потребительский рынок, пытаются привлечь внимание потребителей к своему продукту. Для достижения этой цели, они стремятся использовать креативную рекламу, которая сочетает в себе эффектность и эффективность. Маркетологи понимают, что креативная реклама это не только привлечение внимания, основанное на интересе публики и вызывающее бурное обсуждение, но и способ мотивации к покупке. Рассмотрим разные примеры такой рекламы.
Перед маркетологами стоит много задач, одна из важных - это каналы коммуникации, которые действенны. Перед маркетологами бренда часов «IWC» стояла задача демонстрации продукта компании. Петли на поручнях в транспорте, в виде наручных часов от часового бренда «IWC». Данная рекламная кампания пример простоты и эффективности, так как пассажиры, заходящие в транспорт, вряд ли могли бы не заметить столь интересный ход со стороны бренда. На петлях красовались различные модели часов компании и пассажиры, выполняю свою задачу, попасть из точки А в точку Б, попутно могли присматривать себе наручные часы, не потратив для этого отдельно выделенное время.
Филип Котлер в своей книге, посвященной маркетингу, пишет, что маркетолог компании, приступая к работе, должен знать свою целевую аудиторию [3, c. 405]. Целевая аудитория может составлять не только из тех, кто пользуется или приобретает продукт
компании, но и из широкой публики, отдельных лиц и групп. Определив свою целевую аудиторию, нужно решить, какой ответной реакции хочет компания.
Целевая аудитория оказывает влияние на принимаемые решения. Естественно, лучшая ответная реакция - покупка. Так, маркетологи компании «Honda» провели изящную креативную рекламную кампанию по продвижению своей модели «Fit». Изучив рынок и своих потенциальных клиентов, маркетологи пришли к выводу, что автомобиль будет пользоваться спросом у семейных людей, которые во главе угла ставили вместительность. Дизайнеры создали весьма компактную на вид снаружи модель, которая, несмотря на внешнюю компактность, была вместительна. Для того, чтобы продемонстрировать данную особенность своей модели, они провели следующую кампанию: поставили машину на стенд, над машиной поставили большой щит в форме лейки, которая шла в багажник. Наверху разместили вещи - велосипед, матрас, пылесос, весла, удочку, контейнеры и т.д.
Дэвид Огилви говорил, что перед тем, как поручить создание рекламы кому-то из своих сотрудников, он лично удостоверялся, заинтересован ли его работник в данном продукте [2, с. 19]. Только убедившись в том, что его работник заинтересован в самом продукте, он поручал ему рекламную кампанию. Он исходил из своего личного опыта, когда во всех случаях создания неудачной рекламной концепции дело было не в продукте и не в его качестве, а в том, что он сам не был заинтересован в продукте. Но при создании действительно сильной рекламы, необходима суперидея. Только если у вас есть суперидея, вы сможете создать рекламу, которая заставит о вас заговорить.
Взять, например, рекламный шедевр, созданный Лео Барнеттом для бренда сигарет «Marlboro» табачной компании «Philip Morris International». Барнетт холодно относился к словам, считая их малоэффективными. Он был убежден в том, что яркий образ, который будет понятен и близок к потребителю, расскажет о продукте намного больше, чем слова. «Ковбойский» имидж, созданный им для данного бренда, оказался близок потребителю и не первый десяток лет используется в рекламе производителем. Суперидея в рекламной кампании следующего рассматриваемого видно невооруженным глазом, так как сразу привлекает внимание, захватывая аудиторию. Для создания рекламы канадской организации «Interac Association», занимающаяся электронными финансовыми транзакциями, маркетологи креативно подошли к решению поставленной задачи, которая должна была напомнить её клиентам, чтоб они вовремя оплачивали свои счета. Большой снежный шар, из которого торчали письма, отправленные клиентам, об неоплаченных счетах. Рядом расположили рекламный щит в жёлто-чёрном цветах компании, на котором написано: «Не дай долгам расти как снежный ком». Таким образом, рекламная акция служила для клиентов советом, напоминанием и напутствием, в которой проявляется забота организации о своих клиентах, что немаловажно при выстраивании отношений с потребителями.
Нельзя не вспомнить и о настоящей классике противостояния, которая длится несколько десятков лет и о которой практически все мы наслышаны. Речь пойдёт о противостоянии двух компаний: «Pepsi» и «Coca Cola». Долгое время две компании не знали о существовании друга и не вели борьбу за потребителей. Компания «Coca Cola» начала спонсировать Олимпийские игры в 1928 году, чем занимаются и по сей день. Успех компании заметили ее конкуренты, и главный из них была компания «Pepsi». В 1929 году в мире начался экономический кризис. В период кризиса компания «Pepsi» выпускает в продажу бутылки, в два раза превышавшие по объёму бутылки его конкурента, но продавались по той же цене, что и у конкурента. А рекламный лозунг гласил «Вдвое больше за те же деньги». Данная акция сопровождалась въедливой песней. Этот рекламный финт «Pepsi» считается его главным хитом, служит примером смысла лозунга «кризис - это возможности». И по сей день, «Pepsi» отдавая дань истории, делает свои бутылки большего объёма, чем у конкурента. Маркетологи отмечают, что каждая креативная реклама компании «Pepsi» - настоящее искусство и именно благодаря столь ярким и подуманным акциям ей удалось приблизиться к своему конкуренту - «Coca Cola». А рекламная кампания «Pepsi» 1964 года попала в учебники по маркетингу «Новое поколение выбирает Пепси». Основа
любой рекламы - информация. С помощью информации до потребителя доносят то главное, что мы хотим передать о себе, о своих ценностях, о своей культуре [1, с. 119].
Но это были примеры широкомасштабных и затратных рекламных акций. А если компания не располагает большим бюджетом или хочется менее затратной креативной рекламной кампании? Для примера такого решения обратим внимание на компанию «Beats Electronics» - производителя наушников и динамиков. Крупнейшее событие, которое происходит в мире - Летние Олимпийские Игры. Не являясь спонсором или партнером Олимпийских Игр и какой-либо сборной, как часто появляться по ТВ даже не во время рекламных пауз, но непосредственно во время трансляций самих соревнований? Такую задачу перед собой поставила данная компания и блестяще с ней справилась. Гениальность заключалось в простоте: компания пригласила к себе атлетов из Великобритании, США и Китая, которые являлась главными звездами своих сборных и раздали им бесплатно свои наушники. Те, в свою очередь, во время соревнований выходили в наушниках от «Beats Electronics» и создавали у телезрителей ощущение, что лучшие из лучших пользуются наушниками именно данной марки. Как видно, бесплатный телеэфир главного мирового события, минимум затрат и сильнейший маркетинговый эффект.
Другой пример креативной малобюджетной рекламы. Обратимся к специалисту по ресторанному бизнесу - Джону Тафферу, который уверял, что всегда был за нововведение в барах и убеждал владельцев баров заниматься внедрением нового, о чем посетителям хотелось бы поделиться со своими друзьями. Для компании «Bar 702» Таффер решил создать условия вирусных фотографий, которыми захотелось бы поделиться с друзьями, опубликовать в сети. В данной компании открыли стенд, где можно было бы фотографироваться, не ограничивая свою фантазию. Например, фото с опознавательной с табличкой в руках при задержании. Таким образом, клиенты могли запечатлеть себя в интересных образах и привлекать внимание к этой компании.
Вы не стали бы обманывать свою супругу. Не обманывайте и мою. Не создавайте рекламу, которую показывать своей семье вы не хотели бы. Так говорил Дэвид Огилви, утверждая, что реклама должна быть добросовестной и не вводить в заблуждение потребителей. Именно по этому пути пошла марка «Volkswagen» принадлежащая немецкой компании «Volkswagen AG». При создании креативной рекламы, вы не должны вводить в заблуждение своих потребителей, лгать им. Иначе, это может обернуться катастрофой для вашей организации, либо сильно ударит по вашей репутации. В 60е года «Volkswagen» имел спрос и популярность на европейском рынке, пользуясь заслуженным вниманием потребителей. Новая модель компании не пользовалась спросом у американцев. Проведя маркетинговые исследования, компания получила результат: американцы привыкли к крупным машинам, и маленький по габаритам «Volkswagen» не пользовался должным спросом. Компания запустила лозунг «думай немного» направленный на американцев, не пытаясь скрыть недостаток или приукрасить. Они сыграли на ожиданиях потребителей. Очень важно не обманывать и не вводить в заблуждение аудиторию, люди признают и ценят честность к себе. Маркетологи любят называть данную кампанию золотым стандартом.
Реклама может использоваться для выстраивания отношений с потребителями. Таким примером является бренд «Milka», который принадлежит компании «Mondelez International». Компания запустила акцию, где в некоторых упаковках шоколада не хватало одного квадрата. Клиенту, которому досталась такая шоколадная плитка, предлагался следующий выбор: оставшийся кусочек, могли отправить ему по почте, либо по его желанию отправить кому-нибудь из его близких, знакомых людей. К такому флэш-мобу возникает желание присоединиться, порадовать своё окружение, создать ощущение внимания, заботы. Особенно для тех людей, которые живут далеко, либо с которыми видитесь редко. Подобного рода акции помогают вспомнить друг о друге, создают желание вспомнить и проявить заботу, давая чувство принадлежности к большему, объединяя и сближая, показывая, что таких людей много и нельзя забывать друг о друге. Рекламные кампании создаются не только для развлечения клиентов, но и главным образом для мотивации к покупке.
Во времена, когда продукт переживает не лучшие времена, менеджеры начинают волноваться и суетиться, принимать одно неверное решение за другим, пытаясь компенсировать убытки, мало уделяя внимания перспективе развития продукта. Необходимо остановиться, признать свои ошибки, подсчитать убытки, проанализировать ситуацию и двигаться дальше. Компания «Timberland», которая в начале 80-х переживала трудные времена. Данная компания выпускала женские туфли, качеством продукция не уступала, а цена была ниже, чем у лидера рынка. Несмотря на то, что качество плюс низкая цена -привлекательное и хорошее сочетание, дела шли плохо. Немного поразмыслив, маркетологи посоветовали компании «Timberland» принять простое решение: поднять цены на свою продукцию настолько, чтоб цена стала превосходить намного цены лидера рынка. Как итог, продажи резко возросли. Это подтверждает высказывание рекламного агента Дэвида Огилви, утверждавшего, что высокая цена делает товар более привлекательным [2, с.182].
Подводя итог, следует отметить, что в борьбе за потребителя, в попытке привлечь максимальное внимание к себе и к своему продукту, компании начали создавать креативные рекламы. Образы, которые крепко закреплялись в голове потребителя, создавали особый имидж компании. Конкуренция заставляла производителей быть всё более изобретательнее в продвижении своего продукта. Маркетологи изучали свою потенциальную аудиторию, пытаясь выявить её предпочтения и сыграть на этом. Как итог, реклама стала не просто средством оповещения о выходе на рынок, но и средством коммуникации со своим потребителем, а главное - движущей силой мотивации к покупке продукта.
Литература и источники
1. Дудаев Г. С-Х., Хасуев А.Э. Социальная реклама как инструмент влияния на молодежь // Вестник экспертного совета. 2015.
2. Огилви Д. О рекламе. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 232 с.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. Пер с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2007. - 656 с.
References and Sources
1. Dudaev G. S-H., Hasuev A.EH. Social'naya reklama kak instrument vliyaniya na molodezh' // Vestnik ehkspertnogo soveta. 2015.
2. Ogilvi D. O reklame. - M.: Izd-vo EHksmo, 2006. - 232 s.
3. Kotler F. Osnovy marketinga. Kratkij kurs. Per s angl. - M.: Izdatel'skij dom «Vil'yame», 2007. - 656 s.
АБДУЕВ МАГОМЕД ХАВАЖИЕВИЧ - старший преподаватель кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления факультета государственного управления, Чеченский государственный университет. ABDUEV, MAGOMED H. - Senior Lecturer, Department of management and the public and municipal administration of faculty of public administration, Chechen State University (aristokrat_95ru@mail.ru).
УДК 37.032
КОРАБЛИНА Л.Е. К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Ключевые слова: социокультурная деятельность, проектная методология, традиционный метод управления проектами, гибкие методы проектирования, sсrum-технологии.
В статье рассмотрены возможности применения проектных методов работы в социокультурной деятельности ВУЗа, выделены преимущества и недостатки различных методов управления проектами. Особое внимание уделено Scrum - методологии проектирования. В ходе проведения был изучен опыт небольших IT-компаний, которые в своей деятельности используют гибкие методы проектирования. При реализации высокотехнологичных инновационных проектов основными субъектами деятельности являются: заказчик, инвесторы, команда исполнителей во главе с руководителем. Такая модель управления на основе итераций позволяет учесть изменяющиеся требования заказчика, минимизировать риски и, в конечном итоге, выпустить инновационный конкурентоспособный продукт.
KORABLINA, L.E.
APPLICATION OF VARIOUS METHODOLOGIES OF PROJECT MANAGEMENT IN SOCIO-CULTURAL
ACTIVITY OF THE HIGHER EDUCATION
Keywords: socio-cultural activity, project methodology, traditional project management method, flexible design methods, svrum - technologies.