ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, Том 4, № 3 (60). С. 221-236.
Научная статья. Исторические науки
УДК 94(592.3)
DOI: 10.31696/2072-8271-2023-4-3-60-221-236
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА ВО ИМЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ТРЕШ-АРТ В СИНГАПУРЕ
Мария Семеновна КРУГЛОВА 1
1 ГАУГН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8731-7702
Аннотация: 2021 год был объявлен ООН годом креативной экономики в целях устойчивого развития. Целью данной кампании стало привлечение участников креативных индустрий к проблемам устойчивого развития мира. Одним из проявлений креативной экономики выступает треш-арт, авторы произведений которого своим работами стараются привлечь внимание общественности к проблемам экологии и изменения климата. Сингапур не является исключением. В статье рассматриваются примеры треш-арта в Сингапуре. Делается вывод о том, что основной целью художников является обращение внимания на проблему переработки мусора и уменьшение углеродных выбросов в атмосферу.
Ключевые слова: Сингапур, устойчивое развитие, креативная экономика в целях устойчивого развития, треш-арт
Благодарности: Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»).
Для цитирования: Круглова М.С. Креативная экономика во имя устойчивого развития: треш-арт в Сингапуре // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2023, Том 4, № 3 (60). С. 221-236. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-4-3-60-221-236
Original article. Historical science
CREATIVE ECONOMY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: TRASH ART IN SINGAPORE
Maria S. KRUGLOVA 1
1State Academic University for the Humanities (GAUGN), Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8731-7702
© Круглова М.С., 2023
Abstract: 2021 was declared by the UN as the year of the creative economy for sustainable development. The goal of this campaign was to attract participants in the creative industries to the problems of sustainable development of the world. One of the manifestations of the creative economy is trash art, the authors of whose works try to attract public attention to environmental problems and climate change with their works. Singapore is no exception. The article discusses examples of trash art in Singapore. It is concluded that the main goal of the artists is to draw attention to the problem of recycling waste and reducing carbon emissions.
Keywords: Singapore, sustainable development, creative economy for sustainable development, trash art
Acknowledgments: The article was prepared at the State Academic University of the Humanities within the framework of the state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (topic No. FZNF-2020-0001 "Historical and cultural traditions and values in the context of global history").
For citation: Kruglova M.S. Creative Economy for Sustainable Development: Trash Art in Singapore. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2023, T. 4, № 3 (60). Pp. 221-236. DOI: 10.31696/20728271 -2023-4-3-60-221-236
Введение
Международный год фундаментальных наук в интересах устойчивого развития был провозглашен 74-й сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 2019 г. на 2021 г. Заявленная цель заключалась в том, чтобы «содействовать устойчивому и инклюзивному экономическому росту, стимулировать инновации и предоставлять возможности, выгоды и расширение прав и возможностей для всех и уважение всех прав человека». Таким образом признается полноценное участие науки в устойчивом развитии мира. Цели устойчивого развития вполне ясны: важны не быстрые темпы роста экономики, опасные для экологии, а стабильное, устойчивое развитие с заботой об окружающей среде, пусть даже без высоких темпов роста.
Сингапур является высокоразвитым государством, однако без доступа к обильным низкоуглеродным источникам энергии и биологическим ресурсам. Из-за ограниченной территории в Сингапуре жёстко стоит вопрос утилизации и переработки отходов. Поэтому неудивительно, что Сингапур наметил ряд национальных инициатив,
ориентированных на устойчивое развитие: адаптироваться к меняющемуся климату, обеспечить декарбонизацию и стимулировать возможности зеленого роста на пути устойчивого развития Азии. Для Сингапура также очевидна необходимость разработать амбициозные решения не только для своих собственных целей устойчивого развития, но и для продвижения зеленого роста в регионе. Поскольку ведущие компании внедряют инновации, тестируют, масштабируют и коммерциализируют экологически чистые решения, Сингапур создает динамичную экосистему компаний, инвесторов и инноваций для поддержки тех, кто хочет изменить ситуацию в пользу экологии.
Правительство взяло на себя инициативу по ускорению перехода к экономике замкнутого цикла. Был принят знаковый Закон об устойчивом развитии ресурсов (Resource Sustainability Act), чтобы ввести меры регулирования в сфере добычи и разработки полезных ископаемых. Это касается приоритетных направлений - наложения расширенной ответственности на производителей электронных отходов, системы обязательной отчетности по упаковке, а также обязательных правил сортировки и переработки пищевых отходов. Расширенная ответственность производителя также распространяется на упаковочные отходы1. Закон налагает обязательства по сбору и переработке электрических, электронных и пищевых отходов, требует отчетности об упаковке, импортируемой или используемой в Сингапуре.
Ежегодно человечество производит около двух миллиардов тонн мусора, что способствует крупным выбросам углекислого газа и глобальному потеплению. В Сингапуре количество твердых отходов, вывозимых за последние 50 лет, увеличилось в семь раз. При нынешних темпах образования отходов ожидается, что мусорный полигон Семакау будет полностью заполнен к 2035 г.2. Несмотря на то, что, как говорят сами сингапурцы, они превращают свой мусор в сокровища, глобальный спрос на решения по управлению и переработке отходов ожидаемо будет расти.
В статье речь пойдёт о превращении мусора в произведения искусства. Будут рассмотрены примеры сингапурских проектов в области треш-арта. Значение искусства для устойчивого развития в своих работах рассматривали как российские [Сизых, 2011; Белякова и Ми-лешко, 2020; Попов, 2021], так и зарубежные авторы [Hawkins, 2010; Ilhan, 2016; Yahawa, 2019; Carbo and Servalls, 2021; Eshun and Donkor, 2022; Ahmed and Aly, 2023]. Научный интерес к креативной экономике и устойчивому развитию непосредственно в Сингапуре также присутствует в работах прежде всего зарубежных исследователей [Wong,
Yuen & Goldblum, 2008; Ho, 2009; Guy, Henshaw & Heidrich, 2015]. Вопрос климата в Сингапуре и других стран ЮВА также интересовал отечественных исследователей [см. например, Астафьева, Петрова, 2021; Рогожина, 2022].
Сингапур за последние годы накопил множество примеров применения отходов для создания новых предметов искусства. Современные проекты так называемого треш-арта в Сингапуре проходят под эгидою того, что искусство, как и все остальные экономические отрасли, должно способствовать устойчивому развитию. Таким образом формируется новая креативная экономика.
Креативная экономика за устойчивое развитие
Креативная экономика имеет потенциал не только усилить расширение глобальных цепочек добавленной стоимости, увеличить внедрение цифровых технологий среди творческих малых и средних предприятий (МСП), стимулировать экспорт предметов культуры и творческих услуг, а также способствовать развитию собственности посредством участия на местном уровне, но и способствуют достижению всеобъемлющей цели устойчивого развития. Мировой рынок креативных товаров значительно увеличился с 436 млрд долларов в 2002 г. до 964 млрд долларов в 2015 г3.
В соответствии с этой глобальной тенденцией, страны Юго-Восточной Азии за последнее десятилетие продемонстрировали рост креативной торговли. Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд все активнее продвигают торговлю креативными товарами и услугами. Сингапур, например, в настоящее время является 10-м по величине экспортером креативных товаров в мире, получая прибыль в размере 743 млрд долларов США4 и создавая 12,7 миллионов рабочих мест5. В 2012-2015 гг. Индонезия достигла темпов роста экспорта креативных товаров почти на 30% (в структуре индонезийского экспорта, собранной А.В. Поповым, креативные товары в отдельную группу не выделяются [Попов, 2019, с. 355, табл. 66]). Страна выступила активным сторонником и главным спонсором предложения о провозглашении 2021 г. Международным годом креативной экономики в интересах устойчивого развития ООН. Чтобы укрепить креативные индустрии, Таиланд в 2018 г. восстановил Агентство креативной экономики, чтобы способствовать сотрудничеству и руководить направлением развития отраслей. Кроме того, в соответствии с Законом о творческих индустриях Филиппин, поданным в Палату предста-
вителей, создан Совет творческих индустрий для реализации Плана
6
развития по восстановлению и росту творческих индустрий в стране .
Согласно статистическим данным ЮНКТАД, экспорт креативных товаров в Юго-Восточной Азии в основном зависел от сектора дизайна. Сингапур вносит наибольшую долю, и это привело к несбалансированному развитию промышленности в странах Юго-Восточной Азии [Sioson and Korwatanasakul, 2021].
Сингапур, являющийся лидером креативной экономики в регионе, создал прочный климат для творческого бизнеса и предпринимательства. Чтобы создать среду, в которой могут процветать творческие индустрии, Сингапур сосредоточил усилия на создании «сплоченного и гостеприимного мультикультурного общества, приняв сильные законы об интеллектуальной собственности для защиты идей» [Wee, 2021]. Тесное сотрудничество между сетями креативных агентств выражается в проведении множества мероприятий, таких как Неделя дизайна, Фестиваль писателей и Международный фестиваль искусств. Сингапур воспитывает творческие таланты, открывая возможности для знакомства студентов всех уровней с искусством, дизайном, цифровыми технологиями и средствами массовой информации в сотрудничестве с Министерством образования в течение всего 2021 г.
Хотя креативная экономика имеет большой потенциал, во многих странах Юго-Восточной Азии ее развитию мешает отсутствие соответствующей поддержки ее отраслей. Недостаточное финансирование и финансовая устойчивость, а также отсутствие стандартной оценки творческой работы могут затормозить ее рост [Sioson and Korwatanasakul, 2021].
Сингапур из-за отсутствия собственных природных ресурсов концентрируется на создании стоимости посредством труда, интеллектуального капитала и предоставления услуг [Ooi, 2007]. Страна исторически добилась этого, сосредоточившись на производстве электроники, но в будущем способность производить вещи больше не будет приоритетом, а первостепенной станет способность генерировать идеи, которые окажутся востребованными на мировом рынке. Сингапур меньше полагается на строительство и больше на развитие своих творческих способностей, заявляя, что его цель — создать экономику, основанную на инновациях, которая находит способы «объединить искусство, бизнес и технологии»7.
Треш-арт за устойчивое развитие
Мусор для некоторых представителей креативного сообщества действительно представляет собой сокровище. Художники в Сингапуре ставят переработку отходов во главу угла своей практики и используют свои работы, чтобы подчеркнуть влияние, которое наши отходы оказывают на окружающую среду.
Изменение климата и утрата биоразнообразия уже много лет привлекает внимание миллионов людей. Общим местом стал призыв правительств самых разных стран к действиям по спасению окружающей среды. Эко-художники занимают важное место в экологическом движении, привнося новый смысл в свою работу. В число организаций эко-художников входит Art Outreach in Singapore1, некоммерческая структура, ставящая целью популяризацию искусства в Сингапуре. Организация предлагает программы художественного образования для студентов, художественные мастер-классы для общественных групп, художественные туры и выставки для публики8.
Можно отметить, что в последнее время Сингапур стал одним из мировых центров треш-арта. Свои работы туда привозят не только художники, но и всемирно известные артисты. Например, в 2019 г. голливудская звезда Люси Лью представила выставку своих работ в стиле треш-арт (см. илл. 1)9.
Илл. 1. Источник: www.thestar.com
1 Art Outreach — образовательная некоммерческая организация, которая делится силой искусства с детьми, родителями и широкой общественностью. Зарегистрирована как образовательная некоммерческая организация в 2003 г. Организация получила статус благотворительной в октябре 2004 г., а в феврале 2004 г. ей присвоили статус Института общественного характера (IPC) при Центральном фонде «Поддержка искусств» Национального совета искусств Сингапура.
В поддержку «Зеленого плана Сингапура до 2030 года» швейцарский транснациональный банк UBS запустил Trash-Sure (произносится как «сокровище» по-английски) — кампанию, в которой искусство призвано рассказывать об устойчивом развитии и одновременно обратить внимание на проблему глобального климатического кризиса10.
Объединившись с деловым партнером Ho Bee Land, UBS пригласил всемирно известного португальского уличного художника Бордалу II2 построить свою крупнейшую инсталляцию в Азии3 — скульптуру размером 10*7 метров, изображающую суматранского тигра, находящегося под угрозой исчезновения (см. илл. 2). Скульптура полностью сделана из твёрдых отходов. Скульптура занимает главное место в павильоне SG50 Gardens by the Bay и останется ключевой достопримечательностью в течение следующих трех лет как напоминание о сохранении биоразнообразии, а также о том, что каждый из нас должен сыграть свою роль в построении более устойчивого будущего11.
Илл. 2. Источник: sggreendrinks.wordpress.com
2 Бордалу II - всемирно известный «артивист» из Португалии. Артур Бордалу создает трехмерные скульптуры из мусора. Бордалу восемь лет изучал живопись в Академии изящных искусств в Лиссабоне, где открыл для себя скульптуру, керамику и экспериментировал с различными материалами. Его работы служат напоминанием о том, что из-за чрезмерного потребления возникает слишком много потерь. Его искусство убедительно доказывает, что мусор можно использовать повторно и перерабатывать. На сегодня он построил более 240 арт-инсталляций в более чем 20 странах.
3 UBS на протяжении многих лет использует искусство, чтобы рассказать об устойчивом развитии. Совсем недавно, в 2019 г., в рамках кампании «От мусора к сокровищам» UBS представил самую высокую в Сингапуре праздничную елку из переработанных материалов, украшенную 6000 цветами, сделанными из выброшенных бутылок. В 2021 г. вторая инсталляция UBS «В полете» была посвящена 50-летию UBS в Сингапуре: 3500 бабочек и птиц изготовлены из переработанных пластиковых бутылок с помощью партнеров сообщества.
Мусор, собранный сотрудниками UBS — строительного партнера Ho Bee Land и креативного агентства Adplanet Group, — включает в себя материалы с истекшим сроком эксплуатации, такой как пластиковые шланги, автомобильные крылья, покрытия для крыши, двери, шины, вентиляционные отверстия, дорожные разделители, дорожные конусы, контейнеры для воды, мусорные баки, переносные туалеты, пластиковые лотки, багаж, тележки, игрушки и части детских игровых площадок.
Во второй половине этого года прошел художественный конкурс под названием «Искусство мусора», в котором приняли участие школьники и студенты из Сингапура. Для создания скульптур использовались переработанные отходы. Конкурс Art of Trash представляет собой содержательную коллекцию работ сингапурских художников в возрасте от 7 лет и людей с особенностями развития. Своими видами искусства они демонстрируют свою заботу об окружающей среде и предупреждают об ужасных последствиях глобального потепления. Участники выставки надеются, что их произведения искусства будут способствовать диалогу и грамотности в вопросах изменения климата и устойчивого развития12. Победителем в одной из номинаций стала инсталляция «Project SHERO» (см. илл. 3) Тан Сью Линг и Шеннон Ип. Сью Линг, слепоглухая, работала с Шеннон над созданием инсталляции, полностью сделанной из переработанных материалов, чтобы передать идею обесцвечивания кораллов в результате глобального потепления, предупреждая, что 50% кораллов обесцветятся из-за глобального потепления на 1,5°C.
Илл. 3. Источник: www.sgenable.sg
Еще одним примером активного продвижения предметов искусства из мусора может служить выставка под названием «Вы не поверите, но это мусор», прошедшая в торговом центре Parkway Parade в апреле 2022 г.13. На выставке были представлены копии памятных вещей из некоторых известных фильмов нескольких последних десятилетий, в том числе точная модель Звезды Смерти из франшизы «Звездные войны» и фигурки из фильмов «Чужой» (см. илл. 4-5). Для создания экспонатов в основном использовались переработанные материалы: бумага, картонные коробки, насадки для метел и др. Пенсионер и художник-самоучка Саймон Тан смог дать этим предметам новую жизнь, превратив их в произведения искусства.
Сейчас Тану 69 лет. Раньше он работал механиком на верфи. Последние 10 лет Тан занимается изготовлением реквизита и моделей для фильмов из переработанных материалов, собранных в его жилом комплексе. «Я хочу привлечь внимание людей к безграничным возможностям, которых мы можем достичь, повторно используя повседневный мусор. Даже у пищевых контейнеров или пустых бутылок из-под клея есть свое применение», — говорит он.
Вдохновленный страстью к кино и окружающей среде, Тан впервые начал создавать произведения искусства, когда вышел на пенсию. Используя макулатуру, которую его невестка приносила домой из своей типографии, он в свободное время начал создавать бумажные произведения искусства, постепенно оттачивая свои навыки для создания более крупных и сложных произведений.
Илл. 4-5. Источник: www.edgeprop.sg
Сотрудничество с Lendlease знаменует собой первую публичную выставку произведений искусства Тана в Сингапуре. На выставке представлены оружие, вдохновленное китайскими фильмами о боевых искусствах, шлем штурмовика и линкор длиной 1,56 метра из франшизы «Звёздные войны». Любимая работа Тана — 1,2-метровая копия овоморфа, или яйца инопланетянина, из фильма «Чужой против Хищника». Изготовление этих предметов из картона и пенопласта заняло больше года.
Тан говорит, что через свое искусство хочет объяснить людям, что им следует хорошо подумать, прежде чем выбрасывать вещи, потому что, сохраняя вещи для повторного использования, они спасают Землю.
Выставка является частью кампании Lendlease по декарбонизации Mission Zero, направленной на достижение чистого нулевого уровня выбросов углерода к 2025 г. и абсолютного нуля к 2040 г. Директор по устойчивому развитию Lendlease в Сингапуре Джоэль Чэн надеется, что благодаря этим визуальным произведениям искусства, созданным местными художниками, выставка вызовет отклик у публики, и компания сможет призвать всех более осознанно относиться к потреблению и к производимым людьми отходам.
На выставке имеется торговый автомат для сбора пустых и чистых алюминиевых банок из-под напитков, пластиковых бутылок из-под напитков и бумаги для переработки.
В рамках кампаний по обеспечению устойчивого развития компания Lendlease установила партнерские отношения с GreenSquare, местным поставщиком услуг по переработке текстиля, чтобы побудить арендаторов в принадлежащих компании торговых центрах внедрять более «устойчивые» привычки в своей деятельности. С 1 апреля 2022 г. в каждом торговом центре установлены контейнеры для переработки тканей, чтобы арендаторы могли сдавать ненужную одежду на переработку, а не выбрасывать ее.
То, что пластик стал серьезной проблемой для окружающей среды, не является новостью: только в Сингапуре ежегодно выбрасывается почти 900 миллионов килограммов пластика. Но что на самом деле означает переработка? За кулисами переработки отходов скрывается многое, невидимое для нас. Именно там на помощь приходит Plastify Singapore, ведущее общественное предприятие Сингапура по переработке пластика. Основанная два года назад, эта компания проводит уборку пляжей, мастер-классы для мастеров, образовательные беседы и практические занятия в своих мастерских, производит деко-
ративные и полезные предметы из переработанного пластика (см. илл. 6-7). Сотрудники Plastify Singapore начинают с информирования людей о природе пластика, а затем демонстрируют методы, используемые для разложения пластиковых отходов. На сегодня они собрали более 500 волонтеров и изготовили более 1000 изделий, включая подставки, серьги, карабины из переработанного пластика.
Ил. 6-7. Источник: plastify.sg
Компания производит большую часть продукции из крышек для бутылок, флаконов из-под шампуней и кондиционеров. Plastify Singapore работала с Pedro Shoes по переработке сумок для обуви и в настоящее время сотрудничает с Adidas. Собранный пластик сортируется, очищается, а затем измельчается. Потом кусочки пластика помещаются в инжекторы, а дальше выдавливаются в форму по выбору для создания продуктов.
Это соответствует Зеленому плану Сингапура 2030 (SGP30) Министерства образования, в котором школы играют активную роль в интеграции экологической устойчивости в учебную программу учащихся, чтобы подготовить их к зеленой экономике. Компания Plastify поддерживает необходимость обучения с раннего возраста пониманию полной картины того, что скрывается за маркировкой устойчиво-
го развития. В конечном счете сотрудники Р1аБ11£у считают, что переработка отходов может быть одновременно интересной, доступной и художественной.
Производство новых предметов из переработанного пластика не ново для Сингапура. В октябре 2011 г. был построен импровизированный дом на сваях. Его построил художник немецкого происхождения Вольфганг Вайледер4. Дом на сваях возводила команда местных рабочих под руководством Вайледера. Это произведение продолжило темы архитектурно масштабных работ Вайледера последних лет. Однако, в отличие от предыдущих работ художника, построенных из каменных блоков, дом на сваях построен с использованием переработанного пластика, произведенного в Великобритании, и поддерживается лесами из нержавеющей стали (см. илл. 8). Доступ к инсталляции сделан через отдельный переход со строительными лесами.
Илл. 8. Источник: wolfgangweileder.com
4 Вольфганг Вайледер - скульптор и художник, который после получения степени в Академии изящных искусств в Мюнхене в середине 1990-х годов продолжил обучение в Школе визуальных искусств в Нью-Йорке. На данный момент занимает должность профессора современной скульптуры Университета Ньюкасла и остается практикующим художником. Работа Вайледера в первую очередь связана с исследованием и критической деконструкцией архитектуры, общественных пространств и взаимодействия человека с повседневной городской средой.
Использовав традиционную конструкцию свайных домов типа кампонг, Вайледер намеревался создать дом на сваях, чтобы побудить людей переосмыслить свои отношения с окружающей средой. В доме на сваях собрано в общей сложности 850 кг переработанных пластиковых отходов, что эквивалентно более чем 28 тыс. пластиковых бутылок, что, по оценкам, позволит сэкономить примерно 2 тонны эквивалента CO2 по сравнению с вывозом на свалку и примерно 1,5 тонны по сравнению с сжиганием [Williams, Heidrich and Sallis, 2010].
Переработанный пластик, используемый в доме на сваях, представляет собой новый инновационный материал, изготовленный на 100% из смешанных термопластичных (полипропилен, полистирол или полиэтилен) отходов и разработанный для изготовления панелей, предназначенных для использования в различных областях, включая зеленые крыши или фасады. По расчетам, каждые 200 панелей позволяют сэкономить до 2 тонн выбросов CO2 по сравнению с более традиционными материалами для дренажа или зеленой крыши/фасада [Heidrich and Gaskarth, 2006; Williams, Heidrich and Sallis, 2010]. Пластиковые панели имеют поверхность с открытыми порами, высокую проницаемость и шероховатую поверхность и сжимаются с помощью пластиковой лапши. Панели производятся в Великобритании.
После демонтажа установки все непластиковые компоненты, включая леса и деревянные рейки, повторно использовались компанией по производству строительных лесов, спонсировавшей дом на сваях. Некоторые другие художники, участвовавшие в проекте, выразили заинтересованность в повторном использовании переработанного пластикового материала после демонтажа дома.
Заключение
Если в Сингапуре основной целью продвижения предметов искусства из переработанного сырья выступало содействие устойчивому развития, то в других странах Восточной и Юго-Восточной Азии переработка отходов трактуется иначе. Например, в Республике Корея и Китае создание предметов искусства из осколков фарфора скорее имеет целью сохранение культурного наследия и привлечение внимания молодёжи в традиционной культуре.
Предметы треш-арта не имеют высокой ценности, а также не обладают высокой стоимостью, что мешает им выходить на рынок наравне с иными предметами современного искусства. Предметы треш-арта до сих пор не попадают в поле зрения крупных музейных и аукционных организаций. Например, в ежегодном отчете The Art Mar-
ket, представляемом ежегодной выставкой Art Basel, треш-арт никак не представлен14. У авторов предметов треш-арта в Сингапуре нет цели продать своё искусство с аукциона - их задачей остается продвижение идеологии экономики устойчивого развития.
Список литературы
Астафьева Е.М., Петрова О.Л. Глобальное изменение климата: последствия для Индонезии // ЮгоВосточная Азия: актуальные проблемы развития, 2021, Том III, № 3 (52). С. 107-115. DOI:10.31696/2072-8271 -2021-2-2-51 -107- 115 Белякова И.Г., Милешко А.Л. Искусство и экологическая устойчивость. Формирование экологической идентичности средствами хореографии // Обсерватория культуры, 2020, Т. 17 № 2. С. 187-200. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2-187-200
Попов А.В. Экономика Индонезии: современное состояние и тенденции развития. М.: НОЧУВПО Институт стран Востока, 2019.
Попов Е. А. Этноконсолидирующая роль искусства в устойчивом развитии трансграничных регионов // Социодинамика, 2021, № 1. С. 56-63.
Рогожина Н.Г. Климатическая политика Сингапура // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2022, Том 1, № 1 (54). С. 215-222. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-1-1-54-215-222 Сизых И. С. Значение искусства для устойчивого общественного развития // Тамбов: Грамота, 2011. № 3 (9): в 3-х ч. Ч. I. C. 175178.
Hatem A., Ashraf A. Recycled Waste Materials in Landscape Design for Sustainable Development (Al-Ahsa as a Model). Sustainability, 2023, № 15. 11705. 10.3390/su151511705. Carbó G., Servalls, R. Artistic and Cultural Education for Sustainable Development: A Case Study from a Rural Life Museum in Spain. 2021. 10.1007/978-981-16-3452-9_3. Eshun J., Donkor E. "Garbage in, garbage out" disposal of waste: A concept for reviving plastic waste into art objects. Bodrum Journal of Art and Design, 2022, № 7(2). Pp. 181-196. Guy S., Henshaw V. and Heidrich O. Climat e change, adapt at ion and Eco-Art in Singapore. Journal of Environment al Planning and Management, 2015, № 1(58). Pp. 39-54, DOI: 10.1080/ 09640568.2013.839446 Hawkins H. Turn your trash into... Rubbish, art and politics. Richard Wentworth's geographical imagination. Social & Cultural Geography, 2010, № 11. Pp. 805-827. 10.1080/14649365.2010.522719
Ho K.-C. The Neighbourhood in the Creative Economy: Policy, Practice and Place in Singapore. Urban Studies, 2009, № 46. Pp. 11871201. 10.1177/0042098009103860
ilhan M. Transforming Trash as an Artistic Act [thesis], 2016. 10.13140/RG.2.1.2374.8085
Sioson E. P., Korwatanasakul U. Mapping the Readiness of the Creative Ecosystem in ASEAN. Online conference presentation, 20 April. Webinar on Creative Economy for Sustainable Development: Potential, Challenges, and Ways Forward. ASEAN and ADBI, 2021.
Wee M. 2021. Creative Economy for Sustainable Development: Potential, Challenges and Ways Forward - Singapore's Case Study. Online conference presentation, 20 April. Webinar on Creative Economy for Sustainable Development: Potential, Challenges, and Ways Forward. ASEAN and ADBI, 2021.
Williams T., Heidrich O. and Sallis P. A case study of the open-loop recycling of mixed plastic waste for use in a sports-field drainage system,Resources, Conservation & Recycling, Elsevier, 2010, № 2 (55). Pp.118-128.
Wong T.-C., Yuen B. and Goldblum C. Spatial Planning for a Sustainable Singapore. Springer Dordrecht, 2008.
Yahawa N. Creative knowledge transfer using junk art to promotes sustainable development goals / Nur Fatin Yahawa and Siti Zuraida Maaruf. Universiti Teknologi MARA Cawangan Selangor, 2019.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
КРУГЛОВА Мария Семеновна, кандидат исторических наук, доцент Кафедры стран Восточной Азии Государственного академического университета гуманитарных наук, Москва, Россия
Статья поступила в редакцию 06.11.2023; одобрена после рецензирования 24.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Maria S. KRUGLOVA, PhD (Hist.), Associate Professor of the Department of East Asian Countries of the State Academic University for the Humanities
The article was submitted 06.11.2023;
approved 24.11.2023;
accepted to publication 30.11.2023.
Singapore Zero waste masterplan, URL: https://www.towardszerowaste.gov.sg/files/zero-waste-masterplan-brochure.pdf
2UBS shows how trash can turn into meaningful art in its latest Trash-Sure campaign, URL: https://www.theedgesingapore.com/options/art/ubs-shows-how-trash-can-turn-meaningful-art-its-latest-trash-su re-ca mpaign
3Creative Economy Statistics URL: https://unctad.org/creative-economy-programme/statistics 4Creative economy outlook. Trends in international trade in creative industries 2002-2015, URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ditcted2018d3_en.pdf
M.C. KPyr^OBA
5Cultural times. The first global map of cultural and creative industries, URL:
https://en.unesco.org/creativity/files/culturaltimesthefirstglobalmapofculturalandcreativeindu
striespdf
6 Supporting the creative economy for sustainable development in Southeast Asia, URL: https://theaseanmagazine.asean.org/article/supporting-the-creative-economy-for-sustainable-development-in-southeast-asia/
7 Creative Economy 2030, URL: https://www.adb.org/sites/defau lt/files/publication/ 80450Vadbi-creative-economy-2030.pdf
8Art encounters SG: contemporary art exhibition from recycled materials, URL:
https://changemakr.asia/art-encounters-singapore-contemporary-art-exhibition-from-
recycled-materials/
"Hollywood star Lucy Liu holds 'trash art' exhibition in Singapore, URL: https://www.thestar. com.my/l ifestyle/travel/2019/01/12/lucy-liu-art-exhibition-national-museum-singapore 10UBS shows how trash can turn into meaningful art in its latest Trash-Sure campaign, URL: https://www.theedgesingapore.com/options/art/ubs-shows-how-trash-can-turn-meaningful-art-its-latest-trash-su re-ca mpaign
^Trash-Sure Sculpture unveiled at Gardens by the Bay, URL: https://sggreendrinks.wordpress. com/2022/08/04/trash-sure-sculpture-unveiled-at-gardens-by-the-bay/
12Singapore's 1st Art of Trash Competition Exhibition: A Showcase of the Winners and Finalists of this Nationwide Competition for Art Made From Upcycled Materials, URL: https://www.sgenable.sg/news-insights/first-art-of-trash-competition
13From trash to art: Lendlease promotes sustainability at malls, URL: https://www.edgeprop.sg/ property-news/trash-art-lendlease-promotes-sustainability-malls
14The Art Basel and UBS Global Art Market Report 2023, URL: https://www.ubs.com/global/ en/our-firm/art/collecting/art-market-survey/download-report-2023.html