Этнология и антропология
Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 4 (20). С. 85-99. Tula Scientific Bulletin. History. Linguistics. 2024. Issue 4 (20). P. 85-99.
Научная статья УДК 130.2
https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-4-85-99
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АРТ-ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЭТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Российский государственный Наталья Валерьевна гуманитарный университет
Макашова Москва, Россия, [email protected]
https://orcid.org/0009-0005-2922-7908
Аннотация. Современные экологические практики, будучи мировым трендом, могут быть встроены как в художественный проект, так и в практический маркетинг с заботой о планете. Рост экосознательности общества способствует формированию новой системы управления потреблением. В статье отмечен экономический аспект экологической культуры России, наиболее проявившийся в экологических арт-практиках, где границы между зрителем, потребителем и гражданином стираются. Развитие подобных креативных практик способствует созданию коммуникативных платформ, позволяющих реализовывать социокультурный потенциал современных сообществ. В настоящей статье рассматривается процесс организации экологических арт-практик, представляющий исследовательский интерес к компонентам, формирующим уровень экологической культуры общества. Выявляется связь между появлением экологически ориентированных арт-практик и экономическими стратегиями, направленными на сознательных потребителей. В результате исследования было выявлено, что экологическая арт-практика зачастую характеризуется своей временной или локальной соотнесенностью с действительностью, насущными проблемами. Использование термина «эко» и других его форм напрямую влияет на оценку ценностного статуса вещи субъектом, что во многом используется логикой зеленого промышленного маркетинга. Поэтому закономерно возникает проблема того, как именно классифицировать подобные экологические арт-практики, которые отражают различные точки зрения на развитие экономики и эстетизации культуры в России. Проанализировав имеющиеся материалы, можно утверждать о нескольких ведущих направлениях формирования концепта экологической арт-практики в рамках современной культуры потребления: эстетическая концепция повседневности; экологическое художественное творчество; проектирование мероприятия с учетом критериев его экологичности; экопросветительская программа проекта как ключевой фактор, создающий позитивное отношение к экологическому образу жизни.
Ключевые слова: экологическое искусство, культура потребления, экологическая этика, зеленый маркетинг, энвайронментальная эстетика.
Для цитирования: Макашова Н. В. Экологические арт-практики в современной России: эти-ко-экономический аспект // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 4 (20). С. 85-99. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-4-85-99
Сведения об авторе: Н. В. Макашова - аспирант кафедры истории и теории культуры, Российский государственный гуманитарный университет, 125047, Россия, г. Москва, Миусская пл., 6._
© Макашова Н. В., 2024
Scientific Article UDC 130.2
https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-4-85-99
ECOLOGICAL ART PRACTICE IN CONTEMPORARY RUSSIA: ETHICAL AND ECONOMIC ASPECT
Russian State University for the Humanities Natalia V. Makashova Moscow, Russia, [email protected]
https://orcid.org/0009-0005-2922-7908
Abstract. Contemporary ecological practices, being a global trend, can be integrated into both artistic projects and practical marketing with care for the planet. The growth of eco-consciousness of society contributes to the development of a new system of consumption management. The article points out the economic aspect of Russian ecological culture, most visible in ecological art-practices, where the boundaries between viewer, consumer and citizen are erased. The development of such creative practices contributes to the creation of communicative platforms that allow to fulfill the socio-cultural potential of modern communities. This article discusses the process of developing ecological art-practices, which is research interest to the components that form the state of the society's ecological culture. The correlation between the rise of ecological art-practices and economic strategies aimed at conscious consumers is showed. As a result of the study, it was revealed that ecological art-practices are often characterized by their temporal or local correlation with reality, urgent problems. The use of the term "eco" and its other forms directly affects the estimate of the value status of the thing by the subject, which is in many ways used by the trend of green industrial marketing. Therefore, the problem of how exactly to classify such ecological practices, which reflect different points of view on the development of economy and aestheticization of culture in Russia. After analyzing the present materials, it is possible to suggest several leading directions of establishing the concept of ecological practice within the framework of contemporary consumer culture: everyday aesthetics; eco-art work; development of an event according to the criteria of ecological design; eco-educational program of the project as a key factor to form a positive attitude to ecological lifestyle.
Keywords: eco-art, consumer culture, ecological ethics, ecological marketing, environmental aesthetics.
For citation: Makashova, NV 2024, 'Ecological Art Practice in Contemporary Russia: Ethical and Economic Aspect', Tula Scientific Bulletin. History. Linguistics, issue 4 (20), pp. 85-99, http://doi.org/ 10.22405/2712-8407-2024-4-85-99 (in Russ.)
Information about the Author: Natalia V. Makashova - Postgraduate Student, Department of History and Theory of Cultural Studies, Russian State University for the Humanities, 6, Miusskaya Sq., Moscow, 125047, Russia.
© Makashova N. V., 2024
Введение
Арт-практики XXI в. опираются на ряд базовых концептов, направленных на сохранение и продуцирование культурных благ. Доступность информации как культурной ценности формирует новый вектор развития культурной индустрии, которая во многом выходит за рамки гуманитарных наук. Специфика рыночных отношений попадает в систему координат техногенного общества [29]. В свою очередь именно сфера культуры накладывает определенные этические рамки на достижение некоммерческих общественных благ. В данный концепт успешно вписывается экопросве-тительская выставочная деятельность, направленная на изменение и улучшение осознанности потребительского спроса, повышая культурный уровень населения, обращенный на систему ценностей в области экологии окружающей среды и здорового образа жизни [30; 32]. Взаимодействие эстетики и экономики заняло прочное место в появлении новых художественных практик1. В свою очередь, рассматриваемые практики апеллируют к доступности информации, направленной на формирование экологической сознательности современного человека. Как результат культурно-образовательной деятельности в интересующих нас проектах моделируется природная среда, отражающая современное видение экологии потребительской культуры. Созданный концепт призывает к инициативе и чувственному опыту реципиента, выявляя индивидуальное и эстетизированное видение взаимодействия природного и человеческого в дискурсивном поле энвайронментальной эстетики [42].
Актуальность заявленной темы определена усложнившимися отношениями между существованием человека и среды его обитания, что проявилось в художественной реакции многочисленных арт-практик, демонстрирующих смещение дискурса с господства человека над природой в сторону превращения природы в художественное пространство, обозначенное опытом единения человеческой созидательной деятельности с окружающей средой [17].
Цель данного исследования - анализ особенностей арт-практик на примерах созданных человеком техногенных энвайронментов, репрезентирующих естественные процессы обыденности как эстетизированную повседневность.
Значимость поставленной задачи определяется тем, что за последнее десятилетие экологические арт-практики уходят от классических принципов создания проектов. Рассматриваемая в исследовании выставочная деятельность дистанцируется от исторически наработанных методов проектирования и все больше уходит в мир культуры участия, что требует изучения ее новых методов. В контексте современных тенденций экологическая арт-практика превращается в результат коллективного арт-производства [18] с включением всевозможных стратегий, носящих как экономический, так и эстетический характер конструирования реальности, соответствующей художественному видению той или иной группы населения.
Материалы и методы исследования
Исследование строится на комплексном сборе данных, используемых при изучении источников, формирующих рассматриваемое дискурсивное поле. Автором были выбраны следующие методы: наблюдение - изучение арт-объектов и практик в специфично созданной художественной среде и их последовательное фиксирование для выборки данного исследования; на основе публичных программ изучение сообществ, участвующих в создании и реализации проектов; интервью и беседы с кураторами мероприятий; запись свободных рассказов участников экопрактик о выбранном исследовательском поле деятельности. Также автором был использован типологический метод, посредством которого выявлен ряд схожих экологических арт-практик в зависимости от места и времени проведения проекта. Необходимость метода сравнительного анализа обусловлена изучением рецептивного опыта участни-
ков и самого автора от посещения конкретного экомероприятия и его презентации в медиа.
Основные сведения для анализа экологических арт-практик взяты автором из собственных полевых наблюдений, собиравшихся в период 2016 - 2023 гг. в Москве. В ходе данной работы автор адаптировал доступные методы исследования под условия и задачи конкретной ситуации - фотофиксация и визуализация арт-объектов, зарисовка плана художественного арт-пространства, исследование системы организации и реализации экомероприятия.
В изучение эстетизации художественных практик большой вклад внесли труды таких исследователей, как Ю. Сайто и А. Берлеант. Теоретическое обобщение проблем экологической эстетики в отечественных исследованиях В. В. Прозерского, Н. Б. Маньковской, В. В. Бычкова помогло автору составить образ современной социокультурной среды человека, его повседневности. Для анализа поведения потребительских групп рассматривались зарубежные и отечественные исследования Ж. Бодрийяра, К. Рапай, А. Линч и М. Штраусе, А. В. Лукиной, Н. В. Топорова и М. В. Рон, в которых достаточно широко представлено влияние стиля жизни на формирование экологических ценностей в контексте статуса вещи как эстетизиро-ванного продукта культуры. Особенности экономических зеленых стратегий среди различных социальных слоев населения России были взяты из работ О. А. Козловой, О. Н. Яницкого и Е. Г. Ясина. В комплексе исследований, посвященных культуре участия и социокультурному проектированию, особую ценность для нашей работы представляют труды Н. Саймон, З. Бонами, О. Уорд, Л. Эсплунда, М. Баскара, К. Бишоп, Н. В. Иевлевой и М. В. Потаповой. Методическим руководством по отбору практик для данной работы послужили труды С. Спейд и Л. Вейнтроб, дающие четкие критерии2 для выбора преимущественно экологического проекта из всего многообразия появляющихся энвайронментальных практик на современной арт-площадке. В данном исследовании автором было проанализировано 16 экологических арт-практик.
Концепт экологической арт-практики в рамках культуры потребления
В вопросе взаимодействия субъекта и окружающей его среды можно выделить несколько общих концептуальных подходов, на основе которых выстраивается переход системы культурно-этических ценностей выставочной деятельности в поле социально-экономических практик, ориентированных на экологию природопользования и устойчивое развитие общественных благ.
С целью анализа создания экологической арт-практики был исследован ряд московских художественных проектов, изучение которых помогло выделить общие тенденции проектирования выставочной деятельности. Выбранные для исследования культурные учреждения анонсируют стратегии своих проектов с позиции создания практики с нейтральным углеродным следом. В той или иной степени рассматриваемые далее арт-практики демонстрируют пример культурных сервисов и человеческих ресурсов для потребителей-посетителей в рамках зеленого тренда. Важное условие здесь - миссия проекта должна соответствовать этапам ее реализации. Перейдем к рассмотрению полученных результатов исследования.
Результаты
Художественно-выставочный проект-форум «Своими силами. Экологическая выставка местного значения» (галерея «Пересветов переулок», 2020) демонстрировал открытый процесс средств и методов реализации «первой экологической выставки с нулевым углеродным следом» [16, с. 35]. Создание проекта [36] базировалось куратором Александрой Киселевой на использовании политики нулевых затрат - классической экономической стратегии, но с позиции энвайронментального зна-
ния. Художники проекта в качестве материала для арт-объектов использовали вышедшие из употребления предметы служебного помещения галереи, подчеркивая немаловажный аспект проектирования - отказ от транспортировки и движения предметов. Подобный выбор куратора носил самостоятельное значение экологического проектирования в рамках тренда низкоуглеродной экономики.
В ведущем проекте VII Московской международной биеннале «Заоблачные леса» (ГТГ, 2017), представляющей визуально-эфемерную репрезентацию понимания хрупкости природы в многочисленных техногенных практиках, куратором Юко Хасегава3 также было предложено по возможности отказаться от транспортировки арт-объектов. Подобные тенденции соблюдения этически обоснованных правил можно найти и в масштабных проектах музея современного искусства GARAGE. В рамках программы по устойчивому развитию музея на выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100» (2019) и 2-й Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» (2021) художникам предоставлялись мастерские. Касательно «Грядущего мира...» во избежание транспортировки большинство зарубежных работ воссоздавалось авторами по макетам их оригиналов [27, 28]. Сформировавшаяся здесь экологическая миссия проекта берет за основу тренд Zero Waste4, который предполагает отказ от издания буклетов и путеводителей по выставке, каталог издается в формате электронного носителя информации, к примеру, Музей современного искусства GARAGE с 2019 г. заменил традиционный билет в музей кассовым чеком на переработанной бумаге.
В дальнейшем недолговечная природа таких проектов, выстроенных согласно политике осознанного потребления и экологической миссии, означает, что, большинство арт-практик в маленьких частных галереях и на арендуемых площадках почти не оставляют после себя информации. Зачастую о такого рода мероприятиях можно узнать из документальных свидетельств (рецензии в журналах, анонсы KudaGo, соцсети, фотографии посетителей, консультации сотрудников учреждения). Вышеуказанные особенности экологического проектирования скорректировали полученные результаты о проектах «Хлам» (галерея XXI века, 2019) и «#ECOFRIENDLY» (галерея ArtPlay, 2020) [5; 7].
Важным следствием техногенного кризиса современной действительности является отсутствие экологического управления, требующего взаимодействия различных социальных групп и связей, использующие коммуникативные и неиерархические формы принятия решений [38]. В этой оптике особо ценно для нашего исследования рассмотрение среды и общества в контексте энвайронментальной эстетики, значимым инструментом которой является культура участия.
В выставочном пространстве кураторы все чаще прибегают к методу «свободной дискуссии» [8; 20], подобный подход в создании арт-практики позволяет решить сразу несколько поставленных перед создателями экомероприятия задач.
Вовлечение посетителя в коммуникацию помогает, главным образом, понять и прочитать многозначность художественного текста [4] экологического искусства, где инсталляция из предметов вторсырья (рис. 1) дает возможность зрителю рассматривать искусство не как провокацию, а как интерпретацию смысловых признаков предметов повседневности, задающих проблемное поле [37].
Эстетический характер ценностного суждения природы воссоздается кураторами в рамках энвайронмента выставочной площадки. Так, арт-медиация5 - традиционный метод вовлечения посетителя на вышеуказанных выставках музея GARAGE - позволяла создателям проектов вызвать зрителя на беседу о своих собственных способах быть экологичным, одновременно рассматривая вопросы загрязнения окружающей среды.
Рис. 1. Плащ-дождевик «Р^йс^ош», 2016. Автор: Галина Ларина (р. 1996). Выставка «Вещь! Ре/Конструкция» (ВМДПНИ, 2023). Фото: Макашова Н. В.
Курировать искусство, предоставляя обмен опытом и профессиональными наработками, означало здесь курирование контента: зритель перенимает функции куратора [2, с. 84]. Методика «углубленного смотрения» [33] применялась на фестивалях «Треш-арт» (ТЦ Ривьера, 2020) [23], «Месяц экологии в Москве» (Музей Москвы, 2021) [21] и «Пластик Фантастик» (ГТГ, 2021) [6]. Организаторы и художники этих проектов приглашали посетителей к участию в создании арт-практики как коллективного продукта культуры, демонстрируя социологические и экономические аспекты вопросов потребления.
Технически созданная в ответ на актуальный запрос действительности, парти-ципаторная экопрактика погружает посетителей в замысел организаторов, где художник, посетитель и куратор становятся одним из группы равноправных участников созданного энвайронмента, который, в свою очередь, выступает образовательным инструментом в трансформации окружающей действительности. Так, главным фактором в арт-практиках «Чистое искусство» (КЦ ЗИЛ, 2016) [22], «Своими силами...» и «Треш-арт» был фактор нематериальной мотивации. Среди участников этих проектов, желающих быть полезными, формировалась новая значимая общественная деятельность, частью которой стала площадка интенсивных коммуникаций, основанная на художественной деятельности и жизненном опыте посетителей.
Хотя не все выбранные арт-практики явно демонстрируют связь с эстетизацией окружающей среды, интерес к определенному месту, сохранению культурной памяти о забытых территориях все же позволяет анализировать эстетический опыт взаимодействия человека и природы в ракурсе повседневных дел. Проекты «Расширяя территории. Департамент потерянных мест» (Государственный Дарвинский музей, 2017) [25], «Наши березы, ваши березы» (Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева, 2017) [24] и часть образовательной программы «Месяц экологии в Москве. Атлас Капотни: Природа» (Музей Москвы, 2021), ориентированные на специфику выбранного места, отражали происходящие техногенные процессы в событиях общественной жизни, создавая образ утраченной локальной идентичности. Данный формат арт-практик демонстрирует модель взаимодействия человека и энвайронмента и предполагает изучение экономического и правового контекста исследуемых проектов.
Выбранные арт-практики делают акцент на трансформацию посетителей в социально значимую общность людей; необходимость финансирования правительством экологических программ и разработку документов, регламентирующих охрану природных ресурсов [39]. Подобное осмысление окружающей среды как эстетического объекта, где природа становится эстетической ценностью, помогает формированию восприятия экологической красоты у человека [26]. Индустриальный пейзаж как продукт человеческой деятельности рассматривается организаторами арт-практик в контексте социальных отношений и культурных традиций конкретного общества. Ему не свойственна природно-утопическая эстетическая ценность, здесь преобладает познавательный характер, ориентированный на средства и цели, нашедшие воплощение в научно-технической деятельности человека, которая, в свою очередь, напрямую зависит от качества жизни людей и состояния экономических ресурсов [40]. На примере следующих арт-практик можно выделить общую закономерность появления части образовательных программ, ориентированных на диалог, концепт гармонии сосуществования человека и природы, его эстетическое отношение к ней. Подобная оптика выставочных арт-практик становится наиболее актуальной в контексте глобальных экологических проблем (рис. 2). В деятельности экологических мероприятий этой категории экопросветительская функция предстает, с одной стороны, как досуг, носящий интерактивно-развлекательный формат; с другой - как образовательный сектор, опирающийся на научные области гуманитарного знания.
Совместные проекты Государственной Третьяковской галереи, Политехнического музея, Московского музея дизайна и галереи «Триумф» в 2021 г. были устремлены в будущее. Так, выставки «Живое вещество» [1] и «Фантастик пластик» интересны не только своим художественным осмыслением современных социальных проблем, происходящих в экосистеме планеты, но и тем, что тенденция переработки пластика интерпретировалась организаторами не как критика общества потребления, а как осознание жизненно важной роли пластика в техногенной эпохе человека. Экспериментальные работы, подготовленные российскими и зарубежными дизайнерами в рамках этих проектов, призывали изменить отношение к вторично используемому пластику, представляя его как многофункциональный материал.
Многим экологическим арт-практикам присущ не только созидательный характер, но и экопросветительский. Это прежде всего касается проектов «Живое вещество», «Фантастик пластик», «Заоблачные леса», «Грядущий мир.» и «Своими силами.». Создатели этих проектов ставили задачу продемонстрировать возможности решения экологических проблем, предоставляя образовательный контент, который выходил бы за временные и локальные рамки данных выставок. Циклы лекций и мастер-классов в рамках этих проектов носили практико-ориентированный и по-
знавательный характер. Цель здесь - понять представление посетителей об экологии окружающей среды и ее экономических ресурсах.
Рис. 2. Триптих «Мусорники, контейнеры, баки», фрагменты инсталляции, 2020 г.
Автор: Зина Исупова (р. 1996). 2-я Триеннале Российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» (GARAGE, 2020-2021). Фото: Макашова Н. В.
Важным элементом образовательных программ этих проектов стала открытость знания, конструирование доступных технологических и социальных ресурсов для посетителей. В этих условиях популяризации экологического образа жизни и ценности природы происходит возвращение к традиционным формам взаимодействия с посетителем. Проводимые циклы лекций КЦ ЗИЛ, Repubblica Verde (Институт Философии РАН) и Лектория ВШЭ создают виртуальные площадки - публичные лектории, ориентированные на экологический менеджмент и пути к углеродной нейтральности [11]. Среди примеров проектов этого образовательного сегмента интересны: онлайн-дискуссия «The Green New Deal: западный опыт и российские перспективы» (КЦ ЗИЛ, 2020) [19] и открытая лекция онлайн- и офлайн-формата «Экологический маркетинг: конкуренция с заботой о планете» (КЦ ЗИЛ, 2021) [12]. Здесь в рамках многолетней образовательной платформы выносятся на обсуждение актуальные вопросы: перспективы программы «Зеленый курс» в современных условиях экономики, распространение экопросветительского знания, мировые тренды «эко, био, органик» и их недостаточность с нарастающей доступной базой информации об экологии природопользования6.
Среди других арт-практик, посвященных экологии техногенной цивилизации, интересна адресованная детям и досугу семьи «живая» интерактивно-образовательная деятельность художественного музея мусора «МУ МУ» [34]. Данный проект московской арт-группы BURO представляет собой яркий пример потребительского спроса в развлекательном сегменте образовательных услуг. Масштабная
практика посещения данного музея, по словам создателя, выстроена так, чтобы подавать тяжелые и мрачные вопросы загрязнения окружающей среды через игровой формат. «Узнать, удивиться, улыбнуться» [15, с. 78-79] - это неизменное кредо данного проекта на всех выставочных площадках. Таким образом, использование экологического искусства становится атрибутом художественного концепта энвайронмен-тальной практики. Содержание проблемы, на решение которой направлены программы по утилизации и переработки вторсырья, превращается здесь в важнейший инструмент эстетизации предметов повседневной действительности. Массовость и повторяемость экономического и культурного состояния общества используется большинством организаторов экологических арт-практик не на стимулирование продукции, как это делали бы маркетинговые кампании, а на решение социальных проблем. В рамках рассматриваемых арт-практик художественное пространство превращается в энвайронмент ориентированный на реализацию соответствующих программ, одновременно выступая как досуговая активность.
Обсуждение результатов
Можно констатировать, что экологическая арт-практика имеет несколько уровней восприятия. Первый уровень - внешний, здесь посетитель с помощью классического метода наблюдения считывает художественный компонент арт-пространства - экологическое искусство. Композиционные особенности эко-творчества демонстрируют беспрецедентное воздействие научно-технического прогресса на художественную культуру. Нетипичные для классического искусства материалы: пластик, вторсырье, одежда и т. д. вызывают к жизни новые виды арт-практик, формирующиеся исключительно на техногенной основе.
Создатели экологических арт-практик высказываются в рамках социального контекста. При этом рассматриваемое в исследовании художественное творчество ставит под вопрос традиционные ценности культуры потребления, активизируя процесс эстетизации повседневности.
Музей, как и любое другое выставочное пространство, будучи социальной платформой коммуникации, предоставляет посетителям инструмент для общения и обратную связь [41]. Здесь формируется второй уровень - внутренний. Посетитель, осмысляя происходящие процессы техногенной цивилизации на примерах соучастия в арт-практике, создает художественный акт. Одной из характерных черт экологических арт-практик становится грамотная коммуникация, которая подводит посетителя к осознанию взаимосвязи между экологическим маркетингом, предметами потребления и решением экологических проблем. Социальность такого рода мероприятий трансформирует восприятие посетителя-пользователя, превращая его из потребителя в производителя эстетических ценностей, формируя экологию техногенной среды.
Заключение
Материалы исследования показывают, что экологические арт-практики направлены на актуальное решение социально значимых проблем путем организации эффективных коммуникаций. Особенности проектирования арт-практик предполагают преодоление каких-то локальных затруднений, носящих самостоятельный характер в рамках специально созданной художественной деятельности. Соблюдение теоретических правил экологического проектирования арт-практик подразумевает, что во внимание принимаются все заинтересованные стороны - от создателя до посетителя. В подобной ситуации художественная выставка превращается в повестку внедрения экологических технологий в образовательно-развлекательную отрасль, отражая общемировой зеленый тренд.
Соответствующий взгляд на окружающую техногенную среду в условиях глобализации помогает посетителям понять закономерности происходящих процессов в
культуре общества, взаимосвязь экологических исследований, здорового образа жизни и потребительского спроса [3].
Анализируя, вышеописанные московские арт-практики, можно утверждать, что в художественной деятельности преобладает тенденция развития экопросвеще-ния. Эффективность привлечения внимания общественности к доступности экологического образования и практической его реализации, начиная с созданного арт-пространства, как показывает исследование, зависит от цели проводимого мероприятия. Более активное включение посетителей в творческий процесс создания эко-практики дает возможность выхода мероприятия за рамки музейного и выставочного зала. Рост экологических сообществ демонстрирует востребованность такого рода арт-практик среди разных категорий публики.
Использование экологического искусства, которое находится в едином эстетическом поле с природой, позволяет человеку переосмыслить критерий ценности прекрасного в окружающей среде. Как было подчеркнуто в исследовании, современное экологическое искусство воздействует на восприятие реципиента. Созданное из нетипичных материалов, не ограниченное классическими категориями прекрасного, оно утрачивает эстетическую сущность изящных искусств, подчеркивая несовершенство техногенной цивилизации. Разумеется, такой ракурс трансформации выставочной деятельности подразумевает стремление освободиться от материального позиционирования вещи как эстетизированного продукта культуры.
Столь краткий период исследования в семь лет не предоставляет значимых данных для обобщения особенностей состава социокультурных групп на выбранных выставках. Однако общая оценка процессов развития новейших художественных течений дает основания выявить методы организации арт-практик с точки зрения социальной необходимости; предпочтений посетителей относительно решения социально значимых культурных проблем; привлекательности этически осознанного потребления товаров и услуг; ассоциативности экологического искусства как атрибута экопросвещения.
В рамках данной работы автором были выявлены основные направления, по которым развивается экологически ориентированная выставочная деятельность. Исходя из общего анализа материала, можно заключить, что исследуемые арт-практики охватывают одновременно все аспекты жизнедеятельности человека -экономическую, художественную и социальную. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что экологическая арт-практика становится самостоятельным продуктом высокотехнологичного общества, где взаимодействие природы и техники является закономерным итогом развития эстетизации ненатуралистической культуры повседневности.
Примечания
1. Связь базовых понятий потребительского поведения, феномен постоянного изменения общественных стандартов и норм, как способов трансляции человеком происходящих в обществе процессов, в настоящей статье рассматривается посредством вариантов художественных экологических практик. Подробнее о примерах прогнозирования намечающихся в обществе тенденций и их связи с художественными практиками см. [13].
2. Сформулированный Сью Спейд в 1999 г. термин «эковенция» (Ecovention - экология + изобретение), описывает инициированный художником проект, который с помощью изобретения как стратегии трансформирует экологию окружающей среды. К особенностям данной эко-практики автор относит ее активную сущность, моделируется подобный опыт при непосредственном привлечении местных сообществ для реализации и дальнейшего существования проекта [43, p. 5]. Многообразие направлений и неточность существующих определений экологической арт-практики рассматривается в монографии Линды Вейнтроб как самостоятельное течение начиная с 1960-х гг. Труд, посвященный большому диапазону возможностей создания произведений, относящихся к
форме экологического искусства, описывается автором как различные социокультурные практики, ключевыми аспектами которых являются социальная значимость проекта, привлечение общественности, инновационные стратегии, выразившиеся в арт-объектах и проектировании [45, p. 4-16].
3. Юко Хасегава - куратор VII Московской биеннале современного искусства, директор Токийского музея современного искусства, преподает теорию искусства и кураторства в Высшей художественной школе Токио университета Тама. Интервью с Юко Хасегава к выставке «Заоблачные леса» см. [9].
4. Zero Waste - тренд зеленой экономики, в основу которого положена концепция снижения количества производимых бытовых отходов за счет осознанного выбора товаров, повторного использования бытовых предметов и соблюдения правил утилизации и переработки вторсырья; интервью с экоакти-вистом Лорен Сингер см. [44].
5. Возможность социализации посетителей проекта при инициировании обсуждения превращает последних в активных участников, создавая тем самым «новый» энвайронмент. Подробнее о сценариях подачи контента организаторами художественного мероприятия см. [31, с. 228-242].
6. Трансформация современного зеленого маркетинга и социо-экологический механизм формирования потребительского спроса рассмотрены подробнее в статьях [10, с. 53-58; 14, с. 74-80].
Список источников и литературы
1. Архив выставки «Живое вещество» : аудиогид с Алёной Долецкой / Государственная Третьяковская галерея // izi.TRAVEL: the storytelling platform. URL: https://izi.travel/ru /4d2f-arkhiv-vystavki-zhivoe-veschestvo/ru (дата обращения: 26.08.2024).
2. Баскар М. Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 360 с.
3. Бодрийяр Ж. Эстетическая иллюзия как эстетическая дезиллюзия // Заговор искусства / пер. с фр. А. В. Качалова. М.: РИПОЛ классик, 2023. С. 177-213.
4. Бонами З. А. Игры разума с предметом: в поисках дефиниции музейной коммуникации // Музей. Памятник. Наследие. 2018. № 1 (3). С. 41-50.
5. Выставка «#ECOFRIENDLY» // ArtPlay: design center : сайт. URL: https://artplay.ru/ (дата обращения: 26.08.2024).
6. Фантастик Пластик : выставка, 2 октября 2020 - 30 мая 2021 / / Государственная Третьяковская галерея : офиц. сайт. М., 2020-2024. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/ exhibitions/o/fantastik-plastik/ (дата обращения: 26.08.2024).
7. Выставка «Хлам» // Галерея XXI века : сайт. М., 2019. URL: https://vzmoscow.ru/ events/2019/vistavka_hlam/index.php (дата обращения: 26.08.2024).
8. Иевлева Н. В. Нетрадиционные подходы к изучению нетрадиционного искусства // Экология визуальности и изобразительное искусство. СПб.: ГРМ, 2006. С. 46-62.
9. Главная роль. Юко Хасегава : [интервью к выставке «Заоблачные леса»] // Телеканал Россия : Эфир от 18.09.2017. Время воспроизведения: 00.00.00-00.13.05. URL: ttps://www.vesti.ru/article/1676924?ysclid=m554ha3l2y895514331 (дата обращения: 26.08.2024).
10. Козлова О. А. Упаковка в концепции экологически ориентированного товара // XV Апрельские экономические чтения : сб. науч. тр. Омск: Параграф, 2010. С. 53-58.
11. Repubblica Verde: лекторий о человеке и его отношениях с природой : [открытый интернет-проект] / Совет молодых ученых Института философии РАН. М., 2018-2024. URL: http://rverde.ru (дата обращения: 26.08.2024).
12. Лебедев А., Исраелян Е. Экологический маркетинг: конкуренция с заботой о планете : лекция // Высшая школа экономики [Электронный ресурс] Время воспроизведения: 00.00.04-00.52.43. URL: https://vk.com/video-60770247_456239296?ysclid=m554id6ewj 737833246 (дата обращения: 26.08.2024).
13. Линч А., Штраусс М. Изменения в моде: причины и следствия / пер. с англ. А. М. Гольдина; под ред. А. В. Лебсак-Клейманс. Минск: Гревцов Паблишер, 2009. 280 с.
14. Лукина А. В. Экологический фактор в отношении и поведении российских потребителей / / Вестник РЭУ им. Г.В. им. Плеханова. 2012. № 6. С. 74-80.
15. Макашова Н. В., Клочкова И. А. Интервью с директором художественного музея мусора «МУ МУ» И. А. Клочковой // Проектная культура и качество жизни. 2020. № 18. С. 72-98.
16. Макашова Н. В. Особенности проектирования выставочной площадки экопросвети-тельского социокультурного проекта // Проектная культура и качество жизни. 2022. № 26. С. 23-41.
17. Маньковская Н. Б. Экоэстетика // Феномен постмодернизма : художественно-эстетический ракурс. 2-е изд., перераб. и доп. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. С. 210-254.
18. Маньковская Н. Б., Бычков В. В. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации : учеб. пособие для студ. вузов. М.: ВГИК, 2011. 208 с.
19. Онлайн дискуссия «The Green New Deal: западный опыт и российские перспективы» // Культурный центр ЗИЛ : [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-33813991_147225&ysclid=m57 (дата обращения: 28.06.2024).
20. Потапова М. В. Публика художественного музея в ракурсе социальных перемен // Триумф музея? : сб. ст. / СПбГУ. СПб.: Осипов, 2005. С. 57-88.
21. Месяц экологии в музее Москвы // Музей Москвы : офиц. сайт. М., 2021-2024. URL: https://mosmuseum.ru/events/p/ecology/ (дата обращения: 26.08.2024).
22. Чистое искусство: конкурс по созданию арт-объектов из бытового мусора : [сайт мероприятия] / Культурный центр ЗИЛ и [др.]. М., 2016. URL: https://ecoartkonkurs.ru (дата обращения: 26.08.2024).
23. Программа фестиваля - выставки «Треш-Арт» // Ривьера : сайт ТРЦ. URL: https://events.riviera.su/trashart (дата обращения: 26.08.2024).
24. Проект Биологического музея «Наши березы, ваши березы» // Афиша Москвы : сайт. URL: https://www.mos.ru/afisha/birch (дата обращения: 26.08.2024).
25. Расширяя территории | департамент потерянных мест и новых воспоминаний : в рамках Параллельной программы 7-й Московской международной биеннале современного искусства : 15 сент. - 26 нояб. 2017 г. // Государственный Дарвиновский музей : офиц. сайт. М., 2017-2024. URL: https://www.darwinmuseum.ru/projects/event/rasshiryaya-territorii-departament-poteryannyh-mest-i-novyh-vospominanij (дата обращения: 26.08.2024).
26. Прозерский В. В. Экологическая эстетика на рубеже столетий: выбор концептуального пути // Вестник СПбГУ. Сер. 17: Философия. Конфликтология. Культурология. 2013. № 3. С. 22-28.
27. Публичная программа 2-й Триеннале Российского Современного искусства «Красивая ночь всех людей» // GARAGE: Музей современного искусства «Гараж» : офиц. сайт. М., 2019-2024. URL: https://triennial.garagemca.org/ru/program (дата обращения: 26.08.2024).
28. Публичная программа «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100» // GARAGE: Музей современного искусства «Гараж» : офиц. сайт. М., 2019-2024. URL: https://garagemca.org/exhibition/the-coming-world-ecology-as-the-new-politics-2030-2100 (дата обращения: 26.08.2024).
29. Рапай К. Культурный код: как мы живем, что покупаем и почему : пер. с англ. М.: Аль-пина Паблишер, 2019. 167 с.
30. Рон М. В. Вещь в пространстве культуры (абрисы культуры) // Культурологические исследования "03 : сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 90-99.
31. Саймон Н. Партиципаторный музей / пер. с англ. А. Глебовой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 439 с.
32. Топоров Н. В. Вещь в антропоцентрической перспективе // Aequinox, MCMXCIII : [сб. науч. ст.] / ред.-сост. Е. Г. Рабинович, И. Г. Вишневецкий. М.: Кн. сад : Carte Blanche, 1993. С. 70-167.
33. Уорд О. Искусство смотреть : как воспринимать современное искусство / пер. с англ. С. Кузнецова. М.: Ад Маргинем Пресс : Музей совр. искусства «Гараж», 2021. 176 с.
34. Художественный Музей Мусора МУ МУ : офиц. сайт. URL: https://art-mumu.ru (дата обращения: 26.08.2024).
35. Шарковская А. В. Культура потребления как компонент ценностной структуры личности // Экология и жизнь : XVIII Всероссийская науч.-практ. конф. : сб. ст. Пенза, 2010. С. 161-164.
36. Экологический форум // HSE Art and Design School : цифровая экосистема Школы дизайна ВШЭ / НИУ ВШЭ. М., 2022-2024. URL: https://hsedesign.ru/project/ 38e6e1d05f9c4e0bbda95f0a80d5fade (дата обращения: 26.08.2024).
37. Эсплунд Л. Искусство видеть : как понимать современное искусство / пер. с англ. Е. Ку-рова. М.: Ад Маргинем Пресс : ABCdesign, 2022. 232 с.
38. Яницкий О. Н. Экомодернизация России: теория, практика, перспектива. М.: Ин-т социологии РАН, 2011. 215 с.
39. Ясин Е. Г. Влияние культуры на модернизацию России : [доклад] к XV Апрельской Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, 1-4 апреля 2014 г., Москва. М.: ИД ВШЭ, 2014. 63 с.
40. BerleantA. Policy, Aesthetics and Environment: The Way to Social Aesthetics // ESPES: The Slovak Journal of Aesthetics. 2017. Vol. 6, no. 2. P. 98-110.
41. Bishop C. Artificial hells: participatory art and the politics of spectatorship. Brooklyn, NY: Verso., 2012. 373 p.
42. Saito Y. The Role of Imperfection in Everyday Aesthetics // Contemporary Aesthetics. 2017. Vol. 15, no. 1. P. 87-94.
43. Spaid S. Ecovention, Current Art to Transform Ecologies. Contemporary Arts Center, 2002.
153 p.
44. Why I live Zero Waste life? | Lauren Singer | TEDxTeen // [Электронный ресурс] URL: https://ya.ru/video/preview/5834962226034643245 (date of request: 26.08.2024).
45. Weintraub L. To Life!: Eco Art in Pursuit of a Sustainable Planet. Berkerley: University of California Press, 2012. 389 p.
References
1. 'Arkhiv vystavki «Zhivoye veshchestvo»' Audiogid s Alyonoy Doletskoy, Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galereya ("Live Matirial" Audio guide with Alena Doletskaya, the Tretyakov Gallery) 2021, izi.Travel, viewed 26 August 2024, https://izi.travel/ru/4d2f-arkhiv-vystavki-zhivoe-veschestvo/ru (in Russ.)
2. Baskar, M 2017, Printsip kuratorstva. Rol vybora v epokhu pereizbytka (The principle of supervision. The role of choice in an era of excess), Ad Marginem Press, Moscow. (in Russ.)
3. Baudrillard, J 2023, 'Esteticheskaya illyuziya kak esteticheskaya dezillyuziya' (Aesthetic illusion as aesthetic disillusion. Conspiracy of Art), RIPOL classic publ, Moscow, Russia. (in Russ.)
4. Bonami, ZA 2018, 'Igry razuma s predmetom: v poiskakh definitsii muzeynoy kommunikatsii' (Mind games with an object: in search of a definition of museum communication), Museum. Monument. Heritage, no. 1(3), pp. 41-50. (in Russ.)
5. 'Vystavka «#ECOFRIENDLY»' (Exhibition "#ECOFRIENDLY") 2020, Galereya ArtPlay -Tsentr Dizayna, viewed 26 August 2024, https://www.artplay.ru/ (in Russ.)
6. 'Vystavka «Fantastik Plastik»' (Exhibition "Fantastik Plastik") 2021, Tretyakov Gallery, Moscow, viewed 26 August 2024, https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/ o/fantastikplastik/ (in Russ.)
7. 'Vystavka «Khlam»' (Exhibition "Trash") 2020, Galereya XXI veka, Moscow, viewed 26 August 2024, https://vzmoscow.ru/events/2019/vistavka_hlam/index (in Russ.)
8. Ievleva, NV 2006, 'Netraditsionnyye podkhody k izucheniyu netraditsionnogo iskusstva' (Non-traditional approaches to the study of non-traditional art), Ekologiya vizual'nosti i izo-brazitel'nogo iskusstva (Ecology of visuality and fine art), Gosudarstvennyy Russkiy muzey publ, Saint-Petersburg, pp. 46-62. (in Russ.)
9. 'Interv'yu s kuratorom Yuko Khasegava k vystavke «Zaoblachnyye lesa»' (Interview with curator Yuko Hasegawa for the exhibition "Cloudy Forests"), Rossiya 1 Vesti, broadcast from 18.09.2017, Playback time: 00.00.00-00.13.05, viewed 26 August 2024 https://www.vesti.ru/article/1676924?ysclid=m554ha3l2y895514331 (in Russ.)
10. Kozlova OA 2010 'Upakovka v kontseptsii ekologicheski oriyentirovannogo tovara' (Packaging in the concept of environmentally oriented goods), XVAprel'skiye ekonomicheskiye cht-eniya, «Paragraf» publ, Omsk, pp. 53-58. (in Russ.)
11. 'Lektoriy o cheloveke i yego otnoshenii k prirode' (Lecture on man and his relationship to nature), Respublika Verde, viewed 26 August 2024, http://rverde.ru (in Russ.)
12. 'Lektsiya A. Lebedeva i Ye. Izrail'tyanin: «Ekologicheskiy marketing: konkurentsiya s zabotoy o planete», Vysshaya shkola ekonomiki' (Ecological marketing: competition while caring for the planet, National Research University Higher School of Economics), Respublika Verde, viewed 26 August 2024 https://vk.com/video-60770247_456239296?ysclid=m554id6ewj7 37833246 (in Russ.)
13. Lynch, A & Strause, M 2009, Izmeneniya v mode: prichiny i sledstviya (Changes in fashion: causes and consequences), Grevtsov Publisher, Minsk. (in Russ.)
14. Lukina, AV 2012 'Ekologicheskiy faktor v otnoshenii i povedenii rossiyskikh potrebiteley' (Environmental factor in the attitude and behavior of Russian consumers), Vestnik REU im. G.V. im. Plekhanova, no.6. pp. 74-80. (in Russ.)
15. Makashova, NV 2020, 'Interv'yu s direktorom khudozhestvennogo muzeya musora «MU MU» I.A. Klochkova' (Interview with the director of the art museum of garbage "MU MU" I.A. Klochkova), Proyektnaya kul'tura i kachestvo zhizni, no. 18, pp. 72-98. (in Russ.)
16. Makashova, NV 2022, 'Osobennosti proyektirovaniya vystavochnoy ploshchadki ekologo-prosvetitel'skogo sotsiokul'turnogo proyekta' (Features of designing an exhibition site for an eco-educational sociocultural project), Proyektnaya kul'tura i kachestvo zhizni, no. 26, pp. 23-41. (in Russ.)
17. Mankovskaya, NB 2020, Fenomen postmodernizma. Khudozhestvenno-esteticheskiy rakurs (The phenomenon of postmodernism. Artistic and aesthetic perspective), Moscow, Saint Petersburg. (in Russ.)
18. Mankovskaya, NB & Bychkov, VV 2011, Sovremennoye iskusstvo kak fenomen tekhnogennoy tsivilizatsii (Contemporary art as a phenomenon of technogenic civilization), VGIK publ, Moscow. (in Russ.)
19. 'On-layn diskussiya KTS ZIL «The Green New Deal: zapadnyy opyt i rossiyskiye perspektivy»' (Online discussion of the ZIL CC "The Green New Deal: Western experience and Russian prospects"), viewed 26 August 2024, https://vk.com/wall-33813991_147225&ysclid=m57 (дата обращения: 28.06.2024). (in Russ.)
20. Potapova, MV 2005, 'Publika khudozhestvennogo muzeya s tochki zreniya sotsial'nykh peremen' (The public of an art museum from the perspective of social change), Triumf muzeya?, Osipov publ, Saint Petersburg. (in Russ.)
21. 'Programma «Mesyats ekologii v muzeye Moskvy»' (Program "Ecology Month in the Moscow Museum"), Moskva bez okrain, Kapotnya, viewed 26 August 2024, https://bezokrain.moscow/kapotnya (in Russ.)
22. 'Programma konkursa - vystavki «Chistoye iskusstvo»' (Program of the contest - exhibition "Pure Art"), Kul'turnyy tsentr ZIL, viewed 26 August 2024, https://ecoartkonkurs.ru (in Russ.)
23. 'Programma festivalya - vystavki «Tresh-Art»' (Program of the festival - exhibition "Trash Art"), TTS Riv'year, viewed 26 August 2024 https://events.riviera.su/trashart (in Russ.)
24. 'Proyekt Biologicheskogo muzeya «Nashi berezy, vashi berezy»' (Project of the Biological Museum "Our birches, your birches"), Mos.ru, viewed 26 August 2024, https://www.mos.ru/afisha/birch (in Russ.)
25. 'Proyekt Darvinskogo muzeya «Rasshiryaya territorii. Departament poteryannykh mest i no-vykh vospominaniy»' (The State Darwin Museum "Expanding territories. Department of Lost Places and New Memories"), The State Darwin museum, viewed 26 August 2024, https://www.darwinmuseum.ru/projects/event/rasshiryaya-territorii-departament-poteryannyh-mest-i-novyh-vospominanij (in Russ.)
26. Prozersky, VV 2013, 'Ekologicheskaya estetika na rubezhe vekov: vybor kontseptual'nogo puti' (Ecological aesthetics at the turn of the century: choosing a conceptual path), Vestnik SPbGU. Ser. 17: Filosofiya. Konfliktologiya. Kul'turologiya, no. 3, pp. 22-28. (in Russ.)
27. 'Publichnaya programma 2-y Triyennale Rossiyskogo Sovremennogo iskusstva «Krasivaya noch' vsekh lyudey»' (Public program of the 2nd Triennial of Russian Contemporary Art
"Beautiful Night of All People"), GARAGE Museum, viewed 26 August 2024, https://triennial.garagemca.org/ru/participants (in Russ.)
28. 'Publichnaya programma «Gryadushchiy mir: ekologiya kak novaya politika. 2030-2100»' ("The Upcoming World: Ecology as a New Politics. 2030-2100"), GARAGE Museum, viewed 26 August 2024, https://upcomingworld//garagemca.org/ru (in Russ.)
29. Rapai, K 2016, Kul'turnyy kod: Kak my zhivem, chto pokupayem i pochemu (Cultural code: How we live, what we buy and why), Alpina Publisher, Moscow. (in Russ.)
30. Ron, MV 2003, 'Veshch' v prostranstve kul'tur/ (Thing in the space of culture), Kul'turologicheskiye issledovaniya "03 : sb. nauch. tr, Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, publ, Saint Petersburg, pp. 90-99. (in Russ.)
31. Simon, N 2017, Partitsipatornyy muzey (Participatory Museum), Ad Marginem Press, Moscow. (in Russ.)
32. Toporov, NV 1993, 'Veshch' v antropotsentricheskoy perspektive' (The Thing in an Anthropo-centric Perspective), in EG Rabinovich & IG Vishnevetskiy (eds.) Aequinox MCMXCIII, Knizhnyy sad publ, Carte Blanche publ, Moscow, pp. 70-167. (in Russ.)
33. Ward, O 2021, Iskusstvo smotret. Kak vosprinimat' sovremennoye iskusstvo (The art of looking. How to perceive contemporary art), Ad Marginem Press, Moscow. (in Russ.)
34. 'Khudozhestvennyy Muzey Musora MUMU' (Art Museum of Garbage MUMU), viewed 26 August 2024, https://art-mumu.ru (in Russ.)
35. Sharkovskaya, AV 2010, 'Kul'tura potrebleniya kak komponent tsennostnoy struktury lich-nosti' (Consumption culture as a component of the value structure of the individual), Ekologiya izhizn', Penza, pp. 161-164. (in Russ.)
36. 'Ekologicheskiy forum' (Environmental forum), Shkola dizayna VShE (HSE Design School), viewed 26 August 2024, https://hsedesign.ru/project/38e6e1d05f9c4e0bbda95f0a80d5fade (in Russ.)
37. Esplund, L 2022, Iskusstvo videt'. Kak ponimat' sovremennoye iskusstvo (The art of seeing. How to understand contemporary art), Ad Marginem Press, Moscow. (in Russ.)
38. Yanitsky, ON 2011, Ekomodernizatsiya Rossii: teoriya, praktika, perspektiva (Eco-modernization of Russia: theory, practice, perspective), Institut sotsiologii RAN publ, Moscow. (in Russ.)
39. Yasin, EG 2014, Vliyaniye kul'tury na modernizatsiyu Rossii (The influence of culture on the modernization of Russia), Izdatel'skiy Dom Vysshey shkoly ekonomiki publ, Moscow. (in Russ.)
40 Berleant, A 2017, 'Policy, Aesthetics and Environment: The Way to Social Aesthetic', in
40. ESPES, vol. 5, no. 2, pp 98-110.
41. Bishop, C 2012, Artificial hells: participatory art and the politics of spectatorship, Verso publ, Brooklyn, NY.
42. Saito, Y 2017, 'The Role of Imperfection in Everyday Aesthetics', Contemporary Aesthetics Journal, vol. 15, no. 1, pp 87-94.
43. Spaid, S 2002, 'Ecovention, Current Art to Transform Ecologies', Contemporary Arts Center, Cincinnati, OH.
44. 'TEDxTeen. Lauren Singer. Why I live Zero Waste life?', viewed 26 August 2024, https://ya.ru/video/preview/5834962226034643245
45. Weintraub, L 2012, To Life!: Eco Art in Pursuit of a Sustainable Planet, University of California Press, Berkerley, CA.
Статья поступила в редакцию: 21.10.2024 The article was submitted: 21.10.2024
Одобрена после рецензирования: 21.12.2024 Approved after reviewing: 21.12.2024
Принята к публикации: 21.12.2024 Accepted for publication: 21.12.2024