Научная статья на тему 'Крамарова Е. Н. Социальная ответственность бизнеса: благотворительность и меценатство в сохранении и развитии духовного наследия Северного Кавказа и Юга России / отв. Ред. А. В. Сериков. Москва; Ростов н/д, 2011. 82 с. '

Крамарова Е. Н. Социальная ответственность бизнеса: благотворительность и меценатство в сохранении и развитии духовного наследия Северного Кавказа и Юга России / отв. Ред. А. В. Сериков. Москва; Ростов н/д, 2011. 82 с. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крамарова Е. Н. Социальная ответственность бизнеса: благотворительность и меценатство в сохранении и развитии духовного наследия Северного Кавказа и Юга России / отв. Ред. А. В. Сериков. Москва; Ростов н/д, 2011. 82 с. »

Крамарова Е.Н. Социальная ответственность бизнеса: благотворительность и меценатство в сохранении и развитии духовного наследия Северного Кавказа и Юга России / отв. ред. А.В. Сериков.

Москва; Ростов н/Д, 2011. 82 с.

Небольшая, но насыщенная фактическим материалом и важными наблюдениями, выводами монография молодого ученого посвящена актуальной и значимой проблеме для России и особенно Северного Кавказа. Укрепление гражданской российской идентичности, целостности нашего многонационального государства невозможно без культуры, в которой гармонично сочетаются современные ценности и тенденции с многовековой преемственностью традиций и достижений, синтезом культур народов нашей страны.

Постсоветский период, нарастающий процесс глобализации противоречиво сказался как на состоянии этнических культур, так и на сегментации единого российского культурного пространства. В условиях системного кризиса государство значительно ослабило свою поддержку культуре и не только из-за изменения функций государства, недостатка ресурсов, но и явной недооценки правящей элитой роли культуры в современном мире. Дикие формы капитализма, утвердившиеся в России в 90-е гг. прошлого века, отчасти взаимосвязаны с процессами, происходящими в сфере

культуры. Как справедливо отмечает автор, «без поддержки меценатов невозможно развитие культуры Кавказа и Юга России, а без культуры бизнес не сможет стать цивилизованным, без чего невозможен социальный мир и процветание региона» (с. 51).

Книга состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены современные подходы и практики, формы проявления социальной ответственности бизнеса. В работе отмечается, что под влиянием современного менеджмента ведущие предприниматели России с начала XXI в. усиливают внимание к реализации внутренней социальной политики своего бизнеса, т.е. улучшая социальные условия персонала, формируя корпоративную культуру. Что касается внешней социальной политики, то бизнес в России не проявляет к ней достаточного интереса, что в полной мере относится к благотворительности и меценатству. Более того, минимизация издержек производства, особенно в условиях кризиса осуществляется за счет ограничения и даже отказа от социальных программ. Партнерские отношения государства, властей разного уровня

с бизнесом в социальной сфере, как правило, имеют форму прямого давления на бизнес, превращение его в «дойную корову» для латания дыр в социальной сфере, а зачастую удовлетворения собственных запросов чиновников и разного рода контролирующих организаций. Такую ситуацию автор объясняет неразвитостью законодательства и закрытостью для конкуренции рынка социальных услуг.

Представляет интерес обзор меценатской деятельности в Российской империи в XVIII - начале ХХ в., его роль в расцвете русской культуры. Показано, что для развития меценатства в России были характерны, несмотря на неоднозначную политику, не только поддержка государства, включая императорскую фамилию, но и моральные принципы, чувство патриотизма, которые отличали ведущих предпринимателей. В то же время для многих меценатов это был один из путей улучшения репутации, получения наград от власти и т.п.

Во второй главе обобщен опыт меценатства на Дону в дореволюционный период, наибольшее внимание уделено деятельности армянских купцов в Нахичевани-на-Дону и благотворительности знаменитой семьи Парамоновых, системной их поддержке образования и культуры.

Тема современного состояния меценатства и социально-ответственного бизнеса на Юге России, лишь фрагментарно затронутая преимущественно в публицистической литературе, рассматривается в третьей главе. Прерванная в ХХ в. традиция благотворительности и меценатства на Юге России возрождается медленно, носит эпизодический характер в деятельности предпринимателей, что свидетельствует о незрелости современного бизнеса, с одной стороны, непонимания значения благотворительности и меценатства региональным чиновничеством и обществом в целом - с другой.

Тем не менее приводимые автором данные свидетельствуют о нарастающем внимании к меценатству и благотворительности бизнеса во всех субъектах Российской Федерации на Юге России и Северном Кавказе. Автор приводит примеры благотворительной деятельности, социальной политики «МРСК Центра и Северного Кавказа», компании «Лазарос», группы компаний «Меркурий», фонда «Шамиля», банка «Центр-Инвест» и др.

Их деятельность можно разделить на два направления: этноцентричное - поддержка культурных традиций «своего» народа и интеграционное, направленное на сохранение и развитие общерегионального

культурного, научного наследия. Первое направление доминирует, оно, безусловно, важно и нужно, но объективно имеет локальный смысл, а иногда используется для противопоставления одной этнической культуры другой, для «приватизации» общих культурных достижений.

Для укрепления российской общности особенно перспективно социальное партнерство государства и бизнеса по поддержке интеграционных процессов в науке, образовании, культуре. Именно этому была посвящена вся деятельность, как показано в книге, Ю.А. Жданова на посту ректора РГУ и председателя Совета СКНЦ ВШ. Эти традиции отражены в числе приоритетных направлений стратегии развития СКФО. Важную роль в культурном взаимодействии, взаимовлиянии народов ЮФО и СКФО играют ежегодные фестивали «Мир Кавказа» (до 2010 г. - «Мир Кавказу»), которые получают поддержку предпринимателей Юга России, но таких мероприятий до обидного мало.

Феномен «самомеценатства» описан автором на примере подвижнической деятельности на протяжении двадцати лет известных издателей из Кабардино-Балкарии Марии и Виктора Котляровых. Они за счет прибыли от заказных коммерческих изданий издали в серии «Кавказский литературно-исторический Олимп» более 50 томов по проблемам историко-культурного наследия Северного Кавказа, а в настоящее время продолжают новые просветительские серии, включающие малодоступные издания прошлых лет и современные труды. Как горько они замечают, «сами пишем, сами собираем материал, сами издаем, не получая ни государственных грантов, ни спонсорской поддержки».

Но на таких подвижниках держится развитие культуры. Книга свидетельствует, что хотя и медленно, но отношение бизнеса к вопросам сохранения и развития духовного наследия Юга России меняется. Приходит осознание социальной ответственности за сохранение и развитие национальных культур, за их взаимодействие и взаимообогащение, за судьбу региона и страны в целом. Благотворительность и меценатство нуждаются в создании условий для своего развития как нравственных, так и правовых. Проект нового федерального закона о культуре в этом смысле внушает оптимизм.

Поднятая автором тема заслуживает дальнейшей разработки и углубления, чего и хочется ему пожелать, а читателю задуматься над поднятыми проблемами.

_М.Б. Мустафаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.