Библиографоведение
УДК 908 : 050 ББК 28.89 + 76.02
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ: ПУТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
© Л. И. Новикова, Е. И. Трубина, 2011
Российская национальная библиотека, 191069, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 18
Рассматривается современное состояние отечественных краеведческих журналов и альманахов, описываются их типологические признаки и характеристики, тенденции развития. Приводятся данные о географии и периодичности изданий, сведения об учредителях, издателях, источниках финансирования. Дается анализ причин, затрудняющих развитие краеведческой периодики и их возможные пути решения.
Ключевые слова: краеведение, краеведческие периодические издания, краеведческие журналы, краеведческие альманахи, Российская национальная библиотека.
We consider the current state of domestic local history journals and anthologies, are described by their typological traits and characteristics and trends. The data on the geography and frequency of publications, information about the founders, publishers, sources of funding. Analyzes the reasons that hinder the development of local history periodicals and their possible ways of the solution.
Key words: local history, local history periodicals, local history journals, the regional-cal anthologies, Russian National Library.
Сначала 1990-х гг., вместе с возрождением краеведческого движения в нашей стране, мы можем наблюдать бурный рост краеведческой периодики, причем этот процесс практически выпал из поля зрения исследователей. За последние годы нам известны только две работы, посвященные этому вопросу: статья В. Ф. Козлова, рассматривающая основные тенденции развития отечественных краеведческих журналов и альманахов с 1990 по 2003 г. и работа А. Л. По-садскова, анализирующая современную краеведческую периодику Сибирского региона [1]. Обе работы подняли очень серьезные вопросы и явились толчком для исследования сотрудников отдела библиографии и краеведения Российской национальной библиотеки, целью которого стало практическое изучение современных краеведческих периодических журналов, выявление их типологических признаков и тенденций развития.
В 2010 г. сотрудниками отдела совместно с Фондом им. Д. С. Лихачева был проведен всероссийский конкурс, направленный на выявление и поддержку лучших региональных краеведческих журналов. По результатам конкурса был издан библиографический указатель «Краеведческая периодика России», в который вошли сведения о 165 краеведческих журналах, альманахах и сборниках из 57 регионов России, выходивших на тер-
ритории Российской Федерации в период с 1992 по 2010 г. [2].
Сбор информации производился двумя путями: нами были направлены запросы в отделы краеведения региональных библиотек с просьбой предоставить информацию об имеющихся у них краеведческих периодических изданиях. Был разработан формуляр (заглавие; место и годы издания; периодичность; издающая организация; главный редактор или ответственный составитель; тираж; источники финансирования; краткая историческая справка, основная концепция издания; основные разделы (рубрики); названия отдельно изданных приложений; наличие электронной версии издания и контактная информация). Одновременно велась переписка с редакторами журналов, выявленных при просмотре каталога периодических и продолжающихся изданий РНБ. После выхода указателя мы продолжаем собирать сведения о не учтенных нами ранее краеведческих периодических изданиях. На конец 2010 г. нам известно уже о 220 краеведческих журналах и альманахах из 64 регионов. Сотрудниками группы краеведческой библиографии РНБ начата работа по созданию электронной версии «Путеводителя по краеведческим периодическим изданиям Российской Федерации», который объединит сведения об этих изданиях и сделает их доступными для широкого круга пользователей.
Идея создания такого ресурса вызвала серьезный интерес у редакторов, присутствовавших на Общероссийской конференции «Краеведческие периодические издания России: опыт, проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, 30 сентября - 1 октября 2010 г.).
Краеведческие журналы содержат бесценную информацию об истории и повседневной жизни региона, на их страницах местные краеведы публикуют результаты своих исследований, размещают списки новой литературы о крае. Все это богатство оказывается недоступным для исследователей из других регионов, не введено в научный оборот. Если в фондах региональных библиотек еще можно обнаружить полные комплекты местных краеведческих журналов, то читателю из других городов ознакомиться с ними практически невозможно. Сведения о наличии журналов в фондах одного из крупнейших отечественных книгохранилищ - Российской национальной библиотеки -представлены в нашем указателе. Например, из девяти выходящих в Костроме и области краеведческих журналов, в РНБ есть только три (да и то не полные комплекты); аналогичная ситуация с курскими изданиями: из шести три отсутствуют. Большинство имеющихся в РНБ краеведческих журналов имеют лакуны, из-за которых невозможно получить представление о жизни и развитии изданий в целых регионах. Причина во многом заключается в том, что зачастую сами редакторы журналов игнорируют «Закон об обязательном экземпляре» и не высылают издания в Российскую книжную палату; не беспокоятся они и о том, как представлена их продукция за пределами региона, как она продвигается в Интернете.
За время работы над указателем «Краеведческая периодика России» нами уже накоплен определенный массив сведений об этих изданиях, позволяющий набросать коллективный портрет этого явления и сделать первые выводы о его развитии.
Как выглядит география краеведческих периодических изданий? Больше всего журналов выходит в Вологодской (14 назв.), Архангельской (9 назв.) и Костромской (9 назв.) областях, а также в Санкт-Петербурге (9 назв.); немного уступают им Московская (8 назв.), Тверская и Тюменская области (по 7 назв.). Среди республик наибольшее количество изданий выпускается в Карелии и Татарстане (по 3 назв.). Эти регионы давно известны как признанные центры краеведения, где действуют краеведческие общества, а библиотеки и вузы ведут активную краеведческую работу.
По нашим сведениям в 60% регионов издаются одно или два краеведческих периодических издания; 21% регионов выпускает 3-4 журнала.
Опираясь на информацию, полученную из библиотек, мы можем говорить об отсутствии крае-
ведческой периодики в Брянской и Магаданской областях, республиках Адыгея, Хакасия, Ингушетия, Марий-Эл, Чувашия, что не может не удивлять, учитывая богатые краеведческие традиции этих регионов.
Нам не удалось выявить издания республик Алтай, Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия и Чечня, Еврейской автономной области, Ненецкого и Чукотского автономных округов; Астраханской, Калужской и Рязанской областей. Не сомневаемся, что там существует краеведческая периодика, но, по-видимому, редакции не заинтересованы в продвижении своих журналов. Даже в региональных библиотеках нет сведений о местной краеведческой периодике.
Обычно краеведческие журналы не конкурируют между собой, так как при общей схожести целей зачастую рассчитаны на разную аудиторию. Так, например, в Пскове одновременно выходят три краеведческих периодических издания. На страницах научно-практического историко-краеведче-ского журнала «Псков» уделяется внимание не только истории края, но и известным уроженцам псковской земли, публикуются материалы по генеалогии, воспоминания, дневники и письма. «Псковский регионологический журнал» освещает социально-экономические, культурно-образовательные и природно-экологические проблемы комплексного развития Псковской области; цель молодого альманаха «Псковский летописец», по словам самих издателей, «популяризация культурно-исторического наследия Псковской земли». Одна из основных тем его выпусков - состояние памятников истории и культуры.
Наибольшее количество изданий рассказывает об истории региона. Чуть меньшую группу составляют журналы, посвященные городам. В последние годы все чаще появляются краеведческие журналы небольших городов, муниципальных районов и даже сел. Например, журнал «Гуслицы» (с. Ильинский Погост Орехово-Зуевского района Московской области) или «Томилино и томи-линцы» (пос. Томилино Люберецкого района Московской области). В с. Тесь (Минусинский район Красноярского края) издается сельский альманах «Тесинская пастораль», включающий разделы: «Краеведение моего села», «Известные личности моего села», «Хронологический указатель дат Те-синского летоисчисления». Порой журналы, изданные в селах, известны нам как единственные краеведческие издания в регионе, например, «Прибайкальский краеведческий альманах», издающийся в с. Турунтаево (Республика Бурятия). В журнале помещены публикации ученых, журналистов и краеведов, раскрывающие разные грани жизни Байкала, его неповторимой флоры и фауны, представлена история Прибайкальского
района, собранная от местных жителей - старожилов. Таким образом, журнал несет не только информационные и просветительские задачи, но и представляет собой своеобразную летопись села. Само издание выходит небольшим тиражом (300 экз.) и существование электронной версии продвигает его информацию за пределы региона. Нужно отметить активное развитие краеведческого движения в маленьких городах, например, сразу два издания «Чухломская быль» и «Чухломский край» уживаются в небольшом, но гордящемся своей древней историей городке Чухлома, что под Костромой.
Большинство изданий выходит один - два раза в год, что связано, в первую очередь со сложностями финансирования. По количеству изданных номеров лидирует «Уральский следопыт» (Екатеринбург). Журнал основан в 1935 г., в 1958 г. он был возобновлен и с тех пор не прерывался, выходя с периодичностью 12 номеров в год.
Возникнув на волне перестройки в конце 1980-х - начале 1990-х гг., вместе с набиравшим силу краеведческим движением, число журналов неуклонно возрастало, достигнув к 1991 г. количества 10 новых названий в год! Небольшой провал, видимо, обусловленный экономическим кризисом, мы можем наблюдать в 1998 г., затем число вновь создаваемых изданий снова возрастает до 910 названий в год, достигнув к стабильному 2007 г. предельной величины 13 новых журналов в год. Очередной экономический кризис 2008 г. опять сократил количество новых журналов до 5 названий, однако в течение 2010 г., по мере стабилизации экономической ситуации в стране, мы можем наблюдать их рост.
Кто же берется в наши дни за нелегкое дело издания краеведческого журнала, альманаха, сборника? Исследование показало, что большинство периодических краеведческих изданий (25,7%), выходит при непосредственном участии администрации района, области или края. Чаще всего она выступает партнером музеев и вузов. Иногда администрация является единственным учредителем журнала. В равных количествах (24 и 23%), продолжая сложившуюся в советские времена традицию, краеведческие периодические издания выпускают музеи и вузы. Помимо городской администрации, вузы и научные центры часто сотрудничают с библиотеками: «Алтайский сборник» (Барнаул), «История и культура Приамурья» (Хабаровск) и «Сибирская старина» (Томск). В последнем издании в разные годы участвовали и Томский государственный университет, и областной краеведческий музей, и областная библиотека. Эти издания отличает профессионализм и научный подход к отбору статей. Обычно они выходят 1-2 раза в год, по мере накопления мате-
риала. Краеведческие общества и различные фонды изучения края издают 11% журналов. Они часто сотрудничают с государственными учреждениями, чаще всего - администрацией города или края.
Издания, учредителями которых выступают частные лица, занимают 10% от общего количества. Финансируются они, как правило, из средств учредителя и спонсоров. Иногда журналы привлекают средства рекламодателей. Журналы этой группы возникли в основном в начале 2000-х гг. и выходят часто (2-6 раз в год). Видимо, успех изданий обусловлен тем, что во главе их стоят энергичные и инициативные люди. Это достоинство является одновременно и их слабым местом - все держится на энтузиазме конкретных личностей.
Только 8% журналов издаются библиотеками или при их непосредственном участии. Хотелось бы рассмотреть эту группу изданий особо. Назовем их «библиотечными». Удивляет небольшое количество этих журналов: казалось бы, именно библиотеки с их опытом и фондами могли бы стать центрами краеведческого движения, объединить читателей и исследователей.
Сама форма краеведческого журнала может логично вытекать из такого привычного для библиотек пособия, как «Календарь знаменательных и памятных дат». К написанию статей для календарей часто привлекаются местные ученые, краеведы, писатели, работники музеев и архивов. Исследователями замечено: «Из традиционных чисто библиотечных изданий некоторые календари превращаются в краеведческие ежегодники, альманахи, имеющие широкую сферу распространения, разнообразную читательскую аудиторию» [3]. По такому пути развивалось, например, издание Донской государственной публичной библиотеки «Край донской. События и даты на ... год», которое в 1992 г. превратилось в краеведческий биб-лиотечно-библиографический журнал «Донской временник». От прежнего издания осталась лишь календарная форма подачи материала (раздел «Памятные даты»). С 2008 г. «Донской временник» - орган Ростовского областного отделения Союза краеведов России. Такое же превращение календаря в полновесный журнал, пережил и ежегодник «Ставропольский хронограф» (Ставропольская государственная краевая научная универсальная библиотека).
В новом качестве эти издания смогли многократно расширить свою читательскую аудиторию, что положительно отражается на имидже библиотеки, подчеркивая ее роль в местной краеведческой деятельности. Как нам кажется, такие календари, как алтайские, рязанские, челябинские, новосибирские, издающиеся региональными библиотеками, вполне могут перерасти в краеведческие журналы и альманахи.
Иногда родословная библиотечных краеведческих журналов основывается на сотрудничестве библиотеки с местными краеведами. Например, так был создан научно-популярный альманах «Гер-ценка: Вятские записки». Сотрудниками краеведческого отдела Кировской государственной универсальной областной научной библиотеки вместе с местными краеведами было принято решение: выпустить альманах, содержащий неопубликованные документальные материалы и исследования ученых, представленные на заседаниях клуба «Краеведческий четверг» 1990-х гг. На 2010 г. вышло уже 17 выпусков. По инициативе сотрудников краеведческого отдела Воронежской областной универсальной научной библиотеки создано информационно-справочное краеведческое издание - «Воронежский краеведческий вестник», чью миссию создатели обозначили так: «ознакомление читателей, интересующихся историей края, с информационным и культурным потенциалом публичных библиотек в области краеведения, публикация фактологических и библиографических краеведческих материалов различного содержания» [4].
Характерная особенность библиотечных журналов - это изначально заложенная их создателями педагогическая миссия. Большое внимание уделяется работе со старшеклассниками, школьному краеведению. Материалы этих журналов используются учителями на уроках истории. Издания имеют прекрасную возможность позиционировать себя на сайтах своих библиотек. «Воронежский краеведческий вестник» публикует содержание номера, все выпуски научно-популярного альманаха «Герценка» доступны на сайте Кировской ГОУНБ.
Как и положено библиотечным журналам, большая роль в них отводится библиографии. Например, «Воронежский краеведческий вестник» в рубрике «Что читать о Воронежском крае. Библиографическая полка» публикует библиографические списки и каталоги книжных выставок. Культурно-исторический альманах «Фонтанка», издаваемый Центром петербурговедения ЦГБ Санкт-Петербурга, отмечает библиографические списки изображением верстового столба - «указатель на пути к знанию, который, надеемся, поможет привлечь больше внимания к библиографии» [5]. Большой проблемой для библиотечных журналов является способ их распространения. Поскольку большинство изданий существует за счет муниципальных средств, продавать его библиотеки не могут. Какое-то количество изданий уходит в библиотеки области, часть тиража раздается авторам (обычно не получающим гонорар), часть забирает администрация на «подарки»... Проверенный путь - предоставлять издания на
реализацию школам и библиотекам области, иногда помощь оказывает местная епархия, распространяя журналы в храмах.
Нужно сказать, что многие журналы и альманахи, например: «Соловецкое море» (Архангельск), «Подорожник» (Ханты-Мансийск), «Челябинск неизвестный» (Челябинск), «Земля Тюменская» (Тюмень) и «Подмосковный летописец» (Московская область), регулярно отводят на своих страницах место для краеведческой библиографии. Существует тенденция - поручать подготовку таких работ профессиональным библиографам. Например, «Подмосковный летописец» уже давно сотрудничает с Московской областной библиотекой, сотрудники которой готовят аннотированные краеведческие списки для раздела «Новые книги». Вместе с тем, хочется отметить, что библиография - редкий гость на страницах краеведческих журналов.
В общем массиве современных краеведческих изданий можно выделить несколько различных групп журналов, объединенных по целевому назначению. Это деление в достаточной мере условно, но существующее разнообразие говорит о развитии процессов, происходящих в российском краеведческом движении.
Самая большая группа (31%) - это издания, которые с полным правом можно назвать классическими краеведческими журналами. Их читательская аудитория - люди разных профессий, объединенные интересом к изучению родного края. Авторами статей обычно выступают как профессиональные историки, сотрудники музеев, так и энтузиасты-краеведы. Так как в большинстве случаев эти журналы относятся к некоммерческим проектам, авторы не получают гонорары. В основном, эти издания не могут похвастаться роскошной полиграфией, выходят не чаще одного выпуска в квартал, а то и единственного выпуска в год. Трудности связаны с недостаточным финансированием. Зачастую журналы издаются на средства его организаторов, при помощи местной администрации, на средства, предоставляемые спонсорами, гранты. Важной задачей для редакций этих журналов является налаживание грамотного распространения своего издания. Несмотря на все перечисленные сложности, уровень публикаций таких изданий часто бывает очень высоким. Этот вид изданий особо нуждается в поддержке, так как именно здесь кумулируются результаты исследовательской работы различных неформальных краеведческих обществ, пишется история края.
Как пример классического краеведческого издания можно привести научно-популярный журнал «Омский краевед», издающийся Омским государственным историко-культурным музеем. Журнал был основан в 2003 г. как популярное издание,
в доступной форме рассказывающее об интересных страницах истории, культуры и природы Омского края. Основой для публикаций являются архивные и музейные источники, а также воспоминания, личные коллекции, материалы экспедиций. Один из его разделов «Для юных краеведов» посвящен детскому краеведению, развитию интереса к родному краю среди школьников.
Целый букет краеведческих альманахов, объединенных общей серией «Старинные города Вологодской области» представила Вологда. Каждое из изданий посвящено определенному городу области - «Белозерье», «Великий Устюг», «Вожега», «Вологда», «Вытегра», «Кириллов», «Тотьма», «Устюжна», «Харовск», «Чагода», «Череповец». Альманахи оформлены однотипно, авторы придерживаются одинакового набора тематических рубрик. Мы видим единый комплекс изданий, призванных охватить и обобщить все аспекты краеведческих исследований древнего вологодского края. Так же в задачи серии входит методическая и организационная помощь работникам музеев, архивов и библиотек, краеведам Вологодской области в их научно-исследовательской работе. Концепцию издания предложил профессор Вологодского государственного педагогического университета М. А. Безнин в 1992 г. Организатором всей работы является редколлегия, которая первоначально возникла как инициативная группа, а затем ее деятельность была поддержана областной администрацией. В состав редколлегии в разное время входили ведущие преподаватели Вологодского государственного педагогического университета, искусствоведы, работники музеев, библиотек и архивов Вологодской области, представители областной администрации, писатели, журналисты и краеведы. Редколлегия определяет стратегию работы. Все номера альманахов представлены на сайте Вологодской областной универсальной научной библиотеки (и это еще один пример того, каким плодотворным может быть сотрудничество различных учреждений культуры). На сайте в разделе «Краеведение» в подразделе «Краеведческие альманахи, сборники, монографии» представлен перечень альманахов, у каждого доступно содержание, через которое можно выйти к полным текстам статей, снабженным иллюстрациями. Отметим, что большая часть изданий этой серии вышла в 1990-е гг. и уже стала редкостью, поэтому размещение ее в электронном виде делает честь ее создателям. Несмотря на большой интервал между выпусками (3-4 года), выход очередного альманаха можно с полным правом считать событием в культурной жизни Вологодчины. Каждое издание - это сборник, объемом не меньше, чем 400-700 страниц, статьи выполнены на высоком профессиональном уровне, содержат серьез-
ную библиографию. В то же время серию «Старинные города Вологодской области» нельзя отнести к сугубо научным изданиям, каждый альманах включает литературный раздел со стихами местных авторов.
Нам хотелось бы привести положительные примеры сотрудничества городской администрации (департамент образования и науки Костромской области, департамент культуры Костромской области) с краеведами, когда их нелегкую работу поддерживает губернатор, а городская администрация вкладывает средства. Результатом такого взаимодействия является маленький шедевр с прекрасной полиграфией и серьезным краеведческим наполнением - историко-краеведческий журнал «Страницы времен» (Кострома). Это издание является продолжателем дела костромского краеведческого журнала «Губернский дом», прекратившего свое существование в 2009 г. Каждый выпуск этого издания отпечатан на мелованной бумаге и снабжен видеоприложением (документальными фильмами на БУБ-диске по теме журнала). Этот дополнительный материал служит прекрасным подспорьем на уроках краеведения в школе, в работе библиотек, также может способствовать развитию туризма в регионе, сохранению культуры и традиций костромской земли. При этом краеведческий материал в журнале подан основательно, статьи снабжены серьезными библиографическими списками, среди авторов - историки, искусствоведы, сотрудники костромских музеев. В редакционный совет издания входят: заведующая сектором краеведческой литературы областной научной библиотеки, декан исторического факультета, профессор Костромского ГУ и другие уважаемые люди города.
Вторая по величине группа изданий - (21%) это журналы, представляющие «научное» краеведение, адресованные в первую очередь профессионалам - научным работникам, историкам, сотрудникам музеев. По форме издания это труды ежегодных конференций, чтений и журналы музеев. Эти издания являются преемниками «Ученых записок» и «Трудов», активно выпускавшихся в 1950-1990-е гг. Журналы рассчитаны на подготовленную аудиторию, содержат большой процент научных статей и архивных материалов. Наибольшая ценность таких изданий состоит в том, что они знакомят научную общественность с результатами новейших исследований. На многие работы, опубликованные на их страницах, опираются ученые, однако для массового читателя они слишком сложны. Как оказалось, издание таких журналов тоже может стать коммерчески выгодным. Технологию превращения сугубо музейного издания «Ежегодника Тюменского областного краеведческого музея», выходившего с 1960-х гг., в современ-
ный популярный краеведческий ежегодник «Земля Тюменская» подробно представил на конференции «Краеведческие периодические издания России: опыт, проблемы и перспективы» его издатель. Реализация возобновленного издания в 1992 г. шла слабо. Поскольку редакторы журнала - это научные сотрудники музея, задачу повышения продаж журнала решали вполне научными методами. Были проведены переговоры с представителями книжных магазинов, подтвердившие, что на самом деле краеведческая литература пользуется в регионе большим спросом. В результате анализа ситуации были выявлены причины низких продаж:
1. Невзрачный внешний вид;
2. Не привлекательное название («Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея»);
3. Не удачно выбранное время издания (Ежегодник выходит в конце года, следовательно, через два месяца покупатель воспринимает его как устаревшее издание);
4. Издание открывается ежегодным отчетом о деятельности музея, не представляющим интереса для большинства читателей;
5. Отсутствие активной продажи в филиалах музея;
6. Хаотичное ценообразование;
7. Отсутствие связей с книготорговой сетью и потенциальными потребителями;
8. Отсутствие заинтересованности в продвижении журнала у сотрудников музея.
Были определены потенциальные потребители издания: краеведческие организации, гостиницы, учебные заведения и каналы реализации: филиалы музея, книготорговая сеть, прямые продажи. В результате опроса, проведенного сотрудниками редакции среди продавцов книжных магазинов, выяснилось, что краеведческая литература пользуется большим спросом, если она грамотно представлена для потребителя. Результат подобного исследования - обновленный ежегодник, вышедший под новым названием «Земля Тюменская» имел ряд существенных отличий от своего предшественника (не нарушая при этом сложившихся традиций этого издания):
1. Привлекательное название и оформление;
2. Новая структура (например, отчет музея переместился в конец журнала, уступив место популярному разделу «История края»).
Выполнение этих нехитрых тонкостей привело к повышению продаж журнала в десятки раз. Этот опыт стоит взять на вооружение издателям аналогичных изданий, испытывающих трудности с реализацией своих изданий.
Рассматривая другие «научные» журналы и альманахи, хотелось бы выделить наиболее интересные, на наш взгляд, издания: «Иднакар» (Ижевск) и фольклорно-диалектический альманах «Слово»
(Благовещенск). Первый - публикует статьи и сообщения, отражающие результаты работ в области исторической (социально-исторической, историко-политической, историко-культурной) реконструкции, изучения материальной и духовной культуры народов, проживающих на территории нынешней Удмуртской республики. Журнал имеет собственный сайт, на котором есть полезный раздел «Документы, регулирующие деятельность издания» с образцами писем-согласий авторов на размещение их статей в электронном виде и другие необходимые материалы. От печатной версии электронный журнал отличают медиа-приложения, например, в электронной версии № 2 (6) за 2009 г. размещена презентация С. Н. Селивановского «Город Ижевск вчера и сегодня», где приведены старинные и современные фотографии города из архивов автора и ижевских краеведов.
Выпуски альманаха «Слово», учредителем которого стал Амурский государственный университет, сопровождают приложения на CD-ROM, включающие электронную версию издания, аудио-, видео- и фотоматериалы к опубликованным в альманахе диалектным и фольклорным текстам. При создании издания авторы стремились запечатлеть «уходящую натуру» - успеть записать фольклорные и диалектические тексты и представить их широкой аудитории как памятники народной культуры своего времени. В настоящее время прослеживается тенденция сопровождать выпуски краеведческих альманахов CD-версией. Такая форма наиболее перспективна именно для журналов о фольклоре.
Третью по величине группу (16%) составляют издания, которые мы условно называем общественно-популярными, так как они рассчитаны на самую широкую аудиторию и краеведческие материалы занимают в них чуть больше половины. Наряду с общей информацией издания уделяют большое внимание истории города или края. Такие журналы обычно издаются в большом формате, имеют хорошую полиграфию, множество ярких цветных иллюстраций, выходят большими тиражами (8000-10000 экз.). Авторы статей, как правило - профессиональные журналисты. Очень часто среди учредителей общественно-популярных краеведческих журналов не последнее место занимает администрация. И это правильный ход, так как подобное издание - это своеобразная визитная карточка района или города. Издания этой группы, как правило, не имеют проблем с реализацией, они прекрасно рекламируются и пользуются спросом у читателей. Большинство изданий имеет интернет-версии, что не удивительно, если учесть, что они рассчитаны на самую широкую аудиторию.
Данная форма подачи краеведческого материала хорошо прижилась в республиках РФ (Башкор-
тостане, Татарстане и Кабардино-Балкарии). В качестве наиболее характерных изданий можно упомянуть «Илин» (Якутия), «Эхо веков» и «Казан-Казань» (Татарстан). К этому же виду краеведческих изданий можно отнести и журналы, чья аудитория - небольшая национальная общность, стремящаяся сохранить свой язык и традиции. Например «Культура: немцы Сибири» (журнал для российских немцев Омской области). Журнал (или, как обозначают его сами создатели - информационно-методический бюллетень), наряду с материалами о традициях и культуре немецких поселенцев, освещает и современные события в жизни немецкой диаспоры, публикации о работе центров немецкой культуры и национально-культурных организаций. Большинство статей продублированы на немецком языке.
Следующую группу составляют литературно-краеведческие журналы (6%). Литературные журналы - это достаточно распространенный в регионах тип издания, и мы выделяем среди них литературно-краеведческие, руководствуясь наличием этого термина в названии или процентным соотношением между публикуемым в них краеведческим материалом и художественными произведениями местных авторов. Часто эти журналы посвящены жизни и деятельности писателей-классиков, связанных с краем. Как пример приведем литературно-краеведческий журнал «Смоленская дорога» (Смоленск), возникший на базе Твардовских чтений в первую очередь для публикации эксклюзивных материалов, предоставляемых дочерьми Твардовского или «Бианковский краеведческий альманах» из Великого Новгорода.
Отдельную нишу занимают журналы, учредителями которых выступила Русская православная церковь. (К сожалению, нам не удалось получить сведения, о краеведческих периодических журналах, издаваемых другими конфессиями, хотя не сомневаемся, что они существуют). Еще с середины XIX в. церковное краеведение рассматривалось как составляющая часть общероссийского краеведческого движения. Основные направления церковного краеведения: история отдельных храмов, святынь, связанных с данной местностью, воссоздание биографий священнослужителей. Существовавшая сеть церковно-краеведческих организаций и система церковно-краеведческих изданий была разрушена в советское время. Однако в последние десятилетия мы можем констатировать возобновление интереса к церковно-краевед-ческому наследию. Как отражение этой тенденции может служить возобновление деятельности цер-ковно-исторических обществ и появление новых церковно-краеведческих журналов. Мы обнаружили всего пять таких изданий: «Троицкое слово Забайкалья» (Улан-Удэ), «СветочЪ» (Кострома),
«Нижегородская старина» (Нижний Новгород), «София» (Великий Новгород) и «Сийский хронограф» (Архангельск). Все издания отличает качественная полиграфия и наличие интернет-версий (кроме «Троицкого слова», не представленного пока в Интернете). Можно отметить, что авторы статей не только священнослужители, но и историки и краеведы, статьи снабжены большими списками использованной литературы.
Еще одну оригинальную, но пока плохо прижившуюся в нашей стране форму краеведческого журнала представляют рекламно-краеведческие издания. Как образец можно представить «Иллюстрированный журнал о жизни Вятского края: Хлынов - Вятка - Киров». Концепцию своего журнала издатели обозначили так: «Журнал не для всех, но для каждого, кто умеет читать и кого хоть немного интересует прошлое, настоящее и будущее Вятской земли». Около 40% материала занимает реклама, за счет которой издание и выживает. Пути его распространения приведены издателями журнала в виде красочной схемы, размещенной на обложке нескольких номеров. Можно заметить, что большая часть тиража 33% распространяется в фирменном поезде «Вятка», 30% расходится по заявкам руководителей отделов маркетинга платежеспособных предприятий, 21% издатели отдают в администрации районов, города и области, вятские землячества Москвы и Санкт-Петербурга, 16% продается через сеть киосков «Роспечати», музеи, гостиницы и другие торговые организации. Журнал отличает красочная полиграфия, краеведческие материалы написаны на высоком уровне, неожиданном для рекламного издания. В журнале есть постоянные рубрики «Святыни Вятки», «Наши» («вятские землячества»), «Из архива», «Вятские звездочки» (о молодых талантах), публикуются материалы об истории происхождения названий старых вятских улиц. Присутствует и полезная для гостей города информация «Гостиницы города Кирова», «Перечень городских маршрутов». К сожалению, в РНБ представлены номера только до 2003 г. и мы не можем проследить дальнейшее развитие этого интересного и перспективного проекта.
Еще одним опытом рекламно-краеведческого издания был журнал «Взляд на Забайкалье» (Чита). Был, так как этот опыт по видимому не прижился, в РНБ журнал не поступает с 1997 г. Издание яркое, его приятно держать в руках. Формат рекламного журнала диктует свои условия и подчас на одной странице материалы об истории края соседствуют с рекламой водки, но в целом журнал полностью соответствует цели, сформулированной издателями: «задуматься о том, как уникален, необычен и прекрасен наш родной край». К информационно-рекламным изданиям причисляет себя и «Приморский проспект» (Ейск). За счет
средств рекламодателей журнал имеет возможность выходить ежемесячно. В журнале публикуются статьи по истории Ейска и Ейского района с основания до наших дней в широком диапазоне: архитектура, живопись, прикладное искусство, театр, церковная жизнь, воспоминания, история промышленности, образования, благотворительности, краеведения. Большинство статей основано на материалах Ейского историко-краеведческого музея, районного архива, частных коллекций.
Мы рассмотрели основные, на наш взгляд, группы краеведческих изданий по их целевому назначению. Кроме них среди краеведческих журналов присутствует небольшой процент специализированных изданий, основные темы которых -генеалогия «Уральский родовед» (Екатеринбург), «Генеалогия Северного Кавказа» (Нальчик), топонимика «Новый Топонимический Журнал» (Санкт-Петербург) и экология «Природа Алтая» (Барнаул), «Родное Приамурье» (Хабаровск), близко граничат с целями и задачами краеведческой деятельности.
На момент подведения итогов конкурса электронные версии имели около 25% журналов. Отметим, что издания-победители конкурса использовали грантовые средства именно на создание интернет-версий своих журналов, например, новый журнал «Архангельская старина». Также наметилась тенденция к размещению отдельных выпусков электронных версий краеведческих изданий в Интернете на сайтах учреждений-создателей. Так на сайте Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника размещен последний 5-й выпуск «Соловецкого сборника» в формате PDF, можно надеяться, что там же будут размещены и последующие выпуски. На сайте Прибайкальской районной библиотеки по инициативе ее интернет-центра размещены выпуски «Прибайкальского краеведческого вестника». Также на сайтах может быть представлено только содержание выпусков журналов и альманахов, например, на сайте Уральского историко-родословного общества доступно содержание номеров журнала «Уральский родовед». На сайте журнала «Уральский следопыт», кроме новых выпусков журнала, размещен архив изданий, есть форум, а значит и своя аудитория, там же представлены и другие проекты. Например, представлен проект «Литературное агент-
ство», цель которого «поддержка и продвижение молодых и начинающих русскоязычных авторов, пишущих в жанрах и на темы, близкие к основной тематике журнала». Таким образом, сайт журнала превращается в площадку обмена мнениями исследователей, историков и краеведов, всех тех, кто интересуется историей Урала.
Пока издатели не активно продвигают свои журналы в Интернете. Надеемся, что в дальнейшем ситуация изменится.
В заключение хочется сказать о том, что даже при кратком знакомстве с современной краеведческой периодикой поражаешься ее разнообразию и богатству. Однако не следует забывать, что при всей своей уникальности краеведческие журналы и альманахи - это издания, выжить которым в современных условиях очень непросто. Не секрет, что киоски «Росспечати» неохотно берут краеведческие издания на реализацию, и без дополнительной доплаты никогда не поставят их на видное место, предпочитая, дорогие таблоиды, требуют с издателей компенсацию за не разошедшиеся экземпляры. Далеко не все редакторы, будучи прекрасными специалистами в области истории и краеведения, являются при этом хорошими менеджерами, владеющими навыками фандрайзинга. Поэтому в настоящее время назрела острая необходимость в помощи государственных структур, выражающейся в разработке и внедрении различных программ по поддержке и изучению краеведческой периодики.
Список литератры
1. Козлов В. Ф. Российская краеведческая периодика 1990-2003 гг. // Отечеств. арх. - 2004. - № 2. -С. 45-50 ; Посадсков А. Л. Историко-краеведческая периодика Сибири и Дальнего Востока в 90-е гг. XX - начале XXI в.: издательские и творческие аспекты // Библиосфера. - 2009. - № 4. - С. 19-24.
2. Краеведческая периодика России, 1992-2010 : материалы к библиогр. краевед. период. и продолж. журн. Рос. Федерации / РНБ [и др.] ; сост. А. И. Раз-дорский, Л. И. Новикова, Е. И. Трубина. - СПб., 2010. - 160 с.
3. Маслова А. Н. Краеведение и библиотека : избр. ст. -СПб., 2010. - С. 140.
4. Краеведческая периодика России, 1992-2010. -СПб., 2010. - С. 36.
5. К читателям : [вступ. ст. от ред.] // Фонтанка. - СПб., 2008. - № 3. - С. 4.
Материал поступил в редакцию 13.12.2010 г.
Сведения об авторах: Новикова Лидия Игоревна - кандидат педагогических наук, научный сотрудник отдела библиографии и краеведения,
Трубина Екатерина Игоревна - научный сотрудник отдела библиографии и краеведения e-mail: [email protected]