Научная статья на тему 'Коучинг как инструмент повышения эффективности обучения при подготовке студентов экономического профиля'

Коучинг как инструмент повышения эффективности обучения при подготовке студентов экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОУЧИНГ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОЛЕСО БАЛАНСА / КОМПЕТЕНЦИИ / EFFECTIVE TRAINING / COACHING / INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / BALANCE WHEEL / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оскирко Ольга Владимировна, Секачева Вера Михайловна, Гульчевская Наталья Емельяновна

В статье представлены теоретические и практические аспекты применения коучинга как инструмента повышения эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оскирко Ольга Владимировна, Секачева Вера Михайловна, Гульчевская Наталья Емельяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHING AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF TRAINING IN PREPARATION OF ECONOMIC PROFILE STUDENTS

The article presents the theoretical and practical issues of application of coaching as a tool to improve the efficiency of the educational process.

Текст научной работы на тему «Коучинг как инструмент повышения эффективности обучения при подготовке студентов экономического профиля»

Инновации и технологии современного образования

УДК/UDC 378.14 О. В. Оскирко, В. М. Секачева, Н. Е. Гульчевская

O. Oskirko, V. Sekacheva, N. Gulchevskaya

КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

COACHING AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF TRAINING IN PREPARATION OF ECONOMIC PROFILE STUDENTS

В статье представлены теоретические и практические аспекты применения коучинга как инструмента повышения эффективности образовательного процесса.

The article presents the theoretical and practical issues of application of coaching as a tool to improve the efficiency of the educational process.

Ключевые слова: эффективное обучение, коучинг, интерактивные образовательные технологии, колесо баланса, компетенции.

Keywords: effective training, coaching, interactive educational technology, balance wheel, competence.

В современных условиях под влиянием сложившихся трендов и меняющегося ландшафта образовательного дизайна и технологий, методических целей и задач, стоящих перед учебными заведениями, происходит смена фокуса внимания с получения квалификации как таковой на освоение компетенций каждым студентом. Проявление компетентности осуществляется не только как соединение навыков, свойственных обучающимся, и возможность применения их на практике, но и как способность работать в группе, быть инициативным и эффективным человеком, обладающим разными видами интеллекта с развитым творческим потенциалом.

В условиях кризиса, ограниченности финансовых ресурсов и всеобщей их экономии термин «эффективность» стал, пожалуй, одним из самых ключевых в ходе оценки знаний студентов и их применения на практике. Сегодня трудоустройство на работу выпускников экономического профиля стало гораздо сложнее, чем было ранее, поскольку с приходом новых информационных технологий происходит сокращение потребностей работодателей в трудовых ресурсах, особенно это характерно для банковской и консалтинговой сферы. Теперь часть работ, которые выполняли сотрудники

компании, упраздняется, компьютеризируется либо передается в дополнительную нагрузку путем расширения функционала без повышения оплаты труда действующему персоналу. Не удивительно, что сегодня источником образовательных технологий является бизнес, именно в передовых и современных компаниях так развито командообразование, используется творческий подход к решению вопросов, задач и проблем через реализацию всеобщего потенциала сотрудников. Задача вуза заключается в разработке рабочих программ по предметам с учетом раскрытия творческого потенциала обучающихся путем использования интерактивных и активных методов ведения занятий, внедрения обучения через Интернет.

Образование — исключительно важное понятие. Сегодня в условиях мирового финансового кризиса оно стало еще более актуальным, чем когда-либо. Именно во времена таких перемен успешные люди начинают вкладывать больше ресурсов в собственное развитие, и пусть даже этим ресурсом будет время, которое является самым невосполняемым источником на Земле.

При всех плюсах и необходимости вузовского образования оно все же имеет определенные недостатки, которые отмечают представители бизнес-сообществ. Так, в работе «Как навести порядок в своем бизнесе» М. Рыбаков выделяет следующие недостатки вузовской системы [6, с. 235]:

— «теоретичность, оторванность от жизни. Много лишнего (устаревшего и т. п.) и очень мало практически полезного;

—скучность, неумение заинтересовать студентов. На лекциях, как правило, хочется спать;

— затянутость: тот крохотный «сухой остаток», который остается от учебы, явно не стоит прожитых 5 лет;

— мало что остается в голове даже на уровне знаний, не говоря уже о навыках и умениях».

Еще в 1969 году всемирно известный специалист в области психологии образовательной деятельности отметил, что слушание лекции на тему или чтение материалов по предмету является наименее эффективным способом

Несмотря на то, что в XX веке была доказана неэффективность ведения занятий в виде лекций, тем не менее лекции иногда остаются чуть ли не самым основным источником передачи знаний от преподавателя к студенту. Конечно, нельзя совершенно исключить ведение занятий в таком формате, но свести к минимуму пассивный характер вовлечения студентов в работу просто необходимо.

Новое поколение детей имеет свои характерные современному времени особенности — дети погружены в свои телефоны и компьютеры, больше общаются между собой через Интернет, и личное общение практически сводится к минимуму. Задача же вузовского образования — развить не только профессиональные, но и общекультурные компетенции студентов, поскольку без таких компетенций могут возникнуть проблемы при трудоустройстве на работу. Это подтверждают и представители бизнес-сообществ. Так, представитель Сибирского филиала банка ВТБ24 считает: «Будущие выпускники должны обладать не только профессиональными компетенциями, но и на высоком уровне иметь развитые общекультурные компетенции, поскольку уме-

изучения чего-либо, а обучение других и применение изученного материала в собственной жизни — наиболее эффективным способом выучить что-либо. Свои результаты исследований он представил в виде конуса обучения [3, с. 271 ].

ние поддержать беседу с клиентом и работа в команде сегодня являются определяющими при отборе кандидатов для работы в банковской сфере».

Новое поколение студентов информационной эпохи отличается от их предшественников — поколения индустриального времени. «Новые дети» связаны между собой благодаря Интернету, мобильным телефонам, они растут и развиваются в окружении современных технологий, они менее коммуникабельны, чем их предшественники, ориентированы в большей степени на себя и свой собственный мир. К ценностям этого поколения относятся: информативность, позитивный настрой, креативность, скорость принятия решений, индивидуализм, общение в виртуальном мире и реализация собственной уникальности через делание только того, что нравится больше всего. С учетом этого прежние технологии обучения студентов теряют свою актуальность. Сегодня важно создавать такие условия обучения, которые позволят максимально раскрыть творческий потенциал при освоении общекультурных и профессиональных компетенций учащихся.

Таблица

Конус обучения

Через две недели нам свойственно помнить... Действие Характер (природа) вовлечения

90 % того, что мы говорим и делаем Выполнение реального действия Активный

Имитация реальной деятельности

Театрализованное выступление

70 % того, что мы говорим Выступление с речью

Участие в дискуссии

50 % того, что мы слышим и видим Наблюдение за действием на месте Пассивный

Наблюдение за демонстрацией

Рассмотрение экспоната/образца

Просмотр кинофильма

30 % того, что мы видим Просмотр иллюстраций

20 % того, что мы слышим Слушание слов (лекций)

10 % того, что мы читаем Чтение

Инновации и технологии современного образования

Новое время диктует новые требования к преподавателям,поскольку сегодня глазами студентов преподаватель уже не воспринимается как «светило науки», гораздо важнее дружеские и доверительные взаимоотношения при построении учебного процесса, что, на наш взгляд, повышает интерес к изучаемому предмету, улучшает восприятие информации и, соответственно, ведет к большей эффективности обучения. Инструментами здесь выступают активные и интерактивные технологии обучения, среди которых можно выделить технологии коучинга.

Президент Международного Эриксонов-ского университета коучинга, доктор психологии Мэрилин Аткинсон, выступая на фестивале практической психологии «Планета людей» и ведя вдохновляющий диалог о законах развития человека, выделила некоторые важные принципы развития человека, которые могут быть использованы в работе педагога при построении доверительных отношений со студентами:

— «видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым;

— понимать, что изменения и развитие каждого не только возможны, но и неизбежны;

— для развития у каждого есть все необходимые ресурсы;

— каждый человек делает в данной ситуации наилучший выбор для себя;

— в основе любого действия человека лежит позитивное намерение;

— цели деятельности могут быть только позитивными и всегда обращенными к будущему» [2; 3].

«Коучинг — процесс, помогающий взглянуть человеку на развитие его личности, на конкретный этап развития личности, то есть открыть глаза на многие полезные для него вещи. Коучинг — процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов» [5, с. 38].

Ценность коучинга состоит еще в том, что педагог-коуч искренне верит в способности студента при решении им теоретических и практических задач, позволяет раскрываться талантам и способностям каждого ребенка, создает атмосферу победы, успеха и счастья. «Неспроста основными принципами коучинга согласно Международной федерации коучинга являются: «результативность равно потенциал минус вмешательство», «нет поражений, есть

только обратная связь», «личная зрелость — ключевая компетенция коуча», «каждый человек хороший»» [8].

Коучинговые технологии в руках профессионального педагога-коуча помогают обучающемуся достичь четко поставленной цели. Среди таких технологий можно выделить: «Колесо баланса», «Шкалу удовлетворенности», открытые и закрытые вопросы, стратегию Уолта Диснея, «Историю успеха», расстановку с использованием рисунка, использование метафорических карт и т. д.

«В рамках реализации компетентностно-го подхода для студентов 4-го курса, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», было проведено тематическое занятие с применением технологии коучинга «Колесо жизненного баланса». Студенты изучили инструменты постановки целей и их достижения, увидели влияние поставленных целей на разные сферы жизни, определили свои цели на 2016 год в рамках своего обучения и направления подготовки. Каждому студенту было предложено нарисовать колесо жизненного баланса, включающего такие сферы жизни, как: обучение, финансы, отношения, здоровье, духовное развитие, отдых, семья. Участники применили шкалу удовлетворенности по каждой сфере от 1 до 10, ответили на вопросы: «Из чего состоит этот сектор на десятку?», «Что является для меня наиболее важным в этой сфере?». Участники определили несколько критериев-индикаторов, которые покажут достижение цели на 10. Для студентов ключевым стал вопрос «Изменения и рост в какой области запустят рост остальных областей?». Практически половина участников выделила сектор «образование». По мнению студентов, сегодня для них важно успешно окончить институт и найти хорошую работу [4].

В ходе подготовки «Колеса баланса» студенты достигли понимания, что все зависит от них самих, что только личные усилия, внутренняя и внешняя работа может запустить «Колесо силы», а значит, изменения неизбежны. Также студенты отметили, что для достижения цели необходимо ее конкретизировать, измерить, ограничить во времени и обязательно «примерить» и визуализировать. Несомненно, здесь важна поддержка окружения и самых близких, родных людей, их вера в то, что все достижимо.

Другим элементом применения технологий коучинга, раскрывающих творческий потенциал, может быть проведение командных лекций, предполагающих привлечение студентов, применение «мозгового штурма», кейс-

семинаров, построение ассоциативного ряда и т. д. [1, с. 19].

Современное вузовское образование должно быть нацелено на развитие у обучающихся четырех видов интеллекта: физического, ментального, эмоционального и духовного. Причем эмоциональный интеллект называют еще и интеллектом успеха. Чем лучше эмоциональный интеллект развит у человека, тем лучше он справляется с жизненными трудностями. Чем выше духовный — тем он добрее и щедрее. Технологии коучинга в данном случае развивают как эмоциональный, так и духовный интеллекты, которые в свою очередь запускают механизм развития физического и ментального интеллектов.

Еще около ста лет назад Наполеон Хилл выделял два вида знаний — общее и специализированное. Общее знание люди получают в университетах. Автор отмечает: «Знание само по себе не привлекает успех, если только оно не направлено к определенной цели, оно является лишь потенциальной силой и становится властью только тогда, когда его применяют по назначению и когда оно соответствует планам по достижению цели. Именно это и является тем недостающим звеном в любой системе образования, в любой стране мира. Университеты заставляют студентов усваивать огромные массы информации, но ни в одном университете мира не учат, как направлять и использовать полученные знания для дости-

жения успеха» [7, с. 105]. Несомненно, коучинг учит быть успешным, поскольку включает разнообразный инструментарий по развитию личности, повышению качества жизни и внутренней удовлетворенности. Он позволяет активно вовлекать в работу студентов, правильно выстраивать взаимоотношения между преподавателем и студентом, повышать качество и эффективность образования.

1. Аксенова Т. Н., Болдырева С. Б. Современные образовательные технологии в высшем экономическом образовании: разработка и применения : учеб. пособие. — СПб. : Свое издательство, 2015. — 106 с.

2. Гульчевская В. Г. Принципы и техники коучингового подхода как механизмы повышения эффективности образовательных технологий личностно-ориентированного обучения // Практические советы учителю. — 201 5. — № 9 (203).

3. Кийосаки Р. Второй шанс / пер. с англ. О. Г. Белошеев. — Минск : Попурри, 2015. — 400 с.

4. Оскирко О. В. Создание творческой среды на основе коучингового подхода при подготовке студентов экономических направлений // Вестник Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. — 2016. — № 6. — С. 25-31.

5. Перцев А. В., Карнаух И. И. Коучинг. Успех после успеха. — Ростов н/Д. : Феникс, 2011. — 112 с.

6. Рыбаков М. Как навести порядок в своем бизнесе. Как построить надежную систему из надежных элементов. Практикум. — 6-е изд., испр. — М. : ИКАР, 2014. — 384 с.

7. Хилл Н. Думай и богатей! Классическое издание, исправленное и дополненное. — М. : АСТ, 2014. — 384 с.

8. A Strategic ICF: International Coach Federation. — URL: https://www.coachfederation.org/about/landing.cfm?Ite mNumber=845&navItemNumber=620 (дата обращения: 06.09.2016).

УДК/UDC 37 О. А. Шушерина, О. В. Логунова

O. Shusherina, O. Logunova

МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ

MATHEMATICAL STATISTICS METHODS IN PROFESSIONAL DIAGNOSTICS IN ADULT EDUCATION

В статье обосновано применение методов математической статистики в педагогическом исследовании. Определены принципы деятельности педагога-исследователя, применяющего методы математической статистики, описано поэтапное применение методов описательной статистики, корреляционного анализа, индук-

тивной статистики в реальном педагогическом исследовании подготовленности к посреднической деятельности специалистов социальных учреждений. Методы математической статистики применяются для подтверждения результативности организационно-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.