Научная статья на тему 'Коучинг как технология развития личностного потенциала обучающегося, механизм раскрытия его индивидуальности'

Коучинг как технология развития личностного потенциала обучающегося, механизм раскрытия его индивидуальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1043
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЯ / КОУЧ-ТЕХНИКИ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ СЕССИИ / DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUALITY OF THE STUDENT / COACHING TECHNOLOGY / COACHING TECHNIQUES / REFLEXIVE SESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Жураковская Вера Михайловна

Актуальность статьи обусловлена решением проблемы развития индивидуальности обучающегося как главной цели образования, которая может быть осуществлена через описание механизма развития индивидуальности обучающегося. К такому механизму отнесена технология коучинга, представленная его техниками. В статье обосновывается, что техники коучинга могут быть отнесены к приемам развития индивидуальности обучающихся. На основе анализа коуч-техник авторами статьи разработаны коуч-сессии, ориентированные на решение следующих проблем педагога: мотивация обучающихся к разработке индивидуальной образовательной траектории; организация осознанного, свободного выбора необязательной деятельности обучающимися, связанной с выполнением разноуровневых заданий с позиции реализации ФГОС ООО; организация осознанного, свободного выбора проектной деятельности обучающимися в образовательном процессе, а также свободного выбора необязательной деятельности обучающимися, связанной с внеурочной деятельностью школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHING AS THE TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF THE PERSONAL POTENTIAL OF THE LEARNER, THE MECHANISM OF DISCLOSURE OF ITS INDIVIDUALITY

The article is relevant because it raises the problem of developing the individuality of the learner as the main goal of education. This goal can be realized through a description of the mechanism of development of the learner's individuality. To this mechanism is attributed the technology of coaching, represented by its techniques. The article justifies that coaching techniques can be attributed to the methods of developing the individuality of students. The authors of the article developed coaching sessions aimed at solving the following teacher's problems: motivating students to develop an individual educational trajectory; organization of a conscious, free choice of non-compulsory activities by students related to the implementation of multilevel assignments from the perspective of implementing the standards of general education; organization of a conscious, free choice of project activity by students in the educational process, free choice of non-compulsory activities by students associated with extra-school activities of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Коучинг как технология развития личностного потенциала обучающегося, механизм раскрытия его индивидуальности»

Общее образование

УДК 37.032

КОУЧИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, МЕХАНИЗМ РАСКРЫТИЯ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Ф.Ш. Мухаметзянова, В.М. Жураковская

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена решением проблемы развития индивидуальности обучающегося как главной цели образования, которая может быть осуществлена через описание механизма развития индивидуальности обучающегося. К такому механизму отнесена технология коучинга, представленная его техниками. В статье обосновывается, что техники коучинга могут быть отнесены к приемам развития индивидуальности обучающихся. На основе анализа коуч-техник авторами статьи разработаны коуч-сессии, ориентированные на решение следующих проблем педагога: мотивация обучающихся к разработке индивидуальной образовательной траектории; организация осознанного, свободного выбора необязательной деятельности обучающимися, связанной с выполнением разноуровневых заданий с позиции реализации ФГОС ООО; организация осознанного, свободного выбора проектной деятельности обучающимися в образовательном процессе, а также свободного выбора необязательной деятельности обучающимися, связанной с внеурочной деятельностью школьников.

Ключевые слова: развитие индивидуальности обучающегося, коуч-технология, коуч-техники, рефлексивные сессии.

COACHING AS THE TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT

OF THE PERSONAL POTENTIAL OF THE LEARNER,

THE MECHANISM OF DISCLOSURE OF ITS INDIVIDUALITY

F. Mukhametzyanova, V. Zhurakovskaya

Abstract. The article is relevant because it raises the problem of developing the individuality of the learner as the main goal of education. This goal can be realized through a description of the mechanism of development of the learner's individuality. To this mechanism is attributed the technology of coaching, represented by its techniques. The article justifies that coaching techniques can be attributed to the methods of developing the individuality of students. The authors of the article developed coaching sessions aimed at solving the following teacher's problems: motivating students to develop an individual educational trajectory; organization of a conscious, free choice of non-compulsory activities by students related to the implementation of multilevel assignments from the perspective of implementing the standards of general education; organization of a conscious, free choice of project activity by students in the educational process, free choice of non-compulsory activities by students associated with extra-school activities of schoolchildren.

Keywords: development of the individuality of the student, coaching technology, coaching techniques, reflexive sessions.

На современном этапе развития образования актуальным является развитие личности обучающегося в его индивидуальности. Целями реализации основной образовательной программы ООО и НОО являются обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости [1]. В этой связи одним из важнейших факторов развития индивидуальности обучающегося является овладение педагогом

личностно-ориентированными технологиями, обеспечивающими проявления

индивидуальности обучающегося. С полным правом техники коучинга можно отнести к приемам личностно-ориентированного обучения, обусловливающим развитие индивидуальности обучающегося.

В России коучинг появился в 1997 г., и на сегодняшний день этот термин довольно прочно вошел в деятельность разных сфер: менеджмент, образование, консалтинговые услуги, проводящие бизнес-тренинги и др. В последнее время коучинг используется в образовании в виде рефлексивных сессий, бесед и др. Вопросы коучинга раскрыты в трудах зарубежных и отечественных ученых, исследователей: М. Аткинсон [2], Э. Парслоу [3], Хамери, Дэвид [4], Дж. Уитмор, И.К. Адизес, М. Бэт О'Нил,

Н.Е. Гульчевская [5]. О.И. Давыдов [6], И.Ф. Дедкова, М. Лымарева [7], Некрасова [8], М.М. Поташник [9], А. Пригожин др.

Под коучингом понимают процесс, построенный на принципах партнерства, стимулирующий мышление и творчество клиентов (обучающихся), и вдохновляющий их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала [2], [5], [8]. Коуч (партнер) актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам человека, его субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в его долговременном индивидуально-личностном развитии.

Обоснуем, почему техники коучинга можно отнести к приемам развития индивидуальности обучающихся. Предполагается, что учитель с позиции коуча должен организовывать общение с обучающимися с позиции следующих принципов, согласующихся с принципами личностно-ориентированного обучения: учитель должен видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним, как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым; каждый ученик делает в данной ситуации наилучший выбор для себя; в основе любого действия ученика - позитивное намерение; беседу с обучающимся следует осуществлять посредством открытых и «сильных» вопросов [5], [8]. Коучинг - важный инструмент влияния на результаты деятельности руководителя, педагогов, обучающихся. Техники коучинга ориентированы на оценку компетенций, выявление сильных и слабых сторон обучающихся/педагогов, усиление его мотивации, достижение результата и повышение эффективности.

Изучение, освоение, анализ коуч-техник [2] позволили нам разработать коуч-сессии, ориентированные на решение следующих проблем педагога:

1. Мотивация обучающихся к разработке индивидуальной образовательной траектории, осознанный, свободный выбор ее реализации, способствующей развитию индивидуальности обучающегося.

2. Организация осознанного, свободного выбора необязательной деятельности обучающимися, связанной с выполнением разноуровневых заданий с позиции реализации ФГОС ООО, - выбор и решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые предъявляются обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы, относящихся к блоку «Выпускник получит

возможность научиться», являющихся планируемыми результатами освоения учебных и междисциплинарных программ в соответствии с ФГОС ООО. Разноуровневые задания повышенного уровня сложности способствуют развитию креативности обучающегося, являющейся сущностной характеристикой его индивидуал ьности.

3. Организация осознанного, свободного выбора проектной деятельности обучающимися в образовательном процессе: в учебной и внеурочной деятельности. Проектная деятельность является фактором развития индивидуальности обучающегося.

4. Организация осознанного, свободного выбора необязательной деятельности обучающимися, связанной с их внеурочной деятельностью. С позиции реализации ФГОС общего образования внеурочная деятельность является свободно выбираемой, не обязательной. Внеурочная деятельность, ориентированная на решение проблем общества (экологические десанты, оказание помощи кому-либо, решение проблем жизни в мультикультурном обществе и др.) обеспечивают проявление индивидуальности обучающегося.

Рассмотрим разработанные нами рефлексивные сессии с позиции коучингового подхода.

1. Рефлексивная сессия «Индивидуальная образовательная траектория обучающегося как основание его успешности» (с позиции коучингового подхода)

Цели рефлексивной сессии:

1. способствовать возникновению мотивации обучающихся к разработке индивидуальной образовательной траектории;

2. организовать осознанный, свободный выбор и разработку индивидуальных образовательных траекторий обучающимися.

Ход реализации сессии:

I этап. Вступительное слово учителя: педагог рассказывает об ярких индивидуальностях, людях, которые своим «цветом» открашивают общество, являются двигателями прогресса, развития общества; о потенциале человека, его ресурсах, об ученике как человеческом ресурсе общества, потенциальной и реальной его ценности для общества и др.

II этап. Использование коучинговых техник, ролевых игр, являющихся основанием разработки индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

1). Использование техники «Колесо жизненного баланса»:

(Приводим пример построения колеса жизненного баланса старшеклассника 9-11 класс на 3 года).

Вопросы и задания обучающимся:

1. Ребята, из каких областей состоит Ваша жизнь? (Какие области жизни важны для Вас в этот временной период?) (например, старшеклассники могут отметить на круговой шкале следующие сферы их жизнедеятельности: учебная деятельность, внеурочная деятельность, самообразование, саморазвитие, хобби, будущая профессия, семья (положение в семье, коммуникации), деятельность, связанная с отдыхом, спортивная деятельность, духовная деятельность, деятельность, связанная с укреплением здоровья, коммуникации (со сверстниками, одноклассниками, взрослыми, родителями и др.), деятельность, связанная с будущей образовательной траекторий в вузе и др. (участие в конференциях, подготовительные курсы и др.), деятельность, соотносимая с будущей профессией (стажировки, социальные практики, в том числе на производстве и др.) и другая деятельность (необходимо указать, какая).

2. Шкала удовлетворенности каждой областью жизни, где 1 - минимальная удовлетворенность, 10 - максимальная.

3. Ребята, что для Вас «10» по каждой области на этот временной период?

4. Какая степень удовлетворенности у Вас сейчас по шкале от 1 до 10?

5. Ребята, что Вы замечаете, глядя на это колесо?

6. Уважаемые старшеклассники, найдите ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области.

7. Если сдвинуть ее на один пункт - то, что изменится в каждой из областей? (Если выбранная область не двигает остальные -попробовать другую).

8. Ребята, какие будут первые, самые легкие шаги для изменения?

2). Использование приема «Эффективная модель успеха».

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ - Уровень видения/духовности связан с вопросами осмысления обучающимися своей деятельности с точки зрения ее вклада в глобальном контексте. Обучающиеся отвечают на следующие вопросы: «Кто я?», «Какой я человек?», «Какие мои жизненные цели?», «Зачем я в этом мире?», «Какие мои роли, миссия?» и др.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - Уровень ценностей. Обучающиеся отвечают на следующие вопросы: «Какие ценности важны для меня?», «С позиции

каких жизненных принципов я живу?». Учитель может организовать деловую игру для обучающихся «Мои жизненные принципы», разработанную нами, которая поможет обучающимся сориентироваться, определить их жизненные принципы.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ - Уровень способностей включает в себя те компетенции, которыми уже обладает обучающийся в отмеченных им жизненных сферах (см. технику «Колесо жизненного баланса», разработананное обучающимися в рамках настоящей сессии). Обучающиеся разрабатывают круговую Шкалу компетенций, соответствующих их сферам жизнедеятельности. Например, обучающиеся 911 кл. отмечают следующие компетенции (на выбор):

- шкала компетенций в учебной деятельности: метапредметные компетенции -коммуникативные, регулятивные, познавательные, ИКТ компетенции; личностные компетенции: умения занимать гражданскую позицию, следовать в своем поведении моральным нормам и этическим ценностям и др.; предметные компетенции (развитие умений решать задачи по физике из раздела «Динамика» и др.);

- шкала компетенций во внеурочной деятельности: умения решать проблемы на стыке разных дисциплин в рамках интегрированных программ в дополнительном образовании; умения конструировать роботов, программировать, играть в шахматы и др.;

- шкала компетенций в самообразовании: умения самостоятельно приобретать необходимые знания, формировать навыки, работать с информацией, обрабатывать информацию и др.;

- шкала компетенций в самовоспитании: умения определять цели и идеалы, развивать волю, умения определять качества личности, требующие исправления, устранять недостатки (указать какие), определять способы работы над собой, вырабатывать, совершенствовать черты характера (указать какие), привычки поведения (указать какие), качества личности (указать какие), в том числе моральные и др.;

- шкала компетенций в хобби (указать какие);

- шкала компетенций в будушей профессии (указать какие);

- шкала компетенций в семье (указать какие);

- шкала компетенций в деятельность, связанная с отдыхом (указать какие);

- шкала компетенций в спортивной деятельности (указать какие);

- шкала компетенций в духовной деятельности (умения в сфере искусств; умения саморазвития, самовосершенствования, самореализации и др.);

- шкала компетенций в деятельности, связанная с укреплением здоровья (указать какие);

- шкала компетенций в коммуникации (со сверстниками, одноклассниками, взрослыми, родителями и др.) (указать какие);

- шкала компетенций в деятельности, связанной с будущей образовательной траекторий в вузе и др. (участие в конференциях, подготовительные курсы и др.) (указать какие);

- шкала компетенций в деятельности, соотносимой с будущей профессией (стажировки, социальные практики, в том числе на производстве и др.);

- шкала компетенций в другой деятельности (необходимо указать, какая).

Типы вопросов в соответствии с круговой шкалой:

1) Ребята, представьте круговую шкалу от 1 до 10, где 1 - это минимальная удовлетворенность от определенных

способностей, а 10 - полная удовлетворенность. Посмотрите, где вы находитесь в данный момент. На какую отметку вы себя поместили бы сейчас?

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ - Уровень действия/поведения состоит из ежедневного поведения или реакций.

Вопросы для учащихся из техник «Колесо компетенций», «Шкалирование»:

Действия:

- Ребята, какие шаги нужно предпринять, чтобы перейти на вашей шкале, например, с отметки 5 на 6?

- Что Вам предложили бы сделать ваши одноклассники /руководители проектов/члены команды, чтобы перейти с отметки 5 на 6?

- Ребята, что Вы станете делать по-другому, когда на шкале перейдете от 6 к 7? От 7 к 8? Или даже к 9? И что еще?

- Что нового заметят в ваших действиях ваши одноклассники /руководители /члены команды, когда Вы достигнете отметки 9? Как окружающие вас люди узнают о том, что Вы уже на 9? А еще как?

Приверженность:

Ребята, насколько Вы привержены тому, чтобы довести это до конца по шкале от 1 до 10?

- Как оценили бы Вашу приверженность достижению этого результата ваши одноклассники / руководители / родители?

Уверенность:

- Ребята, как вы оцениваете шансы на успех реализации индивидуальной траектории развития? Сравните их на шкале.

- Согласно вашей внутренней шкале от 1 до 10, насколько Вы уверены, что сможете подняться на одну ступеньку, чтобы справиться с этой задачей?

Достижение целей:

- Ребята, что дает вам сейчас уверенность и надежду, что вы действительно достигнете уровня 10?

- Как окружающие вас люди увидят вашу уверенность?

Эффективность результатов:

- Уважаемые старшеклассники, представьте, что прошло уже три месяца и вы достигли отметки 9; как вы узнаете, что находитесь на этом уровне? Что такого вы видите, слышите и чувствуете, что доказывает, что вы находитесь на этой отметке?

Мотивация:

- Ребята, как вы оцените по шкале от 1 до 10, каков будет через шесть месяцев Ваш уровень удовлетворенности этим проектом?

- Что дает Вам сейчас уверенность и надежду, что Вы действительно достигнете уровня 10?

- Ребята, как окружающие вас люди увидят вашу уверенность?

- Глядя назад с уровня 10, скажите, что помогло Вам мотивировать себя для достижения этой отметки? Какие навыки Вы у себя создали, которые помогли Вам дойти до отметки 10? Каковы были некоторые из лучших шагов, благодаря которым Вы дошли до этой отметки?

Удовлетворение:

- Ребята, интересно, что такого недавно произошло, что помогло Вам пройти еще дальше в желаемом направлении по вашей шкале?

- Что такого произошло в вашем развитии этого проекта, что вы продвинулись еще немного в том направлении, которое вам нужно сейчас?

ПЯТЫМ УРОВЕНЬ - Окружение — это то, в какой обстановке совершаются действия.

Использование техники «Два списка».

Вопросы для учащихся:

1) Ребята, что находится в «В зоне вашего контроля»?

2) Что находится в «Вне зоны вашего контроля»?

3) Как расширить «Зону вашего контроля»? Кто Вам в этом может помочь? С кем можно сотрудничать? Составьте долгосрочный план по перемещению пунктов, перечисленных в колонке «Вне зоны моего контроля» в колонку

«В зоне моего контроля».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III этап. Разработка индивидуальной образовательной траектории обучающимися

На основе результатов, полученных после использования техник коучинга, примененных

на II этапе сессии, обучающиеся заполняют собственную индивидуальную образовательную траекторию (таблица 1).

Таблица 1. - Индивидуальная образовательная траектория обучающегося

Вопросы для разработки траектории Характеристики траектории С кем сотрудничаю при реализации траектории

«ПЕРВЫЙ ВЕКТОР ТРАЕКТОРИИ» - вектор видения/духовности: «КТО Я?», «КАКОЙЯ человек?»

Мои жизненные цели

Зачем я в этом мире?

Мои роли, миссия

«ВТОРОЙ ВЕКТОР ТРАЕКТОРИИ» - вектор ценностей: ПОЧЕМУ я буду это делать? Что для меня важно, ценно?

Какие ценности важны для меня?

С позиции каких жизненных принципов я живу?

«ТРЕТИЙ ВЕКТОР ТРАЕКТОРИИ» - вектор способностей: КАК я буду делать? Что я умею? Компетенции, имеющиеся у меня, необходимые для создания моего успеха.

Компетенции в учебной деятельности... (перечисляются в столбик) (учащийся отмечает уровень сформированности компетенции: шкала от 1 до 10)

Компетенции во внеурочной деятельности. (перечисляются в столбик)

Компетенции в духовной деятельности. (перечисляются в столбик)

Компетенции в коммуникации. (перечисляются в столбик)

Компетенции в деятельности, связанной с будущей образовательной траекторией в вузе. (перечисляются в столбик)

Компетенции в будущей профессии. (перечисляются в столбик)

и др.

«ЧЕТВЕРТЫЙ ВЕКТОР ТРАЕКТОРИИ» - вектор действия/поведения: ЧТО я буду делать? КАКИЕ действия я буду предпринимать, чтобы повысить уровень своих компетентностей?

Компетенции в учебной деятельности. (перечисляются в столбик) (Учащийся пишет, как он будет развивать свои компетентности)

Компетенции во внеурочной деятельности. (перечисляются в столбик)

Компетенции в духовной деятельности . (перечисляются в столбик)

Компетенции в коммуникации. (перечисляются в столбик)

Компетенции в деятельности, связанной с будущей образовательной траекторией в вузе. (перечисляются в столбик)

Компетенции в будущей профессии . (перечисляются в столбик)

и др.

IV этап. Рефлексия сессии.

Учитель просит обучающихся

сформулировать ответы на следующие вопросы:

- Ребята, в чем заключалась для каждого из Вас польза сессии?

- Какова была для Вас ценность этой сессии?

- Что Вы извлекли для себя из нашей встречи?

- Что Вы вынесете из осуществленной сессии?

2. Рефлексивная сессия «Разноуровневые задания, проектные работы как основание для развития креативности, критичности обучающегося» (с позиции коучингового подхода)

Цель сессии:

1. Организовать осознанный, свободный выбор необязательной деятельности обучающимися, связанной с выполнением разноуровневых заданий с позиции реализации ФГОС ООО, которые предъявляются

обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы, и приводятся из блоков «Выпускник получит возможность научиться»,

относящихся к планируемым результатам освоения учебных и междисциплинарных программ.

2. Организовать осознанный, свободный выбор проектной деятельности обучающимися.

Ход реализации сессии:

I этап. Вступительное слово учителя: педагог рассказывает об ярких индивидуальностях, людях которые своим «цветом» окрашивают общество, являются двигателями прогресса, развития общества; объясняет, что одной и важных сущностных характеристик индивидуальности является -креативность как способность человека порождать множество оригинальных, альтернативных способов решения проблемы, осуществлять постановку и решение проблем, творческих заданий исследовательского, инновационного и других типов и др. Креативность необходима человеку во всех сферах его жизни: в профессиональной, образовательной, учебной, личной, семейной, коммуникации и др. Перед креативным человеком открываются многие «двери», которые для других людей, не обладающих такими способностями, останутся закрытыми.

II этап. Использование коучинговых техник, являющихся основанием для выбора проектной деятельности и необязательной деятельности, обучающимися - решение разноуровневых заданий, относящихся к блоку «Выпускник получит возможность научиться», с позиции реализации ФГОС ООО.

Использование техники «Линия времени как инструмент планирования».

Постановка следующих вопросов обучающимся:

1. Ребята, представьте себя успешными супер-студентами того образовательного учреждения (вуза, колледжа), который актуален для Вас. Опишите компетенции супер-студента, которого «расхватывают» уже на 3 курсе зарубежные и отечественные работодатели, предлагая ему передовые «позиции» на предприятиях.

2. Что успешный супер-студент делает не так, по-другому в отличии от обычных, ординарных студентов?

3. Какие «двери» перед ним могут открыться после окончания вуза (колледжа)?

4. Какие чувства Вы испытываете, став таким успешным супер-студентом?

5. Как Вы поймете, что стали успешным супер-студентом?

6. Как к Вам (успешному супер-студенту) относятся окружающие?

7. Что нужно сделать, чтобы стать таким успешным супер-студентом?

8. Как если бы Вы из будущего могли дать совет себе настоящему - что бы Вы сказали?

9. Какие из нижеперечисленных умений характеризуют успешного супер-студента?

- креативные умения: предлагать инновационные, более эффективные, новые способы решения задач, проблем, осуществлять выбор более сложных, новых видов деятельности, отказываться от известных способов решения проблем, задач и др.;

- умения критически относиться к кому/чему-либо: сомневаться в общеизвестных истинах, общепризнанных понятиях, проявлять критическое отношение к иным позициям, точкам зрения, обществу, самому себе, ценностным ориентациям и др.; высказываться логично, аргументированно к себе, другим людям, мыслительному процессу, мыслить альтернативно и др.

10. Ребята, осуществите ранжирование умений успешного супер-студента по степени убывания.

Постановка следующих вопросов обучающимся:

1. Уважаемые старшеклассники, представьте себя успешными суперпрофессионалами в тех видах профессиональной деятельности, которые актуальна для Вас. Опишите компетенции успешного суперпрофессионала, которого «расхватывают» на разных предприятиях, предлагая ему передовые «позиции» на них.

2. Ребята, что успешный суперпрофессионал делает не так, по-другому в отличии от обычных, ординарных работников?

3. Какие «двери» перед успешным суперпрофессионалом могут открыться?

4. Какие чувства Вы испытываете, став таким успешным супер-профессионалом?

5. Как Вы поймете, что стали успешным супер-профессионалом?

6. Как к Вам (успешному суперпрофессионалу) относятся окружающие?

7. Что нужно сделать, чтобы стать таким успешным супер-профессионалом?

8. Как если бы Вы из будущего могли дать совет себе настоящему - что бы Вы сказали?

9. Какие из нижеперечисленных умений характеризуют успешного суперпрофессионала?

- кративные умения: предлагать инновационные, более эффективные, новые способы решения задач, проблем, осуществлять

выбор более сложных, новых видов деятельности, отказываться от известных способов решения проблем, задач и др.

- умения критически относиться к кому/чему-либо: сомневаться в общеизвестных истинах, общепризнанных понятиях, проявлять критическое отношение к иным позициям, точкам зрения, обществу, самому себе, ценностным ориентациям и др.; высказываться логично, аргументированно к себе, другим, мыслительному процессу, мыслить

альтернативно и др.

10. Ребята, осуществите ранжирование этих умений успешного супер-профессионала по степени убывания.

III этап. Осознанный свободный выбор проектной деятельности, необязательной деятельности обучающимися - решение разноуровневых заданий, относящихся к блоку «Выпускник получит возможность научиться», с позиции реализации ФГОС ООО.

Учитель обращает внимание обучающихся, что они выбрали примерно одни и те же умения, обеспечивающие им становление быть успешными супер-студентами, суперпрофессионалами.

Использование методики шкалирования как самооценки и саморазвития.

Постановка следующих вопросов обучающимся:

1. Ребята, нужно ли формировать эти умения или они даются от рождения?

2. Оцените свою минимальную удовлетворенность сформированностью у Вас следующих умений: а) креативных умений, б) умений критически относиться к чему/кому-либо, используя круговые шкалы (на круговой шкале нужно отметить примерно, около 7-10 умений, которые ученики проранжировали по степени убывания, отдельно для шкалы креативных умений и шкалы критических умений).

3. Ребята, какие шаги нужно предпринять, чтобы перейти, например, от минимального значения какого-либо умения на 1 шаг выше, на 2 шага выше и др.?

4. Что Вам предложили бы Ваши одноклассники, чтобы перейти с отметки, к примеру, 5 на 6?

Использование приема коучинга «Китайское меню».

1. Ребята, Ваши одноклассники для формирования креативных умений, умений критически мыслить выбирали проектные работы, учебно-познавательные и учебно-практические задачи более высокого уровня

сложности (которые относятся к блоку «Выпускник получит возможность научиться»).

2. Как Вы собираетесь формировать креативные умений, умения критически относиться к чему/кому-либо?

Использование методики шкалирования как самооценки и саморазвития.

Приверженность:

1. Ребята, оцените, насколько Вы привержены тому, чтобы довести проектные работы/разноуровневые задания до конца, например, от 5 до 10?

Уверенность:

1. Ребята, как Вы оцениваете шансы на успех? (от 1 до 10 баллов)

Достижение целей:

1. Что дает Вам уверенность, и надежду, что Вы действительно достигнете уровня10 при выполнении проектных работ/разноуровневых заданий?

2. Ребята, как окружающие увидят Вашу уверенность?

Эффективность результатов:

1. Представьте, что прошло 3 месяца и Вы достигли отметки 8 или 9.

2. Как Вы узнаете, что находитесь на этом уровне?

3. Ребята, что нового появится в Ваших умениях, поведении?

IV этап. Рефлексия сессии (аналогично, см. выше)

Учитель просит обучающихся

сформулировать ответы на следующие вопросы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Ребята, в чем заключалась для каждого из вас польза сессии?

- Какова была для вас ценность этой сессии?

- Что вы извлекли для себя из нашей встречи?

- Что вы вынесете из осуществленной сессии?

3. Рефлексивная сессия: «Внеурочная деятельность обучающегося как фактор развития его успешности» (с позиции коучингового подхода)

Цель сессии:

Организовать осознанный, свободный выбор необязательной деятельности обучающимися, связанной с их внеурочной деятельностью, с позиции реализации ФГОС общего образования, относящейся к планируемым личностным результатам обучающегося.

1. Ребята, обсудите личностные качества успешного супер-студента.

2. Действительно ли успешный суперстудент общественное ставит на первое место, личное - на второе. Приведите примеры из

жизни, к/ф, литературы. Назовите те виды деятельности, в которых он участвует осознанно, свободно.

3. Ребята, обсудите личностные качества успешного супер-профессионала.

4. Действительно ли успешный суперпрофессионал общественное ставит на первое место, личное - на второе. Приведите примеры из жизни, к/ф, литературы. Назовите те виды деятельности, в которых он участвует осознанно, свободно.

5. Как Вы относитесь к реально действующим общественным фондам?

Необходимо отметить, что общественные фонды осуществляют благотворительную деятельность в следующих целях:

- социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитация безработных, инвалидов и иных лиц и др.;

- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф и др.;

- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

- содействие защите материнства, детства и отцовства;

- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни и др.;

- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

- охрана окружающей среды и защиты животных;

- охрана и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

6. Ребята, жить только своими личными проблемами, не включаясь в проблемы общества, интересно?

7. Как Вы думаете, кто может за Вас решить проблемы общества? Нужно ли самому включаться в решение проблем общества?

8. Какие проблемы общества могут решать его члены, граждане страны? Какие проблемы общества могут решать школьники как граждане страны?

Использование техники коучинга: Вопросы, расширяющие рамки привычного мышления.

9. Ребята, Вам предстоит осуществить деятельность, связанную с ... (экологический десант/проведение Дней культуры разных народностей России и др.) на основе осознанного, свободного выбора.

1) Сдвиг точки зрения

- Ребята, представьте, что Вы смотрите на ситуацию глазами ваших одноклассников из параллельных классов/родителей/лучших друзей/др., что бы они Вам сказали?

2) Сдвиг на систему

- Ребята, давайте посмотрим с точки зрения всей школы/класса в целом на Вашу выбираемую/осуществленную деятельность?

- Несколько важна и ценна для них Ваша выбираемая/ осуществленная деятельность?

- Несколько важна и ценна для Вас ваша выбираемая/деятельность? Какие качества будут формироваться у Вас в ходе/результате этой деятельности?

- Какие чувства Вы будете испытывать, реализовав эту деятельность? Опишите их.

- Пожелайте себе что-нибудь сегодняшнему из будущего (конца завтрашнего дня), когда Вы осуществите эту деятельность. Что Вы можете себе сказать?

3) Сдвиг во Времени

- Ребята, представьте, что с того момента, как Вы сделали выбор, прошел год, и в течение этого года Вы постоянно осознанно, свободно участвовали в таких акциях - свободного выбора деятельности на пользу общества, других людей.

- Какие результаты в личностном плане Вы замечаете, - опишите, что происходит с Вашей волей, Вашим отношением в другим людям, их потребностям?

- Какие личностные качества у Вас развиваются?

4) Вопросы, побуждающие творческое мышление.

- Ребята, найдите еще большую ценность в этих выполненных Вами деятельностях?

- Кого бы Вы могли попросить о поддержке, если бы не смогли осуществить осознанный, свободный выбор деятельности на благо других людей, общества и др?

- Каким новым способам Вы могли бы научиться в процессе этой деятельности?

- Чему Вы научитесь в процессе свободного выбора деятельности и ее осуществления?

- Что вы хотите получить от этой деятельности?

- Как вырастут ваши способности, когда вы будете выполнять эту деятельность?

- Что будет вдохновлять Вас в процессе выполнения этой деятельности?

- Каким образом вы могли бы получить удовольствие от участия в этой деятельности?

IV этап. Рефлексия сессии (аналогично, см. выше)

Таким образом, коуч-сессии стимулируют рефлексию обучающихся, связанную с анализом, оценкой, прогнозированием своих образовательных и жизненных потребностей, целей, потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создают условия для самостоятельной, успешной деятельности, проектирования индивидуального

образовательного маршрута, индивидуально-личностного саморазвития, обеспечивающих развитие индивидуальности обучающегося.

Литература:

1. Государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф

2. Аткинсон М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга / Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чойс. - К.: Изд-во Companion Group, - 2009. - 256 с.

3. Парслоу Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] / Э. Парслоу, М. Рэй. - СПб.: Питер, 2003. - 204 с. (Серия «Практическая психология»).

4. Хамери Дэвид. Как помочь ребенку добиться успеха? / Дэвид Хамери (Серия «Вы и ваш ребенок»). - СПб.: Питер, 2008. - 160 с.

5. Сборник тезисов IV Международной конференции «Коучинг в образовании» 22-24 ноября 2016 года. Часть 3. Коучинг в управлении образованием. Коучинг в дополнительном образовании и повышении квалификации. Коучинг в репетиторстве / Н.Е. Гульчевская.- М.:

«Издательские решения», 2016.-206с.

6. Давыдов О.И. Использование коучинг-сессий при аттестации педагогических кадров ДОУ / О.И. Давыдов, Л.Г. Богословец // Управление ДОУ. - 2007. - № 2.

7. Дедкова И.Ф., Лымарева О.А. Коучинг в систем управления персоналом: учеб. пособие / И.Ф. Дедкова, О.А. Лымарева. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. - 128с.

8. Некрасова М. Коучинг в школьном образовании. Сборник избранных статей / М. Некрасова. - М.: «Издательские решения», 2017. -156 с.

9. Поташник М.М. Коучинг - вершина профессионализма руководителя в работе с людьми / М.М. Поташник // Народное образование. - 2010. -№ 9. - С. 110-115.

10. Дедкова И.Ф., Лымарева, О.А. Коучинг в систем управления персоналом: учеб. пособие / И.Ф. Дедкова, О.А. Лымарева. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. - 128с.

Сведения об авторах:

Мухаметзянова Фарида Шамилевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: ipppo-rao@mail.ru

Жураковская Вера Михайловна (г. Mосквa, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательного менеджмента, Академия социального управления Mосковской области, е-mail: gveraбб@mail.ru

Data about the authors:

F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), corresponding member of RAE, professor, doctor of pedagogical sciences, director of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: ipppo-rao@mail.ru

V. Zhurakovskaya (Moscow, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Educational Management, Academy of Social Management of the Moscow Region, e-mail: gveraбб@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.