/fr ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Плотников П.В.
КОУЧИНГ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Развитие современной системы высшего образования происходит под влиянием тенденции роста его инновационности. Соответственно, разработка и внедрение новых методик обучения становится важной задачей развития образовательной деятельности в российских университетах. В статье рассмотрены возможности использования такой образовательной технологии, как коучинг, хорошо зарекомендовавшей себя в коммерческой практике, в образовательной деятельности технического университета.
Ключевые слова. Высшее образование, инновационная методика обучения, коучинг, технический университет.
Plotnikov P.V.
COACHING AND PERSPECTIVES OF ITS USE IN MODERN HIGHER EDUCATION
Abstract. The development of the modern system of higher education is influenced by the trend of growth of its innovativeness. Accordingly, the development and introduction of new teaching methods becomes an important task for the development of educational activities in Russian universities. The article considers the possibility of using coaching in the educational activities of a technical university. Coaching has proven itself in commercial practice. But in technical universities it can be used with restrictions.
Keywords. Higher education, innovative teaching methods, coaching, technical university.
Современная система высшего образования в России развивается под влиянием многочисленных, как общесистемных, так и специфически-отраслевых тенденций. Одной из важнейших тенденций первого типа является рост инновационности экономики и общества [1-3 и др.]. При этом данная тенденция в образовании проявляется двояко. С одной стороны, возникает необходимость пересмотра содержания образовательных программ с тем, чтобы они в большей степени соответствовали реалиям экономики инновационного типа, на формирование которой ориентирует нас правительство. Это приводит к изменению, в том числе, и роли университетов в реализации стратегий социально-экономического развития, особенно заметному на региональном уровне [4]. С другой стороны, происходит изменение методик обучения и схем взаимодействия университетов с обществом и бизнес-средой [5, 6 и др.].
ГРНТИ 14.35.07 © Плотников П.В., 2018
Павел Владимирович Плотников - кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры высшей математики Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича.
Контактные данные для связи с автором: 190000, Санкт-Петербург, Большевиков пр., 22 (Russia, St. Petersburg, Bolshevikov av., 22). Тел.: 8 (812) 326-31-50. Статья поступила в редакцию 28.11.2018.
Мы в своём исследовании остановимся на второй составляющей. Высокие темпы развития современного общества, появление новых профессий и иные факторы требуют серьезных изменений и преобразований в формах преподавания, в том числе реформирования подходов к подаче учебного материала. Например, сравнительно недавно такой навык, как владение компьютером на уровне пользователя являлся дифференцирующим для работников. Он формировался в вузах целенаправленно, преимущественно у студентов, обучавшихся по техническим специальностям. Сегодня же этот навык является обязательным, атрибутивным практически для каждого работника. И его формирование, фактически, перешло в семью и на довузовские уровни системы образования. В университете же, этот навык лишь совершенствуется. Это нашло отражение в содержании программ обучения.
Следует учитывать, что обучение - процесс взаимный, без активного участия в нем самих обучаемых достичь их высокого уровня подготовки практически невозможно, каким бы высоким мастерством и знаниями не обладал преподаватель. Это накладывает определенные ограничения на внедрение инновационных методик преподавания, которые далеко не всегда могут оказаться успешными (результативными). Итак, немалую роль в успешности студента играет его личная мотивация к учению и способность мобилизовать силы для достижения результата.
Опыт показывает, что для многих студентов характерна невысокая заинтересованность в получении образования, изучение некоторых, как многим кажется, «несущественных» дисциплин воспринимается ими как нудная, тягостная обязанность. Обучающийся не видит точек приложения получаемых знаний, не видит практической целесообразности в изучении дисциплины. (Например, такое отношение к обучению свойственно некоторым студентам, изучающим высшую математику. Им представляется, что это чересчур теоретичная дисциплина, знания которой не пригодятся в будущей профессии, например, программиста или инженера электронной техники.)
В результате, многие студенты относятся к учебной деятельности формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал. В то же время, сильно мотивированные студенты не всегда могут получить достаточное внимание со стороны преподавателя, в связи с отсутствием возможности заниматься проектной работой и саморазвитием под контролем опытного наставника в силу высокой занятости педагога его текущей работой.
Возникает необходимость реформирования и модернизации подходов к обучению со стороны преподавателя. Одним из современных и быстро развивающихся направлений в образовании (особенно в бизнес-образовании) является «коучинг». Это новый подход в педагогической науке и практике, основная идея которого состоит в раскрытии внутреннего потенциала обучаемого.
Термин «коуч» в образовательной среде, по-видимому, впервые появился в середине XIX века в английских университетах. Он применялся по отношению к студентам-наставникам, помогавшим своим коллегам готовиться к экзаменам. Позднее, в 80-е годы ХХ века, понятие «коуч» использовалось, в основном, в сфере спортивного образования, этот новый термин отличался от хорошо известного «тренер». «Коуч» - это преподаватель-мотиватор, позволяющий осознать, что студент есть тренер самому себе. В высшем образовании без спортивной направленности «коучинговый» подход получил новый импульс к развитию, когда его начали применять на практике в одной из школ Норвегии в начале XXI века.
Основная цель коучинга состоит не в том, чтобы научить студента чему-либо, а в том, чтобы стимулировать самообучение. Перед преподавателем стоит задача показать студенту нужность изучаемой информации, ее обоснованность и применимость, обучить находить, проверять и интерпретировать полученные знания. С современным уровнем информатизации становится важным уметь отличить полезную информацию от бесполезной. Также стоит отметить, что суть коучинго-вого подхода заключается в раскрытии внутреннего потенциала студента. Один из бизнес-тренеров, идеолог коучингового подхода, Тимоти Голви отмечал: «Коучинг не учит, а помогает учиться. При поддержке коуча, человек учится самостоятельно решать вопросы и задачи, которые стоят перед ним» (цит. по [7]).
Каковы же практические направления использования инновационной технологии коучингового обучения в техническом университете? В частности - в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича... На взгляд автора, наиболее перспективными направлениями использования коучинга являются:
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38).
47
• проектная работа над курсовыми и выпускными квалификационными работами в тех направлениях и на те темы, в которых заинтересован студент;
• внедрение творческих заданий для самостоятельных работ на практических занятиях, сопряженных с решением реальных задач, возникающих на производстве;
• применение самопроверки и взаимопроверки для повышения уровня компетенции студента в освоении изучаемого материала;
• проведение дополнительных личных консультативных семинаров по пройденному материалу для устранения пробелов в знаниях у каждого студента;
• разбиение студентов на группы для внедрения соревновательного момента в процесс образования, организация командной работы, мозговых штурмов, а также формулирование и разработка подходов к решению открытых вопросов в изучаемой области науки.
С появлением коучингового подхода сопряжено внедрение в образовательную деятельность новых ролей педагога, состоящих в том, что педагог становится наставником, «коучем» у группы студентов и перестает быть простым ретранслятором знаний, с которыми можно ознакомиться и освоить при должном усердии самостоятельно.
В этой связи следует скептически отнестись к пропагандируемой в последние годы идее о необходимости перевода высшего образования в дистанционный формат. Дескать, очень хорошо подготовленные преподаватели подготовят видеозаписи своих лекций, а потом студенты будут их просматривать и получать на этой основе знания. А контактная работа студента и преподавателя в этом случае будет сведена к минимуму, что позволит сэкономить деньги, затрачиваемые на образование и, якобы, повысить его качество, т.к. видеозанятия будут проводить преподаватели с высокой квалификацией.
Но, на наш взгляд, это не так. Образование, особенно высшее, всегда персонализировано. Отсутствие личного контакта преподавателя и студента неизбежно приведет к снижению мотивации последнего и, как следствие, к снижению качества подготовки. И практика коучинга, сам факт его появления и распространения убедительно свидетельствуют в пользу нашей точки зрения.
В ходе дискуссий на занятиях преподаватель-коуч задает вопросы, направленные на более детальную проработку изучаемого материала, помогает определить цель изучения темы, составить план, принять решение, сформулировать идеи, перейти к действиям, сделать обобщения и выводы и т.д. Кроме того, он дает обратную связь, позволяет студентам ощутить свою сопричастность и вовлеченность в образовательный процесс. Без этого достичь высокого уровня подготовки студентов попросту нельзя.
Но так ли идеален коучинг? Безусловно, как и у любой другой образовательной методики, у него имеются ограничения. Рассмотрим некоторые из них, наиболее существенные, на наш взгляд.
1. Коучинг ориентирован на раскрытие потенциала уже сформированной личности, на повышение эффективности студента, имеющего определенный опыт, как жизненный, так и образовательный. Студента, который уже обладает некой «критической» совокупностью знаний. В этой связи, данный подход стоит применять на старших курсах, например, начиная с третьего-четвер-того курса бакалавриата или в специалитете и в магистратуре. Не должно быть «тотального» ко-учинга, это приведет к снижению эффективности обучения.
2. Далее, следует заметить, что коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения поставленных перед собой целей и задач. Коуч может лишь помочь прийти к этому осознанию. Заставить это сделать он не может, это противоречит самой сути данной методики обучения. В этой связи Э. Парслоу и М. Рэй отмечали: «Вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить» [8, с. 57]. Студенту необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами. Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. А это значит, что коучинг должен комплексироваться с воспитательной работой со студентами.
3. Также следует отметить важность командной, проектной работы, в которой каждый студент будет являться неотъемлемым элементом общей работы, общего результата, который может быть получен только при непосредственном участии каждого студента. Задача коуча будет состоять в
постановке целей, планировании процесса их достижения и составлении плана совместных действий.
Таким образом, коучинг имеет значительный потенциал эффективного использования в современном высшем образовании. Следует более активно и широко использовать эту инновационную методику обучения. В то же время, надо понимать, что «универсальных лекарств от всех болезней» не бывает. И внедрение коучинга должно осуществляться поэтапно и планомерно, сообразно другим изменениям в учебном процессе университета и внеучебной работе со студентами. При этом, коучинговый подход, по нашему мнению, соответствует концепции личностно-ориентированного образования, которая доказала на практике свою высокую эффективность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике: монография в 2 томах. Том 1 / Айрапетова А.Г., Акобиров Ф.О., Алиев И.М. и др. СПб., 2007. 396 с.
2. Бодрунов С.Д. Интеграция производства, науки и образования как основа реиндустриализации российской экономики // Экономическое возрождение России. 2015. № 1 (43). С. 7-22.
3. Сотавов А.К. Оценка научно-технического уровня инновационных проектов: организационно -управленческий аспект // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 2 (98). С. 126-130.
4. Вертакова Ю.В., Ларина О.Г. Роль университета в социально-экономическом развитии региона (на примере Юго-Западного государственного университета и Курской области) // Экономика и управление. 2017. № 5 (139). С. 56-66.
5. Соловейчик К.А., Плотников В.А., Аркин П.А. Развитие системы кафедр университетов, созданных на базе промышленных предприятий, как инструмент интеграции производства, науки и образования // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 5 (113). С. 85-91.
6. Афанасенко И.Д. Бизнес и народное образование // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 2 (98). С. 7-12.
7. Уитмор Дж. Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом. М.: Альпина Паблишер, 2012. 312 с.
8. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. СПб.: Питер, 2003. 204 с.