УДК 37.026
Торбеева Алевтина Павловна
кандидат педагогических наук, преподаватель общепрофессиональных
дисциплин высшей категории
Краевой многопрофильный техникум, Пермь, Россия 614023, Пермь, Светлогорская, 5, +7 (342) 250-49-03, e-mail: alla_20@mail. ru
КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЯ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Alevtina P. Torbeeva
Candidate of Pedagogic Sciences, Upscale Teacher of General Professional Disciplines of Advanced Proficiency
Regional multi-disciplinary technical school
5, Svetlogorskaya Street, 614023, Perm, Russia, e-mail: alla 20@mail. ru
COACHING TECHHOLOGIES IN THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
Аннотация. Коучинг как теория и технология охватил многие сферы жизни общества. Появились исследования о возможности применения его в образовании. Миссия коучинга выливается в поддержку развития личности участников образовательного процесса, достижения наилучших результатов в профессиональной деятельности. Данная технология, в отличие от традиционных педагогических технологий, не заставляет «идти за педагогом», перенимать его знания и опыт, а помогает обучающимся и самим педагогам раскрывать способности, внутренние ресурсы для развития собственной личности, воспитывает готовность к изменениям. Коучинг в образовании играет роль резерва к повышению профессиональной компетентности и педагогов и студентов.
Ключевые слова: коучинг; технология; профессиональная компетентность; тренинг; ускоренное развитие; формационное оценивание.
Abstract. Coaching as theory and technology covered many fields of knowledge and activity of society. Research on the possibility of its applying in education appeared. The mission of coaching is support personal development of the participants of the educational process, obtaining the best results in professional activity. This technology in contrast to traditional pedagogical technologies doesn't make follow a teacher, learn from his knowledge and experience and helps to reveal the ability, internal resources for personal development of students and teachers,
© Торбеева А.П., 2015
trains readiness to changes. Coaching in education plays the role of potential for improvement of teacher's and student's professional competence.
Key words: coaching; technology; professional competence; training; accelerated development; formational estimating.
В переводе с английского языка слово coach означает тренер, репетитор, наставник. Метод возник в США в 1980-е гг., связан с именем Томаса Дж. Леонарда, финансиста по образованию. Американские издательства назвали его «отцом коучинга», в начале своей деятельности он создал курс планирования собственной жизни «Жизнь создаёт нашу жизнь». В 1992 г. основал Университет коучинга (Coach University) и Международную федерацию коучинга (International Coach Federation), его тренеры работали в 85 странах [3]. Он говорил: «Некоторые люди живут линейно — они делают шаг за шагом. Я же предпочитаю танцевать, не касаясь пола... Величайшее открытие моего поколения состоит в том, что мы уникальны. Величайшее открытие следующего поколения, я надеюсь, будет в том, что мы едины. Коучинг не делает больных людей здоровыми... он помогает здоровым людям стать выдающимися. Люди имеют неодолимую тягу к самосовершенствованию. Скромность совсем не обязательна» [Цит. по: 4].
Томас Дж. Леонард превознёс идеи коучинга на большую высоту и создал индустрию коучинга, которая распространилась к началу второго тысячелетия по всему миру. Он попал «на волну» американской мечты, когда многие американцы под влиянием пропаганды счастливого устройства жизни вынашивали идеи приобретения известности и богатства. Вот его советы: «Станьте неотвратимо привлекательным для себя, беззастенчиво продвигайте свои таланты. Делайте больше того, чем обещаете, удовлетворите все ваши потребности, раз и навсегда, вникайте в детали. Показывайте другим, как сделать вам приятное, станьте безусловно конструктивным, упрощайте все, будьте более человечным» [Цит. по: 4]. Он жил бурной насыщенной жизнью, как будто торопился сделать как можно больше: писал книги, создавал всё новые проекты, организовывал всё новые группы по всему миру, постоянно был в разъездах, в гуще событий. В настоящее время коучинг как система обеспечения индивидуального успеха продолжает существовать и пользуется большой популярностью в мире. Теория современного коучинга призвана решать следующие задачи.
1. Раскрыть потенциал человека с целью максимального повышения эффективности его деятельности.
2. Организовать процесс, в ходе которого человек узнаёт о собственных возможностях.
3. Позволить личности при использовании нужных материалов и приёмов добиться самых высоких результатов.
4. Ввести человека в интегративную технологию успеха.
В мире появилось большое количество людей, которые профессионально занимаются продвижением технологии коучинга, называют себя тренерами,
88
коучерами, занимаются оказанием практической помощи людям по выработке готовности их к самосовершенствованию. С.А. Рогачёв [7] освещает вопросы применения принципов коучинга в бизнесе, в частности, говорит о том, как в производственном коллективе можно воспитать своих лидеров. Он выдвигает идею создания групп ускоренного развития - команд, состоящих из сотрудников с высоким лидерским потенциалом. Для этих сотрудников создаются условия для ускоренного развития их профессиональных качеств и организаторских способностей. Называются преимущества реализации идеи создания групп ускоренного развития:
- унифицированный подход, независящий от внешних условий;
- способствует развитию персонала, обеспечивает прозрачность кадровых перемещений;
- гибкий подход, который позволяет учитывать потенциал молодых сотрудников и возможности опытных работников, это связано со стратегией предприятия;
обеспечивает большую вовлеченность сотрудников и способствует удержанию в коллективе предприятия высококвалифицированных специалистов [7].
В связи с тем, что коучинг как теория, технология и система обучения охватил многие стороны жизнедеятельности общества, появились исследования о возможности применения его в образовании. Концептуальные основы современного образования в России состоят в осуществлении перехода от массового образования периода индустриальной экономики к непрерывному индивидуализированному образованию инновационной социально ориентированной экономики [1]. Миссия коучинга в образовании состоит в поддержке развития личности участников образовательного процесса, достижении наилучших результатов в профессиональной деятельности. Коучинг в образовании - это метод обучения, воспитания и управления развитием личности современного педагога, это стратегия проактивности человека, «смелость действовать».
Новые государственные стандарты СПО созданы на основе компетентностного и метапредметного подходов. Формулировки общих компетенций (ОК) напрямую связаны с формированием необходимых практико-ориентированных качеств личности. ОК-2: способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК-3: способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК-6: способность работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями [9].
Миссия коучинга в процессе обучения как никогда созвучна с задачами, поставленными перед профессиональным образованием. Данная технология, в отличие от традиционных педагогических технологий, не заставляет идти за
педагогом, перенимать его знания и опыт, а, наоборот, помогает обучающимся и самим педагогам раскрывать свои личные способности и возможности, раскрывать внутренние ресурсы для развития собственной личности, воспитывает готовность к изменениям. Это не что иное, как резерв к повышению профессиональной компетентности и педагогов и студентов. В условиях установления новой парадигмы образования повышение профессиональной компетентности педагогических работников и тех, кого они обучают, остаётся одной из главных задач [2]. И в решении этой задачи коуч -технология является большим подспорьем.
Е. Денисенко, одна из практических тренеров, авторов книг по коучингу, проводит свои тренинги, гарантируя, что человек в результате сможет легко системно анализировать свой опыт, сам создавать новый план действий, брать на себя максимальную ответственность за результат, работать с высоким уровнем самомотивации [4]. Приведём пример тренингового занятия названного автора. Она предлагает найти пять столпов, на которых основывается признание человеком самого себя. «Напишите пять своих достижений в разные периоды жизни. Как ощущение? Что произошло с чувством собственного достоинства? У каждого человека свое понимание достижений. Узнайте в разговоре у человека, с которым общаетесь, какие достижения в разные периоды своей жизни были для него значимыми, и поддержите его в этом. Чувство собственного достоинства вырастет, и человек душой потянется к вам» [Цит. по: 5].
Преподаватель, который освоил данную технологию и считает себя коучем, не просто обучает студентов, он их сопровождает, помогает обрести уверенность, самостоятельность, развить желание самосовершенствоваться и развиваться, быть целеустремлёнными и самодостаточными. По мнению Е. Левинской, коучинг даёт ответ на вопрос, как этого всего можно добиться. «Коучинг - это не новый метод, который соревнуется с преподаванием. Коучинг - это инструмент, который позволит учителям наиболее эффективно взаимодействовать с учащимися, способствует введению стандартов нового поколения» [Цит. по: 6]. Один из обсуждаемых вопросов среди педагогов-коучей - это вопрос об отличии суммативного и формационного оценивания. Суммативное оценивание - это традиционное оценивание, которое направлено на выявление результата обучения: это контрольные работы, контрольные тесты, экзамены. Формационное оценивание - это многофункциональное оценивание, обеспечивающее в наибольшей степени обратную связь между педагогом и обучающимся, это оценивание не результата обучения, а оценивание для обучения. Этот вид оценивания даёт наиболее полную информацию о текущем состоянии успеваемости обучающихся.
Сущность формационного оценивания можно показать на примере
элемента урока для специальности «повар-кондитер» при изучении темы
«Сервировка праздничного стола». На обычном уроке педагог просто
показывает различные приёмы сервировки стола, например, как укладывать
салфетки: сначала показывает, как это можно сделать, потом просит студентов
90
повторить. Если же преподаватель работает с применением метода коучинга, он предлагает сначала каждому студенту сложить одну салфетку так, как он умеет, на его усмотрение, предполагая, что она будет лежать на праздничном столе. После того как это упражнение выполнено, студенты устно оценивают свою работу и работы других студентов. Следующее упражнение предлагается выполнить уже командами и снова оценить устно те композиции из салфеток, которые получились. Совершенно другой подход, который создаёт у студентов особое оптимистичное настроение и профессиональный азарт. Педагог может при этом тоже участвовать в качестве ещё одного «студента-лаборанта».
Коучинг в профессиональном образовании выполняет двоякую миссию. С одной стороны, эта технология помогает педагогам самим стать более успешными с точки зрения профессионализма, добиваться быстрого карьерного роста, отнести себя к разряду педагогической элиты. С другой стороны, педагоги-коучи «передают» свою успешность обучающимся, способствуют расцвету их личности, развивают их способности, в том числе организаторские и лидерские. Наблюдения показали, что обучающиеся, с которыми работали педагоги-коучи, отличаются от других определёнными качествами. Они становятся более коммуникабельными, быстрее находят себе знакомых и друзей, реально оценивают свои силы и способности, находят свои жизненные ценности, стремятся управлять своей жизнью, улучшить отношения с родителями в семье, учатся способности удивляться: удивляться самим и удивлять окружающих.
Мы много говорим о том, что система образования в целом основана на принципах гуманизма. Технология коучинга даёт это почувствовать на деле, даёт возможность увидеть истину, заложенную в поговорке: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним». Педагоги, владеющие коуч-технологией, разрабатывают для себя определённые правила, которыми руководствуются в практической деятельности: «Все дети обладают врождёнными способностями, надо только помочь им открыть "свою дверь". Педагог чаще должен доверять своим чувствам, сердцу, а не разуму. Если что-то не получается, нужно сказать "стоп" и проанализировать сложившуюся ситуацию, возможно выход тут же и найдётся... Каждый должен знать сильные стороны своей личности, это резерв, который поможет взять ещё одну новую высоту. Человек - существо уникальное, и прежде всего это относится к учителю, всегда можно найти потенциал к достижению более сложных целей». И самое главное правило: «Все обучающиеся, учащиеся или студенты - это чьи-то дети, а дети - наше будущее, с которым мы встретимся в жизни лицом к лицу. Каким будет это лицо, зависит от нас».
Список литературы
1. Гитман Е.К. Оптимизация региональной системы профессионального
образования // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 2. -С. 51-54.
2. Гитман Е.К., Торбеева А.П. Повышение профессионально -педагогической компетентности мастера производственного обучения как социально-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем [Электронный ресурс]. - 2012. - № 10(18). - URL: http//sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/10/gitman.pdf (дата обращения: 30.11.2012).
3. Дуиз Б. Увеличение силы коучинга через понимание его истории // Peer Bulletin. -2009. - № 173.
4. Имена коучинга. Томас Леонард [Электронный ресурс]. - URL: ecfrussia.com.
5. Коучинг - это просто! [Электронный ресурс]. - URL: akintsev.com>coach mlm.
6. Левинская Е. Актуальность коучинга в современном образовании [Электронный ресурс]. - URL: coachingineducation.ru.
7. Рогачёв С.А. Коучинг: возможности применения в бизнесе. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 151 с.
8. Смирнов В.Н. Классики коучинга [Электронный ресурс]. - URL: blaggos.com.
9. ФГОС СПО по специальности 051001 «Профессиональное обучение» (по отраслям). - М., 2010. - 3 с.