УДК 378
ББК 74 © Н.Н. Никулина, С.В. Березина, М.Е. Шашкина, 2018
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ
Надежда Николаевна Никулина,
доцент кафедры финансы и кредит, кандидат экономических наук Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23)
E-mail: [email protected] Светлана Владимировна Березина, доцент кафедры финансы и кредит, кандидат экономических наук Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23)
E-mail: [email protected] Мария Евгеньевна Шашкина, доцент кафедры финансы и кредит, кандидат экономических наук Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Кардинальные изменения в образовательном процессе вносят стандарты третьего (3+) поколения (ФГОС ВПО), в которых на смену лозунга «Образование для жизни» вводится лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Стандарты устанавливают требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы высшего профессионального образования. Сегодня коучинговый подход в обучении и воспитании вызывает большой интерес у педагогов, родителей и обучаемых, так как позволяет развивать осознанность, самостоятельность, инициативу, навыки целеполагания и все это закрепляется в компетенциях. Коучинг способствует формированию позитивного мышления, поддерживает уверенность в собственных силах и возможностях, а это ведет к высокой учебно-познавательной мотивации, формированию ответственности и компетентности. Педагог с помощью коучинга помогает обучаемому открыть собственные возможности, превращая проблемы в решаемые задачи.
Ключевые слова: коучинг, коуч, консалтинг, наставничество, тренинг, компетентность, осознанность, некомпетентность, неосознанность.
THE USE OF COACHING IN THE EDUCATIONAL MASTER PROGRAM
Nadegda N. Niculina,
Associate Professor of Finance and Credit, Candidate of Economic Sciences Nizhni Novgorod State University of Lobachevsky (603950, Nizhny Novgorod, pr. Gagarin, d. 23);
Svetlana V. Berezina,
Associate Professor of Finance and Credit, Candidate of Economic Sciences Nizhni Novgorod State University of Lobachevsky (603950, Nizhny Novgorod, pr. Gagarin, d. 23);
Maria E. Shashkina,
Associate Professor of Finance and Credit, Candidate of Economic Sciences Nizhni Novgorod State University of Lobachevsky (603950, Nizhny Novgorod, pr. Gagarin, d. 23)
Abstract. Cardinal changes in the educational process include the standards of the third (3+) generation (FSES HPE), in which the slogan «Education for life» is replaced by the slogan «Lifelong education». The standards set the requirements for learning outcomes of the educational program of higher professional education. Today, the coaching approach in education and training is of great interest to teachers, parents and trainees, as it allows developing awareness, independence, initiative, goal-setting skills and all this is fixed in the competence. Coaching contributes to the formation of positive thinking, supports self-reliance and capabilities, and this leads to high educational and cognitive motivation, the formation of responsibility and competence. The teacher with the help of coaching helps the trainee to open his own possibilities, turning problems into solvable tasks.
Keywords: coaching, coach, consulting, mentoring, training, competence, awareness, incompetence, unconsciousness.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Никулина Н.Н., Березина С.В., Шашкина М.Е. Использование коучинга в образовательной магистерской программе. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):240-3.
Сущность, принципы коучинга и процесс ре- инициативу, творческие способности, формировать
ализации в магистерской программе гражданскую позицию, способность к труду и жиз-
В Федеральном законе «Об образовании в Рос- ни в условиях современного мира, формировать у
сийской Федерации» п. 4 ст. 48 «Обязанности и обучающихся культуру здорового и безопасного об-
ответственность педагогических работников» от- раза жизни.
мечена необходимость развивать у обучающихся При изучении дисциплина «Научно-педаго-
познавательную активность, самостоятельность, гический семинар» для программ магистратуры
«Финансы и кредит» включена тема «Коучинг в образовании 21 века», предусмотрен двухчасовой семинар, завершается подготовкой и презентацией портфолио, связаная с такими темами кластера как: «Развитие технологий критического мышления», «Интерактивные формы обучения», «Сущность и роль апробации, эксперимента в научно-исследовательской работе». В теме реализуются общекультурные и профессиональные компетенции, например:
ОК-1 — способность к самостоятельному освоению новых методов исследования;
ПК-19 — способность осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информацию по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования.
Коучинг — это новая методика на стыке психологии, менеджмента, философии и логики, используется для повышения эффективности, раскрытия потенциала обучаемых для решения личных и деловых задач. Эта методика распространена во всех экономически развитых странах, основополагающие принципы коучинга могут быть успешно использованы в педагогике. Формируется новый подход к процессу обучения, способствующий вовлеченности в процесс, повышению ответственности за результат.
Коучинг — это педагогическая поддержка для обучаемого, нацеливания его на конкретный результат. Эта форма консультативной поддержки помогает обучаемому достигать обозначенных целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей, формирования новых навыков, знаний и умений.
Процесс коучинга состоит из нескольких этапов:
• постановка цели и осознание ее реальности;
• анализ необходимых составляющих успеха, имеющиеся возможности;
• выбор стратегии действий;
• мониторинг достижения цели и анализ полученных результатов.
Коучинг основывается на пяти принципах, представленных на рис. 1.
Вся работа по коучинговому подходу проходит с использованием этих пяти принципов с применением для оценки метода шкалирования. Шкалирование — графический метод оценки, основанный на визуальном представлении ситуации, помогая осознавать уровень «приближения» ситуации к максимально приемлемой в данный временной период.
Отличительные признаки методов «коучинг — наставничество — тренинг — консалтинг»
Отличие коучинга от других методов в том, что направлен на извлечение знаний от обучаемого, помощь на основе собственных навыков и умения повышать эффективность. В консалтинге привлекаются консультанты для получения экспертного мнения, выявления проблемы, давая рекомендации; коучинг — выдвигает предположения, обучаемые способны генерировать собственные решения, используя рекомендуемые способы и подходы. Наставничество предполагает делиться своим опытом, коуч — помогает определить цели и задачи по их достижению. Тренинговые программы основаны на приобретении навыков, тренер — следует заранее установленной программе, коуч — следует за обучаемым без строгого плана.
Рис. 1. Основополагающие принципы коучинга в магистерской образовательной программе «Финансы и кредит» № 3 / 2018 - Вестник экономической безопасности -241
Основной постулат коучинга — каждый обучаемый способен найти оптимальные для себя пути достижения целей и выбор оптимального темпа продвижения. В табл. 1 показаны отличительные признаки методики и подходов к обучению «коучинг — консалтинг — наставничество — тренинг».
Компетентность и осознанность — основа внедрения коучинга
Концепция модернизации российского образования ориентирована на профессиональную подготовку кадров, в соответствии с международными стандартами. Понятие «подготовленность» заменяется на «компетентность» — как система базовых, ключевых специальных компетентностей. Например, в понятийном поле рассматривать сочетание «знаю, что» заменяется «знаю, как». В системе ко-учинга есть «лестница» компетенций, наглядно помогающая понять, как обучаемый овладевает определенными компетенциями.
Пример 1. Неосознанная некомпетентность, когда обучаемый неизвестно, что он не знает или не умеет делать что-либо. Возможно, не испытывает потребности в приобретении умения или знания, поэтому не осознали дефицит собственной компетентности.
Пример 2. Осознанная некомпетентность, когда обучаемый приобретает знание о своем «незнании», в результате появляется потребность, желание совершить то или иное действие, выражая это, как «я знаю о том, что не знаю».
Пример 3. Осознанная компетентность, когда принимается решение пойти учиться, копируя действия своего педагога. Успешно закончив курс обучения, получив диплом (сертификат), обучаемый в течение некоторого времени будет повторять полученные
Отличительные признаки «коучинг — консал'
знания, испытывая желание напоминать себе о полученных осознанно знаниях в той или иной области.
Пример 4. Неосознанная компетентность, когда знания и умения используются часто и становятся «привычками». Выполняя их, обучаемый не испытывает нужды обдумывать, вырабатывать алгоритм выполнения. Обладая опытом, вырабатывается автоматизм — «автопилот».
Чтобы поднять компетентность на более высокий уровень требуются новые технологии обучения. От коуча требуется умение связать потребности в обучении, помочь обучаемому выйти из ситуации «неосознаваемой некомпетентности». Коучинг происходит тогда, когда субъект осознанно или неосознанно нуждается в переходе на следующий более совершенный уровень деятельности.
Проблемы и перспективы коучинга в России
На сегодняшний день разработано несколько программ, в рамках которых проводятся семинары, тренинги, мастер — классы по коучингу, они проводятся не в системе первого высшего образования, а как дополнительное бизнес-образование в рамках отдельных программ, например, МВА. Одна из причин — недостаточность средств финансирования направлений бакалавриата и магистратуры, коучинг рассматривается пока как новое, рассчитанное на бизнес — элиту.
В России действует только одна организация, которая способна дать достоверную оценку деятельности коуча — это Международный союз коу-чей (1Си). Отсутствуют четкие стандарты и критерии оценки деятельности коуча как профессионала. Любой человек может пройти курсы коучинга и по окончании получить сертификат, подтверждающий
Таблица 1
нг — наставничество — тренинг» (выборочно)
Признаки Характеристики признаков, в том числе:
консалтинг наставничество тренинг коучинг
Исследует Проблемы Успешный опыт Умения, навыки, владения Успешный опыт, результат, возможности, потенциал
Направлен на Предложение готовых вариантов решений Передачу опыта наставника Постановку навыков Поиск собственного решения, создание своего опыта, развитие осознанности своих талантов
Клиент (обучаемый) Принимает готовые решения Принимает опыт наставника Умеющий что-то Создающий собственные решения; свой опыт, осознающий, несущий ответственность
Таблица 2
Перспективы и эффективность коучинга в процессе обучения
Перспективы коучинга Эффективность коучинга
Возможность индивидуального развития личности обучаемого Повышение качества жизни, получение высокой степени удовлетворенности в будущей профессии
Активизация внедрения ФГОС ВПО Совершенствование структуры образовательного кластера в соответствии с требованиями работодателей по отраслям, сферам деятельности
Творческий подход к стилю мышления, восприятию информации Сочетание элементов творческого труда с учетом психо — эмоциональных особенностей исполнителей
Обновление и внедрение новых общекультурных и профессиональных компетенций Развитие инновационных технологий, цифровой экономики, внедрение инжиниринговых и реинжиниринговых начинаний по отраслям экономики
Создание предпосылок создавать, удерживать партнерскую среду между педагогами и обучаемыми Развитие эффективных навыков коммуникации, создание в организациях центров финансовой ответственности для усиления мотивации трудовой деятельности
компетенции выпускника, его способность к преподаванию. Школ коучинга много, однако, четких стандартов их деятельности нет, зачастую предлагаемые ими трактовки общепринятых догм коучинга далеки от их истинного значения.
Союзом коучей предлагается ввести дисциплину «Коучинг в образовании 21 века» в вузовские программы, как синтез наук менеджмент и психология. Добавить к числу базовых в кластер блока Б1, это позволит достигнуть синергетического эффекта при изучении последующих дисциплин, связанных с особенностями направления бакалавриата и магистерских программ. Это позволит создать учебные планы, правила аттестации, составить списки литературы, рекомендуемые по данной дисциплине. В табл. 2 представлены перспективы и эффективность коучинга в образовательном процессе.
Современные ФГОС ВПО предполагают, что 50—70% объема программы обучаемый должен изучать самостоятельно. Задача образовательного процесса состоит не только в передаче знаний, умений и навыков, а в формировании осознанной активной позиции студента. Важна личность обучающегося, происходящие в процессе обучения изменения, а не просто сумма знаний, накопленных за время обучения в учебном заведении.
Заключение
1. Коучинг — требует большого опыта и серьезного подхода со стороны педагога, это система поддержки обучаемого. Профессиональное применение коучинга предполагает предварительное обучение и подготовку педагога.
2. Коучинг помогает обучающимся посмотреть со стороны на аспекты своей деятельности с помощью информированного, объективного «про-
водника», направлен на повышение эффективности деятельности.
3. Коучинг основан на использовании существующих знаний и умений в сочетании с пересмотром установок, привычных методов выполнения трудовых функций.
4. Введение в кластер магистерских программ дисциплины «Научно-педагогический семинар», с проведением семинара по теме «Коучинг в образовании 21 века» способствует реализации одного из принципов закона «Об образовании в Российский Федерации» — развитие у обучаемых познавательной активности, самостоятельности, повышение компетентности и осознанности в профессии.
5. Внедрение принципов, методов и подходов коучинга в практику обучения позитивно сказывается на качестве полученного образования в соответствии с ФГОС ВПО «3+».
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Электронный ресурс http: //www. URL: http: //www.garant.ru
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Электронный ресурс. URL: http: //www. basa.garant.ru>70977508/
3. Березина С.В., Никулина Н.Н., Борисова И.И. Сущность и роль кластера в совершенствовании образовательного процесса // Инновационные методы обучения в высшей школе. Нижний Новгород, ННГУ им. Лобачевского, 2016.
4. Огнев А. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург. Изд-во Речь, 2003.
5. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. Санкт-Петербург. Изд-во Речь, 2003.
№ 3 / 2018
Вестник экономической безопасности
243