Научная статья на тему 'Космос как стратегический приоритет в борьбе за мировое экономическое лидерство в XXI веке'

Космос как стратегический приоритет в борьбе за мировое экономическое лидерство в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1018
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОС / КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Логинов Е. Л., Логинов А. Е.

В статье исследованы проблемы использования космоса и космических технологий в геоэкономической борьбе за лидерство в мировой экономике. Только успешность космической стратегии в экономическом, научном, технологическом и других аспектах будет во многом определять перспективы развития мировой экономики и экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космос как стратегический приоритет в борьбе за мировое экономическое лидерство в XXI веке»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

25 (82) - 2010

космос как стратегический приоритет в борьбе за мировое экономическое лидерство в хх! веке

е. л. логинов,

доктор экономических наук, вице-президент Национального института энергетической безопасности E-mail: [email protected]

А. е. ЛОГИНОВ,

старший аналитик ОАО «Гловерс» E-mail: [email protected]

В статье исследованы проблемы использования космоса и космических технологий в геоэкономической борьбе за лидерство в мировой экономике. Только успешность космической стратегии в экономическом, научном, технологическом и других аспектах будет во многом определять перспективы развития мировой экономики и экономики России.

Ключевые слова: космос, космические исследования, космические технологии, инновации, безопасность, экономическое доминирование.

Особенностью, которая определяет эффективность политики США в последнее десятилетие, является стратегический концепт, суть которого в том, что наиболее надежное средство гарантировать успешное экономическое, социальное и т. п. развитие — это создать контролируемое будущее. Одним из основных составляющих создания такого будущего — в условиях возрастающей степени неопределенности вследствие турбулентности мирового развития — является использование глобальных факторов как инструмента программирования направлений развития самих США, их союзников по международным институтам политического, экономического, военного и т. п. характера, а также других стран [6].

Среди таких факторов нужно выделить принципиально новые технологии, которые создают качественный отрыв США от других стран и формируют новую ситуацию в геополитическом соперничестве как совокупности экономических,

технологических, военных и других сфер конкуренции.

Блок взаимосвязанных технологий (рис. 1) должен создать основу для окончательного закрепления доминирования США, когда другие страны просто не смогут наверстать научно-техническое отставание и вследствие этого навсегда останутся зависимыми и в других сферах деятельности.

В последние годы одним из наиболее важных глобальных факторов является КОСМОС, успешность использования которого фактически является аттрактором завоевания мирового лидерства и последующего стратегического доминирования в XXI в. (рис. 2).

В первой половине XXI в. качественное возрастание значения космических технологий является тем фактором, который снижает степень значимости традиционных факторов, ранее определяющих успех экономического и социального развития стран в условиях возрастания степени конкурентной борьбы стран и корпораций.

Космические системы уже сегодня стали неотъемлемым элементом нового — информационно и когнитивно детерминированного технологического уклада, к которому происходит переход в развитых странах и к которому стремятся новые индустриальные страны.

Космические исследования во многом определяют направления формирования нового этапа познания окружающего мира и фундаментальных конструкций мироздания. В связи с этим возмож-

Рис. 1. Научно-техническая детерминанта глобального доминирования

Космические энергетические платформы, «лунный» гелий и т.п.

Политическая неопределенность

д

к н и

га X и ф т О X X ф

^

% ф

О ф

X а

о с

о

т ш X

Связь, телевидение, системы геомониторинга, ГЛОНАСС и т.п.

Космические энергетические технологии Космические информационные технологии

Космические военные и «двойные» технологии Космические научно-технические инновации

Военные спутники, космические ударные комплексы и т.п.

Военная неопределенность

Рис. 2. «Космическая» матрица снижения неопределенности будущего

ности развития мирового социума с учетом расширения спектра понимания опасности внешних и внутренних угроз человечеству будут зависеть от того, что принесут нам результаты исследований в космосе, в том числе результаты экспедиций на Луну и Марс, на Европу — спутник Юпитера и т. п. История уже неоднократно демонстрировала нам озабоченность, точнее, понимание руководством США последствий «огромного потенциала социальной нестабильности» вследствие результатов неуправляемых физических и космических исследований.

Привязка модели устойчивого развития к четко сформированной стратегии космической деятельности — закономерный шаг США на пути формирования парадигмы завоевания глобального (мирового) экономического, политического, воен-

ного, научного, энергетического и т. п. лидерства и через него осуществления доминирования в важнейших мироформирую-щих сферах.

Сегодня потенциал партнерства и конфликтов в космической сфере зависит главным образом от того, как далеко и насколько быстро в возможностях ее освоения и использования смогут продвинуться США. П о с ко ль ку ч е м бл и ж е американцы подойдут к прорыву на этом направлении (от создания принципиально новых материалов и космических аппаратов до изменения научной картины Вселенной), тем более вариативно и непредсказуемо в реализации своих целей в космосе станут вести себя отстающие от них страны [7].

Экономические и военные интересы, а также соображения престижа, стремление к развитию высоких технологий обусловили то, что сегодня более 30 стран реализуют собственные программы космической деятельности, около 20 стран располагают собственной научной и производственной базой для создания космических аппаратов.

В целом около 150 стран мира используют отдельные космические технологии. И еще более велико число стран стремящихся использовать космические технологии в военных или двойного назначения целях.

Ранее наблюдался примерный паритет военно-космических разработок США и СССР. Так, 1 ноября 1968 г. советский КА «Космос-252», сблизившись с мишенью («Космос-258»), взорвался и поразил ее осколками. Всего был произведен 41 запуск космических аппаратов по программе ИС — «Истребитель спутников». Последние советские испытания противоспутниковой системы

- 53

к

га

X и <и т и л н и О X

О X

^ ф

О

X ж <и

V ф

1- а

о X т > с о ф X

га

X

Ядерные реакторы и двигатели, лазеры, нанотехноло-гии и т.п.

прошли 18 июля 1982 г. в рамках крупнейших стратегических учений, получивших за рубежом название «Семичасовая ядерная война». После них США тоже приступили к аналогичным разработкам.

В 1983 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов объявил о прекращении противоспутниковых испытаний. А в 1984 г. США провели первые удачные запуски с высотного истребителя ракеты космического перехвата. Однако в декабре 1985 г. Конгресс США запретил дальнейшие работы в этой области до тех пор, пока СССР будет сохранять мораторий на испытания. В 1991 г. руководство СССР решило принять на вооружение комплекс космической обороны ИС-МУ, состоящий из ракеты-носителя и спутника-истребителя 14Ф10. Однако в трудные 1990-е гг. просто не нашлось средств, чтобы изготовить и поставить на дежурство столь сложные системы [10].

Однако сейчас при равном с США количестве направлений гражданской космической деятельности Российской Федерации объем финансирования данной деятельности в России в 14 раз меньше. Остальные страны, ведущие активную космическую деятельность, сосредоточились на ограниченном количестве ее приоритетных направлений или имеют меньшую интенсивность выполнения аналогичных задач.

Ежегодный объем финансирования Роскосмо-са соответствует только минимальному уровню, при котором обеспечиваются существование самостоятельной гражданской космической программы и ограниченная способность проводить независимую государственную научно-техническую политику в отношении космической деятельности.

В 2007 г. соотношение финансирования гражданской космической деятельности и объема валового внутреннего продукта страны в США составляло 0,14 %, в России — 0,11 % [12]. Аналогичная ситуация была и в 2008—2009 гг.

В условиях «глобализации» мировой экономики, когда развитые страны и прежде всего США переводят энерго- и материалоемкие производства в развивающиеся страны с минимальной стоимостью рабочей силы и другими производственными издержками, в США последовательно реализуется стратегия концентрации наукоемких исследований и производств с очень высокой рентабельностью.

Экономическое превосходство позволяет США развивать все направления космической индустрии, контролировать ряд стратегических областей, таких, например, как Глобальная система определения местоположения (Global Positioning System — GPS) или спутниковая военная разведка,

54 -

а также разрабатывать и осуществлять программы мирового масштаба, подобные проекту Международной космической станции или программе исследования Луны и Марса.

Дополнительные выгоды приносит и то, что до 80 % производственных технологий в рамках ракетно-космической промышленности имеют универсальный характер (например, информатика и связь, высокопрочные материалы, электронно-лучевые и лазерные технологии и т. п.) и могут с успехом применяться в других отраслях экономики.

Объем мировой космической индустрии составлял в докризисном 2007 г. около 250 млрд долл. По окончании кризиса, предположительно в 2011—2015 гг., доходы от космической коммерческой деятельности в мире составят до 500 млрд долл. в год, причем 200 млрд долл. принесет спутниковый рынок.

Рынок космических технологий стремительно развивается, и участие в поставках продукции и услуг является важной составляющей научно-технического развития любой страны. Реализация программ фундаментальных космических исследований позволит удовлетворить потребности научных школ страны информацией в интересах прогноза и оперативного мониторинга «космической погоды», продолжить изучение планет и их спутников, расширить наши знания о Земле и происходящих на ней процессах.

Актуальна сегодня задача поиска принципиально новых источников энергии с использованием в том числе и ресурсов других планет. А в стратегической перспективе необходим поиск путей предупреждения надвигающихся космических катастроф.

Проведение космических исследований с участием человека позволит ускорить разработку космической техники нового поколения, получить новые данные по физике космоса и космическому материаловедению, наконец, обеспечит развитие техники и технологий для будущих полетов человека к планетам Солнечной системы [12].

Период предыдущих лет можно рассматривать как «стратегическую паузу» — как период наработки новых технологических возможностей и идей, а настоящий период следует рассматривать как «зону стратегической бифуркации» — радикального пересмотра главных критериев космической деятельности и, одновременно, интенсивной подготовки к принятию решений о будущем космической деятельности, которая во многом определит переход мировой экономики в качественно новое состояние. Огромное значение здесь будет иметь военная составляющая.

По справедливой оценке А. Н. Зелина1, анализ развития средств воздушно-космического нападения (СВКН) иностранных государств показывает, что уже в период до 2020 г. произойдут коренные изменения, связанные с освоением воздушно-космического пространства как единой сферы вооруженной борьбы. Именно в этот период на вооружение основных иностранных государств поступят принципиально новые средства и системы: гиперзвуковые и воздушно-космические летательные аппараты, разведывательно-ударные беспилотные аппараты, оружие на новых физических принципах. Произойдет интеграция средств разведки, связи, навигации и управления в единую информационно-разведывательную управляющую систему. Качественно изменятся формы и способы применения войск и сил.

В этих условиях противник получит возможность наносить скоординированные во времени и пространстве высокоточные удары практически по всем целям на территории России.

Само воздушно-космическое пространство станет единой, а порой и основной сферой вооруженной борьбы, а военные действия в ней приобретут главенствующую роль и глобальный размах. Успешное их ведение станет основой для достижения успеха в вооруженной борьбе на суше и на море.

Для Российской Федерации опасность воздушно-космического нападения усугубляется особенностями ее геостратегического положения и рядом факторов военно-стратегического, военно-географического и иного плана. Их наличие создает благоприятные условия для применения сил воздушно-космического нападения противника и обусловливает предпочтительность именно воздушно-космического вторжения по сравнению с сухопутным. С другой стороны, именно эти факторы затрудняют нам эффективное решение задач противовоздушной (воздушно-космической) обороны государства [4].

С этой точки зрения понятно внимание, уделяемое военно-космическим и им сопутствующим технологиям в США.

Глобальное управление мировыми процессами закономерно потребовало создания глобальных систем связи, что могло быть реализовано только при использовании спутников. В связи с этим именно космосу отводится основная роль при создании США Глобальной информационной решет-

1 Александр Николаевич Зелин — главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ, генерал-полковник.

ки. Данная глобальная информационная система позволит Пентагону в полной мере использовать силу информации, начиная от ее применения в экономике и заканчивая использованием в потенциальных конфликтах в космосе.

Идея всеохватывающего господства лежит в основе многих доктринальных документов: информационное превосходство рассматривается в них как неотъемлемая часть такого господства, а в некоторых случаях как главный способ полного доминирования над другими странами. Подобное доминирование позволит Соединенным Штатам действовать с большей скоростью, эффективностью в средах, которые являются комплексными, динамичными и менее определенными.

Именно концептуально-теоретические разработки в области военно-космической безопасности и активные действия по разработке военно-космических программ позволяют США приближаться к реализации доктрины глобального доминирования, и 2008 г. в этом плане достаточно показателен. По планам США контроль над информационной инфраструктурой последовательно влечет за собой контроль над информационными потоками, мировой политикой и международной экономикой. Становится вполне очевидно, что, осуществляя такой достаточно широкий спектр военно-космических программ, США четко ориентированы на лидерство в этой сфере, через которое намерены перейти к глобальному доминированию во многих других сферах. Более того, по мнению ряда американских специалистов, затраченные в 2008 г. в общей сложности 6 млрд долл. на военно-космические программы — это лишь часть общего объема финансирования данной сферы [8].

Идет процесс сращивания гражданского и военного космоса путем, во-первых, создания технологий двойного назначения, во-вторых, допущения инвестиций частного сектора в развитие космических технологий и, в-третьих, совместного использования систем, предусматривающих передачу информации гражданским ведомствам, полученную от военных космических систем, с одной стороны, и привлечение коммерческих космических систем для решения военных задач, с другой.

Все активнее решается вопрос об использовании гражданских космических объектов и оборудования в военных целях. В последнее время эта тенденция усиливается. Например, в ходе военной операции США в Ираке в 2003 г до 80 % военной связи на театре военных действий обеспечивалось коммерческими спутниковыми системами. Около трети из 30 тыс.

55

выпущенных по Ираку снарядов и бомб управлялось с помощью космической системы глобального позиционирования GPS. Ослепление «космического глаза», т. е. системы GPS, а также космического эшелона системы предупреждения о ракетном нападении ядерных стран сегодня уже в принципе технически реально. Но возникновение такой возможности подрывает системы национальной безопасности ядерных держав и может повлечь за собой общую дестабилизацию международной ситуации.

«Мы считаем, что граница между нынешним использованием космоса в защитных целях и его действительной милитаризацией очень тонка», — предупредил министр иностранных дел Индии Пранаб Мухерджи (Pranab Mukherjee). Он призвал все страны удвоить усилия, направленные на заключение такого договора, который будет гарантировать мирное использование космоса [14].

Таким образом, в военно-космической деятельности США можно проследить две вполне взаимосвязанных тенденции. С одной стороны, это стремление обеспечить свою национальную безопасность, так как системы связи и космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении являются критически важными для ее обеспечения. А с другой стороны, предпринимаются активные, последовательные усилия по проведению в жизнь доктрины глобального доминирования. И космические средства вносят огромный вклад в ее реализацию [8].

Несколько лет назад в США подготовили и опубликовали доклад Transformation Flight Plan о развитии боевых космических систем, которые должны быть созданы в ближайшие десятилетия. В некоторых случаях указаны возможные сроки их создания. К ним относятся:

• противоспутниковые системы воздушного базирования (2015 г.);

• системы космического базирования, предназначенные для вывода из строя телекоммуникационных космических аппаратов и систем предупреждения о ракетном нападении потенциального противника (2010 г.);

• системы космического базирования, предназначенные для уничтожения или противодействия работе разведывательных спутников потенциального противника;

• мощные лазеры воздушного и космического базирования, а также устройства, позволяющие ретранслировать луч лазера, сгенерированный на Земле;

• мощные лазеры наземного базирования для использования в противоракетных системах

56 -

с возможностью управления их работой со спутников;

• системы изучения дальнего космоса;

• космический корабль для обслуживания и ремонта боевых систем космического базирования в период их эксплуатации на околоземной орбите (2015 г.);

• система предупреждения о ракетном нападении следующего поколения и прочее.

Для облегчения понимания роли и значения систем Космическое командование ВВС США объединило предоставляемые ими возможности в четыре области применения и одну область обеспечения:

• повышение эффективности космических сил (возможности, повышающие эффективность проведения военных операций на суше, на море, в воздухе и космосе);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• противокосмические операции (возможности, позволяющие завоевать и удержать превосходство в космическом пространстве, предоставляющие ВС США право использовать космос в своих интересах и лишающие этого права противника);

• применение космических сил (возможности, используемые для выполнения задач с применением систем оружия из (через) космоса, в результате чего наземные цели постоянно находятся под угрозой уничтожения);

• космическое обеспечение (возможности по запуску, в случае необходимости, полезной нагрузки и по контролю за функционированием ИСЗ);

• обеспечение операций (функциональная область, которая распространяется на все задачи и обеспечивает требуемую инфраструктуру) [3]. Тем не менее американское руководство не

рассчитывает на то, что имеющиеся сейчас силы и средства гарантируют безопасность США и в будущем. Новые вызовы, а также растущая опасность ограничения доступа Соединенных Штатов в космос, как логично полагают их военные специалисты, должны получить адекватный ответ.

Среди наиболее перспективных космических разработок США можно выделить следующие2:

• программа автономных микроспутников ANGELS (Autonomous Nanosatellite Guardian Evaluation Local Space — Автономная наноспут-никовая защита для охраны ближней зоны), которые предназначены для охраны и диагнос-

2 Список далеко не исчерпывается перечисленными разработками, его можно продолжить.

тики неисправностей космических аппаратов США, но могут применяться и для инспекции и воздействия на спутники потенциальных противников: систем связи, навигации, обнаружения пусков ракет и радиоперехвата;

• создание сверхзвукового летательного средства Falcon, который сможет доставить 5 400 кг бомб в любую точку мира в течение считанных минут. Разрушительная сила бомб будет многократно усилена силой притяжения Земли, на которую бомбы будут падать со скоростью, в 6 раз превышающей скорость звука (7 400 км/ч). Высота полета составит 46 км;

• ВВС США намерены до 2011 г. развернуть новую систему слежения, предназначенную для защиты спутников от ракет потенциального противника и других возможных угроз. В ближайшее время, в частности, планируется модернизировать имеющуюся систему Space Fence, в состав которой входят наземные датчики, осуществляющие мониторинг космического пространства, а также вывести на орбиту разведывательный спутник Space Surveillance, оснащенный электрооптической аппаратурой для слежения за другими космическими аппаратами;

• Министерство обороны США совместно с NASA осуществляет работу по созданию так называемых солнечных космических электростанций. Эти объекты будут представлять собой космические платформы, достигающие нескольких километров в поперечнике и преобразовывающие свет в СВЧ-излучение, которое потом может дистанционно передаваться на Землю. При этом существуют два способа передачи энергии без проводов: по лазерному лучу и при помощи СВЧ-излучения. Наиболее отработан второй способ. В вакууме СВЧ-луч пройдет без рассеивания, а в атмосфере при его прохождении образуется узкий канал из ионизированных молекул газа, играющих роль некой передающей трубы. На поверхности Земли предполагается построить приемную чашу диаметром от нескольких сотен метров. В дальнейшем эта энергия преобразуется в электрическую. Такая гражданская станция в любой момент может превратиться в мощную пушку, способную вывести из строя всю электронику на территории противника, выжечь растительность, нанести ожоги населению, воздействовать на психику людей и т. п.

При условии резкого снижения военно-ядерных потенциалов, что предлагает сейчас миру

руководство США, а может быть даже их полного уничтожения, с учетом преобладающего превосходства США в обычных, в том числе высокоточных вооружениях, создание системы солнечных космических электростанций (с учетом их военного потенциала) в сочетании с орбитальной спутниковой группировкой и системой ПРО означает приобретение США качественно нового военного преимущества, так как другим странам (кроме России) практически нечего будет им противопоставить. Атака на такие космические электростанции США со стороны боевых или обычных спутников других стран легко может быть подавлена с помощью упомянутых наноспутников США, а запуск ракет с земли «отбит» с помощью средств ПРО, применения лазерного луча или направленного СВЧ-излучения самих платформ, а также использования HAARP.

Здесь необходимо особо выделить проект HAARP (High Frequency Active Auroral Research Program), в том числе испытания комплекса ионосферных исследований «Арфа» («авроральная резонансная фазированная антенна»). Эффективная излучаемая мощность входящих в его состав ионосферных излучателей составляет в настоящее время на уровне земной поверхности от 4,7 до 10 ГВт. При этом модульная схема комплекса позволяет в случае необходимости поэтапно увеличить его мощность в несколько раз. США особо не скрывают, что комплекс HAARP построен не только для изучения ионосферы, но и для проведения исследований по созданию перспективных средств ПВО и ПРО. Ряд специалистов считает, что подобные комплексы могут дополнительно использоваться для связи с подводными лодками, а также для обнаружения находящихся под землей объектов. По мнению других, комплексы типа HAARP в перспективе могут стать базой для создания многофункционального физического оружия, включающего в себя геофизическое, метеорологическое оружие, оружие психического воздействия и ряд других возможностей аналогичного использования вплоть до изменения характеристик (энергетических, временных, информационных и т. п.) околоземного пространства [2].

Комплексное использование названных систем создает для США «окончательное», или так называемое «закрывающее» (иностранный военный суверенитет) военное преимущество, позволяющее из космоса в кратчайшие сроки выигрывать любой военный конфликт, в том числе за счет упреждающего удара, а также без прямой военной конфронтации разрушающе воздействовать на инфраструктуру и

- 57

информационные системы любой страны, влиять решающим образом на биологический, в том числе сельскохозяйственный потенциал, на большие группы людей в любом месте планеты и т. п.

Приобретение же США за счет системы солнечных космических электростанций энергетической независимости, наличие возможности временного замещения внешних энергетических поставок завершает приобретаемый США комплекс факторов глобального доминирования в экономической, технологической, военной и других сферах, что будет естественным образом реализовано как доминирование политическое.

На основе использования космических технологий США будет сформирована для мира модель техно-опосредованного социально-экономического прогресса, которую остальные страны вынуждены будут принять к исполнению, так как с учетом складывающихся тенденций мирового развития у них не будет иного выхода. Таким образом, космос становится точкой бифуркации сохранения реального национального суверенитета тех стран, которые в нем заинтересованы и могут его себе позволить.

Потребность описанной космодетерминиро-ванной трансформации стратегии США определена следующими глобальными событиями, завершающими этапы ранее длительно развивающихся групп следующих тенденций и факторов.

1. Финансовая детерминация. Глобальный экономический кризис, с одной стороны, резко обострил потребность в денежных средствах, что потребовало ревизии государственных программ США, а с другой — создал возможность бесконтрольного выделения (в рамках глобальных финансовых антикризисных итераций Правительства США за счет инфлированной денежной массы) огромных сумм на космические, прежде всего военно-энергетические цели.

2. Миродоминантная глобализационная детерминация. Целенаправленное и последовательное проведение цепочки масштабных финансовых спецопераций в рамках стратегии глобальной мега-операции Глобальный кризис 2008— 2010 гг. как современного аналога Великой депрессии 1930-х гг. имеет своим следствием закрепление новой картины экономических и политических взаимоотношений, определяющих миропостроение в первой четверти XXI в. Космическое доминирование, достигаемое США в космосе, должно окончательно закрепить результаты глобального кризиса 2008-2010 гг.

58 -

3. Научно-исследовательская детерминация. Переход глобальных политико-экономических кланов США к новому этапу глобальных манипуляций в силу их определенных религи-озно-иделогически-мировоззренческих клановых установок требует завершения ряда ранее начатых (как традиционных, так и нетрадиционных) физических, астрономических, космо-археологических, биологических и т. п. научно-технических исследований, для чего необходимо форсирование ряда взаимосвязанных космических программ. В результате произойдет формирование новой объективной реальности, позволяющей, как думает ряд американских экспертов, реализовать определенным кланам американского истэблишмента свои цели по переустройству мира на мировоззренческих постулатах, которым, по разным мнениям, от 200 до 2 000 лет.

Структура последовательности мироформи-рующих действий США на основе глобального космического доминирования приведена авторами на рис. 3.

В этих условиях крайне важна позиция российского руководства. Так, Президент РФ Дмитрий Медведев высказался за предотвращение размещения оружия в космическом пространстве, предложил отказаться от компенсации сокращаемых ядерных СНВ путем увеличения стратегических систем, оснащенных обычными боезарядами, а также отметил важность введения гарантированного запрета на создание «возвратных ядерных потенциалов».

В своем выступлении в Xельсинки глава российского государства обратил внимание еще на один аспект глобальной безопасности - на взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений (СНВ и стратегических систем ПРО). По мнению президента страны, одностороннее развертывание противоракетных систем ломает существующую ныне систему противовесов в этой сфере и самым решительным образом осложняет перспективу ядерного разоружения. Дмитрий Медведев отметил, что подлинно глобальная система ПРО не может подверстываться под интересы одного государства или даже группы государств, а ее параметры не могут задаваться в одностороннем порядке.

С учетом описанных тенденций основные задачи Космических войск России в настоящее время связаны с наращиванием возможностей информационных космических комплексов и систем; централизацией руководства военно-космической

Рис. 3. Структура последовательности мироформирующих действий США на основе глобального

космического доминирования

деятельностью; максимальной концентрацией ответственности за обеспечение Вооруженных Сил РФ информацией; обеспечением непрерывного контроля за районами старта баллистических ракет, разведкой космического пространства и выдачей предупреждения о ракетном нападения на пункты управления Верховного Главнокомандующего и Генерального штаба ВС РФ; выдачей информации о космической обстановке на пункты управления; подготовкой и запуском КА в интересах обороны и безопасности, а также в интересах социально-экономического развития страны.

С учетом обозначившихся негативных тенденций возрастания угроз военной безопасности РФ и их смещения в воздушно-космическую сферу Президентом России в апреле 2006 г. была утверждена Концепция воздушно-космической обороны Российской Федерации до 2016 года и последующий период. В рамках ее реализации Главным командованием ВВС под руководством Генерального штаба Вооруженных Сил РФ выработан комплекс необходимых организационных и военно-технических мер, обеспечивающих на первом этапе совершенствование возможностей существующих систем противовоздушной и ракетно-космической обороны и создание на втором этапе интегрированной системы воздушно-космической обороны страны [4]. Принципиальную задачу создать единую систему средств ПВО, ПРО и ПКО (противокосмическая оборона) поставил перед оборонно-промышленным комплексом первый вице-премьер С. Иванов.

Помимо военных программ, российская ракетно-космическая промышленность осуществляет сотрудничество с зарубежными странами по следующим основным направлениям:

• ракеты-носители и перспективные космические транспортные системы;

• предоставление услуг по запускам космических аппаратов;

• создание элементов ракетно-космической техники;

• пилотируемые программы;

• спутниковая связь и вещание;

• координатно-временное обеспечение;

• космическое материаловедение;

• дистанционное зондирование Земли, метеонаблюдение и экологический мониторинг;

• фундаментальные космические исследования. В 2007—2008 гг. руководством страны были

приняты документы, определяющие перспективы развития отечественной космонавтики на долгосрочную и среднесрочную перспективу: Система взглядов на осуществление Россией независимой

60 -

космической деятельности со своей территории во всем спектре решаемых задач на перспективу до 2040 г. и Основы политики РФ в области космической деятельности на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу. Эти документы обязывают отечественную космическую отрасль перейти к осуществлению новых амбициозных проектов в космической сфере. Таких, например, как создание новой перспективной пилотируемой транспортной космической системы, а в перспективе — и средств для исследования Луны и Марса, других планет и объектов Вселенной [11].

Особое внимание необходимо уделить перспективным разработкам космических технологий многоцелевого назначения. Авторы, помимо упомянутого проекта HAARP и его производных, кратко напоминают некоторые из них:

• проведение 22 января 1999 г. совместного американо-российского эксперимента по подрыву над тихоокеанским побережьем Аляски в ионосфере Земли на высоте 270 км специального плазменного генератора, который был разработан и поставлен Институтом динамики геосфер РАН. Специальный помощник президента США по национальной обороне и контролю над вооружениями Роберт Белл, комментируя тогда его результаты, прямо заявил, что проведенное испытание призвано проверить возможность обнаружения боеголовок БР в момент их входа в атмосферу Земли;

• совместный проект RAMOS (Russian-American Observation Satellite). Он осуществлялся в 1992—2005 гг. и был нацелен на создание технологического задела для производства аппаратуры наблюдения за БР повышенной информативности;

• российский цикл космических экспериментов «Плазменный кристалл» — исследование низкотемпературной плазмы, в которой помимо электронов и ионов присутствуют пылевые частицы микронных размеров. При проведении исследований удалось обнаружить ряд новых, ранее не наблюдавшихся физических явлений и эффектов, в частности, процессов формирования в условиях микрогравитации трехмерных упорядоченных структур из заряженных пылевых частиц (трехмерного плазменного кристалла). Открыто одновременное существование гранецентрированных и гексагональных структур. Обнаружены нелинейные волны плотности пылевой компоненты и области с конвективным движением заряженных микрочастиц в плазменной жидкости.

Есть также другие разработки и эксперименты, проводимые как в США, так и в России. Некоторые из таких экспериментов, основанных на новых физических принципах, достаточно неоднозначно воспринимаются научным сообществом с точки зрения постулатов традиционной физики.

С учетом имеющих место мировых тенденций, анализа деятельности и опыта США можно сделать вывод, что России необходимо сформировать комплексную стратегию космической деятельности как часть глубокой структурной модернизации всего политико-экономического механизма, осуществляющего космическую деятельность или использующего ее результаты.

Список литературы

1. Алексеев Н. Земные решения космических задач. URL: http://www.e-xecutive.ru.

2. Белкин В. А., Шушков А. В. ПРО США: решение в иной плоскости / Воздушно-космическая оборона. URL: http://www.vko.ru.

3. Волков С. А. Рост воздушной и космической мощи: отражение изменения характера вооруженной борьбы в концептуальных документах США и НАТО / Воздушно-космическая оборона. URL: http://www.vko.ru.

4. Зелин А. Н. Наиболее значимые угрозы: роль воздушно-космической обороны в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Независимое военное обозрение. URL: http://nvo.ng.ru.

5. Лисов И. О шаттлах, МКС и лунной базе // Новости космонавтики. 2008. № 12.

6. Логинов Е. Л. Интеллектуализация глобальной конкуренции: инновационные факторы экономического лидерства в XXI веке / Системные проблемы экономической безопасности. Собр. соч. в 20 томах. М.: Научтехлитиздат, 2007. Т. 16.

7. Лузин П. Космос: перспективы сотрудничества и конфликтов // Индекс безопасности. № 4 (87). Т. 14.

8. Лукшин Б. С. Развитие военно-космических программ США в контексте реализации доктрины глобального доминирования // Журнал «Россия и Америка в XXI веке». 2009. № 1.

9. Материалы Петербургского международного экономического форума. URL: http://www. forumspb.com.

10. Мясников В. Космический перехват удался: Америка берет на прицел околоземное пространство / Независимое военное обозрение. URL: http://nvo.ng.ru.

11. Перминов А. Приоритеты Роскосмоса // Спецвыпуск журнала «Российский космос» на выставке «Париж Аэрошоу 2009» в Ле Бурже.

12. Перминов А. Состояние и перспективы космической деятельности Российской Федерации / Доклад на V Международном аэрокосмическом конгрессе. 29 августа 2006 г. Москва, Россия.

13. Сравнительная оценка объемов финансирования гражданской космической деятельности России и других стран / Роскосмос. URL: http://www.roscosmos.ru.

14. Ford Р. What's behind Asia's moon race? // Christian Science Monitor October 25, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.