М. М. Кучерявый
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЗАПАДОМ В ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ,
Россия и Запад, воздушно-космическая
ОБОРОНА, ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ,
Воздушно-космические силы
Статья посвящена геополитическим противоречиям, существующим между Россией и Западом в воздушно-космической сфере, а также роли Воздушнокосмических сил в обеспечении военной безопасности России. Автор связывает наличие такого рода противоречий с желанием США обеспечить свое абсолютное стратегическое доминирование в мире, а противодействие этому видит в совершенствовании военно-космической обороны России с учетом различных базовых факторов — военных и геополитических, экономических и научнотехнических.
Военная безопасность нашего государства в воздушно-космическом пространстве обеспечивается наличием и действиями трех основных компонентов: оборонительного, ударного и обеспечивающего. Оборонительный компонент составляет воздушно-космическая оборона (ВКО). Ударный
КУЧЕРЯВЫЙ
Михаил Михайлович — командующий Уральским объединением Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (г. Екатеринбург). E-mail: [email protected]
KEY WORDS
GEOPOLITICAL CONTRADICTIONS, RUSSIA AND THE
West, aerospace defense, military security,
AEROSPACE FORCES
Geopolitical contradictions existing between Russia and the West in the aerospace sphere are investigated in the article; as well as the role of the aerospace forces is described. The author connects the existence of the contradictions of such type with the desire of the USA to provide their absolute strategic domination in the world, and considers modernization of the aerospace defense as countermeasures with regard to various basic factors: military, geopolitical, economical, scientific, and technical.
компонент включает в себя средства военно-космического нападения (ВКН). Обеспечивающий компонент состоит из технического, тылового и других видов обеспечения, научного комплекса, системы подготовки кадров. На основе этих компонентов решаются задачи по обеспечению военной безопасности России в воздушно-космическом пространстве или через него. Все вышеуказанные компоненты являются составной частью обороны страны. Они тесно связаны с системой политических, экономических, военных, военно-технических, правовых и иных мер по подготовке и ведению военных действий в воздушно-космическом пространстве. Наличие указанных компонентов и системы мер, обеспечивающих их функционирование, представляют
U
Q.
а
и
со
<
Q.
и
й.
<
т,
>
и
со
<
й.
44 собой материальную и организационную основу Российской Федерации как субъекта геополитики в воздушно-космическом пространстве.
Воздушно-космические силы и средства образуют систему ВКО нашего государства, предназначенную для защиты страны и ее вооруженных сил от нападений, ударов и других действий, наносящих ущерб, со стороны враждебных сил и средств, основной средой применения которых является воздушно-космическое пространство. В настоящее время теория ВКО российского государства применительно к динамично изменяющейся геополитической ситуации в современном мире еще в полном объеме не разработана и находится в стадии развития. Известный российский политолог С. А. Караганов, анализируя современную геополитическую ситуацию, отмечает: «Отношения Запада с Россией, как и международная система в целом, в настоящее время перешли в качественно новое состояние. Наверное, не стоит называть то, что сегодня формируется на мировой арене, новой холодной войной. Противостояние, развязываемое на наших глазах, во многом будет проходить в иных условиях. Скорее всего, оно окажется менее глубоким. Однако не стоит исключать и того, что временами оно может быть даже более опасным, чем холодная вой-
на. Назовем это состояние международных отношений “новой эпохой”»1.
Современные отношения Запада с Россией обусловливаются определенной системой геополитических факторов. Данные факторы условно можно разделить на
3 основные группы. Первая группа — это традиционные геополитические стереотипы, присущие западным политическим элитам и сформировавшиеся еще во времена Советского Союза и отчасти даже Российской империи. Ко второй группе относятся геополитические установки, возникшие в условиях стремительных геополитических изменений в конце ХХ — начале ХХ! вв. Третью группу составляют разрабатываемые в настоящее время геополитические стратегии поведения на мировой арене и защиты национальных интересов в условиях явно обозначившейся тенденции перехода к многополярному миру.
Таким образом, в основе многих разногласий между Западом и Россией лежат геополитические, пространственные факторы. Они во многом определяют отношение западного мира к нашей стране. В последние десятилетия в мировых геополитических процессах происходит значительное усиление значения воздушного и космического пространства. Воздушное пространство является частью государственной территории. Конт-
Караганов С. А. Новый век — новая эпоха // Воздушно-космическая оборона. 2008. № 3. С. 12.
Л\
роль над ним — суверенное право каждого государства, а степень такого контроля свидетельствует о силе страны, ее возможностях защищать государственные интересы и обеспечивать национальную безопасность. Присутствие страны в открытом международном пространстве является одним из важных свидетельств ее роли и влияния в мировом сообществе. Не случайно в период давления со стороны некоторых западных государств на нашу страну после пятидневной войны на Кавказе два российских стратегических бомбардировщика Ту-160 были направлены с дружеским визитом в Венесуэлу, совершив трансконтинентальные перелеты и обозначив присутствие России в воздушном пространстве западного полушария.
Космическое пространство признано территорией общего пользования. Роль России в освоении космоса общепризнанна. В нашей стране были заложены философские и теоретические основы деятельности по освоению космического пространства. Большой вклад был внесен российскими специалистами в создание инженерно-технической базы космической деятельности. Это позволило открыть человечеству дорогу к практическому освоению космического пространства. Годы кризиса негативно сказались и на российской космонавтике. В настоящее время в этой сфере явно
наметились положительные тенденции. Так, Э. Геворкян отмечает: «Несколько лет назад Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная космическая программа РФ (ФКП) на 2006 — 2015 гг. Сразу же после ее принятия некоторые аналитики объявили ее недостаточно амбициозной. На это были основания. В программе не шла речь о таких, например, проектах, как экспедиция на Марс, создание орбитальных поселений или лунной базы. Но ФКП зафиксировала весьма важный аспект российской космонавтики — период выживания завершился и начинается этап раз-вития»2.
Основу воздушно-космической обороны российского государства, соответствующую новым геополитическим условиям в мире, будет составлять, по нашему мнению, обширный комплекс общегосударственных и военных мероприятий. В случае нападения на нашу страну будут осуществляться собственно боевые действия, сражения и операции разновидовых (разнородных) группировок войск (сил), проводимые в общей системе вооруженной борьбы. Особенно важно, что боевые действия должны будут осуществляться под единым руководством, по единому замыслу и плану в целях защиты Российской Федерации и ее союзников от нападения с воздуха, из космоса и через космос. Практических шагов
Геворкян Э. Запущенный космос. Вялые амбиции и перспективы капитализации государственного бренда // Политический журнал. 2008. № 1. С. 27.
и
й.
<
т,
>
и
со
<
й.
46 по созданию указанного комплекса предпринималось пока недостаточно. Поэтому реально система ВКО состоит из двух самостоятельных подсистем: системы противовоздушной обороны (ПВО) и системы ракетно-космической обороны (РКО). При этом каждая из них имеет свои системы управления, разведки и предупреждения о нападении воздушных и ракетнокосмических средств противника, поражения и подавления, свои системы обеспечения и свои автономные научные комплексы. Единой является лишь система подготовки специалистов с высшим военным образованием. О системе военнокосмической обороны можно говорить лишь при условии координации применения систем ракетно-космической обороны и проти-воздушной обороны со стороны Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
Таким образом, система военнокосмической обороны России требует дальнейшего развития в целях обеспечения национальной безопасности нашей страны и повышения ее роли как субъекта глобальных геополитических процессов в современном мире. Совершенствование данной системы требует учета различных базовых факторов: военных и геополитических, экономических и научно-технических. В данной связи В. И. Лутовников и Ю. Н. Мотин пишут: «Военно-политическая обстановка в современ-
ных условиях остается достаточно напряженной. С учетом этого и должно осуществляться военное строительство в России. В то же время вопросы обеспечения обороноспособности страны должны решаться с более полным учетом всех насущных проблем нашего общества, его возможностей, на основе глубоких и всесторонних научнотехнических проработок»3.
Развитие воздушно-космической обороны России является важной задачей как в стратегическом, так и военно-геополитическом измерении. С военно-геополитической точки зрения воздушно-космическая оборона является одним из важнейших факторов обеспечения геополитической стабильности, сдерживания вероятных противников от развязывания вооруженных конфликтов, предотвращения их эскалации и перерастания в войну с применением обычного и ядерного оружия. Таким образом, воздушно-космическая оборона представляет собой важный инструмент поддержания геополитического баланса сил в современных условиях. Со стратегической точки зрения воздушно-космическая оборона является гарантом своевременного обеспечения Президента Российской Федерации — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России достоверной информацией о воздушно-космической обстановке для принятия соответствующих решений.
Лутовников В. И., Мотин Ю. Н. Военно-политические процессы в мире и в России. — М.: Изд-во РАГС, 2004. С. 96.
л\
Освоение космоса является крайне капиталоемким и высокотехнологичным видом деятельности, который в настоящее время может осуществляется только небольшой группой наиболее развитых государств, имеющих соответствующий экономический и научно-технический потенциал. Осуществление космической деятельности произвело подлинный переворот в военном деле и привело к созданию новых систем вооружений межконтинентального и глобального масштаба. Велика роль космоса и в развитии связи, метеорологии, геодезии, картографии, геологии, гидрологии и других отраслей народного хозяйства. Многие космические системы в ряде данных сфер являются разработками так называемого двойного применения и могут использоваться как в мирных, так и в военных целях.
Поскольку проблемы космоса тесно переплетены с интересами государств в военной, политической и других областях, они стали предметом обсуждения в рамках ООН. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН образовала для обсуждения проблем космоса специальный вспомогательный орган — Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Первоначально в составе этого Комитета было 18 членов. Однако данный орган постоянно расширялся, и в настоящее время количество его чле-
нов достигло 64. В 1962 г. Комитет учредил 2 вспомогательных органа — юридический и научно-технический подкомитеты. Комитет является основным кодифицирующим органом в области международного космического права, и им проделана значительная работа в данном направлении, получившая положительную оценку международного со-общества4.
Так, согласно правовому режиму космического пространства и небесных тел космос является частично демилитаризованной зоной. Это означает, что государства взяли на себя обязательства не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения на борту. Запрещается также устанавливать такое оружие на небесных телах или размещать в космическом пространстве каким-либо иным образом. «Доктринальное толкование этого положения исключает из данного запрета субор-битальный (т. е. не совершающий хотя бы одного полного витка вокруг Земли) пролет через космос объектов с ядерным оружием на борту, т. е. стратегических межконтинентальных ракет, а также размещение в космосе объектов с обычным оружием на борту»5.
В условиях, когда международноправовой режим космоса предусматривает только его частичную демилитаризацию и нейтрализацию
4 Международное право / Отв. ред. Ю. дународное право, 2007. С. 669.
5 Там же. С. 671.
М. Колосов, Э. С. Кривчикова. — М.: Меж-
и
й.
<
т,
>
и
со
<
й.
4 Луны и других космических тел, большое значение для ограничения военного использования космоса имеют двухсторонние российско-американские договоры. Однако эта правовая база в настоящее время серьезно деформирована, и процесс ее размывания продолжается. 30 лет такую ограничительную функцию исполнял Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Он был подписан в Москве 26 мая 1972 г. руководителями США и СССР и предусматривал отказ обеих сторон от создания, испытания и развертывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильноназемного базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами. Договор также исключал создание системы ПРО для территорий США и СССР в полном объеме.
Каждая сторона обязалась иметь не более двух систем ПРО (вокруг столицы и в районе основной базы пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет). В этих районах в радиусе 150 км могло быть развернуто не более 100 пусковых неподвижных противоракетных установок. Позже, в июле 1974 г., по дополнительному протоколу к этому Договору, разрешалось иметь только одну такую систему: либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок меж-
континентальных баллистических ракет. Советский Союз выбрал для развертывания своей системы ПРО район с центром в Москве, а США — вокруг ракетной базы Гранд-Форкс. Однако 12 июня 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора. Как отмечает консультант Международно-договорного управления Министерства обороны РФ В. С. Колтунов, аргументы, приведенные американской стороной для объяснения своего выхода из Договора, «как это вполне очевидно, призваны завуалировать истинные мотивы курса на развертывание ПРО территории страны. А они состоят в том, чтобы обеспечить абсолютное стратегическое доминирование США в мире, использовать ПРО как эффективный инструмент проведения политики с позиции силы»6.
Важную роль в ограничении военной деятельности в космосе продолжают играть российско-американские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений. Однако США в последнее время начинают терять к ним интерес и не дают положительного ответа на российские предложения продолжить переговоры по данному вопросу. В данной связи можно предположить, что свертывание договорной базы по ограничению военной деятельности в космическом пространстве,
6 Колтунов В. С. Договор по ПРО и стратегическая стабильность [Электронный документ] // Московский физико-технический институт: Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии [Доступ: http://www.armscontrol.ru/course/ lectureskoltunov3.htm].
л\
на которое взяло курс руководство Соединенных Штатов, ведет к усилению военного соперничества в этой сфере, повышает его геополитическое значение для обеспечения военной безопасности нашей страны.
Научно-технический прогресс в военном деле ведет к повышению и роли Военно-воздушных сил в современных условиях. Они обладают в наше время большими возможностями в решении военностратегических задач и могут вносить значительный вклад в поддержание геополитической стабильности. В данной связи А. Куликов пишет: «Иностранные специалисты полагают, что ВВС уже давно способны самостоятельно решать стратегические задачи, а в современных условиях воздушно-космическая
мощь является доминирующим и ре- 49 шающим элементом боевой мощи вооруженных сил. При этом в ближайшем будущем воздушная сфера и космос станут единой средой, используемой для боевых полетов»7.
Россия, обладающая статусом ведущей воздушно-космической державы, по нашему мнению, не может оставаться в стороне от мировых геополитических процессов, самым существенным образом затрагивающих стратегическое значение космоса. Она должна оказывать на них такое влияние, которое способствовало бы поддержанию прочного мира и стратегической стабильности в воздушно-космическом пространстве, сохраняя при этом благоприятные условия для своего экономического развития.
7 Куликов А. Перспективы развития ВВС США // Воздушно-космическая оборона. 2007. № 6 (37). С. 49.
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / 42008