УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус)6
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2018 г. В. П. Океанский
г. Шуя, Россия
© 2018 г. Ж. Л. Океанская
г. Иваново, Россия
© 2018 г. Е. А. Шмелева
г. Шуя, Россия
КОСМОС БАЛЬМОНТА: МИРЫ И ЛЮДИ (К 150-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ПОЭТА-МЕТАФИЗИКА)
Аннотация: В июне 2017 г. отмечалось 150 лет со дня рождения выдающегося русского поэта Серебряного века, поэта-символиста К. Д. Бальмонта. В статье представлены итоги научной конференции «Космос Бальмонта: миры и люди», прошедшей в юбилей поэта на его родине — в старинном городе Шуя. На конференции рассматривались проблемы судьбы России и человечества в творчестве К. Д. Бальмонта; родного и вселенского в наследии поэта; жизни и творчества К. Д. Бальмонта в русском и мировом историко-литературном пространстве; языковой картины мира в творчестве поэта-символиста; эстетики его словесного творчества; изучения и популяризации наследия; а также издательские проекты, связанные с именем К. Д. Бальмонта. Символическая метафизика, сакральная космогония, небо и земля, астропоэтика и экзистенциальная география, предваряющие любую человеческую историю, — это лишь отдельные штрихи к портрету бальмонтовской России. Конференция проходила под эгидой Российского фонда культуры, Национального фонда поддержки правообладателей. В конференции приняли участие ученые из Москвы, Воронежа, Рязани, Новосибирска, Иванова, Шуи. Участниками конференции были также потомки поэта, бережно сохраняющие и активно пропагандирующие поэтическое наследие их великого предка. Ключевые слова: Бальмонт, символизм, метафизическое и рациональное, россиеведение, герменевтика. Информация об авторах:
Вячеслав Петрович Океанский — доктор филологических наук, профессор, Ивановский государственный университет, ул. Кооперативная, д. 24, 155908 г. Шуя, Россия. E-mail: [email protected]
Жанна Леонидовна Океанская — доктор культурологии, профессор, Ивановская пожарная спасательная академия ГПС МЧС России, пр. Строителей, д. 33, 153038 г. Иваново, Россия. E-mail: [email protected]
Елена Александровна Шмелева — доктор психологических наук, доцент, Ивановский государственный университет, ул. Кооперативная, д. 24, 155908 г. Шуя, Россия. Ивановская пожарная спасательная академия ГПС МЧС России, пр. Строителей, д. 33, 153038, г. Иваново, Россия. E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 22.03.2017 Дата публикации: 15.03.2018
В июне 2017 г. отмечалось 150 лет со дня рождения выдающегося русского поэта Серебряного века, переводчика, автора поэм, художественной и автобиографической прозы, путевых очерков и филологических трактатов Константина Дмитриевича Бальмонта. На ивановской земле — родине поэта — юбилейные торжества включали выставки первых публикаций конца XIX - начала XX вв. в периодических изданиях ивановской библиотеки Д. Г. Бурылина «Я не устану быть живым...», прижизненных изданий К. Д. Бальмонта, вручение литературной премии «Будем как солнце», IV международный фестиваль-конкурс «Планета Константин Бальмонт» и др. Почта России организовала праздничное спецгашение конверта с оригинальной маркой с изображением портрета поэта работы В. А. Серова из собрания Государственной Третьяковской галереи, выпущенного к юбилейной дате. На основном изображении конверта — обложки книг, строки из стихотворения «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце...» и факсимиле поэта.
На родине поэта в г. Шуя состоялась юбилейная научная конференция «Космос Бальмонта: миры и люди». Хронологически это были ХХ1Х Бальмонтовские чтения, которые ежегодно проводились Шуйским филиалом Ивановского государственного университета и литературно-краеведческим музеем им. К. Д. Бальмонта под эгидой Российского фонда культуры, а ныне и Национального фонда поддержки правообладателей.
Основные тематические направления конференции привлекли исследователей своей обширностью: судьба России и человечества; родное и вселенское в наследии К. Д. Бальмонта; жизнь и творчество К. Д. Бальмонта в русском и мировом историко-литературном пространстве; языковая картина мира и эстетика словесного творчества К. Д. Бальмонта; изучение и популяризация творчества поэта и издательские проекты, связанные с именем К. Д. Бальмонта.
Лейтмотив конференции состоял в том, что К. Д. Бальмонт выходит за пределы академически описанного литературного процесса своего исторического периода, но оказывается культурным героем эпохи конца Нового времени. Подобно античному Гераклиту, К. Д. Бальмонт более живет в космосе с его звездами и мглами, чем в истории с ее городами и полисами; подобно Вергилию и Гельдерлину, стоявшими на эсте-
М 1
£
¥
Рисунок 1 — Почтовый конверт к юбилею К. Д. Бальмонта Figure 1 — The postal envelope for the anniversary of K. D. Balmont
тической страже закатов своих культурно-исторических миров, но существенно шире в своем диапазоне — Бальмонт внятно фиксирует деградацию человечества, когда поднялись из небытия «дети луны» и «человеки дней последних», а «на Россию наброшена черная петля».
Но поэты живут не только в истории — в наибольшей степени они обитают во Вселенной и являются космическими родственниками, чаще всего вопреки любым формам земного родства. Потому подлинные корни поэтов — в мирах астральных и надзвездных, где они не отрабатывают карму рода, не живут в паспортизированном топосе земных мегаполисов, но в них умирают, будучи гонимыми — нет, не тиранами — космическими ветрами и оставаясь отнюдь не гражданами, но селянами, поселянами — странными странниками во Вселенной... Сегодня, видя издания новых и переиздания прежних поэтических текстов К. Д. Бальмонта, мы все еще недостаточно внятно понимаем, с какой космической глыбой и ее гравитационным (эстетическим и смысловым) полем мы имеем здесь дело. Эти мысли звучали, обсуждались и были в целом камертоном научного и творческого общения участников конференции.
Для земли Ивановской в ряду славных имен, ставших маяками культурной жизни региона, на катастрофическом излете Нового времени, наряду с К. Д. Бальмонтом и И. В. Цветаевым, стало имя великого кинорежиссера А. А. Тарковского, у которого с этими краями связаны военные годы детства, когда его семья находилась в эвакуации, а его отец, поэт Арсений Тарковский, ушел на фронт. «Слово в поэзии Бальмонта и Тарковского» — тема, заявленная литератором, переводчиком, заведующим кафедрой историко-филологического профиля школы № 2086 А. Ю. Закуренко (г. Москва).
В прошлом сподвижник и соавтор известного ивановского бальмонтоведа П. В. Куприяновского доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного университета Н. А. Молчанова выступила с темой «"Критическая книга" К. Д. Бальмонта "Горные вершины" как выражение литературно-эстетической позиции поэта» — позиции, как известно, в своем солярно-аполлоническом строе вполне классической, хранящей вечные имена и смыслы культуры [1].
Анализ «Венка сонетов как монострофического цикла» представил сибирский бальмонтовед, доктор технических наук, профессор Новосибирского государственного технического университета, поэт и знаток ведической традиции А. В. Чехонадских, указавший на долгую память жанра, его укорененность в архетипике сакрального круга и потому питающую все новые творческие опыты неистощимость.
Бальмонтовед из Москвы, потомок поэта Т. В. Петрова-Бальмонт представила свои изыскания к реконструкции родословной К. Д. Бальмонта, уходящей своими корнями на два столетия в глубь российской истории. Подобно известному этимону в фамилии отца Сергия Булгакова, фамилия Бальмонта восходит к образу баламутства и балагурства, что с мифологической точки зрения выглядит весьма привлекательно, ибо архетипически указывает на дионисийскую природу творческого дара поэта.
Развернутая в обширный герменевтический комментарий религиозно-философская интерпретация знаменитого поэтического афоризма К. Д. Бальмонта «Лучист дворец небес, но он из тяжких плит» стала предметом авторского анализа полемической идеи «ночного Бальмонта» и хорошо известной книги о его «поэтической метафизике ноктюрна» (В. П. Океанский, Ж. Л. Океанская, Иваново-Шуя), когда идея экстремального космологического домостроительства трактуется в качестве «мерцающего платонизма», уходящего корнями к дофилософскому архаическому и даже матриархальному мышлению [2].
Особый проблемный фон для эстетико-метафизической рефлексии в творческом мире поэта был задан С. А. Турыгиным (Шуя), осветившим дилемму метафизического и рационального в ценностном космосе Серебряного века, поскольку в отечественной эстетике начала ХХ в. именно метафизика выступала в качестве основной стратагемы для борьбы с господствующим рационализмом Нового времени.
Автор многолетних и многоплановых разработок по герменевтике бальмонтов-ского наследия [3], доктор филологических наук, профессор Н. П. Крохина отсылает к еще очень мало осмысленному в науке пласту неославянофильского наследия поэта, актуализировав мотив темы и символики русского пути в творчестве К. Д. Бальмонта.
Научный сотрудник Музея изящных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), кандидат культурологии О. Б. Полякова в докладе «К. Д. Бальмонт и творческие объединения России 1900-1917 гг.: "Мусагет", "Молодой Мусагет" и Антропософское общество» предложила обсуждение выявленных сближений и разногласий экстремальной поэтической антропологии Бальмонта с антропософскими представлениями Рудольфа Штайнера... Цветовые соотношения, доминанты, семантика и символика цвета в баль-монтовской соляристике хрестоматийного цикла рассмотрены кандидатом филологических наук, доцентом В. В. Шапошниковой в докладе «Цветовые соответствия в книге К. Бальмонта "Будем как Солнце"». Кандидат исторических наук, доцент Е. Ю. Фар-кова выступила с темой поэтического изображения дочери — образа Ниники в стихах К. Бальмонта. Н. С. Шептуховская, директор Шуйского литературно-краеведческого музея им. К. Д. Бальмонта осветила тему «Рукописный альбом как свидетель эпохи: об альбомных записях К. Бальмонта и И. Шмелева», раскрывая монументально-историческую содержательную наполненность известного рукописного жанра. П. С. Саунькин (Рязань) обратился к осмыслению стихии огня в поэзии К. Д. Бальмонта и Ю. К. Балтрушайтиса: дружеские и поэтически обогащающие отношения двух поэтов, похоже, оттеняют здесь глубокие различия оргиастического огнедышащего бальмонтовского мира и поэтики литовского поэта-символиста с его доминирующим образом «одинокого путника».
Душа бальмонтовского движения в городе Шуя, кандидат филологических наук, доцент Т. С. Петрова, посвятившая бальмонтовскому наследию многочисленные научные и методические труды, на этот раз ярко осветила тему «Макросимвол СЕРДЦЕ в лирических книгах К. Д. Бальмонта 1894-1905 гг.». Текстологическое расширение перспективно раскрывает метафизику сердца в поэтике Бальмонта: здесь означены удивительные соприкосновения и параллели с хорошо известными трудами русских мыслителей — «Поющее сердце» И. А. Ильина и «Сердце в христианской и индийской мистике» Б. П. Вышеславцева [4].
Внучатый племянник поэта, знаменитый шуйский краевед и бальмонтовед, подвижник многих региональных культурных проектов М. Ю. Бальмонт раскрыл своеобразную драму в жизнеощущении К. Д. Бальмонта в 1917 г. Прежде связывавший с демократическими реформами позитивное будущее своей страны, поэт воспринял октябрьские революционные события как российскую катастрофу, реальную меру разрушительности которой он тогда еще вряд ли мог оценить.
Руководитель Ивановского регионального отделения Союза кинематографистов России, кандидат культурологии А. В. Тарасов рассмотрел поэтическое обращение поэта на зарубежном этапе его творческой биографии к родным российским просторам, любимым ликам и женскому началу, которое подобно мистической птице, способной унести его на желанную родину. «Как ласков колокольный звон», — восклицает
К. Д. Бальмонт, а доктор исторических наук, профессор Ю. А. Иванов (Шуя) отсылает к мифологии главной достопримечательности Шуи, многократно воспетой и всеми любимой шуйской колокольни.
Традиционно на конференции был представлен очередной выпуск научно-популярного и литературно-художественного альманаха «Солнечная пряжа» (выходит с 2007 г., ответственный редактор — лауреат премии К. Д. Бальмонта В. П. Океанский).
Большой исследовательский пласт поднят коллективом бывшей Шуйской мужской Наследника Цесаревича Алексея гимназии, в которой учился маленький Константин Бальмонт, а ныне школы, носящей имя поэта. Н. А. Каширина рассказала об участии К. Д. Бальмонта в периодическом издании «Новая Зеландия. Славянский журнал» (2000 г.)», тем самым продолжая развитие темы славянской души в наследии Бальмонта. Важным событием стала презентация книги «На урок русского языка — с К. Д. Бальмонтом», выпущенной Национальным фондом поддержки правообладателей под редакцией Т. С. Петровой и В. В. Гадаловой [5]. Богатейшее бальмонтовское творческое наследие широко используется шуйскими педагогами и учеными в воспитании у школьников и молодежи любви к малой Родине, патриотизма, проникновенного бережного отношения к памяти поэта, развития гражданской идентичности [7].
Известный региональный журналист А. М. Быков перед началом конференции поставил ее организаторам закономерные вопросы: что нам может дать нынешнее обращение к Бальмонту, кроме юбилейного чествования своего великого земляка, и что же, наконец, такое — «бальмонтовская Россия»?
Отвечая на последний из них, стоит заметить, что, как и для М. Ю. Лермонтова, да и многих других отечественных авторов, это, прежде всего, символическая метафизика, сакральная космогония, небо и земля, а уже потом — история, где «старины заветные преданья не шевелят во мне отрадного мечтанья, но я люблю, за что не знаю сам, ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее подобные морям.» — иными словами: астро(!)поэтика и гео(!)графия, предваряющие любую человеческую историю.
На первый же вопрос можно ответить в некотором контрапункте с только что сказанным выше небольшой цитатой из работы замечательного испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета «В поисках Гете» (1932): «Есть только один способ спасти классика: самым решительным образом используя его для нашего собственного спасения, иными словами не обращая внимания на то, что он — классик, привлечь его к нам, осовременить, напоить кровью наших вен, насыщенных нашими страстями. и проблемами. Вместо того чтобы торжественно отмечать столетнюю годовщину, мы должны попытаться воскресить классика, снова ввергнув его в существование» [6, с. 461].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Куприяновский П. В., Молчанова Н. А. Поэт Константин Бальмонт: Биография. Творчество. Судьба. Иваново: Иваново, 2001. 472 с.
2 Океанский В. П., Океанская Ж. Л. Художественный мир Бальмонта: поэтическая метафизика ноктюрна. Шуя: Изд-во ИвГУ, 2013. 124 с.
3 Крохина Н. П. Художественный мир К. Д. Бальмонта: Поэтика Всеединства. Система образов и мотивов. Шуя: Изд-во ИвГУ, 2013. 249 с.
4 Петрова Т. С. «Из мрака к свету.»: Мотив пути в лирике К. Д. Бальмонта. Шуя: Изд-во ИвГУ, 2015. 225 с.
5 На урок русского языка — с Бальмонтом: Книга для учителя. К 150-летию со чдня рождения К. Д. Бальмонта / под ред. В. В. Гадаловой, Т. С. Петровой. Шуя, Москва: Изд-во ИвГУ, 2017. 271 с.
6 Ортега-и-ГассетХ. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 588 с.
7 Strunkina T., Shmeleva E., Okeansky V, Okeansky Zh., Romanova A. Sociocultural Needs of Young People as a Resource for the Formation of National Identity // SHS Web of Conferences. RPTSS 2015 — International Conference on Research Paradigms
Transformation in Social Sciences 2015. Tomsk. 2016. Vol. 28.
***
© 2018. Vyacheslav P. Okeansky
Shuya, Russia
© 2018. Zhanna L. Okeansky
Ivanovo, Russia
© 2018. Elena A. Shmeleva
Shuya, Russia
SPACE OF BALMONT: WORLDS AND PEOPLE (TO THE 150th ANNIVERSARY OF THE POET-METAPHYSICIANS BIRTH)
Abstract: 150th birth anniversary of the outstanding Russian poet of the Silver age, poet-symbolist Balmont was celebrated in June 2017. The article presents the results of the scientific conference "Balmonts space: worlds and people", held in terms of anniversary of the poet in his homeland, the ancient town of Shuya. The conference focused on the fate of Russia and of humanity in the works of K. D. Balmont; natural and universal in the legacy of the poet; the life and work of K. D. Balmont in Russian and global historical and literary space; linguistic picture of the world in the work of the poet-symbolist; his aesthetics of verbal creativity; study and promotion of cultural heritage; and publishing projects connected with his name. Symbolic metaphysics, sacred cosmogony, heaven and earth, astro-poetic and existential geography, going before any human history represent only a few touches to the portrayal of the Balmont's Russia. The conference was held under the auspices of the Russian cultural Fund, National Fund for rights-holders support. The conference gathered scientists from Moscow, Voronezh, Ryazan, Novosibirsk, Ivanovo, Shuya. Descendants of the poet, carefully preserving and actively promoting poetic legacy of their great ancestor also attended the conference.
Keywords: Balmont, symbolism, metaphysical and rational, Russian studies, hermeneutics.
Information about the authors:
Vyacheslav P. Okeansky — DSc in Philology, Professor, Ivanovo State University, Kooperativnaya St., 24, 155908 Shuya, Russia. E-mail: [email protected] Zhanna L. Okeansky — DSc in Culturology, Professor, Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Stroiteley Av., 33, 153040, Ivanovo, Russia. E-mail: [email protected]
Elena A. Shmeleva — DSc in Psychology, associate Professor, Ivanovo state University,
Kooperativnaya St., 24, 155908 Shuya, Russia. Ivanovo Fire Rescue Academy of State
Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies
and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Stroiteley Av, 33, 153040,
Ivanovo, Russia. E-mail: [email protected]
Received: March 22, 2017
Date of publication: March 15, 2018
REFERENCES
1 Kupriyanovsky P. V., Molchanov N. A. Pojet Konstantin Bal'mont: Biografija Tvorchestvo. Sud'ba [Poet Konstantin Balmont: Biography. Creativity. Destiny]. Ivanovo, Izdatel'stvo IVGU Publ., 2001. 472 p. (In Russian)
2 Okeansky V. P., Okeansky Zh. L. Hudozhestvennyj mir Bal'monta: pojeticheskaja metafizika noktjurna [Art world of Balmont: poetic metaphysics of the nocturne]. Shuya, Izdatel'stvo IVGU Publ., 2013. 124 p. (In Russian)
3 Krokhina N. P. Hudozhestvennyj mir K.D.Bal'monta: Pojetika Vseedinstva. Sistema obrazov i motivov [Art world of K. D. Balmont: Poetics of Unity. System of images and motives]. Shuya, Izdatel'stvo IVGU Publ., 2013. 249 p. (In Russian)
4 Petrova T. S. "Iz mraka k svetu...": Motiv puti v lirike K. D. Bal'monta ["Out of the gloom to the light ...": Motive of the path in K. D. Balmont's lyrics]. Shuya, Izdatel'stvo IVGU Publ., 2015. 225 p. (In Russian)
5 Na urokrusskogojazyka—s: The book for a teacher. To the 150th anniversary since the birth of K. D. Balmont Bal'montom [The lesson of the Russian language — Balmont: a Book for teachers. The 150th anniversary of the birth of K. D. Balmont], edited by V. V. Gadalova, T. S. Petrova. Shuya, Moscow, Izdatel'stvo IVGU Publ., 2017. 271 p. (In Russian)
6 Ortega-and-Gasset H. Jestetika. Filosofija kul'tury. [Aesthetics. Culture philosophy]. Moscow, Art Publ., 1991. 588 p. (In Russian)
7 Strunkina T., Shmeleva E., Okeansky V., Okeansky Zh., Romanova A. Sociocultural Needs of Young People as a Resource for the Formation of National Identity. SHS Web of Conferences. RPTSS 2015 — International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences 2015. Tomsk. Vol. 28. (In English)