Научная статья на тему 'Философско-поэтический лик Серебряного века: Константин Бальмонт и владимир Соловьёв'

Философско-поэтический лик Серебряного века: Константин Бальмонт и владимир Соловьёв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
240
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛОВЬЁВСКИЙ СЕМИНАР / «КУЛЬТУРНОЕ ГНЕЗДО» / «КУЛЬТУРНЫЕ ГНЕЗДА РОССИИ» / В.С. СОЛОВЬЁВ И К.Д. БАЛЬМОНТ / РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗ В.С. СОЛОВЬЕВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Максимов Михаил Викторович

Представлена информация о заседании Соловьёвского семинара, посвященного теме «Философско-поэтический лик Серебряного века: Константин Бальмонт и Владимир Соловьёв», состоявшегося в Литературно-краеведческом музее Константина Бальмонта в г. Шуя. Дана характеристика проекта «Культурные гнезда России», его место и значение в деятельности Соловьевского семинара и культурных центров российской провинции. Отмечается влияние творчества В.С. Соловьёва на поэзию К.Д. Бальмонта. Анализируется восприятие поэтического наследия В.С.Соловьёва и К.Д. Бальмонта в отечественной музыкальной культуре и изобразительном искусстве. Особое внимание уделено научно-исследовательской деятельности сотрудников Литературно-краеведческого музея Константина Дмитриевича Бальмонта и ученых г. Шуя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-поэтический лик Серебряного века: Константин Бальмонт и владимир Соловьёв»

УДК 1:82(47) ББК 87.3(2)522:86.3(2)

ФИЛОСОФСКО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ЛИК СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА: КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ И ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ

М.В. МАКСИМОВ

Ивановский государственный энергетический университет ул. Рабфаковская, 34, г. Иваново, 153003, Российская Федерация E-mail: mvmaximov@yandex.ru

Представлена информация о заседании Соловьёвского семинара, посвященного теме «Философско-поэтический лик Серебряного века: Константин Бальмонт и Владимир Соловьёв», состоявшегося в Литературно-краеведческом музее Константина Бальмонта в г. Шуя. Дана характеристика проекта «Культурные гнезда России», его место и значение в деятельности Соловьевского семинара и культурных центров российской провинции. Отмечается влияние творчества В.С. Соловьёва на поэзию К.Д. Бальмонта. Анализируется восприятие поэтического наследия В.С.Соловьёва и К.Д. Бальмонта в отечественной музыкальной культуре и изобразительном искусстве. Особое внимание уделено научно-исследовательской деятельности сотрудников Литературно-краеведческого музея Константина Дмитриевича Бальмонта и ученых г. Шуя.

Ключевые слова: Соловьёвский семинар, «культурное гнездо», «Культурные гнезда России», В.С. Соловьёв и К.Д. Бальмонт, русская музыкальная культура, образ В.С. Соловьева в изобразительном искусстве.

PHILOSOPHICAL AND POETICAL IMAGE OF THE SILVER AGE: KONSTANTIN BALMONT AND VLADIMIR SOLOVYOV

М.У МАОШЮУ Ivanovo State Power Engineering University, 34, Rabfakovskaya, Ivanovo, 153003, Russian Federation E-mail: mvmaximov@yandex.ru

The author gives an account of the recent Solovyov Seminar devoted to the «Philosophical and poetic face of the Silver Age: Konstantin Balmont and Vladimir Solovyov» held in Konstantin Balmont Museum of Literature and Local History in Shuya. The author describes the project «Cultural Nests of Russia», its place and role in the Solovyov Seminar and the cultural centers of the Russian provinces. The influence of V. S. Solovyov's work on K. Balmont's poetry is analysed alongside the reception of V.S. Solovyov and K. Balmont's poetic legacies in Russian music and visual arts. The author pays particular attention to the research of members of the Konstantin Balmont Museum of Literature and Local History, as well as to that of researchers based in Shuya.

Key words: Solovyov Seminar, Cultural Nest, «Cultural Nests of Russia», V.S. Solovyov and K.D. Balmont, Russian musical culture, the image of V.S. Solovyov in art.

5 декабря 2012 г. в Литературно-краеведческом музее Константина Бальмонта (г. Шуя) состоялось выездное заседание Соловьёвского семинара, посвященное теме «Философско-поэтический лик Серебряного века: Констан-

тин Бальмонт и Владимир Соловьёв». Заседание было подготовлено в рамках проекта «Культурные гнезда России»1 (руководитель проф. М.В. Максимов) и включено в цикл мероприятий под общим названием «Литературный декабрь», ежегодно проводимых в этот зимний месяц в Шуйском литературно-краеведческом музее К.Д. Бальмонта.

В работе семинара приняли участие преподаватели и студенты Ивановского энергетического и Шуйского педагогического университетов, а также научные сотрудники Литературно-краеведческого музея К.Д. Бальмонта.

Открывая заседание семинара, его руководитель проф. М.В. Максимов отметил, что проект под названием «Культурные гнезда России» родился в апреле 2010 года в Ивановском государственном энергетическом университете как одно из направлений деятельности Соловьёвского семинара - Российского научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьёва. Его цель - ознакомление преподавателей и студентов ивановских вузов с центрами художественной, философской, интеллектуальной жизни России, связанными с творчеством выдающихся деятелей отечественной культуры2. Этот проект органично связан со всей деятельностью Соловьёвского семинара. Ведь именно В.С. Соловьёв - тот мыслитель, чья философия собрала в единый пучок русскую мысль и дала направление ее развитию вперед вот уже на второе столетие. Вовсе не формально звучит определение Соловьёва как ключевой фигуры русской культуры конца XIX - начала ХХ веков. Прочными нитями он связан с её творцами, и среди них с поэтом Константином Бальмонтом, видевшем в Соловьёве своего учителя.

Как отмечает С.М. Соловьев - племянник философа, автор книги «Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция», «прочтя сборник К.Д. Бальмонта «Тишина», Соловьев очень его одобрил. Поэзия Бальмонта того времени, бестелесная, воздушная, снежно-белая, была сродни самому Соловьеву. И на Бальмонта Соловьев произвел неизгладимое впечатление» [3, с. 328].

1 Понятие «культурное гнездо» было введено известным литературоведом Н.К. Пиксановым, подчеркивавшим важность изучения провинциальной культуры для понимания исторического развития российской культуры. Указывая на общенациональное значение «культурных гнезд российской провинции», Н.К. Пиксанов писал: «Та централизация, которая так заметна в политической русской истории, сказалась и на истории русского искусства и русской литературы, больше того, она обнаружилась и в русской исторической мысли. Подчиняясь централистским тенденциям, наша историческая мысль под новой русской культурой и литературой разумеет собственно культуру и литературу столичную, не учитывая, просто забывая, областную... В движениях и поворотах «русской», т.е. общерусской, столичной литературы мы многого не поймем, если не изучим областных культурных гнезд» [1, с. 8-10]. О проекте Соловьёвского семинара «Культурные гнезда России» см.: Максимов М.В. Владимир Соловьёв и культурные гнезда России // Соловьевские исследования. 2010. Вып. 2(26). С. 141-142 [2].

2 Н.К. Пиксанов в работе «Областные культурные гнезда: историко-краеведный семинар: введение в изучение: темы для культурно-исторических краеведных работ: систематическая библиография: руководящие вопросники» характеризует «культурные гнезда» как первичные ячейки общерусской культуры. «Культурное гнездо, - пишет исследователь, - не . механическая совокупность культурных явлений и их деятелей, а их тесное соединение между собою, некое органическое слияние» [7, с. 6].

Памяти В.С. Соловьёва поэт посвятил одно из своих стихотворений - «Воздушная дорога» (1903):

Недалека воздушная дорога, -Как нам сказал единый из певцов, Отшельник скромный, обожатель Бога, Поэт-монах Владимир Соловьёв. Везде идут незримые теченья, Они вкруг нас, они в тебе, во мне. Всё в мире полно скрытого значенья, Мы на земле - как бы в чужой стране. Мы говорим. Но мы не понимаем Всех пропастей людского языка. Морей мечты, дворцов души не знаем, Но в нас проходит звёздная река. Ты подарил мне свой привет когда-то, Поэт-отшельник, с кроткою душой. И ты ушёл отсюда без возврата, Но мир земли - для неба не чужой. Ты шествуешь теперь в долинах Бога, О дух, приявший светлую печать. Но так близка воздушная дорога, Вот вижу взор твой - я с тобой - опять [4].

Разговор о жизни и творчестве Константина Дмитриевича Бальмонта продолжила С.Г. Винокурова, старший научный сотрудник музея, познакомившая участников семинара - студентов и преподавателей Ивановского энергетического и Шуйского педагогического университетов - с музейной экспозицией.

О поэтическом творчестве К. Бальмонта, его месте в русской культуре и современных исследованиях его наследия рассказала канд. филол. наук Т.С. Петрова, доцент ШГПУ, автор сборника статей «"Певучая сила" поэта Константина Бальмонта»3. Т.С. Петрова познакомила присутствующих с научно-популярным и литературно-художественным альманахом «Солнечная пряжа», посвященным К.Д. Бальмонту и его литературному окружению.

В своем выступлении Т.С. Петрова, характеризуя основные этапы творчества К.Д. Бальмонта, отметила, что он является одним из «самых значительных и непростых поэтов Серебряного века»: «Если пытаться приобщиться к поэтическому миру Бальмонта, нельзя не увидеть в нём сложного и неоднозначного движения к постижению корневых основ человеческой жизни, к представлению образа родины в соотношении с понятием родного земного и небесного начал. Как формируется это соотношение в процессе становления лирической системы Бальмон-

3 Петрова Т.С. «Певучая сила» поэта Константина Бальмонта: сб. ст. Иваново: Издатель Епишева О.В., 2012. 304 с. [5].

та? В чём своеобразие образного выражения земной и небесной родины в лирике поэта-символиста? Наконец, какие особенности мироощущения, внутренней драмы Бальмонта таятся в сквозном и ключевом мотиве постижения родного начала? Вот вопросы, которые необходимо решить, чтобы в конечном итоге понять, в чём же состоял "высокий подвиг"» поэта Бальмонта [5, с. 4] .

Возможно, этот подвиг - в достижении единства земного и небесного, о чем писал поэт в стихотворении «Воскуряющиеся» (1933)4:

Высокий подвиг Судьбой загадан

Всем тем, чьи корни

В земле иной:

Извеять к Солнцу

Свой синий ладан,

Молитвой к небу

Идти домой [6, с. 99-100].

Важно отметить, что Т.С. Петрова - заместитель ответственного редактора альманаха, почитатель и глубокий исследователь творчества Константина Бальмонта. В 2012 г. она стала лауреатом Всероссийской литературной премии имени К. Бальмонта «Будем как солнце».

Выступление Т.С. Петровой, завершившееся чтением собственного ещё не опубликованного стихотворения, посвященного Константину Бальмонту, продолжили студенты - молодые поэты. Свои стихи, посвященные вечным темам -молодости и любви, прочитал студент Ивановского энергетического университета Сергей Плаксин.

Выступление проф. М.В. Максимова было посвящено жизни поэзии Владимира Соловьёва и Константина Бальмонта в русской музыкальной культуре. М.В. Максимов отметил, что многогранное творчество В.С. Соловьёва - великого русского философа, поэта и публициста - после многих десятилетий забвения в родном отечестве становится в последнее двадцатилетие объектом всесторонних исследований. Однако до сего дня остается малоизвестной или вовсе забытой одна из интереснейших страниц жизни его творческого наследия. Речь идет о восприятии поэтического наследия В.С. Соловьёва в отечественной музыкальной культуре.

Между тем баллады и романсы на стихи В.С. Соловьёва написаны известными и выдающимися российскими композиторами, жившими в XIX и XX веках5. Среди них А.С. Аренский, П.И. Бларамберг, Р.М. Глиэр, А.Т. Гречанинов, В.Г. Каратыгин,

4 Стихотворению предпослан эпиграф из Гераклита: «Воскуряющиеся души всегда становятся разумными».

5 См. публикации нотографического материала: Забытый Соловьев: поэзия В.С. Соловьева в русской музыке. Ч. 1 / ввод. ст. и публ. М.В. Максимова // Соловьёвские исследования. 2010. Вып. 3 (27). С. 101-131; Забытый Соловьев: поэзия В.С. Соловьева в русской музыке. Ч. 2 / ввод. ст. и публ. М.В. Максимова // Соловьёвские исследования. 2010. Вып. 4 (28). С. 109-155; Забытый Соловьёв: поэзия В.С. Соловьёва в русской музыке. Ч. 3 / публ. М.В. Максимова // Соловьёвские исследования. 2011. Вып. 1(29). С. 117-135.

Г.Л. Катуар, Э.А. Купер, Л.Л. Лисовский, С.М. Ляпунов, А.А. Оленин, М.А. Острогла-зов, И.А. Розенберг, А.А. Спендиаров, А.В. Таскин. Сочинения этих композиторов, связанные с поэтическим творчеством В.С. Соловьёва, заслуживают возвращения к жизни. Их исполнение на вечерах романсов в рамках культурных проектов Соло-вьёвского семинара вызвало живой отклик у слушателей и продемонстрировало закономерный интерес исполнителей к произведениям, соединяющим философичность соловьёвской лирики с высочайшей музыкальной культурой.

М.В. Максимов рассказал о проекте «Забытый Соловьёв: поэзия В.С. Соловьёва в русской музыке», поиске и републикации нот романсов и баллад на стихи поэта, не переиздававшихся после 1917 года. Участникам семинара был представлен диск с записью одиннадцати произведений в исполнении солистки Ивановской государственной филармонии Елены Лихачевой и концертмейстера Валерии Сабуровой.

Продолжением рассказа стало «живое» исполнение присутствовавшими на семинаре артистами романсов на стихи В.С. Соловьёва, написанных выдающимися русскими композиторами: А. Аренским («Весной», «Старую песню мне сердце поет...»), А. Таскиным («Ветер с западной страны»), А. Гречаниновым («В мрачной келье замкнул я.», «Не мани меня ты, шейх.», «Языков так много.»), М. Остроглазовым («На звезды глядишь ты»), А. Спендиаровым («Нет вопросов давно»), Э. Купером («Пускай нам разлуку судьба присудила»), Н. Ленцем («Бедный друг»), Г. Катуаром («Милый друг», «Там, где семьей столпились ивы», «Бедный друг»), Г. Глиэром («От пламени страстей»). Были исполнены также романсы на стихи К.Д. Бальмонта, написанные композиторами М.М. Ипполитовым-Ива-новым («Ландыши-лютики»), С.В. Рахманиновым («Островок», «Сирень»).

Завершился семинар просмотром фильма «Образ Владимира Соловьёва в русском изобразительном искусстве», привезённом в подарок шуянам участниками Соловьёвского семинара. В этом фильме, созданном студентами кафедры связей с общественностью Ивановского энергетического университета, рассказывается о художественных исканиях выдающихся русских живописцев -И.Н. Крамского, Н.А. Ярошенко, М.В. Нестерова, обращавшихся в своем творчестве к образу В.С. Соловьёва6. О творческой деятельности студентов и их участии в работе Соловьёвского семинара рассказала присутствующим аспирантка кафедры философии ИГЭУ А.А. Карандашева.

Подводя итоги работы семинара, М.В. Максимов отметил, что философс-ко-поэтический лик Серебряного века невозможно представить без творчества Владимира Соловьёва и Константина Бальмонта, их произведения ещё многие годы будут питать русскую культуру, передавая новым поколениям неувядающие ценности Добра, Истины и Красоты.

6 См: Крамской И.Н. Портрет философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьева. 1885. Холст, масло. 113x94. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург; Ярошенко Н.А. Портрет философа Владимира Соловьева. 1895. Холст, масло. 106x79. Государственная Третьяковская галерея; Нестеров М.В. На Руси (Душа народа). 1914-1916. Холст, масло, 206x484. Государственная Третьяковская галерея.

Список литературы

1. Пиксанов Н.К. Два века русской литературы. М., 1923. 208 с.

2. Максимов М.В. Владимир Соловьёв и культурные гнезда России // Соловьевские исследования. 2010. Вып. 2(26). С. 141-142.

3. Соловьев С.М. Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция / послесл. П.П. Гайденко; подгот. текста И.Г. Вишневецкого. М.: Республика, 1997. 431 с.

4. Бальмонт К.Д. Воздушная дорога [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// slova.org.ru/balmont/vozdushnaya_doroga/

5. Петрова Т.С. «Певучая сила» поэта Константина Бальмонта: сб. ст. Иваново: Издатель Епишева О.В., 2012. 304 с.

6. Бальмонт К.Д. Воскуряющиеся // Бальмонт К.Д. Где мой дом. М., 1992. 448 с.

7. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда: историко-краеведный семинар. М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. 148 с.

References

1. Piksanov, N.K. Dva veka russkoy literatury [Two Centuries of Russian Literature], Moscow, 1923, 208 p.

2. Maksimov, M.V Vladimir Solovyov i kul'turnye gnezda Rossii [Vladimir Solovyov and the Cultural Nests of Russia], in Solovyovskie issledovaniya, 2010, no. 2(26), pp. 141-142.

3. Solovyov, S.M. Vladimir Solovyov: zhizn' i tvorcheskaya evolyutsiya [Vladimir Solovyov: Life and Creative Evolution], Moscow: Respublika, 1997, 431 p.

4. Bal'mont, K.D. Vozdushnaya doroga [Air Road]. Available at: http://slova.org.ru/balmont/ vozdushnaya_doroga/

5. Petrova, T.S. «Pevuchaya sila» poeta Konstantina Balmonta: sbornik statey [The «Melodious Force» of Poet Konstantin Balmont: A Collection of Articles], Ivanovo: Izdatel' Episheva OV, 2012, 304 p.

6. Balmont, K.D. Voskuryaushchiesya [The Burning Ones], in Bal'mont, K.D. Gde moy dom [Where My Home Is], Moscow, 1992, 448 p.

7. Piksanov, N.K. Oblastnye kul'turnye gnezda: istoriko-kraevednyy seminar [Regional Cultural Nests: Local History Seminar], Moscow, Leningrad: Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1928, 148 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.