фильма или прочтения многочисленной фантастической литературы, что однажды и мы окажемся в межзвездном недосягаемом пространстве и прикоснемся к таинствам нашей Вселенной? Однако, смотря на сегодняшнюю ситуацию, капитана Зеленого можно успокоить, потому что коров в космосе не будет наблюдаться еще очень и очень долгие годы (исключение может составить лишь идея того, что какая-нибудь космическая компания запустит Буренку и Майку по примеру Белки и Стрелки) [1].
Аналогичная ситуация складывается и с людьми, в частности с космическим туризмом. СМИ то и дело мелькают заголовками о развитии космических кораблей и об освоении космоса людьми. Нашим глазам предстают названия таких компаний, как Virgin Galactic, EADS Astrium, Bigelow Aerospace, Blue Origin, Rocketplane, Space Adventures, Scaled Composites, The Spaceship Company. Стоит заметить, что все это частные компании и все они американские. В России же можно выделить лишь РКК «Энергия» и «Атлас Аэроспейс». Некогда занимавшийся космическим туризмом Роскосмос взял долгий перерыв, так как на МКС увеличилась штатная численность [1].
Почему развитие космического туризма в России отошла на дальний план - вот уж настоящая тайна третьей планеты. В большей степени данная отрасль окажет положительное влияние на развитие космического дела в нашей стране, как в плане развития техники, так и экономики, об этом говорил и Александр Лавейки - советский космонавт. Он считает, что у космонавтики в России большие проблемы, а космический туризм - единственная возможность поддерживать эту отрасль в жизнеспособном состоянии. Подобным образом не понятна критика космотуризма в плане его «бесперспективности», «бессмысленной траты денег на строительство техники, которая не приносит всенародного блага» и «вытягиванием денег из российских туристов - толстосумов, которые должны помогать своим согражданам, умирающим в бедности». Это будет звучать цинично, однако, касательно последней цитаты, если «российские туристы-толстосумы» не полетят в космос, то они полетят на Кипр, а это уж точно не принесет никакой пользы. Космический туризм - это такая же часть космического дела, как и ракетостроение или изобретение новых спутниковых систем, он является еще одним шагом в развитии науки и техники, к тому же довольно прибыльным, и вполне может окупить себя и приносить доход в долгосрочной перспективе. Потому авторам подобных высказываний предлагаю ознако-
миться с Законом РФ «О космической деятельности». Статья 3, Цели космической деятельности. Целями космической деятельности являются:
• содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования;
• укрепление и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала космической индустрии и ее инфраструктуры;
• содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации;
• дальнейшее совершенствование и накопление научных знаний о Земле, космическом пространстве и небесных телах;
• развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности [3].
В свете этого закона хотелось бы отметить, что правильное развитие космического туризма в России приведет не только к открытию новой ниши бизнеса, или скачку космической техники, оно ведет к улучшению экономического состояния страны в целом. Государство, на мой взгляд, обязано стимулировать такие программы и компании, потому что космическая деятельность, несомненно, требует постоянных денежных вложений и поддержки [2].
Космический туризм можно смело назвать одной из опор российской космонавтики и России в целом, но это субъективное мнение, которое вполне могут оспорить эксперты данной области. Но я бы все же подумал над тем, что если когда-нибудь на Марсе будут цвести яблоки, то какого сорта они будут - Антоновка, или все же Golden Delicious и какие плоды они могут принести для нашей страны.
Библиографические ссылки
1. Русская служба BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/science/
2. ИД «Галицкие контакты». URL: http://kont-rakty.ua/article/30862/.
3. КонсультантПлюс. URL: http://www.consul-tant.ru/.
© Горнаков К. О., 2013
УДК 669.713.7
М. А. Грачёва Научный руководитель - А. А. Тигашёва Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО МУСОРА
Проблема засорения космического пространств является международной. По расчетам через 15-30 лет ближний Космос будет полностью засорен и будет непригоден для полетов, поэтому вопрос о решении про-
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
блемы засорения космоса актуален на сегодняшний момент, основные аспекты которого раскрываются в данной работе.
В целом у проблемы космического мусора как у всякой сложной и актуальной проблемы задействовано множество различных сфер: научная, техническая, юридическая, экологическая и прочие. В настоящее время национальные исследовательские центры, космические агентства с различной степенью углубленности периодически обсуждают правовую сторону освоения космического пространства на многочисленных комитетах и комиссиях международных организаций, таких как Международная астронавтическая федерация (IAF), Комитет по Исследованию Космического пространства Международного совета Научных союзов (COSPAR), Международный телекоммуникационный союз (ITU), Международный институт космического права (ICJ) и других. Представляется, что в последнее время совместная скоординированная деятельность двух международных органов в «техническом» и «политико-правовом» измерениях данной проблемы вывела ее понимание на качественно новый уровень [1].
Первый договор о космосе был подписан в 1967 году 27 января. Официальное его название: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела - межправительственный документ. Являясь основой международного космического права, Договор подписали Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Советский Союз. По состоянию на октябрь 2011 года 100 стран являются государствами-участниками Договора, а еще 26 подписали Договор, но не завершили ратификацию, предполагающую соблюдение правил и обязанностей Договора странами-участниками [3].
Этот Договор ограничивает использование Луны и других небесных тел только в мирных целях и прямо запрещает их использование для испытания любого рода оружия, проведения военных маневров или создания военных баз, сооружений и укреплений. Тем не менее, Договор не запрещает размещение обычных вооружений на орбите и наличия космического мусора.
В общее понятие «космический мусор» входят 2 типа мусора, это:
1) астероиды и кометы, блуждающие по Солнечной системе и засоряющие ее;
2) детали отработанных космических кораблей, которые вращаются около Земли или летят к другим планетам и спутникам, а в дальнейшем станут таким же мусором у этих объектов Солнечной системы.
Но чаще всего термин «космический мусор» относят ко второму типу.
Космический мусор - это все искусственные объекты и их фрагменты в космосе, которые уже неисправны, не функционируют и никогда более не смогут служить никаким полезным целям, но являющиеся опасным фактором воздействия на функционирующие космические аппараты, особенно пилотируемые.
Вклад в создание космического мусора по странам:
- Китай - 40 %;
- США - 27,5 %;
- Россия - 25,5 %;
- остальные страны - 7 %.
В 80-х годах прошлого века, когда космический мусор существовал как чистая теория, его угрозой никто всерьез не занимался, сегодня же ученые бьют тревогу: если в ближайшем будущем международное сообщество не изобретет метод уборки, запуски новых кораблей могут стать небезопасными. На орбите начнет увеличиваться в геометрической прогрессии: частицы мусора будут сталкиваться друг с другом, дробиться и опускаться в атмосферу. При таком развитии событий неизбежно наступит момент, когда число образующихся осколков превысит число сгорающих в атмосфере, и тогда Землю придется в буквальном смысле «закрыть», т. е. не летать в космос, пока не найдется способа разобрать орбитальную свалку [3].
На территории 10 га Швейцарии в г. Лозанна построен университет, нацеленный на изучения в области космических разработок, астрономических наблюдений и проектов по очистке космического пространства от инородных объектов. Одним из достижений стал выпуск Спутника «Clear Space», размер которого составляет не более 300 см3, который занимается сбором мусора в космическом пространстве.
В России, на Кавказе, находится обсерватория, которая непосредственно занимается наблюдением, сбором данных и анализом космических объектов, и главным образом космическим мусором. Деятельность осуществляется институтом прикладной математики им. М. В. Келдыша Российской академии наук. Работа начинается с заходом солнца, так как солнечные лучи могут повредить современное дорогостоящее оборудование (телескопы). Полученная информация поступает в вычислительный центр, затем она направляется в Центр управления паллетами. С этого момента необходимые данные передаются в Федеральное космическое агентство, Министерство обороны и в частные компании. Если возникают какие-либо проблемы, все вышеперечисленные организации совместно решают сложившуюся ситуацию [2].
Проблема засорения космического пространств является международной, потому что космические обломки в любой момент могут столкнуться с работающими спутниками, космическими станциями, как экологии, так и здоровью человека.
По расчетам через 15-30 лет ближний Космос будет полностью засорен и будет непригоден для полетов. Особенно это касается геостационарных орбит, на которых отработанные спутники практически сохраняются вечно.
Засорение космическим мусором поверхности Земли и Мирового океана еще усугублено тем, что время существования этих фрагментов весьма растянуто. Есть уже и сейчас объекты, которые упадут на Землю в течение 100-300 лет. У низколетящих срок «жизни» намного меньше, и они, поэтому еще опас-
нее, что и требует скорейшего разрешения проблем очистки околоземного пространства.
Но, как известно, избавиться от загрязнения окружающей среды гораздо сложнее, чем предотвратить его загрязнение. Для сдерживания этого опасного процесса требуется безотлагательная работа, и принятие специальных мер всеми участвующими в освоении космоса государствами.
Библиографические ссылки
1. Памятные даты и знаменательные события. URL: http://www.calend.ru/events/l-27/.
2. Популярная механика. URL: http://www.pop-mech.ru/article/479-kosmicheskiy-musor/.
3. Заочная аэрокосмическая школа МФТИ. URL: http://study.mipt.ru/mod/wiki/view.php?id=66.
© Грачёва М. А., 2013
УДК 341.229
А. А. Даньшин Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА О СПАСАНИИ И ВОЗВРАЩЕНИИ КОСМОНАВТОВ И ОБЪЕКТОВ, ЗАПУЩЕННЫХ
В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Дается оценка развития норм международного космического права о спасании и возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство. Обозначаются проблемы их дальнейшего развития и определяются возможные пути решения данных проблем.
В настоящее время в рамках отрасли международного космического права сформированы правовые институты, регламентирующие межгосударственные правоотношения в части оказания помощи космонавтам в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки, в том числе необходимости организации возвращения космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство. Формирование данных правовых блоков стало новым шагом вперед на пути создания системы космического права и расширения международного сотрудничества.
В основу правового регулирования данных отношений легло «Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство» от 22 апреля 1968 года, принятое в рамках Организации Объединенных Наций.
Согласно данному договору, обязанности государств-участников, в том числе экипажа космического объекта, различных государственных служб, которые непосредственно оказывают помощь, достаточно разнообразны и включают в себя такие действия как:
1) информирование государства, осуществившего запуск объекта о бедствии;
2) предоставление права укрытия космонавтов на станциях и установках другого государства;
3) принятие сигнала бедствия радиостанциями государств-участников;
4) осуществление операций по поиску и спасанию экипажа при высадке в открытое море или другое место не находящееся под юрисдикцией какого-либо государства;
5) оказание иного рода взаимной помощи [1].
Однако, как показывает практика, предусмотренные юридические обязательства государств до настоящего времени по большей части остаются нереализованными по причине отсутствия организационно-
правовой основы, которая бы регламентировала действия государств.
К числу проблем организационно-правового характера следует отнести отсутствие:
1) обеспечения высококачественной непрерывной связи между космическими объектами, между космическими объектами и Землей;
2) обеспечения совместимости пилотируемых космических объектов и средств спасания различных государств;
3) разработки единых правил проведения спасательных операций в космосе.
Перечисленные проблемы нуждаются в настоящее время в специальном международно-правовом регулировании, которое должно быть закреплено межгосударственным соглашением [2].
По этой причине перед мировым сообществом стоит задача о принятии таких норм международного характера, которые бы не допустили такую ситуацию, когда в критических условиях из-за несовместимости оборудования и техники, средств спасания, порядка действий экипажа было бы нельзя оказать помощь персоналу одной из станций на небесном теле.
За долгие годы существования подобного Соглашения, предпринимались попытки регулирования данных вопросов.
Так, в 1972 году между СССР и США было подписано Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Одна из статей данного Соглашения отражала взаимную договоренность сторон о проведении работ по созданию совместных средств стыковки и сближения станций и космических кораблей с целью безопасности полетов в космос.
Помимо этого, в рамках советско-американской программы «Экспериментальный полет «Аполлон» -«Союз»» 1975 года, было принято соглашение о про-