Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

КОРРУПЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здравоохранение / медицинские учреждения / коррупция / взяточничество / Всемирная организация здравоохранения / healthcare / medical institutions / corruption / bribery / World Health Organization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полина Сергеевна Сивоконева

В данной статье рассматривается проблема коррупции в здравоохранении, анализируются рекомендации ВОЗ и возможность их применения в России. Приводится зарубежный опыт борьбы с коррупцией. Особое внимание уделено оценке идеи создания специализированного органа по борьбе с коррупцией в России как одного из новых методов системной борьбы с этим негативным явлением. Автор приходит к выводу, что взаимодействие государства и населения представляет собой вполне эффективный способ предотвращения коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION IN HEALTHCARE: PROBLEMS AND SOLUTIONS

This article examines the problem of corruption in healthcare, analyzes WHO recommendations, and examines the possibility of their application in Russia. The article provides foreign experience in the fight against corruption. Particular attention is paid to assessing the idea of creating a specialized body to combat corruption in Russia as one of the new methods of systematically combating this negative phenomenon. In conclusion, the author comes to the conclusion that interaction between the state and the population is a very effective way to prevent corruption.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

www.volsu.ru

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

СТАТЬИ

УДК 341 ББК 67.9

КОРРУПЦИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ1

Полина Сергеевна Сивоконева

Магистрант кафедры конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет [email protected]

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема коррупции в здравоохранении, анализируются рекомендации ВОЗ и возможность их применения в России. Приводится зарубежный опыт борьбы с коррупцией. Особое внимание уделено оценке идеи создания специализированного органа по борьбе с коррупцией в России как одного из новых методов системной борьбы с этим негативным явлением. Автор приходит к выводу, что взаимодействие государства и населения представляет собой вполне эффективный способ предотвращения коррупции.

Ключевые слова: здравоохранение, медицинские учреждения, коррупция, взяточничество, Всемирная организация здравоохранения.

Одной из проблем системы здравоохранения является коррупция и взяточничество в медицинских учреждениях. Данная проблема характерна не только для нашего о государства, но и для всего мира. В связи с г этим Всемирная организация здравоохране-£ ния (далее - ВОЗ) разработала программу «й по предотвращению коррупции в государ-щ ствах-участниках ВОЗ посредством повы-§ шения прозрачности и усиления механизмов к подотчетности в их системах здравоохра-

а нения [5].

В качестве первой меры по предотвращению коррупции в сфере здравоохранения указываются консультации населения. Консультации представляют собой особые мероприятия, включающие взаимодействие между населением и государственными деятелями по вопросам коррупции и здоровья. Проведение консультаций с населением особенно полезно при разработке общей стратегии здравоохранения или плана борьбы с коррупцией. Кроме того, необходимо не только учитывать мнение граждан при определении политики в

Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 21. 2023

55

данном направлении, но и создать механизмы защиты граждан от разрушительного явления. Так, в России на сайтах медицинских учреждений существует раздел «обратная связь для обращений о фактах коррупции». По указанному на сайте номеру каждый человек, столкнувшийся с коррупцией, может об-раться по телефону и сообщить о произошедшем. При этом возникают две проблемы. Во-первых, по анонимным сообщениям не принимаются никакие меры. С одной стороны, такой порядок направлен на предотвращение злоупотребления и ложных сообщений. С другой стороны, в случае, если человек не хочет раскрывать свое имя, потому что боится последствий в свой адрес, и преступление действительно есть, то в таком случае меры не будут приняты. В этой связи уместно будет упомянуть, что в рекомендациях ВОЗ обращается внимание на форму сбора данных от граждан и указывается на то, что опросы должны быть анонимными.

Во-вторых, по телефону доверия Минздрава принимаются обращения, касающиеся коррупционных действий только гражданских служащих Министерства и руководителей организаций, подведомственных Министерству. Однако в частной системе здравоохранения также возможны коррупционные проявления, дополнительных способов защиты от которых пока не предусмотрено. В научной литературе встречается мнение, что коррупция не происходит в частной медицине [4]. Автор связывает это с тем, что коррупция есть только там, где финансирование деятельности осуществляется за счет государства и, следовательно, граждане получают медицинскую помощь бесплатно. Представляется данный вывод неверным. Такое явление как коррупция является собирательным и может выражаться в различных сферах, принимая различные виды и формы.

Одним из эффективных способов по предотвращению коррупции является проведение опросов населения. На это указывает и ВОЗ, устанавливая рекомендации к данному методу исследования. Так, ответы на опросы должны быть анонимными, а сбор данных организован таким образом, чтобы уменьшить нежелание делиться мнениями. При рассмотрении конкретных видов коррупции, вопросы

не должны касаться личного опыта информатора. Вместо этого вопросы должны быть направлены в целом на восприятие респондентами риска коррупции в определенной области, стимулирующие к ней факторы. Хотелось бы также дополнить, что собирать данные необходимо не только от граждан, но и от медицинских работников, поскольку они могут оказаться заложниками коррупционных ситуаций. Информация, полученная в ходе консультаций с населением, может быть использована при разработке новой стратегии или реформы.

В качестве следующей меры по предотвращению коррупции в сфере здравоохранения предлагается привлекать государственные надзорные органы.

В зарубежных странах есть государственные наблюдательные организации, которые направляются в учреждения, где необходимо предотвратить или искоренить коррупцию. Данный механизм можно применять в сфере здравоохранения. Агентства по борьбе с коррупцией организуют консультации с населением, чтобы узнать у населения о проблемах и потенциально сотрудничать со здравоохранением. Проблемы, поднятые в ходе консультаций с населением, могут стать основанием для проверки этого учреждения правоохранительными органами. Таким образом, данные надзорные органы используют в своей работе в том числе вышеназванный способ - опрос населения.

Рассуждая об антикоррупционных органах, стоит отметить, что в настоящее время в России нет отдельного органа государственной власти, наделенного исключительной компетенцией по борьбе с коррупцией и профилактикой коррупционных отношений в государственно-управленческой деятельности. Антикоррупционными полномочиями наделяется множество государственных органов и должностных лиц [1, с. 243]. ВОЗ в качестве рекомендаций по привлечению государственных надзорных органов приводит должность ом-будсмена, в полномочия которого входит расследование по поступившим от граждан жалобам и рекомендации отраслевым министерствам и парламенту. Стоит отметить, что в России также есть опыт существования ом-будсмена в сфере противодействия коррупции.

Так, в некоторых регионах нашей страны существовала должность Уполномоченного по противодействию коррупции. Отмечается, что практика работы данного органа была в целом положительной, однако реализация Национального плана потребовала упразднения данной должности и передачи антикоррупционных полномочий исполнительному органу данного региона [2, с. 85].

В целом многие исследователи и практические работники считают необходимым создание специализированного органа по борьбе с коррупцией в виде отдельного федерального агентства, либо института уполномоченного по профилактике коррупции при главе государства. Я разделяю точку зрения, что в Российской Федерации на данный момент нет серьезных оснований для создания отдельного федерального органа государственной власти, на который были бы возложены координационные полномочия по противодействию коррупции на всей территории страны [3, с. 159].

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что коррупция в сфере здравоохранения затрагивает не только финансовые и имущественные ценности, но посягает на здоровье и жизнь людей. Предполагается, что взаимодействие государства и населения представляет один из эффективных способов предотвращения коррупции, поскольку государство будет от своих граждан узнавать о существующих проблемах и принимать меры для их устранения в рамках уже имеющихся полномочий и программ по борьбе с коррупцией.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда N° 23-78-10175, https://rscf.ru/project/23-78-10175/.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Иванова, Н. А. Проблемы и перспективы реализации антикоррупционной политики РФ / Н. А. Иванова // Актуальные вопросы конституционализма : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. - Н. Новгород : Нижегор. акад. М-ва внутр. дел Рос. Федерации, 2021. - С. 243-245.

2. Иванова, Н. А. Развитие правовой основы противодействия коррупции в современной России / Н. А. Иванова // Оптимизация правовой основы противодействия преступности: к 25-летию Конституции Российской Федерации : сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Л. В. Лобановой, С. М. Мкртчян. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2018. -С. 84-86.

3. Поляков, М. М. Специализированные антикоррупционные органы государственной власти и должностные лица в России и зарубежных странах / М. М. Поляков // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2019. - № 6. - С. 158-164.

4. Тихомиров, А. В. Коррупция в здравоохранении / А. В. Тихомиров // Главный врач: хозяйство и право. - 2009. - № 6. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://anoufriev.ru/ archives/964

5. Reinforcing the Focus on Anti-Corruption, Transparency and Accountability in National Health Policies, Strategies and Plans // World Health Organization. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.who.int/publications

Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 21. 2023

57

CORRUPTION IN HEALTHCARE: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Polina S. Sivokoneva

Master's Student, Department of Constitutional and Municipal Law,

Volgograd State University

[email protected]

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. This article examines the problem of corruption in healthcare, analyzes WHO recommendations, and examines the possibility of their application in Russia. The article provides foreign experience in the fight against corruption. Particular attention is paid to assessing the idea of creating a specialized body to combat corruption in Russia as one of the new methods of systematically combating this negative phenomenon. In conclusion, the author comes to the conclusion that interaction between the state and the population is a very effective way to prevent corruption.

Key words: healthcare, medical institutions, corruption, bribery, World Health Organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.