Научная статья на тему 'Коррупция в студенческой среде'

Коррупция в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2336
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / КОРРУПЦИЯ В РАБОТЕ / ОТНОШЕНИЕ К КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ / КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / CORRUPTION IN EDUCATION / CORRUPTION AT WORK / ATTITUDE TOWARDS CORRUPTION / CORRUPTION PRACTICES / CORRUPTION AS A SYSTEM-DEFINED SOCIAL PHENOMENON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балезина Ирина Владимировна, Никонов Михаил Васильевич

Статья посвящена проблеме отношения к коррупции работающих студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Исследователями был использован метод фокус-группы, с помощью которого были проанализированы причины коррупции в образовании и в работе студентов, выделены виды коррупционных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Балезина Ирина Владимировна, Никонов Михаил Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION IN the STUDENT ENVIRONMENT

The article considers the problem of the attitude of working students at Perm National Research Polytechnic University (PNIF) towards corruption. The researchers have used the focus group method with the help of which the causes of corruption in education and at work have been analyzed; the types of corruption practices have been identified.

Текст научной работы на тему «Коррупция в студенческой среде»

УДК 316.034:328.185 Балезина Ирина Владимировна

студентка 2 курса магистратуры кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета [email protected]

Никонов Михаил Васильевич

Balezina Irina Vladimirovna

2nd Year Master’s Student of the Department of Sociology and Political Science of Humanitarian Faculty of Perm National Research Polytechnic University [email protected]

Nikonov Mikhail Vasilievich

студент 2 курса магистратуры кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета [email protected]

КОРРУПЦИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

2nd Year Master’s Student of the Department of Sociology and Political Science of Humanitarian Faculty of Perm National Research Polytechnic University [email protected]

CORRUPTION IN THE STUDENT ENVIRONMENT

Статья посвящена проблеме отношения к коррупции работающих студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Исследователями был использован метод фокус-группы, с помощью которого были проанализированы причины коррупции в образовании и в работе студентов, выделены виды коррупционных практик.

Ключевые слова: коррупция в образовании, коррупция в работе, отношение к коррупции, коррупционные практики, коррупция как социальное явление.

The article considers the problem of the attitude of working students at Perm National Research Polytechnic University (PNIF) towards corruption. The researchers have used the focus group method with the help of which the causes of corruption in education and at work have been analyzed; the types of corruption practices have been identified.

Key words: corruption in education, corruption at work, attitude towards corruption, corruption practices, corruption as a system-defined social phenomenon.

В современной России остро стоит проблема коррупции во многих сферах общественной жизни. К теме коррупции часто обращаются не только журналисты, но и учёные. Научное понятие «коррупции» сводится к следующему: «коррупция - особое социальное явление, сущность которого заключается в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения» [1, с. 25]. «Сложность ситуации состоит в том, что коррупция в нашей стране приобрела системный характер. Это уже не побочный продукт, а органическая составная часть политико-административной и экономической системы государства. Коррупция - многоаспектное, многоуровневое, системно организованное социальное явление, органически интегрирующее в себе экономическую, юридическую, социальную, управленческую, этическую и даже политическую составляющие. Распространена она как на элитарном, так и на среднем, и на низовом уровнях; проникает во все сферы и подсистемы общественного бытия; затрагивает интересы всех социальных групп, слоев и классов общества; поражает экономику и политику, социальную сферу и культуру» [1, с. 25-26].

«Не обходит данное явление стороной и сферу высшего образования. Современное российское высшее образование видится претерпевающим определенные трансформации: от поля, регулируемого, по сути, традицией (а не экономической целесообразностью) к полю, где правила игры задают уже только экономические механизмы, без оглядки на неденежные нормы и ценности - уже своего рода рынку» [2, с. 70]. Коррупция в системе высшего образования постепенно становится повторяющимся дисфункциональным явлением, и превращается в неотъемлемую часть системы с точки зрения основного потребителя ее услуг, студентов. При этом благополучателем в коррупционных взаимодействиях начинает выступать конкретный человек, но скрытый от общественного мнения. Коррупционные отношения заставили большую долю студентов переориентироваться на данную дисфункцию как на основную модель жизни в вузе. Это может привести к тому, что приобретая в вузе коррупционный опыт в качестве возможной модели работы, некоторая часть современных студентов легко перенесет такую модель в завтрашнюю жизнь вне сферы высшего образования. Ни в коем случае не стоит жестко распространять коррупционную составляющую общества на всё студенчество, всю систему образования, на всю академическую науку.

Если коррупцию в образовании можно отнести к так называемой «бытовой коррупции», то

в работе студенты могут столкнуться с другими видами коррупции: взятки и неформальные платежи в отношениях между бизнесом и официальной властью (деловая коррупция); платежи за заключение сделок, совершаемых между менеджерами компаний (откаты); покупка мест во властных структурах и теневое финансирование избирательных кампаний в целях лоббирования интересов политических и экономических групп (политическая коррупция) [3, с. 104]. А поскольку студенты - это будущие специалисты, которые будут занимать ответственные посты, высокие должности, то они, скорее всего, будут сталкиваться в своей работе с данными видами коррупции. От отношения студентов к коррупции, от распространённости коррупционных практик в студенческой среде во многом будет зависеть будущая масштабность коррупции.

Тема данного исследования выбрана не случайно, поскольку современные студенты все чаще стали совмещать в своей жизнедеятельности учебу и работу. В этих сферах деятельности студенты рискуют стать участниками коррупционных практик. Таким образом, возникает определённая проблема, которая заключается в следующем: коррупция, как социальное явление, запрещена законом, но будучи нелегальной имеет широкое распространение в качестве латентно-легитимной (признанной не как дисфункция-отклонение, а как допустимый тип взаимодействий) функции в студенческой среде.

В связи с этим, встаёт центральный вопрос данного исследования: как студенты относятся к коррупции?

На основе программы и инструмента исследования (опросника) авторами были проведены две фокус-группы [4, с. 70]. Инструмент исследования включал в себя три основных блока вопросов: представление студентов о коррупции в целом, коррупция в образовании, коррупция в работе. В исследовании приняли участие студенты третьего, четвертого и пятого курсов специальностей гуманитарного, электротехнического, аэрокосмического и строительного факультетов очного и заочного отделения Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), которые совмещают работу и учебу. Учеба и работа - две сферы деятельности, в которой студенты могут столкнуться с коррупционными практиками. Были сформированы две группы:

1. Студенты очного отделения технических и гуманитарных специальностей, из них пять мужчин и две женщины.

2. Студенты заочного отделения технических и гуманитарных специальностей, из них четыре мужчины и три женщины.

В ходе исследования по ответам участников были выделены три основные группы ответов, которые можно обобщить в следующие категории [4, с. 120]: «коррупция как социальное явление», «коррупция в сфере образования», «коррупция в сфере труда (на работе)». В процессе анализа категории «коррупция как социальное явление» были выделены две субкатегории: «характеристики коррупции» и «перспективы борьбы с коррупцией». В процессе исследования субкатегории «характеристики коррупции» было выявлено, что студенты осведомлены о коррупции и считают ее довольно распространенным явлением. Это связано с тем, что коррупция достаточно часто освещается в СМИ, да и сами студенты не раз сталкивались с фактами коррупции во многих сферах общественной жизни: Никита: «ну у меня два канала, через которые я узнаю о коррупции. Первый - это знакомые из университета. Второй - это средства массовой информации», Илья: «Я считаю то, что это обширная проблема; думаю, что она проявляется в очень многих сферах, и как бы и лично уже не раз сталкивался».

Участники фокус-группы определяют коррупцию как взяточничество, предоставление услуг по блату, использование власти и должностного положения в личных целях, нарушение закона. Интересен тот факт, что студенты понимают под коррупцией не только взяточничество, но и различные ее формы, такие как непотизм, протекционизм. Это указывает на то что, в сложившихся отношениях в демократической системе Российской Федерации существуют различные виды коррупционных практик. В добавление, можно сказать, что представления студентов о коррупции не расходятся с общепринятыми определениями данного явления.

Участники беседы отмечают, что коррупция очень распространена как в стране в целом, так и в Пермском крае. Студенты выделяют следующие причины распространенности коррупции в России: несовершенство законов, безответственность властного аппарата, бюрократизм, российский менталитет. Это говорит о том, что причины коррупции, по мнению участников фокус-группы, укоренены не только в политико-правовой сфере, но и во всех сферах общественной жизни, в частности, в культуре и социальных отношениях. Участники фокус-группы отметили: Миша: «коррупционные действия уже доведены до автоматизма и люди не считают их коррупцией как таковой», Саша: «Да, ещё люди жадные. Ну и очень важно, что менталитет

у нас в России такой: люди привыкли, что так происходит, так будет происходить. Никто этому не противится».

Сказанное выше подводит к выводу о том, что коррупция является дисфункцией общества, которая противоречит всей культуре, всем нормам и законам как юридическим, так и нравственным. Таким образом, необходимо рассмотреть то, как участники фокус-группы оценивают перспективы борьбы с коррупцией. Перейдем к анализу следующей субкатегории - «перспективы борьбы с коррупцией».

В целом, студенты считают действующие методы борьбы с коррупцией неэффективными, также они полагают, что данными методами коррупцию не искоренить. Поэтому участники фокус-группы в ходе беседы предлагали различные методы борьбы с коррупцией, занимая тем самым активную позицию: ужесточение закона, вплоть до радикальных мер (Лена: «чтобы было как в Китае - узнали про взятку - смертная казнь»), разрыв системы круговой поруки (Ка-тя:«Если я беру взятки, то и он берёт взятки, но я про него не скажу (не донесу), потому что он в ответ укажет про меня»), внедрение жесткого контроля, изменение культуры и национального самосознания россиян. Возможно, препятствовать этому могло в наибольшей мере тоталитарное законодательство, отсечение правой руки в древности Китае и Вавилоне, но изжить коррупцию не могло ни одно общество. Меру коррупции можно лишь регулировать в условиях общества с частной собственностью. Если обращаться к античным авторам, то Платон призывал к нравственному воспитанию общества, Аристотель полагал, что регулировать коррупцию может закон государства-полиса. Это вновь указывает на то, что коррупция - это явление, прежде всего, системное, и борьба с ней не ограничивается только сферой законодательства. Но, даже предлагая свои методы решения, участники считали, что уровень коррупции можно лишь снизить, но искоренить коррупцию полностью нельзя.

Студенты, занимавшие пассивную позицию, говорили следующее: Андрей: «и так хорошо», Ксюша: «Наши меры не эффективны», Евгений: «Это мечта», Никита: «У нас уже есть такая финансовая система», Миша: «тяжело что-то поменять в государстве». Можно полагать, что им ничего не хочется изменить, и они рассчитывают на какие-то внешние силы, которые изменят ситуацию. В результате, можно сделать вывод, что взгляды на перспективы борьбы с коррупцией достаточно разные и противоречивые. Эта ситуация разобщенности взглядов, ценностей, мотивов, отсутствия общей позиции приводит к тому, что разработка общих методов и программ борьбы с коррупцией затруднена.

Рассмотрим категорию «коррупция в системе образования», в которой были выделены три субкатегории: «коррупционные практики в системе образования», «причины коррупции в системе образования», «отношение к коррупции в системе образования». При анализе первой субкатегории выяснилось, что сфера образования богата различными коррупционными практиками. Данные практики распространены как в высшем образовании, так и в школьном и дошкольном образовании: Катя: «Место в школе точно также покупается в зависимости от школы, то есть чем престижней школа, тем дороже место», Ксюша: «Детские сады - они рулят в этом плане. Потому что, даже знакомство не помогает иногда устроить ребенка в детский сад». Поскольку, студенты практически не соприкасаются со сферами школьного и дошкольного образования, они слабо осведомлены о коррупции в данных сферах. Что касается высшего образования, то здесь во время беседы было озвучено множество различных коррупционных практик, которые можно разделить на следующие группы:

1. Использование связей

2. Денежные практики

3. Бартерные практики

Разберем подробно каждую группу практик.

1. Использование связей. Под данными практиками понимается обращение за помощью к администрации вуза и ее подразделениям (деканат, ректорат), авторитетным преподавателям с целью получения определенных преференций: зачет, экзамен. Саша: «договариваются, находят знакомых людей и платят деньги типа связано там с деканатом или что», Андрей: «люди с авторитетом видимо могут решить как-то этот вопрос, хотя преподаватель не требует ни денег ничего». Практики такого рода отмечались участниками беседы достаточно редко, поскольку трудно наладить «дружеские» связи с администрацией вуза или авторитетными преподавателями, которые, в свою очередь, дорожат репутацией и занимаемой должностью.

2. Денежные практики. Под данными практиками понимается получение преподавателем денег в обмен на зачет или оценку за экзамен, покупка бюджетного места в вузе, платные кур-

сы, вымогательство денег преподавателями, предоставление возможности студентам альтернативной сдачи экзамена, покупка диплома. Евгений: «просто в наглую, у деканата такая бумажка будет висеть, где будет написано: вот столько-то тебе будет нужно денежку отдать, чтобы сдать», Саша: «принесли около 300 тысяч единоразово и просто через 3-4 года ты приходишь за дипломом». Такие практики встречаются чаще остальных, так как, деньги самый ликвидный товар.

3. Бартерные практики. Под ними понимаются: вымогательство подарков, дарение подарков. Андрей: «отец возил на дачу асфальт физруку, все ему строили дачу», Илья: «преподаватель на кафедре просто, когда приходили к нему разговаривать ясно дал понять о том, что маленький подарок и проблема решена», Ксюша: «тот же коньяк, тот же монитор за оценку».

В результате можно сделать вывод, что коррупционные практики в вузах очень разнообразны и носят, прежде всего, материально-денежный характер. Также это говорит о том, что коррупция сильно укоренена в системе образования. Исходя из этого, рассмотрим следующую субкатегорию - «причины коррупции в системе образования».

Участники беседы отметили, что коррупция - двусторонний процесс, в который включены студент и преподаватель. Причем, участники отмечают, что чаще в коррупционном акте виноват студент. Андрей: «У нас тоже был случай. Ребята пытались: купили алкоголь. Пытались получить зачёт. И он их публично выгнал. Накричал на них. Хотя вся группа хотела: если у них так получится - получить зачёт. Ну, так сдавать пришлось». В основном студентов толкают на коррупционные практики субъективные причины: их лень, нехватка времени для выполнения заданий, отсутствие знаний, нежелание учиться, неверие в собственные силы, многим нужны только «корочки». Интерес к учебе отсутствует. Евгений: «На мой взгляд - это лень. Может быть, отсутствие там Я не знаю какого-то, каких-то необходимых знаний», Никита: «Мне кажется, также ещё нехватка времени и вот неверие в собственные силы». Но существуют и объективные причины, подталкивающие студента к коррупции: отсутствие поддержки со стороны администрации вуза, откровенное вымогательство со стороны преподавателя, дурная слава преподавателя. Максим: «А деканат просто разводит руками, извините, мол, ничем помочь не можем. Щас нам эту сессию надо сдать. У нас такая же история повторяется: снова стоит какой-то предмет, стоит лекция и через пару дней будет зачет или экзамен», Саша: «Если не хочешь ходить платно - ты будешь сдавать долго и упорно».

Таким образом, существует множество причин, которые так или иначе заставляют студента прибегнуть к коррупционным практикам. Зачастую объективные и субъективные причины присутствуют одновременно, усиливая желание студента прибегнуть к коррупционным практикам.

Что касается преподавателей, их толкают на коррупцию следующие причины: желание жить хорошо, отсутствие моральных принципов, попытка повысить свой материальный статус. Никита: «Кто-то не из-за денег идёт на такие нарушения закона», Ксюша: «и они тоже люди, они тоже хотят хорошо одеваться, хорошо выглядеть. Жить в своём тоне, покупать квартиры, растить детей также», Андрей: «из-за каких-то своих моральных неуравновешенных чувств. Например, из-за недостатка какого-то общения».

Современная ситуация такова, что с распадом СССР исчезли многие привилегии преподавателей. В нынешней России преподавателем быть не престижно, это малооплачиваемая профессия, и поэтому некоторые из них стремятся компенсировать недостатки профессии, поднять свой материальный статус за счет различных коррупционных актов.

Некоторые участники беседы отмечали также, что причина коррупции в образовании связана с государством: Ксения: «Расхлябанность эта идет не от народа, а с головы нашего государства». Это свидетельствует о том, что государство является третьим актором, в коррупционной связке «преподаватель - студент», который своим бездействием поддерживает коррумпированность системы. Именно системы, так как, в ходе беседы, студенты указывали на системный характер не только коррупции в целом, но и коррупции в образовании, двигателем которой является механизм спроса и предложения. Миша: «Где есть спрос, там есть и предложение».

Но все же, основной причиной коррупции в образовании, студенты считают человеческий фактор. Максим: «В принципе человек всегда хочет больше, чем у него есть», Саша: «Это русский менталитет, что авось и где-то может что-то как-то». Катя: «50/50 то есть либо толкают, либо сам идёт». Это говорит о том, что в целом и студент и преподаватель при слабом контроле со стороны государства порождают коррупционные акты.

В ходе анализа субкатегории «отношение к коррупции в образовании» выяснилось, что участники фокус-группы в основном негативно оценивают данное явление. Это связано с тем, что от квалификации и знаний многих выпускников могут зависеть различные сферы жизнедеятельности. Лена: «Я считаю, что коррупция в образовании - это вообще страшное дело. Ладно, мы - гуманитарии. Мы большого вреда не сделаем. А вот технари - у нас потом самолёты падают и дома рушатся». Некоторые участники беседы высказывали резко негативное отношение к коррупции в образовании: Илья: «Я считаю недопустимым, потому что если скажем, человек что-то пробует один раз, есть вероятность того, что он это попробует в другой раз».

Но все-таки были высказывания, которые выражали нейтральное и даже позитивное отношение к коррупции в образовании: Никита: «Я не исключаю возможности того, что в определённой ситуации - я бы дал взятку преподавателю», Евгений: «У меня нейтральное отношение получается к взятке. Есть оно, есть, но без него никак». В результате можно сделать вывод, что отношение к коррупции носит разносторонний характер. Как уже говорилось ранее, студенты в большинстве относятся к коррупции отрицательно, что во многом тормозит ее дальнейшее распространение. Но присутствие позитивного отношения к коррупции свидетельствует о том, что студент является в определенных ситуациях инициатором коррупционного акта, и, начиная давать взятки с вуза, он и в дальнейшем может применять такую модель поведения в различных жизненных ситуациях.

Но здесь стоит упомянуть, что все участники фокус-группы говорили о возможности закончить вуз, не прибегая к взяточничеству. Это наводит на мысль о том, что система образования может функционировать и без коррупционных практик.

Рассмотрев категорию «коррупция в образовании», мы переходим к рассмотрению следующей категории - «коррупция в работе». Данная категория включает в себя три субкатегории: «коррупционные практики в работе», «причины коррупции в работе», «отношение к коррупции в работе». Говоря о первой субкатегории, следует подчеркнуть, что коррупционные практики в работе студентов имеют совершенно другой характер, в отличие от коррупционных практик в образовании.

Участники беседы сами сталкивались или что-нибудь слышали о коррупции на работе. Они привели множество примеров коррупционных практик, начиная с взяток инспекторам ГИБДД, заканчивая крупными денежными махинациями, таких, как откаты, сращивание бизнеса и власти, доведение предприятий до банкротства. Максим: «и я как представитель руководящего звена - я с этим и слышал, и сталкивался - это вплоть до управляющего директора», Саша: «у нас вот сейчас на заводах сидит Б. Ну в своё время вы наверно слышали про его дела, то есть я не думаю, что человек очень хороший и высокого полёта. Ну, они тут на пару с Ч, они тут отлили нормально денег». Все коррупционные практики в работе можно разделить на два вида:

1. Услуга

2. Жажда наживы

1. Услуга. Под данными практиками понимается дача взятки должностным лицам, чтобы те в свою очередь оказали определенные услуги: Катя: «взятки были судебным приставам. Без этого они не работают вообще никак. Они просто не хотят», Миша: «тендеры выигрывают те люди, которые уже до этого заплатили деньги».

Из-за несовершенства всех трёх ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной, предприятия вынуждены вступать в коррупционные акты, чтобы минимизировать транзакционные издержки, а также это позволяет обеспечить экономическую стабильность предприятия.

2. Жажда наживы. Под данными практиками понимается процесс конвертации властного капитала в капитал экономический: создать дочернюю фирму, с целью получения заказов или прибыли, «утечка» денег с предприятия, смена директоров фирм «нужными» людьми: Максим: «и просто, выполняя любые планы и сверхпланы, мы денег так и не видели. Здесь все деньги получали верха. А куда они уходили - это уже никто не знает», Саша: «то есть щас получается, я понял так, что ведут потихоньку предприятие к банкротству прежние руководители, чтобы сливки все снять, остатки выбить с этого завода, всё чтобы можно было продать, распродать».

Эти практики можно назвать паразитирующими, так как, они не несут пользы для предприятия. Данные действия, в обход законов, приводят к обогащению тех, кто обладает большим властным ресурсом.

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод: коррупционные практики на предприятиях имеют широкое распространение. Причём не все практики наносят вред предприятию. Некоторые практики ускоряют работу предприятий и обеспечивают их заказами. Предприятия идут на такие меры из-за несовершенства законодательной базы. Но некоторые коррупционные акты могут довести предприятие до банкротства. Тем не менее, отдельные участники беседы, которые не сталкивались с коррупционными практиками на работе, утверждают, что в процессе работы можно не прибегать к коррупционным практикам.

Перейдем к следующей субкатегории «причины коррупции в работе» студентов. Участники беседы считают, что причинами коррупции в работе являются: несовершенство существующей системы и человеческий фактор. Под несовершенством системы понимается то, что государство само коррумпировано и издаёт законы, которые не способствуют развитию бизнеса, а наоборот осложняют его, поэтому многим предпринимателям приходится часто прибегать к коррупционным актам. Евгений: «может быть несовершенство существующей системы», Катя: «иногда говорят - проще дать взятку, чем делать всё по установленным правилам, которые ну иногда откровенно дурацкие», Саша: «кто берёт взятки как бы основное, это наживиться со стороны тех, кто даёт эти взятки, только если ускорить какие-то процессы и действия».

Что касается человеческого фактора, то под ним подразумевается жажда власти и денег, а также реализации собственных интересов и амбиций. Ксюша: «это люди, человеческий фактор, да, что людям хочется больше, чем они имеют. Больше, чем у них есть, может быть, считают, что в этом нет ничего плохого, предосудительного, и поэтому получаются взятки», Максим: «потому что денег охота всем. Начальству охота денег». В результате, можно сделать вывод, что там, где присутствуют большие деньги и власть, всегда будет существовать коррупция, особенно, если государство само вписано в систему таких отношений.

Рассмотрим следующую субкатегорию «отношение к коррупции в работе». Данная субкатегория включает в себя три вида отношений: положительное, нейтральное, негативное. Положительное отношение к коррупции в работе участники выражали редко, в основном это связано с тем, что в некоторых сферах коррупция является единственным решением проблем. Саша: «если исключить из неё любые средства, как деньги, то Я считаю да, по-иному - нет. Коррупция - это тоже хорошее дело, если Я предприниматель».

Нейтрально к коррупции относятся те участники беседы, которые либо не сталкивались с коррупцией при выполнении своих обязанностей на работе, либо им все равно, так как, это не затрагивает их финансового положения. Лена: «а мне параллельно, потому что меня это не касается», Евгений: «то есть конкретно мне наплевать на коррупцию. То есть Я свой фронт работ выполнил - мне зарплату выплатили. Если мне зарплату там задерживают и не выплачивают, то Я ищу другое место».

Но чаще всего студенты выражали негативное отношение к коррупции в работе. Это связано, во-первых, с тем, что коррупция в работе отражается на зарплате некоторых участников фокус-группы. Катя: «плохо. От этого зависит моя зарплата», Миша: «извините, я на цифры перейду. У меня оклад 5000 рублей. Я получаю 10% с заказа. Тендеры - они многомиллионные. Я бы нормально жил, но прожить на 5000 - это невозможно, ребята. Мне очень тяжело. Поэтому Я считаю, что это плохо». Во-вторых, с тем, что коррупция в работе негативно отражается на компании и на процессе производства. Саша: «они набирают туда тех же знакомых. И возможно они также плохо учились. Это же всё отразится на компании, возможно, в будущем. Возможны и аварии, и тому подобное», Максим: «я, конечно, отношусь очень плохо. Это влияет и на саму работу и на производство, и на всё такое».

Можно сделать вывод, что коррупция в работе для части студентов является механизмом, препятствующим их обогащению, поэтому она получает негативную оценку. Это может говорить о том, что работа для части студентов является инструментальной ценностью. Для другой части студентов коррупция является своего рода «тормозом» для развития предприятия, что говорит о терминальном отношении студентов к предприятию, на котором они работают.

Результаты исследования говорят о том, что студентам известен такой социальный феномен, как коррупция. Более того, практически каждый студент сталкивался с коррупционными актами, либо что-нибудь слышал о них. Тенденции таковы, что коррупция все больше становится привычной в студенческой среде и нередко - основным способом решения проблем.

Образование как одна из сфер студенческой жизни, безусловно, является коррумпированным. Не только преподаватели являются инициаторами коррупционных актов, но и сами

студенты. Это приводит к тому, что в дальнейшем студент и в своей работе будет прибегать к подобной модели поведения. Причем коррупционные практики в работе носят совершенно другой характер, нежели в образовании. В образовании студент рискует остаться без знаний, что может привести к безответственному отношению к работе и пагубно сказывается на его профессиональных навыках. В работе студенту порой все равно как развивается предприятие (прибегая к коррупции или нет), главное, чтобы вовремя и в полном объеме платили зарплату.

Еще одной причиной распространенности коррупционных практик является несовершенство законодательной системы, вдобавок, государство не борется должным образом с коррупцией на всех уровнях. Но при этом не стоит перекладывать ответственность только на государство, поскольку само общество не хочет менять сложившуюся ситуацию, а лишь пассивно подчиняется ей. Этот факт подтверждается отношением студентов к коррупции. Студенты в основном относятся негативно к данному социальному явлению, но при этом сами его воспроизводят, даже, несмотря на то, что коррупция влечет за собой пагубные последствия.

Таким образом, большое разнообразие практик, причин коррупции и ее масштабность доказывают то, что рассматриваемое явление носит системный характер, укореняется и становится нормой. Вследствие этого, коррупции в России становится все сложнее противостоять. В итоге, если общество действительно хочет, чтобы коррупция исчезла, то бороться с ней необходимо на всех ее уровнях, и каждому из нас следует занять активную позицию в этой борьбе, а не подчиняться обстоятельствам, высказывая лишь недовольство.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Охотский Е.В. Коррупция: сущность и меры противодействия // Социологические исследования.

2009. № 9.

2. Титаев К.Д. Почем экзамен для народа? Этюд о коррупции в высшем образовании // Экономическая социология. 2005. № 2. Т. 6.

3. Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. 2012. № 2. Т. 13.

4. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.